Мотивы и барьеры участия граждан в проектах промышленных предприятий: опыт ООО «Лукойл-Пермь» в развитии муниципальных сообществ
- Авторы: Плотникова Е.Б.1, Маркова Ю.С.1
-
Учреждения:
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 27, № 1 (2024)
- Страницы: 63-84
- Раздел: Социология труда
- URL: https://bakhtiniada.ru/1029-8053/article/view/273671
- DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2024.27.1.4
- EDN: https://elibrary.ru/CCWUED
- ID: 273671
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье исследуются мотивы и барьеры участия граждан в проектах муниципальных сообществ, финансируемых одним из крупнейших промышленных предприятий Пермского края –– ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Представлены результаты кейс-стади, проведенных в Пермском крае в 2019-2020 годах. В данной работе применен вид развернутого кейс-стади, в котором выбранные муниципальные образования рассмотрены не как изолированные объекты, а в качестве подсистем, которые выступают частью региональной и национальной систем. По критерию объекта исследования использован классический вариант организационного кейс-стади: кейс-стади населенного пункта.Анализ основан на формализованном опросе 1200 граждан и 40 глубинных интервью с участниками социальных проектов в четырех муниципальных районах Пермского края. Основываясь на этих эмпирических данных, в статье показано, что социальные проекты являются развивающимся инновационным каналом для участия граждан в развитии сообщества. По сравнению с традиционной практикой корпоративной социальной ответственности (КСО) цель и результаты таких проектов выходят за рамки предоставления социальных благ местным сообществам. Данные проекты поддерживают активное участие членов сообщества и поощряют развитие новых социальных практик, таких как проявление инициативы и ответственности за решение социальных проблем на местном уровне. Чтобы обеспечить устойчивость социальных проектов промышленных предприятий и активное постоянное участие членов муниципальных сообществ, в статье рассмотрены механизмы поддержки, которые в настоящее время предлагаются участникам местными властями и руководством компании, с учетом потребностей граждан и существующих барьеров для участия в таких проектах.
Об авторах
Елена Борисовна Плотникова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: plotnikova1958@yandex.ru
Пермь, Россия
Юлия Сергеевна Маркова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: julyamarkova@gmail.com
Пермь, Россия
Список литературы
- Alabi O.F., Ntukekpo S.S. (2012) Oil companies and corporate social responsibility in Nigeria: an empirical assessment of Chevron’s community development projects in the Niger Delta. British Journal of Arts and Social Sciences, 4(2): 361–374.
- Alonso A.D., O'Shea M. (2012) “You only get back what you put in”: Perceptions of professional sport organizations as community anchors. Community Development, 43(5): 656–676 (in Russian).
- Chernysh M.F. (2004) Sotsial’naia otvetstvennost’ biznesa i ee vliianie na sotsial’nuiu differentsiatsiu [Social responsibility of business and its impact on social differentiation]. In: Drobizheva L.M. (ed.) Rossiia Reformiruiushchaiasia: Ezhegodnik. Moscow: Institut Sociologii RAN: 80–91) (in Russian).
- Chirikova A.E., Shilova L.S., Lapina N.Y., Shishkin S.V. (2005) Biznes kak syb`ekt sotsial’noi politiki: dolzhik, blagodetel’, partner? [Business as a subject of social policy: debtor, benefactor, partner?] Moscow: Nezavisimyi Institut Sotsial’noi Politiki, HSE University (in Russian).
- Cresswell J.W., Plano Clark V.L. (2011) Designing and conducting mixed method research. 2nd Sage. Thousand Oaks, CA.
- Izmailova M. A. (2019) Korporativnaya social'naya otvetstvennost' rossijskih TNK kak faktor ustojchivogo razvitiya global'nogo obshchestva [Corporate Social Responsibility of Russian transnational companies as a factor of sustainable development of a global society]. Modernisation. Innovation. Development, 10: 213-227 (in Russian). https://doi.org/10.18184/2079-4665.2019.10.2.213-227
- Frynas J.G. (2005) The false developmental promise of Corporate Social Responsibility: Evidence from multinational oil companies. International Affairs, 81(3): 581–598. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2005.00470.
- Galimova M.S., Hairyllina E.I. (2016) Korporativnaya social’naya otvetstvennost’ promyshlennyh kompanii Rossii [Corporate social responsibility of Russian industrial companies]. Rossiskoe predprinimatelstvo, 17(8): 967–980 (in Russian).
- Klimov I.A., Klimova S.G. (2015) Modernizatsionnye effekty sotsial’nogo predprinimatel’stva [Modernization effects of social entrepreneurship]. Peterburgskaya Sotsiologiya Segodnia, 6: 266–299 (in Russian).
- Kopytova E.D. (2017) Socialnaya otvetstvennost’ businesa: metody ocenki i regional’noe izmerenie [Business social responsibility: evaluation methods and a regional dimension]. Ekonomicheskie i Social’nye Peremeny: Fakty, Tendencii, Prognoz, 10(1): 254–271. doi: 10.15838/esc/2017.1.49.14.
- Lapin N.I., Belyaeva L.A. (2010) Programma i tipovoj instrumentarij «Sociokul'turnyj portret regiona Rossii» (Modifikaciya - 2010) [Programme and methodology ‘Sociocultural regional portrait of Russia’ (Modification - 2010)]. M.: IPhRAS (in Russian).
- Li J., Haider Z.U., Jin X., Yuan W. (2019) Corporate controversy, social responsibility and market performance: International evidence. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 60: 1–18. https://doi.org/10.1016/j.intfin.2018.11.013.
- Makaros A., Zehavi T. (2008) Corporate Social Responsibility to the Community: A Process-oriented Model for Contractual Relations. Community Development, 39(4): 40–50. https://doi.org/10.1080/15575330809489657.
- McLennan S., Banks G. (2019) Reversing the lens: why corporate social responsibility is not community development. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 26 (1): 117–26. https://doi.org/10.1002/csr.1664.
- Muruviwa A., Nekhwevha F., Akpan W. (2018) Corporate social responsibility as a drive to community development and poverty reduction: A stakeholder approach to development in Zimbabwe. The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa, 14(1): 1-9. https://doi.org/10.4102/td.v14i1.440.
- Muthuri J. (2007) Participation and accountability in corporate community involvement programmes: a research agenda. Community Development Journal, 43(2): 177–193. doi: 10.1093/cdj/bsl053.
- Plotnikova E.B., Markova J.S. (eds.) (2021) Social'noe razvitie territorial'nyh sociumov: potencial sociokul'turnoj proektnoj deyatel'nosti promyshlennyh predpriyatij [Social development of territorial societies: the potential of socio-cultural project activities of industrial enterprises]. Perm.: Perm State National Research University (in Russian).
- Roussos S.T., Fawcett S.B. (2000) A review of collaborative partnerships as a strategy for improving community health. Annual Review of Public Health, 21: 369–402. https://doi.org/10.1146/annurev.publhealth.21.1.369.
- Sarmila M.S., Zaimah R., Lyndon N., Azima A.M., Saad S., Selvadurai S. (2013) The roles of government agency in assisting CSR project for community development: analysis from the recipients perspectives. Asian Social Science, 9(8): 17–22. doi: 10.5539/ass.v9n8p17.
- ?lezak M. (2020) From traditional to strategic CSR: systematic literature review. Journal of Corporate Responsibility and Leadership, 7(1): 39–53. https://doi.org/10.12775/JCRL.2020.003.
- Strauss A., Corbin J. (2001) Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosnovannaya teoriya, procedury i tekhniki [Basics of Qualitative Research: grounded theory, procedures and techniques]. M.: Editorial, URSS (in Russian).
- Wopara G.R. (2017) Corporate social responsibility as a mechanism of community development: a study of the Nigeria Liquefied Natural Gas Limited’s CSR for the Bonny Kingdom, Niger Delta, Nigeria. Journal of Corporate Responsibility and Leadership, 3(1): 49–68. https://doi.org/10.12775/JCRL.2016.004.
- Yuliasari P. (2020) The duality of community development and community relations functions of Corporate Social Responsibility (CSR) program: a case study of oil and gas company in Subang, West Java. Masyarakat: Jurnal Sosiologi, 25(1): 51–80. DOI: 10.7454/M JS.v25 i1.11688.
- Zorina A.E. (2015) Sotsial’naia otvetstvennost’ biznesa i ekologicheskie ustanovki naseleniia: na primere obshchnosti v usloviiah riska [Social responsibility of business and environmental views of the population: a case of community at risk]. Candidate of Science Thesis. IS RAN (in Russian).
Дополнительные файлы
