Мотивы и барьеры участия граждан в проектах промышленных предприятий: опыт ООО «Лукойл-Пермь» в развитии муниципальных сообществ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье исследуются мотивы и барьеры участия граждан в проектах муниципальных сообществ, финансируемых одним из крупнейших промышленных предприятий Пермского края –– ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Представлены результаты кейс-стади, проведенных в Пермском крае в 2019-2020 годах. В данной работе применен вид развернутого кейс-стади, в котором выбранные муниципальные образования рассмотрены не как изолированные объекты, а в качестве подсистем, которые выступают частью региональной и национальной систем. По критерию объекта исследования использован классический вариант организационного кейс-стади: кейс-стади населенного пункта.Анализ основан на формализованном опросе 1200 граждан и 40 глубинных интервью с участниками социальных проектов в четырех муниципальных районах Пермского края. Основываясь на этих эмпирических данных, в статье показано, что социальные проекты являются развивающимся инновационным каналом для участия граждан в развитии сообщества. По сравнению с традиционной практикой корпоративной социальной ответственности (КСО) цель и результаты таких проектов выходят за рамки предоставления социальных благ местным сообществам. Данные проекты поддерживают активное участие членов сообщества и поощряют развитие новых социальных практик, таких как проявление инициативы и ответственности за решение социальных проблем на местном уровне. Чтобы обеспечить устойчивость социальных проектов промышленных предприятий и активное постоянное участие членов муниципальных сообществ, в статье рассмотрены механизмы поддержки, которые в настоящее время предлагаются участникам местными властями и руководством компании, с учетом потребностей граждан и существующих барьеров для участия в таких проектах.

Об авторах

Елена Борисовна Плотникова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: plotnikova1958@yandex.ru
Пермь, Россия

Юлия Сергеевна Маркова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

Email: julyamarkova@gmail.com
Пермь, Россия

Список литературы

  1. Alabi O.F., Ntukekpo S.S. (2012) Oil companies and corporate social responsibility in Nigeria: an empirical assessment of Chevron’s community development projects in the Niger Delta. British Journal of Arts and Social Sciences, 4(2): 361–374.
  2. Alonso A.D., O'Shea M. (2012) “You only get back what you put in”: Perceptions of professional sport organizations as community anchors. Community Development, 43(5): 656–676 (in Russian).
  3. Chernysh M.F. (2004) Sotsial’naia otvetstvennost’ biznesa i ee vliianie na sotsial’nuiu differentsiatsiu [Social responsibility of business and its impact on social differentiation]. In: Drobizheva L.M. (ed.) Rossiia Reformiruiushchaiasia: Ezhegodnik. Moscow: Institut Sociologii RAN: 80–91) (in Russian).
  4. Chirikova A.E., Shilova L.S., Lapina N.Y., Shishkin S.V. (2005) Biznes kak syb`ekt sotsial’noi politiki: dolzhik, blagodetel’, partner? [Business as a subject of social policy: debtor, benefactor, partner?] Moscow: Nezavisimyi Institut Sotsial’noi Politiki, HSE University (in Russian).
  5. Cresswell J.W., Plano Clark V.L. (2011) Designing and conducting mixed method research. 2nd Sage. Thousand Oaks, CA.
  6. Izmailova M. A. (2019) Korporativnaya social'naya otvetstvennost' rossijskih TNK kak faktor ustojchivogo razvitiya global'nogo obshchestva [Corporate Social Responsibility of Russian transnational companies as a factor of sustainable development of a global society]. Modernisation. Innovation. Development, 10: 213-227 (in Russian). https://doi.org/10.18184/2079-4665.2019.10.2.213-227
  7. Frynas J.G. (2005) The false developmental promise of Corporate Social Responsibility: Evidence from multinational oil companies. International Affairs, 81(3): 581–598. https://doi.org/10.1111/j.1468-2346.2005.00470.
  8. Galimova M.S., Hairyllina E.I. (2016) Korporativnaya social’naya otvetstvennost’ promyshlennyh kompanii Rossii [Corporate social responsibility of Russian industrial companies]. Rossiskoe predprinimatelstvo, 17(8): 967–980 (in Russian).
  9. Klimov I.A., Klimova S.G. (2015) Modernizatsionnye effekty sotsial’nogo predprinimatel’stva [Modernization effects of social entrepreneurship]. Peterburgskaya Sotsiologiya Segodnia, 6: 266–299 (in Russian).
  10. Kopytova E.D. (2017) Socialnaya otvetstvennost’ businesa: metody ocenki i regional’noe izmerenie [Business social responsibility: evaluation methods and a regional dimension]. Ekonomicheskie i Social’nye Peremeny: Fakty, Tendencii, Prognoz, 10(1): 254–271. doi: 10.15838/esc/2017.1.49.14.
  11. Lapin N.I., Belyaeva L.A. (2010) Programma i tipovoj instrumentarij «Sociokul'turnyj portret regiona Rossii» (Modifikaciya - 2010) [Programme and methodology ‘Sociocultural regional portrait of Russia’ (Modification - 2010)]. M.: IPhRAS (in Russian).
  12. Li J., Haider Z.U., Jin X., Yuan W. (2019) Corporate controversy, social responsibility and market performance: International evidence. Journal of International Financial Markets, Institutions and Money, 60: 1–18. https://doi.org/10.1016/j.intfin.2018.11.013.
  13. Makaros A., Zehavi T. (2008) Corporate Social Responsibility to the Community: A Process-oriented Model for Contractual Relations. Community Development, 39(4): 40–50. https://doi.org/10.1080/15575330809489657.
  14. McLennan S., Banks G. (2019) Reversing the lens: why corporate social responsibility is not community development. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 26 (1): 117–26. https://doi.org/10.1002/csr.1664.
  15. Muruviwa A., Nekhwevha F., Akpan W. (2018) Corporate social responsibility as a drive to community development and poverty reduction: A stakeholder approach to development in Zimbabwe. The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa, 14(1): 1-9. https://doi.org/10.4102/td.v14i1.440.
  16. Muthuri J. (2007) Participation and accountability in corporate community involvement programmes: a research agenda. Community Development Journal, 43(2): 177–193. doi: 10.1093/cdj/bsl053.
  17. Plotnikova E.B., Markova J.S. (eds.) (2021) Social'noe razvitie territorial'nyh sociumov: potencial sociokul'turnoj proektnoj deyatel'nosti promyshlennyh predpriyatij [Social development of territorial societies: the potential of socio-cultural project activities of industrial enterprises]. Perm.: Perm State National Research University (in Russian).
  18. Roussos S.T., Fawcett S.B. (2000) A review of collaborative partnerships as a strategy for improving community health. Annual Review of Public Health, 21: 369–402. https://doi.org/10.1146/annurev.publhealth.21.1.369.
  19. Sarmila M.S., Zaimah R., Lyndon N., Azima A.M., Saad S., Selvadurai S. (2013) The roles of government agency in assisting CSR project for community development: analysis from the recipients perspectives. Asian Social Science, 9(8): 17–22. doi: 10.5539/ass.v9n8p17.
  20. ?lezak M. (2020) From traditional to strategic CSR: systematic literature review. Journal of Corporate Responsibility and Leadership, 7(1): 39–53. https://doi.org/10.12775/JCRL.2020.003.
  21. Strauss A., Corbin J. (2001) Osnovy kachestvennogo issledovaniya: obosnovannaya teoriya, procedury i tekhniki [Basics of Qualitative Research: grounded theory, procedures and techniques]. M.: Editorial, URSS (in Russian).
  22. Wopara G.R. (2017) Corporate social responsibility as a mechanism of community development: a study of the Nigeria Liquefied Natural Gas Limited’s CSR for the Bonny Kingdom, Niger Delta, Nigeria. Journal of Corporate Responsibility and Leadership, 3(1): 49–68. https://doi.org/10.12775/JCRL.2016.004.
  23. Yuliasari P. (2020) The duality of community development and community relations functions of Corporate Social Responsibility (CSR) program: a case study of oil and gas company in Subang, West Java. Masyarakat: Jurnal Sosiologi, 25(1): 51–80. DOI: 10.7454/M JS.v25 i1.11688.
  24. Zorina A.E. (2015) Sotsial’naia otvetstvennost’ biznesa i ekologicheskie ustanovki naseleniia: na primere obshchnosti v usloviiah riska [Social responsibility of business and environmental views of the population: a case of community at risk]. Candidate of Science Thesis. IS RAN (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».