Школьные убийства: могут ли психиатры предотвратить трагедии?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Вооружённые нападения с многочисленными жертвами, совершаемые в образовательных учреждениях различных уровней, преимущественно (но не всегда) с применением огнестрельного оружия, получили обобщающее наименование «стрельба в школах», или «скулшутинг», а нападающих чаще всего называют «школьными стрелками». Лидером по распространённости массовых убийств в образовательных учреждениях являются США, хотя в других странах также происходят эти трагические инциденты, причём их количество обнаруживает тенденцию к постоянному увеличению. Поскольку любое убийство представляет собой аномальный феномен, закономерно возникает вопрос о психическом здоровье школьных стрелков. Исследования показывают, что не все школьные убийцы обнаруживают симптомы психических нарушений; самой частой причиной вооружённых нападений являются травля и желание отомстить обидчикам за жестокие издевательства. В тех случаях, когда психическое расстройство всё же диагностировано, не все учащиеся, а также члены их семей согласны принимать психиатрическую помощь. Предупреждение вооружённых нападений осуществляется усилиями школьных консультантов и школьных психологов с возможным привлечением психиатров, хотя потенциал психиатрической помощи в профилактике школьных убийств, по мнению авторов статьи, достаточно ограничен.

Об авторах

Анна Анатольевна Портнова

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского

Email: aapserbsky@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5938-0202
SPIN-код: 5899-0069

д-р. мед. наук

Россия, Москва

Юрий Павлович Сиволап

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yura-sivolap@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4494-149X
SPIN-код: 3586-5225

докт. мед. наук, проф.

Россия, Москва

Список литературы

  1. Koch K. Gun violence in America. 2012. http://news.harvard.edu/gazette/story/2012/12/looking-for-lessons-in-newtown/ (access date: 03.02.2024).
  2. Hawkins R.L. Guns and the Culture of Violence in America. Social Work Research; 2024. svae001. doi: 10.1093/swr/svae001
  3. Dixon D. Never come to peace again: Pontiac's uprising and the fate of the British Empire in North America. Norman: University of Oklahoma Press; 2005. 353 p.
  4. Lee J.H. School shootings in the U.S. public schools: Analysis through the eyes of an educator // Review of Higher Education and Self-Learning. 2013. Vol. 6. N. 22. P. 88–120.
  5. Saint-Louis L. The role of mental health evaluations in the prevention and intervention of school shootings. Honors Undergraduate Theses; 2023. https://stars.library.ucf.edu/honorstheses/1415 (access date: 03.02.2024).
  6. Moore J. Preventing school shootings: A review of current practices. 2024. https://minds.wisconsin.edu/bitstream/handle/1793/84829/Moore,%20Jonathan.pdf?sequence=1 (access date: 03.02.2024).
  7. Vossekuil B., Fein R.A., Reddy M. et al. The final report and findings of the safe school initiative: Implications for the prevention of school attacks in the United States. Washington: DIANE Publishing; 2002. 54 p.
  8. Weist M.D., Rubin M., Moore E. et al. Mental health screening in schools // Journal of School Health. 2007. Vol. 77. N. 2. P. 53–58. doi: 10.1111/j.1746-1561.2007.00167.x
  9. Chung W. School shootings: Symptoms of an American disease. 2012. http://psychcentral.com/blog/archives/2012/12/20/school-shootings-symptoms-ofan-american-disease/ (access date: 03.02.2024).
  10. Paolini A. School shootings and student mental health: Role of the school counselor in mitigating violence. 2015. https://www.counseling.org/docs/default-source/vistas/school-shootings-and-student-mental-health.pdf?sfvrsn=6 (access date: 03.02.2024).
  11. Wike T.L., Fraser M.W. School shootings: Making sense of the senseless // Aggression and Violent Behavior. 2009. Vol. 14. N. 3. P. 162–169. doi: 10.1016/j.avb.2009.01.005
  12. Lankford A., Cowan R.G. Has the role of mental health problems in mass shootings been significantly underestimated? // Journal of Threat Assessment and Management. 2020. Vol. 7. N. 3–4. P. 135–156. doi: 10.1037/tam0000151
  13. Levin J., Madfis E. Mass murder at school and cumulative strain: A sequential model // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52. N.9. P. 1227–1245. doi: 10.1177/0002764209332543
  14. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 1. С. 93–108.
  15. Miller A. Stop gun violence: APA’s new policy resolution encourages a comprehensive approach to gun violence prevention. 2014. http://www.apa.org/monitor/2014/05/gun-violence.aspx (access date: 03.02.2024).
  16. Teasley M.L. School shootings and the need for more school-based mental health services // Children & Schools. 2018. Vol. 40. N. 3. P. 131–134. doi: 10.1093/cs/cdy015
  17. National Education Association. Three keys to school safety and gun violence prevention. 2014. http://www.nea.org/home/54092.htm (access date: 03.02.2024).
  18. National Alliance on Mental Illness. Facts on children’s mental health in America. 2010. http://www2.nami.org/Template.cfm?Section=federal_and_state_policy_legislation&template=/ContentManagement/ContentDisplay.cfm&ContentID=43804 (access date: 03.02.2024).
  19. American Psychological Association. Gun violence: Prediction, prevention, and policy. 2013. http://www.apa.org/pubs/info/reports/gun-violencereport.pdf (access date: 03.02.2024).
  20. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Учёные записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6. №2 (12). C. 337–341.
  21. Психиатр Менделевич рассказал, как выявить массовых убийц среди владельцев оружия в России. РИА. 20.09.2021: https://live24.ru/obschestvo/psihiatr-mendelevich-rasskazal-kak-vyyavit-massovyh-ubijc-sredi-vladelcev-oruzhiya-v-rossii.html (дата обращения: 03.02.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2024

Ссылка на описание лицензии: https://eco-vector.com/for_authors.php#07

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».