Фабула и сюжет в поэтике А. С. Пушкина
- Авторы: Строганов М.В.1,2
-
Учреждения:
- Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
- Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
- Выпуск: Том 17, № 2 (2019)
- Страницы: 86-110
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9479/article/view/293022
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2019.6582
- ID: 293022
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Для творчества А. С. Пушкина в разных жанрах свойственны три постоянных признака. Первый — игра на законченности/незаконченности текста; второй — подчиненное положение фабулы по отношению к сюжету (завершенность/незавершенность произведения) и третий — открытая композиция. Все эти признаки являются тремя сторонами единого закона пушкинской поэтики, в котором проявился новый уровень в развитии историзма в европейском эстетическом сознании. Пушкин изображает жизнь как процесс, поэтому использует такие художественные приемы, которые помогают воплотить это представление в специфически художественных формах. Это позволяло публиковать произведение по частям без твердой уверенности в том, что оно когда-то будет завершено, и строить на этом вариативную композицию («Евгений Онегин»). Эти свойства поэтики Пушкина вызывали трудности: публикаторы относили незаконченные произведения к числу завершенных, исследователи и педагоги анализировали эти тексты так, как будто автор вполне выразил в них свою мысль (например, незаконченный роман «Дубровский»).
Об авторах
Михаил Викторович Строганов
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Автор, ответственный за переписку.
Email: mvstroganov@gmail.com
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, 121069, г. Москва, ул. Поварская, 25а; 117997, г. Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1Список литературы
- Аринштейн Л. М. Незавершенные стихотворения Пушкина (текстологические проблемы) // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука, 1989. — Т. XIII. — С. 279–305.
- Ахматова Анна. Сочинения: в 2 т. — М.: Художественная литература, 1987. — Т. 2. — 512 с.
- Баевский В. С. Структура художественного времени в «Евгении Онегине» // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. — 1982. — № 3. — С. 207–218.
- Баевский В. С. Время в «Евгении Онегине» // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука, 1983. — Т. XI. — С. 115–130.
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. — М.: Худож. лит., 1975. — 502 c.
- Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. 1813–1826. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 580 с.
- Благой Д. Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. — 2-е изд., доп. — М.: Советский писатель, 1979. — 623 с.
- Бонди С. М. Черновики Пушкина: Статьи 1930–1960-х гг. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1978. — 231 с.
- Виноградов В. В. Стиль Пушкина. — М.: ГИХЛ, 1941. — 620 с.
- Гинзбург Лидия. О лирике. — 2-е изд. — Л.: Советский писатель, 1974. — 408 с.
- Дьяконов И. М. Об истории замысла «Евгения Онегина» // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука, 1982. — Т. X. — С. 70–105.
- Захаров В. Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения: сб. ст. / pед. П. А. Николаев, А. Я. Эсалнек. — М.: МГУ, 1984. — С. 130–136.
- Захаров В. Н. Историческая поэтика и ее категории // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: ПетрГУ, 1992. — Вып. 2: Художественные и научные категории. — С. 3–9 [Электронный ресурс]. — URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2355 (12.01.2019). doi: 10.15393/j9.art.1992.2355
- Захаров В. Н. Проблема жанра в «школе» Бахтина (М. М. Бахтин, П. Н. Медведев, В. Н. Волошинов) // Русская литература. — 2007. — № 3. — С. 19–30.
- Лацис Александр. Шутка Пушкина // Известия. — 1984. — 3 июня. — С. 3.
- Муравьева О. С. Об особенностях поэтики пушкинской лирики // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука, 1989. — Т. XIII. — С. 21–32.
- Пумпянский Л. В. Об исчерпывающем делении, одном из принципов стиля Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука, 1982. — Т. X. — С. 204–215.
- Рецептер В. Э. Над рукописью «Русалки» // Вопросы литературы. — 1976. — № 2. — С. 219–262.
- Рецептер В. Э. О композиции «Русалки» // Русская литература. — 1978. — № 3. — С. 90–105.
- [Рецептер В. Э.] Возвращение пушкинской Русалки / сост., подгот. текста, документальная повесть и статья В. Э. Рецептера; пер. на англ. Д. М. Томаса, А. Вуда; иллюстр. М. Шемякина. — СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1998. — 160 с., 40 ил.
- Ржевский Л. Структурная тема «Египетских ночей» // Ржевский Л. К вершинам творческого слова. Литературоведческие статьи и отклики. — Norwich: Norwich university press, 1990. — С. 11–18.
- Сандомирская В. Б. «Отрывок» в поэзии Пушкина двадцатых годов // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука, 1979. — Т. IX. — С. 69–82.
- Сквозников В. Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. — М.: Наука, 1975. — 368 с.
- Строганов М. В. Читатели-современники о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» // Литературное произведение и читательское восприятие. — Калинин: КГУ, 1982. — С. 84–100.
- Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 334 с.
- Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. — М.: Наука, 1969. — 424 с.
- Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. — 576 с.
Дополнительные файлы
