Государственное управление в России: «цифровая» трансформация экономики в конце XIX – начале XX в.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются вопросы государственного управления (прежде всего экономикой) в России конца XIX – начала XX в. В век цифровых технологий необходимо вспомнить, что С. Ю. Витте, будучи, как и И. А. Вышнеградский, математиком по образованию, в своих мемуарах назвал и себя, и своего предшественника на посту министра финансов, «цифровиками». Это позволяет рассмотреть некоторые особенности модернизации государственного управления прошлого в новом свете. В научный оборот вошло понятие «система Витте». Комплекс мероприятий по реформированию экономики можно изучать с разных сторон и со стороны разных наук, анализируя и обобщая как идеи по модернизации государственного управления «на общую пользу», так и цели, и средства деятельности конкретных государственных и общественных деятелей. «Цифровизация» благодаря логико-математическим методам и автоматизации придает теории и практике государственного управления дополнительный импульс, одновременно обнаруживая свои пределы.

Полный текст

«Нечто новое. Впервые в России», – писали о деятельности двух последних российских министрах финансов XIX в., И. А. Вышнеградском 1 и С. Ю. Витте2. К власти пришли «не люди, известные своей знатностью», а «какие-то бухгалтеры, чтоб подводить итоги старому», «люди со счетами, вместо геральдических щитов»3. В этих словах известного публициста начала прошлого века о появлении «тандема» Вышнеградского и Витте можно было увидеть «тенденцию назначения на высшие государственные посты лиц, обладавшими специальными познаниями в различных отраслях экономики (финансы, железные дороги, промышленность и др.)»4. А в век цифровых технологий надо еще и вспомнить, что сам Витте, будучи, как и Вышнеградский, математиком по образованию, в своих мемуарах назвал и его, и себя «цифровиками»5. Это позволяет рассмотреть некоторые особенности модернизации государственного управления (прежде всего экономикой) прошлого в новом свете.

И. А. Вышнеградский был известным ученым, профессором и инженером-механиком6. При нем в министерстве 7 впервые статистикой торговли и промышленности стал заниматься целый отдел8. Заработал «механизм» количественного учета и вычисления изменений в экономике. Были обобщены данные о российской внешней торговле за границей, о ввозе иностранных товаров, о положении промышленности в России. На этой основе разработали общий «покровительственный» таможенный тариф, сделав попытку сбалансировать рынок и равномерно поддержать различные отрасли промышленности.

Единый тариф подготовили в 1891 г. с помощью профессоров Петербургского технологического института, где Вышнеградский долгое время преподавал и пять лет был директором. Им был привлечен к работе, в частности, Д. И. Менделеев9, также имевший математическое образование, и все свои прогнозы и системы основывавший на математических величинах и вычислениях. Подчиняясь математической логике на основании статистических выкладок, он говорил: «Прямо из чисел видно, что от развития промышленности первее всего зависит “благо народное”»10. В 1891–1892 гг. ученый написал «Толковый тариф»11, свое «главное произведение… по этой проблематике», «своеобразную экономическую энциклопедию пореформенной России», в которой дал «подробные комментарии к таможенному тарифу с экономическим обоснованием принятых в нем ставок обложения по отдельным видам товаров, описанием состояния основных отраслей и выяснением перспектив их развития»12.

В пятилетнее правление Вышнеградского удалось решить насущные задачи. Закрыли дефицит бюджета, провели конверсию старых займов, создали золотой запас. Увеличение пошлин на ввоз фабричной продукции способствовало поддержке отечественных промышленных предприятий, количество которых росло. Вышнеградский отличался смелостью и быстротой в принятии решений. Но не очень любил программ, избегал дискуссий. Сегодня его считают основоположником теории автоматического регулирования13. А тогда он использовал простые «алгоритмы». Если плательщик не платит, «пожми его и средства найдутся»; «сами недоедим, а хлеб будет экспортировать».

Жизнь «от урожая до урожая» и конкуренция с европейскими странами осложнилась неурожаем и голодом начала 90-х годов. Протекционистская торговая политика наталкивалась на ответное сопротивление. Со стороны главного торгового партнера – Германии – особенно болезненное. И слишком многое, даже находясь в цейтноте, Вышнеградский пытался делать сам. Например, все вычисления и цифровые выкладки – лично. Каждую бумагу с расчетом, которую ему давали в кредитной канцелярии, непременно проверял с «карандашом и логарифмическими таблицами»14. Огромная нервная нагрузка подорвала здоровье министра15.

На смену ученому-практику Вышнеградскому пришел осмотрительный и расчетливый Витте16, чиновник, политик17. Несмотря на то что он лишь «закончил мудрые начинания» первого18, его десятилетие, а точнее «одиннадцатилетие», на посту министра финансов затмило предыдущее пятилетие. Конечно, на «самопиар» и времени, и амбиций было больше19. У него Вышнеградский – «более, если можно так выразиться, цифровик, нежели математик», или «математик-исчислитель», который всю суть математики видит «в исчислениях, цифрах и формулах». Себя же Витте считал «более математиком, нежели цифровиком», или «математиком-философом», т. е. математиком «высшей математической мысли»20. Но объективности ради все-таки следует подчеркнуть: сложилась и заработала система управления торговлей и промышленностью при С. Ю. Витте и под его руководством21. В середине последнего десятилетия XIX в. в России наступило время «невиданного» промышленного подъема22.

А сначала утвердили программу торгово-промышленного развития Российской Империи23. В ведении министерства тогда находились не только финансы, но также торговля и промышленность. Программа стала первой попыткой в России формально определить развитие государства в торгово-промышленной области посредством государственного регулирования: поддержки внешнеторговой деятельности, частного предпринимательства и потребительского рынка, организации коммерческого и технического образования24. Не вынося ее на обсуждение в виде отдельного документа, Витте согласовал ее без лишних проволочек и утвердил в Государственном Совете в ноябре 1903 г. как часть представления о необходимом увеличения штатов Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов25.

Активизировали международный переговорный процесс, и прежде всего по поводу заключения договора с Германией. Переговоры с ней шли вяло. В результате взаимного обмена «боевыми» тарифами с немцами развязалась настоящая таможенная война26. Министр выхлопотал право назначения коммерческих агентов за границей27. В Берлин посланником и руководителем делегации от министерства был направлен В. И. Тимирязев, еще один «математик», бывший делопроизводитель в комиссии по таможенному тарифу, вице-директор департамента торговли и мануфактур28. Понятно, что все представители в Берлине были только «исполнителями» воли министра, опиравшегося на поддержку монарха29. Но любопытно то, как происходила выработка взаимовыгодных решений в ходе переговоров. Русская делегация воспользовалась данными, собранными при пересмотре тарифа 1891 г., и требовала также от немецкой стороны аналогичных доказательств необходимости изменения таможенных ставок. Как ни странно, пунктуальные и практичные немцы оказались не совсем готовы к такому способу переговоров. Лишь в результате конференции и доверительных совещаний, длившихся несколько месяцев, нашлись разумные компромиссы30.

Договор о торговле и мореплавании был подписан уполномоченными лицами 29 января (10 февраля) 1894 г. на 10 лет31. Вступил в силу 8 (20 марта), после ратификации Александром III, обеспечив десятилетие стабильного торгового и промышленного оборота. Заключение договора способствовало установлению и развитию более равноправных и устойчивых отношений с другими западными странами на основе принципа наибольшего благоприятствования. Этому содействовал и вновь созданный заграничный аппарат министерства. В 1898 г. наименование «коммерческие агенты Министерства финансов» императором было заменено наименованием «агенты Министерства финансов»32. Реальный смысл царского «повеления» состоял в том, что по докладу Витте министерских агентов включили в состав императорских посольств и миссий, распространив на них дипломатические права и преимущества33. Это посчитали даже наступлением «расцвета института коммерческих, или финансовых агентов (корреспондентов)»34.

Новое соглашение с Германией было заключено 15 (28) июля 1904 г. сроком до 18 (31) декабря 1917 г. в связи с окончанием действия Таможенного договора35. С российской стороны переговоры вели те же лица, но уже в новом статусе. С. Ю. Витте – Председатель Комитета министров, а В. И. Тимирязев – заместитель министра финансов. А еще через год, в 1905 г., Витте возглавил Совет министров, по его предложению было образовано Министерство торговли и промышленности во главе с В. И. Тимирязевым. С внешней стороны ход этих событий кажется закономерным, «запрограммированным». Однако в новом веке не все шло по заданному сценарию.

В 1902 г. пост заместителя («товарища») министра финансов пришлось не «по плану» покинуть В. И. Ковалевскому36. Это, пожалуй, самый верный и талантливый помощник Витте в министерстве. Хотя по образованию и не математик, но государственную службу начинал со статистики в области земледелия и сельской промышленности. А в Министерстве финансов именно его департаментом торговли и мануфактур 37 версталась программа торгово-промышленного развития Российской Империи. Основанием же отставки стал разразившийся скандал с участием известной «роковой красавицы». Та предъявила к оплате векселя якобы Ковалевского – «дело приняло судебный оборот». Заведовать делами торговли и промышленности был поставлен вышеупомянутый В. И. Тимирязев.

В 1903 г. интриги деятелей, более близких к Николаю II, привели к «удалению» и самого Витте от управления финансами и экономикой страны38. Царь назначил его председателем Комитета министров. Руководителями этого совещательного органа обычно становились вельможи, отслужившие свой век. Витте задвинули «в тень» с маленьким бюджетом и отсутствием «денежных проектов». Министерства действовали как самостоятельные ведомства, а министры докладывали непосредственно царю. Вместе с тем Витте сохранил «доступ к телу», поскольку новая должность формально считалась одной из самых высоких в государстве. Говорили, что «упал», но – «вверх».

И обнаружилось, что без него не смогли обойтись в решении возникших серьезных внешнеторговых и внешнеполитических вопросов. Сначала в урегулировании нового торгового соглашения с Германией. Затем при заключении мирного договора с Японией в Портсмуте, подписанного 23 августа (5 сентября) 1905 г.39 Заслуженно получил графский титул. Молва, правда, назвала графа «Полусахалинским»40. Цена компромиссов оказалась высокой. С территориальными потерями в отношениях с Японией и с экономическими уступками – с Германией41. Но «маленькую победоносную войну», в которой Россия потерпела поражение, и которая негативно повлияла на экономическое положение России в мире, спровоцировали те, кто отстранил его от власти42.

В условиях революционной ситуации Витте стал одним из тех, кто существенно влиял на разработку программы выхода из политического и экономического кризиса, а также на подготовку и издание соответствующих нормативных актов. Обнародовав Манифест от 17 (30) октября 1905 г.43, царь поручил Витте сформировать «объединенное» правительство. Вот тогда и появилось Министерство торговли и промышленности.

Вопрос о выделении торговли и промышленности из Министерства финансов в отдельное ведомство обсуждался и раньше. Однако Витте опасался ослаблять созданное им «сверхминистерство»44. Став же премьером, он внес на утверждение Указ об учреждении Министерства торговли и промышленности45, так как «министерство финансов чрезвычайно разрослось»46. В состав нового министерства, учрежденного на базе департамента торговли и мануфактур Министерства финансов, перешли также горное дело, тарифы и департамент железнодорожных дел. По соглашению между Министерством финансов и Министерством торговли и промышленности коммерческих агентов оставили в ведении первого с учетом их деятельности и в интересах нового министерства.

Продолжилась деятельность по разработке и принятию законов об органах государственной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о печати, о союзах и собраниях, о забастовках и других. Основные государственные законы, названные Российской Конституцией, были утверждены Высочайшим указом императора 23 апреля (6 мая) 1906 г.47 Но это случилось на следующий день после принятия императором отставки премьера.

За шесть месяцев правительство проделало колоссальную работу. Но преодоление общего хаоса, возникшего вследствие «дарования» свобод, «разгула демократии» и тяжелого экономического положения, требовало больше времени. Ослабление цензуры в обществе привело к широкому распространению негативного образа царской власти, а Витте превратился в объект травли со всех сторон. Справиться со стихией, на волне которой ему удалось подняться на самую вершину государственного управления, быстро не получилось.

Все склонны были считать, что сложившаяся ситуация в стране – результат ошибок и растерянности власти. В прессе, которой раньше манипулировали «верхи», включая самого Витте, теперь куражились, упивались свободой и безнаказанностью «низы». Например, выпускали газету «Виттова пляска». Полагают, что «ее издатели остроумно увязали революционную ситуацию в России 1905–1907 гг., с одной стороны, с тяжелым нервным недугом… и имеющим соответствующее наименование, с другой – с именем главного виновника усугубления смуты (с их точки зрения)… С. Ю. Витте»48. Однако сама болезнь своим названием обязана все же не столько ее внешним судорожным проявлениям, похожим на странные танцы, сколько христианскому святому Витту, который, по преданию, исцелял от хвори. Таким образом, издатели и авторы газеты невольно отразили роль Витте как избавителя от социальных проблем. Впрочем, на поверхности было другое.

Поэтому отставка Витте стала средством для «выпуска пара из бурлящего котла». Первый министр не смог рассчитать ни сил, ни времени, требуемых для реализации предложенного им царю проекта. Ни главного – готовности общества (включая сторонников) к преобразованиям. Окружение и бывшие «исполнители» в новой реальности отвернулись от него. Многие общественные деятели, которым он предложил министерские должности, отказались от постов в «объединенном» кабинете. Тимирязев, ставший первым министром торговли и промышленности, в феврале 1906 г. подал в отставку: публично – «вследствие несогласия с направлениями политики кабинета», формально – «по домашним обстоятельствам», а по сути – не желая «жертвовать собою ради безнадежно осужденного дела»49.

После ухода из правительства Витте оказался в оппозиции к правительству. В созданном им Министерстве торговли и промышленности, как и в Министерстве финансов, закрутилась настоящая кадровая чехарда. До свержения монархии министры менялись семь раз. Еще раз побывал на этой должности и Тимирязев. И снова, не проработав и года, уволился. Дольше всех, шесть лет, захватив и первый год начавшейся мировой войны, министерство возглавлял еще один «выпускник» Министерства финансов времен С. Ю. Витте – С. Ю. Тимашев50. При нем в 1912 г. коммерческих агентов окончательно перевели в Министерство торговли и промышленности51. На них возлагались функции по изучению иностранных рынков, содействию русским торговцам, производству особых экономических исследований по поручению министра торговли и промышленности, а равно исполнение поручений министра финансов. В 1914 г., сразу же после объявления мобилизации, накануне Первой мировой войны уполномоченные чиновники Министерства финансов выполнили свой «патриотический долг»52. Выехав в Берлин, изъяли в германских банках русские ценные бумаги на сумму 20 млн золотых рублей. «Цифровики» все-таки справлялись с вызовами начала XX в.

С началом Первой мировой войны бывшему премьеру представилась возможность вернуться во власть. Мог быть востребован опыт опытного и удачливого переговорщика. В это время С. Ю. Витте находился в опале уже почти 10 лет, не оставляя попыток вернуться во власть53. Предполагают, что «Витте достиг перед смертью каких-то успехов, добившись весьма влиятельной поддержки своих миротворческих проектов»54. Известна переписка Витте с немцами по поводу перевода его личных капиталов, хранившихся в германском банке, в нейтральную страну. Свои действия он объяснял необходимостью исключить возможность критики его пацифистской позиции из-за личной заинтересованности в возможных будущих мирных переговорах. Писал, что «принято решение о том, чтобы, когда наступит момент мирной конференции просить» его, участвовать в ней «в качестве делегата»55. Хотя все это можно, при желании, посчитать блефом или комбинацией в своих интересах. Ведь полагали, например, что созданное им Министерство финансов «оказалось государством в государстве», со своими «дипломатическими представителями», «особыми посланниками» за границей56. В этом видели и попытку завести «личных» представителе за границей57. Скоропостижная смерть Витте в последний день февраля 1915 г. поставила точку в его борьбе за власть.

С. Ю. Витте называли «гениальным дельцом» и великим «комбинатором», «акробатом» и «фокусником»58. И все-таки в основе комбинаций и эквилибристики Витте лежала системность и программность его масштабной деятельности в целом. В научный оборот закономерно вошло понятие «система Витте»59. Полагают, что впервые так назвали программу реформатора за рубежом60. Однако именовали ее таким же образом еще при жизни Витте. Иногда «систему» критиковали за противоречивость61. С. Ю. Витте часто обращался с просьбой «отпарировать нападения наших аграриев на индустриальное направление экономической политики» Д. И. Менделееву, который, как уже было отмечено выше, «принимал деятельное участие в установлении разумной покровительственной системы нашей индустрии»62. Комплекс мероприятий по реформированию экономики в «эпоху» Витте можно изучать с разных сторон и со стороны разных наук, анализируя и обобщая как идеи по модернизации государственного управления «на общую пользу», так и цели и средства деятельности конкретных государственных и общественных деятелей.

* * *

Ныне «цифровизация» благодаря логико-математическим методам и автоматизации придает теории и практике государственного управления дополнительный импульс, одновременно обнаруживая свои пределы. Историки, используя «цифровой поворот» в науке63, «вычисляют алгоритмы» деятельности и «деконструируют» образ личности Витте64, пытаясь показать, по сути, как функционировала его «система общественных отношений» в зависимости от тех или иных ее элементов. Более точно, видимо, с помощью современных математико-экономических вычислений можно проверить эффективность «системы Витте» в сфере торговли и промышленности (сбалансированность развития различных отраслей, торгового оборота, влияние инвестиций на экономический рост и т. д.)65.

Юристы на основе системного анализа могут рассмотреть идеи, состояние и развитие системы торгово-промышленного, финансового законодательства66, Свода законов Российской империи времен Витте. Изучение исторического опыта систематизации законодательства может содействовать не только сохранению исторической памяти, но и решению методологических и конкретных практических проблем (в том числе в сфере правовой цифровизации)67. Не случайно С. Ю. Витте сравнивали с М. М. Сперанским. Хотя «один из творцов конституционной России», как считал, П. Б. Струве, в отличие от Сперанского «был совершенно лишен всякого чувства права» и «не потому.., что он не был юристом, а потому, что права и правды Витте никогда не чувствовал…»68.

В основе права, конечно, лежат не только нормативно-логические связи, но также и особые меры свободы и справедливости, которые даже самым гениальным политикам и администраторам не всегда удается рассчитать.

 

1 Вышнеградский Иван Алексеевич (1831–1895) – министр финансов Российской Империи в 1887–1892 гг.

2 Витте Сергей Юльевич (1849–1915) – министр финансов Российской Империи в 1892–1903 гг., Председатель Совета министров в 1905–1906 гг.

3 Дорошевич В. М. Воспоминания. М., 2008; Его же. Торгово-промышленники. URL: http://az.lib.ru/d/doroshewich_w_m/text_1912_torgovo_promyshlenniki.shtml (дата обращения: 22.03.2024).

4 Степанов В. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте: партнеры и конкуренты // Росс. история. 2014. № 6. С. 39, 60.

5 Витте С. Ю. Избр. воспоминания. 1849–1911 гг.: в 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 190, 191.

6 См.: Кирпичев В. Л. Иван Алексеевич Вышнеградский, как профессор и ученый. СПб., 1895.

7 О деятельности И. А. Вышнеградского на посту министра финансов также см.: Судейкин В. Т. Замечательная эпоха в истории русских финансов (Очерк экон. и фин. политики Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского). СПб., 1895. С. 1–4, 55–106.

8 См.: Абезгауз С. А. Торговая политика России и ее европейские партнеры конца XIX – начала XX в.: о взаимном влиянии политических и торговых отношений: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008. С. 3, 4.

9 Д. И. Менделеев считал своими главными службами Родине научную деятельность, «преподавательство», а также ту, которая «наименее видна»: службу «на пользу роста русской промышленности».

10 Менделеев Д. И. Заветные мысли. СПб., 1905. С. 197.

11 «Толковый тариф», или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. СПб., 1892.

12 Савченко М. М. Инвентаризация крестьянских повинностей при Николае I (1825–1855): планы и реальность // Экономическая история. Обозрение / под ред. Л. И. Бородкина. М., 2005. Вып. 10. С. 173.

13 См., напр.: Андронов А. А. И. А. Вышнеградский и его роль в создании теории автоматического регулирования (сто лет со дня опубликования работ И. А. Вышнеградского по теории автоматического регулирования) // Автоматика и телемеханика. 1978. Вып. 4. С. 5–17.

14 Витте С. Ю. Указ. соч. С. 191, 200, 201.

15 См.: Судейкин В. Т. Указ. соч. С. 105.

16 См., напр.: Ахтямов В. В. Психоисторические аспекты жизни и деятельности С. Ю. Витте и П. А. Столыпина: автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2005. С. 16–20.

17 См.: Лутохин Д. А. Граф С. Ю. Витте, как министр финансов. Пг., 1915; Самонов С. В. Министр финансов С. Ю. Витте и его политика в общественном мнении России (1892–1903 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008; Гаврилов К. В. С. Ю. Витте и общественное мнение о его государственной деятельности: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2009.

18 См.: Никольский Б. В. Дневник (1896–1918). Изд. подгот. Д. Н. Шилов, Ю. А. Кузьмин. Т. 2 (1904–1918). СПб., 2015. С. 24. Ср.: Степанов В. Л. С. Ю. Витте – наследник Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. № 10. С. 38–42.

19 См., например, исследования его мемуаров и публицистики: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Опыт критики мемуаров С. Ю. Витте (В связи с его публицистической деятельностью в 1907–1915 гг.) // Вопросы историографии и источниковедения в истории СССР. М., Л., 1963. С. 298–374; Их же. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000. С. 349–383.

20 Витте С. Ю. Указ. соч. С. 53, 54.

21 См., напр.: Зосимчук В. Н. С. Ю. Витте и модернизация России, 1892–1903 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1998; Мельников М. В. Финансовая реформа С. Ю. Витте: автореф. дис. … канд. ист. наук. Владимир, 2000; Коловангин П. М. Государственное творчество графа С. Ю. Витте – полезный опыт модернизации России // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 37–43.

22 См.: Ковалевский В. И. Воспоминания // Русское прошлое. Историко-документальный альманах. 1991. № 2. Вступ. ст. Л. Е. Шепелева. С. 15.

23 О законотворческих «практиках» рассматриваемого периода см.: Соловьев К. А. Политическая система Российской империи в 1881–1905 гг.: проблема законотворчества. М., 2018.

24 Подробный анализ программы см.: Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981. В литературе обращали внимание на существующие пробелы исторической науки в изучении системы государственного регулирования хозяйства, на «довольно скупые» исследования регламентации торгово-промышленной деятельности в историографии (см.: Кольчугина С. В. Государственное регулирование российского предпринимательства в период буржуазной модернизации: историографический обзор // Социосфера. 2010. № 4. С. 147–152).

25 См.: Шепелев Л. Е. Указ. соч. С. 208–211.

26 См.: Министерство финансов (1802–1902). СПб., 1902. Ч. 2. С. 232. О таможенной войне России и Германии также см.: Волков Н. Е. Очерк о законодательной деятельности в царствование Александра III. СПб., 1910. С. 124–128; Гаркавенко И. С. Теория и практика торговой и таможенной политики в пореформенной России (1861– 1914 гг.): дис. … канд. экон. наук. СПб., 2017. С. 43, 44, 117, 121; Андреева О. М. История таможенного дела и таможенной политики России / под ред. Е. А. Степанова. Челябинск, 2021. С. 69, 70; Кулаков А. А. Таможенная война России и Германии на рубеже XIX–XX вв.: проблема периодизации // Исторический журнал: научные исследования. 2023. № 4. С. 54–64.

27 См.: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О коммерческих агентах Министерства финансов за границей» // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 13. № 10217.

28 См.: Савченко М. М. Василий Тимирязев: бюрократ и предприниматель в интерьере российской модернизации: сб. материалов Четвертой междунар. науч. конф. «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XIX вв.» (Нижний Новгород, 28–30 сентября 2017 г.) / ред.-сост. А. И. Раздорский; редкол.: В. Н. Беляева (пред.) и др. Н. Новгород, 2018.

29 О торговых переговорах см.: Витте С. Ю. Указ. соч. С. 257–262; Волков Н. Е. Указ. соч. С. 126.

30 См.: Иванов К. Е. Берлинская конференция 1893 г.: обсуждение условий русско-германского конвенционального торгового договора // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2005. Вып. 2. С. 26–30.

31 См.: Высочайше «ратификованный» Договор о торговле и мореплавании между Россией и Германией // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 14. № 10409.

32 См.: Высочайшее повеление, объявленное министром финансов «Об изменении наименования коммерческих агентов Министерства финансов» // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 18. № 16004.

33 Доклад С. Ю. Витте так и назывался «О причислении агентов Министерства финансов к императорским посольствам и миссиям» (см.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. С. 83, 97).

34 Смирнов А. Е. Агенты Министерства финансов Российской империи за границей (С. С. Татищев в Лондоне): автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003. С. 17.

35 См.: Договор о торговле и мореплавании между Россией и Германией от 29 января (10 февраля 1894 г.), измененный согласно заключенной 15 (28) июля 1904 г. дополнительной Конвенции к означенному Договору // Материалы по пересмотру торговых договоров. СПб., 1911. С. 1–8.

36 Ковалевский Владимир Иванович (1848–1934), с 1892 г. – директор департамента мануфактур и торговли Министерства финансов, а с 1900 г. – заместитель министра финансов (см. о нем: Ковалевский В. И. Указ. соч. С. 5–26).

37 См.: Министерство финансов (1802–1902). Ч. 2. С. 679.

38 Об отставке С. Ю. Витте, о подготовке «дальневосточной драмы», о «маленькой победоносной войне» министра внутренних дел В. К. Плеве (1846–1904) см.: Граф С. Ю. Витте: опыт характеристики внешней политики // Тарле Е. В. Соч.: в 12 т. М., 1958. Т. 5. С. 532–538.

39 См.: Высочайше «ратификованный» Мирный договор между Россией и Японией // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 25. № 26762.

40 Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. Белград, 1939. Т. I. С. 307.

41 См.: Байбиков В. Ю. Российско-германские отношения и торговые договора 1894 и 1904 годов в общественном мнении России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 7. С. 7.

42 См.: Граф С. Ю. Витте: опыт характеристики внешней политики.

43 См.: Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 25. № 26803.

44 Соловьев Я. В. Министерство финансов Российской империи в 1858–1903 гг.: организация и функционирование: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003. С. 24, 25.

45 См.: Высочайший указ от 27 октября 1905 г. «Об учреждении Министерства торговли и промышленности» // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 25. № 26851.

46 Витте С. Ю. Указ. соч. С. 173.

47 См.: Высочайше утвержденные Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 26. № 27805.

48 Иванов А. «Виттова пляска» // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. М., 2008. С. 101.

49 Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого (31 октября 1905 г. – 24 апреля 1906 г.) / сост. Л. И. Толстая. М., 1997. С. 176–178.

50 Тимашев Сергей Иванович (1858–1920), министр торговли и промышленности в 1909–1915 гг.

51 См.: Высочайше утвержденный закон от 28 мая 1912 г. «Об учреждении должностей агентов Министерства торговли и промышленности за границей и секретарей при некоторых из них» // ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 32. № 37148.

52 Ионичев Н. П. Россия и Германия: из области экономических отношений // Вестник Финансовой академии. 2003. № 1 (25). С. 77.

53 См.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. С. 383–391.

54 Там же. С. 389.

55 Там же. С. 388, 389.

56 См.: Торговые агенты // Новое время. 1910. 24 апр. (7 мая). С. 2.

57 См.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. С. 98.

58 Сагинадзе Э. О. Образы отставного сановника: С. Ю. Витте и общественное мнение: 1906–1915 гг.: автореф. … канд. ист. наук. СПб., 2013.

59 См.: Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. С. 83–99; Мартынов С. Д. Государство и экономика: система Витте. СПб., 2002; Бондаренко О. А. Создание «системы Витте» и ее влияние на модернизацию экономики Российской империи // История и археология: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2018 г.) / гл. ред. И. Г. Ахметов. Казань, 2018. С. 1–11.

60 См.: Хорос В. Г. С. Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10. С. 101.

61 См.: Клучарев С. В. Крестьянская нищета и финансово-экономическая система С. Ю. Витте. Киев, 1906.

62 Ковалевский В. И. [Воспоминания] // Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников / сост. А. А. Макареня, И. Н. Филимонова, Н. Г. Карпило. М., 1973. С. 138, 139.

63 См.: Бородкин Л. И., Владимиров В. Н. Исторические исследования в условиях «цифрового поворота»: новые вызовы, новые ответы // Историческая информатика. 2019. № 3; Полевой Н. А. «Цифровой поворот» – новая волна в серфинге исторической информатики по технологическому прогрессу // Там же. С. 99–107.

64 См.: Шнейдер К. И., Веревкина И. Н. Трансформация самодержавия в Российской империи в начале ХХ в.: взгляд С. Ю. Витте // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2021. Т. 5. № 3. С. 926–965; Веревкина И. Н. Образы власти в интеллектуальном наследии С. Ю. Витте: конструирование и трансформация: дис. … канд. ист. наук. Пермь, 2023.

65 Например, на основе исследований моделей экономического развития (см.: Цикин А. М. Ретроспектива российских моделей национального развития // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2020. № 5. С. 40–67; Его же. Диалектика самодостаточности и конкурентоспособности российской экономики: автореф. … д-ра экон. наук. М., 2021).

66 См., напр.: Бровкин В. Г. Финансово-правовые идеи в России в XIX веке: становление и развитие: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

67 См., напр.: Вершинин А. П. От Свода законов Российской империи к автоматизированной систематизации российского законодательства // Государство и право. 2016. № 10. С. 90–91.

68 Струве П. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики. М. – Пг., 1915. С. 5.

×

Об авторах

Александр Павлович Вершинин

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: verschinin@mail.ru

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета

Россия, г. Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Абезгауз С. А. Торговая политика России и ее европейские партнеры конца XIX – начала XX в.: о взаимном влиянии политических и торговых отношений: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008. С. 3, 4.
  2. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Опыт критики мемуаров С. Ю. Витте (В связи с его публицистической деятельностью в 1907–1915 гг.) // Вопросы историографии и источниковедения в истории СССР. М., Л., 1963. С. 298–374.
  3. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000. С. 83–99, 349–391.
  4. Андреева О. М. История таможенного дела и таможенной политики России / под ред. Е. А. Степанова. Челябинск, 2021. С. 69, 70.
  5. Андронов А. А. И. А. Вышнеградский и его роль в создании теории автоматического регулирования (сто лет со дня опубликования работ И. А. Вышнеградского по теории автоматического регулирования) // Автоматика и телемеханика. 1978. Вып. 4. С. 5–17.
  6. Ахтямов В. В. Психоисторические аспекты жизни и деятельности С. Ю. Витте и П. А. Столыпина: автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2005. С. 16–20.
  7. Байбиков В. Ю. Российско-германские отношения и торговые договора 1894 и 1904 годов в общественном мнении России // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 7. С. 7.
  8. Бондаренко О. А. Создание «системы Витте» и ее влияние на модернизацию экономики Российской империи // История и археология: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2018 г.) / гл. ред. И. Г. Ахметов. Казань, 2018. С. 1–11.
  9. Бородкин Л. И., Владимиров В. Н. Исторические исследования в условиях «цифрового поворота»: новые вызовы, новые ответы // Историческая информатика. 2019. № 3.
  10. Бровкин В. Г. Финансово-правовые идеи в России в XIX веке: становление и развитие: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  11. Веревкина И. Н. Образы власти в интеллектуальном наследии С. Ю. Витте: конструирование и трансформация: дис. … канд. ист. наук. Пермь, 2023.
  12. Вершинин А. П. От Свода законов Российской Империи к автоматизированной систематизации российского законодательства // Государство и право. 2016. № 10. С. 90–91.
  13. Витте С. Ю. Избр. воспоминания. 1849–1911 гг.: в 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 53, 54, 173, 190, 191, 200, 201, 257–262.
  14. Волков Н. Е. Очерк о законодательной деятельности в царствование Александра III. СПб., 1910. С. 124–128.
  15. Воспоминания министра народного просвещения графа И. И. Толстого (31 октября 1905 г. – 24 апреля 1906 г.) / сост. Л. И. Толстая. М., 1997. С. 176–178.
  16. Гаврилов К. В. С. Ю. Витте и общественное мнение о его государственной деятельности: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2009.
  17. Гаркавенко И. С. Теория и практика торговой и таможенной политики в пореформенной России (1861– 1914 гг.): дис. … канд. экон. наук. СПб., 2017. С. 43, 44, 117, 121.
  18. Граф С. Ю. Витте: опыт характеристики внешней политики // Тарле Е. В. Соч.: в 12 т. М., 1958. Т. 5. С. 532–538.
  19. Дорошевич В. М. Воспоминания. М., 2008.
  20. Дорошевич В. М. Торгово-промышленники. URL: http://az.lib.ru/d/doroshewich_w_m/text_1912_torgovo_promyshlenniki.shtml (дата обращения: 22.03.2024).
  21. Зосимчук В. Н. С. Ю. Витте и модернизация России, 1892– 1903 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 1998.
  22. Иванов А. «Виттова пляска» // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. М., 2008. С. 101.
  23. Иванов К. Е. Берлинская конференция 1893 г.: обсуждение условий русско-германского конвенционального торгового договора // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2005. Вып. 2. С. 26–30.
  24. Ионичев Н. П. Россия и Германия: из области экономических отношений // Вестник Финансовой академии. 2003. № 1 (25). С. 77.
  25. Кирпичев В. Л. Иван Алексеевич Вышнеградский, как профессор и ученый. СПб., 1895.
  26. Клучарев С. В. Крестьянская нищета и финансово-экономи-ческая система С. Ю. Витте. Киев, 1906.
  27. Ковалевский В. И. [Воспоминания] // Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников / сост. А. А. Макареня, И. Н. Филимонова, Н. Г. Карпило. М., 1973. С. 138, 139.
  28. Ковалевский В. И. Воспоминания // Русское прошлое. Историко-документальный альманах. 1991. № 2. Вступ. ст. Л. Е. Шепелева. С. 5–26.
  29. Коловангин П. М. Государственное творчество графа С. Ю. Витте – полезный опыт модернизации России // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 37–43.
  30. Кольчугина С. В. Государственное регулирование российского предпринимательства в период буржуазной модернизации: историографический обзор // Социосфера. 2010. № 4. С. 147–152.
  31. Кулаков А. А. Таможенная война России и Германии на рубеже XIX–XX вв.: проблема периодизации // Исторический журнал: научные исследования. 2023. № 4. С. 54–64.
  32. Лутохин Д. А. Граф С. Ю. Витте, как министр финансов. Пг., 1915.
  33. Мартынов С. Д. Государство и экономика: система Витте. СПб., 2002.
  34. Мельников М. В. Финансовая реформа С. Ю. Витте: автореф. дис. … канд. ист. наук. Владимир, 2000.
  35. Менделеев Д. И. Заветные мысли. СПб., 1905. С. 197.
  36. Министерство финансов (1802–1902). СПб., 1902. Ч. 2. С. 232, 679.
  37. Никольский Б. В. Дневник (1896–1918). Изд. подгот. Д. Н. Шилов, Ю. А. Кузьмин. Т. 2 (1904–1918). СПб., 2015. С. 24.
  38. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. Белград, 1939. Т. I. С. 307.
  39. Полевой Н. А. «Цифровой поворот» – новая волна в серфинге исторической информатики по технологическому прогрессу // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 99–107.
  40. Савченко М. М. Василий Тимирязев: бюрократ и предприниматель в интерьере российской модернизации: сб. материалов Четвертой Междунар. науч. конф. «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI– XIX вв.» (Нижний Новгород, 28–30 сентября 2017 г.) / ред.-сост. А. И. Раздорский; редкол.: В. Н. Беляева (пред.) и др. Н. Новгород, 2018.
  41. Савченко М. М. Инвентаризация крестьянских повинностей при Николае I (1825–1855): планы и реальность // Экономическая история. Обозрение / под ред. Л. И. Бородкина. М., 2005. Вып. 10. С. 173.
  42. Сагинадзе Э. О. Образы отставного сановника: С. Ю. Витте и общественное мнение: 1906–1915 гг.: автореф. … канд. ист. наук. СПб., 2013.
  43. Самонов С. В. Министр финансов С. Ю. Витте и его политика в общественном мнении России (1892–1903 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008.
  44. Смирнов А. Е. Агенты Министерства финансов Российской Империи за границей (С. С. Татищев в Лондоне): автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003. С. 17.
  45. Соловьев К. А. Политическая система Российской империи в 1881–1905 гг.: проблема законотворчества. М., 2018.
  46. Соловьев Я. В. Министерство финансов Российской империи в 1858–1903 гг.: организация и функционирование: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2003. С. 24, 25.
  47. Степанов В. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте: партнеры и конкуренты // Росс. история. 2014. № 6. С. 39, 60.
  48. Степанов В. Л. С. Ю. Витте – наследник Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. № 10. С. 38–42.
  49. Струве П. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики. М. – Пг., 1915. С. 5.
  50. Судейкин В. Т. Замечательная эпоха в истории русских финансов (Очерк экон. и фин. политики Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградского). СПб., 1895. С. 1–4, 55–106.
  51. «Толковый тариф», или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. СПб., 1892.
  52. Торговые агенты // Новое время. 1910. 24 апр. (7 мая). С. 2.
  53. Хорос В. Г. С. Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 10. С. 101.
  54. Цикин А. М. Диалектика самодостаточности и конкурентоспособности российской экономики: автореф. … д-ра экон. наук. М., 2021.
  55. Цикин А. М. Ретроспектива российских моделей национального развития // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2020. № 5. С. 40–67.
  56. Шепелев Л. Е. Царизм и буржуазия во второй половине XIX века. Проблемы торгово-промышленной политики. Л., 1981. С. 208–211.
  57. Шнейдер К. И., Веревкина И. Н. Трансформация самодержавия в Российской Империи в начале ХХ в.: взгляд С. Ю. Витте // Historia provinciae – журнал региональной истории. 2021. Т. 5. № 3. С. 926–965.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».