Правовые средства защиты созидательного труда как традиционной российской духовно-нравственной ценности
- Авторы: Чуча С.Ю.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права Российской академии наук
- Выпуск: № 6 (2024)
- Страницы: 111-119
- Раздел: Трудовое право и право социального обеспечения
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9452/article/view/263265
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224060096
- ID: 263265
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются правовые средства защиты созидательного труда в ряду традиционных духовно-нравственных ценностей. На основании анализа новейшего законодательства обосновывается, что традиционные духовно-нравственные ценности, сохраняемые и укрепляемые государством, не могут противоречить духовным ценностям традиционных для России религий, должны получить отражение в правовых нормах, прежде всего конституционных, для придания им признака всеобщности, а также конкретизироваться в отраслевых принципах и нормах. Для того чтобы получить охрану и укрепление со стороны государства, эти сформированные в том числе и в ходе религиозного развития нравственные ориентиры, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, должны быть нормативно закреплены в отечественном законодательстве, включая Конституцию РФ. Исходя из этих критериев, в ряду ценностей созидательного труда особо выделяются и исследуются уважение человека труда и социальное партнерство как правовые средства его защиты.
Полный текст
Последнее десятилетие проблема поиска инструментов защиты традиционных ценностей вызывает живой интерес исследователей. Попытки разобраться в их содержании предпринимали философы1, историки2, экономисты3, социологи4, религиоведы5, педагоги6, представители других гуманитарных наук7. Исключением в их ряду не стали и правоведы8. Особый интерес последних9, в том числе и в контексте обеспечения национальной безопасности10, традиционные российские духовно-нравственные ценности как предмет исследования вызвали в период, непосредственно предшествующий и последующий их легализации и придания правовой формы Указами Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 и от 9 ноября 2022 г. № 809, утвердившими соответственно Стратегию национальной безопасности Российской Федерации 11 и Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей12.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации вносит существенные изменения в обеспечение безопасности страны и существенно отличается от предыдущих подобных документов. Он является базовым политико-юридическим документом, который определяет стратегические интересы, приоритеты, цели и задачи государственной политики России по обеспечению национальной безопасности и устойчивого развития. Прежде всего он существенно отличается от Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 130013). Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 14 была утверждена новая редакция данной Концепции. Она больше не является «совокупностью взглядов», а определяется как «система взглядов», направленных на «обеспечение… безопасности личности, общества и государства», а не на конкретные цели государства.
Соответственно изменению содержания документа трансформировалась его составляющая, посвященная защите традиционных духовно-нравственных ценностей. Если в Стратегии 2015 г.15 им были посвящены отдельные подпункты п. 30 16 и 76, относящие сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества к вопросам культуры, хотя созидательный труд и был отнесен к числу таковых (п. 78), то в действующей Стратегии защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти как национальному интересу (п/п. 7 п. 25) посвящен отдельный объемный подраздел, которым установлен и незакрытый перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п. 91)17.
В развитие положений Стратегии национальной безопасности Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей 18 (далее – Основы).
После придания содержанию традиционных ценностей правовой формы к наметившимся ранее направлениям исследований традиционных духовно-нравственных ценностей в воспитании, образовании и семье добавились поиски соответствующего материала применительно к отраслевым юридическим наукам, прежде всего семейному праву19, конституционному праву20, уголовному праву и криминологии 21 с попыткой отграничения семейно-правовых, конституционно-правовых и уголовно-правовых традиционных ценностей. Появились и пока еще редкие фундаментальные монографические исследования22.
Трудовые отношения при этом до настоящего дня находятся вне сферы специальных научных разработок в контексте нахождения традиционно-ценностных оснований. Работ в направлении исследования ценности созидательного труда в традиционном духовно-нравственном контексте до сих пор не последовало, хотя эта тема и вызывает живой интерес. Ведь до трети своей сознательной жизни человек посвящает общественно-полезному труду. По степени вовлеченности, ценности созидательного труда уступают, пожалуй, только семейным, в которых каждый человек играет ту или иную роль, как правило, всю свою жизнь. Поэтому не случайно созидательный труд отнесен п. 5 Основ к числу традиционных духовно-нравственных ценностей.
Легализация понятия потребовала определения более четких критериев отнесения ценностей к числу традиционных и наполнения их определенным содержанием, в том числе и правовым. В качестве таковых в исследованиях предлагалось использовать религиозный – закрепление ценностных установок в религиозных догмах и устоях23. Прежде всего поиск традиционных ценностей предполагалось осуществлять в традиционных для России религиозных учениях24. В этом вопросе мы солидарны с Н. В. Летовой, полагающей, что традиционные ценности «не могут быть ограничены только религиозными взглядами и убеждениями, хотя, безусловно, они являются одной из составных частей их содержания»25. Учитывая многоконфессиональность и самобытность российской нации, руководствуясь применительно к трудовым отношениям лишь религиозными установками, нам сложно было бы определить даже традиционный для всех день отдыха 26 или взаимодействия супругов27.
Желательным, но не обязательным, на наш взгляд, представляется и межпоколенческое их признание в качестве таковых. Легализация и ее уровень является необходимым атрибутом всех перечисленных признаков. «Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности»28.
Специалисты в области конституционного права предлагают поиск элемента традиционности в ценностях, закрепленных нормами Конституции РФ. «Признавая и защищая права человека, Конституция устанавливает пределы притязаний на защиту таких прав, не признавая правами те, которые явно входят в конфликт с ценностями, традиционными для российского общества»29. Правоведы находят возможным согласовывать традиционные духовные ценности с отраслевыми принципами и нормами30. Во всех этих предложениях очевидно присутствует отраслевая специфика, избежать которой и нам при изучении ценностей труда также едва ли удастся. Да это и будет контрпродуктивным. Исследование столь сложного предмета, хотя и предполагает философские обобщения, все же реально осуществимо «по частям» – по отраслям права, обобщенный результат изучения которых и позволит в итоге представить единую концепцию.
Рассматривать в качестве традиционных ценностей исключительно принципы права также возможно только с рядом оговорок. Система принципов права сложна и многогранна. Так, В. Н. Скобелкин в свое время предлагал все принципы построения права разделить на шесть групп: закрепленные в юридических нормах; отраженные, но не сформулированные в нормах права; закрепленные в имеющем обязательную силу акте органа-правоприменителя при пассивном отношении к этому законодателя; не получившие официального закрепления законодателем или правоприменителем, но применяемые на практике; закрепленные в праве, но в данное время не работающие; сформулированные наукой, но не закрепленные в правовых нормах и не используемые в правовом регулировании31.
Возьмем для примера только один институт – социальное партнерство в сфере труда, которое само по себе рассматривается в качестве принципа трудового права учеными 32 и принципа правового регулирования труда законодателем (ст. 2 ТК РФ). Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются (ст. 2 ТК РФ33), в частности: обеспечение права на объединение для защиты своих прав и интересов; обеспечение права работников на участие в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений. Это – отраслевые принципы правового регулирования труда, причем имеющие непосредственное отношение к регулированию социального партнерства.
Обеспечение реализации принципов собственно института социального партнерства (ст. 24); принципа института коллективного договора, входящего в институт социального партнерства (ст. 37); той части отраслевых принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2), которые непосредственно пронизывают и институт социального партнерства, возложено Конституцией на Правительство РФ, а их содержание раскрывается в нормах Трудового кодекса РФ34.
Иными словами, принципы представляют собой многоплановое, распространенное на всех уровнях правового регулирования и доктрины явление, в большинстве своем становящееся основой традиционных ценностей лишь в своей совокупности и с опорой на конституционные нормы.
Всегда существовали попытки достижения согласия между работниками и работодателями. Это необходимо для нормального функционирования промышленного производства, да и любых социальных систем вообще. Основной вопрос заключается в том, насколько эффективно сотрудничают и доверяют друг другу партнеры, а также в принципах, которыми они руководствуются. Правовое регулирование не должно допускать и конфронтации, и объявления общности всех интересов работников и работодателей. Для этого необходима разноуровневая система правовых норм, регулирующих соответствующий круг общественных отношений.
Предпочтение при определении традиционных ценностей нам следует отдавать закрепленным в праве и Конституции РФ прежде всего основным началам. Применительно к трудовым отношениям особо следует выделять принципы социального партнерства и уважения человека труда, закрепленные прямо и косвенно в Конституции РФ 35 и Основах 36 как непосредственные спутники ценности созидательного труда, учитывающие социальную направленность отрасли и личностные качества работника, его подчиненное положение в отношениях с работодателем и право участия в переговорном процессе с работодателем по всему спектру связанных с трудом проблем в ходе совместной созидательной деятельности.
Стремление выразить уважение к работающим людям исторически присутствовало в России. В разные периоды нашей истории, в зависимости от политической системы, Россия объявлялась государством рабочих и крестьян и даже диктатурой пролетариата. Хотя Конституция в то время не содержала прямого указания об уважении трудящихся, сам по себе смысл ее норм свидетельствовал об этом37. Конституционное закрепление в ст. 751 соответствующая норма получила только в 2020 г. в результате масштабной реформы Основного Закона38.
Следует различать внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную) стороны реализации принципа уважение человека труда в отраслевом законодательстве.
Пример формальной стороны обнаруживаем в части первой ст. 57 ТК РФ, посвященной содержанию трудового договора, в котором первой должна указываться информация о работнике, а уже за тем – о работодателе.
Как пример внутренней реализации конституционной гарантии можно привести множество норм, включенных в разделы Трудового кодекса РФ, которые обеспечивают стабильность трудовых отношений, гарантии и компенсации работникам. Среди них выделяется одна, которая является основной, базовой и наиболее характерной для рассматриваемой конституционной гарантии. Трудоправовая суть конституционной гарантии уважения человека труда – стабильность трудовых отношений, обеспечиваемая прежде всего нормой ст. 75 ТК РФ. Она представляет собой своеобразный маркер. Без нее сложно говорить о равенстве сторон трудового договора: ведь работник не будет обладать свободой воли, автоматически следуя за судьбой работодателя, определяемой последним самостоятельно.
Особенность трудового договора состоит в том, что он предполагает выполнение трудовых обязанностей непосредственно работником, заключившим договор, личный труд. Такое соглашение является гуманистичным и сосредоточено на человеке. Даже если работодатель осуществляет реорганизацию, меняется собственник предприятия или его представитель, работник остается неизменным и не может быть заменен в договоре. В случае же увольнения работника трудовой договор прекращается. В рамках трудовых отношений юридически важна только личность работника, а не личность работодателя39, эти отношения носят исключительно личный характер40. Новые формы организации труда вполне допустимы, когда они сопутствуют новым способам организации производства, при которых стабильность трудовых отношений может уйти на второй план41. Подмена же стабильности трудовых отношений различными их «гибкими» способами в классических формах организации труда, правовое регулирование которых пускай и нуждается в совершенствовании42, неприемлема.
Для традиционного российского правопонимания, в т. ч. и трудовых отношений, характерна этатистская картина мира43. Именно поэтому в российских условиях крайне важно прямое и недвусмысленное государственное признание социального партнерства, уважения человека труда в качестве конституционной гарантии, а также правовых средств защиты созидательного труда как традиционной духовно-нравственной ценности российского общества.
* * *
Итак, традиционные духовно-нравственные ценности, сохраняемые и укрепляемые государством, не могут противоречить духовным ценностям традиционных для России религий, должны получить отражение в правовых нормах и прежде всего – конституционных для придания им признака всеобщности. Эти не противоречащие религиозным и нравственным 44 закрепленные в Конституции РФ ценности могут и должны конкретизироваться в отраслевых принципах и нормах. Признак системности совокупность традиционных ценностей приобретает благодаря Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. Для того, чтобы получить охрану и укрепление со стороны государства, эти сформированные в том числе и в ходе религиозного развития нравственные ориентиры, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, должны быть нормативно закреплены в отечественном законодательстве, включая Конституцию РФ.
Не претендуя на полный охват традиционных духовно-нравственных ценностей созидательного труда, исходя из этих критериев, следует особо выделить в их ряду социальное партнерство и уважение человека труда, в том числе и как правовые средства защиты. Могут быть определены и иные традиционные ценности созидательного труда. Нами предложена методология изучения традиционных духовно-нравственных ценностей, сгруппированных по отраслевому признаку.
1 См.: Новикова С. В., Постоляко Л. С., Балеевских Ф. В. Традиционные семейные ценности как предмет правового мышления: герменевтический подход // Kant. 2021. № 3 (40). С. 153–158.
2 См.: Бачернихина М. В. Защита традиционных российских ценностей и исторической памяти // Modern Science. 2021. № 9–2. С. 81–83.
3 См.: Berk N., Madmarov N. Traditional values and Institutional Quality // Spatial Economics. 2021. Vol. 17. No. 3. Pp. 38–58.
4 См.: Щербина А. В. Традиционные ценности в аналитических перспективах социологии // Дискурс. 2022. Т. 8. № 3. С. 56–69.
5 См.: Барышникова В. В. Традиционные религиозные ценности в современных мультикультурных обществах // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 255–261. DOI: 10.25991/VRHGA.2018.19.3.009
6 См.: Чимаров С. Ю., Шеянов К. В. Педагогический аспект воспитания личного состава органов внутренних дел на концептуальных основах традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1–3 (64). С. 32–34.
7 См.: Ефремова В. Н. Традиционные ценности и современные российские праздники: публичные практики и нарративы // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2022. Т. 16. № 3. С. 41–51. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-3-41-51
8 См.: Ефремова Н. Н. Суд в современном государстве: традиционные ценности и актуальные проблемы организации правосудия // Труды ИГП РАН. 2016. № 1. С. 81–89; Савенков А. Н. Глобальный кризис современности как предмет философии права // Государство и право. 2019. № 4. С. 5–19. DOI: 10.31857/S013207690004632-7; Якушев П. А. Фактические сожительства мужчин и женщин: проблемы институционализации в контексте традиционных ценностей // Государство и право. 2019. № 12. С. 104–112. DOI: 10.31857/S013207690007823-7
9 См.: Варламова Н. В., Васильева Т. А. Права человека: традиционные ценности, универсальные стандарты, новые вызовы // Государство и право. 2023. № 3. С. 165–187. DOI: 10.31857/S102694520024781-0; Виноградова Е. В. Антитеза общепризнанных принципов и норм и государственной конституционной идентичности в современной полицентричной системе международных отношений // Труды ИГП РАН. 2023. Т. 16. № 3. С. 28–40. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-3-vinogradova; Кроткова Н. В., Орехова Т. Р. Межвузовская научно-практическая конференция «Традиционные духовно-нравственные ценности как основа правового развития в XXI веке» // Государство и право. 2023. № 3. С. 188– 200. DOI: 10.31857/S102694520024824-7; Летова Н. В. Материнство и детство как основа семейной политики: современность и историческое наследие // Государство и право. 2023. № 3. С. 120–127. DOI: 10.31857/S102694520024778-6; Yakushev P. The Traditional Values in Judicial Practice // Kazan University Law Review. 2022. No. 3. Vol. 7. Pp. 88–101.
10 См.: Овчинников А. И. Национальная безопасность и традиционные духовно-нравственные ценности: вопросы законодательного обеспечения // Вестник юридического факультета ЮФУ. 2022. Т. 9. № 1. С. 35–42.
11 См.: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II), ст. 5351.
12 См.: Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46, ст. 7977. Традиционные ценности – нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (п. 4 Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809).
13 См.: СЗ РФ. 1997. № 52, ст. 5909.
14 См.: СЗ РФ. 2000. № 2, ст. 170.
15 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683) // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. I), cт. 212.
16 «Национальными интересами на долгосрочную перспективу являются сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
17 «Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
18 Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п. 1 Основ).
19 См.: Тогузаева Е. Н. Нормативное развитие института пропаганды традиционных семейных ценностей // Известия Саратовского ун-та. Сер.: экономика, управление, право. 2022. Т. 22. № 3. С. 310–315.
20 См.: Рудакова О. Н. Правовое обеспечение традиционных ценностей как основы конституционных ценностей // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4 (220). С. 97–99.
21 См.: Маслов И. С. Укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей – основа противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2. С. 31–36.
22 См.: Зорькин В. Д. Право против хаоса. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019; Савенков А. Н. Нюрнберг: Приговор во имя Мира. М., 2021.
23 См.: Мчедлова М. М. Межрелигиозные отношения и социальная консолидация в России // Вестник росс. нации. 2018. № 4 (62). С. 11–27; Исаева А. А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 37–42; Меньшиков А. С. Свобода совести и защита чувств верующих: права человека в контексте постсекулярной модерности // Известия УрФУ. Сер. 3: Общественные науки. 2017. Т. 12. № 4 (170). С. 27–36; и др.
24 Особая роль традиционных для России религий в формировании и развитии традиционных духовно-нравственных ценностей подчеркивается в Основах.
25 Летова Н. В. Традиционные семейные ценности как объект защиты государством, их значение в формировании духовно-нравственной основы российского общества // Государство и право. 2024. № 4.
26 См.: Михайлова Е. В., Чуча С. Ю., Летова Н. В., Соловяненко Н. И. Судебная и несудебная защита гражданских, семейных и трудовых прав в условиях глобализации и цифровизации государства и общества // Государство и право. 2022. № 9. С. 66– 74. DOI: 10.31857/S102694520022201-2
27 См.: Насилие как негативное социальное явление: правовые средства противодействия / отв. ред. Н. В. Летова. М., 2023.
28 Матвиенко В. И. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности // Парламентская газ. 2016. 12 авг.
29 Медведев Д. А. 25 лет Конституции: баланс между свободой и ответственностью // Закон. 2008. № 12. С. 3–7.
30 См.: Иванов А. А., Малахова С. С. Традиционные духовно-нравственные ценности и правовые принципы: сравнительный анализ юридических категорий // Теология. Философия. Право. 2022. № 2 (18). С. 49–56.
31 См.: Скобелкин В. Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
32 См.: Гонцов Н. И. Социальное партнерство (юридический аспект) // Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997. С. 98.
33 См.: СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I), ст. 3.
34 См.: Чуча С. Ю. Социальное партнерство в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений // Государство и право. 2022. № 1. С. 130–142. DOI: 10.31857/S102694520018280-9
35 «Уважение к человеку труда, социальное партнерство, экономическая солидарность – важнейшие принципы, которые мы заложили в обновленную Конституцию. И нужно, чтобы эти положения Конституции работали на уровне каждого района, региона, отрасли, города, в конкретных трудовых коллективах и предприятиях» (см.: Путин В. В. Выступление Президента РФ на церемонии подписания Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России на 2021–2023 годы // Сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/events/president/news/65257 (дата обращения: 02.04.2023)).
36 «Коллективизм», «взаимопомощь и взаимоуважение», «созидательный труд» (п. 5 Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 8090); распространение деструктивной идеологии влечет за собой риски снижения «роли социального партнерства», обесценивания идей «созидательного труда и взаимопомощи» (п/п. «б» п. 17 Основ).
37 Например, ст. 1 Конституции СССР 1977 г. (см.: Правда. 1977. 8 окт.).
38 См.: Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202003140001 (дата обращения: 02.08.2023).
39 См.: Фатуев А. А. Трудовое право в жизни человека. М., 1991. С. 113.
40 См.: Курс российского трудового права. Т. 3: Трудовой договор / науч. ред. Е. Б. Хохлов. СПб., 2007. С. 501; Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права: в 2 т. Т. 2. Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право: учеб. М., 2004. С. 155.
41 См.: Чуча С. Ю. Теория трудовых правоотношений в условиях трансформации сферы труда: обозначение проблемы // Государство и право. 2023. № 3. С. 153–157. DOI: 10.31857/S102694520024820-3
42 См.: Чуча С. Ю. Приостановление действия трудового договора // Государство и право. 2023. № 6. С. 91–98. DOI: 10.31857/S102694520026146-1
43 См.: Демидов Н. В. Закономерности практической реализации норм трудового права: историко-правовой аспект // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2020. № 35. С. 172, 173. DOI: 10.17223/22253513/35/15; Рузин С. В. Правосознание промышленных рабочих России во второй половине ХIХ – начале ХХ в. и его роль в трансформации Российского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2012. С. 11.
44 См.: Рассадина Т. А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных орниентациях россиян. М., 2004.
Об авторах
Сергей Юрьевич Чуча
Институт государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: chuchaigpan@gmail.com
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора процессуального права
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Барышникова В. В. Традиционные религиозные ценности в современных мультикультурных обществах // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19. № 4. С. 255–261. doi: 10.25991/VRHGA.2018.19.3.009
- Бачернихина М. В. Защита традиционных российских ценностей и исторической памяти // Modern Science. 2021. № 9-2. С. 81–83.
- Варламова Н. В., Васильева Т. А. Права человека: традиционные ценности, универсальные стандарты, новые вызовы // Государство и право. 2023. № 3. С. 165–187. doi: 10.31857/S102694520024781-0
- Виноградова Е. В. Антитеза общепризнанных принципов и норм и государственной конституционной идентичности в современной полицентричной системе международных отношений // Труды ИГП РАН. 2023. Т. 16. № 3. С. 28–40. doi: 10.35427/2073-4522-2021-16-3-vinogradova
- Гонцов Н. И. Социальное партнерство (юридический аспект) // Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь, 1997. С. 98.
- Демидов Н. В. Закономерности практической реализации норм трудового права: историко-правовой аспект // Вестник Томского гос. ун-та. Право. 2020. № 35. С. 172, 173. doi: 10.17223/22253513/35/15
- Ефремова В. Н. Традиционные ценности и современные российские праздники: публичные практики и нарративы // Вестник Пермского ун-та. Политология. 2022. Т. 16. № 3. С. 41–51. doi: 10.17072/2218-1067-2022-3-41-51
- Ефремова Н. Н. Суд в современном государстве: традиционные ценности и актуальные проблемы организации правосудия // Труды ИГП РАН. 2016. № 1. С. 81–89.
- Зорькин В. Д. Право против хаоса. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019.
- Иванов А. А., Малахова С. С. Традиционные духовно-нравственные ценности и правовые принципы: сравнительный анализ юридических категорий // Теология. Философия. Право. 2022. № 2 (18). С. 49–56.
- Исаева А. А. Запрет оскорбления религиозных чувств верующих и реализация прав человека: сравнительно-правовой анализ // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 37–42.
- Кроткова Н. В., Орехова Т. Р. Межвузовская научно-практическая конференция «Традиционные духовно-нравственные ценности как основа правового развития в XXI веке» // Государство и право. 2023. № 3. С. 188– 200. doi: 10.31857/S102694520024824-7
- Курс российского трудового права. Т. 3: Трудовой договор / науч. ред. Е. Б. Хохлов. СПб., 2007. С. 501.
- Летова Н. В. Материнство и детство как основа семейной политики: современность и историческое наследие // Государство и право. 2023. № 3. С. 120–127. doi: 10.31857/S102694520024778-6
- Летова Н. В. Традиционные семейные ценности как объект защиты государством, их значение в формировании духовно-нравственной основы российского общества // Государство и право. 2024. № 4.
- Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс трудового права: в 2 т. Т. 2. Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право: учеб. М., 2004. С. 155.
- Маслов И. С. Укрепление российских традиционных духовно-нравственных ценностей – основа противодействия деструктивному информационно-психологическому воздействию // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2. С. 31–36.
- Матвиенко В. И. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности // Парламентская газ. 2016. 12 авг.
- Медведев Д. А. 25 лет Конституции: баланс между свободой и ответственностью // Закон. 2008. № 12. С. 3–7.
- Меньшиков А. С. Свобода совести и защита чувств верующих: права человека в контексте постсекулярной модерности // Известия УрФУ. Сер. 3: Общественные науки. 2017. Т. 12. № 4 (170). С. 27–36.
- Михайлова Е. В., Чуча С. Ю., Летова Н. В., Соловяненко Н. И. Судебная и несудебная защита гражданских, семейных и трудовых прав в условиях глобализации и цифровизации государства и общества // Государство и право. 2022. № 9. С. 66–74. doi: 10.31857/S102694520022201-2
- Мчедлова М. М. Межрелигиозные отношения и социальная консолидация в России // Вестник росс. нации. 2018. № 4 (62). С. 11–27.
- Насилие как негативное социальное явление: правовые средства противодействия / отв. ред. Н. В. Летова. М., 2023.
- Новикова С. В., Постоляко Л. С., Балеевских Ф. В. Традиционные семейные ценности как предмет правового мышления: герменевтический подход // Kant. 2021. № 3 (40). С. 153–158.
- Овчинников А. И. Национальная безопасность и традиционные духовно-нравственные ценности: вопросы законодательного обеспечения // Вестник юридического факультета ЮФУ. 2022. Т. 9. № 1. С. 35–42.
- Путин В. В. Выступление Президента РФ на церемонии подписания Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России на 2021–2023 годы // Сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/events/president/news/65257 (дата обращения: 02.04.2023).
- Рассадина Т. А. Трансформации традиционных русских ценностей в нравственных орниентациях россиян. М., 2004.
- Рудакова О. Н. Правовое обеспечение традиционных ценностей как основы конституционных ценностей // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4 (220). С. 97–99.
- Рузин С. В. Правосознание промышленных рабочих России во второй половине ХIХ – начале ХХ в. и его роль в трансформации Российского государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2012. С. 11.
- Савенков А. Н. Глобальный кризис современности как предмет философии права // Государство и право. 2019. № 4. С. 5–19. doi: 10.31857/S013207690004632-7
- Савенков А. Н. Нюрнберг: Приговор во имя Мира. М., 2021.
- Скобелкин В. Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969.
- Тогузаева Е. Н. Нормативное развитие института пропаганды традиционных семейных ценностей // Известия Саратовского ун-та. Сер.: экономика, управление, право. 2022. Т. 22. № 3. С. 310–315.
- Фатуев А. А. Трудовое право в жизни человека. М., 1991. С. 113.
- Чимаров С. Ю., Шеянов К. В. Педагогический аспект воспитания личного состава органов внутренних дел на концептуальных основах традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1–3 (64). С. 32–34.
- Чуча С. Ю. Приостановление действия трудового договора // Государство и право. 2023. № 6. С. 91–98. doi: 10.31857/S102694520026146-1
- Чуча С. Ю. Социальное партнерство в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений // Государство и право. 2022. № 1. С. 130–142. doi: 10.31857/S102694520018280-9
- Чуча С. Ю. Теория трудовых правоотношений в условиях трансформации сферы труда: обозначение проблемы // Государство и право. 2023. № 3. С. 153–157. doi: 10.31857/S102694520024820-3
- Щербина А. В. Традиционные ценности в аналитических перспективах социологии // Дискурс. 2022. Т. 8. № 3. С. 56–69.
- Якушев П. А. Фактические сожительства мужчин и женщин: проблемы институционализации в контексте традиционных ценностей // Государство и право. 2019. № 12. С. 104–112. doi: 10.31857/S013207690007823-7
- Berk N., Madmarov N. Traditional values and Institutional Quality // Spatial Economics. 2021. Vol. 17. No. 3. Pp. 38–58.
- Yakushev P. The Traditional Values in Judicial Practice // Kazan University Law Review. 2022. No. 3. Vol. 7. Pp. 88–101.
Дополнительные файлы
