Процессуальные средства борьбы с экстремизмом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье с применением сравнительно-правового метода рассматриваются уголовно-процессуальные меры противодействия преступлениям экстремистской направленности. С этой целью исследовано законодательство нескольких государств, принадлежащих к различным правовым семьям. Автором сформулирован вывод, что в общемировых тенденциях противодействия экстремизму и терроризму, происходит активное включение в уголовно-процессуальную сферу не только мер по выявлению и раскрытию преступлений обозначенной направленности, также внедряются рекомпесаторные технологии. Под ними в самом общем виде предложено понимать своеобразный отказ от процессуальной формы вообще или ее замена нетрадиционными инструментами в пользу итогового результата по уголовному делу.Подобные средств борьбы с экстремизмом за рубежом имеют место быть там, где развито полицейское и судебное усмотрение, что существенным образом разнится с формализацией уголовного расследования и судебного разбирательства. В Российской Федерации отсутствует специальная процессуальная форма для уголовных дел по экстремизму или терроризму. В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрена возможность заключения досудебного соглашения о сотрудничестве и принятие судом в таком случае итогового решения в особом порядке. Зарубежные механизмы гораздо шире и зависят от усмотрения правоприменителя. При этом кроме суда право на упрощение или усложнение процедур может принадлежать прокуратуре или даже полиции. В этом, по мнению автора, коренное отличие подходов в вопросе борьбы с преступлениями экстремистской направленности и одномоментно направление для размышлений о возможностях имплементации эффективных средств во внутреннее законодательство и практику.

Полный текст

Введение

Одна из глобальных угроз человечества - дестабилизация развития общества, его социальной, политической, экономической устойчивости, целостности границ и территорий, единства и незыблемости национальных, духовных, культурных и нравственных ценностей, путем создания международных экстремистских и террористических организаций. Российская Федерация как многонациональное, многокультурное, поли-религиозное государство с обширной территорией подвергается внутренним и внешним атакам со стороны националистических, радикально устремленных лиц и организаций. Остро стоит проблема вовлечения в эту деятельность граждан из молодежной и подростковой среды.

Вопросы борьбы с экстремистскими проявлениями являются предметом исследования в России и за рубежом. Специалисты зарубежных государств в основном исследуют угрозы террористического характера в тюремных условиях1, социологию цифровой преступности и экстремистских угроз в сети Интернет2, медиасфере3, прогнозирования экстремистских рисков в обществе4, правовой регламентации борьбы с терроризмом и экстремизмом5. Тогда как российские исследователи в последние годы занимаются поиском системных инструментов: консолидации правоохранительной деятельности различных ведомств в рассматриваемой области6; обеспечения прав человека в условиях противодействия экстремизму7; уголовно-правовые в совокупности с криминологическими, пенитенциарными, оперативно-розыскными и процессуальными решениями8.

Статистика последних лет дает неутешительный прогноз о росте преступлений экстремистской направленности, в особенности с использованием ресурсов сети Интернет. Так, по данным Генеральной Прокуратуры РФ, в 2020 г. количество преступлений исследуемой группы возросло на 42% по отношению к 2019 г. (833 преступлений, 367 из которых связаны с публичными призывами к осуществлению экстремисткой деятельности, а 339 преступлений было совершено с использованием цифровых ресурсов)9. По прогнозу Главного управления правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, так же следует ожидать значительного роста выявляемых и пресекаемых преступлений экстремисткой направленности по итогам работы правоохранительных органов в 2021 г. (примерно на 1/3, исходя из данных за январь - июль 2021 г.10). При этом, сравнивая приведенные показатели с судебной статистикой о количестве оконченных производством уголовных дел и переданных в суд, а также рассмотренных в судах общей юрисдикции с вынесением окончательного решения, наблюдаем следующую картину11:

  1. соотношение выявленных и расследованных преступлений (833) экстремисткой направленности и поступивших уголовных дел в суд (378) находится в пропорции ½, т.е. только каждое второе уголовное дело передается на рассмотрение в судебный орган;
  2. соотношение поступивших уголовных дел в суд (378) и оконченных производством с вынесением приговора (220) составляет примерно ту же пропорцию ½, то есть только по каждому второму уголовному делу обвинение находит свое подтверждение посредством обвинительного приговора в суде;
  3. особый порядок судебного разбирательства (гл. 40, 401 УПК РФ) был применен в отношении 251 подсудимого, тогда как всего по ст. 280, 2801, 282 - 2823 УК РФ в 2020 г. передано в суд уголовных дел в отношении 498 лиц, что составляет также только ½ часть;
  4. осуждены к реальному отбытию наказания 219 лиц, к остальным применены т.н. упрощенные технологии уголовного судопроизводства, содержание и целевое предназначение которых согласуется с ожидаемыми результатами реализации Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года12 и требует уточнения в законодательстве.

Примером таких процессуальных технологий в Российской Федерации является особый порядок принятия судом решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, а также при наличии по уголовному делу досудебного соглашения о сотрудничестве. Однако указанный порядок производства как упрощенная процессуальная форма с отказом от традиционного доказывания применяется только в ходе судебного производства и не влечет освобождения лица от ответственности или иного благоприятствования на этапе предварительного расследования. Вряд ли это вообще возможно в силу специфики объектов посягательства и сложности доказывания по делам о преступлениях экстремистской направленности и в соответствии со стратегическими указаниями Президента РФ. Правоохранительными органами, в том числе Следственным комитетом РФ, усиливается противодействие экстремистским угрозам: от ограничения въезда на территорию Российской Федерации отдельных лиц, блокировки информационных угроз, выявления и пресечения незаконного финансирования деятельности экстремистских организаций, аналогичной деятельности частных инвесторов до предложений о введении дополнительных составов преступлений (за противозаконный оборот цифровой валюты и нарушение правил совершения с ней сделок)13.

Применительно к рассматриваемой группе преступлений экстремисткой направленности возможно исследовать и другие процессуальные инструменты, применяемые в зарубежных странах. Среди них можно выделить как нормы рекомпенсаторного характера, не свойственных российскому предварительному расследованию, так и усложнения начального этапа производства по уголовным делам рассматриваемой категории.

При этом поясним, что в Российской Федерации на уровне законодательства или общеправового значения термин «рекомпенсация» не используется. Тогда как в зарубежном законодательстве и практике он присутствует, правда, в ином значении, нежели механизмы, предусмотренные гл. 40 и 401 УПК РФ.

Под рекомпенсацией в самом общем филологическом значении понимаются «негативные факты и явления, оцениваемые положительно»14. С точки зрения нормативного закрепления рекомпенсация – это своеобразный отказ от процессуальной формы вообще или ее замена нетрадиционными инструментами в пользу итогового результата: раскрытие преступления, установление лица его совершившего, привлечение его к уголовной ответственности.

Республика Казахстан. В 2014 г. проведена двухвекторная унификация норм о досудебном производстве, введен институт «негласных следственных действий» (гл. 30 УПК РК), институт следственного судьи (ст. 55 УПК РК), произведен отказ от самостоятельной формы дознания (гл. 24 УПК РК). В 2017 г. введена система отсрочки регистрации сообщений о некоторых преступлениях, в том числе об экстремизме ввиду затруднительности сбора доказательств и необходимости установления особых удлиненных сроков совершения действий неотложного характера. Это привело к озвучиванию предложений о введении особого вида производств. Так, А.Н. Ахпанов и А.Л. Хан предлагают ввести самостоятельную главу в действующий УПК РК об особенностях производства по уголовным делам о терроризме и экстремизме15.

Кыргызская Республика. Уголовно-процессуальное законодательство этого государства предусматривает ряд аналогичных мер противодействия экстремизму и терроризму с Республикой Казахстан, в том числе путем производства негласных следственных действий. Здесь они имеют статус «специальных» и объединены в одной ст. 213 УПК КР. В целом такие следственные действия производятся по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях по постановлению следственного судьи. Подобное нормативное закрепление, по замечанию А.К. Кулбаева16, характерно для некоторых государств постсоветского пространства, таких как Эстония, Литва, Латвия, Молдова, Грузия, Украина и Казахстан, и представляет собой своеобразную интеграцию оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности17.

В западных государствах процессуальные вопросы противодействия экстремизму не получили отдельного нормативного закрепления. Своеобразием в этом аспекте отличается законодательство Итальянской Республики.

В Италии борьба с административными и преступными проявлениями экстремистской направленности проводится в рамках единых механизмов. Процессуальное законодательство включает в себя особый порядок расследования по данной категории преступлений. Так же, как и в законодательстве вышеуказанных стран, здесь произошла легализация результатов некоторых оперативно-розыскных мероприятий, например, сведений, предоставляемых агентами-провокаторами. В отношении заподозренного лица постановление о его задержании выносится по усмотрению органами расследования18, что представляет собой своеобразный отказ от гарантий в отношении личности, т.н. рекомпенсацию.

Заключение

В целом все государства в борьбе с экстремизмом используют комплексный подход: превентивный, репрессивный, идеологический, информационный. Уголовно-процессуальные средства противодействия экстремизму в ходе досудебного производства могут быть дополнительным рычагом эффективного решения проблем. Однако следует учитывать разность правового регулирования и необходимость последовательного расширения дискреционных полномочий органов предварительного расследования.

 

1 См.: An Exploratory Study of Possible Correlates of Individual Whistleblowing Propensity Among Sworn Staff in a City Jail / J.B. Wells, K.I. Minor, A.Reeves, E.G. Lambert // Criminal Justice Policy Review. 2020. DOI: 10.1177/0887403420919478

2 См.: Calderoni F., Superchi E. The nature of organized crime leadership: criminal leaders in meeting and wiretap networks // Crime, Law and Social Change. 2019. Vol. 72. No. 4. P. 419 - 444. DOI: 10.1007/s10611-019-09829-6

3 См.: Nickerson C. Media portrayal of terrorism and Muslims: a content analysis of Turkey and France // Crime, Law and Social Change. 2019. Vol. 72. No. 5. P. 547 - 567. DOI: 10.1007/s10611-019-09837-6

4 См.: Onat I.Gul Z. Terrorism Risk Forecasting by Ideology // European Journal on Criminal Policy and Research. 2018. Vol. 24. No. 4. P. 433 - 449. DOI: 10.1007/s10610-017-9368-8; Gatti M. The Log in Your Eye: Is Europe’s External Promotion of Religious Freedom Consistent With its Internal Practice? // European Law Journal. 2016. Vol. 22. No. 2. P. 250 - 267. DOI: 10.1111/eulj.12162

5 См.: Hardimam-Mccartney A. Controlling control orders: article 5 ECHR and the prevention of terrorism act 2005 // The Cambridge Law Journal. 2007. Vol. 66. No. 1. P. 6 - 8. DOI: 10.1017/S0008197307000219

6 См.: Петрянин А.В. Взаимодействие органов внутренних дел с представителями традиционных религиозных конфессий в области противодействия экстремизму // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 316, 317.

7 См.: Редько А.А.Яловенко Т.В., Гасанкадиев Т.Г. Приоритетные направления государственной политики по соблюдению прав человека в условиях противодействия терроризму и экстремизму // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 2 (49). С. 15 - 21. DOI: 10.25724/VAMVD.HJKL

8 См.: Клебанов Л.Р. Проблемы борьбы с преступностью в XXI веке: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические решения // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 1. С. 186 - 192. DOI: 10.22363/2313-2337-2020-24-1-186-192; Хрулева В.В., Маслов И.С. О некоторых проблемах борьбы с религиозным экстремизмом в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13. № 3. С. 355–360.

9 См.: Состояние преступности в России за январь – декабрь 2020 года. С. 8 // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ. – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%202020%20(1).pd

10 См.: Состояние преступности в России за январь – июль 2021 года. С. 7 // Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ. – Режим доступа: file:///C:/Users/user/Downloads/%D0%95%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8C%202021.pdf.

11 Анализ проведен на основе данных судебной статистики за 2020 год Судебного департамента при Верховном Суде РФ (см.: Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суда РФ. – Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671).

12 См.: Указ Президента РФ от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2020. № 22, ст. 3475.

13 См.: Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы росс. права. 2021. № 6. С. 167 - 170.

14 Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань, 2010. С. 33.

15 См.: Ахпанов А.Н., Хан А.Л. Об усилении уголовно-процессуальных средств противодействия экстремизму и терроризму // Вестник Института законодательства РК. 2019. № 1 (55). С. 79.

16 См.: Кулбаев А.К. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 2017 года: новеллы: учеб.-практ. пособие. Бишкек, 2018. С. 32 - 34.

17 См.: там же. С. 33, 34.

18 См.: Кравцов Д.Ю. Практика противодействия экстремизму в разных странах // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. № 4. С. 24.

×

Об авторах

Ладмила Валерьевна Бормотова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ogulada@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-6003-2675
Российская Федерация, Оренбург

Список литературы

  1. Ахпанов А.Н., Хан А.Л. Об усилении уголовно-процессуальных средств противодействия экстремизму и терроризму // Вестник Института законодательства РК. 2019. № 1 (55). С. 79.
  2. Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы росс. права. 2021. № 6. С. 167 - 170.
  3. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань, 2010. С. 33.
  4. Клебанов Л.Р. Проблемы борьбы с преступностью в XXI веке: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические решения // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2020. Т. 24. № 1. С. 186 - 192. doi: 10.22363/2313-2337-2020-24-1-186-192
  5. Кравцов Д.Ю. Практика противодействия экстремизму в разных странах // NB: Административное право и практика администрирования. 2019. № 4. С. 24.
  6. Кулбаев А.К. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики 2017 года: новеллы: учеб.-практ. пособие. Бишкек, 2018. С. 32 - 34.
  7. Петрянин А.В. Взаимодействие органов внутренних дел с представителями традиционных религиозных конфессий в области противодействия экстремизму // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 316, 317.
  8. Редько А.А., Яловенко Т.В., Гасанкадиев Т.Г. Приоритетные направления государственной политики по соблюдению прав человека в условиях противодействия терроризму и экстремизму // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2019. № 2 (49). С. 15 - 21. doi: 10.25724/VAMVD.HJKL
  9. Хрулева В.В., Маслов И.С. О некоторых проблемах борьбы с религиозным экстремизмом в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13. № 3. С. 355–360.
  10. An Exploratory Study of Possible Correlates of Individual Whistleblowing Propensity Among Sworn Staff in a City Jail / J.B. Wells, K.I. Minor, A.Reeves, E.G. Lambert // Criminal Justice Policy Review. 2020. doi: 10.1177/0887403420919478
  11. Calderoni F., Superchi E. The nature of organized crime leadership: criminal leaders in meeting and wiretap networks // Crime, Law and Social Change. 2019. Vol. 72. No. 4. P. 419 - 444. doi: 10.1007/s10611-019-09829-6
  12. Hardimam-Mccartney A. Controlling control orders: article 5 ECHR and the prevention of terrorism act 2005 // The Cambridge Law Journal. 2007. Vol. 66. No. 1. P. 6 - 8. doi: 10.1017/S0008197307000219
  13. Gatti M. The Log in Your Eye: Is Europe’s External Promotion of Religious Freedom Consistent With its Internal Practice? // European Law Journal. 2016. Vol. 22. No. 2. P. 250 - 267. doi: 10.1111/eulj.12162
  14. Nickerson C. Media portrayal of terrorism and Muslims: a content analysis of Turkey and France // Crime, Law and Social Change. 2019. Vol. 72. No. 5. P. 547 - 567. doi: 10.1007/s10611-019-09837-6
  15. Onat I., Gul Z. Terrorism Risk Forecasting by Ideology // European Journal on Criminal Policy and Research. 2018. Vol. 24. No. 4. P. 433 - 449. doi: 10.1007/s10610-017-9368-8

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».