1. Введение. Уточнение моделей вращательного движения Земли относительно центра масс и движение ее полюса является важной задачей для навигации и геофизики [1, 2]. Так, например, движение земного полюса необходимо учитывать для достижения высокой точности навигации космических аппаратов [3].
Современные астрометрические методы измерений параметров ориентации Земли в космическом пространстве позволяют выявлять вариации во вращении Земли с весьма малыми амплитудами [1]. При этом ряд колебательных эффектов, которые обнаруживаются при анализе данных наблюдений, не имеют объяснений в теории вращения Земли.
В движении земного полюса, как известно [4–7], выделяются основные составляющие – чандлеровское и годичное колебания, долгопериодический тренд, а также нерегулярные колебания, в том числе стохастического характера [8].
Анализ данных о движении земного полюса позволяет установить, что параметры основных колебаний полюса подвержены значимым долгопериодическим вариациям с 18-летней периодичностью прецессии орбиты Луны, имеющей достаточно стабильные частоту и фазу. При этом интенсивность (амплитуда) этих вариаций оказывается непостоянной. Это позволяет заключить о сложности динамических процессов, происходящих в системе Земля–Луна–Солнце, так как указывает на регулярную астрономическую природу возмущений этих колебаний и вовлеченность в процесс геофизических сред.
Данной теме посвящен ряд научных работ. Например, в исследованиях [9–13] устанавливается взаимосвязь вариаций амплитуды и фазы чандлеровской компоненты с геофизическими процессами в атмосфере и океанах, рассматриваются вопросы о связи пространственного движения лунной орбиты с чандлеровским колебанием, обсуждается синхронизация чандлеровского колебания с 18-летним приливным циклом. В работах [14–16] с помощью обработки и анализа данных наблюдений и измерений о движении земного полюса Международной службы вращения Земли (МСВЗ) [1] показано наличие колебательного процесса, синфазного с прецессионным движением орбиты Луны. Однако вопросы о синхронизации колебаний полюса с прецессией лунной орбиты и о влиянии Луны на его колебательный процесс в научной литературе описываются достаточно редко и объяснения пока не находят.
В данной работе рассматривается вращение Земли в гравитационном поле Луны и Солнца в рамках пространственного варианта задачи “деформируемая планета–спутник” в поле притягивающего центра. Для модели вязкоупругой Земли, состоящей из абсолютно твердой части (“ядра”) и вязкоупругой оболочки (“мантии”), подчиняющейся реологической модели Кельвина–Фойгта, найдены малые вариации центробежных моментов инерции с комбинационной структурой. Эти вариации обусловлены долгопериодическим возмущением от Луны с 18-летним периодом прецессии ее орбиты, а также квазипериодическим смещением оси вращения в теле Земли. С помощью численного интегрирования дифференциальных уравнений движения земного полюса показано, что найденная структура вариаций центробежных моментов инерции приводит к колебаниям амплитуд чандлеровской и годичной гармоник с периодом 18 лет.
2. Вариации амплитуды чандлеровской и годичной компонент. Ранее в работах [14, 15] с помощью численной обработки данных наблюдений и измерений МСВЗ колебаний земного полюса было показано, что основное движение полюса (сложение чандлеровской и годичной компонент) включает в себя колебательный процесс, согласованный с прецессионным движением плоскости лунной орбиты вокруг нормали к плоскости эклиптики. Более точно можно утверждать о наличии вариаций амплитуд чандлеровской и годичной гармоник, синфазных с колебаниями угла наклона плоскости лунной орбиты к плоскости земного экватора.
Так, из обработки данных C01 МСВЗ с помощью ряда несложных преобразований, основанных на фильтрации данных и преобразований типа “поворот” и “сдвиг” (согласно [14]), выделяются вариации амплитуд чандлеровской и годичной компонент. На рис. 1 приводятся вариации амплитуд , , построенных согласно методике, предложенной в работе [15]. Эти вариации сравниваются с главной гармоникой, выделенной из колебаний угла наклона плоскости лунной орбиты к земному экватору.
Рис. 1. Вариации амплитуд , чандлеровской и годичной компонент соответственно, измеряемые в угловых миллисекундах. По оси абсцисс отложены годы.
Наличие колебаний с частотой прецессии орбиты Луны в амплитудах , , как было показано в работе [14], обуславливают наличие этой гармоники в движении полюса в системе ( , ), переход к которой задается преобразованием:
(2.1)
Здесь – матрица плоского поворота на угол ; – среднее значение амплитуды колебаний полюса при его движении вокруг “средней точки” за 6-летний цикл (без трендовой составляющей); , задают положение “средней точки” полюса и содержат константы, вековые слагаемые и вариации с периодами более шести лет; , – амплитуды чандлеровской и годичной гармоник с фазами , , соответственно; , – чандлеровская и годичная частоты, измеряемые в циклах/год; – среднее движение барицентра системы Земля–Луна по орбите вокруг Солнца; – частота шестилетней цикличности движения полюса.
Преобразование (2.1) координат полюса показывает наличие возмущений в амплитудной модуляции чандлеровской и годичной компонент, среди которых выделяется и гармоника с периодом прецессии лунной орбиты. Если выполнить обратное к (2.1) преобразование движения полюса к исходной земной системе координат ( , ), то указанная гармоника с частотой циклов в год перейдет в более высокочастотную спектральную область (в интервале 0.79–1.055 цикл/год) и произойдет ее расщепление на комбинационные гармоники с частотами , . Это соответствует умножению вариаций амплитуд на гармоники с основными частотами. На рис. 2 построен амплитудный спектр координат , полюса (пунктирная линия – для x, сплошная – для y), где вертикальными пунктирами отмечены соответствующие гармоники. Следует заметить, что спектральные “пики” на этих частотах достаточно расширены. Как отмечалось в работе [15], это обстоятельство обусловлено в первую очередь нестационарным характером их амплитуд, в то время как частоты и фазы достаточно стабильны. Последнее указывает на регулярную природу возмущений этих колебаний, а размытость пиков в спектре – на вовлеченность геофизических процессов в формирование колебаний амплитуд основных компонент колебаний полюса.
Рис. 2. Амплитудный спектр координат , полюса, измеряемый в угловых миллисекундах (пунктирная линия – для x, сплошная – для y), где вертикальными пунктирами отмечены основные гармоники. По оси абсцисс отложено время, измеряемое в циклах за год.
3. Приливные деформации в системе Земля–Луна. Для исследования динамики колебательного движения полюса под действием гравитационно-приливного возмущающего момента рассматривается следующая модельная задача. Деформируемая планета (Земля) и точечный спутник (Луна) совершают взаимное поступательно-вращательное движение вокруг общего центра масс (барицентра), который перемещается по эллиптической орбите вокруг Солнца. Введем Кенигову систему координат с началом в центре масс Земли, а ось ортогональна плоскости эклиптики (плоскости орбиты барицентра системы Земля–Луна) [17–19].
Для идентификации структуры возмущающего момента, приводящего к вариациям параметров движения полюса, синфазных с прецессионным движением орбиты Луны, можно рассмотреть случай круговой орбиты. Тогда орт радиус-вектора Луны относительно центра масс Земли в системе координат задается в виде:
(3.1)
Матрицы в (3) – блочно-диагональные, – матрица плоского поворота. Угловые переменные , i и суть долгота восходящего узла на плоскости , наклонение плоскости лунной орбиты к эклиптике и истинная аномалия соответственно.
Следуя подходу, рассмотренному в работе [19], модель Земли в грубом приближении представим как вязкоупругое твердое тело, состоящее из абсолютно твердой внутренней части (ядра) и вязкоупругой мантии, подчиняющейся реологической модели Кельвина–Фойгта. Также будем предполагать отсутствие относительных перемещений точек подвижной среды на границе между ядром и мантией, а внешнюю границу положим свободной. Вследствие предположения о малости деформаций мантии Земли процесс деформирования рассматривается в квазистатическом приближении. Эти допущения позволяют с помощью методов теоретической механики и теории возмущений [17] достаточно просто получить аналитические выражения для упругих деформаций, а также для главного центрального тензора инерции деформируемой Земли.
Связанная с твердым ядром земная система координат представляет собой декартову систему , оси которой направим по главным центральным осям инерции “замороженной” Земли (в недеформированном состоянии), а точку совместим с ее центром масс.
В связанной системе координат орт определяется следующим образом:
(3.2)
Здесь ортогональная матрица ( ) задает переход от связанных осей к осям Кениговой системы и выражается посредством канонических переменных Андуайе [19]: моментов импульсов и угловых переменных , , . Углы , определяются следующими соотношениями (рис. 3):
, (3.3)
где – модуль кинетического момента Земли, L – проекция вектора G на ось , – проекция вектора на ось .
Рис. 3. Взаимная ориентация земной системы координат и системы координат Кенига и переменные Андуайе.
В полярных координатах траектория движения полюса может быть выражена через углы , . В декартовой системе координат эти углы можно выразить через координаты x, y, а также их средние значения , :
(3.4)
Потенциальная энергия Земли в гравитационном поле Луны определяется выражением [19]:
(3.5)
где f – постоянная тяготения, – плотность вязкоупругой части, – область, занимаемая мантией Земли, масса Луны кг, масса Земли кг, A, C – осевые моменты инерции Земли в недеформированном состоянии, – вектор упругого смещения частицы среды, занимавшей положение относительно . Радиус-вектор , соединяющий центры масс Земли и Луны имеет вид , где м.
Следуя [20], вектор перемещения представим в виде ряда по собственным формам упругих колебаний Земли:
, (3.6)
где величины – нормальные координаты, а векторы , – собственные формы:
Здесь через , , обозначены коэффициенты в выражениях координат собственных форм. Тогда вариации центробежных моментов инерции выражаются через нормальные координаты следующим образом:
(3.7)
В (3.7) интегралы записаны в цилиндрической системе координат после интегрирования по угловой координате .
Координаты , определим из уравнений деформаций, которые, согласно [19, 20], можно представить в виде:
, (3.8)
Здесь – гравитационный параметр Луны; – квадрат частоты собственных колебаний, которая соответствует формам ; постоянные коэффициенты , , , , определяются фигурой Земли; – безразмерный диссипативный коэффициент ; b – положительная константа, такая что – время релаксации.
Тогда уравнения для определения , будут иметь вид:
(3.9)
Но поскольку:
,
то центробежные моменты инерции (3.7) запишем в виде:
(3.10)
Выражения (3.10) с учетом (3.9) определяют вариации центробежных моментов инерции.
4. Колебания земного полюса с учетом прецессионного движения лунной орбиты. Для того чтобы учесть выражения (3.10) центробежных моментов инерции в модели движения полюса, определим их долгопериодическую структуру. Для этого найдем из (3.2) направляющие косинусы вектора в проекциях на связанные оси. Они будут зависеть от угловых переменных , , , , , , i, :
. (4.1)
После усреднения произведений направляющих косинусов , по быстрой переменной и полумедленной переменной вариации центробежных моментов инерции , примут вид (ввиду малого влияния вязкости на рассматриваемые колебания пренебрежем слагаемыми, содержащими коэффициент ):
(4.2)
Здесь – долгота восходящего узла лунной орбиты, отсчитываемая от направления на точку весеннего равноденствия [18]. Угловые переменные , i– можно положить постоянными ( , ), тогда имеет смысл среднего значения угла наклонения плоскости лунной орбиты к плоскости эклиптики, а – среднего угла наклона оси вращения Земли, отсчитываемый от нормали к плоскости эклиптике. Кроме того, учтем, что при постоянных значениях углов , .
Тогда, записывая выражение (4.2) через координаты земного полюса, получим:
(4.3)
Используя модель движения земного полюса, рассмотренную в работах [4–7], дифференциальные уравнения колебаний полюса с учетом (4.3) примут вид:
(4.4)
где цикл/год – чандлеровская частота; , определяются центробежными моментами инерции , и им пропорциональны, а их вариации приводят к слагаемым вида (4.3), неизвестная амплитуда найденных слагаемых в дальнейшем подлежит определению на основе анализа данных наблюдений, , – внешнее возмущение, приводящее к наблюдаемому движению полюса с годичной и чандлеровской частотами.
Решение (4.4) будет содержать основные гармоники движения земного полюса (чандлеровское и годичное колебания), модулированные гармоникой с частотой прецессии лунной орбиты. На рис. 4 приведено сравнение амплитудного спектра координаты решения уравнений (4.4) методом Рунге–Кутты 4-го порядка (на втором и третьем графиках в логарифмической и линейной шкалах соответственно) с амплитудным спектром наблюдений координаты (первый график). На графиках рис. 4 боковые пики чандлеровской составляющей имеют близкую амплитуду к наблюдаемым, а боковые пики годичной гармоники – в несколько раз меньшую (примерно в 2 раза). Данные амплитуды получены при в модели (4.3), что соответствует около 30% от общей амплитуды наблюдаемого полюсного прилива. Рассмотренная модель носит качественный характер, из которой следует наличие малых вариаций центробежных моментов инерции Земли с периодом около 18 лет. Для установления связи этих колебаний с геофизическими процессами требуются дальнейшие исследования.
Рис. 4. Амплитудный спектр наблюдений координаты (первый график) в сравнении с амплитудными спектрами координаты решения уравнений (4.4) (на втором и третьем графиках в логарифмической и линейной шкалах, соответственно).
5. Заключение. Уточнение модели движения полюса связано, с одной стороны. с учетом различных возмущающих факторов, а с другой стороны с построением обобщающей динамической модели, которая позволяет на качественном уровне проанализировать тонкие эффекты в колебательном процессе земного полюса.
В данной работе для модели вязкоупругой Земли, находящейся в гравитационном поле Луны и Солнца, определены вариации центробежных моментов инерции. Эти вариации обладают комбинационной структурой, необходимой для возбуждения рассматриваемого 18-летнего колебательного процесса земного полюса, связанного с долгопериодическим возмущением от Луны.
С помощью численного интегрирования дифференциальных уравнений движения земного полюса показано, что найденная структура вариаций центробежных моментов инерции приводит к 18-летним вариациям в амплитуде не только чандлеровской составляющей движения полюса, но и годичной. Такое объяснение является более простым и позволяет объяснить наличие в уравнениях движения годичного возмущения, модулированного долгопериодической гармоникой с периодом 18 лет.