ЭВОЛЮЦИЯ ОЦЕНКИ НАУЧНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В КИТАЕ
- Авторы: Лакизо И.Г.1, Гуськов А.Е.1
-
Учреждения:
- Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
- Выпуск: Том 93, № 4 (2023)
- Страницы: 329-341
- Раздел: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/0869-5873/article/view/140536
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587323040047
- EDN: https://elibrary.ru/SCFCDV
- ID: 140536
Цитировать
Аннотация
Реформирование системы оценки научной результативности по своей сути является борьбой академической аристократии, исповедующей экспертные подходы к оценке, и научной бюрократии, стремящейся обеспечить диктат цифровых показателей. Характерный пример – эволюция подобного противостояния в Китае, где многолетняя приверженность международным наукометрическим базам данных позволила добиться мирового лидерства по количеству публикаций. Однако достижениям сопутствовали негативные эффекты, связанные с ухудшением кадровой политики университетов, сокращением академических свобод, изменением публикационного поведения исследователей и нарушениями научной этики. Это привело к реформе национальной системы оценки, а именно усилению роли экспертизы, приоритетному распространению научной информации на национальном уровне, ограничению публикаций в открытом доступе. Авторы обзора рассматривают историю становления и изменения системы оценки научной результативности в КНР, её позитивные и негативные эффекты, а также новые научные политики, их вероятные последствия и возможности их применения в других странах.
Об авторах
И. Г. Лакизо
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Email: vestnik.ran@yandex.ru
Россия, Москва
А. Е. Гуськов
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik.ran@yandex.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Liu X. A retrospective analysis of China’s science and technology evaluation policy since 1978 / X. Liu, Z. Zhao, J. Li // 18th International Conference on Scientometrics and Informetrics, ISSI 2021. Leuven, 2021. V. 1. P. 693–704.
- Jiāng Chūn Lín. Xuéshù píngjià: yánjiū chéngxiào、 wèntí yǔ zhìlǐ tǐxì jiànshè [Академическая оценка: результаты исследований, проблемы и построение системы управления] / Jiāng Chūn Lín. Humanities and Social Science. 2016. № 5. Р. 230–234. http://xnmzxbsk.ijournal.cn/ch/reader/view_abstract.aspx?file_no=20160539&flag=1 (дата обращения 16.05.2022).
- Zhu J. Evaluation of Scientific and Technological Research in China’s Colleges: A Review of Policy Reforms, 2000–2020 // ECNU Review of Education. 2020. V. 3. № 3. P. 556–561.
- Xu F. The changing role of metrics in research institute evaluations undertaken by the Chinese Academy of Sciences (CAS) / F. Xu, X. Li // Palgrave Communications. 2016. № 2. Article number: 16078.
- Liu L. Reflections on the Use of SSCI Papers in Evaluating Social Sciences Research in Chinese Universities / L. Liu, H. Xue, J. Li // ECNU Review of Education. 2020. V. 3. № 3. P. 570–575.
- Shu F. China’s Research Evaluation Reform: What are the Consequences for Global Science? / F. Shu, S. Liu, V. Larivière // Minerva. 2022. V. 60. № 3. P. 329–347.
- Zhang L. The new research assessment reform in China and its implementation / L. Zhang, G. Sivertsen // Scholarly Assessment Reports. 2020. T. Scholarly Assessment Reports. № 2(1). Article 3. P. 1–7.
- Мониторинг и оценка результатов научно-технической деятельности: Зарубежный опыт и российская практика / А.Б. Гусев, Е.Г. Доронина, И.В. Вершинин, В.А. Малахов // Наука. Инновации. Образование. 2018. Т. 13. № 1. https://elibrary.ru/ item.asp?id=32651996 (дата обращения 13.11.2022).
- Мельникова Е.В. Сравнительный анализ современных подходов России и Китая к оценке результатов научной деятельности // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 1 (70). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48575201 (дата обращения 14.06.2022).
- Виноградов А.В., Салицкая Е.А., Салицкий А.И. Наука и техника в Китае: Состоявшаяся модернизация // Вестник Российской Академии Наук. 2016. № 2. С. 152–160. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25481579 (дата обращения 15.06.2022).
- Островский А.В. Перспективы развития науки, техники и инноваций в КНР / А.В. Островский, А.В. Афонасьева, П.Б. Каменнов // Восточная Азия: Факты и аналитика. 2019. № 2. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41753643 (дата обращения 14.06.2022).
- Шарипов Ф.Ф. О некоторых итогах и перспективах научно-технического развития КНР // Учёные записки Российской академии предпринимательства. 2021. Т. 20. № 3. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=46633020 (дата обращения 14.06.2022).
- Организация и управление наукой: опыт Китая / А.Б. Петровский, С.В. Проничкин, М.Ю. Стернин, Г.И. Шепелёв // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2017. Т. 67. № 4. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30782143 (дата обращения 14.06.2022).
- Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. Научно-техническая политика Китая. 2018. № 2 (38). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36490110 (дата обращения 14.06.2022).
- Осинский И.И. Китай в мире науки // Евразийство и мир. 2019. № 1. С. 3–22.
- Положение о функциональной структуре, внутренней организации и штатном расписании Министерства науки и технологий Китайской Народной Республики. https://www.most.gov.cn/zzjg/kjbzn/201907/t20190709_147572.html (дата обращения 28.10.2022).
- Уведомление Главного управления Государственного совета об издании основных обязанностей, внутренней организации и штатного расписания Министерства образования. Правительственный портал Министерства образования Китайской Народной Республики. http://www.moe.gov.cn/jyb_zzjg/moe_188/202006/t20200604_462577.html (дата обращения 09.01.2023).
- Национальные данные. https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01 (дата обращения 31.10.2022).
- Раевская Е.Г. Деятельность Китайской академии наук и отражение её научно-технических публикаций в международных информационных системах // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2015. № 4. http://lamb.viniti.ru/sid2/sid2free?sid2=J13328198 (дата обращения 09.01.2023).
- Уведомление Министерства образования, Министерства финансов и Национальной комиссии по развитию и реформам об опубликовании Перечня университетов мирового уровня и первоклассных строительных университетов и строительных дисциплин. Правительственный портал Министерства образования Китайской Народной Республики. http://www.moe.gov.cn/srcsite/A22/moe_843/201709/ t20170921_314942.html (дата обращения 09.01.2023).
- Zhao K. Isomorphism, Diversification, and Strategic Ambiguity: Goal Setting of Chinese Higher Education Institutions in the Double World-Class Project / K. Zhao, Z. You // Higher Education Policy. 2021. V. 34. № 4. P. 841–860.
- “Zhōngguó zhè shínián” kējìchuàngxīn fāzhǎn xīnwénfābùhuì yǒuguān cáiliào [“Китайское десятилетие” инновационного развития науки и техники]: Material for the press conference of the Publicity Department of Central Committee of the CPC // China in the Past Decade: Science, Technology and Innovation Progress : Press Conference. 2022. http://www.scio.gov.cn/ xwfbh/xwbfbh/wqfbh/47673/48320/48328/Document/ 1725057/1725057.htm (дата обращения 14.12.2022).
- Song Jiaojiao. Zhōngguó kējì píngjià zhèngcè de biànqiān yǔ yǎnhuà: tèzhēng、 zhǔtí yǔ hézuò wǎngluò = Changes and evolutions of science and technology evaluation policies in China: Characteristics, subjects and collaborative networks / Song Jiaojiao, Xu Fang, Meng Wei // Kēyánguǎnlǐ = Science Research Management. 2021. T. 42. № 10. P. 11–19.
- Pan Q. Construction of the Evaluation System of Scientific Research Results Base on SPSS analysis-the Questionnaires of the 63 Universities in China / Q. Pan, Z. Cao // Proceedings of 2020 International Conference on Information Science and Education, ICISE-IE 2020. 2020. P. 496–502.
- Салицкий А.И., Салицкая Е.А. Наука и техника Китая на мировом рынке // Перспективы. Электронный журнал. 2015. № 1 (1). https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=23589656 (дата обращения 09.02.2023).
- Li S.Q. The End of Publish or Perish? China’s New Policy on Research Evaluation / S. Q. Li. – Text : electronic // Observations. 2020. The End of Publish or Perish? № 1. Article 34695. https://pure.mpg.de/pubman/item/item_3263127 (date accessed 06.05.2022).
- Wú Yáng. Gāoděngyuànxiào jiàoxué xíng réncáikāifā tànsuǒ [Исследование развития педагогических кадров в колледжах и университетах] / Wú Yáng // Wénjiào Zīliào. 2008. № 04. Р. 163–165.
- Zhou W. Scientific research evaluation system for quality improvement of the university research institution / W. Zhou, J. You, Y. Wang // Advances in Management of Technology. Proceedings of the International Conference on Management of Technology. Taiyuan, 2007.
- Wáng Yă Fēn. Kēyán bùduān xíngwéi de jièdìng jíqí fángfàn yǔ zhìlǐ [Определение, предотвращение и регулирование неправомерных действий в научных исследованиях] / Wáng Yǎ Fēn // Yánjiū yǔ fāzhǎn guǎnlǐ. 2007. № 04. Р. 133–137.
- Wu X. Scientific and ethical reflections on academic corruption in universities: On the science research evaluation system in China’s universities / X. Wu, D. Jia // Chinese Education and Society. 2007. V. 40. № 6. P. 67–76.
- Yang R. “Dancing in a cage”: Changing autonomy in Chinese higher education / R. Yang, L. Vidovich, J. Currie // Higher Education. 2007. V. 54. № 4. P. 575–592.
- Science Citation Index (SCI) and scientific evaluation system in China / J. Qian, Z. Yuan, J. Li, H. Zhu // Humanities and Social Sciences Communications. 2020. № 7. P. 108.
- Liu W. China’s SCI-Indexed Publications: Facts, Feelings, and Future Directions // ECNU Review of Education. 2020. V. 3. № 3. P. 562–569.
- Gao X. ‘Heavy mountains’ for Chinese humanities and social science academics in the quest for world-class universities / X. Gao, Y. Zheng // Compare. 2020. V. 50. № 4. P. 554–572.
- Lei J. Neoliberal ideologies in a Chinese university’s requirements and rewards schemes for doctoral publication // Studies in Continuing Education. 2021. V. 43. № 1. P. 68–85.
- Analysis of Scholars’ Comments on Breaking Through the Evaluation Criteria Based on Four Only [pò yě sì wéi yě hé yě wéi SCI yě zhèngcè de xuézhě pínglùn fēnxī] / Q. Liu, S. Zheng, C. Gui, X. Wang // Journal of Library and Information Science in Agriculture. 2021. V. 33. № 10. P. 45–58.
- Tian M. Perish or publish in China: Pressures on young chinese scholars to publish in internationally indexed journals / M. Tian, Y. Su, X. Ru – Text : electronic // Publications. Perish or publish in China. 2016. V. 4. № 2. Article 9. https://www.mdpi.com/2304-6775/ 4/2/9 (дата обращения 08.05.2022).
- How Are the New Wave of Chinese Researchers Shaping up in Scholarly Communication Terms? / J. Xu, D. Chen, H. Chen, etc. // Malaysian Journal of Library and Information Science. 2020. V. 25. № 3. P. 49–70.
- Publications Output: U.S. Trends and International Comparisons | NSF – National Science Foundation. https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb20214/publication-output-by-country-region-or-economy-and-scientific-field (дата обращения 12.12.2022).
- Центр развития академических степеней и последипломного образования Министерства образования отвечает на вопросы журналистов о Пятом раунде рабочего плана по оценке дисциплин. Интерпретация. Правительственная сеть Китая. http://www.gov.cn/zhengce/2020-11/03/content_5556902.htm (дата обращения 08.05.2022).
- Wei F. Measuring the scientific publications of double first-class universities from mainland China / F. Wei, G. Zhang // Learned Publishing. 2020. V. 33. № 3. P. 230–244.
- Lv J. Research on the Construction of Scientific Research Evaluation System for Teachers in Higher Vocational Colleges Based on Computer PCA and ANP // Application of Big Data, Blockchain, and Internet of Things for Education Informatization. BigIoT-EDU 2021. Lecture Notes of the Institute for Computer Sciences, Social Informatics and Telecommunications Engineering. Springer Cham. 2021. V. 391. P. 327–335.
- Horta H. Current and Future Challenges of the Chinese Research System. / H. Horta, W. Shen // Journal of Higher Education Policy and Management. 2020. V. 42. № 2. P. 157–177.
- Schneider L. The full-service paper mill and its Chinese customers / L. Schneider. 2020. https://forbetterscience.com/2020/01/24/the-full-service-paper-mill-and-its-chinese-customers/ (date accessed 11.01.2023).
- Early Transmission Dynamics in Wuhan, China, of Novel Coronavirus–Infected Pneumonia / Q. Li, X. Guan, P. Wu [et al.] // New England Journal of Medicine. 2020. V. 382. № 13. P. 1199–1207.
- Qiǎngfā lùnwén dānwu jíkòng? Zhōngguó jíkòngzhōngxīn de huíyìng hái yīng xiángxì xiē_ yìqíng [Первоначальная спешка с публикацией статей задерживает борьбу с болезнями? Ответ CDC Китая должен быть более подробным]. https://www.sohu.com/a/369715786_665455 (дата обращения 14.12.2022).
- Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства: Доклад на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 16 октября 2022 года / Си Цзиньпин. https://russian.cgtn.com/event/doc/ruSJlsd23-20221025.pdf (дата обращения 08.12.2022).
- Zhōnghuárénmíngònghéguó guómínjīngjì hé shèhuìfāzhǎn dì shísì gè wǔ nián guīhuà hé 2035 nián yuǎnjǐng mùbiāo gāngyào_ gǔndòng xīnwén_ zhōngguózhèngfǔ wǎng [Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и наброски долгосрочных целей на период до 2035 года]. http://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm (дата обращения 14.12.2022).
- Пятый раунд работы по оценке дисциплины. Отделы министерства и правительства. Правительственная сеть Китая. http://www.gov.cn/xinwen/ 2020-11/03/content_5556900.htm (дата обращения 08.05.2022).
- Уведомление Министерства образования и Министерства науки и технологий о выдаче нескольких заключений по регулированию использования показателей, связанных с документами SCI, в высших учебных заведениях и установлению правильной ориентации оценки. Министерство образования Китайской Народной Республики. Правительственный портал. http://www.moe.gov.cn/ srcsite/A16/moe_784/202002/t20200223_423334.html (дата обращения 08.05.2022).
- Министерство науки и технологий. Kējìbù yìnfā《guānyú pòchú kējì píngjià zhōng “wéi lùnwén” bùliáng dǎoxiàng de ruògān cuòshī (shìxíng)》 de tōngzhī = Некоторые меры по устранению плохой ориентации “Только статьи” в оценке науки и техники (пробные). https://news.sciencenet.cn/htmlnews/ 2020/2/436125.shtm (дата обращения 10.05.2022).
- Kējìbù zìránkēxué jījīnwěi guānyú jìnyíbù yāshí guójiā kējìjìhuà (zhuānxiàng, jījīn děng) rènwu chéngdān dānwèi kēyán zuòfēng xuéfēng hé kēyán chéngxìn zhǔtǐ zérèn de tōngzhī_ kējì_ zhōngguózhèngfǔ wǎng [Уведомление Фонда естественных наук Министерства науки и технологий о дальнейшем усилении стиля научных исследований подразделений, выполняющих задачи Национального плана науки и техники (специальные проекты, фонды и т.д.), и ответственности основного органа научных честность исследований]. http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2020-07/30/content_5531151.htm (дата обращения 15.12.2022).
- Руководящие заключения Главного управления Государственного совета по совершенствованию механизма оценки научно-технических достижений. Министерство науки и технологий Китайской Народной Республики. https://www.most.gov.cn/ xxgk/xinxifenlei/fdzdgknr/fgzc/gfxwj/gfxwj2021/202108/ t20210804_176223.html (дата обращения 15.12.2022).
- Главное управление Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Главное управление Государственного совета. “Мнения об укреплении этического управления наукой и технологиями”. Коммюнике Государственного совета № 10 от 2022 г. Веб-сайт правительства Китая. http://www.gov.cn/gongbao/content/2022/content_ 5683838.htm (дата обращения 08.05.2022).
- Главное управление Министерства науки и технологий, Министерство образования, Главное управление Мин-ва финансов и Главное управление Мин-ва трудовых ресурсов и социального обеспечения. Уведомление Министерства науки и технологий Китайской Народной Республики “Несколько мнений о расширении автономии университетов и научно-исследовательских институтов, связанных с научными исследованиями: руководство по вопросам и ответам”. http://www.most.gov.cn/ xxgk/xinxifenlei/fdzdgknr/fgzc/zcjd/202203/t20220308_ 179673.html (дата обращения 10.05.2022).
- Уведомление Министерства образования о публикации «Несколько мнений об устранении плохой ориентации “Только диссертация” в оценке исследований в области философии и социальных наук в колледжах и университетах». Образование. Правительственная сеть Китая. http://www.gov.cn/ zhengce/zhengceku/2020-12/15/content_5569588.htm (дата обращения 08.05.2022).
- проектов выбраны в Плане действий Китайского научно-технического журнала передового опыта. https://news.sciencenet.cn/htmlnews/2019/ 11/433140.shtm (дата обращения 08.05.2022).
- Xiaoxuan L. How to Break the “Siwei”? Practice and Enlightenment Based on Research Institute Evaluation of Chinese Academy of Sciences / L. Xiaoxuan, X. U. Fang // Bulletin of Chinese Academy of Sciences (Chinese Version). 2020. V. 35. № 12. P. 1431–1438.
- Gu J. Tournament in academia: a comparative analysis of faculty evaluation systems in research universities in China and the USA / J. Gu, J.S. Levin // Higher Education. 2021. V. 81. № 5. P. 897–915.
- Mallapaty S. China bans cash rewards for publishing papers // Nature. 2020. V. 579. № 7797. P. 18–18.
- Interview with Academician Guo Zhengtang: Evaluation System Reform Promotes the Development of Chinese Academic Journals // Chinese Science Bulletin. – Interview with Academician Guo Zhengtang. V. 65. № 21. P. 2187–2190. https://doi.org/10.1360/TB-2020-0613 (дата обращения 15.12.2022).
- Liang W. China’s new research evaluation policy: Evidence from economics faculty of Elite Chinese universities / W. Liang, J. Gu, C. Nyland // Research Policy. 2022. V. 51. № 1. P. Article 104407. P. 1–10.
Дополнительные файлы
