On trade in europe: anthropologists speak

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is an introduction to the issue’s special theme on “Humans Buying and Selling: Anthropology of Trade (People, Goods, Structures, Relationships)”, featuring contributions by Svetlana Sidneva, Alexander Novik, Armando Maxia, Oxana Fais-Leutskaia, Julia Butschatskaja, and Irina Kucherova. The authors discuss the current state of trade as economic activity in a number of European regions, examining the local specificities of trade operations and their functioning, the symbolism of goods, the preservation of archaic traditional elements of “old ways of trade”, the human relationships of participants in these “games of exchange”, and other aspects of trade as a cultural phenomenon. Due to the fact that trade, especially in the context of modern developed societies, is infrequently considered as an object of anthropological research, while available studies in the vein of economic anthropology are mostly concerned with realities of the “Global South” or societies with “mixed economy”, these contributions are based on actual fieldwork material and represent an attempt at ethnographic reconstruction and anthropological analysis of trade through particular cases of European regions, such as Greece, Kosovo, Sardinia, Sicily, Germany, and Iceland. The contributors employ novel approaches to demonstrate the ongoing relevance of this theme in the context of contemporary culture.

Full Text

Нет необходимости представлять значимость и место торговли в жизни человеческого сообщества. Начиная с каменного века и на протяжении большей части письменной истории человечества этот вид экономической деятельности является одним из самых значимых факторов общеисторического процесса и эволюции. Говоря о торговле, мы имеем в виду как процессы купли-продажи и обмена излишками производимых продуктов и изделий, одушевленными (скотом, рабами и т. д.) и неодушевленными (имуществом, землями и т. д.) объектами, так и сопутствующие этим процессам обслуживание покупателей, доставку товаров, их хранение и подготовку к продаже и пр.

В сегодняшнем научном дискурсе сосуществует несколько версий относительно наиболее древних очагов генезиса коммерции. Одни ученые – их большинство –утверждают, что коммерция появилась в Юго-Западной Азии (Peyronel 2008), другие отдают пальму первенства Новой Гвинее, где торговля, в частности обсидианом, как доказывает палеоархеология, датируется эпохой верхнего палеолита (Lowder 1984). Третьи считают ареалом зарождения этого феномена Ближний Восток, а временем появления – нижний и средний палеолит (Smith 2008), четвертые – Средиземноморье, Эгейскую и, в частности, минойскую и крито-микенскую цивилизации (Pallante 1973). Наконец, есть и те, кто полагает, что торговля имеет различные очаги возникновения (Stephan 1977). Но вне зависимости от того, в каком регионе мира раньше и интенсивнее происходило развитие коммерческих контактов и о каких товарах при этом шла речь, очевидно одно: торговля, будь то внутренняя или внешняя, осуществляемая на микро- или макроуровне, в первую очередь служила делу товарного насыщения и хозяйственного развития, уже от самых своих истоков она демонстрировала полисемантизм и способность значительно воздействовать на самые разнообразные сферы бытия человечества (Braudel 1979a; Curtin 1988: 21).

Показательно присутствие в культуре и высшей мифологии различных народов “курирующих” коммерцию божеств: в Набатейском царстве это Аль-Кутбай, в Древней Греции – Гермес, в Древнем Риме – Меркурий и Эскуланус (последний ведал мелкой торговлей и медными деньгами), в Китае – Луи-Пан, в культуре майя – Эк-Чуах, в ацтекской цивилизации – Иакатекутли, Кочиметл и Иакаколекуи, на Гаити и в ареале верований вуду – дух Айизаан, и т. д. (Eliade et al. 2019: 129–131). Культы этих божеств, порой весьма древние, свидетельствуют не только об объективной значимости торговли в “подведомственных” им регионах, но и о глубоком осознании населением важности коммерции, а также ее многогранной, поливалентной природы.

Как убедительно доказывает исторический опыт, торговые интересы содействуют установлению тесных экономических контактов между отдельными территориями. Однако весьма часто эти интересы оказываются прямыми или косвенными триггерами раздувания военных конфликтов (вплоть до конфронтаций глобального геополитического масштаба) и замирения, способствуют освоению пространства (строительству новых дорог и прокладке новых путей), служат стимулами походов, захватов и покорения новых территорий, детерминантами ментальных изменений в обществе и законодателями мод, они дают толчок активным языковым и в целом кросскультурным контактам различных народов и цивилизаций и в конечном итоге влекут за собой разномасштабные и разнокачественные политические, культурные, конфессиональные, социальные взаимовлияния, рождение новых культурных феноменов и глубокие социальные и политические трансформации в обществе (Baumol et al. 2009). Можно бесконечно приводить разновременные и разноплановые примеры (от итогов торговых экспансий эллинского мира до результатов тюльпаномании в Голландии XVII в.; от работорговли Нового времени или коммерции как базы развития государства ацтеков до последствий современной борьбы за рынки сбыта и торговли нефтью и оружием; и т. д.) того, как торговля активно предопределяла ранее и предопределяет сегодня различные процессы и явления.

Более того, стремительные и глубокие метаморфозы форм обмена в наши дни – от традиционных, восходящих к древности (“с глазу на глаз” и “из рук в руки”; нем. Hand-in-Hand, Augе-in-Auge-Handel), предполагающих прямые торговые операции и оплату сразу же наличными (Braudel 1979b: 13), до все более преобладающих современных (глобальная виртуальная торговля гигантскими объемами неосязаемого товара с безналичной оплатой невидимыми деньгами, часто в кредит, при анонимности продавцов и покупателей и посредничестве третьих, “деперсонализированных”, представленных финансовыми структурами лиц [Fusaro 2021: 186]) – как отмечают исследователи, не только не умаляют способности торговли по-прежнему влиять на “мировые события, а также на состояние ментальности населения в глобальном масштабе”, но и делают этот феномен подчас “одной из наиболее очевидных детерминант подобных изменений” (Ibid.).

Не случайно торговля во всей совокупности своих составляющих (товары; продавцы; посредники; покупатели; локусы коммерции; системы обмена; деньги – “эталон всех обменов”, по словам Ф. Броделя; характер и формы оплаты; социальные аспекты торговых операций и пр.) как гигантское мультидисциплинарное исследовательское поле давно привлекает внимание представителей различных сфер науки: экономистов, социологов, политологов, маркетологов, специалистов рекламного дела, а также историков, культурологов, фольклористов, антропологов, даже психологов и медиков.

Самый обширный вклад в изучение торговли внесли, пожалуй, экономисты. Важнейшая роль в исследовании этого феномена принадлежит и историкам, в первую очередь французскому историку Ф. Броделю. В своей трехтомной монографии “Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв.” (Т. 1: “Структуры повседневности: возможное и невозможное”, Т. II: “Игры обмена”, Т. III: “Мировое время”) он рассмотрел эволюцию торговли на закате Средневековья и в Новое время, ее экономико-географические и товарные векторы в глобальном масштабе, а также сопряженные с ней и обусловленные ее развитием культурные, социальные, демографические феномены (Braudel 1979a, 1979b, 1979c).

Остановимся теперь на культурной антропологии. Будучи наукой о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений, моделей поведения и результатов деятельности человека на всех исторических этапах развития общества, антропология по определению не может игнорировать торговлю. Представители этой дисциплины сквозь призму культуры рассматривают и оценивают взаимодействия участников “игр обмена” и раскрывают “физиологию” коммерции. Однако следует заметить, что анализ торговли в парадигме антропологии как научное направление не набрал пока обороты, несмотря на то, что своими корнями он восходит к исследованиям таких классиков этнографии и социологии, как Б. Малиновский, М. Мосс, а после Второй мировой войны – и К. Поланьи, а также к традициям экономической антропологии, возникшей во второй половине ХХ в. на стыке социологии, экономики, истории и культурной антропологии.

Экономическая антропология занимается исследованием взаимодействий людей в сфере обращения товаров и услуг, а предметом ее изучения является экономика докапиталистических стран и “крестьянских обществ”, где рынок, хотя и присутствует, но не определяет образ жизни (Gudeman 2001: 11). Особое внимание эта дисциплина уделяет разработке новых важных понятий: “символическое потребление”, “социальный капитал”, “культурный капитал”, “нетоварное производство”, “домашняя работа”, “неофициальный сектор экономики”, “нравственная экономика” и т. д. (Plattner 1989). Многие теоретико-методологические концепты экономической антропологии разрабатывались мэтрами современной антропологии А. Аппадураи (Appadurai 1986, 1996), К. Гирцем (Geertz 1978, 1979), С. Гудеманом (Gudeman 2001) и др. Однако обращает на себя внимание тот факт, что до недавнего времени исследования в рамках этой дисциплины в основном обходили реалии современного, в том числе европейского, общества, апеллируя преимущественно к особенностям развития пресловутого Глобального Юга и так наз. традиционных обществ (Trager 1981; Clark 1994; Aime 2002), – в силу этого за пределами изучения по-прежнему остается, например, фактическая экономика в постмодернистских социумах, включая и многочисленные сохраняющиеся реликтовые хозяйственные феномены (Hann, Hart 2011: 56). Более того, такую же геотематическую селективность обнаруживает и отпочковавшаяся от экономической антропологии антропология торговли (см., напр.: Brøgger 2009: 318–333; Lyon 2021), исследующая механизм торговых обменов, их социальные, экономические и культурные параметры. Зародившаяся на рубеже ХХ и ХХI вв. антропология торговли является перспективным, пока мало разработанным (особенно в отечественной науке) направлением.

В силу этого особую актуальность приобретает любое обращение к экономическим реалиям сегодняшнего общества в парадигме антропологии, в том числе и настоящий блок исследований, посвященных разнообразным аспектам рынка в различных регионах Европы: в Греции, Косово, Италии (Сицилии и Сардинии), в Германии и Исландии. Представленные публикации позволяют детально рассмотреть локальные особенности “игр обмена” и сопутствующих им человеческих отношений, традиционные, порой архаичные черты этого явления, органично вплетающиеся в ткань современной торговли и получающие сегодня внекоммерческое измерение и осмысление, в том числе и в контексте охватывающих общество социальных процессов и поиска населением своей идентичности (АМАЭ 2017: 14–15). Выбранный масштаб анализа и пристальное внимание к этнографии европейской торговли не случайны. Микроракурс исследования, обращение к эмпирике и фактам, объемный полевой материал обнаруживают особую ценность при разработке методологий, в том числе и антропологических, и позволяют в каждом отдельном случае улавливать и выявлять какие-то новые нюансы масштабного раскрытия тем. Даже в, казалось бы, изученной Европе до сих пор не все поле культурных реалий освоено исследователями, в силу чего конкретика как основа обобщений дефицитна, а потому весьма ценна и востребована в научном дискурсе (Duranti 2018: 22).

Подчеркнем, что предлагаемые статьи – часть большого научного проекта антропологического изучения торговли, в рамках которого в 2023 г. на страницах журнала “Вестник антропологии” были опубликованы исследования, посвященные анализу связанных с торговыми практиками Европы культурных феноменов (Новик 2023: 121–143; Фаис-Леутская 2023: 144–164; Шевлякова 2023: 165–183).

Источники и материалы

АМАЭ 2017 – Новик А.А. Отчет о комплексных экспедиционных исследованиях на Балканах (Албания, Косово, Черногория). Распечатанные компьютерные файлы. 17.10.2017–01.08.2018 // Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 2286. 25 л.

×

About the authors

Oxana D. Fais-Leutskaia

Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences

Email: oxana-fais@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2757-2434

к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских исследований

Russian Federation, 32-a Leninsky prospect, Moscow, 119991

Alexander A. Novik

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: njual@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1123-1109

к. и. н., заведующий центром европейских исследований, ведущий научный сотрудник

Russian Federation, 3 University Emb., St. Petersburg, 199034

References

  1. Aime, M. 2002. La casa di nessuno. Mercati in Africa occidentale [Nobody’s House: Markets in West Africa]. Torino: Bollati Boringhieri.
  2. Appadurai, A. 1986. The Social Life of Things. New York: Cambridge University Press.
  3. Appadurai, A. 1996. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press.
  4. Baumol, W.J., R.E. Litan, and C.J. Schramm. 2009. Good Capitalism, Bad Capitalism, and the Economics of Growth and Prosperity. Yale: Yale University Press.
  5. Braudel, F. 1979. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV–XVIII-e siècle [Material Civilization, Economy and Capitalism: 15th-18th Centuries]. Vol. 1, Les Structures du quotidien: le possible et l’impossible [The Structures of Everyday Life: The Possible and the Impossible]. Paris: Armand Colin.
  6. Braudel, F. 1979. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV–XVIII-e siècle [Material Civilization, Economy and Capitalism: 15th-18th Centuries]. Vol. II, Les Jeux l’échange [The Exchange Games]. Paris: Armand Colin.
  7. Braudel, F. 1979. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV–XVIII-e siècle [Material Civilization, Economy and Capitalism: 15th-18th Centuries]. Vol. III, Le Temps du monde [World Time]. Paris: Armand Colin.
  8. Brøgger, B. 2009. Economic Anthropology, Trade and Innovation. Social Anthropology 17 (3): 318–333. https://doi.org/10.1111/j.1469–8676.2009.00072.x
  9. Clark, G. 1994. Onions Are My Husband: Survival and Accumulation by West African Market Women. Chicago: University of Chicago Press.
  10. Curtin, P.D. 1988. Mercanti. Commercio e cultura dall’antichità al XIX secolo [Merchants: Trade and Culture from Antiquity to the 20th Century]. Roma: Laterza.
  11. Duranti, A., ed. 2018. Parole chiave su linguaggio e cultura. Un lessico per le scienze umane [Keywords on Language and Culture: A Lexicon for Science]. Sesto San Giovanni: Meltemi.
  12. Eliade, M., D.M. Cosi, and L. Saibene, eds. 2019. Dizionario degli dei. Mediterraneo, Eurasia, Estremo Oriente [Dictionary of the Gods: Mediterranean, Eurasia, Far East]. Milano: Jaca Book.
  13. Fais-Leutskaia, O.D. 2023. Sagry v Italii: sovremennye ekonomicheskie i sotsial’nye aspekty srednevekovoi traditsii [Sagri in Italy: Modern Economic and Social Aspects of the Medieval Tradition]. Vestnik antropologii 3: 144–164.
  14. Fusaro, M. 2021. Reti commerciali e traffici globali in età moderna [Global Trade and Trade Networks in the Modern Age]. Roma: Laterza.
  15. Geertz, C. 1978. Bazaar Economy: Information and Search in Peasant Marketing. American Economic Review 68 (2): 28–32.
  16. Geertz, C. 1979. Suq: The Bazaar Economy of Sefrou. In Meaning and Order in Moroccan Society, edited by C. Geertz, H. Geertz, and L. Rosen, 123–314. New York: Cambridge University Press.
  17. Gudeman, S.F. 2001. The Anthropology of Economy: Community, Market, and Culture. Malden: Blackwell.
  18. Hann, C., and K. Hart. 2011. Economic Anthropology: History, Ethnography, Сritique. Cambridge: Polity Press.
  19. Lowder, G.G. 1984. Studies in Volcanic Petrology. Vol. I, Talasea, New Guinea; Vol. II, Southwest Utah. Berkeley: University of California.
  20. Lyon, S. 2021. Anthropological Perspectives on Fair Trade. Oxford. 29.10.2021. https://oxfordre.com/anthropology/display/10.1093/acrefore/9780190854584.001.0001/acrefore-9780190854584-e-521; jsessionid=C3F8CED0618E9BDC5254F2DCC59277F5
  21. Novik, A.A. 2023. Bazar i diukian, yarmarka i market: evoliutsiia torgovli v Albanii v nachale XXI v. [Bazaar and Dyukyan, Fair and Market: The Evolution of Trade in Albania at the Beginning of the 21st Century]. Vestnik antropologii 3: 121–143. https://doi.org/10.33876/2311–0546/2023–3/121–143
  22. Pallante, G. 1973. Creta e Micene, i misteri dell’archeologia [Crete and Mycenae, the Mysteries of Archaeology]. Milano: De Vecchi.
  23. Peyronel, L. 2008. Storia e archeologia del commercio nell’Oriente antico [History and Archaeology of Trade in the Ancient East]. Roma: Carocci.
  24. Plattner, S., ed. 1989. Economic Anthropology. Stanford: Stanford University Press.
  25. Shevlyakova, D.A. 2023. Kommertsializatsiia istoricheskoi pamiati v nazvaniiakh ital’ianskikh vin nachala XXI v. [Commercialization of Historical Memory in the Names of Italian Wines at the Beginning of the 21st Century]. Vestnik antropologii 3: 165–183.
  26. Smith, R.L. 2008. Premodern Trade in World History. London: Routledge.
  27. Stephan, E. 1977. Il movimento commerciale nell’antichità [The Trade Movement in Antiquity]. Sala Bolognese (Bo): Ovens.
  28. Trager, L. 1981. Customers and Creditors: Variations in Economic Personalism in a Nigerian Marketing System. Ethnology 20 (2): 133–146.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».