Элемент безумия и декадентства в русской культуре
- Авторы: Глебов О.1, Деменчук П.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
- Выпуск: Том 35, № 2 (2025)
- Страницы: 257-276
- Раздел: ТЕМНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/0869-5377/article/view/292786
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2025-2-257-274
- ID: 292786
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена исследованию гипотезы Сергея Курехина о том, что характерной чертой русской культуры служит элемент безумия. Ценность этой работы определяется двумя факторами: концептуализация понятия безумия позволит лучше понять Курехина и его творчество, сформировав новое определение данного понятия; анализ этой концепции откроет новую перспективу изучения русской культуры и выявления ее характерных черт. Цель работы — обнаружить элемент безумия, который, согласно гипотезе Курехина, имплицитно содержится в выдающихся произведениях русской культуры. В ходе исследования концепция безумия экстраполируется на русскую культуру в целом. Стратегия работы строится на поиске аномалий в произведениях Михаила Глинки и Петра Чайковского, объяснении причин и условий их возникновения.
Исследование показало, что аномалии в произведениях русской культуры вызваны диссонансом формы и содержания из-за совмещения двух противоположных эпистем. Исток этих аномалий кроется в различии конститутивных установок русской и западной культур. Компаративный анализ мировоззренческих оснований выявил: характерный для русской культуры способ конституирования действительности опирается на операцию совмещения, тогда как западный рационализм — на различение. Парадигма русской музыки сочетает формальное применение техник теории музыки с содержательным включением мелодий из традиционной музыки. Такой способ структурирования музыкального материала в рациональной традиции академической музыки воспринимается как бессмысленный, поэтому в культурном отношении рациональная парадигма определяет русские произведения искусства как декадентские.
Полный текст

Об авторах
Олег Глебов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: oglebov@hse.ru
Россия, Москва
Павел Деменчук
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Email: pdemenchuk@hse.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Афанасьев Б. В. Глинка. М.: Музгиз, 1950.
- Вагнер Р. Опера и драма. М.: Рипол Классик, 2022.
- Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Избр. раб. / Сост. и комм. И. А. Барсовой, С. А. Ошерова, вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Искусство, 1978. С. 142–261.
- Варава В. В. Осевое время русской философии: открытие экзистенции // Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры. 2018. № 1–2. С. 163–180.
- Васильев И. В., Краснова Л. Е. Методология исследования хореографических трактовок литературного произведения Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» на балетной сцене в конце ХХ — начале XXI столетий // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2024. № 1. С. 57–66.
- Вахромеев В. А. Ладовая структура русских народных песен и ее изучение в курсе элементарной теории музыки. М.: Музыка, 1968.
- Глинка М. И. Записки / Под ред. А. С. Розанова. М.: Музыка, 1988.
- Глинка М. И. Полн. собр. соч. Литературные произведения и переписка / Подг. А. С. Ляпунова, А. С. Розанов. М.: Музыка, 1975.
- Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М.: КДУ, 2012. С. 55–74.
- Кан А. М. Курехин. Шкипер о капитане. М.: АСТ, 2020.
- Левашова О. Е., Лебедева-Емелина А. В. Глинка // Большая российская энциклопедия. М., 2007. Т. 7. С. 233–235.
- Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь // Эстетика и социология искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1978. Т. 1. С. 358–365.
- Чайковский П. И. О программной музыке: избр. отр. из писем и ст. / Сост., ред. и комм. И. Ф. Кунина. М.; Л.: Музгиз, 1952.
- Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк, 1876–1878. Л.; М.: Academia, 1934.
- Штейнпресс Б. С. Симфония // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 5. С. 21–26.
- A Dictionary of Music and Musicians (A.D. 1450–1880): In 3 Vols / G. Grove (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
- Calvocoressi M. D., Abraham G. Master Musicians Series: Mussorgsky. L.: J. M. Dent & Sons, 1946.
- Mahiet D. The Aesthetics and Politics of Wonder in the First Nutcracker // 19th-Century Music. 2016. Vol. 40. № 2. P. 131–158.
- Steinbeg M. The Symphony: A Listener’s Guide. Oxford: Oxford University Press, 1998.
- Taruskin R. On Russian Music. Berkeley; L.A.: University of California Press, 2008.
- Taruskin R. Some Thoughts on the History and Historiography of Russian Music // The Journal of Musicology. 1984. Vol. 3. № 4. P. 321–339.
- Wiley R. J. On meaning in Nutcracker // Dance Research. 1984. Vol. 3. № 1. P. 3–28.
- Wiley R. J. The Symphonic Element in Nutcracker // The Musical Times. 1984. Vol. 125. № 1702. P. 693–695.
- Wingenrotuh L. Are Ballet Companies Making Too Much Money From The Nutcracker? // Dance Magazine. 16.12.2018. URL: https://www.dancemagazine.com/nutcracker-facts/.
Дополнительные файлы
