Сверхъестественное знание как побочный продукт художественного использования искусственного интеллекта
- Авторы: Бохоров К.1
-
Учреждения:
- Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
- Выпуск: Том 34, № 1 (2024)
- Страницы: 115-130
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/0869-5377/article/view/290192
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2024-1-115-128
- ID: 290192
Цитировать
Аннотация
Когнитивная революция требует новых художественных подходов к исследованию идентичности. В статье обсуждаются основания для понимания художественных проектов-исследований, закономерности их появления и развития. Выделяется кибернетический фактор, ставящий вопросы знания и опыта за пределами познавательных возможностей субъекта и в то же время инструментализирующий его незнание. Каким образом современные художники обращаются к технологиям искусственного интеллекта? Как они концептуализируют кибернетическую реальность? Как искусство обнаруживает себя в ней? Что является результатом этих исследований? Как они согласуются с современным теоретическим дискурсом? Среди реакций на появление искусственного интеллекта отмечается эйфория, возникающая в связи с успешной имитацией им произведений искусства.
От искусственного интеллекта ожидается, что, получив всю доступную информацию, он поделится с человеком сверхчувственными образами и поможет превратить окружающую среду в особое киберпространство, а индивидов — в алгоритмы, объединяющие в себе техническое и природное. Особо отмечается такой вид художественного исследования, который устанавливает связь с искусственным интеллектом в формах дорациональной коммуникации.
В самой «искусственности» искусственного интеллекта искусство открывает для себя надежду на то, что с концом идентичности и исчезновением человека интеллект, наконец, отрефлексирует себя не в формах конца корреляции, а в формах искусства и пойесиса.
Полный текст

Об авторах
Константин Бохоров
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: bororo@mail.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Аванесян А. Майамификация. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021.
- Бохоров К. Ю. Критерии современного культурного пространственного моделирования в связи с внедрением в репрезентативные практики устройств виртуальной реальности (на примере высокотехнологических проектов лондонской галереи «Серпентайн») // Инновационные технологии в кинематографе и образовании. Материалы и доклады VIII Международной научно-практической конференции. М.: ИПП «Куна», 2022. С. 211–223.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический проект, 2009.
- Краусс Р. Фотографические условия сюрреализма // Photographer.ru. 13.07.2012. URL: https://www.photographer.ru/cult/theory/5591.htm.
- Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ad Marginem Press, 2015.
- Anadol R. Machine Memoirs: Space // Refik Anadol. 19.03–26.04.2021. URL: https://refikanadol.com/works/machine-memoirs-space/.
- Cheng I. BOB (Bag Of Beliefs), 2018–2019 // Ian Cheng. URL: http://iancheng.com/bob.
- Crawford K., Trevor Paglen T. Excavating AI. The Politics of Images in Machine Learning Training Sets. 19.09.2019. URL: https://excavating.ai/.
- Huma. She Who Sees the Unknown. 2016. URL: https://shewhoseestheunknown.com/huma/.
- Spratt E. L. Creation, Curation, and Classification: Mario Klingemann and Emily L. Spratt in Conversation // XRDS. The ACM’s Magazine for Students. 2018. Vol. 24. № 3. P. 34–43.
- Stiles K. Art and Technology // Theories and Documents of Contemporary Art. A Sourcebook of Artists’ Writings / K. Stiles, P. Selz (eds). Berkley; L.A.; L.: University of California Press, 1996. P. 384–396.
