Performance analysis of proton exchange membrane fuel cell battery: effect of ambient temperature
- Authors: Faddeev N.A.1, Vasyukov I.V.1, Belichenko M.A.1, Serik A.V.1, Smirnova N.V.1
-
Affiliations:
- South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
- Issue: Vol 60, No 3 (2024)
- Pages: 191–197
- Section: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/0424-8570/article/view/265488
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0424857024030048
- EDN: https://elibrary.ru/RBUTTV
- ID: 265488
Cite item
Full Text
Abstract
A model of a membrane electrode assembly is considered, taking into account the influence of various climatic conditions on power density. An analysis of the developed model is demonstrated in comparison with a proton exchange membrane fuel cell (PEMFC) stack operating at different ambient temperatures. The discrepancy between the obtained data (less than 10%) between the model and experiment in the temperature range from −10 to +10°С is shown. The optimal ambient temperature for battery operation was 10°C. The decrease in specific power with an increase in temperature for every 10°C above zero was 0.006–0.008 W/cm2, which is an insignificant change and can be compensated by using a buffer energy storage device.
Keywords
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
Системы энергопитания на основе топливных элементов с протонообменной мембраной (ПОМТЭ) становятся все более популярными в качестве источников энергии мобильных целевых средств различных сред применения, в том числе в робототехнике, транспорте и беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) [1]. Мощность таких систем энергопитания невелика и составляет несколько киловатт (кВт) [2], поэтому в них используется воздушная система охлаждения ПОМТЭ, в ходе работы которой реагирующий воздух напрямую забирается из окружающей среды и удаляется в нее, отчего эти системы получили название “топливные элементы с открытым катодом”. При этом большая часть тепла, генерируемого во время работы, рассеивается в окружающую атмосферу посредством принудительной конвекции воздуха по каналам охлаждения в биполярных пластинах.
БПЛА с системой энергопитания на основе ПОМТЭ все чаще используются в целях военного и гражданского применения для сложных и разнообразных задач, решение которых с участием человека представляет определенную опасность. Однако при работе БПЛА внешние климатические условия могут резко меняться и оказывать влияние на стабильность работы и изменение характеристик системы энергопитания.
Стоит отметить, что ранее уже были проведены исследования работы батареи ПОМТЭ с открытым катодом в различных условиях с использованием климатической камеры [3], в результате которых зарегистрированная максимальная удельная мощность была ниже 0.2 Вт/см2. Другие исследования были направлены на изучение влияния повышенной внешней температуры на удельную мощность единичного ПОМТЭ и стека, состоящего из пяти единичных элементов [4]. Эксперимент проводили при температуре окружающей среды 55℃ с увлажненным водородом и сухим воздухом. Максимальная удельная мощность единичного ПОМТЭ и батареи достигали 0.3 и 0.25 А/см2 соответственно. Кроме того, проводились работы по моделированию массо- и теплопереноса в стеке ПОМТЭ с открытым катодом [5–7] с использованием коммерческого программного обеспечения ANSYS Fluent для исследований вычислительной гидродинамики. В других работах [8, 9] однофазная вычислительная модель стека ПОМТЭ с открытым катодом была разработана с помощью программного обеспечения COMSOL Multiphysics®. В описанных выше исследованиях основное внимание было уделено прогнозированию максимальной температуры батареи ПОМТЭ, управлению ее температурными режимами и контролированию температурного градиента.
Ранее нами была продемонстрирована модель батареи ПОМТЭ с открытым катодом, позволяющая прогнозировать ее работу в различных климатических условиях [10]. В ее основе лежала модель мембранно-электродного блока (МЭБ), учитывающая влияние различных климатических условий на его мощностные характеристики. В данной работе проведен анализ разработанной модели в сравнении с стеком ПОМТЭ, работающим при различных температурах окружающей среды. Результаты исследования позволят усовершенствовать разработанную модель и, в дальнейшем, проектировать системы энергопитания на основе ПОМТЭ для специальных приложений с прогнозированием эксплуатационных характеристик в непредсказуемо изменяющихся климатических условиях.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Модель мембранно-электродного блока ПОМТЭ была разработана с использованием программного обеспечения COMSOL Multiphysics®-электродного блока, непосредственно МЭБ представлен серией из пяти смежных однородных интервальных подобластей, включающих в себя два газодиффузионных слоя (ГДС) с нанесенными слоями катализатора и расположенной между ними протонообменной мембраной (ПОМ) [10]. Процессы переноса заряда, энергии, частиц газа и воды описываются с помощью связанных дифференциальных уравнений в частных производных второго порядка (табл. 1). Источники (S) приравниваются к расходимости каждого потока (j).
Таблица 1. Уравнения, используемые в модели
Наименование | Поток | Уравнение неразрывности |
Закон Ома для электронов (𝜙e) | ||
Закон Ома для протонов (𝜙p) | ||
Растворенная вода в иономере (λ) | ||
Теплопроводность (Фурье) (T) | ||
Закон Дарси (перенос жидкой воды) (s) | ||
Диффузия водяного пара () | ||
Диффузия водорода () | ||
Диффузия кислорода () | ||
– поток электронов – поток протонов jλ – молярный поток связанной H2O – электропроводность – градиент фазовых потенциалов – постоянная Фарадея k – теплопроводность T – абсолютная температура – коэффициент проницаемости – содержание воды в иономере | – тепловой поток – диффузионный поток (х – H2O, H2, O2) – поток жидкой воды – коэффициент диффузии растворенной воды – коэффициент электроосмотического сопротивления – молярный объем жидкой воды – динамическая вязкость жидкой воды – капиллярное давление s – насыщение жидкой водой – коэффициент диффузии (х – H2O, H2, O2) |
Для описания потока электронов (jе) в слое катализатора и ГДС применяется закон Ома. Аналогичное уравнение используется для описания потока протонов (jp) в фазе электролита в слое катализатора и ПОМ. Закон Фурье позволяет описать тепловой поток (jT), который является основным методом передачи тепловой энергии в МЭБ [11]. Число молекул воды (H2O) на кислотную группу (λ) в иономере позволяет представить степень его увлажнения [12]. Для описания переноса жидкой воды использовалась теория ненасыщенного потока Дарси [13]. Последние три уравнения в табл. 1 посвящены переносу газовых частиц в МЭБ. Если не учитывать переход газов через ПОМ, то достаточно учитывать кислород в катодном пространстве, водород в анодном пространстве и водяной пар в обеих газовых смесях. Простейшей транспортной моделью для переноса газов является закон Фика (jx = −DxC∇χx) [14], где jx – диффузионный поток; D – коэффициент диффузии; C∇χx – градиент концентрации.
Схема испытаний батареи ПОМТЭ в различных климатических условиях представлена на рис. 1. Данная схема включает в себя климатическую камеру СМ-60/75-80 ТВХ (Россия), программируемую электронную нагрузку АТН-8185 (АКТАКОМ, Россия) и стек ПОМТЭ, содержащий многофункциональный электротехнический комплекс (ЭТК), который состоит из энергоэффективного преобразователя напряжения и системы управления подачей топлива и отвода продуктов реакции. В ЭТК интегрированы датчики измерения температуры, относительной влажности окружающего воздуха, выходных данных напряжения, тока и мощности стека ПОМТЭ для дальнейшей консолидации полученных измерений.
Рис. 1. Схема испытательного стенда.
Номинальная мощность стека ПОМТЭ с открытым катодом и тупиковым анодом составляла 450 Вт, а самоувлажнение батареи происходило за счет протекания электрохимических процессов и короткого замыкания. Во время экспериментов стек ПОМТЭ помещался в климатическую камеру для контроля температуры окружающей среды (Tокр.ср.). Относительная влажность воздуха (φокр.ср.) в климатической камере поддерживалась на уровне 40% на протяжении всех экспериментов за счет постоянного обновления и циркуляции воздуха. Стоит отметить, что при относительной влажности менее 40% воздух считается сухим и это отрицательно сказывается на проводимости ПОМ. Самой распространенной и оптимальной принята относительная влажность воздуха в диапазоне от 40 до 70%. В качестве топлива использовался водород технический марки А в соответствии с ГОСТ 3022-80 с массовой концентрацией водяных паров при 20°С и 101.3 кПа (760 мм рт. ст.) не более 0.2 г/м3. Дополнительные системы увлажнения водорода не применялись, так как интеграция таких систем в состав батареи ПОМТЭ негативно скажется на массогабаритных характеристиках систем энергопитания мобильных целевых средств, в том числе БПЛА. Входные параметры испытаний приведены в табл. 2.
Таблица 2. Входные параметры испытаний
Топливо | Водород технический марки А (ГОСТ 3022-80) |
Окислитель | Воздух |
Рабочее давление топлива | 0.5–0.7 бар |
Максимальный расход топлива | 4700 см3/мин |
Стехиометрия топлива | 1.4 |
Стехиометрия окислителя | 2.5 |
Относительная влажность окислителя на входе | 40% |
Относительная влажность топлива на входе | ≤1% |
Температура окружающей среды | от −10 до +50°С |
Испытания проводились с использованием одного образца батареи ПОМТЭ. Вольт-амперные характеристики измерялись несколько раз, при этом для каждой температуры окружающей среды было вычислено среднее значение удельной мощности. Между экспериментами последовательно производилась остановка батареи ПОМТЭ путем снятия нагрузки и процедура приведения образца в рабочее состояние для обеспечения необходимого уровня увлажнения МЭБ. Перед измерением вольт-амперных характеристик батарея ПОМТЭ находилась в климатической камере при температуре окружающей среды до сходимости заданного значения и фиксируемого датчиком температуры, входящего в состав батареи ПОМТЭ. Конструктивные характеристики единичного ПОМТЭ приведены в табл. 3.
Таблица 3. Конструктивные характеристики единичного ПОМТЭ
Катализатор | Pt/C. Носитель – Vulcan XC-72, [Pt] – 40% |
Газодиффузионный слой | Freudenberg H23C3 |
Мембрана | Протонобменная мембрана Nafion™ 212 |
Биполярная пластина | Катод открытого типа. Материал – титан |
Габариты единичного ПОМТЭ | 240×40×2.2 мм |
Зона электрохимической реакции | 69 см2 |
Мощность единичного ПОМТЭ | 8 Вт |
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Рассмотрено влияние температуры окружающей среды в диапазоне от −50 до +50°С. Для сравнения выходные характеристики стека ПОМТЭ представлены в виде удельной мощности на 1 см2 зоны электрохимической реакции.
Сравнение удельной мощности, рассчитанной в результате моделирования и полученной экспериментально при различных температурах окружающей среды, представлено на рис. 2. Сравнивая значения удельной мощности, полученные экспериментально и с помощью модели, можно увидеть минимальные расхождения (менее 10%) в диапазоне температур от −10 до +10°С. Максимальные значения мощностных характеристик при температуре окружающей среды +10℃ в модели и эксперименте составили 0.199 и 0.172 Вт/см2 соответственно (рис. 2а). На рис. 2а видно, что в области потенциалов 0.9–0.6 В присутствуют потери, обусловленные активационной поляризацией, что в основном связано с кинетикой реакции восстановления кислорода. Для области омических потерь (0.6–0.5 В) характерна линейная зависимость напряжения от протекаемого тока вследствие влияния сопротивления электролита и электродов переносу ионов и электронов. На высоких плотностях тока (область концентрационной поляризации) доминируют потери, связанные с массопереносом, что в основном характеризуется подводом газов через пористые структуры ГДС и слой катализатора.
Рис. 2. Вольт-амперные и мощностные характеристики при температуре окружающей среды 10°C (а); зависимость удельной мощности от температуры окружающей среды.
Расхождения между экспериментальными данными и моделированием вызвано несовершенством модели. Данная модель пока не учитывает некоторые химические и физические процессы, протекающие во время работы ПОМТЭ, которые могут оказывать значительное влияние на выходные характеристики ПОМТЭ при определенных условиях эксплуатации. Кроме того, модель не учитывает диффузию водорода и кислорода, гидравлического проникновения воды через ПОМ, эффекты газовой и тепловой конвекции, неоднородности в свойствах материалов (смачиваемость и пористость), многоступенчатую кинетику реакций, изменения тафелевского наклона, вызванные образованием оксида платины [15], а также эффекты в тонких пористых слоях [16, 17]. Электрическое и контактное термическое сопротивления [18], образование и таяние льда особенно сильно влияют на выходные характеристики ПОМТЭ при высоких и низких температурах окружающей среды. Расхождение между моделью и экспериментальными данными становится больше при повышении температуры окружающей среды выше +10°C. Это связано с ростом сопротивления металлических биполярных пластин и токоприемников в стеке ПОМТЭ вследствие увеличения удельного сопротивления металлов при нагревании. Кроме того, результаты моделирования показывают возможность работы ПОМТЭ при отрицательных температурах, поскольку модель не учитывает процессы образования и таяния льда, которые могут привести к снижению протонной проводимости ПОМ и нарушению его целостности в реальных условиях эксплуатации ПОМТЭ.
Наблюдаемое изменение удельной мощности батареи ПОМТЭ при смене температуры окружающей среды связано с варьированием ее рабочей температуры. Это четко прослеживается в изменении удельной мощности на рис. 2б (значения, полученные экспериментально). Как только температура окружающей среды снижается, поток воздуха, необходимый для охлаждения, уменьшается и ПОМ меньше высыхает. Вода, образующаяся в ходе электрохимических реакций, удаляется с меньшей скоростью и ПОМ остается более увлажненной [19], что положительно сказывается на мощностных характеристиках. Более того, снижение мощности при повышении температуры окружающей системы связано с повышенным энергопотреблением вспомогательных подсистем стека ПОМТЭ. Снижение удельной мощности стека ПОМТЭ составило 0.006–0.008 Вт/см2 при каждом повышении температуры на 10°C, что составляет менее 5% от номинальной мощности и может быть компенсировано за счет использования буферного накопителя энергии в виде аккумулятора или суперконденсатора. Мощность, необходимая для вспомогательных подсистем, возрастает при повышении температуры окружающей среды вследствие необходимости поддержания оптимальной рабочей температуры в стеке ПОМТЭ, при этом напряжение и эффективность стека снижаются, так как питание подсистем осуществляется от самого стека ПОМТЭ. Резкое снижение удельной мощности стека ПОМТЭ связано с процессами образования и таяния льда в мембране, поэтому при дальнейшем проектировании и изготовлении системы энергопитания на основе стека ПОМТЭ с открытым катодом необходимо учитывать специфику работы ПОМТЭ при отрицательных температурах. При разработке систем энергопитания на основе ПОМТЭ необходимо учитывать систему нагрева и/или рекуперации выделяемого тепла для решения проблемы обледенения при работе энергосистемы в условиях экстремально низких температур окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе предложена модель мембранно-электродного блока, учитывающая влияние различных климатических условий на выходные характеристики. Продемонстрирован анализ разработанной модели в сравнении со стеком ПОМТЭ, работающим при различных температурах окружающей среды. Показано расхождение полученных данных между моделью и экспериментом (менее 10%) в диапазоне температур от −10 до +10°С. Увеличивающиеся расхождения между экспериментальными данными и моделированием при температурах ниже нуля и выше +10°С обусловлены несовершенством модели, которая не учитывает ряд параметров, оказывающих влияние на удельные мощностные характеристики стека ПОМТЭ. Снижение удельной мощности стека ПОМТЭ при повышении температуры на каждые 10°C выше нуля составило менее 5%, что является несущественным и может быть компенсировано за счет использования буферного накопителя энергии.
ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Работа выполнена в рамках стратегического проекта “Системы водородной энергетики” Программы развития ЮРГПУ (НПИ) при реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы заявляют, что у них нет конфликта интересов.
About the authors
N. A. Faddeev
South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Author for correspondence.
Email: nikita.faddeev@yandex.ru
Russian Federation, Novocherkassk
I. V. Vasyukov
South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Email: nikita.faddeev@yandex.ru
Russian Federation, Novocherkassk
M. A. Belichenko
South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Email: nikita.faddeev@yandex.ru
Russian Federation, Novocherkassk
A. V. Serik
South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Email: nikita.faddeev@yandex.ru
Russian Federation, Novocherkassk
N. V. Smirnova
South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov
Email: smirnova_nv@mail.ru
Russian Federation, Novocherkassk
References
- Kurnia, J.C., Chaedir, B.A., Sasmito, A.P., & Shamim, T., Progress on open cathode proton exchange membrane fuel cell: Performance, designs, challenges and future directions, Appl. Energy, 2021, vol. 283, p. 116359.
- Zhao, C., Xing, S., Chen, M., Liu, W., & Wang, H., Optimal design of cathode flow channel for air-cooled PEMFC with open cathode, Intern. J. Hydrogen Energy, 2020, vol. 45, no. 35, p. 17771.
- Jeong, S.U., Cho, E.A., Kim, H.J., Lim, T.H., Oh, I.H., & Kim, S.H., A study on cathode structure and water transport in air-breathing PEM fuel cells, J. Power Sources, 2006, vol. 159, no. 2, p. 1089.
- Wu, J., Galli, S., Lagana, I., Pozio, A., Monteleone, G., Yuan, X. Z., & Wang, H., An air-cooled proton exchange membrane fuel cell with combined oxidant and coolant flow, J. Power Sources, 2009, vol. 188, no. 1, p. 199.
- Sasmito, A.P., Birgersson, E., Lum, K., & Mujumdar, A.S., Fan selection and stack design for open-cathode polymer electrolyte fuel cell stacks, Renew. Energy, 2012, vol. 37, no. 1, p. 325.
- Sasmito, A.P., Birgersson, E., and Mujumdar, A.S., A novel flow reversal concept for improved thermal management in polymer electrolyte fuel cell stacks, Intern. J. Therm. Sci., 2012, vol. 54, p. 242.
- Sasmito, A.P., Lum, K.W., Birgersson, E., & Mujumdar, A.S., Computational study of forced air-convection in open-cathode polymer electrolyte fuel cell stacks, J. Power Sources, 2010, vol. 195, no. 17, p. 5550.
- Shahsavari, S., Desouza, A., Bahrami, M., & Kjeang, E., Thermal analysis of air-cooled PEM fuel cells, Intern. J. Hydrogen Energy, 2012, vol. 37, no. 23, p. 18261.
- Akbari, M., Tamayol, A., and Bahrami, M., Thermal assessment of convective heat transfer in air-cooled PEMFC stacks: an experimental study, Energy Procedia, 2012, vol. 29, p. 1.
- Faddeev, N., Anisimov, E., Belichenko, M., Kuriganova, A., & Smirnova, N., Investigation of the Ambient Temperature Influence on the PEMFC Characteristics: Modeling from a Single Cell to a Stack, Processes, 2021, vol. 9, no. 12, p. 2117.
- Bhaiya, M., Putz, A., and Secanell, M., Analysis of non-isothermal effects on polymer electrolyte fuel cell electrode assemblies, Electrochim. Acta, 2014, vol. 147, p. 294.
- Springer, T.E., Zawodzinski, T.A., and Gottesfeld, S., Polymer electrolyte fuel cell model, J. Electrochem. Soc., 1991, vol. 138, no. 8, p. 2334.
- Natarajan, D. and Van Nguyen, T., A two-dimensional, two-phase, multicomponent, transient model for the cathode of a proton exchange membrane fuel cell using conventional gas distributors, J. Electrochem. Soc., 2001, vol. 148, no. 12, p. A1324.
- Plawsky, J. L., Transport Properties of Materials, Transport Phenomena Fundamentals. CRC Press, 2020. p. 81-128.
- Weber, A.Z., Borup, R.L., Darling, R.M., Das, P.K., Dursch, T.J., Gu, W., & Zenyuk, I.V., A critical review of modeling transport phenomena in polymer-electrolyte fuel cells, J. Electrochem. Soc., 2014, vol. 161, no. 12, p. F1254.
- Holzer, L., Pecho, O., Schumacher, J., Marmet, P., Stenzel, O., Büchi, F.N., & Münch, B., Microstructure-property relationships in a gas diffusion layer (GDL) for Polymer Electrolyte Fuel Cells, Part I: effect of compression and anisotropy of dry GDL, Electrochim. Acta, 2017, vol. 227, p. 419.
- Holzer, L., Pecho, O., Schumacher, J., Marmet, P., Stenzel, O., Büchi, F.N., & Münch, B., Microstructure-property relationships in a gas diffusion layer (GDL) for Polymer Electrolyte Fuel Cells, Part II: pressure-induced water injection and liquid permeability, Electrochim. Acta, 2017, vol. 241, p. 414.
- Vetter, R. and Schumacher, J. O., Experimental parameter uncertainty in proton exchange membrane fuel cell modeling. Part II: Sensitivity analysis and importance ranking, J. Power Sources, 2019, vol. 439, p. 126529.
- Vichard, L., Petrone, R., Harel, F., Ravey, A., Venet, P., & Hissel, D., Long term durability test of open-cathode fuel cell system under actual operating conditions, Energy Convers. Manag., 2020, vol. 212, p. 112813.
Supplementary files

Note
Публикуется по материалам IX Всероссийской конференции с международным участием “Топливные элементы и энергоустановки на их основе”, Черноголовка, 2022.