Влияние расстройки групповых скоростей оптических гармоник на отражение и прохождение излучения в активной периодической среде
- Авторы: Калинович А.А.1, Захарова И.Г.1,2, Лысак Т.М.1,2
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
- Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
- Выпуск: Том 88, № 12 (2024)
- Страницы: 1873-1880
- Раздел: Нанооптика, фотоника и когерентная спектроскопия
- URL: https://bakhtiniada.ru/0367-6765/article/view/286468
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0367676524120053
- EDN: https://elibrary.ru/EXEHVO
- ID: 286468
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучено влияние расстройки групповых скоростей волн основной частоты и второй гармоники на отражение и прохождение излучения сквозь слоистую активную нелинейную среду. С использованием численного моделирования найдены и проанализированы коэффициенты отражения и пропускания на основной и удвоенной частотах. Показан солитонный характер переноса энергии внутри среды.
Полный текст
Введение
Новые возможности использования взаимодействия между усилением, потерями и силами, связывающими различные оптические компоненты, постоянно обсуждаются исследователями в области фотоники [1, 2]. Такие возможности появляются для генерации, управления и передачи света в связи с открытием действительных собственных частот неэрмитовых гамильтонианов, для которых характерна симметрия четности и времени (PT-симметрия).
В сложных фотонных структурах с усилением и потерями нарушается консервативность. При этом появляются новые возможности применения PT-симметрии для формирования оптических сигналов со свойствами, выходящими за рамки консервативных структур [3].
PT-симметрией могут обладать слоистые среды, в которых чередуются поглощающие и генерирующие элементы. Ранее мы теоретически изучали распространение оптического излучения в активной слоистой среде с квадратичной нелинейностью. Мы использовали подход, развитый в работах [4, 5], где были получены результаты, показывающие возможность генерации устойчивых пространственных щелевых солитонов в средах с квадратичной нелинейностью. На основе численного моделирования системы связанных уравнений Шредингера для огибающих прямых и обратных волн на основной и удвоенной частотах мы получили солитоны такого типа, в том числе, в активных брэгговских структурах [6—8]. При этом, мы полагали величины физических параметров (коэффициенты брэгговской связи, отстройка от брэгговского резонанса и т. п.) в том же диапазоне, что и в работах [4, 5].
В работе [9], также используя численное моделирование, мы получили результаты, описывающие отражающие свойства периодической среды в зависимости от знака асимметричной связи.
В настоящей работе, продолжая наше исследование, мы изучаем влияние расстройки групповых скоростей волн на процесс генерации второй оптической гармонике в слоистых активных средах.
Постановка задачи
Запишем систему связанных уравнений для нормированных медленно меняющихся амплитуд прямой и обратной волн на основной частоте (E1±) (FF) и на частоте второй гармоники (E2±) (SH) [8—9]:
(1)
(2)
(3)
(4)
Здесь , — безразмерные медленно меняющиеся амплитуды взаимодействующих волн, нормированные на корень квадратный из пиковой интенсивности падающего излучения . Эволюционная координата τ — безразмерное время, распространение происходит по продольной координате z с групповыми скоростями v1,2 для основной и удвоенной частоты, x — поперечная координата. Параметры — нормированные отстройки от брэгговского резонанса на основной и удвоенной частотах, где — параметр брэгговской связи между встречными волнами на основной частоте, ω0 — несущая частота излучения основной гармоники, k1, k2 — волновые числа излучения на основной и удвоенной частотах, соответственно, d — период слоистой структуры. Безразмерные параметры описывают брэгговскую связь между встречными волнами на основной частоте и на частоте второй гармоники, соответственно: и соответствующие безразмерные параметры несимметричной связи между встречными волнами, при g1 = g2 = 0 среда пассивная, иначе активная. Параметры и характеризуют квадратичную нелинейность, где χ(2) — нелинейная восприимчивость среды. Ограничимся в нашем рассмотрении случаем широких пучков, при этом в (1)–(4) положим Dx,1 = Dx,2 = 0 и не будем учитывать поперечное распределение интенсивности, рассматривая только профиль по продольной координате z.
Пусть данная нелинейная периодическая структура ограничена по z, ее левая граница z = Lleft и правая — z = Lright, вокруг нее линейная среда. Внутри нелинейной среды динамика прямых и обратных волн описывается системой (1)–(4), вне — уравнениями переноса . На среду падает пучок основной частоты слева, он задается в начальный момент τ = 0 на прямой волне основной частоты с центром L0 левее левой границы среды (L0 < Lleft) в виде солитонного профиля характерной ширины hz
На остальных волнах в начальный момент сигналы отсутствуют E1−(z, τ = 0) = E2+(z, τ = 0) = = E2−(z, τ = 0) = 0.
Распространение двуцветного излучения в бесконечной активной квадратичной слоистой среде, описываемое уравнениями (1)–(4) удовлетворяет закону изменения энергии:
(5)
Данный закон (5) в пассивной среде (g1 = g2 = 0) переходит в закон сохранения энергии [4].
Уравнения (1)–(4) решаются численно с использованием консервативной нелинейной разностной схемы с помощью матричной прогонки и итерационного алгоритма. Расчет ведется в области 0 ≤ z ≤ Lz, 0 ≤ τ ≤ Lτ, при этом на левой границе по z прямых волн и правой границе обратных волн заданы нулевые граничные условия
Тем самым обеспечивается условие того, что в систему с течением времени не поступает дополнительная энергия. На противоположных границах расчетной области дополнительных условий не задается, так как там решается уравнение переноса, и энергия свободно выходит из системы без отражений. Так как (5) был получен в условии бесконечного пространства, внесем в него изменения, соответствующие рассматриваемой ограниченной расчетной области:
(6)
Последние четыре слагаемых соответствуют уходу энергии из системы каждой из прямой и обратной волн основной и удвоенной частоты. Их раздельный учет позволяет отследить то, какой волной уносится энергия.
Для оценки свойств отражения и прохождения излучения сквозь активную слоистую среду будем рассчитывать коэффициенты отражения и прохождения на основной и удвоенной частотах для момента времени Lτ в виде интеграла прошедших сквозь среду интенсивностей с учетом вышедшей за границу расчетной области энергии:
(7)
(8)
(9)
(10)
Данные коэффициенты характеризуют как отражающие и пропускающие свойства активной слоистой среды на основной частоте, так и способность генерировать вторую гармонику в направлении как падения накачки, так и в противоположную сторону. В линейном случае () при точном брегговском резонансе (δ1 = 0) и пассивной среде (g1 = 0) бесконечной длины (Lleft = ∞) происходит полное отражение падающей волны, , , вторая гармоника при этом не возникает. Если среда активная, то в зависимости от знака g1 возможно как усиление падающего сигнала ( при g1 < 0), так и его ослабление ( при g1 > 0), прошедшая волна при этом также отсутствует () [9]. При отстройке от брэгговского резонанса (δ1 ≠ 0) появляется ненулевая прошедшая волна (), также изменяется и коэффициент отражения. Наличие квадратичной нелинейности приводит к тому, что падающая волна генерирует в среде вторую гармонику, для которой условия брегговского резонанса отличаются от основной частоты, что сильно усложняет картину, появляются ненулевые , . При определенных условиях вошедший сигнал и сгенерированная вторая гармоника формируют двуцветный солитон [4, 5, 8], который распространяется в слоистой нелинейной среде до ее правой границы, где происходит отражение от нее и частичный выход энергии из среды. Отраженный сигнал движется обратно к левой границе среды солитоноподобным образом.
На формирование солитона влияет расстройка групповых скоростей. Если скорости волн основной и удвоенной частоты существенно отличаются, солитон не формируется. Этот процесс значительно влияет на отражающие и пропускающие свойства слоистой нелинейной среды.
Результаты численного моделирования
Проведено численное моделирование уравнений (1)–(4) с помощью которого исследована зависимость коэффициентов отражения и прохождения от расстройки групповых скоростей. Рассматривался случай, когда основная частота находится вблизи брэгговского резонанса, , а вторая гармоника — вдали от брэгговского резонанса, . Параметры расчетов , , , , начальная ширина пучка hz = 5, что соответствует пиковой интенсивности падающей волны MW/cм2, мм-1 и ≈10-3W-1/2 [4, 5]. Размеры расчетной области Lz = 120, Lτ = 120, границы слоистой среды Lleft = 60, Lright = 90, начальное положение пучка L0 = 30. Групповая скорость второй гармоники фиксирована v2 = 1, а групповая скорость основной частоты менялась в пределах 0.5 ≤ v1 ≤ 2.
Сначала рассматривался случай пассивной среды g1 = 0, g2 = 0. На рис. 1а приведены зависимости коэффициентов отражения и пропускания от групповой скорости основной частоты. Коэффициент пропускания основной частоты имеет выраженный максимум вблизи , что свидетельствует о том, что более выраженное пропускание происходит при равенстве групповых скоростей. Также можно заметить, что коэффициент отражения на второй гармонике растет с уменьшением v1, следовательно такую среду целесообразно использовать в качестве источника волны второй гармоники при групповых скоростях основной частоты заметно меньших, чем на удвоенной частоте. На рис. 1б приведены зависимости пиковых интенсивностей и ширин пучков от времени в случае . Первоначальный пучок распространяется практически без изменений примерно до момента , после чего часть его попадает в среду, а часть отражается. При этом его интенсивность возрастает, а ширина уменьшается, кроме того генерируется вторая гармоника. Профиль пучка при представлен на рис. 1в, в максимуме основной частоты находится также пик второй гармоники, что показывает, что это именно двуцветный солитон, который с некоторыми осцилляциями движется в среде примерно до момента , после чего интенсивность резко спадает, что объясняется выходом основной части энергии из среды. На рис. 1г приведен профиль пучка при , часть энергии еще находится в среде, а часть уже вышла.
Рис. 1. Отражение и прохождение волн в пассивной среде κ1 = 1, κ2 = 0, g1 = 0, g2 = 0, δ1 = −0.9, δ2 = 5, v2 = 1. Коэффициенты отражения (R1,2) и прохождения (T1,2) основной частоты и второй гармоники в зависимости от групповой скорости волны основной частоты v1 (а). Максимальные интенсивности (сплошная линия) и ширины (штриховая линия) основной частоты (красный цвет) и второй гармоники (синий цвет) в случае v1 = 1 (б). Профили пучка основной частоты (красный цвет) и второй гармоники (синий цвет) при v1 = 1 (в, г), 2 (д) и 0.5 (е) в разные моменты времени τ.
На рис. 1д представлен профиль пучка при в момент , когда часть энергии уже вышла из среды, а часть еще находится внутри. Вышедшая часть похожа на двуцветный солитон, но ширина его существенно больше, а центры пучков первой и второй гармоник заметно смещены. Это объясняется различными скоростями движения излучения на основной и удвоенной частоте в линейной среде. На рис. 1е показаны профили при в момент . Видна часть энергии отраженная слева от среды, в самой среде наблюдается солитон. Все это показывает, что солитонный характер передачи энергии внутри среды является распространенным при различных параметрах. И, кроме того, скорость движения солитона зависит от скорости : чем больше скорость движения излучения на основной частоте в линейной среде, тем больше скорость солитона в нелинейной среде.
На рис. 2 показан случай активной среды , аналогично рассмотренному выше. Интенсивность основной частоты при этом снижается. Коэффициент отражения также имеет максимум вблизи , его величина близка к приведенному случаю пассивной среды. Остальные коэффициенты в несколько раз меньше, чем в пассивной среде. Зависимость пиковых интенсивностей от времени при и профили пучков в различные моменты также свидетельствуют, что перенос энергии в среде носит солитонный характер. При этом, в отличие от пассивной среды, отражение энергии на основной частоте оказывается существенно меньше, чем прохождение этой энергии через нелинейную среду. В то же время коэффициенты отражения и прохождения энергии второй гармоники близки к соответствующим значениям для пассивной среды.
Рис. 2. Отражение и прохождение волн в активной среде. Аналогично рис. 1, кроме g1 = 0.5.
На рис. 3 представлен случай активной среды при , интенсивность волн при этом возрастает. Коэффициент отражения второй гармоники резко растет с уменьшением v1. Профили пучков показывают, что формируется несколько осциллирующих солитонов, энергия между ними перекачивается. За счет этого картина достаточно сложная, что видно по графикам пиковых интенсивностей. В целом можно говорить о том, что такую среду можно использовать для генерации излучения второй гармоники, направленного навстречу падающему излучению в случае, когда групповая скорость излучения на основной частоте заметно меньше скорости излучения на удвоенной частоте.
Рис. 3. Отражение и прохождение волн в активной среде. Аналогично рис. 1, кроме g1 = −0.5.
Заключение
Исследованы зависимости отражательных свойств нелинейных активных слоистых сред от расстройки групповых скоростей между волнами основной частоты и второй гармоники. Найдены коэффициенты отражения и пропускания. Показан солитонный характер переноса энергии внутри такой среды. На основе этого возможен выбор материалов для конкретных частот с целью создания активных фильтров, а также генерации сигналов удвоенной частоты.
Об авторах
А. А. Калинович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: kalinovich@gmail.com
Россия, Москва
И. Г. Захарова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Email: kalinovich@gmail.com
Россия, Москва; Шэньчжэнь
Т. М. Лысак
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»; Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Email: kalinovich@gmail.com
Россия, Москва; Шэньчжэнь
Список литературы
- Ruter C.E., Makris G., El-Ganainy R. et al. // Nature Phys. 2010. V. 10. P. 192.
- Özdemir Ş.K., Rotter S., Nori F. et al. // Nature Mater. 2019. V. 18. P. 783.
- Jianming Wen, Xiaoshun Jiang, Liang Jiang, Min Xiao // J. Phys. B. Atom. Mol. Opt. Phys. 2018. V. 51. Art. No. 222001.
- Conti C., Assanto G., Trillo S. // Phys. Rev. Lett. 1997. V. 78. P. 2341.
- Conti C., Assanto G., Trillo S. // Opt. Lett. 1997. V. 22. No. 17. P. 1350.
- Комиссарова М.В., Захарова И.Г., Лысак Т.М., Калинович А.А. // Изв. РАН. Сер. физ. 2021. Т. 85. № 12. С. 1720, Komissarova M.V., Zakharova I.G., Lysak T.M., Kalinovich A.A. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 12. P. 1370.
- Komissarova M.V., Lysak T.M., Zakharova I.G., Kalinovich A.A. // J. Phys. Conf. Ser. 2022. V. 2249. Art. No. 012008.
- Lysak T., Zakharova I., Kalinovich A., Chaikovskii D. // Proc. SPIE. 2023. V. 12775. Art. No. 1277513.
- Захарова И.Г., Лысак Т.М., Калинович А.А., Чайковский Д.А. // Изв РАН. Сер. физ. 2023. Т. 87. № 12. С. 1707, Zakharova I.G., Lysak T.M., Kalinovich A.A., Chaykovskii D.A. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2023. V. 87. No. 12. P. 1791.
Дополнительные файлы





