Cosmogenic isotopes in the lunar soil: solar activity and nearby Supernova outbreak
- Authors: Vasilyev G.I.1, Konstantinov A.N.2, Ostryakov V.M.2, Pavlov A.K.1, Frolov D.A.1
-
Affiliations:
- Ioffe Physical-Technical Institute of the Russian Academy of Sciences
- Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University
- Issue: Vol 88, No 2 (2024)
- Pages: 307-310
- Section: Physics of Cosmic Rays
- URL: https://bakhtiniada.ru/0367-6765/article/view/266132
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0367676524020244
- EDN: https://elibrary.ru/RQNQHM
- ID: 266132
Cite item
Full Text
Abstract
The lunar soil is an integral detector of cosmic rays (CRs) of different origin (Solar and Galactic). Analysis of the deep profiles of cosmogenic isotopes (14C, 41Ca, 36Cl, 10Be, 26Al, 53Mn) allows us to restore the intensity of CR on time scales of 3–4 half-lives of the corresponding isotope. To coordinate data on 10Be, it is required (in addition to the average flux of CRs) the presence of an additional source of accelerated particles with hard spectrum. Such a source can be, for example, an outbreak of a nearby SN 2–3 million years ago.
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
Протоны и альфа-частицы из локального межзвездного пространства взаимодействует с магнитным полем Солнечной системы. На орбите Земли это проявляется в изменении потока космических лучей (КЛ) с энергиями менее 10 ГэВ/нуклон и зависит от активности Солнца. Изучение отношения содержания изотопов 14С/12C в датируемых кольцах деревьев и других архивах показало существование в прошлом периодов с пониженной активностью и продолжительностью в несколько солнечных циклов типа маундеровского минимума. Луна является интегральным детектором излучения. При постоянном среднем потоке КЛ содержание образующихся в ее грунте радиоактивных изотопов находится в динамическом равновесии, т.е. число образующихся радионуклидов равно числу распадающихся. Стандартный метод согласования теоретических и экспериментальных данных подразумевает использование в качестве свободного параметра среднего модуляционного потенциала Φ(t) за время нескольких периодов полураспада соответствующего радионуклида. Глубинный ход его концентрации (до сотен г/см2) определяется формой спектра галактических КЛ (ГКЛ), тогда как вклад солнечных КЛ (СКЛ) проявляется на глубинах менее ~10 г/см2 [1–3]. Наличие близких локальных источников может дать дополнительный вклад помимо “основного” потока ГКЛ. В работе [4] на основе анализа данных эксперимента PAMELA по содержанию изотопов углерода в ГКЛ делается вывод, что возможный источник ядер 14C не может находиться ближе 190 пк, и взрыв сверхновой не мог произойти ранее 73 тыс. лет назад. Анализ концентрации более долгоживущего изотопа в грунте Луны, 10Be (период полураспада ~1.4∙106 лет), позволяет определить интенсивность потока КЛ и возможность взрыва близкой сверхновой на временном масштабе нескольких миллионов лет. Нами был проведен расчет генерации различных радионуклидов при взаимодействии протонов и альфа-частиц КЛ с лунным грунтом с помощью пакета GEANT4.10. Ранее эта методика была применена для вычисления изменения изотопного состава грунта Марса и Луны [5–7] и солнечного ветра во время солнечных вспышек [8]. В настоящей работе расширен ряд анализируемых радионуклидов и, соответственно, расширен временной диапазон происходящих событий.
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ
Используемые нами экспериментальные данные получены при анализе состава лунного керна, доставленного экспедицией Аполлон-15. Расчеты проводились для изотропного падения первичных частиц с заданной энергией на поверхность. Фиксировалась глубина образования интересующих нас изотопов в каждом акте ядерного взаимодействия как первичных частиц, так вторичных. В дальнейшем проводилась свертка энергетической зависимости выхода изотопа со спектром падающих частиц. Наши расчеты дают более высокие концентрации всех изотопов по сравнению с измеренными, при этом хорошо совпадая по форме. Вероятное объяснение такого результата – повышенный выход вторичных частиц в GEANT4.10. На такую же проблему указывают и другие работы [9–11], т.к. вычисленный поток нейтронов в лунном грунте превышает измеренный примерно в 2 раза [11].
Измерения концентрации радиоуглерода в земных архивах с учетом палеомагнитных и палеоклиматических данных позволяют восстановить временной ход модуляционного потенциала, Φ(t), за последние 19000 лет [12]. Среднее значение Φ(t) при этом равно 360±20 МВ. Использование восстановленных значений модуляционного потенциала в расчетах образования 14С в лунном грунте дает превышение расчетных значений по сравнению с экспериментальными данными в 1.6 раз. Поправка (Y0), обусловленная учетом завышенного выхода вторичных частиц, приводит к согласованию эксперимента с расчетами. Этот подход может быть применен также для долгоживущих изотопов 26Al (T1/2=0.74·106 лет), 10Be (T1/2=1.4·106 лет) и 53Mn (T1/2=3.7·106 лет). В работе [12] авторы для расчетов профиля концентрации 26Al постулировали время облучения образца 1 млн лет, в то время как равновесное значение достигается через 3–4 периода полураспада. Это приводит к уменьшению концентрации изотопа, поэтому в работе [12] не было необходимости введения дополнительного корректирующего множителя Y0. Наша оценка Φ(t)=480 МВ согласуется с полученным этими авторами значением Φ(t)=496 МВ, что соответствует среднему уровню солнечной активности в течение последних 2 млн лет. Использование поправки позволяет также лучше описать экспериментальную кривую. На рис. 1 приведены результаты анализа данных по 10Be, на рис. 2 – по 53Mn. Для 10Be экспериментальные данные невозможно объяснить без привлечения дополнительного источника КЛ c более жестким по сравнению с современным спектром ГКЛ. Таким источником могла быть вспышка близкой сверхновой [13]. Следы подобного события обнаружены в донных океанических отложениях с возрастом около 2.5 млн лет и в лунном грунте в виде изотопа 60Fe с периодом полураспада 2.6 млн лет. Этот изотоп возникает исключительно при взрывах сверхновых звезд и в дальнейшем осаждается в атмосфере Земли с межзвездной пылью. Кроме того, взрыв сверхновой приводит к ускорению протонов на ударных волнах до высоких энергий со спектром более жестким, чем спектр современных ГКЛ. В этом случае в Солнечной системе произойдет резкий рост потоков частиц без значительного искажения их спектра, имеющего место за счет рассеяния на магнитных неоднородностях и ядерных взаимодействий в межзвездном пространстве. Учет этого дополнительного импульсного вклада от сверхновой ~2.5 млн лет назад позволяет согласовать результаты расчетов с экспериментальными данными при том же среднем модуляционном потенциале, как и для 26Al, но на шкале до 4 млн лет (рис. 1). КЛ от сверхновой должны также дать существенный вклад в образование более долгоживущего изотопа 53Mn в лунных породах. Для него с учетом дополнительного источника на рис. 2 наш модельный расчет показывает хорошее согласие с экспериментальными данными при среднем модуляционном потенциале, сходном с полученным для 26Al на шкале около 10 млн лет.
Рис. 1. Глубинные профили наведенной активности (A, число распадов в мин. на кг) 10Ве: точки – экспериментальные данные [1], 1 – от ГКЛ, 2 – от вспышки сверхновой, 3 – сумма
Рис. 2. Глубинные профили наведенной активности (A, число распадов в мин. на кг) 53Mn: точки – экспериментальные данные [2], 1 – от ГКЛ, 2 – от вспышки сверхновой, 3 – сумма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенный анализ глубинного хода различных изотопов с периодом полураспада менее миллиона лет в лунном грунте приводит к среднему значению модуляционного потенциала ~500 МВ на временной шкале ~2 млн лет. В то же время объяснение глубинного профиля более долгоживущих изотопов 10Ве и 53Mn при том же значении потенциала невозможно без привлечения дополнительного источника КЛ, имеющего жесткий энергетический спектр ~E-1.7. Такие спектры могут быть результатом взрыва близкой сверхновой, ускоренные энергичные частицы от которой достигли Луны. Абсолютные значения концентрации образованного в грунте 10Ве приводят к ограничениям на параметры этого взрыва: полную его энергетику в КЛ и расстояние до сверхновой, а также на показатель спектра ускоренных частиц. Наши оценки приводят к следующим результатам. При минимальной оценке трансформации энергии взрыва в энергию КЛ (10%) полная энергия должна быть порядка Е~1052–1054 эрг при расстоянии до сверхновой 10–40 пк и жестком спектре частиц. В этом случае момент достижения Луны ускоренными частицами оценивается примерно 2–3 млн лет назад, а продолжительность такого события составляет ~103–104 лет. Это соответствует данным по 60Fe, обнаруживающим его увеличенное содержание как раз в этот период времени в донных отложениях.
About the authors
G. I. Vasilyev
Ioffe Physical-Technical Institute of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: gennadyivas@gmail.com
Russian Federation, Saint Petersburg
A. N. Konstantinov
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University
Email: gennadyivas@gmail.com
Russian Federation, Saint Petersburg
V. M. Ostryakov
Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University
Email: gennadyivas@gmail.com
Russian Federation, Saint Petersburg
A. K. Pavlov
Ioffe Physical-Technical Institute of the Russian Academy of Sciences
Email: gennadyivas@gmail.com
Russian Federation, Saint Petersburg
D. A. Frolov
Ioffe Physical-Technical Institute of the Russian Academy of Sciences
Email: gennadyivas@gmail.com
Russian Federation, Saint Petersburg
References
- Nishiizumi K., Elmore D., Ma X.Z., Arnold J.R. // Earth Planet. Sci. Lett. 1984. V. 70. P. 157.
- Nishiizumi K., Elmore D., Ma X.Z., Arnold J.R. // Earth Planet. Sci. Lett. 1984. V. 70. P. 164.
- Jull A.J.T., Cloudt S., Donahue D.J. et al. // Geochim. Cosmochim. Acta. 1998. V. 62. No. 17. P. 3025.
- Богомолов Э.А., Васильев Г.И. // Изв. РАН. Сер. физ. 2021. Т. 85. № 4. С. 466; Bogomolov E.A., Vasilyev G.I. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 8. P. 341.
- Остряков В.М., Блинов А.В., Васильев Г.И. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2017. Т. 81. № 2. С. 189; Ostryakov V.M., Blinov A.V., Vasilyev G.I. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2017. V. 81. No. 2. P. 170.
- Васильев Г.И., Павлов А.К., Остряков В.М. // Изв. РАН. Сер. физ. 2015. Т. 79. № 3. С. 33; Vasilyev G.I., Pavlov A.K., Ostryakov V.M. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2015. V. 79. No. 3. P. 170.
- Павлов А.К., Остряков В.М., Павлов А.А. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2013. Т. 77. № 5. С. 557; Pavlov A.K., Ostryakov V.M., Pavlov A.A. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2013. V. 77. No. 5. P. 493.
- Васильев Г.И., Остряков В.М., Павлов А.К., Чакчурина М.Е. // Изв. РАН. Сер. физ. 2017. T. 81. № 2. C. 162; Vasilyev G.I., Ostryakov V.M., Pavlov A.K., Chakchurina M.E. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2017. V. 81. No. 2. P. 143.
- Mesick K.E., Feldman W.C., Coupland K.E. et al. // Earth Space Sci. 2018. V. 5. No. 7. P. 324.
- Li Y., Zhang X., Dong W., Ren Z. // J. Geophys. Res. Space Phys. 2017. V. 122. No. 2. P. 1473.
- Howard A., Holder F., Qesado J.M. et al. // Proc. 2008 IEEE Nuclear Science Symposium Conference Record. (Dresden, 2008). P. 1.
- Kudryavtsev I.V., Dergachev V.A. // Geomagn. Aeronomy. 2019. V. 59. P. 1099.
- Poluianov S., Kovaltsov G.A., Usoskin I.G. // Astronomy Astrophys. 2018. V. 618. No. A96. P. 1.
- Wallner A., Feige J., Kinoshita N. et al. // Nature. 2016. V. 532. P. 69.
Supplementary files
