Дикие животные и автотранспорт: анализ развития конфликта на примере свердловской области
- Авторы: Корытин Н.С.1, Марков Н.И.1, Кузнецов А.К.2, Бергман И.Е.1
-
Учреждения:
- Институт экологии растений и животных УрО РАН
- Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области
- Выпуск: № 6 (2024)
- Страницы: 446-456
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/0367-0597/article/view/272926
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0367059724060058
- EDN: https://elibrary.ru/VYNXIV
- ID: 272926
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проанализирована динамика числа дорожно-транспортных происшествий с дикими животными в Свердловской области за период с 2012 г. по 2022 г. Видовой состав жертв резко смещен в сторону парнокопытных млекопитающих. Рост числа столкновений с косулей и лосем происходит быстрее увеличения численности видов в среднем в 3.1 раза. Сезонный пик происшествий приходится на май–июль у лося и сибирской косули, на сентябрь–октябрь – у кабана. Выявлена сильная связь между числом инцидентов на дорогах, численностью косули и лося и плотностью автомобилей на дорогах. Скорость увеличения численности животных составляет 31% и 33% (для косули и лося соответственно) от скорости роста числа аварий, тогда как скорость роста плотности автомобилей на дорогах составляет 7–10%. Высказано предположение, что влияние прироста численности животных на изменение числа происшествий выше, чем влияние изменения интенсивности движения транспорта.
Ключевые слова
Полный текст
Антропогенная трансформация местообитаний и эксплуатация промысловых видов животных влекут за собой значительные последствия для экосистем. В частности, происходят изменения видового состава организмов, плотности их населения, поведения и направлений перемещений. Действие части антропогенных факторов может приводить к увеличению плотности населения некоторых видов, но большая их часть приводит к негативным последствиям [1‒4]. К такого рода воздействиям относится строительство транспортных магистралей, результатом чего может быть нарушение исторических путей перемещений животных, но в первую очередь их гибель на дорогах. Столкновения транспортных средств с дикими животными носят характер прямого конфликта, поскольку нередко одновременно погибают и люди. В связи с этим становится очевидной необходимость детального изучения данного процесса, оценки роли различных факторов и разработки мер по снижению степени напряженности конфликта.
Изучению этой проблемы уделяется большое внимание в регионах с высокой плотностью населения человека и соответственно с развитой дорожной сетью, в первую очередь в странах Европы и США [5‒17 и др.]. Рост исследовательского интереса к трендам и причинам дорожно-транспортных происшествий (далее ‒ ДТП) с участием диких животных отражается в числе публикаций: если в период с 1979 по 1999 гг. было опубликовано всего около 30 статей, то в последние два десятилетия ежегодно публикуется от 10 до 80 работ [12]. В России публикаций на эту тему пока совсем немного [18‒22]. В Свердловской области было проведено одно подобное исследование [23]. Таким образом, можно констатировать существенный дефицит информации о динамике и причинах столкновений с дикими животными в России. Необходимость изучения проблемы также диктуется ростом числа ДТП [24].
В большинстве исследований биологические факторы и параметры, характеризующие транспортную сеть и интенсивность движения, определены как одинаково важные предикторы вероятности ДТП с дикими животными [12]. Показана высокая значимость вида животного, особенностей рельефа и окружающей дорогу растительности [9]. Выявлена связь между числом инцидентов и скоростью движения транспортного средства вблизи населенных пунктов, а также между числом ДТП и особенностями двигательной активности крупных млекопитающих [25]. В частности, показано [25], что переходы лосей через дорогу зависят от сезона, времени суток, а также от индивидуальных особенностей животных. В то же время нам не известны работы, которые бы отвечали на вопрос: что же оказывает большее влияние на динамику числа происшествий с дикими животными – рост их численности или характеристики автотранспорта? Очевидно, что ответ на этот вопрос не может быть дан в глобальном масштабе – вклад факторов может варьировать в зависимости от природных и экономических характеристик отдельных территорий (регионов). Поэтому в нашей работе мы обращаемся к проблеме на примере Свердловской области – одного из крупнейших регионов Урала, обладающего высоким разнообразием природных условий и развитой транспортной инфраструктурой. Насколько нам известно, данное исследование – первый в России опыт количественного анализа связи динамики происшествий с факторами, потенциально влияющими на вероятность столкновений. К последним мы относим численность собственно диких животных, число автотранспортных средств и протяженность дорожной сети.
Цель нашего исследования ‒ дать комплексную оценку состояния проблемы “дикие животные – автотранспорт” на примере Свердловской области. В частности, показать динамику во времени числа ДТП и видовой состав животных ‒ участников столкновений. Особое внимание уделить оценке относительного влияния природных (численность животных) и антропогенных (число автотранспортных средств и протяженность дорожной сети) факторов на изменение числа аварий с представителями дикой фауны за 11-летний период.
РАЙОН ИССЛЕДОВАНИЙ
Свердловская область – крупнейший регион Урала, расположенный на границе Европы и Азии – занимает бо́льшую часть средней и примерно половину северной части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской низменности. Ее площадь равна 194 226 км², что сопоставимо с площадью некоторых европейских стран. Протяженность с севера на юг – 660 км, а с запада на восток – 560 км. Климат континентальный, средняя температура января –17 оC, июля +17 оC; количество осадков – около 500 мм в год. Растительность: хвойные и смешанные леса, на крайнем юго-востоке участки лесостепи. Леса занимают 82.3% территории области. Фауна млекопитающих насчитывает 66 видов [26] и представляет собой типичный лесной комплекс. Свердловская область является одним из важнейших промышленных регионов России – доминируют черная и цветная металлургия, а также важным транспортным узлом – через нее проходят железнодорожные, автомобильные и воздушные трассы общероссийского значения. Густота железнодорожной и автодорожной сетей превосходит средние по стране показатели [27].
Разнообразие природных сообществ и фауны региона в сочетании с высокими темпами развития экономики, в частности транспортной отрасли [27], делает его удобным полигоном для изучения проблемы “дикие животные – автомобильный транспорт”. Выбор Свердловской области определяется также и тем, что в регионе имеется стандартизованная система сбора сведений о столкновениях транспортных средств с дикими животными.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Материал. В работе использовали сведения из базы данных о зарегистрированных случаях дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных, созданной Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области. Число столкновений было сопоставлено с численностью основных видов охотничьих животных в регионе по данным зимних маршрутных учетов (далее – ЗМУ). Сведения о дорожной сети были взяты из транспортной статистики Росстата (https://rosstat.gov.ru/statistics/transport). В частности, сведения о протяженности дорог в Свердловской области в 2012–2022 гг. получили из таблицы “Протяженность и характеристики автомобильных дорог общего пользования (с 2006 г.)” [28].
Динамика транспортного потока по дорогам Свердловской области была оценена через изменение числа легковых и грузовых автомобилей в регионе в 2012–2022 гг. Информация по грузовым автомобилям получена из таблицы “Количество грузовых автомобилей и пассажирских автобусов по видам топлива в организациях всех видов экономической деятельности (с 2010 г.)” [29]. Сведения по легковым автомобилям были взяты из транспортной статистики Росстата (https://rosstat.gov.ru/statistics/transport) “Количество собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения (с 2000 г.)” [29]. Пассажирские автобусы не были включены нами в общее число автомобилей, так как основная их доля сосредоточена на городских территориях, где ДТП с дикими животными происходят очень редко. Для каждого года число легковых автомобилей на 1000 человек было умножено на N/1000, где N – численность населения Свердловской области в соответствующий год [30]. В итоге было получено абсолютное число легковых автомобилей в Свердловской области за период 2012–2022 гг. Поскольку в качестве предикторов были взяты только сведения о состоянии автомобильных дорог и автотранспорта, из статистики ДТП были исключены сведения о происшествиях на железных дорогах.
Методы. В анализ были включены следующие показатели: Ni – общее число ДТП с участием диких копытных животных (лось, кабан, косуля) в год i; Nij – число ДТП с участием диких копытных (лось, кабан, косуля) в год i в месяц j; Pл, Pк – численность соответственно лося и косули до данным ЗМУ; Аi – число грузовых и легковых автомобилей в Свердловской области в год i; Di – протяженность дорог в Свердловской области в год i.
Кроме абсолютных, анализировали изменение относительных показателей: Ñл, Ñк – доля погибших в ДТП особей (доля числа участвовавших в ДТП особей соответственно лося, косули от численности этих видов, Ni /Pi); Аi /Di – число автомобилей, приходящихся на 1 км дороги (условная плотность) в конкретном году.
Под изменением интенсивности движения на дорогах Свердловской области за 11-летний период мы понимаем изменение по годам показателя Ai, а также Ai /Di.
Расчет скорости роста численности копытных и числа ДТП. Для приведения изменений во времени анализируемых показателей к сопоставимым и безразмерным значениям использовали одну из формул оценки скорости роста численности животных [31]:
, (1)
где N – натуральный логарифм численности (Pл, Pк), числа ДТП (Nл, Nк); t – порядковый номер года; n – число лет.
Статистический анализ выполнен в среде R (version 4.0.4) [32]. Влияние вида животного и месяца гибели на изменение числа ДТП было установлено с использованием дисперсионного анализа (пакет stats). Анализ тесноты связи числа происшествий с численностью животных, числом автомобилей и протяженностью дорог проводили с помощью корреляционного анализа (использовали коэффициент корреляции Пирсона). Зависимость доли пострадавших в ДТП животных от интенсивности движения (индексов Ai и Ai /Di) ‒ с помощью построения простых линейных моделей (пакет stats). Расчет коэффициентов конкордации Кендалла выполнен в пакете DescTools [33]. Построение “ящиков с усами” (boxplot) выполнено в пакете stats. На протяжении исследуемого периода все независимые переменные (численность животных, число автомобилей, плотность автодорог) менялись однонаправленно – в большую сторону, поэтому корреляция между ними была высокая и статистически значимая (r > 0.61, p < 0.05), что не позволило включать их в многофакторную регрессионную модель. В связи с этим были построены простые линейные модели. В качестве зависимой переменной была взята относительная доля пострадавших в ДТП животных Ñi, что позволило учесть эффект численности животных. Рассматривали две модели зависимости доли пострадавших в ДТП животных от разных предикторов:
(2)
где Ñi – число пострадавших в ДТП животных (косуля или лось) от общей их численности в области по годам учета, ос/ос; Ai – число зарегистрированных автомобилей в области по годам учета, шт;
(3)
где Ñi– число пострадавших в ДТП животных (косуля или лось) от общей их численности в области по годам учета, ос/ос; Ai /Di – число автомобилей на 1 км дороги или условная плотность автомобилей на дорогах области по годам учета, шт/км.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Видовой состав и динамика столкновений по годам. В период с 2012 по 2022 г. на автомобильных дорогах Свердловской области было зафиксировано 1831 столкновение с дикими животными. За рассматриваемый период число ДТП увеличилось со 102 случаев в 2012 г. до 349 случаев в 2022 г., т. е. более чем в 3.4 раза (рис. 1). В относительном выражении доля таких инцидентов выросла с 1.9% до 13.1% общего числа ДТП с пострадавшими [24].
Рис. 1. Динамика общего числа ДТП с дикими животными в Свердловской области за период 2012‒2022 гг.
Зафиксированы столкновения (по убыванию числа случаев) с сибирской косулей (Capreolus pygargus), лосем (Alces alces), кабаном (Sus scrofa), медведем (Ursus arctos), лисицей (Vulpes vulpes), зайцем-беляком (Lepus timidus), тетеревом (Lyrurus tetrix) – 924, 767, 126, 7, 4, 2, 1 соответственно. Бóльшая часть ДТП приходится на инциденты с копытными млекопитающими. Из зарегистрированных за период 2012–2022 гг. столкновений с дикими животными 99% (1817 из 1831) составляют происшествия с копытными (лось, косуля, кабан), из них большинство (1691) – с косулей и лосем (рис. 2). Если для косули и лося число ДТП за рассматриваемый период существенно выросло (в 4.5 и 3.1 раза соответственно), то для кабана оно меняется слабо.
Рис. 2. Динамика ДТП с дикими копытными млекопитающими в Свердловской области: а – косуля; б – лось; в – кабан.
Динамика столкновений по сезонам. Число столкновений в течение года существенно различается как по месяцам, так и по видам копытных млекопитающих. Как правило, минимальное число происшествий наблюдается в феврале–марте, максимальное – в июне (рис. 3). Результаты двухфакторного дисперсионного анализа показывают статистически значимое влияние следующих факторов: месяц (F11;360 = 9.96; p < 0.001), вид копытного животного (F2;360 = 68.02; p < 0.001), а также их взаимодействия (F22;360 = 3.51; p < 0.001).
Рис. 3. Сезонная динамика абсолютного числа ДТП с копытными млекопитающими: а – косуля; б – лось; в – кабан. Линия, прямоугольник и усы обозначают медиану, межквартильный размах и диапазон значений (минимум – максимум) соответственно.
Сезонная динамика числа ДТП за ряд лет оказывается наиболее устойчивой для лося: минимальное число столкновений отмечено в марте, максимальное – в основном в июне (коэффициент конкордации Кендалла (Wt) равен 0.78). Для косули и кабана согласованность низкая: Wt = 0.35 и 0.28 соответственно, минимум происшествий регистрируется в первом квартале года, максимум – в июне (косуля) и сентябре–октябре (кабан). Во всех случаях согласованность статистически значима (p < 0.001). Максимум числа столкновений у косули и лося совпадает и приходится на июнь (16.1% и 21.6% случаев ДТП соответственно), а у кабана пик приходится на октябрь (более 25%), и он существенно выше, чем у лося и косули. В среднем за рассматриваемый период в ДТП попадает 0.20% косуль и 0.16% лосей от их общей численности, различия между видами статистически незначимы (F 1;20 = 1.4; p = 0.24).
Основное число происшествий приходится на косулю и лося (1691 случай или более 92%), в связи с чем именно эти два вида мы будем рассматривать в следующих разделах работы.
Влияние факторов (корреляционный и регрессионный анализы). Рост числа ДТП происходил как на фоне увеличения численности косули и лося, так и на фоне роста числа автомобилей и протяженности автомобильных дорог. Изменение этих показателей представлено на рис. 4 и 5.
Рис. 4. Изменение численности копытных млекопитающих (1 ‒ лось, 2 ‒ косуля) в Свердловской области в 2012‒2022 гг.
Рис. 5. Изменение числа автомобилей (1) и протяженности дорог (2) в Свердловской области в 2012‒2022 гг.
Коэффициенты корреляции рассматриваемых показателей с количеством инцидентов оказались очень высокими: корреляция числа ДТП с численностью животных статистически значима (p < 0.05) и равна 0.85 для косули и 0.95 для лося; корреляция числа столкновений с числом автомобилей статистически значима (p < 0.05) и составила 0.83 для косули и 0.97 для лося; корреляция числа ДТП с протяженностью дорог составила 0.41 для косули и 0.64 для лося – статистическая значимость в первом случае составила p = 0.21, во втором p = 0.035; корреляция числа ДТП с условной плотностью автомобилей (Ai /Di) оказалась равной 0.65 для косули и 0.56 для лося – статистическая значимость составила p = 0.03 в первом случае и p = 0.07 во втором.
Построенные регрессионные модели показывают статистически значимое положительное влияние числа автомобилей на долю пострадавших в ДТП животных. Коэффициенты детерминации доли пострадавших в ДТП животных с абсолютным числом автомобилей (модель 1) весьма высоки (рис. 6). Коэффициенты детерминации второй регрессионной модели (с условной плотностью автомобилей) существенно ниже (лось: R2 = 0.27; косуля: R2 = 0.36), причем уровень значимости (p) влияния условной плотности автомобилей на число ДТП с лосем несколько выше 0.05 (рис. 7).
Рис. 6. Зависимость числа пострадавших в ДТП животных (в % от общей численности) от числа автомобилей (Ai): а – косуля (y = ‒5.22e-1 + 4.47e-7*x, R2 = 0.55, p < 0.001); б – лось (y = ‒2.19e-1 + 2.32e-7*x, R2 = 0.86, p < 0.001). Показаны исходные значения, линия регрессии и 95%-ный доверительный интервал.
Рис. 7. Зависимость числа пострадавших в ДТП животных (в % от общей численности) от числа автомобилей, приходящихся на 1 км дороги (Ai /Di): a ‒ косуля (y = ‒6.37e-1+1.57e-2*x, R2 = 0.36, p = 0.03); б ‒ лось (y = ‒1.66e-1+6.03e-3*x, R2 = 0.27, p = 0.058). Показаны исходные значения, линия регрессии и 95%-ный доверительный интервал.
Влияние факторов (анализ скоростей роста). Несколько иной подход, основанный на оценках скоростей роста показателей (r), приведен в табл. 1. Рост численности обоих видов происходит приблизительно с одной скоростью, но у косули она оказалась незначительно выше.
Таблица 1. Скорости роста численности, числа ДТП с лосем и косулей и условной плотности автомобилей
Показатели, r | Лось | Косуля |
Скорость роста численности, Pi | 0.045 | 0.055 |
Скорость роста числа ДТП, Ni | 0.135 | 0.178 |
Скорость роста условной плотности автомобилей, Ai /Di | 0.013 | 0.013 |
Скорость роста числа столкновений у лося превышает скорость роста его численности в 3.0 раза, а у косули – в 3.2 раза. Сопоставляя скорости роста численности (Pi) и числа инцидентов (Ni), мы можем предполагать, что обусловленный ростом численности вида рост числа инцидентов составляет около 31–33% общего числа случаев ДТП. Скорость роста условной плотности автомобилей (Ai /Di), рассчитанная по той же формуле (1), оказалась равной 0.013 (см. табл. 1). В относительном выражении доля этого фактора в скорости роста ДТП с косулей можно оценить как 7%, с лосем – 10%.
ОБСУЖДЕНИЕ
Число столкновений с дикими животными в Свердловской области за последние 11 лет выросло в 3.4 раза. Этот показатель в целом соответствует ранее представленным в литературе сведениям для других регионов. В Норвегии число ДТП с копытными млекопитающими выросло за период с 1987 по 1993 гг. (8 лет) в 2.3 раза, а за последние 30–40 лет число лосей, погибших при столкновении с поездами и автомобилями, увеличилось в 10 раз [34]. В Швеции за период с 1970 по 1980 гг. количество столкновений с лосями увеличилось примерно в 6.6 раза (с 902 инцидентов до 5951) [35]. В другом исследовании показано [34], что в 1989–1993 гг. в этой стране число ДТП с косулей выросло с 15 000 до 50 000 инцидентов (т. е. в 3.3 раза), тогда как количество аварий с лосем оставалось на уровне 4000–5000 случаев.
Схожие темпы роста числа ДТП с кабаном и косулей (соответственно 3-кратный и 2.4-кратный рост за 10-летний период) приводят также T. Cserkecz и J. Farkas [36] для Венгрии. При этом многие авторы [7, 34, 36] упоминают о том, что увеличение числа происшествий с дикими животными было выше интенсивности роста их численности. Так, ежегодное количество инцидентов в Финляндии увеличивалось с ростом численности лосей и интенсивности трафика, а удвоение численности приводило к почти трехкратному увеличению числа ДТП [7]. В нашем случае численность лося за 11-летний период выросла в 1.6 раза, а число столкновений – в 3.1 раза, т. е. почти двукратно относительно прироста численности. С другой стороны, в Швеции (период с 1970 по 1999 гг.) темп увеличения числа столкновений совпадал с темпом роста численности как лося, так и косули [35]. В Свердловской области популяция косули за тот же период выросла в 1.6 раза, а число инцидентов на дорогах – в 4.5 раза, т. е. почти трехкратно относительно прироста численности.
Интересно было также сравнить скорости роста процессов увеличения численности животных и числа ДТП. В нашем случае скорость роста числа аварий превышала скорость роста численности в 3 раза у лося и в 3.2 раза у косули. На основе отношения скоростей роста вклад увеличения численности в рост числа ДТП можно ориентировочно оценить для лося в 33%, а для косули – в 31%. Влияние скорости увеличения плотности автомобилей на дорогах на динамику числа аварий, оцененное аналогичным образом, существенно меньше. Это позволяет предполагать, что на рассматриваемом промежутке времени увеличение числа ДТП было обусловлено в большей степени биологическими, а не антропогенными факторами. Отметим, что на фоне очень высоких корреляций между численностью животных и количеством инцидентов на дорогах вклады факторов, оцененные на основе скоростей роста, представляются невысокими. Это свидетельствует о большом числе других случайных и неслучайных факторов, действующих на локальном уровне в определении вероятности ДТП. К таким факторам можно отнести состояние дороги на конкретном участке, погодные условия, техническое состояние транспортного средства, поведение водителя. Влияние такого рода факторов не имеет существенного значения для анализа ситуации в выбранном нами пространственном региональном масштабе. Сделать точный вывод о вкладе изменения численности животных и трафика в увеличение числа аварий представляется невозможным, так как скорости роста исследованных индексов могут существенно варьировать на разных временны́х промежутках, однако обращает на себя внимание то, что в целом наши оценки совпадают с тенденциями, описанными в литературе [7].
Отметим, что пандемия COVID-19 не привела к снижению числа ДТП с дикими животными в Свердловской области, наоборот, число происшествий резко возросло именно в 2020–2022 гг. Это существенно отличается от картины, наблюдавшейся в США, Европе, Южной Корее и Австралии, где в период пандемии число случаев ДТП с дикими животными снизилось на 19–79% [37].
Соотношение видов среди жертв ДТП резко сдвинуто в сторону крупных млекопитающих – лося, косули, кабана, медведя. Полагаем, что в нашем случае факт преимущественного столкновения с крупными животными – это смещенная оценка, так как данные других исследователей [38, 39], как и собственные наблюдения авторов, говорят о том, что число сбитых лисиц может быть сопоставимо, например, с таковым для косули. По данным [40], индексы числа ДТП для многих представителей хищных, грызунов и зайцеобразных на юго-западе штата Вирджиния (США) были выше, чем для белохвостого оленя.
Сезонная динамика числа инцидентов с оленьими в Свердловской области в основном совпадает с результатами других исследователей. Максимальное число случаев фиксируется в мае–июне и минимальное – в январе–феврале [9, 12, 39, 41–43]. Подобная тенденция характерна также для хищных зверей [44] и некоторых птиц [40]. В то же время многие авторы (см. обзор [12]) отмечают, что наблюдается также осенний пик числа ДТП, который, впрочем, менее выражен по сравнению с весенне-летним.
В странах Фенноскандии (Финляндия, Швеция, Норвегия) максимум числа столкновений с лосями приходится на осенне-зимний период с небольшими различиями между странами [7]. W. Neumann et al. [45] изучали время пересечения дорог лосями и количество ДТП на севере Швеции и предположили, что осенне-зимний пик более вероятен из-за плохого освещения и дорожных условий, чем из-за увеличения перемещений лосей по дороге. Ограниченная видимость влияет на способность водителя обнаруживать копытных, переходящих дорогу [46], а расстояние обнаружения лосей в темное время суток может составлять в среднем всего около 100 м [47].
Нами осенний пик не был выявлен ни для лося, ни для косули. Исключением является кабан, для которого максимальный индекс числа ДТП наблюдается осенью. Такой же осенний пик числа столкновений с дикими свиньями показан для Италии [43], Чехии [9], Хорватии [48] и штата Джорджия в США [49].
Наличие второго (осеннего) пика числа происшествий с оленьими отмечено и в ряде регионов России [18, 21, 50], в том числе и в Свердловской области [23]. По нашим данным оказалось, что осенью и зимой число аварий снижается по сравнению с летними месяцами, несмотря на гон у копытных и сезонные миграции у лося. Это позволяет предполагать, что весенне-летний пик числа ДТП обусловлен не только повышением активности копытных, но и ростом транспортного потока в связи с увеличением светового дня и другими факторами. Еще одной причиной высокой активности животных в мае–июне могут быть весенние лесные пожары. В свою очередь малое число столкновений в январе–марте происходит в результате сезонного снижения как подвижности диких копытных, так и интенсивности транспортного потока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выявленный нами рост числа ДТП с дикими копытными животными, скорость которого выше, чем скорости роста численности этих видов и числа автомобилей, свидетельствует о нарастании проблемы между интересами охотничьего хозяйства и развивающейся транспортной отрасли. Незначительный еще 10 лет назад конфликт в настоящее время приобретает существенные масштабы в Свердловской области – число столкновений с дикими животными в 2022 г. составило не менее 10% общего числа зарегистрированных ДТП с пострадавшими людьми. Ущерб популяциям животных относительно невелик – доли процента оцениваемой численности животных попадают в инциденты на дорогах. Ущерб для человека может быть выше – угроза здоровью и жизни участников дорожного движения, экономические затраты, связанные со страховыми выплатами, ремонтом транспортных средств и т. д.
Проблема дорожно-транспортных происшествий является частью проблемы сосуществования человека и биосферы, решение которой возможно только путем отыскания компромисса между техногенезом и сохранением основных свойств биосферы. Конкретное решение по поиску определенного баланса между числом столкновений с дикими животными и развитием дорожной сети заключается в снижении количества таких происшествий. Из-за незначительной остроты проблемы ДТП в Свердловской области (в сравнении с Европой) возможные первоначальные пути решения будут заключаться в изучении направлений миграций и сезонных кочевок, строительстве экодуков и подземных переходов в местах пересечения животными транспортных магистралей. Исследования показали, что экодуки и подземные переходы с ограждением уменьшают число ДТП с дикими животными [51] и позволяют крупным видам копытных [52–55] и более мелким животным [55, 56] безопасно переходить дорогу. Использование таких мер, как дорожные указатели, все еще являются относительно экспериментальными, и их эффективность сомнительна [6, 57–59].
Считаем, что нам удалось показать не только связь, но и масштаб влияния исследованных факторов. Увеличение числа инцидентов с лосем и косулей в основном происходит в результате роста численности этих видов и в значительно меньшей степени – за счет увеличения плотности автомобилей на дорогах. При этом, несмотря на высокие корреляции между проанализированными параметрами и переменными, вклады как биологического, так и антропогенного факторов, основанные на оценках скоростей роста, оказались относительно небольшими.
Понимание причин ДТП с животными – обязательное условие для разработки мер их предотвращения. В будущем представляется оправданным продолжение накопления всесторонних данных о происходящих ДТП и глубокий анализ взаимодействий в системе “автотранспорт – дикие животные” с учетом динамики социально-экономических факторов и разнообразных форм поведения животных.
Финансирование и благодарности
Исследование выполнено в рамках государственного задания № 122021000084-4. Авторы выражают искреннюю признательность сотрудникам и инспекторам Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области за формирование базы данных по ДТП с дикими животными. Благодарим анонимных рецензентов за труд по рецензированию рукописи и советы по ее улучшению.
Конфликт интересов
Авторы подтверждают отсутствие конфликта интересов.
Соблюдение этических стандартов
Настоящая статья не содержит исследований с участием людей или живых животных в качестве экспериментальных объектов.
Об авторах
Н. С. Корытин
Институт экологии растений и животных УрО РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: nsk@ipae.uran.ru
Россия, Екатеринбург
Н. И. Марков
Институт экологии растений и животных УрО РАН
Email: nsk@ipae.uran.ru
Россия, Екатеринбург
А. К. Кузнецов
Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области
Email: nsk@ipae.uran.ru
Россия, Екатеринбург
И. Е. Бергман
Институт экологии растений и животных УрО РАН
Email: nsk@ipae.uran.ru
Россия, Екатеринбург
Список литературы
- Наумов Н.П. Экология животных. М.: Высшая школа, 1963. 618 с.
- Алтухов Ю.П., Салменкова Е.А., Курбатова О.Л. и др. Динамика популяционных генофондов при антропогенных воздействиях / Под ред. Алтухова Ю.П. М.: Наука, 2004. 619 с. http://www.mce.biophys.msu.ru/eng/books/publisher32000/book38256/
- Хански И. Ускользающий мир: Экологические последствия утраты местообитаний. М.: Тов-во научн. изд. КМК, 2010. 340 с.
- Cardinale B.J., Duffy J.E., Gonzalez A. et al. Biodiversity loss and its impact // Nature. 2012. V. 486. P. 59–67. https://doi.org/10.1038/nature11148
- Gunson K.E., Mountrakis G., Quackenbush L.J. Spatial wildlife-vehicle collision models: A review of current work and its application to transportation mitigation projects // J. Environ. Manag. 2011. V. 92. № 4. P. 1074–1082. https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2010.11.027
- Jägerbrand A.K., Antonson H. Driving behaviour responses to a moose encounter, automatic speedcamera, wildlife warning sign and radio message determinedin a factorial simulator study // Accid. Anal. Preven. 2016. V. 86. P. 229–238. https://doi.org/10.1016/j.aap.2015.11.004
- Niemi M., Rolandsen C.M, Neumann W. et al. Temporal patterns of moose-vehicle collisions with and without personal injuries // Accid. Anal. Preven. 2017. V. 98. P. 167–173. https://doi.org/10.1016/j.aap.2016.09.024
- Santos R.A., Mota-Ferreira M., Aguiar L.M. et al. Predicting wildlife road-crossing probability from roadkill data using occupancy-detection models // Sci. Total Environ. 2018. V. 642. P. 629–637. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2018.06.107
- Bartonička T., Andrášik R., Dul’a M. et al. Identification of local factors causing clustering of animal-vehicle collisions // J. Wildl. Manag. 2018. V. 82. № 5. P. 940–947. https://doi.org/10.1002/jwmg.21467
- Bíl M., Andrášik R., Duľa M., Sedoník J. On reliable identification of factors influencing wildlife-vehicle collisions along roads // J. Environ. Manag. 2019. V. 237. P. 297–304. https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2019.02.076
- Bíl M., Kubeček J., Andrášik R. Ungulate-vehicle collision risk and traffic volume on roads // Eur. J. Wildl. Res. 2020. V. 66. № 59. P. 1‒10. https://doi.org/10.1007/s10344-020-01397-8
- Pagany R. Wildlife-vehicle collisions ‒ Influencing factors, data collection and research methods // Biol. Conserv. 2020. V. 251. P. 1‒26. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2020.108758
- Fernández-López J., Blanco-Aguiar J.A., Vicente J. et al. Can we model distribution of population abundance from wildlife-vehicles collision data? // Ecography. 2022. V. 2022. № 5. P. 1‒11. https://doi.org/10.1111/ecog.06113
- Gurumurthy K.M., Bansal P., Kockelman K.M. et al. Modelling animal-vehicle collision counts across large networks using a bayesian hierarchical model with time-varying parameters // Anal. Methods Accid. Res. 2022. V. 36. P. 1–19. https://doi.org/10.1016/j.amar.2022.100231
- Krukowicz T., Firlag K., Chrobot P. Spatiotemporal analysis of road crashes with animals in Poland // Sustainability. 2022. V. 14. № 3. P. 1–31. https://doi.org/10.3390/su14031253
- Perez-Guerra J., Gonzalez-Velez J., Murillo-Escobar J. et al. Prediction of areas with high risk of roadkill wildlife applying maximum entropy approach and environmental features: East Antioquia, Colombia // Landscape and Ecological Engineering. 2024. V. 20. P. 75–88. https://doi.org/10.1007/s11355-023-00581-7
- Laube P., Ratnaweera N., Wróbel A. et al. Analysing and predicting wildlife-vehicle collision hotspots for the Swiss Road Network // Landscape Ecology. 2023. V. 38. P. 1765–1783. https://doi.org/10.1007/s10980-023-01655-5
- Ирхина Е.С. Совершенствование системы природоохранных мероприятий на путях миграции лосей (на примере Ленинградской области): Вып. квалификац. работа магистра. СПб: СПбГУ, 2017. 50 с. https://core.ac.uk/download/pdf/217180794.pdf
- Селезнева А.В., Карев С.В. Решение проблемы дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2‒3. С. 78‒82. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38214494
- Бобышев М.В., Чураев А.Ю., Спасик С.Е. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием лосей на территории Рузского района Московской области в 2015‒2020 гг. // Вестник РГАЗУ. 2020. № 34 (39). С. 20–27. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44244158
- Просеков А.Ю. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием косули и лося в Кузбассе // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов: Мат-лы междун. научно-практич. конф., приуроченной к 120-летию со дня рождения проф. В.Н. Скалона, в рамках ХII междун. научно-практич. конференции “Климат, экология, сельское хозяйство Евразии”. Ч. I. Молодежный, 2023. С. 195‒200. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54065075
- Селезнева А.В., Григорьева Т.Ю. Оценка эффективности мероприятий по снижению количества ДТП с участием диких животных // European J. of Natural History. 2020. № 2. P. 90–95. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42564365
- Конева О.В., Демидов Д.В. Состояние аварийности, связанной с наездом автотранспортных средств на диких животных по территории Свердловской области // Научное творчество молодежи – лесному комплексу России: Мат-лы XIX Всероссийской (национальной) научно-технич. конф. студентов и аспирантов. Ответственный за выпуск Малютина Л. В. Екатеринбург, 2023. С. 732–736.
- Ермолова М.В., Трошина Е.И. Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими по субъектам Российской Федерации (Электронный ресурс). https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/postrad.xls (дата обращения 30.08.2023).
- Neumann W., Ericsson G., Dettki H. et al. Difference in spatiotemporal patterns of wildlife road-crossings and wildlife-vehicle collisions // Biol. Conserv. 2012. V. 145. № 1. P. 70‒78. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2011.10.011
- Млекопитающие Свердловской области: Cправочник-определитель / В.Н. Большаков и др. Екатеринбург: Екатеринбург, 2000. 240 с.
- Волкова И.Н. Проблемы и перспективы территориальной организации и территориального планирования региональной транспортной системы (на примере Свердловской области) // Вестник Удмуртского ун-та. Сер.: Биология и науки о Земле. 2022. Т. 32. Вып. 2. С. 192‒203.
- Трошина Е.И. Протяженность и характеристики автомобильных дорог общего пользования по субъектам Российской Федерации. https://rosstat.gov.ru›storage/mediabank/prot_avto_dor (дата обращения 30.08.2023).
- Ермолова М.В., Жукова А.В. Наличие транспортных средств по Российской Федерации. https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения 30.08.2023).
- Витрина статистических данных: численность постоянного населения в среднем за год (Электронный ресурс). https://showdata.gks.ru/report/278930/
- Коли Г. Анализ популяций позвоночных. М.: Мир, 1979. 362 с.
- R Core Team. R: a language and environment for statistical computing. https://www.R-project.org/. (дата обращения 01.09.2023).
- Signorell A., Aho K., Alfons A. et al. DescTools: Tools for descriptive statistics. R package version 0.99.23. https://andrisignorell.github.io/DescTools/ (дата обращения 01.09.2023).
- Bruinderink Groot G.W.T.A., Hazebroek E. Ungulate traffic collisions in Europe // Conservation Biology. 1996. V. 10. № 4. P. 1059–1067. https://doi.org/10.1046/j.1523-1739.1996.10041059.x
- Seiler A. Trends and spatial patterns in ungulate-vehicle collisions in Sweden // Wildl. Biol. 2004. V. 10. № 4. P. 301‒313. https://doi.org/10.2981/wlb.2004.036
- Cserkecz T., Farkas J. Annual trends in the number of wildlife-vehicle collisions on the main linear transport corridors (highway and railway) of Hungary // North-West. J. Zool. 2015. V.11. № 1. P. 41–50. https://biozoojournals.ro/nwjz/content/v11n1/nwjz_141707_Cserkesz.pdf
- Raymond S., Spencer M., Chadwick E.A. et al. The impact of the COVID-19 lockdowns on wildlife-vehicle collisions in the UK // J. Anim. Ecol. 2023. V. 92. P. 1244–1255. https://doi.org/10.1111/1365-2656.13913
- Grilo C., Koroleva E., Andrášik R. et al. Roadkill risk and population vulnerability in European birds and mammals // Front. Ecol. Environ. 2020. V. 18. № 6. P. 323–328. https://doi.org/10.1002/fee.2216
- Raymond S., Schwartz A.L.W., Thomas R.J. et al. Temporal patterns of wildlife roadkill in the UK // PLoS ONE. 2021. V. 16. № 10. Art. e0258083. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0258083
- Vance J.A., Smith W.H., Smith G.L. Species composition and temporal patterns of wildlife-vehicle collisions in southwest Virginia, USA // Human-Wildlife Interactions. 2018. V. 12. № 3. https://doi.org/10.26077/6a2c-cj16
- Lavsund S., Sandegren F. Moose-vehicle relations in Sweden: a review // Alces: A Journal Devoted to the Biology and Management of Moose. 1991. V. 27. P. 118‒126. https://www.alcesjournal.org/index.php/alces/article/view/1109
- Madsen A.B., Strandgaard H., Prang A. Factors causing traffic killings of roe deer Capreolus capreolus in Denmark // Wildl. Biol. 2002. V. 8. № 1. P. 55–61.https://doi.org/10.2981/wlb.2002.008
- Putzu N., Bonetto D., Civallero V. et al. Temporal patterns of ungulate-vehicle collisions in a subalpine Italian region // Ital. J. Zool. 2014. V. 81. № 3. P. 463–470.https://doi.org/10.1080/11250003.2014.945974
- Grilo C., Bissonette J.A., Santos-Reis M. Spatial-temporal patterns in Mediterranean carnivore road casualties: Consequences for mitigation // Biol. Conser. 2009. V. 142. № 2. P. 301‒313. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2008.10.026
- Neumann W., Ericsson G., Dettki H. et al. Difference in spatiotemporal patterns of wildlife road-crossings and wildlife-vehicle collisions // Biol. Conserv. 2012. V. 145. № 1. P. 70‒78. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2011.10.011
- Mastro L.L., Conover M.R., Frey S.N. Factors influencing a motorist’s ability to detect deer at night // Landsc. Urban Plann. 2010. V. 94. № 3‒4. P. 250‒254. https://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2009.10.010
- Rodgers A.R., Robins P.J. Moose detection distances on highways at night // Alces: A Journal Devoted to the Biology and Management of Moose. 2006. V. 42. P. 75‒87. https://alcesjournal.org/index.php/alces/article/view/389
- Vrkljan J., Hozjan D., Barić D. et al. Temporal patterns of vehicle collisions with roe deer and wild boar in the Dinaric Area // Croat. J. For. Eng. 2020. V. 41. № 2. P. 347–358. https://hrcak.srce.hr/240283
- Psiropoulos J.L., Howe E., Mayer J.J. et. al. Characterization of recent wild pig-vehicle collisions in Georgia, USA // Mamm. Res. 2024. V. 69. P. 131–144. https://doi.org/10.1007/s13364-023-00724-z
- Печатнова Е.В., Подрезова А.Ю. Выявление основных особенностей аварийности, связанной с наездами на животных // Вестник КемРИПК. 2019. № 1. С. 103–107. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39158302 _44134194.pdf
- Shepherd B.J., Houck J., Lyon C. On the road again: A study valuing wildlife crossings for wetland mitigation on State Road 40 in Volusia County, Florida // Ecosphere. 2023. V. 14. № 6. Art. e4566. https://doi.org/10.1002/ecs2.4566
- Clevenger A.P., Waltho N. Factors influencing the effectiveness of wildlifeunderpasses in Banff National Park, Alberta, Canada // Conserv. Biol. 2000. V. 14. № 1. P. 47‒56. https://doi.org/10.1046/j.1523-1739.2000.00099-085.x
- Foster M.L., Humphrey S.R. Use of highway underpasses by Florida panthers and other wildlife // Wildl. Soc. Bull. 1995. V. 23. № 1. P. 95‒100. https://www.jstor.org/stable/3783202
- Dodd N.L., Gagnon J.W., Manzo A.L. et. al. Video surveillance to assess highway underpass use by elk in Arizona // J. Wildl. Manag. 2007. V. 71. № 2. P. 637‒645. https://doi.org/10.2193/2006-340
- Mata C., Hervas I., Herranz J. et al. Are motorway wildlife passages worth building? Vertebrate use of road-crossing structures on a Spanish motorway // J. Environ. Manag. 2008. V. 88. № 3. P. 407‒415. https://doi.org/10.1016/j.jenvman.2007.03.014
- Dodd C.K., Barichivich W.J., Smith L.L. Effectiveness of a barrier wall and culverts in reducing wildlife mortality on a heavily traveled highway in Florida // Biol Conserv. 2004. V. 118. № 5. P. 619‒631. https://doi.org/10.1016/j.biocon.2003.10.011
- Romin L.A., Bissonette J.A. Deer-vehicle collisions: status of state monitoring activities and mitigation efforts // Wildl. Soc. Bull. 1996. V. 24. № 2. P. 276‒283. https://www.jstor.org/stable/3783118
- D’Angelo G.J., D’Angelo J.G., Gallagher G.R. et al. Evaluation of wildlife warning reflectors for altering white-tailed deerbehavior along roadways // Wildl. Soc. Bull. 2006. V. 34. № 4. P. 1175‒1183. https://doi.org/10.2193/0091-7648(2006)34[1175:EOWWRF]2.0.CO;2
- Huijser M.P., McGowen P., Fuller J. et al. Wildlife-vehicle Collision Reduction Study. Report to U.S.Congress. U.S. Department of Transportation. Federal Highway Administration. 2007. Washington, D.C. p. 232. https://wafwa.org/wp-content/uploads/2021/04/2007-Report-to-Congress.pdf
Дополнительные файлы









