Модернизация силового агрегата тракторов тягового класса 1,4 путём применения обратимой электрической машины
- Авторы: Алиев С.А.1, Бекеев А.Х.1, Салатова Д.А.1
-
Учреждения:
- Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова
- Выпуск: Том 91, № 6 (2024)
- Страницы: 740-747
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/283048
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-633012
- ID: 283048
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Техническое развитие конструкций тракторов характеризуется увеличением мощности, а также применением электрического привода агрегатов. В связи с чем нагрузка на электрическую систему современного трактора постоянно растёт и подвергает существующие системы чрезмерной нагрузке. Однако, невозможно удовлетворить растущие потребности тракторов и их систем использованием традиционных генераторов.
Целью работы является исследование и разработка высокоэффективных средств обеспечения надёжного пуска дизельных двигателей тракторов тягового класса 1.4 и обеспечение бортовой электроэнергией путём применения стартер-генераторных установок с микропроцессорным управлением.
Материалы и методы. Решением задачи увеличения мощности одновременно с увеличением КПД может послужить интегрированный стартер-генератор. Обладая достаточной мощностью в двигательном режиме (до 8 кВт), стартер-генератор позволяет улучшить пусковые и энергетические характеристики двигателей внутреннего сгорания трактора. Предлагаемая конструкция электрической машины размещается между блоком цилиндров ДВС и сцеплением трактора. Принятая компоновка позволяет передавать значительную мощность в обоих направлениях, улучшает пусковые качества дизельных двигателей тракторов, а также реализовать функции гашения крутильных колебаний коленчатого вала, что существенно снижает шум и вибрации двигателя.
Результаты. По результатам исследования обоснован выбор стартер-генераторного устройства (СГУ) на базе обратимой электрической машины применительно к дизельным двигателям тракторов тягового класса 1,4 и разработана схема его размещения в картере сцепления без изменения его базовой конструкции. Преимущество предлагаемой конструкции заключается в использовании электрических машин для пуска двигателя, которая в этом случае включается в режим электродвигателя и в процессе работы переключается в генераторный режим, обеспечивая питание бортовой сети электрической энергией.
Заключение. Практическая ценность объединения стартера и генератора в едином агрегате заключается в упрощении конструкции, сокращении затрат на изготовление и сборку, что является преимуществом с точки зрения производственных издержек, также заменяя на некоторых тракторах пусковой поршневой двигатель.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сабир Алиевич Алиев
Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова
Автор, ответственный за переписку.
Email: aliev.777@mail.ru
ORCID iD: 0009-0007-6340-8627
SPIN-код: 5461-5012
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Автомобильный транспорт»
Россия, МахачкалаАбдурахман Ханапиевич Бекеев
Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова
Email: abekeev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7976-5844
SPIN-код: 1038-1310
канд. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация автомобилей»
Россия, МахачкалаДжаминат Абдурахмановна Салатова
Дагестанский государственный аграрный университет им. М.М. Джамбулатова
Email: dgsalatova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8840-0890
SPIN-код: 6924-8809
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Техническая эксплуатация автомобилей»
Россия, МахачкалаСписок литературы
- Skotnikov VA, Mashchensky AA, Razumovsky MA, et al. Problems of modern agricultural tractor manufacturing. Minsk: Vysshaya shkola; 1983. (In Russ.)
- Ukhanov AP. Design of cars and tractors: textbook. Saint Petersburg: Lan; 2023. (In Russ.)
- Polivaev OI, Vorokhobin AV. Theory of tractors and cars. Saint Petersburg: Lan; 2021. (In Russ.)
- Suleimanov UM, Krainov DV. The rectifier-inductor electric drive of the steering electromechanical amplifier. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Elektromekhanika (Russian Electromechanics). 2005;2:56–59. (In Russ.)
- Mashinin VV. Power supply systems with increased rated voltage for vehicles. Automotive electrical equipment. 2002;1:2–16. (In Russ.)
- Kolomeytsev LF, Panhuman SA, Krainov DV, et al. Mathematical model for calculating electromagnetic processes in a multiphase controlled reluctance motor. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Elektromekhanika (Russian Electromechanics). 1998;1:49–53. (In Russ.)
- Bunakov IYu. Combined starter-generator systems (review). Molodezh’ i nauka. 2013;2:23–28. (In Russ.)
- Bakhmutov SV, Blatushko YV, Malikov YV, e al. Analysis of patent developments in the field of motor vehicles. In: Materials of the International scientific and technical conference «Automobile and tractor manufacturing in Russia» 2009. Moscow: MSTU «MAMI» 2009:535–547. (In Russ.)
- Baulina EE, Krutashov AV, Serebryakov VV. The choice of the concept of automobile with combined energy transmission of expanded functionality. Izvestiya MGTU «MAMI». 2017;3(33):2–8. (In Russ.) EDN: ZMJKKD
- Bekeyev AKh, Aliev AYa, Aliev SA. Modelling of starter generator indicators in tractor diesel. Dagestan GAU Proceedings. 2019;1:63–66. (In Russ.)
- Bekeev AKh, Astemirov TA, Aliev AYa. Integrated starter-generator for energy-efficient vehicles. Development problems of regional agro-industrial complex. 2013;3(15):70–73. (In Russ.)
- Patent RUS №178259/ 04.07.2019 Byul. №19. Aliev SA, Aliev MA. Power unit of tractors of traction class 1.4 with an integrated starter-generator. (In Russ.) EDN: VPKDBU
Дополнительные файлы
