Принципы адаптивного управления устойчивостью реконфигурируемого шасси с планетарно-колёсным движителем
- Авторы: Добрецов Р.Ю.1,2, Канинский А.О.2, Попов Д.С.1, Прямицын И.Б.1
-
Учреждения:
- Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК)
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Выпуск: Том 91, № 1 (2024)
- Страницы: 45-54
- Раздел: Новые машины и оборудование
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/260269
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-569204
- ID: 260269
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Проблема управления поперечной устойчивостью является актуальной для транспортных платформ в целом. При проектировании транспортных средств различных типов применяются известные методы управления устойчивостью. Однако, данные методы не всегда применимы при проектировании малогабаритных необитаемых платформ, что вызывает необходимость разработки специальных решений.
Цель работы — обоснование целесообразности применения уравновешивающих механизмов, увеличивающих устойчивость против поперечного опрокидывания малогабаритных необитаемых мобильных платформ.
Материалы и методы. Исследование построено на анализе технических решений, реализованных в конструкции платформ экстремальной проходимости, а также планетоходов. В качестве основных инструментов выступают известные методы теории движения транспортных машин.
Результаты. Рассмотрены варианты систем управления поперечной устойчивостью малогабаритных автономных платформ. Сделаны выводы о применимости различных конструкций уравновешивающих механизмов для решения задачи противодействия потери устойчивости и опрокидыванию.
Заключение. Рассмотренные принципы стабилизации поперечной устойчивости могут применяться на специальных малогабаритных мобильных необитаемых машинах практически вне зависимости от типа движителя. Дальнейшие исследования в этом направлении предполагают построение математических моделей, позволяющих оценить потребные кинематические, энергетические и мощностные параметры системы адаптивной стабилизации поперечной устойчивости, а также испытания на макете мобильной платформы.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Роман Юрьевич Добрецов
Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК); Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Email: dr-idpo@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3827-0220
SPIN-код: 6168-3091
доктор техн. наук, профессор Высшей школы транспорта
Россия, Санкт-Петербург; 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Андрей Олегович Канинский
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Автор, ответственный за переписку.
Email: kaninsky@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3057-1504
SPIN-код: 6057-7632
аспирант Высшей школы транспорта
Россия, 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29Дмитрий Сергеевич Попов
Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК)
Email: d.popov@rtc.ru
ORCID iD: 0000-0003-4575-9195
SPIN-код: 2474-9479
начальник конструкторского бюро
Россия, Санкт-ПетербургИгорь Борисович Прямицын
Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК)
Email: pib@rtc.ru
ORCID iD: 0009-0007-1085-3233
SPIN-код: 5769-7603
начальник отдела
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Ushiroda Y., Sawase K., Takahashi N., et al. Development of Super AYC // Technical review. 2003. № 15. С. 73–76.
- Ghosh J., Tonoli A., Amati N. A torque vectoring strategy for improving the performance of a rear wheel drive electric vehicle // In 2015 IEEE Vehicle Power and Propulsion Conference. Montreal: IEEE, 2015. doi: 10.1109/VPPC.2015.7352887
- Forsyth R.W., inventor; Lockheed Corp., assignee. Amphibious star-wheeled vehicle. United States Patent US 3348518 A. 1967 Oct 24. Дата обращения: 09.09.2023. Режим доступа: https://patentimages.storage.googleapis.com/7f/6e/fd/827d0492ed9502/US3348518.pdf
- Мамити Г.И., Плиев С.Х., Тедеев В.Б. Расчёт устойчивости трицикла с наклоняющимся кузовом // Вестник машиностроения. 2015. № 7. С. 30–34. EDN: WFAOPX
- Бао Л., Добрецов Р.Ю., Войнаш С.А. и др. О возможности повышения управляемости и устойчивости движения колёсной машины путём применения управляемых дифференциалов // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. 2023. № 19. С. 84–91. EDN: UYIGMO doi: 10.26160/2658-3305-2023-19-84-91
- Добрецов Р.Ю., Поршнев Г.П. Автомобиль: поворот, устойчивость, проходимость. Санкт-Петербург: Политехн. ун-т, 2011.
- Павлов В.В., Кувшинов В.В. Теория движения многоцелевых гусеничных и колёсных машин: учеб. для вузов. Чебоксары: Чебоксарская типография №1, 2011.
- Петренко А.М. Устойчивость специальных транспортных средств: учеб. пособие. М.: МАДИ, 2013.
- Chase R., Pandya A. A Review of Active Mechanical Driving Principles of Spherical Robots // Robotics. 2012. Vol. 1, N. 1. P. 3–23. doi: 10.3390/robotics1010003
- Носова Н.А., Галышев В.Д., Волков Ю.П. и др. Расчёт и конструирование гусеничных машин: учебник для вузов. Л.: Машиностроение, 1972.
- Литвин Ф.Л. Теория зубчатых зацеплений. М.: Наука, 1968.
- Тайц Б.А., Марков Н.Н. Точность и контроль зубчатых передач. Л.: Машиностроение, 1978.
Дополнительные файлы
