Влияние композиционной наноприсадки Mg/MoO3 к дизельному топливу на процесс тепловыделения
- Авторы: Абаляев А.Ю.1, Люхтер А.Б.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
- Выпуск: Том 90, № 3 (2023)
- Страницы: 245-255
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/254655
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-529698
- ID: 254655
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Приведены результаты исследования воздействия композиционной наноприсадки Mg/MoO3 на процесс сгорания в дизеле 4Ч10,5/12. Показано, что процесс тепловыделения в дизелях разделяется на две фазы – кинетическое и диффузионное сгорание. Приведен обзор методик моделирования процесса тепловыделения в дизеле с учетом кинетического и диффузионного сгорания на основе методики И.И. Вибе. Проведен обзор методик обработки индикаторных диаграмм, позволяющих получить параметры закона тепловыделения по Вибе для двухстадийного сгорания с целью последующего моделирования и анализа рабочего процесса. Проведен анализ результатов обработки индикаторных диаграмм дизеля 4Ч10,5/12 на тепловыделение при использовании композиционной наноприсадки Mg/MoO3.
Цель исследования — изучение влияния композиционной наноприсадки Mg/MoO3 к топливу на протекание процесса тепловыделения в дизеле.
Методы исследования: Проведены моторные стендовые испытания дизеля воздушного охлаждения 4Ч10,5/12, оснащенного штатной системой топливоподачи. В процессе исследований изучалось влияние композиционной наноприсадки Mg/MoO3 к топливу на протекание процесса тепловыделения.
Результаты. Установлено, что использование наноприсадки приводит к уменьшению жесткости процесса сгорания, сокращению периода задержки самовоспламенения, увеличению максимальной температуры рабочего тела в камере сгорания, сокращению количества теплоты, выделяющейся в процессе кинетического сгорания. Увеличение температуры рабочего тела при одновременном снижении максимального давления цикла свидетельствует о росте степени предварительного расширения. Параметры диффузионного сгорания, независимо от массовой доли наноприсадки в дизельном топливе, остаются практически неизменны.
Заключение. Выявлено, что наночастицы присадки Mg/MoO3 выполняют роль гомогенизатора, способствуя разрушению капель распыленного топлива и интенсификации процесса испарения. Кроме того, на начальных этапах процесса сгорания, наночастицы служат центрами самовоспламенения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Андрей Юрьевич Абаляев
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: ice_aya@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-0590-321X
SPIN-код: 2180-2769
канд. техн. наук, заведующий кафедрой «Тепловые двигатели и энергетические установки»
Россия, 600000, Владимир, ул. Горького, д. 87Александр Борисович Люхтер
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Email: 3699137@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1523-0637
SPIN-код: 5633-5549
канд. техн. наук, доцент кафедры "Тепловые двигатели и энергетические установки"
Россия, 600000, Владимир, ул. Горького, д. 87Список литературы
- Абаляев А.Ю., Иванченко А.Б., Старчак В.К. ИВК ДВС как основа автоматизации измерений // Материалы XI международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей» 27–29 мая 2008 г. Владимир: изд-во ВлГУ, 2008. С. 131–136.
- Абаляев А.Ю. К вопросу об определении угла начала сгорания по индикаторной диаграмме // Актуальные проблемы эксплуатации автотранспортных средств: материалы XVI Междунар. Науч.-практ. конф. 20–21 ноября 2014 г. Владимир: изд-во ВлГУ, 2014. С. 258–261.
- Басуров В.М., Гуськов В.Ф. Влияние нанокомпозиционной присадки Mg/MOO3 к топливу на процесс сгорания в дизеле // Улучшение эксплуатационных показателей двигателей внутреннего сгорания: Материалы IV Международной научно-практической конференции «Наука – Технология – Ресурсосбережение»: сборник научных трудов, Киров, 07 февраля 2011 г. Киров: Вятская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. С. 3–4.
- Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателей: скорость сгорания и рабочий цикл двигателя. Москва, Свердловск: Машгиз, 1962.
- Разлейцев Н.Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях. Харьков: Вища школа, 1980.
- Разлейцев Н.Ф., Филипковский А.И. Математическая моедль процесса сгорания в дизеле со струйным смесеобразованием // Двигателестроение. 1990. №7. С. 52–56.
- Лазарев Е.А. Физические концепции и математические модели процесса сгорания топлива в дизеле // Вестник ЮУрГУ. Серия «Машиностроение». 2010. № 10, вып. 15. С. 32–39.
- Pesic R., Milojević S., Davinić A., et al. The experimental VCR diesel engine and determination of double vibe function parameters // Proceedings of the 9th International Congress on Automotive CAR2005 2–4 november 2005, Pitesti, Romania, pp 1–10. ISBN 973-690-450-4
- Болотов П.О. Расчетно-экспериментальное определение параметров тепловыделения в цилиндре двигателя с искровым зажиганием // Политехнический молодежный журнал. 2018. № 9(26). C. 1–12. doi: 10.18698/2541-8009-2018-9-381
- Abalyaev A.Y., Gavrilov A.A., Gots A.N. The Algorithm of Calculation of the Four-Stroke Turbocharged Diesel Engine Cycle Using the Compressor Efficiency Map // Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2022. P. 619–626. doi: 10.1007/978-3-030-85233-7_73
- Pesic R., Davinić A., Taranović D., et al. Experimental determination of double vibe function parameters in diesel engines with biodiesel // Thermal Science. Vol. 14. P. 197–208. doi: 10.2298/TSCI100505069P
Дополнительные файлы
