Наблюдатель тягового электромагнитного момента на валу тягового электродвигателя
- Авторы: Климов А.В.1,2
-
Учреждения:
- Инновационный центр КАМАЗ
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 90, № 5 (2023)
- Страницы: 423-432
- Раздел: Новые машины и оборудование
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/249965
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-472138
- ID: 249965
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В настоящее время всё больше ужесточаются требования к энергоэффективности транспортных машин, что связано со снижением затрат на их эксплуатацию. Энергоэффективность особенно актуальная для них, т.к. самым прямым образом влияет на ключевое свойство — дальность хода. Поэтому необходимо управлять электрическими двигателями таким образом, чтобы обеспечивать максимальный коэффициент сцепления с опорным основанием, исключая проскальзывание движителя, а также организовать режимы работы агрегатов и переход от режима к режиму соответствующему максимуму КПД. В этом случае для эффективного управления необходимо оперативно определять электромагнитный момент на валу электродвигателя и момент сопротивления на колесе для генерации соответствующих управляющих и корректирующих воздействий.
Цель работы ― разработка теоретических основ и закона оценки электромагнитного момента на валу тягового электродвигателя транспортных машин для эффективного управления тяговым электрическим приводом и его диагностики.
Материалы и методы. Моделирование наблюдателя электромагнитного момента на валу тягового электродвигателя выполнено в программном комплексе Matlab Simulink.
Результаты. В статье приводятся теоретические основы построения закона оптимальной оценки электромагнитного момента на валу тягового электродвигателя транспортных машин для эффективного управления тяговым электрическим приводом, его диагностики, а также результаты моделирования закона оценки электромагнитного момента на валу тягового электродвигателя в Matlab Simulink.
Заключение. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования предложенного наблюдателя при разработке системы управления и диагностики тягового привода транспортных машин.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Владимирович Климов
Инновационный центр КАМАЗ; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: klimmanen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104
Scopus Author ID: 57218166154
кандидат техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей, доцент Перспективной инженерной школы электротранспорта
Россия, 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38; МоскваСписок литературы
- Андрющенко В.А. Теория систем автоматического управления: Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990.
- Алиев Ф.А., Ларин В.Б., Науменко К.И. и др. Оптимизация линейных инвариантных во времени систем управления. Киев: Наукова думка, 1978.
- Иванов В.А., Фалдин Ф.В. Теория оптимальных систем автоматического управления. М.: Наука, 1981.
- Келлер А., Сергеевский Ю.Н. Прямое измерение момента в электроприводе // Труды VIII международной (XIX Всероссийской) конференции по автоматизированному электроприводу АЭП-2014. Саранск, 07–09 октября 2014 г. Саранск, 2014. C. 58–62.
- Smolin V., Topolskaya I., Gladyshev S. Energy Method for Torque Control of a Synchronous Traction Motor // SAE Technical. 2018. P. 2018-01-0766. doi: 10.4271/2018-01-0766
- Smolin V.I., Topolskaya I.G., Volovich G.I. The energy method for monitoring the instantaneous state and the information of a synchronous motor control variables // 2016 2nd International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM). Chelyabinsk: IEEE, 2016. doi: 10.1109/ICIEAM.2016.7911509
- Шульга Р.Н. К вопросу определения электромагнитного момента на валу тягового асинхронного двигателя // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2022. № 7.
- Анучин А.С. Системы управления электроприводов: учебник для вузов. М.: Изд. дом МЭИ, 2013.
- Горелов В.В., Жилейкин М.М., Ловцов А.Н., и др. Закон управления с функцией систем активной безопасности для электромеханических трансмиссий многоосных колесных машин // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2013. № 9. С. 56–66.
- Афанасьев Б.А., Белоусов Б.Н., Жеглов Л.Ф. и др. Проектирование полноприводных колесных машин: Учебник для вузов; В 3 т. М.: МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2008. Т. 3.
- Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1989.
Дополнительные файлы
