Метод разработки электронной системы управления криволинейным движением быстроходной гусеничной машины с двухпоточной трансмиссией
- Авторы: Бузунов Н.В.1, Иваненков В.В.1, Пирожков Р.Д.1, Косицын Б.Б.1, Котиев Г.О.1
-
Учреждения:
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
- Выпуск: Том 90, № 2 (2023)
- Страницы: 133-147
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/132491
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-312191
- ID: 132491
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Совместно с ростом средних скоростей движения быстроходных гусеничных машин (БГМ) растут и требования к управляемости и безопасности движения. Актуальным для БГМ является вопрос обеспечения бесступенчатого изменения радиуса поворота при криволинейном движении. Существующие схемы механизмов поворота могут обеспечить данное требование, но при этом обладают определенными недостатками и не позволяют применять электронные системы, повышающие безопасность движения и снижающие требования к квалификации механиков-водителей.
Цель работы — синтез законов управления двухпоточной трансмиссией с гидрообъемным механизмом поворота (ГОМП), управляемым электромеханическим актуатором, исключающим «жесткую» связь между штурвалом и механизмом регулирования рабочего объема ГОМП.
Методы: исследования основываются на применении имитационного моделирования и обеспечении функционирования разрабатываемых моделей в режиме реального времени, а также включают в себя синтез алгоритмов управления механическими системами транспортного средства для бортовых контроллеров управления с проведением оценки их адекватности в виртуальном и полунатурном экспериментах.
Результаты: реализован метод разработки систем управления (СУ), позволяющий проводить разработку и отладку СУ при отсутствии опытного образца БГМ. При использовании описанного метода сокращается общее время разработки и отладки алгоритмов СУ. Применимость данного метода доказана на примере разработки СУ криволинейным движением БГМ с двухпоточной трансмиссией.
Заключение: поставленная цель достигнута, проведенная работа показывает состоятельность приведенного метода разработки СУ.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Николай Викторович Бузунов
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Email: buzunovnv@bmstu.ru
ORCID iD: 0009-0007-6614-6378
SPIN-код: 8319-7051
канд. техн. наук, доцент кафедры «Колесные машины»
Россия, МоскваВячеслав Васильевич Иваненков
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Email: ivanenkov@bmstu.ru
ORCID iD: 0009-0009-7426-2605
SPIN-код: 4346-9530
канд. техн. наук, доцент кафедры «Робототехнические системы и мехатроника»
Россия, МоскваРоман Дмитриевич Пирожков
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: pirozhkov@bmstu.ru
ORCID iD: 0009-0000-0302-9181
SPIN-код: 9308-8299
аспирант кафедры «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы»
Россия, МоскваБорис Борисович Косицын
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Email: kositsyn_b@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2131-2738
SPIN-код: 2005-7528
доцент, д-р техн. наук, профессор кафедры «Колесные машины»
Россия, МоскваГеоргий Олегович Котиев
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Email: kotievgo@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7884-157X
SPIN-код: 8963-6431
профессор, д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Колесные машины»
Россия, МоскваСписок литературы
- Ziye Z., Haiou L., Huiyan C., et al. Kinematics-aware model predictive control for autonomous high-speed tracked vehicles under off-road conditions // Mechanical Systems and Signal Processing. 2019. Vol. 123. P. 333–350. doi: 10.1016/j.ymssp.2019.01.005
- Zhou T., Angeles J., Hassani F. Dynamic modeling and trajectory tracking control of unmanned tracked vehicles // Robotics and Autonomous Systems. 2018 Vol. 110. P. 102–111. doi: 10.1016/j.robot.2018.09.008
- Чобиток В.А. Теория движения танков и БМП. М.: Воениздат, 1984.
- Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. М.: Машиностроение, 1975.
- Держанский В.Б., Тараторкин И.А., Жебелев К.С. Исследование динамики управляемого движения быстроходных гусеничных машин // Вестник ЮУрГУ. 2006. №11. С. 114–121.
- Tang S., Yuan S., Hu J., et al. Modeling of steady-state performance of skid-steering for high-speed tracked vehicles // J. Terramechanics. 2017. Vol. 73. P. 25–35. doi: 10.1016/j.jterra.2017.06.003
- Алябьев В.А., Кондаков С.В., Малаховецкий А.А. и др. Цифровой двойник быстроходной гусеничной машины с бортовым гидрообъемным механизмом поворота // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. 2022. Т. 22, № 2. С. 59–70.
- Бузунов Н.В. Метод разработки законов управления нагружателем рулевого колеса при отсутствии «жесткой» связи в системе управления поворотом колесных машин: дисc. … канд. техн. наук. М., 2017.
- Косицын Б.Б., Котиев Г.О., Мирошниченко А.В. и др. Определение характеристик трансмиссий колесных и гусеничных машин с индивидуальным электроприводом ведущих колес // Труды НАМИ. 2019. № 3. С. 22–35.
- Zhai L., Huang H., Sun T., et al. Investigation of Energy Efficient Power Coupling Steering System for Dual Motors Drive High Speed Tracked Vehicle // Energy Procedia. 2016. Vol 104. P. 372–377. doi: 10.1016/j.egypro.2016.12.063
- Стадухин А.А. Научные методы определения рациональных параметров электромеханических трансмиссий высокоподвижных гусеничных машин: дисc. … д-ра техн. наук. М., 2021.
- Фаробин Я.Е. Теория поворота транспортных машин. М.: Машиностроение. 1970.
- Красненьков В.И., Харитонов С.А. Динамика криволинейного движения транспортной гусеничной машины // Труды МВТУ. 1980. № 339. С. 3–67.
- Красненьков В.И., Ловцов Ю.И., Харитонов С.А. и др. Имитационное моделирование движения транспортной гусеничной машины и оценка ее реакций на возмущения // Труды МВТУ. 1988. № 506. C. 126–160.
- Котиев Г.О., Панкратов М.С., Полунгян А.А. Имитационное моделирование движения полноприводной колесной машины с бесступенчатой трансмиссией // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2004. № 4(57). С. 3–14.
- Горелов В.А., Косицын Б.Б., Мирошниченко А.В. и др. Регулятор системы управления поворотом быстроходной гусеничной машины с индивидуальным приводом ведущих колёс // Известия МГТУ «МАМИ». 2019. Т. 13, № 4. С. 21–28. doi: 10.31992/2074-0530-2019-42-4-21-28
- Афанасьев Б.А., Белоусов Б.Н., Жеглов Л.Ф. и др. Проектирование полноприводных колесных машин: Учебник для вузов. Т. 3. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
- Стадухин А.А. Исследование взаимосвязи между теоретическим и фактическим радиусами поворота гусеничной машины с помощью математического моделирования // Известия МГТУ «МАМИ». 2020. Т. 14, № 4. С. 88–100. doi: 10.31992/2074-0530-2020-46-4-88-100
Дополнительные файлы
