Расчет нормальной жесткости и параметров пятен контакта шин сверхнизкого давления для сельскохозяйственной техники
- Авторы: Балакина Е.В.1, Годжаев З.А.2, Коньшин А.А.1, Кочетов М.С.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет
- Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
- Выпуск: Том 90, № 1 (2023)
- Страницы: 49-58
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/132488
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-133657
- ID: 132488
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Воздействие шин на деформируемую опорную поверхность определяет не только возможности машины по передвижению, но и давление на грунт через геометрические характеристики пятен контакта. Давление на грунт нормируется и ограничивается условиями сохранности его агрофизических свойств. Поэтому, при создании машин различного назначения для передвижения по деформируемым опорным поверхностям или их прицепов требуется в процессе проектирования рассчитывать давление на грунт. Однако, на сегодняшний день отсутствуют универсальные зависимости для расчета указанных параметров шин сверхнизкого давления. Это относится и к вертикальному, и к наклонному расположению шин.
Цель работы – разработка и реализация универсальных методик расчета нормальной жесткости и параметров пятен контакта шин сверхнизкого давления для сельскохозяйственной техники.
Материалы и методы. При моделировании использовались программные продукты: Excel; MatLab; Curve Expert Professional.
Результаты. Получена универсальная расчетно-экспериментальная зависимость для определения нормальной жесткости шин сверхнизкого давления, в том числе при возможном наклоне оси вращения колеса. Зависимость учитывает давление в шине, нормальную нагрузку на колесо, угол наклона оси вращения и геометрические характеристики шины. Получена формула для определения контурной площади пятна контакта шины сверхнизкого давления. Она позволяет рассчитывать текущее давление на грунт, которое не должно превышать нормируемой величины.
Заключение. Разработана и реализована методика расчета нормальной жесткости и параметров пятна контакта для шин сверхнизкого давления: длины контакта, контурной площади и давления в контакте. Методика является универсальной для всех шин сверхнизкого давления.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Викторовна Балакина
Волгоградский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: fahrgestell@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5152-9340
SPIN-код: 2595-2802
д-р техн. наук, профессор кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»
Россия, ВолгоградЗахид Адыгезалович Годжаев
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Email: fic51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1665-3730
SPIN-код: 1892-8405
чл.-корр. РАН, д-р техн. наук; заместитель директора по инновационной и внедренческой деятельности
Россия, МоскваАлександр Александрович Коньшин
Волгоградский государственный технический университет
Email: alex.tiger.vd.1999@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7786-5913
SPIN-код: 3503-9285
аспирант кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»
Россия, ВолгоградМихаил Сергеевич Кочетов
Волгоградский государственный технический университет
Email: kochetov_m.s.1995@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2527-6890
SPIN-код: 9405-4356
н.с. кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»
Россия, ВолгоградСписок литературы
- Pacejka H.B. Tire and Vehicle Dynamics. Waltham: Butterworth-Heinemann, 2012. doi: 10.1016/C2010-0-68548-8
- Тарасик В.П. Теория движения автомобиля. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2022.
- Балакина Е.В., Кочетков А.В. Коэффициент сцепления шины с дорожным покрытием. М.: Иннновационное машиностроение, 2017.
- Brunotte J., Lorenz M. Anpassung der Lasteinträge landwirtschaftlicher Maschinen an die Verdichtungsempfindlichkeit von Böden – Wunschtraum oder bereits Realität? // Tagungsband „Jahr des Bodens“. Würzburg: Bundesministerium für Ernährung und Landwirtschaft, 2015. P. 11-17. Дата обращения: 24.01.2022. Режим доступа: https://www.lfl.bayern.de/mam/cms07/iab/dateien/jahr-des-bodens-2015_tagung_tagungsband.pdf
- Прядкин В.И., Шапиро В.Я., Годжаев З.А. и др. Транспортно-технологические средства на шинах сверхнизкого давления. Воронеж: Изд-во ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2019.
- Годжаев З.А., Гончаренко С.В., Артёмов А.В. и др. Расчетно-экспериментальная оценка воздействия на почву шин сверхнизкого давления мобильных энергосредств // Тракторы и сельхозмашины. 2020. Т. 87, № 3. С. 35–47. doi: 10.31992/0321-4443-2020-3-35-47
- Ревенко В.Ю., Годжаев З.А., Русанов А.В. Методы оценки площади контакта колесных движителей с опорным основанием // Тракторы и сельхозмашины. 2019. Т. 86, № 5. C. 48–54. doi: 10.31992/0321-4443-2019-5-48-54
- Leiva-Villacorta F., Vargas-Nordcbeck A., Aguiar-Moya J.P. et. al. Influence of Tire Footprint Area and Pressure Distribution on Pavement Responses // The Roles of Accelerated Pavement Testing in Pavement Sustainability. Cham: Springer, 2016. P. 685–700. doi: 10.1007/978-3-319-42797-3_45
- Minca C. The determination and analysis of tire contact surface geometric parameters // Review of the Air Force Academy. 2015. Vol. 13, N 1(28). P. 149-154. Дата обращения: 24.01.2022. Режим доступа: https://www.afahc.ro/ro/revista/2015_1/149.pdf
- Ivanov V. Analysis of tire contact parameters using visual processing // Advances in Tribology. 2010. Vol. 2010. P. 491723. doi: 10.1155/2010/491723
- Котляренко В.И., Гончаренко С.В., Годжаев З.А. и др. Шина сверхнизкого давления – оптимальный движитель для транспортных средств на слабонесущих грунтах // Тракторы и сельхозмашины. 2014. Т. 81, № 2. С. 17–21. doi: 10.17816/0321-4443-65619
- Шапиро В.Я., Дмитриев В.Н., Годжаев З.А. и др. Исследование шин сверхнизкого давления для снегоболотоходов // Труды НАМИ. 2009. № 241. С. 123–131.
- Balakina Е.V., Zadvornov V.N., Sarbaev D.S. et. al. The calculation method of the length of contact of car tires with the road surface // IOP Conf. Ser. Mat. Sci. Eng. 2019. Vol. 632. doi: 10.1088/1757-899X/632/1/012022
- Khaleghian S., Ghasemalizadeh O., Taheri S. Estimation of the tire contact patch length and normal load using intelligent tires and its application in small ground robot to estimate the tire-road friction // Tire Science and Technology. 2016. Vol. 44, N 4. P. 248–261. Дата обращения: 24.01.2022. Режим доступа: http://hdl.handle.net/10919/75187
- Tomaraee P., Mardani A., Mohebbi A., et al. Relationships among the contact patch length and width, the tire deflection and the rolling resistance of a free-running wheel in a soil bin facility // Spanish Journal of Agricultural Research. 2015. Vol. 13, N 2. doi: 10.5424/sjar/2015132-5245
- Гончаренко С.В., Годжаев З.А., Артёмов А.В. и др. Упругие характеристики шины сверхнизкого давления. Вертикальные нагрузки // Автомобильная промышленность. 2020. № 8. С. 18–21.
- Гончаренко, С.В. Упругие характеристики шины сверхнизкого давления. боковые и тангенциальные нагрузки / С.В. Гончаренко, З.А. Годжаев, В.И. Прядкин и др. // Автомобильная промышленность. 2020. № 10. С. 32–36.
- Кристальный С.Р., Балакина Е.В., Попов Н.В. Трение в контакте ошипованного колеса с твердой обледенелой опорной поверхностью // Трение и износ. 2022. Т. 43, №1. C. 92–104. doi: 10.32864/0202-4977-2022-43-1-92-104
- Балакина Е.В., Задворнов В.Н., Березовский М.С. и др. Исследование коэффициентов жёсткости шин. Коэффициент радиальной жёсткости // Автомобильная промышленность. 2020. № 8. С. 7–10.
- Балакина Е.В., Задворнов В.Н., Березовский М.С. и др. Исследование коэффициентов жёсткости шин. Коэффициент боковой жёсткости // Автомобильная промышленность. 2020. № 9. C. 18–20.
- Сальников В.И., Барашков А.А., Задворнов В.Н. и др. Расчетно-экспериментальные универсальные зависимости для определения радиальной жесткости шин // Автомобильная промышленность. 2014. № 7. С. 13–14.
- Задворнов В.Н., Балакина Е.В., Мищенков Н.А. Прогнозирование износа протектора по жесткостным характеристикам шин // Трение и износ. 2020. Т. 41, №4. C. 485–490.
Дополнительные файлы
