Метод выявления потери устойчивости движения тракторов при реализации тягового усилия на прицеп или сцепной агрегат

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В настоящее время комбайны и тракторы, являясь наиболее энергоемкими транспортно-технологическими комплексами сельскохозяйственного назначения, во многом определяют возможность перехода к ведению эффективного и экологически чистого агрохозяйства, а также обеспечивают технический аспект преобразования агропромышленного комплекса в передовой сектор промышленности страны. Одним из источников возникновения динамических нагрузок в узлах и агрегатах тракторной техники являются автоколебательные режимы.

Цель работы — изучение условий возникновения автоколебательных процессов в конструкции тракторных поездов на колесном ходу и разработка методов повышения устойчивости, управляемости и безопасности их движения за счет снижения галопирования и рыскания трактора-тягача при буксировке тяжелых грузов.

Материалы и методы. Установлено, что ввиду связанности колебаний по продольным перемещениям трактора-тягача и тележки-прицепа с колебаниями по вертикальным перемещениям центра масс и по углу продольно-угловых колебаний трактора-тягача при возникновении автоколебательного режима в зоне взаимодействия эластичного колеса с твердым опорным основанием тот же режим автоколебаний возникнет и по указанным степеням свободы. Причем можно указать последовательность возникновения автоколебательных режимов в различных зонах конструкции тракторного поезда.

Результаты. Сначала автоколебания возбуждаются в зоне контакта колеса с опорным основанием при возникновении полного скольжения, потом начинаются автоколебания по продольному углу наклона корпуса трактора-тягача и после этого начинаются автоколебания по вертикальным перемещениям центра масс трактора-тягача. Колебания по углу складывания тракторного поезда связаны с колебаниями по поступательному движению центров колес, что приводит к возникновению автоколебательного режима, как при частичном, так и при полном скольжении в зоне взаимодействия эластичной шины с твердым опорным основанием. Поскольку автоколебания на каждом из колес возникают в случайные моменты времени, то автоколебания трактора-тягача по углу складывания будут носить хаотичный характер.

Заключение. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования предложенных методов выявления опасности возникновения автоколебательных процессов при проектировании перспективных видов сельскохозяйственной техники.

Об авторах

Михаил Михайлович Жилейкин

Инновационный центр «КАМАЗ», Инновационный центр Сколково

Автор, ответственный за переписку.
Email: jileykin_m@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-959X
SPIN-код: 6561-3300

д-р техн. наук, руководитель группы инженерных расчетов

Россия, Москва

Павел Владимирович Сиротин

Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова

Email: spv_61@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7066-5062
SPIN-код: 2801-3166

доцент, канд. техн. наук, заведующий кафедрой «Автомобили и транспортно-технологические комплексы»

Россия, Новочеркасск

Сергей Сергеевич Носиков

Южно-Российский государственный политехнический университет имени М.И. Платова

Email: nosikov1997@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9011-5017
SPIN-код: 5155-8609

ассистент кафедры «Автомобили и транспортно-технологические комплексы»

Россия, Новочеркасск

Николай Николаевич Пуляев

Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева

Email: pullman-mpt@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8984-4426
SPIN-код: 1436-9093

доцент, канд. техн. наук, доцент кафедры «Тракторы и автомобили»

Россия, Москва

Список литературы

  1. Бабкин К.А. Разумная промышленная политика или как нам выйти из кризиса. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2009.
  2. Субаева А.К. Сельскохозяйственная техника России в ВТО // Экономические исследования. 2013. № 1. С. 14-28.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2017 N 1455-р «Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года». Режим доступа: http://government.ru/docs/28393/
  4. Бурак П.И., Пронин В.М., Прокопенко В.А. и др. Сравнительные испытания сельскохозяйственной техники: науч. издание. М.: ФГБНУ Росинформагротех, 2013.
  5. Вестник испытаний сельскохозяйственной техники (2018). Кинель: АИСТ, 2018. Дата обращения: 05.10.2022. Режим доступа: https://rosinformagrotech.ru/data/elektronnye-kopii-izdanij/rastenievodstvo/send/5-rastenievodstvo/114-vestnik-ispytanij-selskokhozyajstvennoj-tekhniki-2018
  6. Вестник испытаний сельскохозяйственной техники (2017). Кинель: АИСТ, 2017. Дата обращения: 05.10.2022. Режим доступа: https://rosinformagrotech.ru/data/send/5-rastenievodstvo/606-vestnik-ispytanij-selskokhozyajstvennoj-tekhniki-2017
  7. Кравченко В.А., Меликов И.М. Оценка агротехнических свойств движителей зерноуборочных комбайнов с шинами различного конструктивного исполнения // Аграрный научный журнал. 2020. № 5. С. 93-98. doi: 10.28983/asj.y2020i5pp93-98
  8. Русанов В.А. Проблема переуплотнения почв движителями и эффективные пути ее решения: монография. Москва: ВИМ, 1998.
  9. Сиротин П.В., Лебединский И.Ю., Кравченко В.В. Анализ виброакустической нагруженности рабочего места операторов зерноуборочных комбайнов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. №1(53). С. 113–121.
  10. Kotiev G.O., Padalkin B.V., Kartashov A.B., et al. Designs and development of Russian scientific schools in the field of cross-country ground vehicles building // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12, N 4. P. 1064-1071.
  11. Эргин А.А., Коломейцева М.Б., Котиев Г.О. Антиблокировочная система управления тормозным приводом автомобильного колеса // Приборы и системы управления. 2004. № 9. С. 11–13.
  12. Soliman A.M.A., Kaldas M.M.S. An Investigation of Anti-lock Braking System for Automobiles // SAE 2012 World Congress & Exhibition. SAE International by Warwick University, 2016. doi: 10.4271/2012-01-0209
  13. Sun C., Pei X. Development of ABS ECU with Hardware-in-the-Loop Simulation Based on Labcar System // SAE Int. J. Passeng. Cars – Electron. Electr. Syst. 2015. Vol. 8, N 1. P. 14–21. doi: 10.4271/2014-01-2524
  14. Sabbioni E., Cheli F., D’Alessandro V. Analysis of ABS/ESP Control Logics Using a HIL Test Bench // SAE 2012 World Congress & Exhibition. SAE International by Warwick University, 2011. doi: 10.4271/2011-01-0032
  15. Hart P.M. Review of Heavy Vehicle Braking Systems Requirements (PBS Requirements), Draft Report. № 01599066. ARRB, 2003.
  16. Marshek K.M., Guderman II J.F., Jonson M.J. Performance of Anti-Lock Braking System Equipped Passenger Vehicles Part I: Braking as a Function of Brake Pedal Application Force // SAE 2002 World Congress Detroit, Michigan March 4-7, 2002. SAE International by Warwick University, 2002. doi: 10.4271/2002-01-0304
  17. Решмин С.А. Качественный анализ нежелательного эффекта потери силы тяги транспортного средства во время интенсивного старта // Доклады академии наук. 2019. Т. 484, № 3. С. 289–293. doi: 10.31857/S0869-56524843289-293
  18. Кузнецов А.П., Кузнецов С.П., Рыскин Н.М. Нелинейные колебания. М.: Физматлит, 2002.
  19. Жилейкин М.М. Исследование автоколебательных процессов в зоне взаимодействия эластичной шины с твердым опорным основанием // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2021. № 10. C. 3–15. doi: 10.18698/0536-1044-2021-10-3-15

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Расчетная схема взаимодействия эластичного колеса с твердым опорным основанием.

Скачать (143KB)
3. Рис. 2. Расчетная схема поворота трактора-тягача относительно вертикальной оси, проходящей через точку сцепки S.

Скачать (83KB)

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».