Эволюция конструкций гусеничных тракторов общего назначения
- Авторы: Ценч Ю.С.1, Косенко В.В.2, Шаров В.В.3
-
Учреждения:
- Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
- Волгоградский государственный технический университет
- Музей истории отечественного тракторостроения, МБУК «Созвездие»
- Выпуск: Том 89, № 3 (2022)
- Страницы: 155-166
- Раздел: Страницы истории
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/125919
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-109676
- ID: 125919
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Важнейшей задачей, обеспечивающей становление механизированного сельского хозяйства в 1920–30-е годы прошлого столетия, было создание отечественного тракторостроения. Основополагающую роль в его развитии сыграл Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод, который многие годы являлся флагманом этой важнейшей отрасли.
Цель работы. Обоснование актуальности создания отрасли тракторостроения в процессе индустриализации страны. Анализ преимуществ гусеничных тракторов по сравнению с колесными, обоснование необходимости их массового производства, определение тенденций развития технико-эксплуатационных характеристик гусеничных тракторов общего назначения.
Материалы и методы. Анализ параметров эволюции конструкций гусеничных тракторов, выпускаемых Сталинградским (Волгоградским) заводом за все годы его работы, анализ технических характеристик десяти самых высокопроизводительных гусеничных тракторов, выпущенных в разные годы этим предприятием.
Результаты. Установлено, что на основе колесных тракторов были созданы первые гусеничные модели, которые наилучшим образом соответствовали требованиям их эксплуатации в почвенно-климатических условиях нашей страны, а также удовлетворяли потребность использования таких машин в военных целях. Обоснована важность использования показателя энергонасыщенности как главного фактора, определяющего работу трактора на повышенных скоростях; представлен график изменения этого показателя по годам выпуска и отмечены тенденции его дальнейшего роста.
Заключение. Энергонасыщенность гусеничных тракторов, выпускаемых заводом на протяжении 55 лет, возросла в 1,85 раз, с 7,5 до 13,91 кВт. Опыт волгоградских тракторостроителей должен быть проанализирован и использован с целью выявления закономерностей, тенденций и современных направлений развития тракторной техники.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юлия Сергеевна Ценч
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Автор, ответственный за переписку.
Email: vimasp@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3214-4725
SPIN-код: 5379-6131
доцент, д.т.н., профессор кафедры общенаучных и специальных дисциплин; заместитель директора по образовательной и редакционно-издательской деятельности
Россия, МоскваВячеслав Владимирович Косенко
Волгоградский государственный технический университет
Email: kosenko46@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3996-6414
SPIN-код: 3616-4401
к.т.н., старший преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»
Россия, ВолгоградВладимир Васильевич Шаров
Музей истории отечественного тракторостроения, МБУК «Созвездие»
Email: sharov_vv56@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7659-9978
SPIN-код: 5601-0079
к.т.н., методист
Россия, Новый Быт, Чеховский район, Московская обл.Список литературы
- Tsench Y.S. The main stages of agriculture mechanization in Russia // AMA, Agricultural Mechanization in Asia, Africa and Latin America. 2020. Vol. 51, N 3. P. 69–73.
- Ценч Ю.С. Научно-технический потенциал как главный фактор развития механизации сельского хозяйства // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2022. Т. 16, № 2. С. 4–13. doi: 10.22314/2073-7599-2022-16-2-4-13
- Хрулькевич О.А, Шаров В.В. “СТЗ-НАТИ” – гусеничный трактор по имени «НАТИК» // Сельский механизатор. 2008. № 12. С. 16–17.
- Косенко В.В., Шаров В.В., Герасимов Е.О., Тюбаев А.И. Юбилей “железного коня” // Сельский механизатор. 2017. № 7. С. 24–25.
- НАТИ. Отечественные сельскохозяйственные тракторы. Иллюстрированная история развития за 100 лет. 1896–1996. Москва: Внешторгиздат, 1996.
- Косенко В.В., Шаров В.В., Ценч Ю.С. 70 лет легендарному трактору ДТ-54 // Технический сервис машин. 2019. № 3. С. 196–209.
- Косенко В.В., Шаров В.В., Ценч Ю.С. Трактор ДТ-75. Знаменитый долгожитель // Технический сервис машин. 2019. № 1. C. 216–226.
- Косенко В.В., Шаров В.В., Ценч Ю.С. К 35-летию начала производства трактора ДТ-175С «Волгарь» // Технический сервис машин. 2021. № 1. С. 163–177. doi: 10.22314/2618-8287-2021-59-1-163-177
- Косенко В.В. ВТ-100 – первый в новом семействе тракторов ВгТЗ [интернет]. Доступ по ссылке: https://techstory.ru/fin/85_vt100_2020.htm Дата обращения: 13.09.2022.
- Ценч Ю.С. Становление и развитие научно-технического потенциала механизации сельского хозяйства России: дисс. докт. техн. наук. Москва: Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ, 2021. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49209607 Дата обращения: 13.09.2022.
- Годжаев З.А., Шевцов В.Г., Лавров А.В., и др. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России до 2030 года (прогноз) // Технический сервис машин. 2019. № 4. С. 220–229.
- Шаров В.В., Ценч Ю.С. Приоритеты России в мировом тракторостроении // Доклады ТСХА. Международная научная конференция, посвященной 175-летию К.А. Тимирязева; Декабрь 06–08, 2018; Москва: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева, 2019.
- Косенко В.В., Шаров В.В., Ценч Ю.С. Главные конструкторы волгоградских тракторов. К 90-летию СТЗ-ВГТЗ // История науки и техники. 2020. № 8. С. 85–97.
Дополнительные файлы
