Влияние параметров ходовых систем колесных машин на изменение плотности почвы
- Авторы: Шило И.Н.1, Романюк Н.Н.2, Крук И.С.2, Орда А.Н.2, Галимов Р.Р.3,4, Максимович К.Ю.3,4, Войнаш С.А.3, Лучинович А.А.5
-
Учреждения:
- Белорусский государственный аграрный технический университет
- Белорусский государственный аграрный технический университет
- Новосибирский государственный аграрный университет
- Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН
- Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
- Выпуск: Том 88, № 5 (2021)
- Страницы: 30-37
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/105664
- DOI: https://doi.org/10.31992/0321-4443-2021-5-30-37
- ID: 105664
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Движение колесных машин по почвам и грунтам приводит к изменению их плотности. Исследование влияния массы и ее распределения вдоль осей колес на изменение плотности почв и грунтов. Дано обоснование аналитических зависимостей для определения плотности прессующихся и текучих почв и грунтов от повторных воздействий колес при различных нагрузках. Обоснована также зависимость для определения плотности почвы в общем случае, включающая прессующуюся и текучую составляющие состояния почвенно-грунтового массива.
Проводились экспериментальные лабораторные исследования по воздействию колес на почву и влиянию нагрузки колес на уплотнение почвы. Были получены зависимости для определения уплотнения почвы с различными физическими и механическими свойствами при различных режимах нагружения ходовых систем. Было установлено, что распределение массы колесной машины по осям колес влияет на глубину следа и уплотнение почвы. Полученные зависимости для описания процесса уплотнения почвы согласуются с результатами экспериментов. Установлено, что при увеличении количества осей ходовой системы снижается уплотнение почвы. Минимальная глубина следа и уплотнение почвы наблюдаются при равномерном распределении массы колесной машины по осям ходовой системы. С увеличением числа осей влияние отношения давления первого колеса к среднему давлению на уплотнение почвы снижается за счет снижения перепада давления колес, происходящего у многоосных колесных систем. При незначительных отклонениях от единицы коэффициента отношения нагрузки переднего колеса к среднему значению давления увеличение плотности почвы мало ощутимо. По мере увеличения отношения нагрузки на переднее колесо к среднему уплотнение почвы значительно возрастает по сравнению с равномерным распределением массы по осям.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
И. Н. Шило
Белорусский государственный аграрный техническийуниверситет
Email: romanyuk-nik@tut.by
д.т.н.
Белоруссия, МинскН. Н. Романюк
Белорусский государственный аграрный технический университет
Email: romanyuk-nik@tut.by
к.т.н.
Белоруссия, МинскИ. С. Крук
Белорусский государственный аграрный технический университет
Email: kruk_igar@mail.ru
к.т.н.
Белоруссия, МинскА. Н. Орда
Белорусский государственный аграрный технический университет
Email: kruk_igar@mail.ru
д.т.н.
Белоруссия, МинскР. Р. Галимов
Новосибирский государственный аграрный университет; Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН
Email: Rufangalimov@yandex.ru
Россия, Новосибирск; Новосибирск
К. Ю. Максимович
Новосибирский государственный аграрный университет; Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН
Email: kiri-maksimovi@mail.ru
Россия, Новосибирск; Новосибирск
С. А. Войнаш
Новосибирский государственный аграрный университет
Email: sergey_voi@mail.ru
Россия, Новосибирск
А. А. Лучинович
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Автор, ответственный за переписку.
Email: aa.luchinovich@omgau.org
Россия, Омск
Список литературы
- Русанов В.А. Проблема переуплотнения почв движителями и эффективные пути ее решения. М.: ВИМ, 1998. 368 с.
- Svechnikov P.G., Troyanovskaya I.P. Tractor Plough Designing With Specified Tillage Quality // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019. Vol. 341, no. 012119.
- Blednykh V.V., Svechnikov P.G., Troyanovskaya I.P. Tractor Plough with Repeated Cutting Angle on Working Elements. Procedia Engineering. 2017. Vol. 206. Pp. 1577−1582.
- Blednykh V.V., Svechnikov P.G., Troyanovskaya I.P. Moldboard Surface Universalization of the Ploughshare Operating Unit. Procedia Engineering. 2016. Vol. 150. Pр. 1297−1302.
- Кацыгин В.В. Основы теории выбора оптимальных параметров мобильных сельскохозяйственных машин и орудий // Вопросы с.-х. механики. Минск: Ураджай, 1964. Т. 13. С. 5−147.
- Шило И.Н., Романюк Н.Н., Орда А.Н., Нукешев С.О., Кушнир В.Г. Влияние многоосной ходовой системы машинно-тракторных агрегатов на плотность почвы // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2018. Т. 12. № 1. С. 31−36.
- Кушнарев А.С., Мацепуро В.М. Уменьшение вредного воздействия на почву рабочих органов и ходовых систем машинных агрегатов при внедрении индустриальных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. М.: Всесоюзный ордена «Знак Почета» сельскохозяйственный институт заочного образования, 1986. 56 с.
- Черкасов И.И. Механические свойства грунтов в дорожном строительстве. М.: Транспорт, 1976. 248 с.
- Blednykh V.V., Svechnikov P.G., Troyanovskaya I.P. Analytical Model of the Technological Process of Soil Pulverization and Tillage Tools. Procedia Engineering. 2015. Vol. 129. Pр. 69−74.
- Афанасьев Н.И., Подобедов И.И., Орда А.Н. Влияние уплотнения машинно-тракторными агрегатами на свойства, режимы почвы и урожай сельскохозяйственных культур: дерново-подзолистые почвы Белоруссии // Переуплотнение пахотных почв: причины, следствия, пути уменьшения. М.: Наука, 1987. С. 46−59.
- Агейкин Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители. М.: Машиностроение, 1972. 184 с.
Дополнительные файлы
