Кипрские фигурные сосуды эпохи бронзы из собрания Государственного исторического музея: взгляд внутрь
- Авторы: Журавлев Д.В.1,2, Гурьева П.В.2, Коваленко Е.С.2, Терещенко Е.Ю.2, Яцишина Е.Б.2
-
Учреждения:
- Государственный исторический музей
- Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
- Выпуск: Том 84, № 2 (2024)
- Страницы: 275-299
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-0391/article/view/277372
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0321039124020027
- ID: 277372
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению внутренней конструкции фигурных сосудов с острова Кипр, происходящих из бывшего собрания А.С. Уварова и хранящихся ныне в Государственном историческом музее. Исследования с помощью рентгеновской томографии позволили детально реконструировать технологию изготовления кипрских фигурных сосудов эпохи средней и поздней бронзы. Большинство изученных сосудов лепные, часть из них изготовлена из одного куска глиняной массы, некоторые являются составными. Дополнительные детали изготавливались отдельно и прикреплялись к тулову сосуда. Объем этих сосудов был чрезвычайно мал – от 20 до 220 мл, что позволяет предполагать их использование для хранения ароматических веществ.
У композитного сосуда Б 602/70 две емкости непосредственно закреплены одна на другой. Их объемы изолированы, и у каждой емкости существует отдельный носик, дающий возможность ее независимого использования. Тулово композитного аска Б 602/6 образовано тремя емкостями по форме близкими к сферам, соединенными между собой при помощи трубочек. Для изготовления тулова ритонов в виде быка Б 605/126 и козла/лани Б 605/127 использовался гончарный круг, затем оно было сомкнуто с торцов и заглажено с внешней стороны.
Ключевые слова
Полный текст
К 200-летию со дня рождения Алексея Сергеевича Уварова
(1824–1885)
ВГосударственном историческом музее хранится небольшая (чуть более 200 предметов), но очень интересная коллекция памятников с острова Кипр, некогда принадлежавшая одному из основателей музея, графу А.С. Уварову. В состав коллекции входят разнообразные глиняные сосуды, терракотовые статуэтки, известняковая скульптура, которые недавно были опубликованы1.
27 апреля 1877 г. граф Уваров на заседании Московского археологического общества рассказал о своей недавно приобретенной коллекции кипрских древностей. Коллекционер и исследователь выделил три периода в развитии кипрского искусства. «Древнейший из них, который можно было бы назвать первобытным, отличается грубостью и наивностью форм <…> Затем второй стиль, который можно назвать финикийским, сохраняет большое сходство с стилем памятников ассирийских и египетских. Наконец, третий стиль представляет собой образцы полного процветания греческого искусства. <…> можно предположить, что древнейшие между кипрскими вещами принадлежат к той эпохе, когда открытие железа еще не было сделано»2. А.С. Уваров лаконично указывает, что приобрел ее у российского посланника Юзефовича, не сообщая больше никаких подробностей о личности продавца. Скорее всего, это был статский советник Трофим Павлович Юзефович (1840–1883), русский консул в Тулче в 1871 г., консул в Иерусалиме в 1864 и 1874–1975 гг.,3 генеральный консул в Салониках в 1876–1877 гг.,4 написавший книгу «Договоры России с Востоком политические и торговые»5. Уже после выхода полной публикации кипрской коллекции Исторического музея6 появились новые данные о Т.П. Юзефовиче и его возможных связях с известным коллекционером и американским дипломатом Луиджи Пальма ди Чеснолой7.
После скоропостижной смерти А.С. Уварова коллекция хранилась в его «порецком музеуме» в имении Поречье. Несмотря на старания вдовы Алексея Сергеевича, П.С. Уваровой, кипрскую коллекцию по не совсем выясненным причинам так и не опубликовали8. После Октябрьской революции собрание графа было национализировано и чудом не погибло в хаосе послереволюционных лет. В 1924 г. оно было официально внесено в Главную инвентарную книгу Исторического музея, а в 1927 г. часть античной коллекции, включая кипрские древности, была передана в ГМИИ им. А.С. Пушкина9.
Среди кипрских глиняных сосудов эпохи средней и поздней бронзы из коллекции А.С. Уварова в Историческом музее представлена целая серия фигурных сосудов весьма причудливых форм. В рамках проекта исследования античных памятников из собрания ГИМ в НИЦ «Курчатовский институт» методом рентгеновской томографии нам удалось изучить восемь сосудов и получить уникальные данные об их конструкции и технологии их изготовления. Насколько нам известно, подобные исследования для данной группы предметов проводятся впервые. Наряду с кипрскими сосудами мы исследовали еще несколько сосудов позднеэллинистического10 и римского11 времени, но они были изготовлены по другой технологии – как оттиск в нескольких формах.
Почти все исследуемые сосуды, за исключением ритонов, изготовлены без использования гончарного круга, при помощи техники выбивания на форме-основе, ряд деталей изготавливался отдельно и затем прикреплялся при помощи жидкой глины. После высыхания их поверхность покрывалась ангобом и расписывалась. Несмотря на то, что все сосуды из нашей выборки уже публиковались12, их изучение еще далеко от завершения. Считаем необходимым представить в статье подробные каталожные описания всех объектов исследования, которые являются прекрасной иллюстрацией возможностей метода рентгеновской томографии. Подчеркнем, что мы имеем дело с музейной коллекцией целых сосудов, а не их обломков, поэтому изучение деталей технологического процесса обычными методами сильно ограничено.
ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее эффективным способом выявления элементов конструкции изделий и их технологических особенностей является визуализация внутреннего строения с применением одного из видов ионизирующего излучения – методами рентгеновской, синхротронной или нейтронной томографии13. Высокая проникающая способность рентгеновского излучения и нейтронов позволяет изучать элементы конструкции, внутренние дефекты (поры и включения) и особенности декорирования, состояние сохранности металлических14, керамических15, стеклянных16 и сложносоставных предметов17, а также изучать специфику строения неоднородных материалов, например, строительных растворов18. При исследовании целых, а не фрагментированных керамических сосудов из музейных коллекций наибольшую эффективность показала рентгеновская томография (РТ) с точки зрения оптимального контраста различных включений и получения наилучшего пространственного разрешения19. Приведенные ниже результаты являются иллюстрацией возможности применения этого метода при работе с музейными памятниками.
Рентгеновская томография фигурных сосудов проводилась в НИЦ «Курчатовский институт» на промышленном рентгеновском томографе X5000 (NSI). Теневые проекции регистрировались позиционно-чувствительным детектором рентгеновского излучения Perkin Elmer с размером матрицы 2048 × 2048 пикселей, размером пикселя 200 × 200 мкм, динамическим диапазоном 16 бит и сцинтиллятором на основе CsI: Tl. Томография проводилась с помощью рентгеновской трубки открытого типа, параметры измерения сосудов приведены в табл. 1. При томографии практически всех сосудов применялся медный фильтр толщиной 0,2 мм, кроме зооморфного аска Б 602/78, для которого толщина фильтра составила 1 мм, а для исследования композитного аска Б 602/6 фильтр не применялся. Время экспозиции одной теневой проекции для всех сосудов составило 0,5 с. Для визуализации трехмерной информации о строении объектов использовался программный пакет VGStudio.
Таблица 1. Параметры рентгеновской томографии фигурных сосудов
Объект | Напряжение, кВ | Ток, мкА | Диаметр фокального пятна, мкм | Шаг поворота, град. | Размер вокселя, мкм |
Б-602/6 Композитный аск | 150 | 250 | 37,5 | 0,23 | 52 × 52 × 52 |
Б 602/70 Композитный двойной сосуд | 200 | 160 | 32 | 0,18 | 62 × 62 × 62 |
Б 602/79 Зооморфный сосуд | 200 | 150 | 30 | 0,18 | 37 × 37 × 37 |
Б 602/8 Сосуд в форме птицы | 190 | 150 | 28,5 | 0,18 | 32 × 32 × 32 |
Б 602/84 Сосуд в форме рогатого животного | 190 | 180 | 34,2 | 0,14 | 33 × 33 × 33 |
Б-602/78 Сосуд в форме рогатого животного | 180 | 220 | 39,6 | 0,16 | 44 × 44 × 44 |
Б 605/126 Ритон в форме быка | 190 | 150 | 28,5 | 0,24 | 46 × 46 46 |
Б 605/127 Ритон в форме козла/лани | 200 | 160 | 32 | 0,18 | 62 × 62 × 62 |
ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ГИМ
White Painted III–V ware / String-hole style
Период Middle Cypriote II–III (1800–1600 гг. до н. э.)
- Сосуд композитный белофонный (рис. 1)20
Рис. 1. Сосуд композитный белофонный ГИМ Б-602/70. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–е): б – распределение полостей в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – продольное сечение объемной модели сосуда с конструкцией емкостей и горловин; г – объемная модель сосуда с относительным расположением горловин у верхней и нижней емкостей; д – продольное томографические сечение верхней горловины, е – продольное томографическое сечение нижней горловины. 1 – область реставрации нижней горловины, 2 – вещество, скрепляющее горловину и верхнюю емкость, 3 – сохранившийся фрагмент ручки, 4 – область крепления ручки к верхней емкости © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791/128. Оп. Б-602/70.
Композитный сосуд на трех низких ножках состоит из двух частей – биконической и сферической формы, с высоким цилиндрическим горлом, немного сужающимся кверху, наклонным боковым трубчатым сливом в нижней части и утраченной вертикальной ручкой. Горло завершается устьем эллипсовидной формы с отогнутым венчиком и скошенным трубчатым сливом со срезанным краем. К стенкам прикреплены петельчатые выступы-ушки – по четыре по сторонам каждой из частей тулова, один – в месте перехода шейки сосуда в тулово, два – по сторонам горла, на уровне основания устья. Все петельки-ушки вертикальны, но развернуты в разных плоскостях.
Горло орнаментировано горизонтальными линейными и волнообразными поясками. На тулове – многоярусный орнамент из треугольников, заштрихованных сеткой, в придонной части – горизонтальная зигзагообразная линия, образующая розетку вокруг дна, в которую вписан круг, обрамляющий ножки, пересеченный двумя диагональными линиями различной толщины; вокруг ножек – линии различной толщины, которые предположительно представляют фрагмент орнамента в виде двух пересекающихся диагоналей, вписанных в условный круг, проведенный по краю дна; на боковом сливе – горизонтальные линейные пояски. Глина коричнево-бежевая (2.5YR 7/4)21, без заметных включений. Размеры: высота – 22,4 см; диаметр тулова в нижней части – 9,7 см (с ушками-выступами – 10,9 см), в верхней части – 9,0 см (с ушками-выступами – 10,2 см); ширина нижней части со сливом – 10,5 см. Ангоб более светлого, чем глина, тона, поверхность матовая, орнамент от темно-коричневого (5YR 3/3) до черного, местами красного (10R 4/3).
Несколько сосудов, выполненных в этом стиле, хранятся в Музее искусства и истории в Женеве22, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене23, других собраниях24, но все они имеют ряд конструктивных отличий, что делает кувшин из Исторического музея уникальным. Подобные носики-сливы известны и у кипрских сосудов иных форм25.
- Аск композитный белофонный с высоко поднятой ручкой (рис. 2)26
Рис. 2. Аск композитный белофонный с высоко поднятой ручкой ГИМ Б-602/6. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–е): б – распределение полостей в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – продольное томографическое сечение, проходящее через центр сосуда; г – объемная модель внутренней поверхности верхнего шара с расположением отверстий для горловины и ручки, положение секущей плоскости указано на (б); д – продольное томографическое сечение горловины; е – область соединения трех объемов с помощью трубочек. 1 – соединительные трубочки, 2 – ступенька материала вокруг горловины, 3 – концы ручки, 4 – небольшой фрагмент керамики, закрывающий отверстие, расположенное между концами ручки, 5 – ушко, 6 – положение секущей плоскости для (г) © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791/64. Оп. Б-602/6.
Сосуд состоит из трех частей: двух сферических в основании и одной вытянутой овальной формы в верхней части, соединенных между собой, на четырех ножках-выступах, с трубчатым сливом с неровным клювовидным краем. Над сосудом возвышается высокая овальная в сечении ручка, закрепленная на плечиках верхнего сосуда. По внешним сторонам в верхней части нижних сосудов сделано по одному выступу конической формы со сквозными отверстиями. На верхнем изгибе ручки, под ее прилепами и под основанием слива – по вертикальному петлевидному ушку-выступу. На верхушке верхнего сосуда – выступ (его окончание, возможно, отколото). Размеры: высота – 15,4 см; диаметры нижних сосудов – 4,8 см и 4,6 см, верхнего – 4,7 см; ширина тулова – 9,4 см. Глина без заметных включений бежево-коричневая (2.5Y 7/3–2.5Y 7/4). Ангоб более светлого, чем глина, тона, поверхность матовая, заглажена грубо, декор почти полностью утрачен (сохранились следы буро-черного орнамента).
Самым близким публикуемому аску является сосуд из Британского музея в Лондоне27, также напоминают его экземпляры из Античного собрания Государственных музеев Берлина28, Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене29, Музея истории и искусства в Триесте30 и других коллекций31.
- Сосуд белофонный зооморфный (рис. 3)32
Рис. 3. Сосуд белофонный зооморфный ГИМ Б-602/79. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–д): б – распределение полостей в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – продольное томографическое сечение тулова сосуда с фрагментом содержимого; г – продольное томографическое сечение сосуда, проходящее близко к его центру; д – поперечное томографические сечение тулова. 1 – участки соединения частей тулова, 2 – вставная горловина, 3 –ручка, 4 – ножки, 5 – ушко, 6 – фрагмент содержимого, 7 – контрастный слой на поверхности © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791/137. Оп. Б-602/79.
Тулово сосуда образовано полой трубкой, завернутой в кольцо; в основании четыре ножки. Низкое слабо отогнутое горло сосуда, прикрепленное наискось, завершается эллипсовидным устьем, обрамленным низким валиком, и отогнутым трубчатым сливом с обломанным окончанием. По краям устья – два горизонтальных ушка-петельки, третье находится с противоположной части горла. Широкая уплощенная ручка с шиповидным наклонным выступом сверху, расположена сверху над сосудом, как у корзины. В нижней и верхней частях сосуда прикреплены в два яруса шесть пар горизонтальных выступов-петелек, причем расположены они несимметрично. Еще один выступ сделан под горлом, в центральной части тулова. В целом сосуд носит зооморфный облик.
Горло сосуда орнаментировано чередующимися горизонтальными поясками и поясками из сетчатых треугольников. Тулово декорировано пояском из сетчатых ромбов, а по верхней его части пущен двойной поясок из зигзагообразных линий. Аналогичный поясок присутствует и в нижней части сосуда. Ножки сосуда украшены горизонтальными линями. Ручка по бокам закрашена черной краской, а в верхней части имеет зигзаговидный узор. Сохранившаяся высота – 9,2 см (по сливу); длина – 9,5 см (максимальная – 12,9 см); ширина – 6,6 см. Глина без заметных включений, светло-бежевая (2.5Y 7/4). Ангоб светло-бежевый, поверхность матовая, орнамент от красно-коричневого (2.5YR 4/4) до темно-коричневого (2.5YR 3/2).
Аналогичные сосуды известны с эпохи раннего бронзового века33, но наибольшее распространение они получили позже34. Сосуд из собрания ГИМ можно отнести к типу XIVA3d по классификации П. Острëм35. Параллели прослеживаются с сосудами из Лувра36, музея Эшмола в Оксфорде37, музея Фицуильяма в Кембридже38, музея Николсона в Сиднее39.
White Painted IV ware
Период Middle Cypriote II–III (1800–1600 гг. до н. э.)
- Аск белофонный в виде фигурки птицы (рис. 4)40
Рис. 4. Аск белофонный в виде фигурки птицы ГИМ Б-602/8. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–д): б – распределение полостей и трещин в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – объемное представление верхней части внутренней поверхности сосуда; г – продольное томографическое сечение сосуда, проходящее близко к его центру; д – поперечное томографическое сечение, проходящее вблизи центра сосуда. 1 – контрастный слой на поверхности, 2 – шов тулова на внутренней поверхности, 3 – валик в области формования горловины, 4 – ручка, 5 – хвост, 6 – полости в местах крепления крыльев к тулову, 7 – полость в зоне крепления ножки к тулову © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791/66 Оп. Б-602/8.
Сосуд с туловом ладьевидной формы, на конусовидной закрашенной ножке с плоским круглым основанием, с низким горлом (вероятно, часть его была утрачена в древности, а антиквары уже в Новое время его выровняли) и маленькой горизонтальной уплощенной петлевидной ручкой в верхней части тулова. На уплощенных вертикальных выступах по сторонам тулова в виде расправленных крыльев – косые параллельные насечки, изображающие оперение, на их оборотной стороне – линии двойной волны. Противоположная от горла часть оформлена выступом, изображающим хвост, с горизонтальной врезной бороздкой в основании. Высота – 7,2 см; длина – 7,0 см; ширина – 9,3 см. Глина без заметных включений, красно-бежевая (10YR 7/6). Ангоб близок тону глины, поверхность грубо заглажена, матовая, декор почти полностью утрачен, но видно, что он был черный. Отсутствие головы препятствует точной атрибуции сосуда, нельзя полностью исключить, что он представляет изображение круглой рыбы, а не птицы.
White Painted V ware
Период Middle Cypriote III (1725–1600 гг. до н. э.)
- Аск белофонный в виде фигурки животного с рогами (рис. 5)41
Рис. 5. Аск белофонный в виде фигурки животного с рогами ГИМ Б-602/84. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–е): б – распределение полостей в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – приповерхностные контрастные слои в области ручки; г – объемное представление верхней части внутренней поверхности сосуда; д – продольное томографическое сечение сосуда, проходящее близко к его центру; е – поперечное томографическое сечение, проходящее через задние ноги фигурки. 1 – контрастный слой на поверхности сосуда, 2 – контрастный приповерхностный слой керамики, 3 – шов тулова на внутренней поверхности, 4 – валик в месте крепления горловины к тулову, 5 – ручка, 6 – полость в месте крепления ног к тулову © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791/142. Оп. Б-602/84.
Тулово сосуда имеет ладьевидную форму, на четырех ножках-выступах, с высоким, немного сужающимся в средней части цилиндрическим горлом и горизонтальной уплощенной четырехугольной в сечении ручкой, прикрепленной в верхней части тулова. Горло, расположенное в хвостовой части, с диагонально подрезанным вытянутым сливом миндалевидной формы с частично отогнутым разомкнутым фигурным венчиком. Противоположная часть представлена выступом в виде стилизованного изображения головы рогатого животного с вытянутым носом; глаза и рот намечены отверстиями. На горле и сливе – орнамент из вертикальных линий, ниже – чередующиеся горизонтальные ленты с прямыми и зигзагообразными линиями. Тулово декорировано чередующимися вертикальными широкими заштрихованными сеткой лентами, волнообразными линиями и лентами из ромбов, заштрихованных сеткой. Ручка, дно, ножки-выступы и морда с рогами закрашены коричневой краской, частично утраченной. Максимальная высота – 10,1 см; длина – 8,0 см; ширина – 5,2 см. Глина без заметных включений, бежево-коричневая (2.5Y 7/6). Ангоб близок цвету глины, поверхность матовая, орнамент красный (2.5YR 5/6) и от коричневого (2.5YR 3/3) до черного.
Близкий сосуд был опубликован Д. Моррисом, который определил в нем быка42. Похожие сосуды с небольшими отличиями хранятся в Никосии43, Будапеште44, Париже45, Афинах46, Вене47, Кембридже48.
- Аск белофонный в виде фигурки животного с рогами и ушами (рис. 6)49
Рис. 6. Аск белофонный в виде фигурки животного с рогами и ушами ГИМ Б-602/78. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–з): б – распределение полостей в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – продольное сечение объемной модели сосуда, проходящее близко к его центру; г – объемное представление передней части внутренней поверхности; д – объемное представление задней части внутренней поверхности; е – продольное томографическое сечение сосуда, проходящее близко к его центру; ж – поперечное томографическое сечение сосуда, проходящее близко к его центру; з – поперечное томографическое сечение сосуда с областью реставрации стенки. 1 – складка материала в зоне вертикальных швов тулова, 2 – валик в месте крепления горловины к тулову, 3 – голова, 4 – ручка, 5 – дефект стенки, 6 – область реставрации стенки © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791/136 Оп. Б-602/78.
Тулово сосуда имеет четырехугольную форму, уплощено, бока немного выпуклы; грудь и хвостовая часть животного гладкие; на четырех ножках. Невысокое горло сосуда а с двумя боковыми выступами по сторонам завершается вытянутым клювовидным сливом стилизовано под хвост животного. Лицевая сторона оформлена в виде протомы животного (стилизованное изображение барана?) с короткими асимметричными рогами и большими ушами в виде боковых вертикальных выступов со сквозными отверстиями (одно проколото не полностью), расположенными на разном уровне; глаза намечены сквозными отверстиями, пасть – вдавлением. На спине в центре прикреплена маленькая вертикальная петельчатая ручка.
Горло и слив сосуда декорированы горизонтальными линиями, также орнаментирована и морда животного, глаза обведены, полоса краски по верхней поверхности носа, с двух сторон – пятна краски, возможно, маркирующие ноздри животного. Тулово сосуда разделено при помощи вертикального пояска волнистого орнамента, обрамленного двумя парами вертикальных и горизонтальных линий, на четыре зоны с каждой стороны, орнаментированные косыми линиями. Грудь и хвостовая часть животного украшены горизонтальными линиями, верхняя поверхность – без орнамента, дно обведено по длинным сторонам парами параллельных горизонтальных линий. Ручка украшена полосами краски по верху и по краям отверстия с обеих сторон. Сохранившаяся высота – 10,7 см; длина – 14,4 см; ширина – 4,3 см. Глина желто-коричневая (10YR 7/6), без заметных включений. Ангоб близок цвету глины, поверхность матовая, орнамент от оранжево-красного (10R 5/6) до коричневого (10R 3/2) с одной стороны и от коричневого (5YR 4/6) до почти черного с другой.
При первой публикации предполагалось, что рога у фигурки были отбиты50, но после внимательного изучения было установлено, что верхняя поверхность рогов сохранила следы краски, что говорит об их полной сохранности.
Аналогичный сосуд представлен в собрании Британского музея в Лондоне51. Похожее оформление морды животного можно увидеть у экземпляров из Лувра52 и музея Эшмола в Оксфорде53.
Сосуды в стиле Base-ring II ware
1400–1250 гг. до н. э.
- Ритон в виде фигурки быка (рис. 7)54
Рис. 7. Ритон в виде фигурки быка ГИМ Б-605/126. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–к): б – распределение дефектов (полостей и трещин) в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны дефекты, объем которых превышает 0,15 мм3; в – продольное сечение объемной модели сосуда, проходящее близко к его центру; г – объемное представление передней части внутренней поверхности; д – объемное представление задней части внутренней поверхности; е – объемное представление нижней части внутренней поверхности с креплением ног; ж – томографическое сечение с областью присоединения рога и глаза к голове; з – томографическое сечение, проходящее через ручку; и – томографическое сечение передней части головы, положение секущей плоскости указано на (к). 1 – неровности внутренней поверхности, характерные для изготовления с помощью гончарного круга, 2 – закрытые торцы цилиндрического тулова, 3 – валик в месте крепления шеи к тулову, 4 – складка материала в зоне стыка верхней части головы и шеи, 5 – рог, 6 – глаз, 7 – вставные ноги, выходящие во внутреннюю полость сосуда © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791 Оп. Б-605/126.
Сосуд с сужающимся в центре цилиндрическим туловом на четырех ножках, с оформленным в морде узким трубчатым сливом, округлым устьем с невысоким венчиком на загривке и вертикальной плоской ленточной ручкой на верхнем изгибе тулова. Под рогами – выступающие уши (почти полностью утрачены); глаза оформлены в виде валикообразных округлых налепов с кольцеобразным отпечатком внутри. Подгрудок и хвост животного обозначены рельефными валиками. Боковые стороны сосуда расписаны вертикальными узкими белыми полосами, опоясывающими все тулово сосуда (некоторые слегка наклонны). С фаса и задней части сосуда линии наклонны, на голове – две продольные линии, идущие по лбу и переносице, пересекаются третьей. Высота – 12,7 см; длина – 15,9 см; ширина – 5,4 см. Глина красная (2.5YR 6/6), с мелкими белыми включениями. Ангоб переходит от красно-оранжевого (5YR 6/6) к коричневому (5YR 4/2), поверхность матовая, орнамент белый.
Ритоны были типичны для эпохи поздней бронзы55, хотя сосуды в виде фигурок быков встречаются еще в раннем бронзовом веке56. Подобные фигурные сосуды достаточно многочисленны57. Широкое использование этого образа в кипрском искусстве не случайно – у многих древних народов бык являлся символом плодородия58. На Кипре его череп или отдельные рога в качестве «охранной жертвы» часто «венчали» крыши жилищ59, а также размещались на алтарях.
- Ритон в виде фигурки козла или лани (рис. 8)60
Рис. 8. Ритон в виде фигурки козла или лани ГИМ Б-605/127. Фотография (а) и результаты рентгеновской томографии (б–з): б – распределение полостей в стенках сосуда и между основными деталями конструкции, показаны полости, объем которых превышает 0,15 мм3; в – продольное сечение объемной модели головы сосуда; г – продольное сечение объемной модели сосуда, проходящее близко к его центру; д – объемное представление передней части внутренней поверхности; е – объемное представление задней части внутренней поверхности; ж – томографическое сечение с областью присоединения рога и глаза к голове; з – томографическое сечение головы, положение секущей плоскости указано на (г). 1 – неровности внутренней поверхности, характерные для изготовления с помощью гончарного круга, 2 – закрытые торцы цилиндрического тулова, 3 – валик в месте крепления шеи к тулову, 4 – складка материала в зоне стыка верхней части головы и шеи, 5 – рог, 6 – глаз, 7 – ухо, 8 – вставные ноги, выходящие во внутреннюю полость сосуда, 9 – положение секущей плоскости для (з) © Д.В. Журавлев, П.В. Гурьева, Е.С. Коваленко, Е.Ю. Терещенко, Е.Б. Яцишина
ГИМ 54791. Оп. Б-605/127.
Сосуд с цилиндрическим туловом на четырех ножках, длинным наклонным цилиндрическим горлом, с узким трубчатым сливом в морде, округлым устьем с низким венчиком на загривке и горизонтальной уплощенной ручкой в верхней части тулова. Голову венчают рога (обломаны), под которыми расположены вертикальные уши; глаза оформлены дисковидными налепами, обрамленными валиками; хвост обозначен рельефным валиком с косыми насечками по краям у основания. Тулово декорировано горизонтальным орнаментом в виде волны, нанесенным белой краской. Аналогичные вертикальные линии украшают шею животного. Морда украшена косыми пересекающимися линиями. На груди животного – «елочный» орнамент, вокруг хвоста – вертикальные линии. Ручка сверху украшена орнаментом в виде волны. Высота – 13,9 см; длина – 19,2 см; ширина – 5,1 см. Глина без заметных включений, красная (2.5YR 6/6). Ангоб переходит от красного (10R 4/8) к коричневому (5YR 4/2), поверхность матовая, орнамент белый.
Практически все ритоны подобной формы выполнены в виде быка61. Из других животных встречаются сосуды в виде фигурки лошади62 и свиньи63. Кроме того, известны сосуды в стиле White Painted ware в виде фигурки барана64, а также предметы в стиле Black Polished ware и Red-on-Black ware периодов ранней и средней бронзы, представляющие верблюда65. Но все перечисленные выше зооморфные сосуды ритонами не являются, что делает сосуд из собрания Исторического музея по-настоящему уникальным. Оба публикуемых ритона могли использоваться в каких-то ритуалах – жидкость из них медленно выливалась через узкое отверстие в морде66, хотя прямые указания на подобные действия в источниках отсутствуют.
СОХРАННОСТЬ СОСУДОВ И СЛЕДЫ РЕСТАВРАЦИИ
Сохранность сосудов в целом удовлетворительная. Композитный сосуд Б 602/70 был собран из нескольких фрагментов, небольшие утраченные участки восполнены реставрационным материалом: часть ушка для привешивания около верхней горловины, часть одной ножки, большая часть нижней горловины (рис. 1, 1), а также 8 фрагментов верхней емкости размерами до 8 × 13 мм. У этого сосуда в области соединения верхней емкости и горловины наблюдается слабо поглощающее рентгеновское излучение вещество, вероятно, клей, c помощью которого детали крепились друг к другу на первом этапе реставрации (рис. 1, 2). Ручка композитного сосуда утрачена, от нее сохранился небольшой фрагмент около 6 мм высотой, закрепленный на верхней горловине (рис. 1, 3). В месте вероятного крепления ручки к верхней емкости наблюдаются скол и канавки глубиной до 2,5 мм (рис. 1, 4).
У композитного аска Б 602/6 наблюдаются (рис. 2в) трещины шириной до 150 мкм, проходящие через всю толщину ручки. Других повреждений или областей реставрации для этого сосуда не выявлено.
У зооморфного аска Б 602/78 на левой нижней стороне тулова наблюдается зона реставрации стенки размерами около 34 × 20 × 3 мм (рис. 6з, 6). Также небольшое (около 0,5 мм по высоте) добавление реставрационного материала проводилось для задней правой ноги. Других повреждений или трещин у этого сосуда не выявлено.
У сосуда в форме рогатого животного Б 602/84 (рис. 5) дефекты внутреннего строения, связанные с сохранностью (трещины, отслоения материала и другие), а также области реставрации не выявлены с помощью рентгеновской томографии.
У зооморфного сосуда Б 602/79 (рис. 3) и сосуда в виде птицы Б 602/8 (рис. 4) наблюдаются множественные трещины в керамическом тесте, вероятно, связанные с составом сырья и особенностями производства. Кроме того, у зооморфного сосуда Б 602/79 выявлена единичная трещина шириной около 100 мкм, проходящая через всю толщину ручки. На передней правой ноге этого сосуда наблюдается добавление реставрационного материала около 2 мм по высоте. Области реставрации для сосуда в виде птицы Б 602/8 не обнаружены.
У ритона в форме быка Б 605/126 (рис. 7) наблюдаются несколько областей (левая задняя нога, ручка), восстановленных с помощью реставрационного материала. Через левый рог и правую переднюю ногу проходят сквозные трещины шириной около 130 мкм. Правое ухо практически полностью утрачено. Вероятно, левый рог и правая передняя нога были полностью отломаны и присоединены при реставрации.
У ритона в форме козла или лани Б 605/127 (рис. 8) практически полностью утрачен правый рог и частично левый, иные дефекты внутреннего строения, связанные с сохранностью сосуда (трещины, отслоения материала и другие), при помощи рентгеновской томографии не выявлены.
ОСОБЕННОСТИ КЕРАМИЧЕСКОГО ТЕСТА
Керамическое тесто всех сосудов неоднородно, оно содержит большое количество сильно поглощающих рентгеновское излучение включений. На поверхности сосудов Б 602/84 (рис. 5, 1), Б 602/8 (рис. 4, 1) и Б 602/79 (рис. 3, 7) различается контрастный слой небольшой толщины, неравномерно покрывающий поверхность предметов и совпадающий с визуально различимым орнаментом. Этот слой сильнее поглощает рентгеновское излучение, чем керамическое тесто каждого сосуда. Параметры контрастного поверхностного слоя и его локализация для каждого из сосудов приведены в табл. 2.
Таблица 2. Параметры контрастного слоя на поверхности фигурных сосудов
Объект | Толщина слоя, мкм | Локализация слоя | Увеличение поглощения рентгеновского излучения поверхностным слоем относительно керамического теста, % |
Б 602/79 Зооморфный сосуд | ~ 200 | ручка, горловина, тулово | ~ 15 |
Б 602/8 Сосуд в форме птицы | 100–130 | нижняя часть тулова, ножка | ~ 20 |
Б 602/84 Сосуд в форме рогатого животного | ~ 140 | голова, ручка, тулово | ~ 5 |
В стенках композитного сосуда Б 602/70 дифференцируются два слоя переменной толщины, по-разному ослабляющие рентгеновское излучение: внутренний и внешний (рис. 1д, врезка). Внутренний слой имеет толщину 1–2,5 мм и поглощает рентгеновское излучение слабее на 15–20%, чем внешний слой сосуда. На некоторых участках также выявляется третий средний слой толщиной до 200 мкм, расположенный между внешним и внутренним слоями (рис. 1д, врезка). Средний слой обладает наибольшим ослаблением рентгеновского излучения (в зависимости от участка на 3–12% сильнее, чем внешний слой). Толщина стенок верхней и нижней емкостей этого сосуда примерно одинакова и составляет 2–4 мм. Вероятно, такое распределение неоднородностей состава керамики в стенках сосуда связано с условиями его эксплуатации.
Для сосуда в форме рогатого животного Б 602/84 регистрируется приповерхностный слой толщиной около 700 мкм, поглощающий рентгеновское излучение на ~ 15% слабее, чем внутренняя часть керамического тулова сосуда (рис. 5в, 2). Вероятно, наличие такого слоя связано с особенностями сохранности сосуда.
КОНСТРУКЦИЯ СОСУДОВ И ТЕХНИКА ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
На основе результатов рентгеновской томографии восемь исследованных сосудов можно разделить на несколько групп по внутренней конструкции. В первую очередь выделяются два композитных сосуда, тулова которых образованы геометрическими фигурами, по форме близкими к сферам или эллипсоидам (рис. 1; 2). У сосуда Б 602/70 две емкости, по форме близкие к эллипсоидам, внешними размерами около 99 × 54 мм верхняя и 93 × 70 мм нижняя непосредственно закреплены одна на другой (верхняя вставлена в нижнюю, рис. 1б, в, е). Их объемы изолированы и составляют около 200 мл для нижней емкости и около 220 мл – для верхней. К каждой емкости присоединена горловина в виде трубки способом вставки с последующим выглаживанием внешней формы (рис. 1в, д, е). Горловина верхней емкости имеет два отверстия (рис. 1г, д), одно из которых применялось, вероятно, для залива жидкости, а через второе жидкость удобно было выливать. Горловины верхней и нижней емкостей расположены под углом около 128° (рис. 1г), что позволяло максимально использовать полезный объем двух частей сосуда независимо друг от друга.
Тулово композитного аска Б 602/6 образовано тремя емкостями по форме близкими к сферам, внешним диаметром 45–47 мм (рис. 2). Толщина стенок трех емкостей примерно одинакова и составляет 2–3 мм. В отличие от сосуда Б 602/70, две нижние емкости аска Б 602/6 соединены с верхней при помощи полых трубок (внутренний диаметр 10–12 мм, толщина стенок 1,5–2,0 мм) и образуют единый объем (рис. 2в, е, 1). Нижние емкости не соединены между собой. Горловина сосуда вставлена в верхнюю емкость (рис. 2г, д, 2). Ручка аска Б 602/6 также присоединялась методом вставки в пробитое снаружи отверстие (рис. 2в, г, 3), в то время как в двухчастном сосуде Б 602/70 она крепилась налепом поверх горловины и тулова (рис. 1д, 3). Между отверстиями для крепления ручки трехчастного аска Б 602/6 выявляется еще одно сквозное отверстие, закрытое при помощи небольшого куска глиняного теста (рис. 2в–д, 4). Ножки и петли для привешивания присоединялись к обоим сосудам налепом дополнительной керамической массы поверх тулова (рис. 1д, е; 2д).
Вторую группу составляют сосуды в форме рогатого животного Б 602/84 (рис. 5), птицы Б 602/8 (рис. 4) и неопределенного животного Б 602/79 (рис. 3). Тулово сосудов Б 602/84 и Б 602/8 выполнено из единого куска керамического теста с соединительным швом, проходящим вдоль верхней части тулова (рис. 5г, е, 3; 4в, д, 2). Тулово сосуда Б 602/79 наиболее сложное и состоит, вероятно, из нескольких фрагментов (рис. 3, 1), точное количество которых трудно оценить из-за большого количества крупных трещин, являющихся следствием особенностей изготовления и свойств сырья. Горловины сосудов в форме животных Б 602/79 и Б 602/84 выполнены методом вставки в тулово (рис. 3г, 2; 5д, 4), а у сосуда в форме птицы Б 602/8 горловина представляет собой сформованное из стенок тулова и доработанное снаружи отверстие без добавления дополнительного материала (рис. 4в, г, 3). Вероятно, часть головы была утрачена и выровнена в Новое время для придания сосуду товарного вида на антикварном рынке. Горловина зооморфного сосуда Б 602/79, аналогично композитному сосуду Б 602/70, имеет два отверстия, одно из которых, вероятно, использовалось для залива жидкости, а через второе жидкость выливали (рис. 3г). Другие элементы конструкции сосудов Б 602/79 и Б 602/8 (ручка, ножки, хвост, крылья, ушки для привешивания) выполнены налепом поверх тулова (рис. 3в, г; 4г, д). Вдоль ручки сосуда Б 602/79 наблюдаются вытянутые полости (рис. 3г), что может говорить об изготовлении этой детали в технике жгута. Ручка сосуда в форме рогатого животного Б 602/84 вставлена в пробитые снаружи отверстия (рис. 5г, д, 5), а ножки и передняя часть головы выполнены налепом поверх тулова (рис. 5д, е, 6). В узкой части тулова зооморфного сосуда Б 602/79 регистрируются фрагменты содержимого (рис. 3в, 6).
Третью группу сосудов составляют зооморфный сосуд Б 602/78 (рис. 6), ритоны в виде быка Б 605/126 (рис. 7) и козла/лани Б 605/127 (рис. 8), тулова которых изготовлены из единого куска керамической массы по форме близкого к цилиндру. На внутренней поверхности тулова обоих ритонов наблюдаются неровности поверхности (канавки), характерные для способа изготовления с помощью гончарного круга (рис. 7, 1; 8, 1). Для сосуда в форме быка канавки имеют глубину до 100 мкм и расположены с шагом 300–600 мкм. Для сосуда в форме козла/лани оценки не проводились из-за большего размера вокселя. Подобные неровности могут образовываться в процессе выглаживания внутренней поверхности керамического изделия при помощи пальцев или ткани. В этом случае при вращении предмета на гончарном круге мелкие плотные частицы керамического теста, налипшие на пальцы или ткань, оставляют ряды параллельных канавок. Таким образом, мы можем скорректировать высказанное ранее предположение об изготовлении тулова этих сосудов в двух формах – томографических признаков этого процесса (бокового шва или швов) не выявлено. При изготовлении зооморфного сосуда Б 602/78 цилиндрическое тулово было уплощено и сомкнуто с торцов. На передней и задней частях внутренней поверхности тулова наблюдаются характерные складки материала (рис. 6, г, д, ж, з, 1). Его горловина выполнена методом вставки в пробитое снаружи отверстие (рис. 6в, е, 2), а ручка, ноги и голова выполнены налепом поверх тулова (рис. 6в, е).
У ритонов цилиндрическое тулово было сомкнуто с торцов и заглажено с внешней стороны. На внутренней поверхности тулова наблюдаются следы замыкания формы (рис. 7г, д, 2; 8д, е, 2). Головы ритонов состоят из нескольких деталей, соединенных одинаковыми способами и различающихся только размерами: трубки, образующей короткую шею у быка или длинную у козла/лани и вставленной в отверстие в тулове (рис. 7в, 3; 8г, д, 3); верхней и нижней частей головы, присоединенных налепом поверх шеи (рис. 7в, и, 4; 8в, з, 4), из которых было также сформовано отверстие для слива жидкости. Рога животных на этих сосудах закреплены на верхней поверхности головы методом вставки (рис. 7ж, 5; 8в, ж, 5), а глаза и уши присоединены налепом (рис. 7ж, 6; 8ж, з, 6, 7). Ручка у обоих сосудов закреплена на верхней части тулова комбинированным способом: рядом с отверстием для залива жидкости она фиксировалась налепом поверх тулова, а второй ее конец был вставлен в пробитое снаружи отверстие (рис. 7в, з; 8г). Ноги сосудов вставлены в прибитые в тулове отверстия (рис. 7г–е, 7; 8г–е, 8). Хвост закреплен налепом поверх тулова.
ОБЪЕМ СОСУДОВ
Объемы жидкости, которую могут вместить фигурные сосуды, представлены в табл. 3. Эти данные также получены при помощи томографического исследования и обладают высокой точностью, в отличие от традиционных измерений при помощи воды или сыпучих продуктов, особенно если сосуды частично фрагментированы. Обращает на себя внимание крайне малая вместимость этих сосудов – от 20 до 220 мл. По всей видимости, в большинстве из них могли размещаться лишь парфюмерные масла. Особенно интересен в этой связи зооморфный сосуд Б 602/79, визуально не самый маленький даже в нашей скромной выборке – внутреннее расстояние между стенками столь невелико, а общий объем составляет лишь 20 мл, что позволяет ставить вопрос об отсутствии его практического применения.
Таблица 3. Объемы внутренних полостей фигурных сосудов по результатам рентгеновской томографии
Объект | Объем, мл |
Б-602/6 Композитный аск | 90 |
Б 602/70 Композитный двойной сосуд | 220 для верхней емкости, 200 для нижней емкости |
Б 602/79 Зооморфный сосуд | 20 |
Б 602/8 Сосуд в форме птицы | 40 |
Б 602/84 Сосуд в форме рогатого животного | 60 |
Б-602/78 Сосуд в форме рогатого животного | 130 |
Б 605/126 Ритон в форме быка бык | 160 |
Б 605/127 Ритон в форме козла/лани | 130 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенное томографическое исследование позволило детально реконструировать технологию изготовления кипрских фигурных сосудов эпохи средней и поздней бронзы.
Несмотря на то, что до проведения наших исследований мы знали, что большинство из них лепные, часть из них изготовлена из одного куска глиняной массы, некоторые являются составными, а детали изготавливались отдельно и прикреплялись к тулову сосуда, исследование методом рентгеновской томографии в НИЦ «Курчатовский институт» позволило изучить ряд технологических приемов, выявить которые визуально не представлялось возможным.
У композитного сосуда Б 602/70 две емкости непосредственно закреплены одна на другой (верхняя вставлена в нижнюю, рис. 1б, в, е). Их объемы изолированы и у каждого сосуда существует отдельный носик, дающий возможность его независимого использования. Тулово композитного аска Б 602/6 образовано тремя емкостями по форме близкими к сферам, соединенными между собой при помощи полых трубочек (рис. 2). Для изготовления тулова ритонов в виде быка Б 605/126 (рис. 7) и козла/лани Б 605/127 (рис. 8) использовался гончарный круг, хотя ранее предполагалось, что они также были лепными. Затем тулово было сомкнуто с торцов и заглажено с внешней стороны. Для всех зооморфных сосудов были выявлены и описаны приемы соединения отдельных частей (налеп, вставка), в частности, голов, рогов и ног, а также реконструирована последовательность выполнения операций, что важно для изучения керамической технологии.
Современные методы неинвазивной визуализации внутреннего строения – различные методы томографии, занимают все более значимое место в изучении объектов культурного наследия. Работа с сохранившимися полностью музейными предметами зачастую затруднена, как бы парадоксально это ни звучало, именно их хорошей сохранностью и невозможностью изучить технологические следы. Проведенное исследование показало перспективы использования подобных методов не только для реконструкции технологии изготовления древних сосудов, но и для научной реставрации уникальных экспонатов, и будет продолжено на других памятниках из собрания Государственного исторического музея.
1 Zhuravlev 2023.
2 Minutes of Meetings of the MAO 1880, 4–5.
3 Mironenko-Marenkova, Vakh 2018, 207.
4 URL: https://web.archive.org/web/20160408005958/http://www.saloniki.mid.ru/gk_history.html#gk_history; дата обращения: 28.05.2024.
5 Yuzefovich 1869.
6 Zhuravlev 2023.
7 Мы признательны П.А. Евдокимову за эту информацию и надеемся, что дальнейшая разработка этой темы приоткроет завесу над одной интересной страницей истории коллекционирования древностей в России и источников их поступления.
8 Zhuravlev 2023, 14–15.
9 В ГМИИ попала численно бόльшая часть кипрской коллекции – около 320 памятников (Akimova et al. 2014, 41).
10 Guryeva et al. 2023, 180–188.
11 Zhuravlev et al. 2024.
12 Karageorghis et al. 2005; Zhuravlev 2023.
13 Podurets et al. 2021, Koval’chuk et al. 2016.
14 Kainov et al. 2021; Murasheva et al. 2021; Bakirov et al. 2023; Makarov et al. 2023; Saprykina et al. 2023.
15 Koval’chuk et al. 2020, Zhomartova et al. 2022; 2023.
16 Tereschenko et al. 2022.
17 Gaidukov et al. 2022.
18 Loboda et al. 2023.
19 Guryeva et al. 2023, 180–188; Zhuravlev et al. 2023, 701–725.
20 Karageorghis et al. 2005, 11, no. SHM 6; Zhuravlev 2023, 28–29, Кат. № 10.
21 Все цвета глины и покрытия указаны по таблицам Munsell Soil Colour Charts. Princeton, 1992.
22 Karageorghis et al. 2004, 32, no 36.
23 Karageorghis et al. 2001а, 19, no 31.
24 Morris 1985, 90, fig. 37–40; 91, fig. 41–43.
25 Dikaios, Stewart 1962, fig. XCVII, XCVIII.
26 Karageorghis et al. 2005, 22, 23, no. SHM 32; Zhuravlev 2023, 40–41, № 11. В свое время этот аск был предположительно отнесен к стилю Black Slip II ware (Karageorghis et al. 2005, 22), хотя такие ручки не типичны для этого стиля, а судить о первоначальном характере покрытия сложно.
27 Smith 1925, 7, pl. 6, no 13.
28 Brehme et al. 2001, 39, 40, Nr. 12.
29 Karageorghis et al. 2001а, 19, no. 30.
30 Zupancich 1997, 151, 166, 167, no. 57.
31 Morris 1985, 91, fig. 45, 50; 92, fig. 51–58; 93, fig. 59–61; 99, fig. 159; 156, fig. 246, 247.
32 Karageorghis et al. 2005, 13, no. SHM 11; Zhuravlev 2023, 52–53, Кат. № 18.
33 Morris 1985, 82, fig. 3.
34 См. подробнее Laffineur 1997, 145–157.
35 Åström 1972, 46.
36 Caubet et al. 1992, 40, no. 21.
37 Frankel 1983, 151, pl. 16, no. 204; Morris 1985, 82, fig. 4.
38 Karageorghis et al. 1999, 18, 19, no. 32.
39 Webb 2001, 48, no. 86; Barker et al. 2012, 24.
40 Karageorghis et al. 2005, 22, no. SHM 31; Zhuravlev 2023, 96, Кат. 50.
41 Karageorghis et al. 2005, 21, no. SHM 29; Zhuravlev 2023, 98–99, Кат. № 52.
42 Morris 1985, 197, 199, рl. 227. Интересно, что у этого экземпляра присутствуют не только рога, но и уши. О фигурных асках см. подробнее Caubet, Merrillees 1997, 10–24.
43 Buchholz, Karageorghis 1971, Аbb. 1553 (иная трактовка головы животного).
44 Csornay-Caprez 2000, 31, 32, рl. А, no. 34 (иная форма слива).
45 Caubet et al. 1992, 38, no. 18 (ножки сосуда выше, чем у экземпляра из ГИМ).
46 Karageorghis 2003, 42, 43, no. 63–64.
47 Bernhard-Walcher et al. 1999, 80, 82, Nr. 19 (слив располагается под мордой).
48 Karageorghis et al. 1999, 21, 22, no. 38 (слив расположен в центральной части спины животного).
49 Karageorghis et al. 2005, 22, no. SHM 30; Zhuravlev 2023, 100–101, Кат. № 53.
50 Karageorghis et al. 2005, 22.
51 Smith 1925, 6, no. 15, рl. 6, no. 15.
52 Caubet et al. 1992, 38, no. 18.
53 Frankel 1983, 170, рl. 35, no. 1274.
54 Karageorghis et al. 2005, 32, no. SHM 53; Zhuravlev 2023, 132–134, Кат. № 76.
55 См., например, Yon 1997, 49–60, pl. IX, X. О ритонах как формах сосудов см. подробнее Ebbighaus, Molacek 2018, 245–303.
56 См. сосуды, выполненные в стиле Red Polished ware: Buchholz, Karageorghis 1971, Аbb. 1524–1527. Об отличиях кипрских фигурок быков, выполненных в стиле Base-ring ware, от ритонов аналогичной формы см. Catling 1976, 66–74, рl. XII; Karageorghis 1993, 19–21, 25, fig. 4, 5, рl. XVI; Karageorghis 1995, рl. XV, XVI.
57 Такие сосуды хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Akimova et al., 2014, 189, № 139), Британском музее (Smith 1925, 9, pl. 9, no. 4, 9, 10, 12, 14–18), Лувре (Caubet et al. 1992, 55, no. 45, 46), Античном собрании Государственных музеев Берлина (Brehme et al. 2001, 49, 50, Nr. 27, 28), Национальном археологическом музее в Афинах (Karageorghis 2003, 54, 55, no. 94, 95), музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве (Karageorghis, Olenik 1997, 92, 93, no. 44), Музее Фицуильяма в Кембридже (Karageorghis et al. 1999, 25, 26, no. 50), музее искусства и археологии в Лане (Tsipopoulou 1998, 17, no. 15), музее истории искусств в Вене (Bernhard-Walcher 1984, Taf. 46, 47; Bernhard-Walcher et al. 1999, 88, 91, Nr. 26), Одесском археологическом музее (Cat. Odessa 1983, 128, № 240; Karageorghis et al. 2001b, 82, 83, no. 149, 150), музее Николсона в Сиднее (Webb 2001, 62, 63, no. 133) и других собраниях (Buchholz, Karageorghis 1971, 472, Abb. 1724; Karageorghis et al. 1985, 126, 127, no. 105–107; Morris 1985, 200–202, pl. 231, 232; Robertson 1986, 48, no. 25; Karageorghis et al. 1999, 25, 26, no. 50; Lubsen-Admiraal 2004, 131, no. 268; Bergoffen 2005, pl. 30, 31).
58 Morris 1985, 193–203.
59 Morris 1985, 195, рl. 223; там же см. о букраниях в древнем кипрском искусстве р. 193–203.
60 Karageorghis et al. 2005, 32, 33, no. SHM 54; Zhuravlev 2023, 134–135, Кат. № 77.
61 О зооморфных мотивах в кипрском искусстве в целом см. Morris 1985, 184–233; Karageorghis 1991, pl. LVII. О находках терракотовых статуэток в виде фигурки козла см. Karageorghis 1996, 35–37, pl. XX, no. K1–K3 и p. 38, pl. XXI, no. K4–K16.
62 Karageorghis 1993, 16–24.
63 Lubsen-Admiraal 2004, 132, no. 70. Впрочем, другие исследователи видят здесь быка (Karageorghis et al. 2005, 33). Укажем и сосуд в стиле White Painted V ware из некрополя Агиа Ирини-Палеокастро, представляющий фигурку с рогами, но с туловищем свиньи (Pecorella 1977, 20, fig. 28a–b; 47, fig. 14).
64 Morris 1985, 216, 217, fig. 353, pl. 245.
65 Morris 1985, 214, 215, fig. 347, 348, pl. 244.
66 Lubsen-Admiraal 2004, 131.
Об авторах
Денис Валерьевич Журавлев
Государственный исторический музей; Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
Автор, ответственный за переписку.
Email: denzhuravlev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1139-6621
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологических памятников; ведущий специалист лаборатории естественно-научных методов
Россия, Москва; МоскваПолина Викторовна Гурьева
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
Email: Gureva_PV@nrcki.ru
ORCID iD: 0000-0002-8239-778X
кандидат физ.-мат. наук, инженер-исследователь
Россия, МоскваЕкатерина Сергеевна Коваленко
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
Email: elenatereschenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0496-8129
научный сотрудник
Россия, МоскваЕлена Юрьевна Терещенко
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
Email: elenatereschenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5035-6978
кандидат физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник, начальник лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках
Россия, МоскваЕкатерина Борисовна Яцишина
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
Email: Yatsishina_EB@nrcki.ru
ORCID iD: 0000-0001-7652-7253
доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе
Россия, МоскваСписок литературы
- Akimova, L.I., Kalinichev, D.A., Samar, O.Yu., Smolenkova, V.V. 2014: Iskusstvo Drevnego Kipra v sobranii GMII im. A.S. Pushkina [The Art of Ancient Cyprus in the Pushkin Museum of Fine Arts]. Vol. I. Moscow. Акимова, Л.И., Калиничев, Д.А., Самар, О.Ю., Смоленкова, В.В. Искусство Древнего Кипра в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Т. 1. М.
- Åström, P. 1972: The Middle Cypriote Bronze Age. (Swedish Cyprus Expedition, 4/1B). Lund.
- Bakirov, B., Smirnova, V., Kichanov, S., Shaykhutdinova, E., Murashev, M., Kozlenko, D., Sitdikov, A. 2023: Structural Features of the Fragments from Cast Iron Cauldrons of the Medieval Golden Horde: Neutron Tomography Data. Journal of Imaging 9/5, 97.
- Barker, C., Merrillees, R., Webb, J., Powell, J., Mrva-Montoya, A., Wood Conroy, D., Kerhberg, I., Green, J.R. 2012: Aphrodite’s Island: Australian Archaeologists in Cyprus. The Cypriote Collection of the Nicholson Museum. Sydney.
- Bergoffen, C. 2005: The Cypriot Bronze Age Pottery from Sir Leonard Wooley’s Excavations at Alatakh (Tell Atchana). Wien.
- Bernhard-Walcher, A. 1984: Bronzezeitliche Keramik aus Zypern. (Corpus Vasorum Antiquorum, 4). Wien.
- Bernhard-Walcher, A., Dembski, G., Gschwantler, K., Karageorghis, V., Seipel, W. (eds.) 1999: Die Sammlung zyprischer Antiken im Kunsthistorischen Museum. Wien.
- Brehme, S., Brönner, M., Karageorghis, V., Platz-Horster, G., Weisser, B. 2001: Ancient Cypriote Art in Berlin: Antikensammlung, Museum für Vor- und Frühgeschichte, Münzkabinett. Nicosia.
- Buchholz, H.-G., Karageorghis, V. 1971: Altägäis und Altkypros. Tübingen.
- Cat. Odessa. 1983: G.A. Dzis-Rayko (ed.), Odesskiy arkheologicheskiy muzey AN USSR [Odessa Archaeological Museum of the Academy of Sciences of the Ukrainian SSR]. Kiev. Г.А. Дзис-Райко (отв. ред.), Одесский археологический музей АН УССР. Киев.
- Catling, H.W. 1976: Prolegomena for a Study of a Class of Late Cypriote Terracotta Figures. Report of the Department of Antiquities, Cyprus, 66–74.
- Caubet, A., Hermary, A., Karageorghis, V. 1992: Art Antique de Chypre au Musée du Louvre: Du Chalcolithique à l’Époque Romaine. Paris.
- Caubet, A., Merrillees, S. 1997: Les Askoi Anthropomorphes et Zoomorphes aux Périodes CA et CM. In: V. Karageorghis, R. Laffineur, F. Vandenabeele (eds.), Four Thousand Years of Images on Cypriote Pottery: Proceedings of the Third International Conference of Cypriote Studies, Nicosia (May 3–4, 1996). Brussels–Liège–Nicosia, 15–24.
- Csornay-Caprez, B. 2000: Cypriote Antiquities. (Monumenta antiquitatis extra fines Hungariae reperta, 6). Rome.
- Dikaios, P., Stewart, J.R. 1962: The Stone Age and the Early Bronze Age in Cyprus. (Swedish Cyprus Expedition, 4/1A). Lund.
- Ebbighaus, S., Molacek, E. 2018: Drinking Horns History. In: S. Ebbinghaus (ed.), Animal-Shaped Vessels from the Ancient World. Feasting with Gods, Heroes, and Kings. Cambridge, 245–303.
- Frankel, D. 1983: Corpus of Cypriot Antiquities 7. Early and Middle Bronze Age Material in the Ashmolean Museum, Oxford. (Studies in Mediterranean Archaeology, 20/7). Gothenburg.
- Gaidukov, P.G., Oleynikov, O.M., Zaytseva, I.E., Kovalenko, E.S., Murashev, M.M., Podurets, K.M., Mandrykina, A.V., Vaschenkova, E.S., Kulikov, A.G., Retivov, V.M., Tereschenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2022: [Gold Pendant with Enamel from Novgorod: Comprehensive Analytical Research]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] 3, 90–106. Гайдуков, П.Г., Олейников, О.М., Зайцева, И.Е., Коваленко, Е.С., Мурашев, М.М., Подурец, К.М., Мандрыкина, А.В., Ващенкова, Е.С., Куликов, А.Г., Ретивов, В.М., Терещенко, Е.Ю., Яцишина, Е.Б. Золотая подвеска с эмалью из Новгорода: комплексное аналитическое исследование. Российская археология 3, 90–106.
- Guryeva, P.V., Zhuravlev, D.V., Kovalenko, E.S., Tereshchenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2023: [Figure Vessel in the Form of a Panther from Pantikapaion – View Inside]. Arkheologicheskie vesti [Archaeological News] 41, 180–188. Гурьева, П.В., Журавлев, Д.В., Коваленко, Е.С., Терещенко, Е.Ю., Яцишина, Е.Б. Фигурный сосуд в виде пантеры из Пантикапея – взгляд вовнутрь. Археологические вести 41, 180–188.
- Kainov, S.Yu., Kovalenko, E.S., Podurets, K.M., Glazkov, V.P., Murashev, M.M., Presnyakova, N.N., Tereshchenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2021: [An Arrowhead from the Chernaya Mogila Mound: New Results of Research]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology]. 2, 108–122. Каинов, С.Ю., Коваленко, Е.С., Подурец, К.М., Глазков, В.П., Мурашев, М.М., Преснякова, Н.Н., Терещенко, Е.Ю., Яцишина, Е.Б. Наконечник стрелы из кургана Черная могила: новые результаты исследований. Российская археология 2, 108–122.
- Karageorghis, V. 1991: The Coroplastic Art of Ancient Cyprus. Vol. I. Chalcolithic – Late Cypriote I. Nicosia.
- Karageorghis, V. 1993: The Coroplastic Art of Ancient Cyprus. Vol. II. Late Cypriote II–Cypro-Geometric III. Nicosia.
- Karageorghis, V. 1995: The Coroplastic Art of Ancient Cyprus. Vol. IV. The Cypro-Archaic Period: Small Male Figurines. Nicosia.
- Karageorghis, V. 2003: Ancient Cypriote Art in the National Archaeological Museum of Athens. Athens.
- Karageorghis, V., Bukina, A., Collon, D., Diukov, Yu., Isaenko, N., Kunina, N., Neverov, O., Savelyev, Yu., Tugusheva, O., Zhuravlev, D. 2005: Ancient Cypriote Art in Russian Museums: The State Historical Museum, Moscow, the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow, the State Hermitage Museum, St. Petersburg. Nicosia.
- Karageorghis, V., Chamay, J., Chrzanovski, L., Decorouez, D., Zimmermann, J.-L. 2004: Ancient Cypriote Art in the Musée d’Art et d’Histoire, Geneva. Athens.
- Karageorghis, V., Olenik, Y. 1997: The Potter’s Art of Ancient Cyprus in the Collection of the Eretz Israel Museum. Tel Aviv.
- Karageorghis, V., Rasmussen, B.B., Sørensen, L.W., Lund, J., Horsnæs, H., Nielsen, A.M. 2001a: Ancient Cypriote Art in Copenhagen. The Collections of the National Museum of Denmark and the Ny Carlsberg Glyptotek. Nicosia.
- Karageorghis, V., Risopoulou-Egoumenidou, F., Bakirtzi, D., Elliott, C. 1985: Ancient Cypriote Art in the Pierides Foundation Museum. Larnaca.
- Karageorghis, V., Vanchugov, V.P., Okhotnikov, V.P., Sekerskaia, N.M., Redina, E.F., Bulatovich, S.A., Bruiako, I.V. 2001b: Greek and Cypriot Antiquities in the Archaeological Museum of Odessa. Nicosia.
- Karageorghis, V., Vassilika, E., Wilson, P. 1999: The Art of Ancient Cyprus in the Fitzwilliam Museum, Cambridge. Nicosia.
- Koval’chuk, M.V., Yatsishina, E.B., Blagov, A.E., Tereshchenko, E.Y., Prosekov, P.A., Dyakova, Y.A. 2016: X-ray and Synchrotron Methods in Studies of Cultural Heritage Sites. Crystallography Reports 61/5, 703–717.
- Koval’chuk, M.V., Yatsishina, E.B., Greshnikov, E.A., Antsiferova, A.A., Kashkarov, P.K., Kovalenko, E.S., Murashev, M.M., Podurets, K.M., Timerkaev, V.B., Makarov, N.A., Olkhovskii, S.V., Gunchina, O.L. 2020: Tomographic Studies of the Terracotta Head from Kerch Bay. Crystallography Reports 65/5, 805–811.
- Laffineur, R. 1997: The Cypriote Ring-vases Reconsidered. In: V. Karageorgis, R. Laffineur, F. Vandenabeele (eds.), Four Thousand Years of Images on Cypriote Pottery: Proceedings of the Third International Conference of Cypriote Studies, Nicosia (May 3–4, 1996). Brussels–Liège–Nicosia, 145–157.
- Loboda, A.Yu., Kalinin, P.I., Antipin, A.M., Mandrykina, A.V., Kuzmina, E.A., Guryeva, P.V., Kovalenko, E.S., Naumenko, V.E., Hayredinova, E.A., Tereschenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2023: [Lime Mortars from the Early Temples Masonry from Mangup and Eski-Kermen]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology History and Ethnography of Tauria] 28, 323–336. Лобода, А.Ю., Калинин, П.И., Антипин, А.М., Мандрыкина, А.В., Кузьмина, Е.А., Гурьева, П.В., Коваленко, Е.С., Науменко, В.Е., Хайрединова, Э.А., Терещенко, Е.Ю., Яцишина, Е.Б. Известковые строительные растворы из кладок ранних храмов Мангупа и Эски-Кермена. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии 28, 323–336.
- Lubsen-Admiraal, S.M. 2004: Ancient Cypriot Art. The Thanos N. Zintilis Collection. Athens.
- Makarov, N.A., Kovalenko, E.S., Murashev, M.M., Podurets, K.M., Kainov, S.Yu., Kondratev, O.A., Guryeva, P.V., Zaytseva, I.E., Fedorina, A.N., Tereschenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2023: [The Pommel Base of a Sword from Suzdal Opolye: Decor Reconstruction]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] 2, 52–63. Макаров, Н.А., Коваленко, Е.С., Мурашев, М.М., Подурец, К.М., Каинов, С.Ю., Кондратьев, О.А., Гурьева, П.В., Зайцева, И.Е., Федорина, А.Н., Терещенко, Е.Ю., Яцишина, Е.Б. Основание навершия меча из Суздальского ополья: реконструкция декора. Российская археология 2, 52–63.
- Minutes of Meetings of the MAO, 1880: [Minutes of Meetings of the Moscow Archaeological Society]. In: V.E. Rumyantsev (ed.), Drevnosti. Trudy Moskovskogo arkheologicheskogo obshchestva [Antiquities. Works of the Moscow Archaeological Society]. Vol. VIII. Moscow, 1–74.
- Протоколы заседаний Московского археологического общества. Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 8. М., 1–74.
- Mironenko-Marenkova, I., Vakh, K. 2018: An Institution, Its People and Its Documents: The Russian Consulate in Jerusalem Through the Foreign Policy Archive of the Russian Empire, 1858–1914. In: A. Dalachanis, V. Lemire (eds.), Ordinary Jerusalem, 1840–1940. Opening New Archives, Revisiting a Global City. Vol. 1. Leiden–Boston, 200–222.
- Morris, D. 1985: The Art of Ancient Cyprus. With a Check-List of the Author’s Collection. Oxford.
- Murasheva, V.V., Kainov, S.Yu., Kovalenko, E.S., Podurets, K.M., Glazkov, V.P., Murashev, M.M., Chichaev, I.A., Presniakova, N.N., Tereschenko, E.Yu., Retivov, V.M., Yatsishina, E.B. 2021: ‘Barbarian Scepters’ of the Viking Age from the Chernaya Mogila Burial Mound at Chernigov (Present-day Ukraine). Journal of Archaeological Science: Reports 37. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S2352409X21001589; date of access: 28.05.2024.
- Pecorella, P.E. 1977: Le Tombe dell’Età del Bronzo Tardo della Necropoli a Mare di Agia Irini “Paleokastro”. (Biblioteca di Antichità Cipriote, 4). Roma.
- Podurets, K.M., Glazkov, V.P., Kovalenko, E.S., Murashev, M.M., Yatsishina, E.B., Kichanov, S.E., Kozlenko, D.P., Lukin, E.V. 2021: Modern Methods of Neutron Radiography and Tomography in Studies of the Internal Structure of Objects. Crystallography Reports 66/2, 254–266.
- Robertson, L.F. 1986: Corpus of Cypriote Antiquities: The Brock University Collection of Cypriot Antiquities. (Studies in Mediterranean Archaeology, 20/11). Gothenburg.
- Saprykina, I.A., Bakirov, B.A., Gritsenko (Solovieva), L.N., Mimokhod, R.A., Shvedchikova, T.Yu., Sudarev, N.I., Kichanov, S.E., Uspensky, P.S. 2023: [Studies of the Late Sixth to Late Fifth Century BC Bronze Mirrors from the Cemetery of Volna 1 in the Asiatic Bosporos]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology History and Ethnography of Tauria] 28, 44–69. Сапрыкина, И.А., Бакиров, Б.А., Гриценко (Соловьева), Л.Н., Мимоход, Р.А., Шведчикова, Т.Ю., Сударев, Н.И., Кичанов, С.Е., Успенский, П.С. Исследования бронзовых зеркал конца VI – конца V в. до н. э. из грунтового могильника Волна 1 на Азиатском Боспоре. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии 28, 44–69.
- Smith, A.H. 1925: Corpus Vasorum Antiquorum: Great Britain, British Museum. Fasc. 1. London.
- Tereschenko, E.Yu., Kuzina, I.N., Mandrykina, A.V., Kondratev, O.A., Kulikova, E.S., Svetogorov, R.D., Gureva, P.V., Kovalenko, E.S., Murashev, M.M., Vaschenkova, E.S., Ismagulov, A.M., Retivov, V.M., Yatsishina, E.B. 2022: On the Mystery of Bead. Nanobiotechnology Reports 17/5, 594–609.
- Tsipopoulou, M. 1988: Corpus of Cypriote Antiquities: Vases Chypriotes et Mycéniens du Musée de Laon, France. (Studies in Mediterranean Archaeology, 20/15). Jonsered.
- Webb, J.M. 2001: Corpus of Cypriote Antiquities: Cypriote Antiquities in the Nicholson Museum at the University of Sydney. (Studies in Mediterranean Archaeology, 20/20). Jonsered.
- Yon, M. 1997: Rhytons Zoomorphes et Vases Figuratifs au Bronze Récent. In: V. Karageorghis, R. Laffineur, F. Vandenabeele (eds.), Four Thousand Years of Images on Cypriote Pottery: Proceedings of the Third International Conference of Cypriote Studies, Nicosia (May 3–4, 1996). Brussels–Liège–Nicosia, 49–60.
- Yuzefovich, T.P. 1869: Dogovory Rossii s Vostokom politicheskie i torgovye [Political and Commercial Treaties Between Russia and the East]. Saint-Petersburg.
- Юзефович, Т.П. Договоры России с Востоком политические и торговые. СПб.
- Zhomartova, A.Zh., Bakirov, B.A., Kichanov, S.E., Zhumatayev, R.S., Toleubayev, A.T., Shakenov, S., Kozlenko, D.P. 2023: Non-destructive Structural Studies of Ceramic Fragments of Ancient Tribes of Kazakhstan. Eurasian Journal of Physics and Functional Materials 7/2, 79–90.
- Zhomartova, A.Zh., Shaykhutdinova, E.F., Bakirov, B.A., Kichanov, S.E., Kozlenko, D.P., Sitdikov, A.G. 2022: Structural Studies of the Brass Ingots from the Shcherbet Historical Complex of the Lower Kama Region: Neutron Diffraction and Tomography Studies. Eurasian Journal of Physics and Functional Materials 6/3, 180–189.
- Zhuravlev, D.V. 2023: Sokrovishcha drevnego Kipra. Kollektsiya Alekseya Uvarova [Treasures of Ancient Cyprus. Collection of Alexey Uvarov]. Moscow. Журавлев, Д.В. Сокровища древнего Кипра. Коллекция Алексея Уварова. М.
- Zhuravlev, D.V., Guryeva, P.V., Kovalenko, E.S., Tereshchenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2024: [Two Cnidian Figural Vessels of the 2nd Century AD from the Collection of the State Historical Museum: Technological Research]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] 2, 36–50. Журавлев, Д.В., Гурьева, П.В., Коваленко, Е.С., Терещенко, Е.Ю., Яцишина, Е.Б. Два книдских фигурных сосуда II в. н. э. из собрания Государственного исторического музея: технологические исследования. Российская археология 2, 36–50.
- Zhuravlev, D.V., Mandrykina, A.V., Smokotina, A.V., Gurieva, P.V., Kovalenko, E.S., Ismagulov, A.M., Malozovskaya, M.S., Tereschenko, E.Yu., Yatsishina, E.B. 2023: Bosporan and Pontic Sigillata from Panticapaeum: experience of comparative analysis. Nanobiotechnology Reports 18/5, 701–725.
- Zupancich, S. 1997: I Vasi Ciprioti dell’Età del Bronzo dei Civici Musei di Storia ed Arte di Trieste. Trieste.
