«ЛЮДИ ГОВОРЯТ: “ВОТ ОН — МИР”»: ВИТГЕНШТЕЙН И ГУССЕРЛЬ О СТАТУСЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Чернавин Г.И1,2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Томский государственный университет
- Выпуск: Том 36, № 6 (2025)
- Страницы: 27-37
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/0236-2007/article/view/357541
- DOI: https://doi.org/10.7868/S3034577X25060027
- ID: 357541
Аннотация
В статье рассматриваются две интерпретации высказывания «вот он — мир»: одна представлена в беседе Людвига Витгенштейна и Фридриха Вайсмана об этике Морица Шлика (1930), а другая — в рабочей рукописи Эдмунда Гуссерля «Традиционная идея в-себе-сущего и сущностная относительность бытия мира и всей внутримирной бытийной значимости» (1932). Для Гуссерля речь идет о разворачивании молчаливо подразумеваемой предпосылки «естественной установки» сознания — так называемого «генерального тезиса». Это позволяет ему в отношении существования мира тематизировать: способ констатации факта существования, его интересубъективный и временной аспекты, представление о в-себе-сущем как независимом субстрате, сопутствующий горизонт подразумеваний, само собой разумеющийся характер этого существования. Витгенштейн же стремится разъяснить то, что подразумевается при повседневном использовании этого выражения. Так выявляется ряд парадоксов, касающихся напряженного взаимодействия: блага и фактов; ценностей и их описания (шире — этики и теории); религии и осмысленной речи; наличного существования мира и этического. Разбор позиций двух философов позволяет выявить, что они при записи выражения «вот он — мир» принципиально по-разному понимают кавычки: в одном случае это кавычки прямой речи и кавычки, указывающие на значение выражения, а в другом случае — кавычки названия рубрики и кавычки переносного смысла, обозначающие (и провоцирующие) перевод в регистр феномена. Учитывая это, мы можем, читая выражение «вот он — мир», производить «смену аспекта/установки», перемещаться из одной философской системы координат в другую и обратно.
Об авторах
Г. И Чернавин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Томский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: gchernavin@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-4853-7494
PhD, профессор Школы философии и культурологии; Старший научный сотрудник Отдела истории феноменологии Института феноменологии Москва, Российская Федерация; Томск, Российская Федерация
Список литературы
- Витгенштейн Л. Лекция об этике / пер. с нем. А.Ф. Грязнова // Витгенштейн Л. Дневники (1914–1916). М.: Канон+, 2009. С. 330–342.
- Wittgenstein L. Lekciya ob etike [Lecture on Ethics], transl. from German by A.F. Gryaznov. Wittgenstein L. Dnevniki (1914–1916) [Diaries (1914–1916)]. Moscow: Kanon+ Publ., 2009. P. 330–342.
- Руднев В.П. Что ты хочешь этим сказать? Семантические лабиринты языка. М.: Добросвет, 2018.
- Rudnev V.P. Chto ty hochesh’ etim skazat’? Semanticheskie labirinty yazyka [What Do You Want to Say by This? Semantic Labyrinths of Language]. Moscow: Dobrosvet Publ., 2018.
- Финк О. Чего хочет феноменология Эдмунда Гуссерля? Феноменологическая идея обоснования / пер. с нем. Е.А. Шестовой // Ежегодник по феноменологической философии. 2021. № 6. С. 300–320.
- Fink O. Chego hochet fenomenologiya Edmunda Gusserlya? Fenomenologicheskaya ideya obosnovaniya [What Does Edmund Husserl’s Phenomenology Want? The Phenomenological Idea of Justification], transl. from German by E.A. Shestova. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii [Yearbook of Phenomenological Philosophy]. 2021. N 6. P. 300–320.
- Garfinkel H. Ethnomethodology’s Program: Working Out Durkheim’s Aphorism. New York: Rowman & Littlefield, 2002.
- Gier N.F. Wittgenstein and Phenomenology: A Comparative Study of the Later Wittgenstein, Husserl, Heidegger and Merleau-Ponty. New York: State University of New York Press, 1981.
- Husserl E. Wissenschaftlerkorrespondenz. Husserliana-Dokumente, Teil 3: Briefwechsel. Bd. VII, ed. by K. Schuhmann. Dordrecht: Kluwer, 1994.
- Husserl E. Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926–1935). Husserliana XXXIV, ed. by S. Luft. Dordrecht: Kluwer, 2002.
- Husserl E. Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachass (1916–1937). Husserliana XXXIX, ed. by R. Sowa. Dordrecht: Springer, 2008.
- Kuusela O., Ometita M., Uçan T. (eds.) Wittgenstein and Phenomenology. New York: Routledge, 2018.
- Rhees R. Some Developments in Wittgenstein’s View of Ethics. The Philosophical Review. 1965. Vol. 74, N1. P. 17–26.
- Waismann F. Notes on Talks with Wittgenstein. The Philosophical Review. 1965. Vol. 74, N1. P. 12–16.
- Wittgenstein L. Philosophische Betrachtungen. Philosophische Bemerkungen. Bd. 2. Wien; New York: Springer, 1997.


