«ЛЮДИ ГОВОРЯТ: “ВОТ ОН — МИР”»: ВИТГЕНШТЕЙН И ГУССЕРЛЬ О СТАТУСЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматриваются две интерпретации высказывания «вот он — мир»: одна представлена в беседе Людвига Витгенштейна и Фридриха Вайсмана об этике Морица Шлика (1930), а другая — в рабочей рукописи Эдмунда Гуссерля «Традиционная идея в-себе-сущего и сущностная относительность бытия мира и всей внутримирной бытийной значимости» (1932). Для Гуссерля речь идет о разворачивании молчаливо подразумеваемой предпосылки «естественной установки» сознания — так называемого «генерального тезиса». Это позволяет ему в отношении существования мира тематизировать: способ констатации факта существования, его интересубъективный и временной аспекты, представление о в-себе-сущем как независимом субстрате, сопутствующий горизонт подразумеваний, само собой разумеющийся характер этого существования. Витгенштейн же стремится разъяснить то, что подразумевается при повседневном использовании этого выражения. Так выявляется ряд парадоксов, касающихся напряженного взаимодействия: блага и фактов; ценностей и их описания (шире — этики и теории); религии и осмысленной речи; наличного существования мира и этического. Разбор позиций двух философов позволяет выявить, что они при записи выражения «вот он — мир» принципиально по-разному понимают кавычки: в одном случае это кавычки прямой речи и кавычки, указывающие на значение выражения, а в другом случае — кавычки названия рубрики и кавычки переносного смысла, обозначающие (и провоцирующие) перевод в регистр феномена. Учитывая это, мы можем, читая выражение «вот он — мир», производить «смену аспекта/установки», перемещаться из одной философской системы координат в другую и обратно.

Об авторах

Г. И Чернавин

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Томский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gchernavin@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-4853-7494
PhD, профессор Школы философии и культурологии; Старший научный сотрудник Отдела истории феноменологии Института феноменологии Москва, Российская Федерация; Томск, Российская Федерация

Список литературы

  1. Витгенштейн Л. Лекция об этике / пер. с нем. А.Ф. Грязнова // Витгенштейн Л. Дневники (1914–1916). М.: Канон+, 2009. С. 330–342.
  2. Wittgenstein L. Lekciya ob etike [Lecture on Ethics], transl. from German by A.F. Gryaznov. Wittgenstein L. Dnevniki (1914–1916) [Diaries (1914–1916)]. Moscow: Kanon+ Publ., 2009. P. 330–342.
  3. Руднев В.П. Что ты хочешь этим сказать? Семантические лабиринты языка. М.: Добросвет, 2018.
  4. Rudnev V.P. Chto ty hochesh’ etim skazat’? Semanticheskie labirinty yazyka [What Do You Want to Say by This? Semantic Labyrinths of Language]. Moscow: Dobrosvet Publ., 2018.
  5. Финк О. Чего хочет феноменология Эдмунда Гуссерля? Феноменологическая идея обоснования / пер. с нем. Е.А. Шестовой // Ежегодник по феноменологической философии. 2021. № 6. С. 300–320.
  6. Fink O. Chego hochet fenomenologiya Edmunda Gusserlya? Fenomenologicheskaya ideya obosnovaniya [What Does Edmund Husserl’s Phenomenology Want? The Phenomenological Idea of Justification], transl. from German by E.A. Shestova. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii [Yearbook of Phenomenological Philosophy]. 2021. N 6. P. 300–320.
  7. Garfinkel H. Ethnomethodology’s Program: Working Out Durkheim’s Aphorism. New York: Rowman & Littlefield, 2002.
  8. Gier N.F. Wittgenstein and Phenomenology: A Comparative Study of the Later Wittgenstein, Husserl, Heidegger and Merleau-Ponty. New York: State University of New York Press, 1981.
  9. Husserl E. Wissenschaftlerkorrespondenz. Husserliana-Dokumente, Teil 3: Briefwechsel. Bd. VII, ed. by K. Schuhmann. Dordrecht: Kluwer, 1994.
  10. Husserl E. Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926–1935). Husserliana XXXIV, ed. by S. Luft. Dordrecht: Kluwer, 2002.
  11. Husserl E. Die Lebenswelt. Auslegungen der vorgegebenen Welt und ihrer Konstitution. Texte aus dem Nachass (1916–1937). Husserliana XXXIX, ed. by R. Sowa. Dordrecht: Springer, 2008.
  12. Kuusela O., Ometita M., Uçan T. (eds.) Wittgenstein and Phenomenology. New York: Routledge, 2018.
  13. Rhees R. Some Developments in Wittgenstein’s View of Ethics. The Philosophical Review. 1965. Vol. 74, N1. P. 17–26.
  14. Waismann F. Notes on Talks with Wittgenstein. The Philosophical Review. 1965. Vol. 74, N1. P. 12–16.
  15. Wittgenstein L. Philosophische Betrachtungen. Philosophische Bemerkungen. Bd. 2. Wien; New York: Springer, 1997.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».