ПОНЯТИЕ КАРМЫ В МАДХЬЯМАКЕ
- Авторы: Бурмистров С.Л1
-
Учреждения:
- Институт восточных рукописей РАН
- Выпуск: Том 36, № 5 (2025)
- Страницы: 121-141
- Раздел: Символы. Ценности. Идеалы
- URL: https://bakhtiniada.ru/0236-2007/article/view/356925
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200725050078
- ID: 356925
Аннотация
Понятие кармы в буддийской махаянской школе мадхьямака понимается как осмысленное только на уровне относительной истины, на уровне же истины абсолютной оно пусто, ибо зависит от понятия действующего субъекта (kartr), а то — от понятия кармы. Именно такой логический круг в определениях и делает все понятия, согласно мадхьямаке, пустыми — не имеющими референта в реальности. Истинная реальность (bhūta-tathatā) неописуема, и познать ее может лишь тот, кто обрел просветление (bodih). Суть просветления и состоит в познании истинной реальности. Однако понятие кармы не является в мадхьямаке совершенно бессмысленным. Оно имеет смысл на первом этапе пути к просветлению — на пути шраваков и пратьекабудд (то есть хинаянском пути), так как именно представление о карме, о последствиях своих поступков в этой жизни и претерпевании их плодов в будущем и побуждает человека, страдающего в сансаре, стремиться к освобождению из нее. Только на втором этапе — на пути бодхисаттв (то есть на пути махаяны, на который невозможно ступить, не пройдя полностью первый этап и не обретя плод архата) человек постепенно постигает пустоту понятия кармы, равно как и любых других понятий. Понятие кармы в соответствии с учением мадхьямаки следует рассматривать как чисто инструментальное: его цель — не обозначить какую-то реалию, а изменить сознание человека так, чтобы в нем возникло желание ступить на путь к просветлению и достаточное упорство в следовании этому пути. Но даже в начале пути бодрогатая закон кармы по-прежнему действует на человека, и только на более высоких его стадиях человек постепенно освобождается от действий. Когда законы собрался мировому без опоры — состояние, выходящее за рамки различия нирваны и сапсары.
Об авторах
С. Л Бурмистров
Институт восточных рукописей РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: SLBurmistrov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5455-9788
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербург, Российская Федерация
Список литературы
- Андросов В.П. Учение Нагарджуны о Срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренные строфы о Срединности» («Мула-мадхьямака-карика»): пер. с тиб. «Толкование Коренных строф о Срединности, [написанное] Бесстрашным [опровергающим догматические воззрения]» («Мула-мадхьямака-вритти Акутобхая»). М.: Восточная литература, 2006.
- Андросов В.П. Буддийский Нагарджуна: Религиозно-философские трактаты. М.: Восточная литература, 2000.
- Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 1: Раздел I: Учение о классах элементов; Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 1998.
- Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Т. 2: Раздел III: Учение о мире; Раздел IV: Учение о карме. Изд. подгот. Е.П. Островская, В.И. Рудой. М.: Ладомир, 2001.
- Вишну-смрити. Пер. с санскр., предисл., коммент. и приложения Н.А. Корневой. М.: Восточная литература, 2007.
- Законы Ману. Пер. с санскр. С.Д. Эльмановича под ред. Г.Ф. Ильина. М.: Издательство восточной литературы, 1960.
- Лысенко В.Г. Асаткарьявада // Степанянц М.Т. (ред.). Индийская философия: Энциклопедия. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009а.
- Лысенко В.Г. Саткарьявада // Степанянц М.Т. (ред.). Индийская философия: Энциклопедия. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009b.
- Лысенко В.Г. Карма // Степанянц М.Т. (ред.). Философия буддизма: Энциклопедия. М.: Академический проект, Гаудеамус, 2011.
- Прасамнапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары. Пер. с санскр., предисл., введ. и историко-философские комментарии В.Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005.
- Сутры философии санкхьи. Изд. подгот. В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1997.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994.
- Abhidharmakośabhāṣyam of Vasubandhu. Ed. by P. Pradhan. 2nd ed. Patna: K.P. Jayaswal Research Center, 1975.
- Akira Saito. A Study of the Buddhapālita-Mūlamadhyamaka-Vṛtti. PhD thesis. Canberra: Australian National University, 1984.
- Asaṅga. Abhidharma-samuccaya. Critically edited and studied by Prahlad Pradhan. Santiniketan: Visva-Bharati, 1950.
- Kragh U.T. Early Buddhist Theories of Action and Result: A Study of Karmaphalasambandha Candrakīrti's Prasannapadā, Verses 17.1–20. Wien: Universität Wien, Arbeitskreis für tibetische und buddhistische Studien, 2006.
- Matsushima H. Saṅghabhadra on Karma and Momentariness: Bīja-Theory and Three Other Metaphors. Journal of Indian and Buddhist Studies, 2010. Vol. 58(3). P. 1159–1163.
- Murti T.R.V. The Central Philosophy of Buddhism: A Study of the Mādhyamika System. London: Unwin, 1980.
- Nāgārjuna. Mūlamadhyamakakārikā (Mādhyamikasūtra) avec la Prasannapadā commentaire de Candrakīrti. Public par Louis de la Vallée Poussin. St. Pétersbourg: Académie Impériale des Sciences, 1903.
- Reichenbach B.R. The Law of Karma: A Philosophical Study. London: Macmillan, 1990.
- Schmithausen L. Ālayavijñāne On the Origin and Early Development of a Central Concept of Yogācāra Philosophy. Part I. Tokyo: The International Institute for Buddhist Studies, 1987.
- The Fundamental Wisdom of the Middle Way: Nāgārjuna's Mūlamadhyamakakārikā. Transl. and comment. by J.L. Garfield. New York, Oxford: Oxford University Press, 1995.
- The Sūtrasamuccaya: Tibetan Original, Sanskrit Reconstruction, English Translation, Critical Notes (including Pali parallels, Chinese version and ancient Tibetan fragments). Ed. by N. Ross Reat. Delhi: Motilal Banarsidass, 1993.
- Venkata Ramanan K. Nāgārjuna's Philosophy. Delhi: Motilal Banarsidass, 1987.


