«Он человек весь “огонь и пламень”». К 250-летнему юбилею Д.М. Велланского
- Авторы: Щедрина И.О.1, Щедрина Т.Г.2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
- Выпуск: Том 35, № 6 (2024)
- Страницы: 144-157
- Раздел: Символы. Ценности. Идеалы
- URL: https://bakhtiniada.ru/0236-2007/article/view/273198
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724060098
- ID: 273198
Полный текст
Аннотация
Сегодня мы возвращаемся к истории русской философии не столько для того, чтобы еще раз подчеркнуть ее зависимость от европейских методологических схем, сколько для того, чтобы осмыслить ее познавательное достоинство и положительно оценить ее вклад в развитие интеллектуальной культуры России, русского философского языка и русской речи. В декабре 2024 года в философском и научном сообществах отмечают юбилей натурфилософа, ученого, доктора медицины и хирургии Даниила Михайловича Велланского, оригинальные труды и переводы которого оказали влияние на развитие отечественной философии и науки XIX века. Пламенный методологический призыв Велланского к теоретизации и философской систематизации медицинского знания значительно отличался от нацеленной исключительно на практику отечественной медицины, стремящейся «экспериментально» познавать организм человека. И хотя натурфилософские рассуждения Велланского, опиравшегося на Шеллинга, но не копировавшего его, критиковались в среде ученых-медиков, его коллеги-философы, профессора Московского университета И.И. Давыдов и М.Г. Павлов проявили интерес к его попыткам приложения учения Шеллинга «к физическим предметам». Погружение интеллектуального наследия Д.М. Велланского в широкий контекст сегодняшних проблем философии и методологии науки и, конкретно, эпистемологии медицины, дает нам возможность по-новому интерпретировать его идею «целостности человека», которую он положил в основание медицины как науки. Особую актуальность эта мысль Велланского приобретает в контексте современных междисциплинарных исследовательских программ (например, экологизации медицинской практики), учитывающих человекоразмерный характер научного знания.
Ключевые слова
Полный текст
Юбилей Даниила Михайловича Велланского (1774–1847) — повод вновь обратиться к этому замечательному мыслителю и ученому эпохи становления отечественной философии и науки. Но юбилей — это именно повод, причина же интереса к его творчеству в его философских рассуждениях о практических перспективах и эпистемологическом статусе наук о человеке, которые позволяют нам значительно глубже понять запросы и проблемы нынешнего научно-технического времени. Его, на первый взгляд, наивные философско-методологические размышления о медицине как двойственной по своей сути гуманитарно-естественной дисциплине в его время и в его интеллектуальной ситуации не были еще обременены стереотипами научно-технического прогресса, отодвинувшего реального человека с его запросами и проблемами на периферию духовной и интеллектуальной жизни современного общества. Сегодня однако даже в сфере специальной методологии научной деятельности превалирующими становятся процессы, возвращающие исследователей к внутренней органической согласованности гуманитарных и естественнонаучных установок. И именно такого рода мыслительные тенденции являются условием успешного развития науки и интеллектуальной культуры современного общества. В этом контексте возвращение к идеям и личности Велланского приобретает особую актуальность.
Д. Федоров. Портрет профессора физиологии медико-хирургической академии Д. М. Велланского. До 1946 г. (?) Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург
Но прежде чем мы обратимся к идеям Велланского, хочется привести его словесный портрет1, дошедший до нас благодаря стараниям его ученика Н. Розанова: «Велланский наружность имел оригинальную. Небольшого роста, полненький, чистенький, красивенький, он был крепыш, словно отлитой из металла. Форму головы имел изящную; глаза темнокарие под густыми ресницами; взор мягкий, теплый, умный, без резкой проницательности, которая производит в людях нервозных неприятное ощущение; лицо кругловатое и смугловатое южных уроженцев, с рельефными чертами; щеки не тучные, но полные, румяные с ямочками; чело прямое, красивое, не высокое, но широкое, представлявшее в профиль прямой угол; губы ярко-алые толстоватые, все наружи. Голову держал бодро и смотрел всегда прямо; походка его была твердая, ровная: шел словно шар катился. Общий вид Велланского, живые движения и речь показывали, что он человек весь “огонь и пламень”» [Розанов, 1867: 126]. Пламенная натура Велланского отнюдь не выражалась как излишняя эмоциональность в дискуссиях с коллегами, «если когда случалось ему спорить с кем, даже горячиться в споре, он отстаивал свое мнение сдержанно, всегда соображаясь с характером спорившего. В общественной жизни философ был человек, как ныне выражаются, “с тактом”, воздержанный в мнениях о людях с нравственной стороны» [Розанов, 1867: 127]. Но в его текстах всегда ощущался внутренний огонь убежденности в том, что он идет по пути истины. А жар негодования он направлял на «вожатаев народного просвещения и тех из ученой своей братии, кто употреблял науку как средство в личных, корыстных видах» [там же: 127–128], а также «порицал ученых, потворствовавших предрассудкам и предубеждениям общества и власти… обсукурантов и искусных лукавцев» [там же: 128]. Его искренняя и страстная увлеченность натурфилософией подкупала слушателей и заставляла их вникать в самые тонкие ее диалектические нюансы2.
Отметим, Велланский в принципе не был забыт как ученый глубоко «знавший естественные науки» [там же: 126], и при обращении к интеллектуальным процессам его времени о нем так или иначе обязательно упоминали. «Профессоры Медико-хирургической академии, последующего за Велланским поколения, на вопрос: полезны ли были его лекции для студентов? отзывались различно: одни говорили, что физиология, как он преподавал ее, была слишком отвлеченна, и потому не вполне полезна для медиков-практиков; другие, что она была даже вредна, тем, что завлекала слушателей в область гипотез, не подтверждаемых явлениями. Все, впрочем, признавали..., что он возбуждал в молодых слушателях охоту мыслить систематически» ([Розанов, 1867: 125–126], ср. также: [Веселовский, 1901: 8]).
Что же касается новаторства его философских воззрений, то сегодня отмечается его вклад как ученика и почитателя Шеллинга в становление русской философской и научной мысли XIX века (см.: [Резвых, 2008; Янцен, 2017; Александров, 2020; Винкельман, 2021; и др.). Впрочем, и весь этот период оценивается в основном как ученичество гуманитарной мысли России, усваивавшей западноевропейские интеллектуальные традиции3. Но при этом особой (именно философской) оригинальности в наследии Велланского историки общественной мысли не видели и в конце XIX – начале ХХ века [Милюков, 1898; Сакулин, 1913], не видят и сегодня; интерес к нему ограничивается в основном задачами «полноты» историко-философской картины той эпохи, так что в этом контексте он представляется в основном лишь как один из философствующих ученых времен «ученичества»4.
Мы, однако, думаем, что такая довольно упрощенная трактовка «ученичества» мешает нам сегодня увидеть в этом периоде живую русскую мысль, проявлявшуюся в дневниках, воспоминаниях, письмах и лишь косвенно выражавшуюся в законченных теоретических трудах5. Обращение к интеллектуальному наследию Велланского-философа ярко иллюстрирует содержательное богатство разговоров, споров и бесед русских интеллектуалов того времени. Они признавали ценность натурфилософии Велланского, чего не скажешь о медицинских кругах, в которых развернулась критика его взглядов. Против Велланского выступил физиолог Филомафитский, который заявил, что «Есть два способа исследования жизненных явлений — один умозрительный, другой — опытный; в первом начинают исследования с общего и, анализируя его, мало-помалу доходят до частностей; во втором, наоборот, — начиная с частностей, доходят до целого. Первому следуют так называемые натурфилософы, отвергающие всякий опыт и наблюдения, старающиеся подвести все явления под одно начало, их остроумием выдуманное. ... Если мы хотим получить какое-либо понятие о жизни, а не довольствоваться одними мнениями, предположениями, игрой воображения, то один только путь может нас привести к этой цели — путь опыта и наблюдения. Сей путь избрал я ... в своих занятиях физиологией; ему же я буду следовать и в своем преподавании» [Филомафитский, 1836: 15–17].
Между тем, взгляды Велланского не укладываются в схему Филомафитского, сводившего его «умозрение» к отрицанию опыта и наблюдения6, как не укладываются они и в схемы некоторых историков философии, пытавшихся свести его идеи к простому воспроизведению натурфилософской концепции Шеллинга. Историки философии зачастую «пренебрегают деталями» [Резвых, 2008], «схематизируя» историю развития русской мысли, ранжируя ее по кластерам и ячейкам, а затем представляя свои «схемы» в философских энциклопедиях и словарях7. И такие упрощающие историко-философские «формулы», с одной стороны, и позитивистские по сути доводы его коллег, сторонников эмпиристской (прецедентной) медицины, с другой, не могли не сказаться на современных трактовках идей Велланского историками отечественной медицины [Сорокина, 2015; Заблудовский, Крючок, Кузьмин, Левит, 1981: 126]. Сегодня в этих кругах его оценивают как философствующего медика, внесшего свой вклад в становление медицинского образования в России (среди его учеников был известный анатом и хирург И.В. Буяльский8, именно от него о натурфилософии Шеллинга услышал Пирогов9), но предлагавшего в области собственно медицины лишь абстрактные конструкции. Аналогичным образом его представляли и историки медицины в 90 годы XX века, и эта точка зрения перекочевала в современные учебники по этой дисциплине. Более того, до сих пор утверждается, что он якобы был противником экспериментальной медицины и тем самым тормозил ее развитие.
Возможно, в такого рода оценке его идей и был ситуационный резон. Его стремление ввести в медицинскую науку теоретическую составляющую с гуманитарным уклоном, действительно предполагало философско-методологическую переориентацию медицинской практики с эмпирической «прецедентной установки» на изучение Человека как целостного существа. Утверждая такого рода ориентацию развития медицины с опорой на концепцию человека как «целостности органического мира» [Велланский, 1812: XIII], он слишком опередил свое время, акцентируя непрецедентную медицину и как замену медицины эмпирической. Более того, эта его теоретическая установка, включавшая в себя еще и гуманитарное (духовное) измерение, также ограничивала экспериментальные практики медиков10. Но и в этом случае мы можем заметить: от эмпирической констатации прецедента до эксперимента — весьма значительное методологическое расстояние, требующее как раз теоретизации, причем теоретизации, предполагающей как раз гуманитарную экспертизу (биоэкспертизу), включающую в себя возвращение к пациенту также и в экологическом контексте (см. об этом подробнее: [Суханова, 2019]). «Рассматривая медицину как науку прежде всего антропоцентричную, Велланский предвосхищает экологический подход к наукам (медицинская наука обеспечивает взаимное и спокойное существование людей вовне и внутри самой науки, взаимоотношение ученых, медиков-практиков и пациентов)» [Щедрина, 2024: 177]. И с этим еще предстоит разобраться именно современной философии медицинской науки. Ведь в центре доводов Велланского в пользу построения целостной системы медицины стояла отнюдь не абстрактная теоретическая конструкция, но понимание Человека как органической целостности. Именно учета этого принципа он требовал от врача, и это требование должно было реализоваться в исследовательской медицинской практике через синтез опыта и умозрения. В его время это звучало необычно, сегодня — очень актуально.
В истоках этой необычности Велланского — философичность его личности. Он принадлежит к эпохе, когда отечественные интеллектуалы осваивали философию, но это не значит, что они были школьниками. Профессиональная философия в России лишь становилась в ходе усвоения западной высоко профессиональной философской традиции. Но усвоение не сводилось к копированию. В силу специфики исторической ситуации, в рамках которой отечественные мыслители выражали культурные особенности России того времени, они по-своему трансформировали «модные» европейские философские концепции. Стремясь усвоить основания профессиональных философских рассуждений европейских коллег, они переносили их мыслительные схемы в контекст своей интеллектуальной деятельности, своих научных интересов и расширяли усвоенное, погружая общие абстрактные схематизации в живую ткань научного познания и литературного творчества, в осмысление российских социальных практик и мировоззренческих установок. Они уже были философами, они философствовали. И они были личностями, благодаря пламени мысли которых происходило становление русского философского языка. Между прочим, заслуга Велланского еще и в том, что он «первый внес философский стиль этой <натурфилософской> школы в русскую речь» [Егоров, 1892: 851], причем не только как автор оригинальных трудов, но и как переводчик научных и философских текстов на русский язык. Как отметил в свое время Бобров, «эта сторона деятельности Велланского — работа научно-переводческая, совершенно не исследована; иностранные биографы и критики еще при жизни его указывали на одно это уже обстоятельство с большой похвалой» [Бобров, 1900: 20]11. И пусть наши исследования будут настолько же ведомы искренним интересом и жаждой познания истории философии нашей, чтобы можно было нам сказать о себе, как молвил однажды Велланский: «Духа моего не угасить…!»
1 В наше время уже не встретишь таких словесных описаний внешности (особенно среди философов). Визуальные образы, которые мы можем запечатлевать на телефонах ежесекундно, обессмыслили такое явление, как «словесный портрет». А между тем, стремление к словесному описанию внешности в философских текстах можно рассматривать как проявление специфического интереса русских философов к личности друг друга, их направленности на понимание философии как целостного феномена, а не взаимодействия безликих идей.
2 Ср.: «этот величайший из русских натурфилософов выработал из содержания физиологии абстракт и до того умел завлечь им молодые умы своих слушателей, что на его лекции смотрели, как на какое-то откровение и восхищались ими до самозабвения. Курс его был, можно сказать, беспрерывным экстазом, о котором бывшие ученики его не могли вспомнить без восторга даже через 20 лет по выходе из академии» [Бобров, 1899: 67].
3 Помимо уже известных характеристик этого времени в русской философии, данных Шпетом, Зеньковским, Лосским [Шпет, 2008; Зеньковский, 2001; Лосский, 1991], приведем также мнение Т.И. Райнова, который указывал: «50–60-е годы <XIX века> могут быть названы началом истории философии в России. Были у нас писатели по философским вопросам и до того. Но это были редкие, редчайшие единицы, деятельность которых, замкнутая в очень тесном кругу передовой интеллигенции, не создавала даже иллюзии того, что в России существует, в общественно признанной форме, и это проявление мысли. Галич, Велланский, Павлов, Одоевский и немногие другие мыслители первой половины XIX века были только эксцентричностями, не вызванными духовными потребностями русской среды и не находившими в ней никакого отклика» [Райнов, 2020: 60].
4 Ср.: «Главное достоинство работ Велланского состоит в привлекаемом им богатом фактическом материале в области сравнительно анатомии и физиологии. … Заслуга его состоит в том, что он ознакомил с идеями натурфилософской школы Шеллинга не только представителей медицинских наук, но и немедицинские круги еще в то время, когда учение Шеллинга было малоизвестно в России» [Лысцов, 1995: 87]. И еще одно суждение: «Непосредственное влияние Велланского на русскую философскую мысль было невелико, но общее его место в русском историко-философском процессе достаточно заметно. Будучи натурфилософом, он многое сделал для распространения Шеллинга в России» [Приленский, 1999: 83] (в переиздании 2020 года статья о Велланском приведена в сокращении, но оценка его роли в русской философии осталась неизменной [Приленский, 2020: 98])
5 При этом мы должны учитывать, что необходимо целостное исследование и опубликованных трудов, и архивных документов мыслителя, чтобы высказать обоснованное суждение об интеллектуальных приоритетах или даже его credo (см. об этом [Янцен, 2017]). В нашем контексте интересна, во-первых, позиция Сакулина, который на основе рукописи Велланского «Философическое определение Природы и Человека», сохранившейся в архиве кн. Одоевского, сделал вывод о философском credo Велланского. А во-вторых, критическое суждение Сечкарева о точке зрения Сакулина. См.: [Сакулин, 1913: 129; Сечкарев, 2017: 329]. Но это тема специального исследования.
6 Велланский писал именно обратное: «Свойство врачебной науки сообразно ее предмету — и как в натуре организм человеческий представляет совершеннейшее единство идеальности с реальностью, так и в медицине понятие от действия неразлично; и худая практика есть явственное доказательство ложной теории» [Велланский, 1805: 1–2]. Эту направленность Велланского к синтезу умозрения и опыта отмечал позже В.В. Зеньковский [Зеньковский, 2001: 125], высоко оценивая стремления Велланского «к “реформе” науки» [Зеньковский, 2001: 124]. Так что существующие сегодня в истории медицины положительные оценки «поворота в отечественной физиологии от метафизики к опытному методу изучения жизнедеятельности организма», который совершил Филомафитский (см.: [Сорокина, 2015: 55]), это скорее наследие жесткой материалистической установки в высшем медицинском образовании советского времени.
7 Так, из учебника в учебник по истории отечественной медицины кочует практически прямая раскавыченная цитата из статьи «Велланский», помещенной в фактически анонимный (статьи не подписаны) и размноженный в Интернете «Философский энциклопедический словарь»: «Выступал против опытного естествознания (в частности, в физиологии отрицал роль вивисекции), противопоставляя ему умозрительное знание. В противоположность эмпиризму с его метафизическим расчленением явлений, Велланский развивал идеи о всеобщей связи явлений. Его многочисл. натурфилософские соч. оказали влияние на развитие рус. идеалистической философии» [Губский, Кораблева, Лутченко (ред.-сост.), 1994: 63]. Именно такие интерпретации, присутствующие и сегодня в энциклопедических изданиях, поддерживают современных историков медицины в их жестком противопоставлении «опытного» и «умозрительного».
8 Ср.: «В 1819 г. И.В. Буяльскому была предложена должность профессора анатомии в Казани. Но он отказался, оставшись прозектором, так как высоко ценил своих академических учителей (Загорского, Петрова, Буша, Велланского и др.) и те научные направления, которые велись в академии» [Гайворонский, Горячева, Ничипорук, Гайворонская, 2018: 108]. См. также: [Чистович, 1876: 295–296].
9 «Послушали бы вы,— обращался Н.И. Пирогов к матери, — что говорит вон немецкий философ Шеллинг (я только что слышал о нем <…> от одного ярого поклонника —профессора петербургской медико-хирургической академии Велланскаго)» [Пирогов, 1885: 227] С. 227. Именно Велланский оказался одним из приглашенных экзаменаторов Пирогова, державшего испытание по хирургии в Академии наук [там же: 275].
10 Напомним, что Пирогов ставил эксперименты на себе, см.: [Щедрина, 2022].
11 Примечательно, что даже в такой философски ориентированной истории медицины, каковой является книга В.С. Степина, А.М. Сточика и С.Н. Затравкина, Велланский присутствует именно как переводчик научной литературы в области медицины (а именно «Начальных оснований всеобщих частей врачебной науки» И. Мецгера) [Степин, Сточик, Затравкин, 2017: 142].
Об авторах
Ирина Олеговна Щедрина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: semargel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8780-0566
кандидат философских наук, доцент
Россия, 105066, Москва, Старая Басманная ул., 21/4Татьяна Геннадьевна Щедрина
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Email: tannirra@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-5670-7921
Институт социально-гуманитарного образования, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Россия, 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1Список литературы
- Александров Л.Г. Космософия Ф. В. Й. Шеллинга в эстетике русских шеллингианцев первой половины XIX века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 3 (95). С. 73–85. doi: 10.24411/1997-0803-2020-10307.
- Alexandrov L.G. Kosmosofiya F.V.Y. Shellinga v estetike russkikh shellingiantsev pervoi poloviny XIX veka [Cosmosophy of F. V. Y. Schelling in the aesthetics of Russian schellingians of the first half of the 19th century]. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2020. Vol. 93, N 3. P. 73–85. doi: 10.24411/1997-0803-2020-10307.
- Бобров Е. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Выпуск II. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1899.
- Bobrov E. Filosofiya v Rossii. Materialy, issledovaniya i zametki. Vypusk II [Philosophy in Russia. Materials, Research and Notes. Issue II]. Kazan: Tipo-litografiya Imperatorskogo Universiteta, 1899.
- Бобров Е. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Выпуск III. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1900.
- Bobrov E. Filosofiya v Rossii. Materialy, issledovaniya i zametki. Vypusk III [Philosophy in Russia. Materials, Research and Notes. Issue III]. Kazan: Tipo-litografiya Imperatorskogo Universiteta, 1900.
- Велланский Д.М. Биологическое исследование природы в творящем и творимом ее качестве, содержащее начертания всеобщей физиологии. СПб.: Тип. Иос. Иоанесова, 1812.
- Vellansky D.M. Biologicheskoe issledovanie prirody v tvoryashchem i tvorimom yeye kachestve, soderzhashchee nachertaniya vseobshchey fiziologii [The Biological Investigation of Nature in Its Creating and Created Quality, Containing the Main Outlines of General Physiology]. St. Petersburg: Tip. Ios. Ioanesov, 1812.
- Велланский Д.М. Пролюзия к медицине как основательной науке от Данилы Велланского. СПб.: Медицинская типография, 1805.
- Vellansky D.M. Prolyuziya k meditsine kak osnovatelnoy nauke ot Danily Vellanskogo [Prolusion to Medicine as a Basic Science by Danilo Vellansky]. St. Petersburg: Meditsinskaya tipografiya, 1805.
- Веселовский К.С. Русский философ Д. М. Велланский // Русская старина. Январь 1901. Т. 105. Кн. 1. С. 5–19.
- Veselovskii K.S. Russkii filosof D.M. Vellanskii [The Russian Philosopher D.M. Vellansky]. Russkaya starina. January 1901. Vol. 105. Book 1. P. 11.
- Винкельман А.М. Магнетизм культур: о книге Роберта Дарнтона // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5, № 4. С. 323–336.
- Winckelmann A.M. Magnetizm kul’tur: o knige Roberta Darntona [Magnetism of Cultures: On a Book by Robert Darnton]. Philosophy. Journal of the Higher School of Economics. 2021. Vol. 5, N 4. P. 323–336.
- Гайворонский И.В., Горячева И.А., Ничипорук Г.И., Гайворонская М.Г. И.В. Буяльский – выдающийся представитель отечественной анатомии и хирургии // Клиническая патофизиология. 2018. № 4. С. 105–114.
- Gaivoronsky I.V., Goryacheva I.A., Nichiporuk G.I., Gaivoronskaya M.G. I.V. Buyalsky – vydayushchiisya predstavitel otechestvennoi anatomii i khirurgii [Buyalsky is an outstanding representative of Russian Anatomy and Surgery]. Clinical Pathophysiology. 2018. N 4. P. 105–114.
- Губский Е.Ф., Кораблева Г.В., Лутченко В.А. (ред.-сост.) Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994.
- Gubsky E.F., Korableva G.V., Lutchenko V.A. Kratkaya filosofskaya entsiklopediya [Concise Philosophical Encyclopedia]. Moscow: Progress Publ., 1994.
- Егоров Н. Велланский // Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. Va. Вальтер–Венути. СПб.: Типо-Лит. И.А. Ефрона, 1892. С. 851–852.
- Egorov N. Vellansky. Entsiklopedicheskii slovar’ / izd. F.A. Brokgauza, I.A. Efrona [Encyclopedic Dictionary / ed. F.A. Brockhaus, I.A. Efron]. Vol. Va. Val’ter–Venuti. St. Petersburg: Tipo-Lit. I.A. Efron, 1892. P. 851–852.
- Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина, 1981.
- Zabludovskii P.E., Kriuchok G.R., Kuz'min M.K., Levit M.M. Istoriya meditsiny [History of Medicine]. Moscow: Meditsina Publ., 1981.
- Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект; Раритет, 2001. С. 124.
- Zen’kovskii V.V. Istoriya russkoi filosofii [History of Russian Philosophy]. Moscow: Akademicheskii proekt; Raritet Publ., 2001. P. 124.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.
- Lossky N. O. Istoriya russkoy filosofii [History of Russian Philosophy]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ., 1991.
- Лысцов Г. Велланский Даниил Михайлович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь / oтв. ред. А.И. Алешин. М.: Наука, 1995. С. 87–88.
- Lystsov G. Vellansky Daniil Mikhailovich. Russkaya filosofiya. Maliy entsiklopedicheskiy slovar [Russian Philosophy. Concise Encyclopedic Dictionary]. Ed. A.I. Aleshin. Moscow: Nauka Publ., 1995. P. 87–88.
- Милюков П.Н. Главные течения русской мысли. В 2 т. Т. I. М.: Типо-лит. М.Н. Кушнерев и Ко, 1898.
- Milyukov P.N. Glavnyye techeniya russkoy mysli [Main Currents of Russian Thought]. In 2 vols. Vol. I. Moscow: Tipo-lit. M.N. Kushnerev i Ko, 1898.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Оттиски из исторического журнала «Русская старина». СПб.: Тип. Балашева, 1885. С. 227. 275.
- Pirogov N.I. Voprosy zhizni. Dnevnik starogo vracha. Ottiski iz istoricheskogo zhurnala “Russkaya starina” [Questions of Life. Diary of an Old Doctor. Reprints from the Historical Journal “Russian Antiquity”]. St. Petersburg: Tip. Balasheva, 1885. P. 227. 275.
- Приленский В.И. Велланский // Русская философия: Словарь / под общ. ред. М.А. Маслина. М.: ТЕРРА–Книжный клуб; Республика, 1999. С. 83.
- Prilensky V.I. Vellansky. Russkaya filosofiya: Slovar [Russian Philosophy: Dictionary]. Ed. M.A. Maslin. Moscow: TERRA–Knizhny Klub; Respublika Publ., 1999. P. 83.
- Приленский В.И. Велланский // Русская философия: Энциклопедия. 3-е изд., дораб. и доп. / под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков, Ю.Н. Солодухин. М.: Мир философии, 2020. С. 98.
- Prilensky V.I. Vellansky. Russkaya filosofiya: Entsiklopediya. 3-e izd., dorab. i dop. [Russian Philosophy: Encyclopedia. 3rd ed., revised and expanded]. Ed. M.A. Maslin. Comp. P.P. Apryshko, A.P. Polyakov, Yu.N. Solodukhin. Moscow: Mir Filosofii Publ., 2020. P. 98.
- Райнов Т.И. Очерки по истории русской философии 50–60-х годов Ч. 1, 2 / Подготовка к публикации С.С. Илизарова и В.А. Куприянова // Соловьёвские исследования. Выпуск 2(66) 2020. С. 59–68.
- Rainov T.I. Ocherki po istorii russkoi filosofii 50–60-kh godov. Ch. 1, 2 [The outlines of the history of Russian philosophy of the 50–60s. Parts 1, 2]. Solovyovskiye issledovaniya. Issue 2(66). 2020. P. 59–68.
- Резвых П.В. Ф.В.Й. Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами <Полная версия> // Новое литературное обозрение. 2008. № 3. [Электронный ресурс] URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/3/f-v-j-shelling-v-dialoge-s-rossijskimi-intellektualami.html?ysclid=m323f1m2l055709804.
-
Rezvykh P.V. F.V.J. Shelling v dialoge s rossiiskimi intellektualami
[F.V.J. Schelling in Dialogue with Russian Intellectuals ]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Observer]. 2008. N 3. [Online resource] URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2008/3/f-v-j-shelling-v-dialoge-s-rossijskimi-intellektualami.html?ysclid=m323f1m2l055709804. - Розанов Н.И. Воспоминания о Данииле Михайловиче Велланском // Русский вестник. 1867. Т. 72. С. 99–137.f
- Rozanov N.I. Vospominaniya o Danile Mikhailoviche Vellanskom [Reminiscences of Danila Mikhailovich Vellansky]. Russkii vestnik [Russian Herald]. 1867. Vol. 72. P. 99–137.
- Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Т. I. Ч. I. М., 1913.
- Sakulin P.N. Iz istorii russkogo idealizma. Knyaz’ V.F. Odoyevskii. Vol. I. Part I [From the History of Russian Idealism. Prince V.F. Odoevsky. Vol. I. Part I]. Moscow, 1913.
- Сечкарев В.М. Влияние Шеллинга в русской литературе 20-х и 30-х годов XIX столетия // Исследования по истории русской мысли [13]: Ежегодник за 2016–2017 годы / под ред. М. А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2017. С. 320–452.
- Sechkarev V.M. Vliyanie Shellinga v russkoy literature 20-kh i 30-kh godov XIX stoletiya [The Influence of Schelling in Russian Literature of the 1820s and 1830s]. Issledovaniya po istorii russkoy mysli [13]: Ezhegodnik za 2016–2017 gody [Studies in the History of Russian Thought [13]: Yearbook for 2016–2017], ed. M.A. Kolerov. Moscow: Modest Kolerov Publ., 2017. P. 320–452.
- Сорокина Т.С. Становление научной физиологии в России (первая половина XIX столетия) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. Т. 23. № 4. С. 52–57.
- Sorokina T.S. Stanovlenie nauchnoy fiziologii v Rossii (pervaya polovina XIX stoletiya) [The Becoming of Scientific Physiology in Russia (First Half of the 19th Century)]. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015. Vol. 23, N 4. P. 52–57.
- Степин В.С., Сточик А.М., Затравкин С.Н. История и философия медицины. Научные революции в медицине XVII–XIX вв. М.: Академический проект, 2017.
- Stepin V.S., Stochik A.M., Zatvrakin S.N. Istoriya i filosofiya meditsiny. Nauchnye revolyutsii v meditsine XVII–XIX vv. [History and Philosophy of Medicine. Scientific Revolutions in Medicine of the 17th–19th Centuries]. Moscow: Akademicheskiy Proyekt Publ., 2017.
- Суханова Н.П. «Экология науки»—методологическая исследовательская программа изучения науки // Ценности и смыслы. 2019. № 3. С. 88‒98.
- Sukhanova N.P. “Ekologiya nauki” — metodologicheskaya issledovatelskaya programma izucheniya nauki [“Ecology of Science” — Methodological Research Program for the Study of Science]. Cennosti i smysly. 2019. N 3. P. 88‒98.
- Филомафитский А.М. Физиология, изданная для руководства своих слушателей. М.: 1836.
- Filomaphitskiy A.M. Fiziologiya, izdannaya dlya rukovodstva svoikh slushateley [Physiology Edited for Guidance of my Listeners]. Moscow, 1836.
- Чистович А.Я. Илья Васильевич Буяльский (1789–1866) // Русская старина. 1876. Вып. 2. Февраль. С. 289–310.
- Chistovich A.Ya. Ilya Vasilyevich Buyalsky (1789–1866). Russkaya starina [Russian Antiquity]. 1876. N 2. P. 289–310.
- Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. I. / Ответ. ред., сост., коммент., археограф. работа: Т.Г. Щедрина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
- Shpet G.G. Ocherk razvitiya russkoy filosofii. I. / Otvetstvennyy redaktor, sostavitel’, kommentator, arkheograficheskaya rabota: T.G. Shchedrina [Essay on the Development of Russian Philosophy. I. / Editor, Compiler, Commentator, Archival Work: T.G. Shchedrina]. Moscow: Rossiyskaya Politicheskaya Entsiklopediya (ROSSPEN) Publ., 2008.
- Щедрина И.О. Человекоразмерность медицины: Н.И. Пирогов как экспериментатор и эксперт // Кто в науке Шерлок Холмс? Парадоксы экспериментирующего сознания / под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.-СПб.-Белгород: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 199–208.
- Shchedrina I.O. Cheloverazorazhnost' meditsiny: N.I. Pirogov kak eksperimentator i ekspert [Human-sizedness of Medicine: N.I. Pirogov as Experimentator and Expert] // Kto v nauke Sherlok Kholms? Paradoksy eksperimentiruyushchego soznaniya [Who is Sherlock Holmes in Science? Paradoxes of Experimental Consciousness] / Ed. B.I. Pruzhinin, T.G. Shchedrina. Moscow–St. Petersburg–Belgorod: Center for Humanitarian Initiatives Publ., 2022. P. 199–208.
- Щедрина И.О. Экология современной медицины: предвосхищающие идеи Д. Велланского // Наука, технологии и ценности в неустойчивом мире: сборник научных статей / научн. ред. и сост. И.Т. Касавин, Н.А. Ястреб, Л.В. Шиповалова [Электронный ресурс]. М.: РОИФН, 2024. С. 175–179.
- Shchedrina I.O. Ekologiya sovremennoy meditsiny: predvoshishchayushchie idei D. Vellanskogo [Ecology of Contemporary Medicine: Anticipating Ideas of D. Vellansky] // Nauka, tekhnologii i tsennosti v neustoychivom mire: sbornik nauchnykh statey [Science, Technology and Values in a World of Change] / Ed. I.T. Kasavin, N.A. Yastreb, L.V. Shipovalova. Moscow: ROIFN, 2024. P. 175–179.
- Янцен В.В. О влиянии идей Шеллинга в России: В.М. Сечкарев и Д.И. Чижевский // Исследования по истории русской мысли [13]: Ежегодник за 2016–2017 годы / под редакцией М. А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2017. С. 310–319.
- Janzen V.V. O vliyanii idey Shellinga v Rossii: V.M. Sechkaev i D.I. Chizhevskiy [On the Influence of Schelling's Ideas in Russia: V.M. Sechkaev and D.I. Chizhevskiy] // Issledovaniya po istorii russkoy mysli [Research on the History of Russian Thought] [13]: Yezhegodnik za 2016–2017 gody [Yearbook for 2016–2017] / Ed. M.A. Kolerov. Moscow: Modest Kolerov Publ., 2017. P. 310–319.



