Анализ концентрации напряжений и деформаций в неупругой области для упрочняющихся и разупрочняющихся материалов
- Авторы: Махутов Н.А.1
-
Учреждения:
- Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 3-10
- Раздел: МЕХАНИКА МАШИН
- URL: https://bakhtiniada.ru/0235-7119/article/view/264622
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0235711924020012
- EDN: https://elibrary.ru/QWNTLU
- ID: 264622
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Анализируются процессы упругого и упругопластического деформирования в зонах концентрации при различных уровнях номинальных напряжений и сопротивления пластическим деформациям. На основе расчетных и экспериментальных данных показано, что с уменьшением показателя упрочнения в неупругой области неоднородность распределения деформаций увеличивается; при этом коэффициенты концентрации деформаций растут, а коэффициенты концентрации напряжений падают. Рассмотрены особые случаи, когда последние оказываются меньше единицы. Это имеет важное значение для обоснования прочности, ресурса, живучести и безопасности для новых объектов техносферы, которые изготавливаются из специальных конструкционных материалов и эксплуатируются в экстремальных условиях термомеханического нагружения, в том числе для атомных энергетических установок в штатных режимах и аварийных ситуациях.
Полный текст
Постановка проблемы. Проблемы взаимоувязанного обоснования ресурса, живучести и безопасности уникальных объектов техносферы с использованием комплекса обобщенных закономерностей процессов деформирования и разрушения являются актуальными для современной постановки вопросов обеспечения безопасной эксплуатации высокорисковых объектов техносферы [1]. Фундаментальные закономерности процессов деформирования и разрушения исследуются в рамках линейной и нелинейной механики деформируемых твердых тел, а прикладные результаты этих исследований имеют прямое отношение к оценке работоспособности уникальных объектов атомной и термоядерной энергетики, ракетно-космического комплекса, современной авиационной техники, высокоскоростного наземного, водного, воздушного транспорта, шельфовых инфраструктур и оборонных отраслей.
Одной из базовых целей в указанных научных исследованиях и прикладных разработках были и остаются решения краевых задач о напряженно-деформированных состояниях несущих элементов уникальных потенциально опасных объектов с широкой вариацией концентрации напряжений, действующих усилий, механических свойств конструкционных материалов.
В этих решениях широко используются аналитические, численные и экспериментальные методы. Учитывая исключительно высокую вариативность постановки и сложность решения задач с учетом конструкторско-технологических и эксплуатационных факторов возможности численных и, тем более, экспериментальных методов, большое значение имели и имеют точные и приближенные аналитические методы. Они уже получили отражение в ряде методических и нормативно-технических документов, в том числе по проектированию атомных реакторов, жидкостных ракетных двигателей и летательных аппаратов.
Возникновение и развитие поврежденных состояний с их переходом в аварии и катастрофы на высокорисковых объектах в значительной, а в ряде случаев в решающей степени определяются локальными напряжениями и деформациями в зонах концентрации несущих элементов.
Методы анализа концентрации напряжений и деформаций. Фундаментальные исследования по теории концентраций напряжений на стадии упругого деформирования были выполнены в ХХ в. Результаты аналитических решений краевых задач теории упругости отражены в основополагающих монографиях Н.И. Мусхелишвили [2], Г.Н. Савина [3], Г. Нейбера [4]. Эти решения в дальнейшем были распространены на случаи упругопластического деформирования [5] и деформирования в условиях ползучести [6]. В конце ХХ – начале XXI в. существенное развитие получили численные решения (методами конечных элементов, конечных разностей, интегральных уравнений и др.); они ориентированы на конкретные постановки задач – способы нагружения, геометрические формы деформируемых тел и зон концентрации, механические свойства материалов в упругой и неупругой области.
Особую актуальность проблемы концентрации напряжений и деформаций приобрели в последнее время для объектов атомной [7] и ракетно-космической [8] техники, когда расчеты и обоснование прочности, ресурса и безопасности стали осуществляться в общей нелинейной постановке с переходом от силовых критериев (в экстремальных локальных напряжениях σmax) к деформационным (в экстремальных локальных деформациях emax). Учитывая многообразие конструктивных форм, условий термомеханического нагружения и механического поведения материалов, свою актуальность вновь приобрели аналитические [9, 10], численные [11] и экспериментальные [12] решения нелинейных краевых задач концентрации напряжений и деформаций в наиболее нагруженных и повреждаемых зонах. В основу наиболее эффективных аналитических решений была положена [9] формула Нейбера [4] для случая нелинейной степенной аппроксимации диаграммы деформирования. При такой постановке характер перераспределения напряжений и деформаций в зонах концентрации и коэффициенты концентрации определяются на основе ряда исходных гипотез: сохранения подобия распределения деформаций при переходе от упругой стадии деформирования к упругопластической [3, 5]; сохранения общей энергии упругопластических деформаций при развитии пластических деформаций [13, 14].
По результатам выполненных исследований на рис. 1 (кривая 1) показано распределение и перераспределение напряжений σ(x) и деформации e(x) по опасному сечению х в бесконечной пластике с отверстием радиусом r при действии номинальных растягивающих напряжений σn.
Рис. 1. Распределение напряжений σ(x) и деформаций e(x) по сечению х: 1 – упругое решение; 2 – неупругое решение
Для упругого материала с линейной диаграммой деформирования (рис. 2, линия 1) теоретический коэффициент концентрации напряжений принимается равным
. (1)
Рис. 2. Виды диаграмм деформирования материалов с различной степенью упрочнения и разупрочнения: 1 – упругое деформирование; 2 – деформирование по степенному закону из исходного состояния; 3 – упругое и неупругое деформирование с упрочнением по степенному закону; 4 – идеальное упругопластическое деформирование; 5 – упругое и неупругое деформирование с разупрочнением по степенному закону
При этом характер распределения напряжений σ(x) и деформаций e(x) одинаков, а теоретические коэффициенты концентрации деформаций αe и напряжений ασ равны:
. (2)
Величины σn, σmax и en, emax связаны законом Гука:
, (3)
где Е – модуль продольной упругости.
Для неупругого материала со степенным упрочнением во всем диапазоне деформации (рис. 2, линия 2) и константами материала K, n (0 ≤ n ≤ 1), когда деформации невелики (0 ≤ е ≤ 0.03)
, (4)
где Kn, Kmax – коэффициенты, зависящие от ασ и n.
Для такого материала в работе Г. Нейбера [5] получено выражение
, (5)
где Kσ, Ke – коэффициенты концентрации напряжений и деформаций при неупругом деформировании ().
Для большинства традиционных конструкционных материалов научно обоснована и используется диаграмма деформирования с двумя участками:
– упругое деформирование по закону (3) при σ ≤ σT (σT – предел текучести);
– нелинейное деформирование по степенному закону
при σ ≥ σT или , (6)
где m – показатель упрочнения для диаграммы деформирования в истинных напряжениях и деформациях (0 ≤ m ≤ 1); и – относительные напряжения () и деформации ().
Для большого числа широко применяемых металлических конструкционных материалов (сталей и сплавов) 0.05 ≤ m ≤ 0.35. Условие m = 0 относится к идеально упругопластическому материалу (рис. 2, линия 4) или материалу с выраженной площадкой текучести.
Для ряда новых и перспективных материалов (специальных жаростойких сплавов на основе вольфрама и молибдена, сверхвысокопрочных мартенситных сталей, высокопрочных композитов на металлической и неметаллической основе), а также для материалов, упрочненных и поврежденных взрывом и высокой радиацией, характерна ниспадающая (при σ ≥ σT) диаграмма деформирования степенного типа (рис. 2, линия 5 при –0.2 ≤ m ≤ 0). Такой же характер диаграммы деформирования может иметь место для традиционных конструкторских материалов при экстремально высоких температурах, превышающих 0.6–0.7 от температуры плавления, что связано с проявлением интенсивной ползучести. Для таких разноупрочняющихся материалов и их состояний с отрицательным значением m анализ эффектов концентрации напряжений и деформаций практически не проводился.
Для основных типов упрочняющихся конструкционных материалов (рис. 2, диаграммы деформирования 3, 4) широкого диапазона деформаций (ет ≤ е ≤ 0.5) и коэффициентов концентрации (1 ≤ ασ ≤ 5) выражение (5) при положительных m было модифицировано в форме
. (7)
Обобщение целого ряда расчетных и экспериментальных данных для кривых деформирования (рис. 2) в относительных координатах (когда при упругом деформировании и , , а при упругопластическом деформировании и , ) позволило записать следующее выражение для функционала F в выражении (7):
, (8)
где n – константа (n ≈ 0.5).
Для упругого материала при m = 1 и функционал F = 1 и .
На рис. 3 приведены расчетные (линии) и экспериментальные (точки) данные для функционала F при различных уровнях номинальных напряжений , теоретических коэффициентов концентрации ασ, условных местных упругих напряжений и показателей упрочнения m.
Рис. 3. Зависимости функционала F от номинальных напряжений, концентрации напряжений и показателя упрочнения материала: точки из эксперимента, линии – расчет; 1 – расчет по выражению (5), 2 – расчет по выражению (8), 3 – эксперимент и расчет по выражению (8), 4 – расчет по выражению (9)
Для идеально упругопластического материала (m = 0) при концентрация напряжений отсутствует (Kσ = 1), и тогда указанное выше допущение о сохранении распределения упругих и упругопластических деформаций (ασ = Ke) по выражению (8) дает самые низкие значения F:
. (9)
Функционал F в виде кривой 2 по выражению (8) учитывает следующие факторы упругопластического деформирования в широком диапазоне деформаций (вплоть до разрушающих ): 1) изменение геометрии в зоне концентрации, ведущее к снижению эффектов концентрации (снижение F ≤ 0.8 при 1 ≤ () ≤ 4 с образованием начальных пластических деформаций); 2) уменьшение несущего сечения в области развития пластических деформаций, ведущее к росту 0.8 ≥ F ≥ 1 за счет увеличения истинных номинальных напряжений.
Выражения (7) и (8) позволяют расчетом (рис. 3, кривая 2) определить коэффициенты концентрации напряжений Kσ и деформаций Ke для любых заданных , ασ и m. Для упрочняющихся материалов с увеличением при ≥ 1 / ασ и уменьшением показателя упрочнения т коэффициент концентрации напряжений Kσ снижается, приближаясь к единице, (ασ ≥ Kσ ≥ 1) а коэффициент концентрации деформаций Ke увеличивается, приближаясь к () или превосходя его при .
Анализ эффектов перераспределения напряжений Kσ и деформаций Ke при неупругом деформировании в зонах концентрации и в зонах трещин с учетом градиентов напряжений, объемности напряженного состояния и многоосности напряжения был проведен в работах [7–16].
Особенности эффектов концентрации для разупрочняющихся материалов. Для традиционных упрочняющихся материалов (рис. 2, кривые 2, 3, 4, m ≥ 0) исследованные эффекты концентрации представлены на рис. 3. Для новых разупрочняющихся материалов (рис. 2, кривая 5, m ≤ 0) или специальных экстремальных условий нагружения изменение коэффициентов концентрации напряжений Kσ и деформаций Ke имеет свои чрезвычайно важные особенности. Для зоны концентрации в пластине с отверстием по рис. 1 с теоретическим коэффициентом концентрации ασ = 3 на рис. 4 представлено различие эффектов концентрации в неупругой области для упрочняющихся (m > 0) и разупрочняющихся материалов (m < 0).
Рис. 4. Изменение коэффициентов концентрации напряжений ασ, Kσ и деформаций Ke при увеличении номинальных напряжений и при упругопластическом деформировании со степенным упрочнением (m = +0.08) и разупрочнением (m = –0.08)
Это различие на рис. 4 представлено для двух характерных расчетных случаев: 1) используемая в энергомашиностроении низколегированная теплоустойчивая сталь с небольшим упрочнением в упругопластической области (m = +0.08), работающая при температурах 20–320 °С и имеющая диаграмму деформирования типа 3 (рис. 2); 2) специальный сплав для современного энергомашиностроения, разупрочняющийся (m = –0.08) при высокой температуре (до 1200–1400 °С) и имеющий диаграмму деформирования типа 5 (рис. 2).
С увеличением относительных номинальных напряжений от 0 до 0.33 справедливо решение краевой упругой задачи о концентрации по выражениям (1)–(3) ().
Для упрочняющихся (m = +0.08) и разупрочняющихся (m = –0.08) материалов при > 0.33 коэффициенты концентрации деформаций Ke по выражениям (5) и (8) увеличиваются (Ke ≥ ασ), а коэффициенты концентрации напряжений Kσ снижаются (Kσ ≥ ασ). Однако для разупрочняющегося сплава (m = –0.08) при увеличении рост Ke оказывается существенно бóльшим (до 1.5 раз), чем для упрочняющейся стали (m = +0.08). Согласно деформационному критерию прочности [1, 7–9] это указывает на повышение опасности достижения предельных состояний в зоне концентрации деформаций при применении разупрочняющихся материалов (m ≤ 0).
В области нелинейного деформирования (при ≥ 1 / ασ) коэффициенты концентрации напряжений Kσ для двух рассматриваемых материалов отличаются меньше (не более чем в 1.2 раза). Это указывает на относительно невысокую чувствительность материалов к концентрации напряжений в неупругой области и ограниченную применимость силового (в напряжениях) критерия прочности [5–19].
Принципиально новой и важной особенностью концентрации напряжений для разупрочняющегося материала (m = –0.08) является то обстоятельство, что в точке А при определенном уровне номинальных напряжений ( = 0.75 по рис. 4) величина Kσ становится равной единице, и при дальнейшем увеличении максимальные напряжения σmax в зоне концентрации по выражениям (7) и (8) оказываются меньше номинальных напряжений σn (). В этой связи общепринятые расчеты прочности в максимальных местных (локальных) напряжениях () теряют смысл. В таком случае для разупрочняющегося материала (при m ≤ 0) в упругопластической области при ≥ 1 / ασ научно обоснованным, более информативным и практически значимым становятся как расчет в максимальных местных деформациях () по деформационным критериям прочности и локальным деформациям, так и экспериментальные исследования локальных напряжений для объектов новой техники (атомная и термоядерная энергетика, ракетно-космические системы, высокорисковые объекты в экстремальных аварийных и катастрофических ситуациях).
Заключение. При проектировании, создании и эксплуатации новых и перспективных объектов и инфраструктуры повышенного риска с заданными параметрами прочности, ресурса, живучести и безопасности существенное значение приобретают методы аналитического, численного и экспериментального анализа кинетики напряженно-деформированных состояний в зонах концентрации. С учетом того, что для таких условий точные аналитические решения краевых задач пока не получены, а численные и экспериментальные невозможны в силу бесконечно большого набора реальных частных вариантов постановки этих задач, особую важность приобретают приближенные аналитические методы определения локальных напряжений σmax и деформаций emax в зонах концентрации с использованием выражений типа (6)–(8). Реализация таких расчетов основывается на исходном решении упругой краевой задачи с оценкой теоретического коэффициента концентрации ασ и определением базовых механических свойств конструкционного материала (предела текучести σT и показателя упрочнения m). На базе этой исходной информации (ασ, σT, m) расчетом при заданном уровне номинальных напряжений σn можно получить коэффициенты концентрации напряжений Kσ и деформаций Ke в упругопластической области, а по ним величины σmax и emax.
В расчетном анализе подтверждаются ранее установленные закономерности роста коэффициента концентрации локальных деформаций Ke (Ke ≥ ασ) и снижения коэффициента концентрации локальных напряжений Kσ (Kσ ≤ ασ) по мере увеличения номинальных напряжений σn и снижения показателя упрочнения m для упрочняющих традиционных конструкционных материалов (0 ≤ m ≤ 1).
Вместе с тем для разупрочняющихся материалов при отрицательных значениях показателя упрочнения m (m < 0) наряду с наблюдаемым более интенсивным увеличением коэффициентов концентрации деформаций имеет место принципиально новый эффект – коэффициент концентрации напряжений на контуре зоны концентрации может оказаться меньше единицы (ασ < Kσ < 1).
Для таких материалов расчеты прочности, ресурса и живучести по силовым критериям (в напряжениях) не могут быть использованы, а обоснование приемлемости проектов новых и перспективных объектов техносферы повышенного риска должны проводиться по деформационным критериям [20].
Финансирование. Работа выполнена при поддержке РНФ (проект № 20-19-00769-П).
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Об авторах
Н. А. Махутов
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: safety@imash.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Махутов Н. А. Обобщенные закономерности процессов деформирования и разрушения // Вестник Российской академии наук. 2017. № 5. C. 407.
- Мусхелишвили Н. И. Некоторые основные задачи математической теории упругости. М.: Наука, 1966. 707 с.
- Савин Г. Н. Справочник по концентрации напряжений. Киев: Вища шк., 1976. 412 с.
- Нейбер Г. Концентрация напряжений. М.: Гостехиздат, 1947. 204 с.
- Нейбер Г. Теория концентрации касательных напряжений призматических тел при произвольной нелинейной зависимости между напряжениями и деформациями // Труды АОИМ. Серия Е. Прикладная механика. 1961. № 4. С. 71.
- Малинин Н. Н. Прикладная теория пластичности и ползучести. М.: Машиностроение, 1975. 399 с.
- Анализ риска и повышение безопасности водо-водяных энергетических реакторов. Серия «Исследования напряжений и прочности ядерных реакторов» / Под ред. Н. А. Махутова и М. М. Гаденина. М.: Наука, 2009. 499 с.
- Прочность и ресурс ЖРД. Серия «Исследование напряжений и прочности ракетных двигателей» / Под ред. Н. А. Махутова и В. С. Рачука. М.: Наука, 2011. 525 с.
- Махутов Н. А. Прочность и безопасность. Фундаментальные и прикладные исследования. Новосибирск: Наука, 2008. 528 с.
- Матвиенко Ю. Г. Основы физики и механики разрушения // Машиностроение и инженерное образование. 2022. № 1 (68). С. 48.
- Морозов Е. М., Левин В. А., Вершинин А. В. Прочностной анализ. Фидесис в руках инженера. М.: URSS, cop. 2015. 399 с.
- Разумовский И. А. Экспериментальные методы исследования напряженно-деформированного состояния: история, проблемы, перспективы развития // Машиностроение и инженерное образование. 2018. № 2 (55). С. 17.
- Molski K., Glinka G. A method of elastic-plastic stress and strain calculation of a notch root // Material Science and Engineering. 1981. V. 50. Р. 93.
- Ye D., Matsuoka S., Suzuki M., Maeda Y. Further Investigation of Neuters rule and the Equivalent Strain Energy Density (ESED). Method // Int. J. of Fatigue. 2004. V. 26. P. 447.
- Hutchinson J. M. Plastic stress and strain fields at a crack tip // J. of Mechanic and Physics Sodids. 1968. № 16. P. 337.
- Aifantis E. C. On the role of gradients in the localization of deformation and fracture // J. of Engineering Science. 1992. № 10. P. 1279.
- Новопашин М. Д., Сукнев С. В., Иванов А. М. Упругопластическое деформирование и предельное состояние элементов конструкций с концентраторами напряжений. Новосибирск: Наука, 1995. 111 с.
- Локощенко А. М. Ползучесть и длительная прочность металлов. М.: Физматгиз, 2016. 489 с.
- Романов А. Н. Сопротивление деформированию конструкционных материалов при циклическом нагружении // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2017. № 4. С. 54.
- Махутов Н. А. Безопасность и риски: системные исследования и разработки. Новосибирск: Наука, 2017. 724 с.
Дополнительные файлы
