The Study of National Identity in the Framework of Chinese Ethnopsychology
- Authors: Yunsheng J.1
-
Affiliations:
- Shanghai University of Foreign Languages (PRC)
- Issue: Vol 45, No 4 (2024)
- Pages: 39-49
- Section: Social psychology
- URL: https://bakhtiniada.ru/0205-9592/article/view/266123
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224040045
- ID: 266123
Cite item
Full Text
Abstract
The population of the Chinese nation makes up a quarter of the total population of the globe. If studies of the self-consciousness of the Chinese nation are not conducted in world psychology, then a significant gap will appear in this field of knowledge. It is no exaggeration to say that the study of Chinese national identity plays an important role in the field of world psychology. The self-awareness of the Chinese nation at the cognitive level is manifested in a full understanding of the traditional cultures of various Chinese ethnic groups, a rational attitude to ethnic cultural differences and the constant improvement of cultural adaptability. The self-awareness of the Chinese nation on an emotional level manifests itself in the form of close exchanges and contacts between various ethnic groups, constantly reducing the psychological distance between these groups, forming complex and harmonious ethnic relations; The will and beliefs are manifested as the will and determination of all ethnic groups in the process of realizing the great renaissance of the Chinese nation. A complete understanding of the conceptual system of self-awareness of the Chinese nation from the point of view of ethnic psychology is of great importance for building a Chinese national community.
Keywords
Full Text
1. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В соответствии со ставшим классическим постулатом психологии любая этническая группа обладает своим собственным самосознанием: имеет свои уникальные особенности, языки, обычаев, ценности, историю и культуру, которые формируют осознание себя как отдельного коллектива. Самосознание этнической группы может проявляться через особенности языка, религии, традиции, символов, исторических событий и других факторов, которые помогают людям понять свою принадлежность к определенной этнической группе и сохранять ее идентичность [12, с. 33]. Самосознание нации является результатом национального психологического состояния или характера. Внутренние картины мира, ценности, стереотипы, представления о своей национальной принадлежности и идентичности формируют внешние проявления этого самосознания на уровне общества в целом. Национальное психологическое качество влияет на то, как нация видит и воспринимает себя, своих представителей, свою историю и культуру, а также взаимоотношения с другими нациями.
Как отмечает исследователь китайской национальной психологии Чэнь Юпин, самосознание любой нации представляет внешнее проявление национального психологического качества [11]. Данное определение дополняет Лэй Юншэн, говоря, что тем самым самосознание представляется как централизованное и общее отражение этнической психологии [4]. Мнения подавляющего большинства специалистов в области этнопсихологии схожи в том, что категория самосознания интерпретируется ими в качестве ключевой и фундаментальной дефиниции этнической психологии. Г-н Лян Цичао в доходчивой форме обосновывает значимость изучения феномена самосознания: «Что такое национальное самосознание — конкретно для меня и другого? Я — китаец, он — японец. Любой, у кого при встрече представителя другой расы в голове всплывает концепция “Я — китаец”, является членом китайской нации» [5, с. 43]. По мнению профессора Фэй Сяотуна, “люди одной национальности чувствуют, что принадлежат одному сообществу людей. Такого рода психология является общим психологическим качеством нации или национальным самосознанием” [7, с. 173].
Национальное самосознание определяется в соответствии с двумя аспектами. С одной стороны, оно эксплицируется через осознание принадлежности к определенной этнической общности, с другой — проявляется во взаимоотношениях с различными этническими группами в форме осознания людьми необходимости в рамках цивилизации выживать, развиваться, отстаивать свои права и честь, избегать позора, получать выгоду, справляться с потерями, обеспечивать безопасность, реализовывать интересы и т.д. [9, с. 29].
Российский ученый О.М. Гусейнов отмечает, что национальное самосознание представляет собой осознание, оценку народом своего места и положения среди других народов, его способность соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других народов, умение встать в эти позиции в процессе своего общения с людьми других национальностей [3]. Сказанное свидетельствует о таком свойстве национального самосознания как философской и психологической категории, как неабстрактность формы его существования в повседневной жизни людей. Личное национальное самосознание каждого индивида проявляется через эмоциональную сферу его принадлежности к своей нации. Эти эмоции и чувства, в свою очередь, влияют на то, как индивид видит себя, свою нацию, ее ценности и историю. Все это формирует когнитивные структуры восприятия национального самосознания и объединенные национальные чувства внутри группы. Таким образом, эмоциональное состояние индивида и группы влияет на их понимание и восприятие своей национальной идентичности [1].
Таким образом, анализ истории вопроса показал важность изучения формирования и изменения национального самосознания через призму личных чувств и эмоций, а также взаимосвязей между национальным самосознанием и поведением как на уровне индивида, так и на уровне группы. Исследователи обращают внимание на то, как личные эмоции и чувства влияют на формирование национальной идентичности у индивидов, а также как коллективные менталитеты и убеждения влияют на коллективные представления о нации. Понимание этих аспектов помогает углубленно исследовать процессы формирования национального самосознания и понять важность индивидуального и группового менталитета в этом процессе.
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Самосознание каждой нации представляет собой внешнюю проявленность ее психологических особенностей и индивидуальных качеств. Это означает, что каждая национальность обладает своей уникальной самобытностью, характеризующейся специфическим набором ценностей, традиций, культурных особенностей, языка и исторических оснований. Важно понимать, что каждая нация имеет свою собственную идентичность, которая отражает ее уникальность и отличие от других этнических групп. Это высказывание подчеркивает важность уважения разнообразия национальных культур и ценностей, а также призывает к пониманию и принятию самобытности каждой нации как части многообразия человеческого мира. Этот вопрос хорошо проработан Чэнь Юпин в работе [11].
В Китае существует значительное смешение этических групп из-за долгой истории экономических и культурных обменов, а также межэтнических браков. Это приводит к тому, что у большинства этнических групп Китая нет очевидных различий во внешности. Важно понимать, что такое смешение способствует формированию общих и универсальных культурных черт и особенностей, которые объединяют различные этнические группы и способствуют гармоничному сосуществованию. В этом высказывании акцентируется внимание на том, что исторические и культурные взаимоотношения между народами Китая играют ключевую роль в создании единой китайской идентичности, несмотря на этническое разнообразие населения [13].
Несмотря на длительные и интенсивные взаимодействия между различными этническими группами в Китае, внешний облик и поведенческие проявления большинства из них остаются сходными или схожими. Это указывает на сохранение уникальных культурных черт и идентичности каждой этнической группы в условиях многонационального государства. Степень осознания взаимных различий между различными этническими группами Китая относительно невысока по сравнению с ситуацией в других странах. Проиллюстрируем сказанное примером. Хотя китайская народность Хань представляет собой объединение ряда различных этнических групп, которые со временем смешались и объединились, члены этого народа не придают большого значения своему национальному самосознанию. Это может быть связано с тем, что они больше идентифицируют себя как часть китайской нации в целом, а не как представителей конкретной этнической группы [6, с. 47–48]. В Китае доминирующая этническая группа, китайская народность Хань, стремится к унификации страны путем устранения различий между этническими группами. Они стремятся создать равные возможности и обеспечить преференции для этнических меньшинств, чтобы достичь национального единства и гармонии. Это свидетельствует о стремлении к межэтническому согласию и сотрудничеству в стране.
Когда различные этнические группы конкурируют друг с другом за интересы, возникают лидеры, отстаивающие национальные интересы своей группы. Однако не всегда интересы лидеров совпадают с интересами их этнических групп. Лидеры могут получать выгоды и выигрыши, действуя от имени своих групп, что может привести к их личной политической и экономической выгоде. В то же время улучшение положения этих групп может быть на пользу и самим лидерам. Существует различное взаимодействие между лидерами и представителями их собственных этнических групп. Лидеры этих этнических групп стремятся к укреплению своей поддержки среди своего народа, что ведет к увеличению своей власти и способности приносить пользу своей нации. Они признают высшие интересы своего народа и борются за них, что делает их национальными лидерами и мотивирует их адептов поддерживать их дальнейшие действия. Среди подобных представителей национальных групп есть много истинных национальных лидеров, которые считают, что интересы их собственного народа являются высшими интересами.
После установления названия этнической группы, определяется фиксированный образ и ее символическое значение, что также является отличительной чертой идентичности между этническими группами. На сегодняшний день исчезновение существенных различий между группами, вероятно, предшествует исчезновению символического значения их названий, особенно после институционализации разделения на группы. Официальная регистрация этнического состава в Китае, а также различные политические меры, связанные с этническим составом и направленные на укрепление национального самосознания и осведомленности людей (связанные с рождением детей, приемом в школу, трудоустройством, необходимостью признания, социального обеспечения), в конечном итоге могут стимулировать людей использовать свою национальность как инструмент для защиты своих политических и экономических интересов. Это означает, что осознание собственной этнической принадлежности и ее укрепление через различные программы и меры могут поддерживать возникновение движений и инициатив, направленных на достижение прав и интересов конкретной этнической группы в обществе. Существует явление, когда большинство людей предпочитают переходить из категории принадлежности к большой этнической группе (например, ханьцам в Китае) в категорию “меньшинства”, или малочисленной этнической группы. Они считают, что быть членом меньшинства ценно для их национального самосознания. Возможно, это связано с тем, что они видят в этнической группе меньшинства особую ценность, уникальность или принимают это как способ подчеркнуть свою индивидуальность или особенности, несмотря на их принадлежность к более широкой этнической группе.
В целях роста национального самосознания привлекается ресурс легенд этнических групп (например, трактата “Желтый император” для народности Хань), фигур исторических личностей (например, личности Чингисхана для монгольской национальности), ландшафтных образов, связанных с определенной этнической группой (например, горы Чанбай для корейской национальности), уникальных традиций и религиозных верований, песен и танцев и пр. Тем самым формируются когнитивные установки отдельных этнических групп, где атрибуты рассматриваются в качестве символических образов той или иной этнической группы. Данные символы в национальном самосознании понимаются как система смысловых единиц и ориентиров, имеющих содержательно-смысловую структуру, отражающиеся в различиях между нацией и этническими группами, основное содержание которых является воспитание национального самосознания у последующих поколений.
Даже если этические различия между людьми перестают быть явными или важными, национальные символы остаются неизменными и могут играть значительную роль в укреплении чувства принадлежности к своей этнической группе. Люди могут усиливать значение национальных символов как способ поддержания своей идентичности и своего народа, особенно когда различий уже почти не остается.
3. ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПОСЛЕ ОСНОВАНИЯ НОВОГО КИТАЯ
Национальному самосознанию свойственно развиваться в различных социально-политических условиях и формироваться в ответ на эти условия. Так, в 1950-х годах этнические меньшинства Китая получили равный политический статус, но разные преференции. Данная политика привела к развитию национального самосознания и в определенной степени националистических настроений. В процессе этнической идентификации было заявлено более 400 названий этнических групп, что привело к постепенному развитию национального самосознания, которое формировалось во время длительного угнетения феодальной системой и правительством Гоминьдана, но укрепилось после освобождения от нее.
С момента образования Китая некоторые этнические группы, такие как маньчжуры, которые могут быть менее отличимы от ханьцев, могут испытывать сокращение своего национального самосознания из-за длительного проживания и работы в окружении ханьцев. Однако в то же время происходит укрепление национальной самоидентификации этих групп, вероятно, под воздействием социокультурного контекста и сохранения собственных традиций. Таким образом, в данном контексте национальное самосознание определенных этнических групп может остаться слабым, но при этом оно может стать более устойчивым или укрепленным в силу специфических обстоятельств и воздействий.
В разные периоды в истории Китая национальное самосознание проходило несколько этапов в зависимости от факторов влияния внешней и внутренней политических ситуаций вокруг и внутри Китая. Сказывалось также воздействие расстановки политических сил в стране и деятельности китайской дипломатии.
Социальные, экономические и культурные обмены продолжают развиваться и приводят к интеграции наций. В гармонично развивающемся обществе важно, чтобы развитие всех его элементов соответствовало общему вектору социального развития человечества. Это подразумевает не только экономическое и культурное взаимодействие между странами, но также уважение к различиям и укрепление международного сотрудничества. Именно в таком историческом контексте происходит формирование и эволюция национального самосознания. Поскольку самосознание трактуется в науке как сложное феноменальное явление, необходимо говорить о многофакторной обусловленности исторической динамики национального самосознания. Нельзя не учитывать также то, что народ и правительство сознательно формируют представления о векторе развития национального самосознания в соответствии с приоритетными векторами и определенными ориентирами. Создание национальных символов, их усиление или ослабление в процессе исторического развития — все отражается в текущей ситуации и динамике развития межнациональных отношений в стране.
Проблема развития национального самосознания представителей китайского социума — одна из центральных для специалистов по этнопсихологии в китайской науке, разрабатываемая как теоретическим, так и эмпирическим способами. Так, Фань Сянь в своих научных работах акцентирует внимание на изучении определения и коннотации национальной идентичности и национального самосознания. Он проводит анализ взаимосвязи между этими двумя понятиями, выявляя основные факторы, определяющие формирование национальной идентичности у различных народов. Фань Сянь придает значительное значение пониманию того, как эти понятия взаимодействуют между собой и как они определяют поведение и культурные особенности наций [1].
Ряд ученых, например исследователи из автономной префектуры Сишу-анбаньна-Дай, Юньнань, изучают вопросы взаимосвязи понятий “национальное самосознание” и “национальная идентичность”. Подробный экскурс в этот анализ предпринимает Чжан Шифу [9]. Ученый Гу Цзяронг рассматривает трансграничное этническое самосознание в Юньнани и Вьетнаме [2]. Цуй Хайляна описывает специфику тибетского национального самосознания в соотнесенности с проявлениями идентичности [8]. В результате эмпирического исследования Чжао Гоцзюнь выделил несколько характеристик современной национальной идентичности хуэйцев на северо-западе Китая [10].
4. ЗНАЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ
Национальное самосознание представляет собой понимание народом своей принадлежности к этнической группе. С точки зрения этнопсихологии национальное самосознание подразделяется на эмоциональную и рациональную составляющие. Эмоциональное национальное самосознание отражает чувственное проявление национальной идентичности, является его начальной, поверхностной формой и внешним выражением [12, с. 32].
Национальное самосознание включает в себя несколько ключевых составляющих, таких как национальные идентичности, национальные эмоции и общенациональное переживание, основанное на национальном опыте. Эти аспекты формируют понимание каждым членом социума себя как части нации и оказывают влияние на поведение и восприятие окружающего мира. Все эти элементы объединяются в рамках концепции национального самосознания, которое определяет индивидуальное и коллективное сознание нации и персонально ее каждого представителя. Когда речь идет о вопросах выживания и развития нации, члены нации переживают общенациональные чувства, которые основаны на национальных эмоциях. Они могут чувствовать симпатию, ненависть, отвращение, радость и гнев в зависимости от ситуации и влияния национальной идентичности. В таких моментах национальные эмоции играют ключевую роль в единении и мобилизации членов нации в защите и продвижении общих интересов.
Например, на международных соревнованиях члены китайской нации проявляют широкий спектр эмоций и чувств по отношению к выступлениям китайских спортсменов. Радость от победы китайской команды по настольному теннису и огорчение от неудачи мужской футбольной команды подчеркивают глубокие национальные чувства народа. Кроме того, в повседневной жизни люди также проявляют свое национальное самосознание, чувство принадлежности к нации и тесные связи с национальной идентичностью, что также свидетельствует об их глубоких национальных чувствах. В целом данное высказывание подчеркивает важность национального единства и сопричастности в различных сферах жизни нации.
Таким образом, национальное самосознание можно разделить на два типа — низкоуровневое и высокоуровневое. Низкоуровневое самосознание связано с инстинктами и эмоциями, в то время как высокоуровневое — сознательное и рациональное. Доктрины, теории и идеология национальной идентичности относятся к национальному самосознанию высокого уровня. При этом национальная теоретическая мысль и даже марксистская этническая теория могут также считаться формами национального самосознания.
Национальное самосознание представляет собой понимание собственной нации на более общем и глубоком уровне, чем просто идентификация с этнической группой. Важно понимать общие законы и природу нации, чтобы развивать и укреплять национальное самосознание. Уровень понимания национальной идентичности и самопринадлежности может быть ограниченным, поэтому важно стремиться к пониманию глубинных законов нации для более полного и глубокого национального самосознания.
Для возведения национального сознания на научный, сознательный и зрелый уровень понимания необходимо глубокое понимание сущности и законов нации, а также их связь с мировой историей. Поверхностное понимание нации может привести к негативным последствиям и причинить вред, поэтому важно идти глубже и шире в изучении и понимании своей нации, ее истории и культуры. Только тогда национальное сознание может стать осознанным и отвечать высоким стандартам разумного и зрелого восприятия.
Чувство национальной идентичности формируется через признание истории, культуры, языка и обычаев своей нации, а также через восприятие соотечественников. Люди хотят понять свою национальность через знание истории, географии и культуры, что формирует определенные установки и менталитет, отличающийся от национального самосознания. Важным аспектом такого чувства идентичности является открытость к ассимиляции и спокойное отношение к ней. Малые, отдаленные и островные этнические группы могут чувствовать напряженность и страх из-за своего отделения или изоляции от других этнических групп. Они могут опасаться того, что их культура, язык, идентичность могут быть поглощены более крупными и влиятельными группами. В этом контексте концепция этического равенства представляется как нечто справедливое и разумное — это чувство разграничения между различными этническими группами, которое помогает сохранять уникальность и самобытность каждой группы. Таким образом, это чувство разграничения помогает каждой этнической группе осознать саму себя и другие группы, сохраняя при этом их уникальность и равноправие.
Национальное самосознание и национальный дух в китайской этнической психологии рассматриваются как синонимы, представляющие собой положительные и превосходные качества, унаследованные от истории и культуры нации. Они представляют собой моральные нормы и ценности, отражающие интересы и направление развития нации с учетом ее социальной стадии. Важно подчеркнуть их связь с различными аспектами развития нации и их значимость для формирования национального характера. Развитие нации включает в себя широкий спектр качеств и ценностей, включающих моральные аспекты, национальные чувства, уверенность в себе, гордость, доверие к себе, а также стремление к самосовершенствованию. Оно подчеркивает важность самоценности, упорства и решимости в деле усовершенствования воли и навыков. Также отмечается значение взгляда на равенство, единство и взаимопомощь между народами и этническими группами. Эти качества и ценности считаются ключевыми для развития и процветания нации как целого. Следовательно, это субъективный фактор, который помогает правильно понять саму нацию, обеспечить ее выживание и способствовать ее развитию. Это подчеркивает важность национального самосознания как основы и жизненной силы нации. Национальное самосознание представляет собой коллективную и индивидуальную идентичность народа, его осознание и чувство собственной принадлежности к определенной нации. В тексте также делается различие между индивидуальным и групповым национальным самосознанием. Индивидуальное национальное самосознание связано с осознанием своей национальной идентичности и характерно для каждого отдельного человека, в то время как групповое национальное самосознание относится к сознанию общих культурных, исторических и национальных ценностей среди членов группы или народа. Эти категории помогают понять различные уровни и аспекты национального самосознания в обществе.
Национальное самосознание отдельного индивида отличается по содержанию, уровню, силе и т.д. от чувства самосознания другого индивида. Из-за разного статуса индивидов в социальных отношениях, представлений об идентичности, личных качеств, приоритетных направлений в коммуникативном поведении в рамках социального взаимодействия, они по-разному реагируют на одни и те же этнические стимулы — объекты рефлексии. Реакция людей на поражение своей страны или команды во время Олимпийских игр может быть различной и зависеть от их социального статуса, класса и национального самосознания. Некоторые могут проявить равнодушие, другие — глубокое разочарование, а третьи могут даже проявить деструктивные действия из-за этого. Это связано с тем, что национальное самосознание формируется под воздействием социальной среды и принадлежности к определенным группам и классам.
Национальное самосознание различных этнических групп может быть связано с интеллектуальным классом, к которому они принадлежат. В частности, утверждается, что интеллектуальный класс каждой этнической группы может обладать более высоким уровнем чувствительности и сильным чувством национального самосознания. Также отмечается, что в классовом обществе национальное самосознание людей может варьироваться в зависимости от их класса, например, рассматривается разница в чувствах единства и дружбы между рабочим и “высшим” классами в контексте отношений с другими этническими группами. Национальное самосознание пролетариата под руководством марксизма более ярко выражено и отличается от национального самосознания буржуазии. Также отмечается, что индивидуальное национальное сознание принадлежит определенной этнической группе, например маньчжурам, и является их собственным национальным сознанием. С этой точки зрения, национальное самосознание в первую очередь является делом каждого индивида, и отражает его собственное представление о своей этнической принадлежности и национальной идентичности. Оно выражается через индивидуальные убеждения, ценности, традиции. Групповое национальное самосознание формируется из индивидуальных представлений и привычек каждого члена группы, а также через общие обстоятельства, влияющие на всех членов этой группы. Таким образом, даже если у разных этнических групп различается групповое и межэтническое национальное самосознание, они могут иметь общие черты из-за общих условий существования и взаимосвязей. Этот вид национального самосознания выходит за рамки отдельных этнических групп и принадлежит некоторым различным этническим группам. Например, все этнические группы в Китае имеют общее представление о китайской нации. Мысля более масштабно, можно утверждать, что национальное сознание всех этнических групп должно включать в себя общую заботу и внимание к миру и всему человечеству. Оно подчеркивает тесную связь этого вида сознания с выживанием и развитием этнических групп, а также с необходимостью совместных усилий всех людей для решения глобальных проблем, таких как экологические катастрофы или войны. Важно понимать, что все люди независимо от принадлежности к различным этническим группам имеют общие ценности и цели, которые могут способствовать улучшению общества и мира в целом. Это также является важным внешним условием выживания и развитием этнических групп. На социально-историческом этапе, когда нация все еще существует, с точки зрения нации, этот консенсус этнических групп мира можно назвать глобальным национальным сознанием. Особое внимание привлекает влияние времени на национальное самосознание. Национальное самосознание народа изменяется под воздействием времени и исторических событий. Иногда оно может быть постоянным и сопровождать нацию на протяжении всей ее жизни, а иногда существует только в определенный исторический период, под влиянием конкретных обстоятельств и условий (например, именно таким контекстом объясняется сложный менталитет маньчжуров восьми знамен в конце династии Цин).
В современном Китае наблюдается увеличение разрыва между востоком и западом страны, что влияет на формирование нового ощущения неравенства среди этнических меньшинств. При этом подчеркивается, что национальное самосознание находится на стадии становления и не существует жестких границ между различными уровнями и категориями национального сознания в действительности, так как они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, взаимно влияя на процесс формирования и изменения национальной идентичности. Национальное сознание формируется взаимодействием между реальностью нации, ее положением и окружающей средой, а также национальными чувствами, знаниями и рациональным мышлением. Это взаимодействие помогает нации формировать национальные интересы, принимать решения и развиваться как субъект. Далее это сознание дополнительно связывается с национальными интересами посредством соответствующих знаний и в процессе рационального мышления нации формируется реалистичное национальное суждение, принимаются соответствующие решения. Национальный дух и другие системы корректировки социальных ценностей играют важную роль в регулировании мыслей, поведения и взаимоотношений членов определенной этнической группы. Они могут вдохновлять людей на выполнение различных социальных практических действий, направленных на выживание, развитие и благополучие нации, отражая ее национальную реальность. Таким образом, национальный дух и системы ценностей помогают формировать коллективную идентичность и способствуют сохранению и развитию культуры нации. Такой процесс не является односложным, а разворачивается в многоуровневом, многостороннем и многомерном пространстве и не завершается одномоментно. Процесс характеризуется непрерывностью и многократным повторением, а его различные звенья проникают друг в друга, представляя собой процесс движения, в ходе которого национальное сознание возникает, развивается и воздействует на объективную реальность нации.
5. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Для более глубокого понимания национального самосознания важно рассмотреть, что современная наука подразумевает под понятием “природа нации”. Нация представляет собой социокультурное образование, которое объединено общими языком, культурой, искусством, историей, территорией и другими общими чертами. Формирование нации происходит на основе общей системы ценностей, идентичности и общественных установок ее членов [12, с. 33]. Ключевым аспектом природы нации является ее способность к самопознанию и самоопределению, которые выражаются в уникальном национальном духе, символике, обычаях и традициях. Природа нации также включает в себя стремление к сохранению своей уникальной идентичности и культурных особенностей, а также к достижению благополучия и процветания для своего народа. Поскольку представление о любом феномене формируется на основе совокупности данных о его форме и содержании, остановимся на осмыслении дуальной — формально-содержательной — природы нации. Взаимосвязь интересов является ключевым фактором, определяющим мысли и поведение людей. По мнению Карла Маркса, общество строится на основе борьбы за материальные и социальные интересы, и это определяет взаимодействие и отношения между людьми. В контексте исследования природы нации это означает, что понимание национальной идентичности и своеобразия нации невозможно без анализа и понимания интересов, которые связывают людей этой нации. Интересы и потребности людей формируют основу культуры, традиций и ценностей нации, и их понимание необходимо для того, чтобы понять ее сущность и особенности.
Этическая группа представляет собой специфическую модель, адаптированную к определенной общественной среде, которая формируется людьми определенного круга для того, чтобы выживать и развиваться вместе в конкретный исторический период. Оно подчеркивает, что этнические группы имеют свои интересы и особенности, которые позволяют им существовать и функционировать в рамках определенного общества и социокультурной среды.
Этнические группы являются многогранным явлением, включающим в себя аспекты истории, политики, экономики, культуры, языка, обычаев, религии, моральных ценностей, законов, социального устройства и других элементов. Нация формируется и поддерживается через общность интересов ее членов. Взаимосвязь интересов рассматривается как основополагающий элемент формирования и функционирования этнической группы, именно благодаря этому нации могут существовать, развиваться и продолжать существование. Этнические формы, как уникальные социальные и культурные модели, формируются и ограничиваются интересами людей, которые использование их как специфических и незаменимых средств для достижения, поддержания, развития и удовлетворения своих потребностей в определенной социальной среде. Таким образом, этнические формы становятся неотъемлемой частью блага в рамках нации, в которой они функционируют. Это указывает на то, что этнические формы и их использование имеют ценность для членов нации и служат их интересам и потребностям. Национальное самосознание формируется и ограничивается природой интересов нации, которые являются требованием и отражением сущности нации и группового сознания. Однако, несмотря на то что национальное самосознание связано с интересами и потребностями нации, оно является субъективной формой и не совпадает полностью с сущностью нации. Важно понимать, что национальное самосознание может быть влиянием групповых убеждений и исторических факторов и не всегда отражает все аспекты и разнообразие сущности нации.
Мотивация удовлетворения физиологических и психологических потребностей тесно связана с формированием самосознания китайской нации. Различные этнические группы имеют свои собственные характеристики и особенности, но при этом все они сформированы под влиянием общих условий жизни и ценностей китайской нации. Важно понимать, что духовные основы всегда присутствуют в жизни каждой этнической группы, и они могут быть общими для всех членов общества. Познание в психологии охватывает различные психологические процессы, такие как ощущение, восприятие, память и мышление. Когнитивный процесс представляет собой процесс обработки информации, где человеческий мозг принимает и обрабатывает внешние данные, чтобы сформировать соответствующие поведенческие реакции. Данные процессы основаны на психологической структуре и зависят от предыдущего опыта, который влияет на способность человека понимать и взаимодействовать с окружающим миром. Различия в культуре, развитии и общественной среде могут привести к уникальным когнитивным характеристикам у различных этнических групп. Однако в процессе национального познания эти характеристики могут стать объектом этнических предвзятостей, что приводит к узости и ригидности мышления этнических групп. Это, в свою очередь, может препятствовать обмену знаниями и взаимному обучению между этническими группами и затруднять формирование национального сознания. Познание каждого человека формируется под влиянием его собственных убеждений, ценностей и социокультурной среды. Каждая этническая группа, в свою очередь, развивает уникальный способ мышления и поведения в результате взаимодействия с природной средой, экономическими условиями и образом жизни. Это приводит к разнообразию национальных особенностей во всех сферах жизни, от одежды и пищи до религиозных обрядов, что создает национальный колорит каждой культуры. Поэтому для успешного продвижения к национальному единству необходимо учитывать и уважать культурные особенности каждой этнической группы. Использование гибких средств и методов, основанных на понимании и уважении культурных различий, позволит интегрировать все этнические группы в общество и продвигать национальное единство и прогресс. Такой подход способствует расширению когнитивных рамок каждой этнической группы, что способствует более эффективному взаимодействию и сотрудничеству между ними на благо общества в целом.
Национальное самосознание является духовным состоянием, которое отражает эмоции, увлечения, обычаи, стереотипы, убеждения и другие духовные качества, сформировавшиеся у этнических групп в результате их долгосрочного исторического развития под влиянием общих исторических условий. Это понятие важно для понимания уникальности и специфики культуры каждой этнической группы, а также для создания осознанного и взаимоуважительного взаимодействия между ними в рамках национального сообщества.
Внутренняя структура национального самосознания характеризуется многослойностью и сложностью. Она подразделяется на три основные компонента: качество национального самосознания, состояние национального самосознания и национальное самосознание в целом. Качество национального самосознания представляет собой психологический уровень, достигнутый нацией или этнической группой в процессе развития и формирования каждого индивида. Этот уровень включает в себя ряд стабильных характеристик, таких как национальные когнитивные особенности, образ мышления, темперамент, характер, способности и ценностные установки. Все эти элементы формируют уникальное мировоззрение и отражают коллективные особенности и основные ценности данной нации или этнической группы. Это имеет важное значение для понимания культурного многообразия и уникальности каждого народа, а также для улучшения взаимопонимания и уважения между различными нациями. Срез состояния национального самосознания в рамках синхронной его экзистенции в коллективном сознании представителей нации отражает общественное мировоззрение и является маркером социальных изменений, фиксируя более нестабильную часть самосознания нации, которая включает простые социальные убеждения, ценности, национальные эмоции, национальные интересы и увлечения и т.д. Национальное самосознание представляет собой осознание и оценку своего народа, его качеств и характеристик, а также умение поддерживать и защищать национальные интересы. Оно формирует чувство принадлежности к определенной нации, уважение к ней и гордость за неё, а также влияет на поведение и мировоззрение людей в контексте своей культурной и национальной принадлежности. Национальное самосознание представляет собой общий образ и представление о своей нации, которое является одним из основных компонентов социальной психологии. Оно отличается от коллективной психологии, которая исследует поведение и характеристики группы людей в целом, а также от психологии социального класса, которая изучает специфику поведения и мировоззрения людей на основе их социального статуса.
Национальное самосознание отражает особенности индивидуального и общего восприятия национальной принадлежности и идентичности. Можно говорить о трех ключевых характеристиках данной категории. Во-первых, национальное самосознание отражает не только индивидуальные и коллективные представления о национальной принадлежности и идентичности, но также социальные и экономические аспекты жизни нации. Важным элементом национального самосознания является влияние общей экономической жизни, социальных условий, статуса и географической среды на формирование представлений о себе как части нации. Таким образом, национальное самосознание тесно переплетается с социальным бытием нации и формируется под воздействием множества факторов, таких как экономика, культура, история и другие аспекты общественной жизни. Более того, национальное самосознание выражается через уникальные культурные элементы, включая язык, литературу и искусство, архитектуру, моральные нормы, обычаи и религиозные практики [5, c. 28]. Наконец, национальное самосознание играет важную роль в формировании и объединении народа, оно является движущей силой и сплоченностью, которая помогает развивать нацию и сохранять ее традиции. Также отмечается, что национальное самосознание объединяет людей и придает им уверенность в себе, а также является единственным, стабильным и изменчивым фактором в жизни нации. Подробнее описание этих характеристик самосознания в русле этнопсихологической теории содержится в работе Я. Сунь и Ю. Цзюй [6, с. 53‒54].
Отметим важность изучения национального самосознания для выявления закономерностей его зарождения и развития в конкретных исторических условиях. Это также подчеркивает важность изучения психологической сущности самосознания различных этнических групп и выявления психологических причин развития их исторической культуры. Целью является создание и совершенствование теоретической системы этнопсихологии для всей страны [5, c. 33]. Это позволяет лучше понять особенности национального самосознания, различия между этническими группами и способствует развитию научных знаний о психологических процессах в контексте национальной идентичности. Изучение национального самосознания позволяет понять общие принципы психологии с межкультурной точки зрения и раскрывает природу общепсихологических и индивидуальных свойств человека. Это также способствует развитию психологической науки в целом, помогая узнать историю зарождения мировой психологии личности и ее основных правил. Национальный характер является психологическим состоянием, отражающимся в особенностях национальной культуры, и формируется в процессе взаимодействия различных этнических групп. Общие психологические качества нации проявляются через ее материальную и духовную культуру, отражая уникальные черты и особенности национального характера. Например, искусство, архитектура, музыка, танцы, кухня, одежда, а также социальные обычаи, фестивали и традиции являются проявлением характера, настроений и интересов определенной нации. Они отражают уникальные черты национальной культуры и помогают формировать общие психологические качества нации. Без учета национальной культуры и ее проявлений невозможно понять и проникнуть в суть национального характера. Хотя люди различных национальностей могут разделять любовь к своей истории, культурным традициям и обычаям, у каждой нации есть свой уникальный национальный характер, который формируется и развивается на основе их собственного образа жизни, ценностей и исторического опыта. Тем не менее в классовом обществе внутри нации существуют эксплуатируемые классы, которые могут оказывать влияние на национальное сознание и чувства, что может привести к различиям во взглядах и ценностях даже в рамках одной нации.
Психологическая однородность нации формируется на основе нескольких ключевых факторов: общей географической территории, экономической интеграции, культурных особенностей, исторического пути и религиозных верований. В процессе формирования нации люди постепенно начинают осознавать свою принадлежность к ней, и их чувство идентичности становится более осознанным и устойчивым. Эти общие элементы и осознание национальной принадлежности способствуют созданию единого психологического профиля нации. Такое национальное самосознание отличается высокой жизнеспособностью и стабильностью [10, c. 27]. Характеристики, такие как географическое расположение, экономическая деятельность и даже язык некоторых этнических групп, могут меняться, но их национальное самосознание остается устойчивым и важным для сохранения их этнической идентичности. Психологические особенности этих групп часто формируются под влиянием исторических конфликтов и социального положения в обществе. Этнические группы, которые подвергались дискриминации и угнетению, могут развивать сильное чувство отчуждения и недоверия, а также повышенную чувствительность к поведению других групп. Эти группы могут быть более подвержены чувству ущемления своего достоинства и равенства, что сказывается на их психологическом состоянии и взаимоотношениях с другими.
Национальное самосознание является ключевым элементом в развитии и прогрессе наций. Для достижения всеобщего процветания и прогресса необходимо углублять идеологическое понимание, уделять внимание исследованиям в области этнической психологии и поддерживать формирование национального самосознания. Важно также стимулировать обмены, сотрудничество и интеграцию между этническими группами, чтобы достичь общего благополучия и устойчивого развития.
About the authors
J. Yunsheng
Shanghai University of Foreign Languages (PRC)
Author for correspondence.
Email: zhengzhengjuju@163.com
Doctor of Philology, Associate Professor at the Institute of Russian and Eurasian Studies
China, 201613, Shanghai, Wenxiang str., 1550References
- Van Mingan, Jan Fucjan. Pozitivnoe razvitie mnozhestvennyh jetnicheskih otnoshenij v kontekste 'perekryvajushhegosja konsensusa. Sin’czjanskoe obshhestvo i nauka, 2014. 万明钢, 杨富强. “重叠共识”视域下多元民族关系的正向生长[J]. 新疆社会科学, 2014.
- Van Sjan’. Nacional’naja identichnost’ i nacional’noe soznanie. Jetnicheskie issledovanija. 1995. № 6. 王希恩.民族认同与民族意识[J].民族研究,1995(6).
- Gu Czjarun. Pamjat’, identichnost’ i identichnost’: issledovanie transgranichnogo samosoznanija v Jun’nani i V’etname. Zhurnal Universiteta Czishou (izdanie po social’nym naukam). 2010. № 4. 谷家荣.记忆、身份与认同:滇越跨境自我自我意识调查[J].吉首大学学报(社会科学版),2010(4).
- Gusejnov O.M., Gusejnova Zh.O. Nacional’noe samosoznanie i jetnicheskaja identichnost’. Social’no-gumanitarnye znanija. 2016. P. 120–130. (In Russian)
- Li Shankaj. Issledovanie nacional’noj psihologii. Zhurnal Sin’czjanskogo pedagogicheskogo universiteta (Filosofija i social’nye nauki). 1991. № 29. P. 27–33. 李尚凯. 论民族心理之研究[J]. 新疆师范大学学报(哲学社会科学版), 1991:27–33, 29.
- Ljej Junshjen. Psihologicheskie mysli o nacional’nom soznanii. Zhurnal Cinhajskogo universiteta nacional’nostej, izdanie social’nyh nauk. 1999. № 3. P. 87–91. 雷永生. 关于民族意识的心理学思考. 青海民族学院学报社会科学版1999年第3期87–91).
- Ljan Cichao. Issledovanie korennyh nacional’nostej v istorii Kitaja. V. 2. Pervoj serii novejshih rabot Ljan Zhjenguna. Shanghai Commercial Press. 1922. P. 43. 梁启超 , “中闪历史土民族之研究” , 《梁任公近作第一辑》下卷 , 上海商务印书馆1922年版:43).
- Sun’ Ja., Czjuj Ju. V poiskah sushhnosti samosoznanija kitajskoj nacii. Psikhologicheskii zhurnal. 2023. № 44 (5). P. 47–55. (In Russian)
- Syun Siyuan’. Nachal’nyj analiz nacional’nogo samosoznaniya. Zhurnal Central’nogo instituta nacional’nostej. 1989. № 3. Р. 29-30. 熊锡元. “民族意识”初析[J]. 中央民族学院学报, 1989(03):29-30.
- Syuj Syun’. Nacionalizm. Pekin: Izdatel’stvo social’nyh nauk Kitaya, 1998. 27 р. 徐迅. 民族主义[M]. 北京: 中国社会科学出版社, 1998:27.
- Fej Syaotun. Sobranie sochinenij Fej Syaotuna po etnicheskim issledovaniyam. Pekinskoe izdatel’stvo etnicheskih grupp, 1988. 173 р. 费孝通.《费孝 通 民 族研究 文集 》 , 北京民族出版社1988: 173)
- Ci Czinsyuan’. Struktura, funkcii i sushchnost’ nacional’nogo samosoznaniya. Hejlunczyanskij etnicheskij sbornik. 1991. № 2. Р. 31-34. doi: 10.16415/j.cnki.23-1021/c.1991.02.008. 齐径轩. 民族意识的结构、功能和本质[J]. 黑龙江民族丛刊, 1991(02):31-34. doi: 10.16415/j.cnki.23-1021/c.1991.02.008.
- Chzhou Sin (ed.). Formirovanie i razvitie splochennosti kitajskoj naci. Sociologicheskij i antropologicheskij sbornik, 1999. 周星等主编. 中华民族凝聚力形成与发展[J]. 社会学人类学论丛, 1999.
Supplementary files
