ПРОГРАММА «ЭРАЗМУС+» В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПРИОРИТЕТЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЛИЯНИЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье на основе документов и статистики ЕС проводится сравнительный анализ планирования и реализации проектов программы Евросоюза «Эразмус+» (Erasmus+) в пяти странах Центральной Азии в периоды 2014–2020 гг. и 2021–2027 гг. Рассматриваются такие аспекты, как объемы и направления финансирования, доступные для региона, статистика участия в проектах по странам. Анализ показал, что, во-первых, после пикового периода 2014–2020 гг. произошло сильное сокращение выделяемых Центральной Азии средств из Erasmus+ на 2021–2027 гг. Во-вторых, в целом сохранилась структура направлений работы в регионе с фокусом на проектах поддержки реформ вузов и системы высшего образования и на академической мобильности. В-третьих, если в 2014–2020 гг. главным участником проектов Erasmus+ был Казахстан, единственный официальный участник Болонского процесса среди стран региона, то в 2021–2027 гг. первым приоритетом стал Узбекистан, где с 2017 г. проходят структурные реформы высшего образования. С опорой на данные национальных министерств и Института статистики ЮНЕСКО определено на примере Казахстана и Узбекистана, что в 2017–2022 гг. имел место двукратный рост образовательной миграции из стран Центральной Азии в ЕС. Существенную долю в международных связях вузов Казахстана и растущую в связях вузов Узбекистана занимают страны ЕС. Сделан вывод, что даже с урезанным финансированием программа Erasmus+ содействует диверсификации образовательных связей стран Центральной Азии и ЕС в ущерб образовательной дипломатии России.

Об авторах

С. М Юн

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: sergey.yun@mail.tsu.ru
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой политики, Факультет исторических и политических наук Россия, Томск

В. С Пакулин

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Email: vitaly.pakulin@mail.tsu.ru
Кандидат исторических наук, ассистент кафедры мировой политики, Факультет исторических и политических наук Россия, Томск

Список литературы

  1. Айтмагамбетов Д.Р., Аубакирова Д.Н. (2021) Сотрудничество ЕС и Казахстана в сфере высшего образования. Вестник КазНПУ имени Абая. Серия: Исторические и социальнополитические науки. Май 2021. https://doi.org/10.51889/2020-4.1728-5461.05
  2. Ajtmagambetov D.R., Aubakirova D.N. (2021) Sotrudnichestvo ES i Kazahstana v sfere vysshego obrazovaniya [Cooperation between EU and Kazakhstan in the field of higher education], Vestnik KazNPU imeni Abaya. Seriya: Istoricheskie i social'no-politicheskie nauki. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.51889/2020-4.1728-5461.05
  3. Кобулова Н. (2022) Узбекистан – Европейский союз: влияние проектов Erasmus+ на развитие системы высшего образования. International Scientific Journal «Science and Innovation ». № 1. P. 270–277. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-evropeyskiy-soyuzvliyanieproektov-erasmus-na-razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 15.10.2024).
  4. Kobulova N. (2022) Uzbekistan – Evropejskij soyuz: vliyanie proektov Erasmus+ na razvitie sistemy vysshego obrazovaniya [Uzbekistan – European Union: impact of Erasmus + projects on higher education development], International Scientific Journal "Science and Innovation", 1, pp. 270–277. (In Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uzbekistan-evropeyskiy-soyuzvliyanieproektov-erasmus-na-razvitie-sistemy-vysshego-obrazovaniya (accessed: 15.10.2024).
  5. Парамонов В.В., Строков А.В., Абдуганиева З.А. (2017) Влияние Европейского Союза на Центральную Азию: обзор, анализ и прогноз. Алматы: Фонд им.Фридриха Эберта. 117 с. URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/kasachstan/13414-20170614.pdf (дата обращения: 15.10.2024).
  6. Paramonov V.V., Strokov A.V., Abduganieva Z.A. (2017) Vliyanie Evropejskogo Soyuza na Central'nuyu Aziyu: obzor, analiz i prognoz [The impact of the European Union on Central Asia: overview, analysis and forecast], Almaty, Friedrich Ebert Foundation. (In Russian). URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/kasachstan/13414-20170614.pdf (accessed: 15.10.2024).
  7. Пейруз С. (2019) Новый взгляд на содействие ЕС образовательному сектору в Центральной Азии // Europe – Central Asia Monitoring. Брифинг. № 37. Сентябрь 2019. URL: https://eucentralasia.eu/download/3297/?tmstv=1728531526 (дата обращения: 15.10.2024).
  8. Pejruz S. (2019) Novyj vzglyad na sodejstvie ES obrazovatel'nomu sektoru v Central'noj Azii [Reconsidering EU education assistance to Central Asia], Europe – Central Asia Monitoring, Briefing № 37, (In Russian), URL: https://eucentralasia.eu/download/3297/?tmstv=1728531526 (accessed: 15.10.2024).
  9. Погорельская А.М., Погодаев Н.П. (2024) Модернизация высшего образования в Таджикистане и особенности образовательного сотрудничества с Россией в 2022–2023 гг. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 78. С. 239–248. doi: 10.17223/1998863Х/78/20
  10. Pogorel'skaya A.M., Pogodaev N.P. (2024) Modernizaciya vysshego obrazovaniya v Tadzhikistane i osobennosti obrazovatel'nogo sotrudnichestva s Rossiej v 2022–2023 gg. [Modernization of the higher education system in Tajikistan and the features of educational cooperation with Rus sia in 2022–2023], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya, 78, pp. 239–248, (In Russian), doi: 10.17223/1998863Х/78/20
  11. Солиев Р.А. (2017) Сотрудничество между Республикой Таджикистан и Европейским союзом в образовательной сфере. Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-mezhdu-respublikoy-tadzhikistan-i-evropeyskimsoyuzomv-obrazovatelnoy-sfere (дата обращения: 15.10.2024).
  12. Soliev R.A. (2017) Sotrudnichestvo mezhdu Respublikoj Tadzhikistan i Evropejskim soyuzom v obrazovatel'noj sfere [Cooperation between the Republic of Tajikistan and the European Union in the field of education], Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki, (In Russian), URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-mezhdu-respublikoy-tadzhikistan-i-evropeyskimsoyuzomv-obrazovatelnoy-sfere (accessed: 15.10.2024).
  13. Троицкий Е.Ф., Юн С.М. (2021) Узбекистан: новый этап интернационализации высшего образования. Высшее образование в России. Т. 30. № 10. С. 157–168. doi: 10.31992/08693617-2021-30-10-157-168.
  14. Troitskiy E.F., Yun S.M. (2021) Uzbekistan: novyj etap internacionalizacii vysshego obrazovaniya [Uzbekistan: a new stage of internationalization of higher education], Vysshee obrazovanie v Rossii, 30(10), pp. 157–168, (In Russian), doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-157-168.
  15. Юн С.М., Турдикулов О.Т., Таалайбек кызы Ж. (2024) Совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования в Узбекистане. Вестник Томского государственного университета. История. № 88. С. 137–146. doi: 10.17223/19988613/88/16
  16. Yun S.M., Turdikulov O.T., Taalajbek kyzy Zh. (2024) Sovmestnye obrazovatel'nye programmy kak instrument internacionalizacii vysshego obrazovaniya v Uzbekistane, [Joint educational programs as a tool for internationalization of higher education in Uzbekistan], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, 88, pp. 137–146. (In Russian), doi: 10.17223/19988613/88/16
  17. Apokins I. (2015) Reviewing the EU Strategy for Central Asia: Results and Future Prospects. L'Europe en Formation. No. 375. Printemps 2015 – Spring 2015. P. 10–17. URL: https://shs.cairn.info/article/EUFOR_375_0010/pdf?lang=fr (accessed: 15.10.2024).
  18. Axyonova V. (2013) The EU Education Initiative for Central Asia five years on: lessons learnt? Europe – Central Asia Monitoring. Policy brief. № 30. February 2013. URL: https://eucentralasia.eu/download/1665/?tmstv=1728953704 (accessed: 15.10.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».