Самообразование как необходимая компонента образовательных маршрутов: категориальный анализ

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Проблема эффективности самообразования как образовательной стратегии актуализировалась в связи со стремительной цифровизацией сферы профессионального образования и экспоненциальным ростом программ онлайн-обучения за последние пять лет. В статье рассмотрены тенденции участия молодежи и представителей старшего поколения в неформальном и дополнительном профессиональном образовании. Статистические данные показали увеличение количества представителей обеих групп в сегменте неформального образования. Отдельно отмечена ситуация с онлайн-курсами: несмотря на активное развитие и рост числа слушателей, коэффициент отсева по таким программам достаточно высок. Возникает вопрос о значимости практик самообразования для успешного и эффективного обучения на онлайн-курсах и в других форматах. Центральной темой статьи определен анализ отечественных и зарубежных исследований теоретико-методологических подходов к изучению понятия «самообразование». В итоге удалось сопоставить различные исследовательские традиции, обнаружить общее и выявить противоречия в трактовке таких категорий, как «самообразование», «самообучение» («self-education», «self-directed learning»), когда под одним «зонтичным» концептом понимаются различные социальные образовательные практики, обусловленные историческим бэкграундом, социально-экономическим контекстом и особенностями конкретных образовательных систем. Результаты теоретико-методологического анализа обладают аналитическим потенциалом для социологических исследований и для социального управления и прогнозирования в сфере профессионального онлайн-образования.

Об авторах

Л. И. Мешкова

Институт социологии ФНИСЦ РАН; Государственный академический университет гуманитарных наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: Krysta@mail.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Абрамова Н. В. Социологические интерпретации концепции «непрерывного профессионального образования взрослых» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 3. С. 83–103.
  2. Бальбурова Л. К. Развитие способности к самообучению студентов через дистанционное обучение // Педагогические технологии для реализации современных образовательных стандартов / Под общей редакцией В. Н. Батурина. Вып. 28. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2021. С. 528–539.
  3. Вершловский С. Г. Образование взрослых: теоретические и методологические проблемы // Непрерывное образование. 2012. № 1. С. 23–30.
  4. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование как парадигма XXI века // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 25–32.
  5. Илакавичус М. Р. Самообразование в пространстве образования взрослых: ресурсы и дефициты // Вестник ТомГПУ. 2022. Вып. 5(223). С. 76–84. doi: 10.23951/1609-624X-2022-5-76-84.
  6. Кирикович Т. Е. Гуманистические основания аксиологически направленной, непрерывной личностной дидактической модели самообучения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 61.
  7. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала // Социологические исследования. 2021. № 1. С. 98–109. doi: 10.31857/S013216250010986-7.
  8. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.
  9. Ключарев Г. А., Кофанова Е. Н. Самообразование как адаптационный ресурс // Россия реформирующаяся: Ежегодник / Под ред. М. К. Горшкова. Вып. 14. М.: Новый хронограф. 2016. С. 282–308.
  10. Константиновский Д. Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55–69. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.3.512.
  11. Корнев С. В. Развитие взглядов на сущность самообразования в педагогической науке // Инновационные тенденции развития Российской науки. Красноярск: КГАУ, 2019. Ч. 2. С. 147–149.
  12. Латова Н. В., Латов Ю. В. Опоздавшие к третьей образовательной революции (Компаративистский анализ человеческого капитала российских специалистов-профессионалов) // Journal of Institutional Studies. 2020. № 12(2). С. 67–85. doi: 10.17835/2076-6297.2020.12.2.067-085.
  13. Лискина Т. В., Паульзен Н. С. Современные подходы к определению понятия «информальное образование» // Известия Байкальского госун-та. 2018. Т. 28. № 1. С. 131–137. doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(1).131-137.
  14. Медведев И. Ф. Категориальный анализ самообразования // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6(55). С. 96–99.
  15. Попова Е. С. Горизонтальная профессиональная мобильность, профессиональное образование и рынок труда в России в динамике лет // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 1. С. 53–70. doi: 10.19181/snsp.2018.6.1.5737.
  16. Тихонова Н. Е., Каравай А. В., Латова Н. В. Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4. С. 39–47. doi: 10.22204/2587-8956-2019-097-04-39-47.
  17. Шахова И. Н. Социальная природа самообразования: социологический анализ // Образование и наука. 2001. № 2. С. 24–34.
  18. Шинкаренко В. П., Рущак И. В., Гордеева Л. Е. Самообучение, самообразование и саморазвитие – основная направленность в деятельности учащихся в условиях гуманизации образования // Прио- ритетные научные направления: от теории к практике / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2016. № 27. Ч. 2. С. 52–57.
  19. Шуклина Е. А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика. Екатеринбург: УрГППУ, 1999.
  20. Юдин И. Б., Полякова В. В., Фурсов К. С. Практики самообразования среди взрослого населения России // Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. / Сост. Н. Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ. 2021. Т. 2. С. 241–249.
  21. Brockett R. G., Hiemstra R. Self-direction in adult learning. N. Y.: Routledge, 1991. doi: 10.4324/9780429457319.
  22. Callender W. D. Adult education as self-education // Adult education quarterly. 1992. Vol. 42. No. 3: 149–163. doi: 10.1177/074171369204200303.
  23. Dickinson G., Clark K. M. Learning orientations and participation in self-education and continuing education // Adult education. 1975. Vol. 26. No. 1: 3–15.
  24. Gibbons M., Phillips G. Self-Education: The Process of Life-Long Learning // Canadian Journal of Education. 1982. Vol. 7. No. 4: 67–86. doi: 10.2307/1494774.
  25. Kidd J. R. How Adults Learn. N. Y.: Association Press, 1973.
  26. Knowles M. Self-directed learning: A guide for learners and teachers. N. Y.: Associated Press, 1975. doi: 10.1177/105960117700200220.
  27. Znaniecki F. Education and Self-Education in Modern Societies // American Journal of Sociology. 1930. Vol. 36. No. 3: 371–386.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».