Профессиональное образование как ресурс адаптации молодежи: динамика восприятия

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Степень адаптированности молодежи, понимаемая как способность молодых людей интегрироваться в социальные институты (в частности, в сферу образования как институциональную систему), существенно различается у разных групп молодых россиян. На материалах общероссийского мониторинга Института социологии ФНИСЦ РАН (2016–2024 гг.) проанализирована динамика представлений молодых людей о роли образования как критерия успешности. Выявлены качественные различия в адаптационных стратегиях разных подгрупп молодежи, предложена типология адаптационных стратегий. Показан масштаб и возможные причины социально-культурного обесценивания профессионального образования у самой образованной части молодежи. Обнаружено сходство социально-психологических механизмов адаптации молодежи без профессионального образования и с высшим образованием. У адаптационного поведения обладателей квалификации специалистов среднего звена выявлена устойчивость, которая может быть связана как со спецификой их человеческого капитала, так и с высотой институциональных барьеров в реализации желаемого. Важными вехами смены тенденций в исследуемом периоде были 2020 и 2022 гг. В 2020 г. наблюдался резкий рост доли хорошо адаптированных среди молодых людей с высшим образованием, что может свидетельствовать о повышенной адаптивной способности данной группы к изменениям. Значимой тенденцией стало позитивное изменение показателей в группе без профессионального образования, где наблюдался рост доли средне адаптированных молодых людей за счет плохо адаптированных. Это может свидетельствовать о наличии внутренних ресурсов адаптации даже при отсутствии у молодых людей завершенного формального профобразования. Для периода 2022–2024 гг. выявлена тенденция к стабилизации показателей адаптированности. При этом сокращение группы плохо адаптированных во всех образовательных подгруппах свидетельствует об улучшении адаптационных ресурсов.

Об авторах

Е. С. ПОПОВА

Институт социологии ФНИЦС РАН, Москва, Россия

Автор, ответственный за переписку.
Email: espopova@isras.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пер. с фр.; ред. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007.
  2. Возьмитель А. А. Объективные и субъективные характеристики успеха постсоветской молодежи // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. № 4. C. 67–86. doi: 10.19181/vis.2021.12.4.751.
  3. Гимпельсон В. Е., Капелюшников Р. И., Лукьянова А. Л. Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный?: препринт WP3/2010/03. М.: ВШЭ, 2010.
  4. Зубок Ю. А. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 4–12. doi: 10.14515/monitoring.2020.3.1688.
  5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: противоречия саморегуляции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 6. С. 215–231. doi: 10.15838/esc.2020.6.72.13.
  6. Зудина А. А. «Поколение локдауна»: динамика молодежного рынка труда в условиях пандемии COVID-19 // Мир России. Социология. Этнология. 2024. Вып. 33(2). С. 6–31. doi: 10.17323/1811-038X-2024-33-2-6-31.
  7. Индикаторы образования. 2025 г. М.: НИУ ВШЭ, 2025.
  8. Капелюшников Р. И. Отдача от образования в России: ниже некуда? Препринт серии WP3 «Проблемы рынка труда». М.: ВШЭ, 2021.
  9. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. От восприятия перемен – к изменению социального поведения // Мир России. Социология. Этнология. 2022. Т. 31. № 1. С. 6–24. doi: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24.
  10. Попова Е. С. Планы и реальность в горизонте будущего: к вопросу о концептуализации понятий в анализе социального поведения // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 4. С. 106–123. doi: 10.19181/snsp.2024.12.4.6.
  11. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.
  12. Российская молодежь в динамике десятилетий / Отв. ред. Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко и др. M.: ИС РАН, 2017.
  13. Российское общество и вызовы времени. Кн. 8 / Под общ. ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М.: Весь мир, 2025.
  14. Сушко П. Е. Социальное благополучие и социальная успешность российской молодежи // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29. № 3. С. 136–149. doi: 10.19181/nko.2023.29.3.8.
  15. Тихонова Н. Е. Значение жизненного успеха для россиян // Вопросы теоретической экономики. 2025. № 1(26). С. 93–112. doi: 10.52342/2587-7666VTE_2025_1_93_112.
  16. Тихонова Н. Е. Факторы жизненного успеха и социального статуса в сознании россиян // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 4. С. 11–43. doi: 10.19181/vis.2018.27.4.536.
  17. Черныш М. Ф. Институциональные основания неравенства в российском обществе // Мир России. 2021. Т. 30. № 3. С. 6–28. doi: 10.17323/1811-038X-2021-30-3-6-28.
  18. Barg K. Educational Choice and Cultural Capital through the Lens of Social Stratification // Sociology. 2015. Vol. 49. No. 6. P. 1113–1132.
  19. Buchmann M., Kriesi I. Transition to Adulthood in Europe // Annual Review of Sociology. 2011. Vol. 37. P. 481–503.
  20. Coleman J. S. The Adolescent Society: The Social Life of Adolescents and Its Impact on Education. Westport, CT: Praeger, 1981.
  21. Entwistle D. R., Alexander K. L. Beginning School Behavior and Educational Disparities among American Children // Annual Review of Sociology. 1993. Vol. 19. P. 401–423.
  22. Gerber T. P. Problems of Educational Stratification in Contemporary Russia // Sociology of Education. 2000. Vol. 73. No. 4. P. 219–246.
  23. Hogan D. P., Astone N. M. Transition to Adultthood // Annual Review of Sociology. 1986. Vol. 12. P. 109–130.
  24. Hollingshead A. B. Elmtown’s Youth – The Impact Of Social Classes On Adolescents. Case Pr., 2007.
  25. Hwan K. D. The Role of Social Capital in Educational Inequalities // Development and Society. 2005. Vol. 34. No. 1. P. 147–167.
  26. Schneider B. A. Educational Stratification and the Life Course // Sociological Focus. 2001. Vol. 34. No. 4. P. 463–466.
  27. Shavit Y., Wösterbäcker K. Reforms and Expansion of Higher Education Opportunities in Italy // European Sociological Review. 1998. Vol. 14. No. 1. P. 33–47.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».