Профессиональная репутация в цифровом обществе: от социального капитала к сетевой сборке

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Современное цифровое общество переходит от централизованной иерархической структуры управления к информационным сетям, связывающим между собой индивидов, институты и государства, что позволяет говорить о существенных изменениях принципов социального управления, где появляются новые измеримые критерии успешности, например, уровень узнаваемости и доверия. Репутация является краеугольным камнем экономики совместного потребления, основополагающим фактором мотивации и показателем вероятности онлайн-взаимодействия. Стимулирует ответственное поведение и служит важным социальным механизмом, который делает возможным успешное функционирование цифровых платформ. Развитие цифрового общества формирует ситуацию, когда профессиональная репутация становится необходимым условием успешного профессионально-карьерного развития. С использованием методологических оснований акторно-сетевой теории, в частности, онтологического поворота Дж. Ло, проясняются социальные аспекты профессиональной карьеры как самостоятельного актанта, заметно влияющего на сетевые взаимодействия и воспроизводящегося через них; выявляются ее индикаторы, применимые в эмпирических исследованиях; обозначается специфика взаимодействия профессиональной репутации и ее субъекта.

Об авторах

М. В. Шутова

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mvshutova@etu.ru
Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Ботнарь Д. С., Сизганова Е. Ю. Формирование позитивной цифровой репутации органов государственной и муниципальной власти // Вестник Чебоксарского филиала РАНХиГС. 2020. № 4 (23). С. 92–99.
  2. Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Бурдье П. Начала. / Пер. с фр. Шматко Н. А. M.: Socio-Logos, 1994. С. 208–221.
  3. Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. Социология цифрового общества: монография. Томск: Изд-во ТПУ, 2021.
  4. Дорохова М. С. Социально-психологический механизм формирования репутации в условиях рыночных отношений: дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
  5. Захаров Н. Л. Организационное поведение государственных служащих. М.: ИД «Инфра-М», 2021.
  6. Захаров Н. Л., Кузнецов А. Л., Воронцов А. В. и др. Методологические основания социологии управления // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 2. С. 251–267.
  7. Иванов Д. В. Актуальная социология: веселая наука в поисках злых истин (окончание) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 3. С. 51–65.
  8. Комоликова С. С. Понятие репутации в культурологическом аспекте // Вестник ЧелГУ. 2013. № 33 (324). С. 63–67.
  9. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 122–139.
  10. Курбангалиева Д. Л. Сравнительная характеристика терминов «имидж», «бренд» и «деловая репутация» в теории репутационной экономики // Электронный экономический вестник Татарстана. 2019. № 4. С. 44–51.
  11. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2014.
  12. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Пер. с англ. С. Гавриленко, А. Писаревой, П. Хановой; науч. ред. перевода С. Гавриленко. М.: Изд-во Института Гайдара, 2015.
  13. Родина Л. В. Профессиональная репутация как объект неимущественного права органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников) // Образование и право. 2022. № 4. С. 174–176. doi: 10.24412/2076-1503-2022-4-174-176.
  14. Рягузова Е. В. Репутация личности: риски и опасности // Социальная психология и общество. 2014. № 3. С. 5–6.
  15. Сафиуллин М. Р., Павлова Х. А. Репутация как один из драйверов развития территории // Электронный экономический вестник Татарстана. 2022. № 1. С. 15–21.
  16. Сеин С. В. Оптимизация деловой репутации государственных служащих: психолого-акмеологический подход: дис. … канд. психол. наук. М., РАНХиГС, 2012.
  17. Социально-экономический анализ инновационного управления цифровыми медиа-коммуникациями / Н. Л. Захаров, Н. Н. Покровская, Т. В. Сметанина и др. СПб.: Изд-во ВВМ, 2022.
  18. Трубецкой А. В. Категория репутации в социально-политической коммуникации: дис. … д-ра психол. наук. М., 2006.
  19. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. Д. Павлова, В. Кирющенко, М. Колопотина. М.: АСТ, 2004.
  20. Шовен П. М. Социология репутаций // Отечественные записки. 2014. № 1. С. 85–99.
  21. Bourdieu P. Les règles de l’art: genèse et structure du champ littéraire. Paris: Éditions du Seuil. 1992.
  22. Branch T. Y., Origgi G., Morisseau T. Why Trust Raoult? How Social Indicators Inform the Reputations of Experts. Social Epistemology. Vol. 36(3). P. 299–316. 2022.
  23. Callon M. Actor Network Theory // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Amsterdam: Elsevier Science Ltd. 2001. P. 62–66.
  24. Coleman J. S. Foundations of Social Theory. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard University Press. 1990.
  25. Dumas M., Barker J. L., Power E. A. When does reputation lie? Dynamic feedbacks between costly signals, social capital and social prominence // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2021. Vol. 376: 20200298. doi: 10.1098/rstb/2020/02/98/.
  26. Gandini A. Reputation, the Social Capital of a Digital Society // The Reputation Economy. London: Palgrave Macmillan. 2016. doi: 10.1057/978-1-137-56107-7_3.
  27. Goldman A. I. Experts: Which Ones Should You Trust? // Philosophy and Phenomenological Research. 2001. Vol. 63(1). P. 85–110.
  28. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. Vol. 67. P. 2047–2059.
  29. Hearn A. Structuring Feeling: Web 2.0, Online Ranking and Rating, and the Digital ‘Reputation’ Economy // Ephemera. 2010. Vol. 10(3/4) P. 421–438.
  30. Michel-Mata S., Kawakatsu M., Sartini J., et al. The Evolution of Private Reputations in Information-Abundant Landscapes // Nature. 2024. Vol. 634. P. 883–889.
  31. Origgi G. What’s New About ‘New Realism’? // Berlin Books. 2016.
  32. Origgi G. The Social Indicators of the Reputation of an Expert. // Social Epistemology. 2022. Vol. 36(5). P. 541–549.
  33. Redshaw T. What is Digital Society? Reflections on the Aims and Purpose of Digital Sociology // Socioilogy. 2019. Vol. 54(2). P. 425–531. doi: 10.1177/0038038519880114.
  34. Romano A., Giardini F., Columbus S., et al. Reputation and Socio-Ecology in Humans // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2021. Vol. 376(1838): 20200295. doi: 10.1098/rstb.2020.0295.
  35. Tsvetkova M. The Effects of Reputation on Inequality in Network Cooperation Games // Philosophical Transactions of the Royal Society. 2021. Vol. 376(1838): 20200299.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».