Женские практики совладания в ситуации гендерной стигмы в высшем IT-образовании

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Распространенность стереотипов о том, что технические специальности в университетах – не для женщин, создает для них дискомфортную атмосферу и ощущение аутсайдерства. Обзор современных теоретических подходов и эмпирических исследований низкой представленности девушек на технических специальностях и бытования стереотипов, приводящих к ситуациям их гендерной стигматизации в среде IT-факультетов, раскрывает механизм формирования гендерной стигмы и дает основания для изучения форм управления ею. В статье на основании анализа 23 полуформализованных интервью со студентками, обучающимися на факультете компьютерных наук одного из высокорейтинговых московских вузов, изучается их поведение в ситуации стигматизации в образовательном процессе. Результатом исследования стала систематизация практик совладания с гендерной стигмой в образовательной среде по уровню ее принятия или исправления в рамках континуума из восьми типов этих практик – от оправдания студентками гендерной стигмы до сопротивления ей, коллективных попыток построения институционального механизма, способствующего ее преодолению.

Об авторах

О. Б. САВИНСКАЯ

НИУ «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: osavinskaya@hse.ru
Москва, Россия

Т. А. МХИТАРЯН

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: mkhitaryan.tamara@gmail.com
Москва, Россия

Список литературы

  1. Антощук И. А. Продвигаясь по “трубе” STEM: систематический обзор литературы по гендерному неравенству в российской инженерной профессии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 57–87. doi: 10.14515/monitoring.2021.3.1912.
  2. Баскакова М. Е. Государственное регулирование занятости женщин и профессиональная сегрегация в российской сфере труда – 100 лет истории. Часть 1. 1918–1945 гг. // Вопросы теоретической экономики. 2023. № 3. С. 127–146. doi: 10.52342/2587-7666VTE_2023_3_127_146.
  3. Воронина Н. С. Женщины в STEM-профессиях в России: аспекты гендерного неравенства // Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ). 2022. № 1. С. 65–86. doi: 10.19181/INAB.2022.1.3.
  4. Гиллиган К., Снайдер Н. Почему патриархат все еще существует? М.: ИД ВШЭ, 2021.
  5. Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Уйти нельзя остаться: формирование жизненных стратегий женщин, сменивших STEM-профессии // Женщина в российском обществе. 2018. № 4. С. 71–84. doi: 10.21064/WinRS.2018.4.7.
  6. Замятнина Е. С. Гендерные различия при выборе специальности в вузе в современной России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 163– 176. doi: 10.14515/monitoring.2017.3.11.
  7. Калабихина И. Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1. С. 5–16. doi: 10.21064/WinRS.2017.1.1.
  8. Лебедева Н. В. Стереотипы как возможный предиктор непредставленности женщин в STEM: разработка и апробация опросника “Стереотипные представления в отношении STEM” // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 2. С. 118–132. doi: 10.26907/esd.18.2.09.
  9. Малошонок Н. Г., Щеглова И. А., Вилкова К. А., Абрамова М. О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 149– 186. doi: 10.17323/1814-9545-2022-3-149-186.
  10. Попова И. П. Гендерное равенство как фактор профессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. № 30 (2). С. 98–122. doi: 10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122.
  11. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация: методологические подходы // Женщина в российском обществе. 2001. № 3–4. С. 3–12.
  12. Савинская О. Б., Лебедева Н. В. Почему женщины уходят из STEM: роль стереотипов // Женщина в российском обществе. 2020. № 2. С. 62–75. doi: 10.21064/WinRS.2020.2.6.
  13. Савинская О. Б., Мхитарян Т. А. Технические дисциплины (STEM) как девичий профессиональный выбор: достижения, самооценка и скрытый учебный план // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 34–48. doi: 10.21064/WinRS.2018.3.4.
  14. Хасбулатова О. А. Гендерные аспекты развития SТЕМ-образования в России // Женщина в российском обществе. 2016. № 3 (80). С. 3–15. doi: 10.21064/WinRS.2016.3.1.
  15. Acker J. Hierarchies, jobs, bodies: A theory of gendered organizations // Gender & Society. 1990. № 2(4). P. 139–158.
  16. Bird S. R. Unsettling universities’ incongruous, gendered bureaucratic structures: A case-study approach // Gender, Work and Organization. 2010. № 2 (18). P. 202–230.
  17. Blickenstaff C. J. Women and science careers: leaky pipeline or gender filter? // Gender and Education. 2005. № 4(17). P. 369–386.
  18. Britton D. M. The epistemology of the gendered organization // Gender & Society. 2000. № 14(3). P. 418–434.
  19. Burke R. J., Mattis M. C. Women and minorities in science, technology, engineering, and mathematics: Upping the numbers. Cheltenham, England: Edward Elgar, 2007.
  20. Ceci S. J., Williams W. M., Barnett S. M. Women’s Underrepresentation in Science: Sociocultural and Biological Considerations // Psychological Bulletin. 2009. № 135(2). P. 218–261.
  21. Ceci S.J, Ginther D.K, Kahn S., Williams W. M. Women in Academic Science: A Changing Landscape // Psychological Science in the Public Interest. 2014. № 15(3). P. 75–141.
  22. Correll S. J. Gender and the Career Choice Process: The Role of Biased Self-Assessments // American Journal of Sociology. 2001. № 106(6). P. 1691–1730.
  23. Folkman S., Lazarus R., Dunkel-Schetter C., DeLongis A., Gruen R. Dynamics of a Stressful Encounter: Cognitive Appraisal, Coping, and Encounter Outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 50(5). P. 992–1003.
  24. Forman-Rabinovici A, Mandel H. The Prevalence and Implications of Gender Blindness in Quantitative Political Science Research // Politics & Gender. 2023. № 19(2). P. 482–506.
  25. Gabay-Egozi L., Shavit Y., Yaish M. Gender differences in fields of study: The role of significant others and rational choice motivations // European Sociological Review. 2015. № 3(31). P. 284–297.
  26. Goffman E. Stigma. London: Penguin, 1963.
  27. Hakim С. Work-Lifestyle Choices in the 21st Century. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  28. Hobfoll S., Dunahoo C., Ben-Porath Y., Monnier J. Gender and coping: the dual-axis model of coping // Am. J. Community Psychol. 1994. No. 22(1). P. 49–82.
  29. Kanter R. M. Men and Women of the Corporation. New York: Basic Books, 1977.
  30. Makarova E., Aeschlimann B, Herzog W. The Gender Gap in STEM Fields: The Impact of the Gender Stereotype of Math and Science on Secondary Students’ Career Aspirations // Frontiers in Education. 2019. No. 60(4) P. 1–12.
  31. Martin A. E., Phillips K. W. What ‘‘blindness” to gender differences helps women see and do: Implications for confidence, agency, and action in male-dominated environments // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2017. No. 142. P. 28–44.
  32. Ong M. Body Projects of Young Women of Color in Physics: Intersections of Gender, Race, and Science // Social Problems. 2005. No. 4(52). P. 593–617. doi: 10.1525/sp.2005.52.4.593 (дата обращения: 01.09.24).
  33. Rhoton L. A. Distancing as a Gendered Barrier: Understanding Women Scientists’ Gender Practices // Gender & Society. 2011. No. 6(25). P. 696–716.
  34. Rincon J. A., Ortiz J. E. Production of ignorance and the gender gap in STEM: an approach to engineering education // Sociología y Tecnociencia. 2021. No. 1(11). P. 139–159.
  35. Rudenko N., Antoshchuk I., Maliushkin R., Zemnukhova L. Gender Equality Paradise Revisited: The Dynamics of Gender Disbalance in Russian Engineering from the Late Soviet Time to the 2010s // Engineering Studies. 2022. No. 14(1). P. 56–78.
  36. Steele J. R., Reisz L., Williams A., Kawakami K. Women in mathematics: examining the hidden barriers that gender stereotypes can impose // Women and minorities in science, technology, engineering and mathematics: upping the numbers / Ed. by R. J. Burke, M. C. Mattis. Massachusetts: Edward Eglar, 2007.
  37. Stoet G., Geary D. C. The Gender-Equality Paradox in Science, Technology, Engineering, and Mathematics Education // Psychological Science. 2018. No. 4(29). P. 581–593.
  38. Wilkins-Yel K.G., Simpson A., Sparks P. D. Persisting despite the odds: Resilience and coping among women in engineering // Journal of Women and Minorities in Science and Engineering. 2019. No. 4(25). P. 353–368.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».