Российские розничные инвесторы в цифровом пространстве: характеристики группы

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На основе данных Мониторинга цифровой трансформации экономики и общества (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2024 г.) исследуется группа российских розничных инвесторов (N = 312, т. е. 3,1% репрезентативной общероссийской выборки). Анализ использования ею цифровых технологий и инструментов показал, что для сделок чаще всего розничные инвесторы обращаются к мобильным инвестиционным приложениям, а для поиска рыночной информации – к социальным сетям. Выделяются две типологические группы: активные розничные инвесторы (36%), торгующие с помощью мобильных приложений и использующие многие доступные им цифровые информационно-аналитические технологии, и пассивные (64%), которые тоже торгуют в основном через приложения, но почти не изучают рыночную конъюнктуру. Активные инвесторы выше оценивают прибыльность своих вложений, что может объясняться их более экономически рациональным поведением благодаря использованию цифровых технологий.

Об авторах

И. Б. ЮДИН

Институт статистических исследований и экономики знаний, преподаватель и аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Автор, ответственный за переписку.
Email: iyudin@hse.ru

Список литературы

  1. Преснякова Л. А. К вопросу о будущем фондового рынка в России: перспективы и основные ограничения развития (комментарий к статье Д. О. Стребкова) // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 5. С. 40–54. doi: 10.17323/1726-3247-2007-5-40-54. [Presnyakova L. (2007) To the Question on Stock Market Development in Russia: Perspectives and Basic Restrictions (Comments to D. Strebkov’s Paper). Ekonomicheskaya Sotsiologiya [Journal of Economic Sociology]. Vol. 8. No. 5: 40–54. doi: 10.17323/1726-3247-2007-5-40-54. (In Russ.)]
  2. Смелова А. А. Социальные исследования финансов как новый вектор для социологического изучения современного общества // Социологические исследования. 2024. № 8. С. 22–36. doi: 10.31857/S0132162524080029. [Smelova A. (2024) Social Studies of Finance as a New Vector for Sociological Research of Modern Society. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. No. 8: 22–36. doi: 10.31857/S0132162524080029. (In Russ.)]
  3. Старшинов А. Н., Мюллер Д. Г. Об отдельных недостатках государственного регулирования рекламы рынка ценных бумаг в России // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. Т. 4. № 55. С. 69–73. doi: 10.26907/2079-5912.2022.4.69-73. [Starshinov A. N., Muller D. G. (2022) About Some Shortcomings of The State Regulation of Advertising of the Securities Market in Russia. Kazanskij Socialno–Gumanitarnyj Vestnik [The Kazan Socially–Humanitarian Bulletin]. No. 4(55): 69–73. doi: 10.26907/2079–5912.2022.4.69–73. (In Russ.)]
  4. Belousova V., Chichkanov N. (2015) Mobile Banking in Russia: User Intention towards Adoption. Foresight and STI Governance. Vol. 9. No. 3: 26–39. doi: 10.17323/1995-459x.2015.3.26.39.
  5. Freibauer J., Grawert S., Rieger M. O. (2024) The Effects of Trading Apps on Investment Behavior over Time. The European Journal of Finance: 1-25. doi: 10.1080/1351847X.2024.2401604.
  6. Gurun U. G., Stoffman N., Yonker S. E. (2018) Trust Busting: The Effect of Fraud on Investor Behavior. The Review of Financial Studies. Vol. 31. No. 4: 1341–1376. doi: 10.1093/rfs/hhx058.
  7. Knorr-Cetina K. (2003) From Pipes to Scopes: The Flow Architecture of Financial Markets. Distinktion: Journal of Social Theory. Vol. 4. No. 2: 7–23. doi: 10.1080/1600910X.2003.9672857.
  8. Muniesa F., Millo Y., Callon M. (2007) An Introduction to Market Devices. The Sociological Review. Vol. 55. No. 2_suppl: 1–12. doi: 10.1111/j.1467-954X.2007.00727.x.
  9. Park J., Konana P., Gu B., Kumar A., Raghunathan R. (2010) Confirmation Bias, Overconfidence and Investment Performance: Evidence from Stock Message Boards. SSRN Scholarly Paper ID1639470. doi: 10.2139/ssrn.1639470.
  10. Trehan B., Sinha A. K. (2021) A Study of Confirmation Bias among Online Investors in Virtual Communities. International Journal of Electronic Finance. Vol. 10. No. 3: 159–179. doi: 10.1504/IJEF.2021.115647.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».