Профессиональное благополучие российских ученых: проблемы измерения, компоненты и результаты эмпирического исследования

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье поднимаются вопросы социологического исследования профессионального благополучия российских ученых. Актуальность проблемы обусловлена важностью объективного понимания процессов, происходящих внутри профессиональной группы научных работников, в контексте реализации задач научно-технологического развития России. Анализируются подходы к определению и измерению профессионального благополучия. Показано, что доминируют исследовательские направления, в основе которых – субъективное измерение профессионального благополучия. Цель исследования – предложить и апробировать методологическую рамку измерения профессионального благополучия ученых, основанную на синтезе объективных и субъективных показателей. Авторы задают социологический фокус и трактуют «профессиональное благополучие ученых» как интегральную характеристику, сочетающую внешнюю профессиональную успешность (объективную компоненту) и субъективное восприятие степени реализации социально-профессиональных возможностей (субъективную компоненту). Предложена система показателей для измерения этих компонент. На эмпирических данных проверяется гипотеза о связи между достигнутым профессиональным успехом и субъективными аспектами профессионального благополучия. В качестве эмпирической базы используются результаты исследования российских ученых, проведенного методом онлайн-опроса по целевой выборке (N = 536). Результаты эмпирического исследования демонстрируют, что объективные показатели профессиональной успешности российских ученых не всегда связаны с субъективными параметрами профессионального благополучия, существует рассогласованность между гедонистическим и эвдемонистическим измерениями профессионального благополучия. Обнаружены различия в уровнях профессионального благополучия между российскими учеными, работающими в НИИ и вузах.

Об авторах

А. В. НОСКОВА

кафедра социологии МГИМО МИД России

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.noskova@inno.mgimo.ru
Москва, Россия

Д. В. ГОЛОУХОВА

кафедра социологии МГИМО МИД России

Email: d.v.goloukhova@inno.mgimo.ru
Москва, Россия

Е. И. КУЗЬМИНА

кафедра социологии МГИМО МИД России

Email: e.kuzmina@inno.mgimo.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Акимова А. Ю., Обознова А. А., Петрович Д. Л. Субъективное профессиональное благополучие специалистов железнодорожного транспорта (на примере машинистов и помощников машиниста локомотива) // Вестник Тверского госун-та. Педагогика и психология. 2020. № 3(52). С. 20–35.
  2. Аникин В. А., Нагерняк М. А., Воронина Н. Д. Концепция благополучия в общественных науках // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. № 6. С. 319–341.
  3. Березовская Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1232-berezovskaya45.html (дата обращения: 05.02.2025).
  4. Бородкина Е. В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 31–34.
  5. Бояркин М. Ю., Долгополова О. А., Зиновьева Д. М. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих. Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2007.
  6. Грачев А. А., Русалинова А. А. Социальное самочувствие в организации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 8(30). С. 7–11.
  7. Деменев А. Г. Эвдемонистические и гедонистические теории в современных исследованиях счастья // Вестник ВГУ. Философия. 2016. № 4. С. 15–23.
  8. Дружилов С. А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессио- нальной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12(68). С. 1236–1246.
  9. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: Уч. пос. для вузов. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2003.
  10. Карапетян Л. В. Теоретические и эмпирические подходы к созданию модели эмоционально-личностного благополучия // Известия УрФУ. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 22. № 4 (156). С. 100–107.
  11. Клименко Л. В., Скачкова Л. С. Субъективное благополучие преподавателей российских вузов. Опыт эмпирического исследования // Вопросы образования. 2020. № 4. С. 37–63.
  12. Кот А. С., Качина А. А. Профессиональное благополучие специалистов сферы информационных технологий // Организационная психология. 2024. Т. 14. № 1. С. 134–157.
  13. Лисовская А. Ю., Кошелева С. В. и др. Основные подходы к пониманию благополучия сотрудника: от теории к практике // Организационная психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 93–117.
  14. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Кузьмина Е. И. Статусные позиции и научный капитал ученых в российской науке // Социологические исследования. 2024. № 2. С. 88–99. doi: 10.31857/S0132162524010087.
  15. Рут Е. И., Августова Л. И. Профессиональное благополучие сотрудников коммерческих организаций: критерии и методика оценки // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2017. № 5. С. 72–78.
  16. Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П., Кученкова А. В. Субъективное благополучие на работе: исследовательские практики социологического измерения // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 37–49. doi: 10.31857/S013216250015546-3.
  17. Темницкий А.Л., Бессокирная Г. П. Удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью в современной России: модели взаимосвязей // Вестник Омского ун-та. Экономика. 2018. № 4(64). С. 138–152. doi: 10.25513/1812-3988.2018.4.138-152.
  18. Харченко В. С. Социальное самочувствие персонала организации: методики изучения основных HR- индикаторов // Управление культурой. 2022. № 2. С. 4–15.
  19. Aryanti R. D., Sari E. Y., Widiana H. S. A Literature Review of Workplace Well-Being // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 477. P. 605–609. doi: 10.2991/assehr.k.201017.134.
  20. Bardach L., Klassen R. M., Perry N. E. Teachers’ Psychological Characteristics: Do They Matter for Teacher Effectiveness, Teachers’ Well-being, Retention, and Interpersonal Relations? An Integrative Review // Educational Psychology Review. 2022. No. 34. P. 259–300.
  21. Bordi L., Okkonen J. et al. Communication in the Digital Work Environment: Implications for Wellbeing at Work // Nordic journal of working life studies. 2018. Vol. 8. No. S3. P. 29–47.
  22. Czerw А. Diagnosing Well-Being in Work Context – Eudemonic Well-Being in the Workplace Questionnaire // Current Psychology. 2019. No. 38. Р. 331–346.
  23. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. 1984. № 95(3). P. 542–575. doi: 10.1037/0033-2909.95.3.542.
  24. Harter J. K., Schmidt F. L., Keyes C. L. Well-Being in the Workplace and its Relationship to Business Outcomes: A Review of the Gallup Studies // Keyes C. L., Haidt J. (eds) Flourishing: The Positive Person and the Good Life. 2002. P. 205–224.
  25. Helliwell J. F., Huang H. Well-Being and Trust in the Workplace // Journal of Happiness Studies. 2011. No. 12. P. 747–767. doi: 10.1007/s10902-010-9225-7.
  26. van Horn J E., Taris T. W. et al. The Structure of Occupational Well-Being: A Study Among Dutch Teachers // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2004. No. 77(3). P. 365–375.
  27. Jinghui Si Higher Education Teachers’ Professional Well-Being in the Rise of Managerialism: Insights From China // Higher Education. 2023. No. 87(4). P. 1–187.
  28. Keyes C. L.M. Social Well-Being // Social Psychology Quarterly. 1998. No. 61(2). P. 121–140.
  29. Martinsone B., Jensen M. T. et al. Wellbeing in the Teachers’ Profession: Theoretical Considerations and Multi-Cultural Research in Europe // Teachers’ professional wellbeing. A digital game based social-emotional learning intervention. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2024. Р. 9–31.
  30. Ryff C. D., Keyes C. L.M. The Structure of Psychological Well-Being Revisited // Journal of Personality and Social Psychology.1995. No. 69. Р. 719–727.
  31. Sato W. Scientists’ Personality, Values, And Well-Being // SpringerPlus. 2016. No. 5. doi: 10.1186/s40064-016-2225-2. URL: https://springerplus.springeropen.com/articles/10.1186/s40064-016-2225-2 (дата обращения: 10.03.2025).
  32. Sen A. Development as Capability Expansion // Readings in Human Development. New Delhi; N. Y.: Oxford University Press, 2003. P. 41–58.
  33. Warr P. Well-being and the Workplace // Well-being: The foundations of Hedonic Psychology. Russell Sage Foundation, 1999. P. 392–412.
  34. Warr P., Cook J., Wall T. Scales for the Measurement of Some Work Attitudes and Aspects of Psychological Well-Being // Journal of Occupational Psychology. 1979. No. 52(2). Р. 129–148.
  35. Yildirim K. Main Factors of Teachers’ Professional Well-Being // Educational Research and Reviews. 2014. No. 9(6). Р. 153–163.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».