Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 4 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Статьи

Партийная дипломатия во внешней политике КНР: «Диалог КПК с миром — 2023»

Верченко А.Л.

Аннотация

Коммунистическая партия Китая проводит двусторонние, региональные, международные встречи с представителями правящих и оппозиционных политических партий мира («Диалоги») и рассматривает их в качестве канала для усиления роли партийной дипломатии как части китайской дипломатии в целом, особенно для создания основ построения сообщества единой судьбы человечества. «Диалог КПК с политическими партиями мира на высшем уровне» проводится с 2017 г. и пришел на смену менее амбициозному «Диалогу КПК с миром» (2014-2016 гг.). В его работе начали принимать участие лидеры правящих партий, главы государств и правительств. Нынешний «Диалог», как и раньше, обсуждает роль правящей партии, ее ответственность за будущее своей страны и человечества. Ключевая тема последнего «Диалога» — «Путь к модернизации: ответственность политических партий» — выбрана для ознакомления мира с намеченной ХХ съездом КПК линией на модернизацию китайского типа. КПК знакомит мир со своими инновационными предложениями: «Глобальная модернизация» как совместное развитие в интересах всего человечества и «Глобальная цивилизация», подразумевающая уважение многообразия цивилизаций, признание их равенства, отказ от навязывания чужих ценностей, активизация гуманитарных обменов. В онлайн-форуме, состоявшемся 15 марта 2023 г., приняли участие представители 500 политических партий из 150 стран и регионов, с основным докладом выступил Си Цзиньпин. Новое время ставит новые задачи, и Китай, переходя на модель высокотехнологического развития, предлагает миру для ознакомления свои пути, а заодно свою помощь в будущем становлении. Как и на предыдущих форумах «Диалога», КПК подчеркивала свою роль миролюбивой крупной державы, проявляющей заботу о судьбах человечества, предлагающей план коллективного сотрудничества в деле развития человеческой цивилизации и пути установления справедливого мироустройства в противовес переживающей системный кризис западной идее глобализации.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):7-19
pages 7-19 views

КНДР как структурный фактор региональной и глобальной безопасности

Лешаков П.С., Соловьев А.В.

Аннотация

В статье анализируется текущее внутреннее и внешнее положение КНДР, которое авторы оценивают как промежуточный итог уникального 75-летнего опыта социально-экономического развития. Ракетно-ядерная программа, ставшая для КНДР средством обеспечения безопасности, инструментом дипломатического торга, а также причиной получения специфического международного статуса «малой великой державы», сделала страну объектом беспрецедентно жестких санкций — как со стороны отдельных стран, так и со стороны международного сообщества в лице СБ ООН. Санкции, нанеся серьезный ущерб экономике страны, а также усугубив ее гуманитарное положение и международную изоляцию, тем не менее не привели к денуклеаризации КНДР. В этих условиях руководство страны считает главной задачей сохранение политической стабильности, что, по его мнению, на долгое время предопределит консервацию специфической системы хозяйствования, сочетающей директивные методы управления и отдельные принципы товарно-денежного обращения. Декларируя безусловную приверженность развитию своей ракетно-ядерной программы, КНДР создает двоякую структурную угрозу стратегической стабильности на региональном и глобальном уровне. На региональном уровне РЯП КНДР, подрывая принципы ядерного нераспространения, может стимулировать пороговые государства региона к разработке своих ядерных программ. Активное продвижение многосторонних военно-политических альянсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе под патронатом США делает перспективу выхода Пхеньяна на переговоры о контроле над стратегическими вооружениями маловероятной. На глобальном же уровне успешное противодействие Пхеньяна санкционному режиму в условиях нарастания системных и структурных международных противоречий может привести к деградации этого режима и, как следствие, — к опасной дисфункции ООН как ключевого международного института.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):20-35
pages 20-35 views

Обострение борьбы за влияние в Океании и роль Японии

Гордеева И.В.

Аннотация

Статья посвящена политике Японии в отношении Океании в условиях нарастающего противоборства в регионе между возглавляемой Соединенными Штатами коалицией западных держав и все более набирающим силу Китаем. Тихоокеанский регион, обладающий важнейшим геостратегическим положением и огромными ресурсами, становится одним из фронтов развернутого Соединенными Штатами и их союзниками масштабного наступления по укреплению своих позиций на мировой арене. В то же время Китай продолжает планомерное продвижение в регионе, опираясь на растущую экономическую мощь, крупные финансовые активы и повышающийся технологический уровень. Исследуются политические, экономические и военные аспекты взаимодействия доминирующих в регионе стран с малыми островными государствами, а также их позиции в контексте усиливающегося соперничества между ними.Особое внимание уделяется стремлению Японии укрепить отношения со странами Океании и поиску своего места в регионе при сохранении тесных связей с Соединенными Штатами и их союзниками. Япония и островные государства региона имеют давние исторические связи и успешно сотрудничают во многих областях. Немаловажную роль играют проблемы безопасности, экономические и логистические интересы Токио. Созданы разветвленные многосторонние и двусторонние механизмы взаимодействия Японии с тихоокеанскими островными странами, используя которые Токио обеспечивает свои интересы в регионе. Большое значение имеет позиция тихоокеанских островных государств, все более откровенно заявляющих о своей заинтересованности развивать отношения со всеми сторонами, руководствуясь, прежде всего, собственными интересами, возможностями получения финансово-экономической помощи для решения накопившихся в регионе проблем.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):36-45
pages 36-45 views

Перспективы российского газа в Китае

Кондратов Д.

Аннотация

В статье представлены анализ текущего состояния и прогнозы долгосрочного развития китайского рынка природного газа, а также рассмотрены перспективы увеличения поставок в КНР российского ископаемого топлива.Ожидается, что к концу 2030 г. КНР по потреблению газа может догнать и перегнать Европу. К 2030 г. совокупный объем спроса на газ в Поднебесной составит 390-560 млрд куб. м, что почти в 1,5 раза выше уровня 2022 г.В период экономического замедления дисбаланс спроса и предложения на мировом углеводородном рынке ведет к его дестабилизации. Чтобы заранее спрогнозировать такие ситуации, специалисты международных и российских организаций (Международное энергетическое агентство, BPp.l.c., Институт энергетических исследований РАН, Институт экономики энергетики Японии) и консалтинговых компаний (IHSMarkit) периодически готовят работы об эволюции мировых энергетических рынков и ее последствиях для крупнейших стран — потребителей газа. Практически все исследования пока не готовы в обозримом будущем назвать период пикового спроса на газ в КНР, что дает основания назвать XXIвек веком газовой трансформации.Также автор дает оценку перспективам расширения российского присутствия на китайском газовом рынке и предлагает рекомендации по использованию потенциала развития энергетического сотрудничества КНР и России.После запуска газопровода «Сила Сибири» северо-восточные и восточные провинции Китая, находящиеся вблизи российской границы, будут насыщены российским газом. В свою очередь, недостаточное развитие газовой инфраструктуры Китая (нехватка трубопроводных мощностей, газовых хранилищ, распределительных сетей) не позволит увеличить экспорт при строительстве Россией дополнительных мощностей. Еще в большей степени это касается проекта «Сила Сибири-2». Наиболее перспективным направлением увеличения экспорта российского газа в КНР является организация поставок российского СПГ в приморские районы Китая, в которых прогнозируется устойчивый рост спроса на газ.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):46-72
pages 46-72 views

Энергетическая политика Японии: актуальные вызовы и проблемы

Корнеев К.А.

Аннотация

В октябре 2021 г. в Японии была опубликована шестая редакция Стратегического (базового) энергетического плана до 2030 г. Основная задача осталась прежней — добиться максимально возможных показателей энергетической независимости, для чего необходимо на порядок снизить закупки первичных энергоресурсов, а также вдвое (с 18 % до 36 %) увеличить долю ВИЭ в энергетическом балансе страны по сравнению с уровнем 2021 г. За минувшие 10 лет Япония провела большую работу в плане развития возобновляемой энергии: сегодня в стране насчитывается более 70 ГВт мощностей солнечных станций (СЭС) и порядка 7 ГВт ветроэнергетических станций (ВЭС); к 2030-2035 гг. суммарный объем возобновляемых мощностей предполагается довести до более чем 100 ГВт. Однако этих шагов недостаточно даже для того, чтобы в ближайшие годы сократить закупки нефти, угля и природного газа примерно на 20 %. Таким образом, на первое место вновь выходят вопросы перезапуска большинства имеющихся АЭС и строительства новых энергоблоков, поскольку они являются наиболее стабильным энергоисточником в условиях продолжающейся турбулентности на мировых энергетических рынках. Япония приложила немало усилий для пересмотра характера своей энергетической политики с целью найти приемлемый баланс между отказом от ядерной энергетики и поддержанием базовых показателей надежности энергоснабжения. Однако эти усилия отчасти завели страну в «энергетический тупик», когда текущие потребности так или иначе обеспечиваются, но под большим вопросом остается долгосрочное развитие отрасли. Это особенно заметно с учетом того, что Япония взяла на себя значительные обязательства по сокращению выбросов СО2 и достижению углеродной нейтральности экономики к 2050 г., для чего необходим пересмотр многих ориентиров и переосмысление стратегических документов. Поиск ответов на этот вопрос и является основной целью настоящей статьи.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):73-84
pages 73-84 views

Экономическая стратегия Японии в Индии: проблемы и перспективы

Добринская О.А.

Аннотация

Статья посвящена особенностям японской экономической стратегии в Индии. Трансформация геополитического и геоэкономического ландшафта определяет растущий интерес Японии к сотрудничеству с Индией. Значимость сотрудничества с Индией определяется ее потенциалом как противовеса влиянию Китая, ростом емкости индийского внутреннего рынка, условиями производства и географическим положением, открывающим для Японии перспективы создания новых цепочек добавленной стоимости в регионе Южной и Юго-Восточной Азии, а также задачей выхода на рынки Африки и Ближнего Востока. Индия привлекает Японию и как источник людских ресурсов, прежде всего специалистов в сфере информационных технологий. В то же время экономическое продвижение в Индию сталкивается с рядом проблем, среди которых слаборазвитая транспортная и энергетическая инфраструктура страны, непрозрачность применения индийского законодательства, запутанная система налогообложения и др. Слабым звеном являются торговые отношения, а некоторые из заявленных проектов сталкиваются с трудностями из-за ряда экономических и политических факторов. Стратегия Токио опирается на подход, сочетающий государственное финансирование и частные капиталовложения. Значение Индии в контексте реализации стратегии свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона определяет высокий уровень вовлечения государства в реализацию экономических проектов. Япония является ведущим донором официальной помощи развитию (ОПР) для Индии, а также одним из главных инвесторов в индийскую экономику. Средства направляются на повышение инфраструктурной оснащенности и технического развития Индии до уровня, соответствующего стандартам японского бизнеса. Особенностью японской стратегии является акцент на подготовке местных специалистов и управленцев, что позволит обеспечить необходимые условия для передачи технологий и принятия японской модели менеджмента.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):85-98
pages 85-98 views

Архитектура концепции киберсуверенитета КНР (по материалам докладов Всемирной интернет-конференции «Киберсуверенитет: теория и практика»)

Янькова А.Д.

Аннотация

Современный Китай исходит из установки, что без сетевой безопасности невозможна безопасность национальная. Государство выстраивает свою кибердипломатию с опорой на традиционные доминанты внешней политики — незыблемость границ, невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета. Распространение национального суверенитета на цифровую среду естественным образом повлекло за собой создание концепции киберсуверенитета, ставшей неотъемлемой частью китайской «дискурсивной силы» и краеугольным камнем подхода КНР к глобальному управлению Интернетом. Пекин, недовольный нынешним несправедливым, по его мнению, цифровым миропорядком и обеспокоенный необходимостью обеспечения всеобъемлющего контроля над внутренними сетями, выступает за институциональную реформу сложившейся системы глобального управления киберпространством. За последние два десятилетия государство превратилось из реципиента в создателя и пропагандиста кибернорм. Кейсы китайского нормативного предпринимательства привлекают все большее количество сторонников, в первую очередь среди развивающихся стран. Олицетворением конкурентной стратегии КНР на этом направлении стал ряд крупных инициатив, включая Всемирную интернет-конференцию, идею создания «сообщества единой судьбы человечества в киберпространстве» и «Цифровой шелковый путь». Целью этих инициатив является не просто информирование международной аудитории о намерении Китая придерживаться киберсуверенитета во всех внешнеполитических делах, но также они содержат призыв официально закрепить данный принцип в качестве подтверждения права государственных субъектов управлять Интернетом по своему усмотрению. В статье на основе первичных источников предпринята попытка проследить истоки концепции киберсуверенитета КНР, проанализировать ее эволюцию, институциональное оформление, целеполагание, наполнение и ограничения, а также с помощью объектно-ориентированной архитектуры представить ее в виде трехуровневой системы.Благодарности: Автор выражает благодарность своему научному руководителю Василию Борисовичу Кашину, директору Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, к.полит.н., за содействие в написании статьи.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):99-112
pages 99-112 views

Исторический опыт развития китайской цивилизации

Буров В.Г.

Аннотация

Китайская цивилизация принадлежит к числу древних. В течение многих столетий ее развитие осуществлялось исключительно на собственной основе. Знакомство с западной цивилизацией вызвало в ХХ в. дискуссии о традиционных китайских ценностях, в ходе которых высказывались различные точки зрения — от полного отрицания до тотального восхваления. В последние десятилетия постепенно приходит осознание того, что учение Конфуция и его последователей представляет огромное духовное богатство. Происходит переоценка учений китайских мыслителей прошлого. Исторический опыт цивилизационного развития Китая содержит ценные уроки для России.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):113-130
pages 113-130 views

Исследование качества экономического роста в регионах Востока России и Северо-Востока Китая

Забелина И.А.

Аннотация

В статье представлены результаты оценки качества экономического роста в регионах Востока России и Северо-Востока Китая, выполненной с использованием методики применения экологических индикаторов для определения качества роста региональной экономики (показатели эко-интенсивности и концепция «цвета» экономического роста). Показано, что за период с 2011 по 2021 г. в обеих странах снизился уровень некоторых видов негативного воздействия на окружающую среду. Сравнительный анализ показателей эко-интенсивности свидетельствует о том, что в 2021 г. Россия превосходила Китай по объему выбросов диоксида серы и окислов азота, приходящемуся на единицу созданного экономического результата. По этим загрязняющим веществам в Китае и его регионах отмечались позитивные тенденции: за рассматриваемый период эко-интенсивность существенно снизилась. Исследование трендов эколого-экономического развития с использованием концепции «цвета» экономического роста показало, что вся траектория развития Китая и его регионов по выбросам диоксида серы и окислов азота находилась в наиболее благополучной зоне — зоне «зеленого» роста. При этом многие дальневосточные территории России показали негативную динамику: в отдельные годы был выявлен «черный» рост и/или спад. Расчеты показали, что практически во всех регионах Востока РФ за рассматриваемый период эко-интенсивность образования отходов производства и потребления увеличилась, а траектории развития по данному виду негативного воздействия на окружающую среду находились преимущественно в зонах «черного» роста и/или спада. Полученные в настоящем исследовании результаты позволяют проанализировать эколого-экономические тенденции развития региональных и национальных экономик и могут использоваться в процессе разработки стратегических документов, в т.ч. в контексте расширения масштабов трансграничного сотрудничества.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):131-150
pages 131-150 views

«Россия приблизилась к нам более чем вдвое»: Московский договор 1896 г. в оценках китайских исследователей

Головачев В.Ц.

Аннотация

Был ли неравноправным Московский договор («Китайско-русский тайный договор») 1896 года? Российские оценки этого договора, подписанного 22 мая / 03 июня 1896 г. А.Б. Лобановым-Ростовским, С.Ю. Витте и Ли Хунчжаном, — особая тема, уже освещавшаяся нами в специальных публикациях. Эти оценки различны — от негативных до в целом позитивных и смешанных (не был неравноправным, имел плюсы и минусы для обеих сторон). Позитивные и смешанные оценки, безусловно, доминируют в отечественных исследованиях, что не означает полного исчерпания этой дискуссионной темы в российской историографии. В китайской историографии, в свою очередь, существует неточное представление, что едва ли не все китайские эксперты воспринимают и оценивают договор сугубо негативно, как неравноправный. В действительности выводы и оценки китайских экспертов сегодня, как и 120 лет назад, вовсе не едины и не тотально отрицательны, а, подобно российской историографии, содержат весь спектр оценок — от негативных до позитивных и смешанных. Само наличие этого спектра, наряду с обновлением и расширением конкретной аргументации, свидетельствует о том, что в исторической науке Китая дискуссии о сути «тайного» Московского договора 1896 г. и оценке действий Ли Хунчжана еще далеки от завершения. Поводом для данной статьи послужил библиографический обзор китайских исследований по теме КВЖД, опубликованный харбинскими историками Ма Вэйюнем и Цуй Цзяньпин в «Дискуссионной трибуне» журнала «Проблемы Дальнего Востока» (2021, № 6).
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):151-163
pages 151-163 views

«Продолжение Полного собрания исторических записок Дайвьета» и его злосчастная судьба

Федорин А.Л.

Аннотация

Имею­щий­ся у нас текст ос­но­во­по­ла­гаю­ще­го ис­точ­ни­ка по ис­тории древнего и средневекового Вьетнама — «Полного собрания исторических записок Дайвьета» освещает события в этой стране от глубокой древности и до 1675 г. Между тем канонический текст этой летописи, распространявшийся в виде ксилографов в конце XVIIIв., доводил это описание до 1740 г., однако в результате существенной правки его заключительной части, проведенной по политическим мотивам при первых императорах династии Нгуен (1802-1945), он был кардинально сокращен, а описание последних 65 лет (1676-1740 гг.) из него вообще исключили. При этом ни одного полного ксилографа исходного текста хроники, каким его сформировали в XVIIIв., до нашего времени не дошло. В статье излагается история создания этой летописи, ее принципиальные отличия от аналогичных китайских источников, которые безусловно служили для нее образцами, в первую очередь за счет выделения ее дидактической функции в качестве основной. В результате этот «единый учебник истории» всегда составлял важную часть в системе подготовки кадров средневекового чиновничества во Вьетнаме, текст его был весьма устойчивым и изменялся только по политическим соображениям (при приходе к власти новой династии), чаще всего за счет существенного сокращения. Вопросам, как это проиcходило, каким образом можно хотя бы частично восстановить первоначальный вариант источника, и его утраченный текст по периоду с 1676 по 1740 г. и посвящена настоящая статья.
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):164-173
pages 164-173 views

Автономный район Внутренняя Монголия в реализации образовательной политики Китая во Внутренней Азии

Актамов И.Г.

Аннотация

Статья посвящена краткому обзору основных тенденций в образовательном сотрудничестве между Россией, Китаем и Монголией. В фокусе исследования — Автономный район Внутренняя Монголия как особое культурно-образовательное пространство, в рамках которого реализуется взаимодействие в сфере высшего образования. На основе статистических данных выявлено, что студенты из Монголии и регионов Сибири и Дальнего Востока России представляют подавляющее большинство в доле иностранных студентов региона. В качестве основных «факторов притяжения» выступают стипендиальные программы различных уровней — Правительства КНР, Народного правительства Внутренней Монголии и вузов региона. Существенным стимулом является выделение специальных квот для поступающих из Монголии, а также вузов-партнеров из России. Определено, что вузы АРВМ за последние 15 лет стали одними из ключевых центров привлечения иностранных студентов из Монголии и российских регионов Внутренней Азии. Руководство Китая рассматривает Внутреннюю Монголию как важный регион для реализации внутренней национальной политики. В последние годы данный регион играет важную роль в выстраивании отношений с Монголией и Россией в контексте реализации глобальных инициатив Китая и гуманитарного сотрудничества в целом. Выдвигается предположение, что в перспективе Внутренняя Монголия будет выполнять стратегические задачи как с точки зрения внутренней политики, так и реализации внешнеполитического курса КНР.Благодарности: Выражаю глубокую благодарность профессору Ло Цзяньцзиню (罗见近教授) за его руководство, помощь и поддержку, оказанную во время моей научной стажировки в Институте Ли Ди Института истории науки и техники Педагогического университета Внутренней Монголии (内蒙古师范大学科学技术史研究学院李迪书院).
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):174-187
pages 174-187 views

XXIV Международная научная конференция «Китай и Восточная Азия: философия, литература, культура»

Кварталова Н., Блажкина А.Ю.

Аннотация

    
Проблемы Дальнего Востока. 2023;(4):188-194
pages 188-194 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».