Адаптация организма ребенка к обучению в начальной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В систематическом обзоре литературы представлены данные о факторах школьной среды, а также о психологических, социальных и физиологических аспектах адаптации ребенка к обучению в начальной школе. Критериями успешной адаптации в этом аспекте служат успеваемость, поведение и включенность ребенка в социальную среду, а также умеренные сдвиги физиологических показателей. Описаны современные подходы к изучению физиологических реакций, связанных с адаптацией к школе, базирующиеся, в первую очередь, на динамике кортизола в слюне и вариабельности биологических ритмов. Подчеркнута роль здоровья и представлены данные по адаптации к школе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Показана важная роль матери и внутрисемейных отношений на характер и эффективность адаптационных процессов.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

В. Д. Сонькин

ФГБНУ “Институт возрастной физиологии РАО”

Автор, ответственный за переписку.
Email: sonkin@mail.ru
Россия, Москва

И. В. Ермакова

ФГБНУ “Институт возрастной физиологии РАО”

Email: sonkin@mail.ru
Россия, Москва

Л. В. Макарова

ФГБНУ “Институт возрастной физиологии РАО”

Email: sonkin@mail.ru
Россия, Москва

Т. М. Параничева

ФГБНУ “Институт возрастной физиологии РАО”

Email: sonkin@mail.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Изд. 2-е переработанное и дополненное. Ленинград: Наука, 1969. 494 с.
  2. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. 116 с.
  3. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 253 с.
  4. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоров’я, 1988. 216 с.
  5. Сонькин В.Д. Физиологические закономерности онтогенеза и их возможные приложения к теории физической тренировки // Физиология человека. 2015. Т. 41. № 5. С. 125.
  6. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. 584 с.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Мир психологии. 1999. № 1. С. 76.
  8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / 4-е изд. М.: Академия, 2009. 416 с.
  9. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Алферова В.В. и др. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. Хрипковой А.Г., Антроповой М.В. М.: Педагогика, 1982. 240 с.
  10. Алимурадова А.Ф. Адаптация первоклассников к обучению в общеобразовательной школе: психолого-педагогические условия повышения эффективности // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 5. С. 285.
  11. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2000. 143 с.
  12. Красникова Т.В. Адаптация младших школьников к школе: факторы, уровни, показатели, этапы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 434.
  13. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. М.: Медицина, 2007. 235 с.
  14. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Гринина Е.С. и др. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 247.
  15. Басырова З.А., Степанова Н.А. Психологические особенности адаптации детей к школьному обучению // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5. Ч. 2. С. 197.
  16. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация: монография. М.: ПЭР СЭ, 2002. 192 с.
  17. Kashuba V., Futornyі S., Andrieieva O. et al. Optimization of the processes of adaptation to the conditions of study at school as a component of health forming activities of primary school-age children // J. Phys. Educ. Sport. 2018. V. 18. № 4. Р. 2515.
  18. Штанько Е.С., Шубович М.М. Адаптация детей к школьному обучению как проблема цифрового общества // Осовские педагогические чтения “Образование в современном мире: новое время — новые решения”. 2021. № 1. С. 533.
  19. Буслаева Е.Л. Цифровизация общества как фактор психического и психосоциального развития младших школьников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 2 (835). С. 159.
  20. Qi J., Yan Y., Yin H. Screen time among school-aged children of aged 6-14: a systematic review // Glob. Health. Res. Policy. 2023. V. 8. № 1. Р. 12.
  21. Бартош О.П., Бартош Т.П., Мычко М.В. Комплексное применение психологического тренинга и метода биологической обратной связи у младших школьников // Вестник психофизиологии. 2015. № 4. С. 59.
  22. Кривичева Ю.В., Ткаченко И.В. Психическое развитие младшего школьника как фактор успешной адаптации к школьному обучению // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2022. № 22. С. 70.
  23. Жигинас Н.В., Сухачёва Н.И. Адаптация младших школьников в ракурсе проблемы психического здоровья // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Т. 162. № 9. С. 115.
  24. Кулагина И.Ю., Кравцова М.А. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 4. С. 36.
  25. Куницына И.А., Попов С.С., Яхудина Е.Н. Психологические характеристики младших школьников с разным уровнем самооценки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018. № 4. С. 75.
  26. Pirskanen H., Jokinen K., Karhinen-Soppi A.-R. et al. Children’s emotions in educational settings: teacher perceptions from Australia, China, Finland, Japan and Spain // Early Child. Educ. J. 2019. V. 47. № 4. Р. 417.
  27. Казакова Е.В., Ипатова В.А. Изучение эмоциональной адаптации детей 7–8 лет г. Архангельска // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4–5. С. 687.
  28. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagin. Cogn. Pers. 1990. V. 9. № 3. P. 185.
  29. Skyberg A.M., Newman B.T., Graves A.J. et al. An epigenetic mechanism for differential maturation of amygdala-prefrontal connectivity in childhood socio-emotional development // Transl. Psychiatry. 2023. V. 13. № 1. P. 91.
  30. Bottaccioli A.G., Mariani U., Schiralli R. et al. Empathy at school project: Effects of didactics of emotions on emotional competence, cortisol secretion and inflammatory profile in primary school children. A controlled longitudinal psychobiological study // Compr. Psychoneuroendocrinol. 2023. V. 14. P. 100183.
  31. Добрин А.В. Особенности влияния эмоционального интеллекта на показатели кардиоритма младших школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 94.
  32. Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Питер, 2002. С. 47.
  33. Маркова Ю.А., Тургель В.А. Социально-психологическая адаптация первоклассников разного пола: опыт диагностики // Герценовские чтения. Начальное образование. 2015. Т. 6. № 2. С. 76.
  34. Полянская Н.В., Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М. Особенности функционального состояния тревожных детей в критический период адаптации к образовательной среде // Новые исследования. 2014. Т. 28. № 1. С. 83.
  35. Clauss J.A., Avery S.N., Blackford J.U. The nature of individual differences in inhibited temperament and risk for psychiatric disease: a review and meta-analysis // Prog. Neurobiol. 2015. V. 127-128. P. 23.
  36. Kao K., Doan S.N., St. John A.M. et al. Salivary cortisol reactivity in preschoolers is associated with hair cortisol and behavioral problems // Stress. 2018. V. 21. № 1. P. 28.
  37. Russ S.J., Herbert J., Cooper P. et al. Cortisol levels in response to starting school in children at increased risk for social phobia // Psychoneuroendocrinology. 2012. V. 37. P. 462.
  38. Groeneveld M.G., Vermeer H.J., Linting M. et al. Children’s Hair Cortisol as a Biomarker of Stress at School Entry // Stress. 2013. V. 16. № 6. P. 711.
  39. Weger M., Sandi C. High anxiety trait: A vulnerable phenotype for stress-induced depression // Neurosci. Biobehav. Rev. 2018. V. 87. P. 27.
  40. Чанчаева Е.А., Сидоров С.С., Остапович О.В., Айзман Р.И. Особенности взаимосвязи когнитивных показателей с уровнем тревожности и самооценки школьников первого года обучения в поликультурной среде // Sci. Educ. Today. 2019. Т. 9. № 3. С. 238.
  41. Oberle E., McLachlan K., Catherine N.L.A. et al. Afternoon cortisol provides a link between self-regulated anger and peer-reported aggression in typically developing children in the school context // Dev. Psychobiol. 2017. V. 59. № 6. P. 688.
  42. Paré-Ruel M.-P., Brendgen M., Ouellet-Morin I. et al. Unique and interactive associations of proactive and reactive aggression with cortisol secretion // Horm. Behav. 2022. V. 137. P. 105100.
  43. Jõgi A.‐L., Pakarinen E., Tolvanen A., Lerkkanen M.‐K. Reading Skills, Social Competence, and Physiological Stress in the First Grade // School. Mental. Health. 2022. V. 14. P. 624.
  44. Roubinov D.S., Hagan M.J., Boyce W.T. et al. Child temperament and teacher relationship interactively predict cortisol expression: The prism of classroom climate // Dev. Psychopathol. 2017. V. 29. № 5. P. 1763.
  45. Roubinov D.S., Bush N.R., Hagan M.J. et al. Associations between classroom climate and children’s externalizing symptoms: The moderating effect of kindergarten children’s parasympathetic reactivity // Dev. Psychopathol. 2020. V. 32. № 2. P. 661.
  46. Katulis G., Kaniušonytė G., Laursen B. Positive classroom climate buffers against increases in loneliness arising from shyness, rejection sensitivity and emotional reactivity // Front. Psychiatry. 2023. V. 14. P. 1081989.
  47. Hackman D.A., Duan L., McConnell E.E. et al. School Climate, Cortical Structure, and Socioemotional Functioning: Associations across Family Income Levels // J. Cogn. Neurosci. 2022. V. 34. № 10. P. 1842.
  48. Bai S., Robles T.F., Reynolds B.M., Repetti R.L. Children’s diurnal cortisol responses to negative events at school and home // Psychoneuroendocrinology. 2017. V. 83. P. 150.
  49. Behnsen P., Buil M., Koot S. et al. Classroom social experiences in early elementary school relate to diurnal cortisol levels // Psychoneuroendocrinology. 2018. V. 87. P. 1.
  50. Sette S., Hipson W.E., Zava F. et al. Linking Shyness with Social and School Adjustment in Early Childhood: The Moderating Role of Inhibitory Control // Early Educ. Dev. 2018. V. 29. № 5. P. 675.
  51. Parker P., Sanders T., Anders J. et al. School socioeconomic status context and social adjustment in children // Dev. Psychol. 2023. V. 59. № 1. P. 15.
  52. Казин Э.М., Должикова Н.Г., Шерер Т.И., Осипова Т.Ю. Структурно-функциональная основа актуализации личностного потенциала воспитанников и обучающихся в системе «дошкольная образовательная организация — начальная школа» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. Т. 47. № 3. С. 201.
  53. Пожарова Г.В., Недопекина В.С. Мониторинг функционального состояния систем организма первоклассников в период адаптации к школе / Приоритетные научные направления: от теории к практике сборник материалов XXXII международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 8 ноября 2016 г., в 2-х ч. № 34-1. С. 82.
  54. Гринене Э.С., Линдишене Д.Л., Бурнейкене В.В. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года // Физиология человека. 1978. Т. 4. № 4. С. 708.
  55. Kazakou P., Nicolaides N.C., Chrousos G.P. Basic concepts and hormonal regulators of the stress system // Horm. Res. Paediatr. 2023. V. 96. № 1. P. 8.
  56. Смирнова О.В. Физиология эндокринной системы: учебное пособие. М.: “КДУ”, 2018. 140 с.
  57. Sheng J.A., Bales N.J., Myers S.A. et al. The Hypothalamic-Pituitary-Adrenal Axis: Development, Programming Actions of Hormones, and Maternal-Fetal Interactions // Front. Behav. Neurosci. 2020. V. 14. P. 601939.
  58. El-Farhan N., Rees D.A., Evans C. Measuring cortisol in serum, urine and saliva - are our assays good enough? // Ann. Clin. Biochem. 2017. V. 54. № 3. P. 308.
  59. Stalder T., Kirschbaum C. Cortisol / Encyclopedia of Behavioral Medicine // Ed. Gellman M.D. Springer Nature Switzerland AG, 2020. P. 561.
  60. Messerli-Bürgy N., Arhab A., Stülb K. et al. Physiological stress measures in preschool children and their relationship with body composition and behavioral problems // Dev. Psychobiol. 2018. V. 60. № 8. P. 1009.
  61. Clow A., Smyth N. Salivary cortisol as a non-invasive window on the brain // Int. Rev. Neurobiol. 2020. V. 150. P. 1.
  62. Birnie M.T., Claydon M.D.B., Troy O. et al. Circadian regulation of hippocampal function is disrupted with corticosteroid treatment // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2023. V. 120. № 15. P. e2211996120.
  63. Russ S.J., Herbert J., Cooper P. et al. Cortisol levels in response to starting school in children at increased risk for social phobia // Psychoneuroendocrinology. 2012. V. 37. № 4. P. 462.
  64. Groeneveld M.G., Vermeer H.J., Linting M. et al. Children’s Hair Cortisol as a Biomarker of Stress at School Entry // Stress. 2013. V. 16. № 6. P. 711.
  65. Yang P.-J., Lamb M.E., Kappler G., Ahnert L. Children’s diurnal cortisol activity during the first year of school // Appl. Dev. Sci. 2016. V. 21. № 1. P. 1.
  66. Hall J., Lindorff A. Children’s transition to school: Relationships between preschool attendance, cortisol patterns, and effortful control // Educ. Dev. Psychol. 2017. V. 34. № 1. P. 1.
  67. Koncz A., Köteles F., Demetrovics Z., Takacs Z.K. Benefits of a Mindfulness-Based Intervention upon School Entry: A Pilot Study // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2021. V. 18. № 23. P. 12630.
  68. Leblond M., Parent S., Castellanos-Ryan N. et al. Transition from preschool to school: Children’s pattern of change in morning cortisol concentration // Psychoneuroendocrinology. 2022. V. 140. P. 105724.
  69. Bottaccioli A.G., Mariani U., Schiralli R. et al. Empathy at school project: Effects of didactics of emotions on emotional competence, cortisol secretion and inflammatory profile in primary school children. A controlled longitudinal psychobiological study // Compr. Psychoneuroendocrinol. 2023. V. 14. P. 100183.
  70. Parent S., Lupien S., Herba C.M. et al. Children’s cortisol response to the transition from preschool to formal schooling: A review // Psychoneuroendocrinology. 2019. V. 99. P. 196.
  71. Turan B. Predictors of anticipatory cortisol reactivity to subsequent stressors // Physiol. Behav. 2015. V. 149. P. 239.
  72. van Loon A.W.G., Creemers H.E., Okorn A. et al. The effects of school-based interventions on physiological stress in adolescents: A meta-analysis // Stress Health. 2022. V. 38. № 2. P. 187.
  73. Corell M., Friberg P., Löfstedt P. et al. Subjective health complaints in early adolescence reflect stress: A study among adolescents in Western Sweden // Scand. J. Public. Health. 2022. V. 50. № 4. P. 516.
  74. Thorsén F., Antonson C., Palmér K. et al. Associations between perceived stress and health outcomes in adolescents // Child. Adolesc. Psychiatry Ment. Health. 2022. V. 16. № 1. P. 75.
  75. Lupien S.J., McEwen B.S., Gunnar M.R., Heim C. Effects of stress throughout the lifespan on the brain, behaviour and cognition // Nat. Rev. Neurosci. 2009. V. 10. № 6. P. 434.
  76. Agorastos A., Chrousos G.P. The neuroendocrinology of stress: the stress-related continuum of chronic disease development // Mol. Psychiatry. 2022. V. 27. № 1. P. 502.
  77. Mousikou M., Kyriakou A., Skordis N. Stress and Growth in Children and Adolescents // Horm. Res. Paediatr. 2023. V. 96. № 1. P. 25.
  78. Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Ковалёва О.И. и др. Влияние компьютерной нагрузки и сезонного фактора на показатели сердечно-сосудистой системы у младших школьников // Физиология человека. 2021. Т. 47. № 6. С. 43.
  79. Левчин А.М. Особенности функционального состояния вегетативной нервной системы у первоклассников // Российский педиатрический журнал. 2021. Т. 24. № 4. С. 264.
  80. Синицкая Е.Ю., Волокитина Т.В. Оценка функционального состояния вегетативной регуляции сердечного ритма у детей младшего школьного возраста // Экология человека. 2012. № 7. С. 29.
  81. Сысоев В.П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта. СПб.: Иматон, 1996. 29 с.
  82. Криволапчук И.А. Кондиционные двигательные способности и неспецифическая реактивность детей младшего школьного возраста на различные виды нагрузок // Новые исследования. 2008. Т. 17. № 4. С. 39.
  83. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. Изд. стереотип. М.: URSS, 2022. 368 с.
  84. Калюжный Е.А. Морфологическая и функциональная адаптация учащихся первой ступени образования в условиях современного образовательного процесса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 2-2. С. 641.
  85. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Сравнительный анализ показателей функционального состояния современных московских первоклассников и их сверстников 2002–2003 годах // Вестник НГПУ. 2017. Т. 7. № 1. С. 173.
  86. Жданова Л.А., Шишова А.В., Дерябкина Л.Ю. Клинические проявления синдрома вегетативной дисфункции у детей 7–10 лет в процесс обучения в начальной школе // Лечение и профилактика. 2020. Т. 10. № 1. С. 11.
  87. Сидоров С.С. Этнонациональные физиологические особенности обучающихся первого класса горного Алтая: автореф. дис. … канд. биол. наук. Горно-Алтайск, 2020. 23 с.
  88. Смагина Т.В., Химичева С.Н., Марабаева М.П. Иммунологические показатели в оценке адаптации школьников к учебному процессу / “Естественные и гуманитарные науки в современном мире” // Материалы Международной научно-практической конференции. Орёл: Изд-во: Орловский гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2022. С. 96.
  89. Семенова Л.М., Семенова Т.О., Яковлева Л.М. Функциональная адаптация школьников к учебному процессу // Вестник Чувашского университета. 2013. № 3. С. 502.
  90. Быков Е.В., Рязанцев А.В. Нейровегетативная регуляция хроно- и инотропной функции детей при умственной нагрузке // Успехи современного естествознания. 2008. № 5. С. 65.
  91. Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Влияние работы за компьютером на умственную работоспособность девочек и мальчиков 10 лет // Новые исследования. 2011. Т. 29. № 4. С. 38.
  92. Яруллин Х.Х. Клиническая реоэнцефалография. М.: Медицина, 1983. 217 с.
  93. Безобразова В.Н., Зиненко Е.С. Функциональное состояние кровообращения головного мозга детей 5-летнего возраста // Новые исследования. 2008. Т. 14. № 1. С. 36.
  94. Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Зиненко Е.С., Кмить Г.В. Краткосрочная адаптация сердечно-сосудистой системы детей 5–7 лет к умственной нагрузке // Физиология человека. 2010. Т. 36. № 3. С. 74.
  95. Безобразова В.Н. Краткосрочная адаптация мозгового кровообращения к умственной нагрузке у детей 7-8 лет // Новые исследования. 2011. Т. 27. № 2. С. 90.
  96. Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. и др. Особенности нейроэндокринной регуляции системы кровообращения в процессе адаптации к умственной и физической нагрузкам у школьников 9-летнего возраста // Новые исследования. 2011. Т. 29. № 4. С. 82.
  97. Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б. и др. Особенности автономной нервной регуляции, центрального и периферического отделов кровообращения в процессе адаптации к разного вида нагрузкам у подростков 10–11 лет // Новые исследования. 2013. Т. 36. № 3. С. 69.
  98. Шарапов А.Н., Адамовская О.Н., Догадкина С.Б. и др. Адаптация сердечно-сосудистой и эндокринной систем младших школьников к когнитивной нагрузке при выполнении теста на ноутбуке // Журнал медико-биологических исследований. 2022. Т. 10. № 1. С. 24.
  99. Менджерицкий А.М., Карантыш Г.В., Животова В.А. Влияние умственной нагрузки на реоэнцефалографические показатели здоровых школьников и детей с малой мозговой дисфункцией // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 2. С. 207.
  100. Перекусихин М.В., Васильев В.В. Оценка влияния питания на здоровье младших школьников // Вопросы питания. 2015. Т. 84. № S5. С. 60.
  101. Тапешкина Н.В. Гигиеническая оценка питания младших школьников // Вопросы питания. 2014. Т. 83. № S3. С. 88.
  102. Leroy F., Smith N.W., Adesogan A.T. et al. The role of meat in the human diet: evolutionary aspects and nutritional value // Anim. Front. 2023. V. 13. № 2. P. 11.
  103. Carroll A.J., Tedla Y.G., Padilla R. et al. Adherence to the 2017 clinical practice guidelines for pediatric hypertension in safety-net clinics // JAMA Netw. Open. 2023. V. 6. № 4. P. e237043.
  104. Ключников С.О. Некоторые особенности терапии часто болеющих детей // Педиатрия. Приложение к журналу Consilium Medicum. 2012. № 1. С. 48.
  105. Бадьина Н.П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 53.
  106. Важенина С.В. Адаптационные характеристики детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 4. С. 9.
  107. Тимофеева А.М. Особенности образа жизни и психологического состояния младших школьников с бронхиальной астмой // Педиатрическая фармакология. 2017. Т. 14. № 2. С. 109.
  108. Neri I., Galli E., Baiardini I. et al. Implications of atopic dermatitis on the quality of life of 6-11 years old children and caregivers (pedi-burden). // J. Asthma Allergy. 2023. V. 16. P. 383.
  109. Liu S., Ludvigsson J.F., Lichtenstein P. et al. Educational outcomes in children and adolescents with type 1 diabetes and psychiatric disorders // JAMA Netw. Open. 2023. V. 6. № 4. P. e238135.
  110. Fernández-Iglesias R., Fernández-Somoano A., Rodríguez-Dehli C. et al. Cardiovascular risk factors and its patterns of change between 4 and 8 years of age in the inma-asturias cohort // PLoS One. 2023. V. 18. № 4. P. e0283799.
  111. Salari N., Ghasemi H., Abdoli N. et al. The global prevalence of ADHD in children and adolescents: a systematic review and meta-analysis // Ital. J. Pediatr. 2023. V. 49. № 1. P. 48.
  112. Виленская Г.А. Индивидуальные особенности и адаптация к школе у первоклассников с ОВЗ // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 774.
  113. Борозинец Д.В. Тьюторское сопровождение в адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе // Молодой ученый. 2022. Т. 401. № 6. С. 266.
  114. Палецкая Т.В., Огольцова Е.Г. Адаптация младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзии // Мир науки, культуры, образования. 2022. Т. 93. № 2. С. 55.
  115. Богословских Н.А. Адаптация детей с ОВЗ в процессе занятий физической культурой для повышения успешности инклюзивного образования / Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CCLXIV международной научно-практической конференции. М.: Изд-во: ООО “Интернаука”, 2022. С. 94.
  116. Бубякина Е.В., Молукова С.Р. Адаптивная физическая культура как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Глобальный научный потенциал. 2022. Т. 139. № 10. С. 85.
  117. Qiu Y., Xiong L. Analysis of the clinical effect of visual electrophysiological examination combined with targeted health education nursing in children // Evid. Based Complement Alternat. Med. 2023. V. 2023. P. 3543790.
  118. Сосновских О.А. Взаимодействие институтов общества с семьями воспитанников ДОО по осуществлению преемственности со школой // Образовательный вестник Сознание. 2019. Т. 21. № 8. С. 4.
  119. Бадулина Ю.О. Взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному процессу // Вопросы педагогики. 2019. № 4–2. С. 29.
  120. Areed W.D., Price A., Arnett K., Mengersen K. Spatial statistical machine learning models to assess the relationship between development vulnerabilities and educational factors in children in Queensland, Australia // BMC Public. Health. 2022. V. 22. № 1. P. 2232.
  121. Назмутдинов Р.А., Пряхин Е.А. Влияние семейного воспитания на адаптированность младших школьников // Вестник КГПИ. 2017. Т. 45. № 1. С. 76.
  122. Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал Науковедение. 2014. Т. 24. № 5. С. 189.
  123. Wong M. Voices of children, parents and teachers: How children cope with stress during school transition // Early Child. Dev. Care. 2015. V. 185. № 4. P. 658.
  124. Hostinar C.E., Sullivan R.M., Gunnar M.R. Psychobiological mechanisms underlying the social buffering of the hypothalamic–pituitary–adrenocortical axis: A review of animal models and human studies across development // Psychol. Bull. 2014. V. 140. № 1. P. 256.
  125. Pearson J.K., Davies P.T., Sturge-Apple M.L. The moderating role of adrenocortical reactivity in the associations between interparental conflict, emotional reactivity, and school adjustment // Dev. Psychopathol. 2022. https://doi.org/10.1017/S0954579422000542
  126. Yeshua M., Zohar A.H., Berger A. Mediating roles of character traits and parenting in the relationship between maternal effortful control and children’s conduct problems // Peer. J. 2023. V. 11. P. e15211.
  127. Бабенкова Е.А., Пархоменко Р.А. Мониторинг в новых условиях современной школы - один из факторов повышения качества образования // Социосфера. 2014. № 2. С. 155.
  128. Абаскалова Н.П., Казин Э.М., Касаткина Н.Э. и др. Здоровьесберегающие технологии и безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях / Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования. Кемеровский государственный университет. М.: Омега-Л, 2014. С. 223.
  129. Айзман Р.И., Лебедев А.В., Лысова Н.Ф. Школьная медицина. М.: Кнорус, 2023. 294 с.
  130. Онищенко Г.Г., Войнов В.Б. Школьная медицина: актуальность, проблемы и перспективы развития (обзор) // Гигиена и санитария. 2023. Т. 102. № 5. С. 474.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Векторы школьной адаптации (по [10]).

Скачать (195KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».