“We Are Alone Here Like Orphans”: Leningrad Students’ Rural Practice in the Initial Period of Collectivisation

封面

如何引用文章

全文:

详细

In this article, the author explores the problems of collective farm construction in the north-west of the RSFSR. The purpose of the article is to introduce into the academic circuit a set of ego-documents, reflecting household and economic peculiarities of everyday life of the Leningrad region peasantry during the period of continuous collectivisation. The study draws on the texts of two industrial practice diaries of Leningrad branch students of the Communist University of National Minorities of the West for December 1929 – January 1930, which are part of a set of similar documents identified in the Russian State Archive of Social and Political History, previously unknown to researchers and not reflected in the historiography. The texts are prepared for publication according to the accepted archeographic rules. The publication of the diaries’ contents is intended to familiarise the academic community with this type of historical sources and to show their information potential. Student diaries make it possible to expand the source base of research in the field of the history of everyday life in the Soviet rural areas and the Bolshevik cultural revolution. These documents can also be used in prosopographical studies on the lives of political workers and educators of the 1920s–1930s.

全文:

Советская коллективизация основательно изучена и получила широкое освещение в отечественной и зарубежной историографии. Одним из наиболее востребованных сюжетов является раскулачивание, рассматриваемое как в экономико-политическом, так и в гуманитарном аспектах. Социалистическая перестройка деревни зачастую обретает в трудах современных историков зловеще-драматические очертания. Согласно устоявшимся представлениям, значительную часть ответственности за трагические потрясения крестьянства несут многочисленные городские активисты, направлявшиеся в сельскую местность для проведения в жизнь решений ноябрьского партийного пленума 1929 г. В литературе закрепилось представление о них как о жестоких распорядителях, неразборчивых в средствах и не считавшихся с нуждами и чаяниями крестьянской массы. Так, Ш. Фицпатрик называет их «воинствующими модернизаторами, разглагольствующими, запугивающими, арестовывающими непокорных»1.

В работах исследователей нашла отражение проблема противодействия крестьянства насильственному обновлению. Так, анализу стратегий поведения селян в условиях обострившегося противостояния их с государством посвящена монография Л. Виолы, в которой подробно разбирается «культура сопротивления» крестьянства в ее разнообразных проявлениях2. Историками также рассмотрены настроения деревенских обывателей в начальный период большевистской модернизации3, вызванные последней активные формы сопротивления4.

В исследованиях колхозного строительства внимание авторов традиционно сосредотачивалось на разработке преимущественно политического измерения данного процесса. Труды по истории коллективизации в массе характеризует сравнительно слабая выраженность антропологической составляющей. По справедливому замечанию Н.Г. Кедрова, в актуальных научных изысканиях ощущается недостаточность исследовательского внимания к сюжетам социально-культурной жизни колхозных крестьян5. Еще менее востребованной остается тематика быта и деятельности коллективизаторов.

Таким образом, в историографии присутствуют существенные лакуны, связанные, во-первых, со стереотипным восприятием политработников и их роли в жизни деревни конца 1920-х – 1930-х годов; во-вторых, со слабой изученностью жизненного мира колхозных сообществ, их повседневности, отразившей менявшиеся навыки поведения и формы обыденного сознания.

Настоящая публикация призвана частично восполнить указанную лакуну, расширив понимание предмета перспективных исследований артельного строительства, показав наличие нераскрытых эвристических возможностей архивного фонда России для формирования более полного, многогранного представления о повседневности деревенских обывателей и коллективизаторов периода «великого перелома».

В основу публикации положены дневники, написанные учащимися Ленинградского отделения (ЛО) Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю. Мархлевского (КУНМЗ) в период прохождения ими производственной практики в 1929/30 учебном году. Такая работа составляла важную часть обучения в комвузах СССР и разделялась на городскую и деревенскую практику6. Для прохождения последней студенты ЛО КУНМЗ командировались из Ленинграда в распоряжение районных комитетов Ленинградской области, которые, в свою очередь, определяли, где и какую конкретную работу поручить практикантам. В указанный период молодых людей использовали для помощи в колхозном строительстве, что включало проведение организационных, культурно-просветительских и прочих общественных мероприятий. Сплошной коллективизации, объявленной государственным руководством, требовалась опора в лице пролетарского и партийно-комсомольского актива7.

Ленинградское отделение КУНМЗ имело в составе два национальных сектора – финский и эстонский, куда набирались представители соответствующих национальностей8. Полевая работа студентов-практикантов проходила в районах компактного проживания финнов и эстонцев. В задачи учащихся входило ознакомление с положением дел на местах, составление плана работы, всестороннее содействие перестройке хозяйственного и бытового уклада жизни населения. Молодые политработники решали вопросы, наиболее остро стоявшие на текущий момент времени. Общую повестку работы для практикантов подготавливала внеуниверситетская комиссия ЛО КУНМЗ, а конкретные задания формулировала районная парторганизация, в распоряжение которой поступали студенты-ленинградцы. При командировании учащихся университетом осуществлялся, как правило, бригадный принцип – в отдельный райком направлялась группа студентов, которых местное партийное руководство распределяло по сельсоветам, исходя из потребности в их использовании для решения насущных задач.

Дневник являлся обязательной формой отчетности о проделанной работе и предполагал посуточное ведение соответствующих записей. Студенту выдавалась тетрадь, куда следовало заносить «изо дня в день события, впечатления, цифры и даты наиболее важных событий»9. Рекомендовалось описывать коротко формы проделанной работы, а также давать оценку лицам, с ней связанным. В этом отношении дневники разнятся между собой количеством частных подробностей, которые сочли нужным отразить их авторы.

Документы, отобранные для настоящей публикации, примечательны как тематическим разнообразием, так и детализацией отдельных событий. Студенты не только фиксировали плановые мероприятия в рамках работы с населением, но также давали беглые бытовые зарисовки, описывали трудности в осуществлении советской политики на местах; раскрывали противоречия в обывательской среде, излагали собственные соображения по поводу увиденного. В этой связи дневники представляют интерес как своего рода этнографичекие зарисовки, лишенные строгой системности, но вместе с тем высвечивающие примечательные стороны крестьянской обыденности.

Публикуемые документы являются информативным источником по истории повседневности советской сельской глубинки начального периода сплошной коллективизации. Данные материалы помогают составить представление об условиях и содержании деятельности молодых политработников, их образе мышления, мировосприятии, понимании собственных целей и задач в отношении крестьянства. В записях отразились нужды, чаяния и умонастроения деревенских жителей, особенности их отношения к большевистской модернизации. Рассматриваемые отчеты позволяют лучше понять специфику коллективизации в северо-западном регионе РСФСР.

Анализ дневников студенческой практики дает представление не только об описываемых ими реалиях деревенской жизни, но также о личностных особенностях писавших – студентов-коммунистов, носителей новых мировоззренческих установок и революционного подхода к пониманию действительности. Первые два десятилетия советской власти стали временем активного созидания нового типа личности, отвечавшей задачам социалистической перестройки страны и некоторыми авторами именуемой homo sovieticus10. В новейшей историографии раннего периода СССР поднята тема складывания советской идентичности, сопряженного с нравственными исканиями людей революционной эпохи, их попытками выстроить собственное «я» на новых основаниях. Трудами И. Халфина и Й. Хелльбека11, развивающими дискурсивную теорию М. Фуко, были заложены методологические основы изучения «советской субъективности».

Студенческие дневники в источниковедческом отношении выступают в двух ипостасях: будучи функционально делопроизводственными материалами, они обнаруживают черты эго-документов. Их язык можно рассматривать как проявление особой дискурсивной стратегии, привитой студентам комвуза большевистским воспитанием. Эта стратегия служила своеобразным выражением субъективности советского человека, понимавшего самого себя и осмысливавшего свою деятельность в координатах новой культурной парадигмы. Анализ речевой практики учащихся ЛО КУНМЗ, служившей одним из способов их репрезентации, способствует реконструкции самосознания этой социальной группы и – шире – молодых коммунистов 1920–1930-х годов.

Для настоящей публикации были выбраны два документа: дневник учащейся финского сектора Анны Яковлевны Даниловой (из крестьян) и дневник учащегося эстонского сектора Александра Матвеевича Стальберга (рабочий, 1904 года рождения). Авторы совместно проходили практику в Волосовском районе, оба отчета написаны в одно время, взаимодополняют и уточняют сообщения друг друга. Дневники представляют собой тетради, заполненные вручную чернилами и карандашом. Оригиналы хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) в фонде № 529 Коммунистического университета национальных меньшинств Запада им. Ю.Ю. Мархлевского, объединяющего материалы за 1921–1936 гг.

Анализ представленных материалов помогает как воссоздать отдельные черты жизни эстонских поселений ленинградчины в пору «великого перелома», так и сделать выводы о некоторых свойствах мышления молодых коммунистов-модернизаторов. Обращает на себя внимание сочувственное отношение студентов к сельскому населению, проявляющееся зачастую в стремлении прислушаться к деревенским жителям и понять их проблемы и пожелания. В поведении практикантов не наблюдается вульгарного популизма и попыток решать задачи, поставленные партийными органами, путем грубого насилия. Это позволяет говорить о разнообразии подходов, которыми пользовались многочисленные эмиссары советской власти в начальный период колхозного строительства. Их труд отнюдь не всегда сводился к огульному администрированию и бесцеремонному принуждению. Дневники студентов ЛО КУНМЗ дают примеры товарищесткого общения с крестьянством, отразившего попытки своего рода просвещенного воздействия на сельскую массу, чуждую в основном идеям социалистического обновления.

Документы публикуются с сохранением их стилистических особенностей. Заглавия воспроизводят надписи на тетрадных обложках. Орфография и пунктуация подлинника приведены в соответствие с современными правилами правописания. Авторские сокращения раскрыты в квадратных скобках. Слова, подчеркнутые составителем дневника, даны курсивом. Зачеркнутые фрагменты взяты в угловые скобки. Плохо читаемые места показаны отточием.

В тетрадях имеются пометы, сделанные чернилами либо карандашом, отличными от основного текста. Их происхождение логично связать с работой сотрудников ЛО КУНМЗ, изучавших поданную практикантами отчетность. Части текста, выделенные постфактум подчеркиванием или знаками на полях, набраны жирным шрифтом; в отдельных случаях характер отметок пояснен в сносках. Данные, в основном отрывочные, об авторах и некоторых лицах, упоминаемых в записях, получены в ходе изучения материалов указанного фонда РГАСПИ.

ДНЕВНИК ДАНИЛОВОЙ

19/XII

Вечер. Приехали в Волосово12. Из-за отсутствия электричества даже на станции (не говоря уже о всей окружающей местности) все выглядит убого, сонно, безжизненно. Были в кинопередвижке. Смотрели «Пат и Паташон»13. Бессодержательная вещь. Помещение клуба железнодорожников (это единственный клуб в рай. центре Волосово) оставляет желать много лучшего – сырое, холодное подвальное помещение именуется залом зрительным.

20/XII

Целый день проходили по рай[онным] организациям, ознакомляясь с местными условиями в предстоящей работе. Пришлось ночевать вторую ночь, т. к. поезд ходит раз в день. Вечер провели в том же клубе ж[елезно]д[орожников]. Был вечер вопросов и ответов. Тема: «Новые положения в соцстрахе».

21/XII

Только к вечеру попали по назначению – в коммуну «Пюринде», куда нас направил райком. Из разговора с председателем коммуны узнали, что она организована только весной 1929 г. Хозяйственно коммуна очень слаба, т. к. состав весь батрацко-бедняцкий, и при вступлении не принесли никаких вкладов, за исключением 3 коровы и 3 лошади (недавно) на 28 человек. Земли имеет только 36 га. Почти отсутствует всякая орг. помощь со стороны района. У себя опыта работы нет (пред. коммуны – девушка, бывш. избач14), что отражается отрицательно на постановке всей работы в ком[муне], в особенности же на разделении и производительности труда. Прикрепленные культурные силы (учительство окружающих деревень) не ведут никакой воспитательной работы среди членов, которые все безграмотные или малограм., оправдываясь грязью и бездорожьем15.

22/XII

Ходили за 10 км в сельсовет. Потом на пленум совета. Обсуждали и подводили итоги финансовому ударнику, т. е. о проведенной работе по учету, сбору и распределению гос. займов, налогу, страхованию, самообложению, индивид[уальному] обложению и т. д. По возложенным РИКом 16 заданиям по займам и всем финанс. операциям с[ель]c[овет] идет на первом месте по рай[ону]. Обсуждали вопрос об отчетной кампании по работе с[ель]c[овета]. Переизбрали председателя с[ель]c[овета] ввиду его болезни.

23/XII

Составили план работы со Стальбергом, кому, когда и что делать. Для более углубленной проработки тем разделили их следующим образом: Стальберг взял вопрос колхозного строительства, я – антирелигиозную работу, работу среди женщин, разъясняя им и вопросы коллективизации.

Днем читали материалы к докладам, вечером Стальберг беседовал с членами коммуны о решениях Ноябрьского пленума, а я проводила заседание совета кр[асного] уголка, где разбирали вопрос о проведении праздника Рождества и постановили, что я буду делать доклад о рождестве христове, после доклада – игры и танцы, т. к. подготовить постановку не успели из-за командировки активнейших комсомольцев на курсы в Ленинград.

24/XII

Готовлюсь к беседе с женщинами сегодня вечером, вчера вручили сельским исполнителям повестки, чтобы собрали женщин 3-х окружающих деревень. Я хотела проводить беседы в каждой деревне отдельно, но члены сельсовета говорят, что отдельно по деревням очень мало соберется.

9 часов вечера. Женское собрание не состоялось. Ждала целых 2 часа, и хотя бы одна явилась. Причины: или во всех деревнях уполномоченные сельсоветов не объявили о собрании, или предрождественская «суббота» причиной. Я учитывала это, но оба члена с[ель]c[овета] говорили, что у них это рождество не справляют.

Беседовала много с учительницей, выявилось, что никакой общественной работы не ведется. Малограмотных в деревнях (3-х) есть 60 человек, но занятий ни одного не проводили. Женские собрания созывали три раза, не собрались. Пионерорганизации при школе не имеется, хотя учеников 50 человек. Одна из преподавателей «бывшая учительница с 1912 г.». Училась в Ленинграде в учительской семинарии, старое вспоминает с восторгом, о советском строе старается умалчивать. Другая, молодая, не обзавелась семьей и пассивная.

На обратном пути с жен. собрания зашла в кр. уголок, где Стальберг проводил беседу о коллективизации с стариками соседней деревни. Я задала им вопрос: почему их жены не собрались, и получила ответ, что их не сзывали, и предложили созвать пораньше – в 1 час дня завтра. Написала повестки на вышеозначенное время, передала сель[ским] исполнителям. Буду ждать их завтра. На завтра же намечена беседа со школьниками 2-х школ о Рождестве и его возникновении.

25/XII

Беседы со школьниками о Рождестве удалось провести с 2-мя школами (в одной 18 чел., в другой 23 чел.). Желание у детей очень большое побывать в Ленинградском Зоосаде или в Зоологическом музее, т. к., кроме домашних животных, никого не видели, как только на картинках. Это желание вызвал рассказ о Ноевом Ковчеге (Всемирный потоп), и желание детей наглядно убедиться в невозможности вместить в него всех животных мира.

На женское собрание явилось только 5 человек. Беседу по намеченному плану и по теме проводить не пришлось, т. к. они хотели ответов только на вопросы [о] хлебной заготовке, затруднений с пром. товарами, недостатки потреб[ительской] кооперации и самое больное – вопросы коллективизации. Одна женщина сказала, что неявка всех женщин на собрание является знаком протеста против коллективизации: дескать, и слышать не хотим!

Нет ни у одной даже малейшего понятия разницы между коммуной и колхозом. Считают невозможным справедливое распределение труда, оплаты и налаживание взаимных отношений между членами. На первый раз расстались обе стороны со своим мнением, что «Все-таки Земля вертится!». Беседа длилась часа 2–2½.

26/XII

Ходили за 8 верст (дер. Весикола) проводить собрание с докладом о коллективизации. Стальберг делал доклад, а я переводила и разъясняла крестьянам. Присутствовало 30 человек. На это пошло времени – целый день. Там можно бы добиться практических результатов по кол[лективиза]ции после проведения 4–5 собраний-бесед. Но беда в том, что эта деревня не входит в район нашего с[ель]c[овета] и находится далеко.

Вечером ничего не проводили, т. к. очень устали (дорога чертовская – по лесу и ночью), да и кр[асный] уг[олок] ушел в другую дер. ставить спектакль с молодежью ближайшей деревни.

27/XII

После вчерашней тряски чувствовала себя скверно, болит голова и поясница. До обеда пролежала в постели и читала, после обеда сидели на заседании Совета коммуны до ужина. После ужина было общее собрание членов коммуны, длилось часов до 11 вечера. Было много вопросов и споров при утверждении нормирования труда (чего до сих пор не проводилось), но, в общем, отрадно смотреть и слушать, как люди общими усилиями, почти ощупью, идут вперед, стремясь наладить свою жизнь по-новому – по-лучшему.

28/XII

Утром читала литературу о коллективизации, потом помогала работающей женщине на кухне, т. к. день субботний, работы очень много, затем топила печь и убирала комнату. Вечером ходили в баню, где со мной случился обморок, должно быть, я уже дома угорела, закрыв печку, полную углей, отчего заболела голова уже до бани.

29/XII

Целый день пролежала, ничего не делая, с головной болью, болью в пояснице и сильным кровотечением (менструации), наступившими несвоевременно. Должно быть, простудилась вчера, пролежав голой в обмороке минут 15–20 в совершенно холодном предбаннике.

30/XII

Была больна

31/XII

До обеда читала «Основные задачи переустройства сельского хозяйства». Вечером хотела провести беседу с женщинами о значении участия женщины в общественной жизни коммуны, но пред[седатель] коммуны сказала, что сегодня день полит. кружка и будут занятия.

Вечером была на заседании совета <избы чит> красного уголка, вопрос стоял о оживлении работы кружков, стенгазеты, утверждение договора соц. соревнования и т. д.

После окончания заседания беседовали с крестьянами о коллективизации, боятся превратиться из «собственников» в «батраков», оправдывают существование единоличного хозяйства… 17 эволюционной теорией Дарвина, мол, все движется, все меняется – оставьте крестьянина в покое – без вашей революции (в с[ельском] хоз[яйстве]) к коммунизму придем. Объяснила, что теорию Дарвина признаем, но в данном случае она является тормозом нашему развитию вперед (развитию хозяйства всего и особенно индустриализации). Нам нужно быстрее продвинуться вперед, чем это возможно сделать эволюционным путем.

1-го января 1930 года

Сразу после завтрака пошли с комсомолкой коммуны в другую коммуну («Ленинский путь»), где было назначено заседание штаба социалистического соревнования между 3-мя коммунами по вопросу о проделанной работе. Идти пришлось 18 верст по очень скверной дороге. Заседание показало, что соц. соревнование оправдывает себя, помогает в налаживании работы, правильно понято и проводится соревнующимися, хотя, конечно, имеются и недостатки.

Вечером беседовала с Лаубе 18 (он живет в ком[муне] «Ленинский путь») о ходе и опытах нашей практической работы.

2/I – 30 г.

Утром осматривали хозяйство ком[муны] «Л[енинский] п[уть]». Из-за отсутствия хозяйственности и труд. дисциплины среди членов (преобладающее большинство которых – молодежь) хозяйство оставляет желать много лучшего. Например: многие спят до 9–10 ч. утра, т. к. ночи до 2–3 проводят в клубе или красном уголке нерационально из-за отсутствия культпросвет. работы там. Отсюда вывод: мала сознательность членов, низко качество и количество проделанной за день работы. Домой пришли вечером, поужинали и сразу – спать, т. к. страшно устали.

3/I – 30 г.

В 12 час. дня ходила в школу подготавливать группы детей к спорт. выступлению в День смерти Ленина. До ужина проводили собрание орг[анизации] канд[идатской] группы при коммуне. После ужина проводили репетицию драмкружка (из-за отсутствия женских ролей), затем беседовали с членами коммуны и соседней молодежью из географии и зоологии (живут ли американцы вниз головой, есть ли у змей ноги и может ли змея жить внутри человека и т. д.). Длилась беседа часов до 11–12.

4/I

С утра поехали в соседний колхоз на собрание по просьбе бедняцкой части колхоза прийти им на помощь в налаживании работы, вернее, помочь им против середняцкого засилья. Дело вот в чем. Боясь пропустить сквозь руки и отдать соседней коммуне гос. зем[ельное] имущество – 60 га земли и хорошие постройки, по инициативе середняка в ноябре было сколочено кол. хозяйство, куда вошло 5 середн[яцких] хоз[яйств] и 7 бедняцких. Устава членам не зачитывали. При обобщении скота бедняки обобществили свой скот весь, а середняки – только молодняк, оставив доходный скот в единоличном хозяйстве. Правление колхоза ничего не предприняло для изыскания подсобных заработок членам (из 3-х членов правления 2 середняков), третий – бедняк ни разу не приглашался даже на заседание правления, в течение 2-х м[есяце]в бедняки сидят без хлеба и работы (в конюшне 10 лошадей и 1 дойная корова), в то время как середняки едят хлеб, попивают свое молоко и посмеиваются над бедняками – мол, ищите себе работы, а нам и дома хорошо. Возмутительно то, что пред. колхоза – партиец горой стоит… 19 против бедноты, имея свое середняцкое хозяйство, и обобщил только часть недоходного скота (сам еще служит в райземотд[еле]), получая приличный заработок 80–90 р. в м[есяц].

Отношения между «большинством» и «меньшинством» обострились до невозможности совместной работы. Бедняки 7 человек хотят организовать коммуну, чтобы общими силами продержаться от голодовки и распродажи последнего скарба, 5 серед[няков], соглашаясь в критический момент на уступки и сотрудничество с бедняками, обещав внести двойной пай, отчислять на неработоспособных членов и т. д. (а за глаза пред[седатель] говорит, что оставят только 1 бедняка с семьей, а остальных «лодырей» и «пьяниц» выгонят).

На совещании бедняцкой части колхоза решили поставить на общем собрании членов [вопрос] об образовании бедняцкой части <самостоятельной> коммуны. Но на общем собрании, к удивлению, ни Стальберг, ни двое других членов совета нашей коммуны не поддержали бедняков, а приняли соглашательское решение о продолжении совместного сотрудничества.

Правда, бедняки тоже виноваты, не поняв разницы между коммуной и колхозом (что им и не разъясняли), и ругают за безработицу преда[председателя коммуны], не учитывая осеннего бездорожья из-за поздней осени. Но даже тогда, если бы бедняк ошибался на 70% и был прав лишь на 30%, нужно стоять на его стороне, помочь ему, а не отталкивать от себя в лапы сомнительной партийно-середняцкой добродетели. Сейчас (на собрании еще колебалась) больше чем уверена, что из совместной работы колхозников ничего не выйдет; или в скором времени надо все-таки организовать там бедняцко-середняцкую коммуну, или середняцкое засилье выживет поодиночке всех бедняков.

5/I

Воскресение (здесь не знают, что такое пятидневка20). Проводила занятие по физкультуре со школьниками. Читала. Больше ничего. Вечером в клубе была кинопередвижка, а поэтому с нашей стороны ничего не удалось провести.

6/I

Сегодня надо было быть в РИКе на конференции о весенне-посевной кампании, ни я, ни Стальберг не пошли, отчасти из-за плохой обуви, отчасти из-за худой дороги и дальности расстояния – 23–25 км.

Занималась с детьми физкультурой. Вечером переводила с русского на финский договор о соц. соревновании и помогала в молочном т-ве составлять и подсчитывать ведомости.

7/I

Читала газету и литературу о весенне-посевной кампании, принесенную из РИКа членами коммуны (ездивших на конференцию по посев. камп.). Затем готовилась к антирелигиозной читке-беседе в красном уголке. Проводила с детьми занятие по физкультуре. Провела читку-беседу: «Создан ли мир богом – Законы Природы». Присутствовало 15 человек. Тема не очень захватывающая и близкая для крестьянина, но вопросов 10 задали.

8/I

Помогала составлять сводку работнице молочной фермы. Провела беседу с женщинами коммуны о задачах женщины в жизни коммуны (общест. жизнь, самообразование, воспитан. детей). Провела репетицию со школьниками. Стальберг пошел в с[ель]c[овет], чтобы согласовать наш план работы. Крас[ный] уголок сегод. закрыт. Читала бюллетень Обкома ВКП(б).

9/I

Молока набрала 7½ литра. Ночью рвало. Страшно болела голова и живот. День пролежала в постели. Вечером писала заявление работнице молочной фермы на получение компенсации за неиспользованные отпуска в течение 1½ г. и на получение за тот же срок дней отдыха. Другое заявление об алиментах – сами они малограмотны и непредприимчивы – не знают, как выхлопотать и постоять за себя. Занималась со школьниками по физкультуре.

10/I

Ходили с комсомольцами в школу проводить собрание малограмотных, но никто не собрался.

11/I

Было назначено собрание бедноты 3-х деревень, но сельсовет не созвал и не подготовил докладчика по вопросу отчетной кампании с[ель]c[овета]. Я должна была сделать доклад о весенней посев. кампании. Занималась подготовкой физкульт. выступления к Дню смерти Ленина. Вечером проводили комсомольское собрание с вопросами о контрактации молока и о проведении 9-го января (День смерти Ленина).

12/I

Проводили бедняцкое собрание 3-х деревень (Н[овые] Холоповицы, Лекилево, Алексеевка). Коллективизации боятся, поэтому «из тактических» соображений этот вопрос вкрапливали и разбирали и в вопросе контрактации, и в связи с весенней посевной кампанией. Против доводов в преимуществе крупного хозяйства не возражают. При практическим обсуждении 6 бедняков согласны коллективно обрабатывать землю и обобществить скот. Предложили еще разъяснить и вовлечь до 10 дворов, после чего оформить колхоз (с[обрание] было 4 ч.).

13/I

Помогала на кухне коммуны хозяйкам, т. к. одна из женщин увезена в больницу, у другой ребенок болен, остальные перегружены работой. Хотела идти по деревням вести подписку на газеты (очень мало здесь выписывают), но в 3 часа должна проводить занятия по физ. культ. со школьниками. Вечер просидели со Стальбергом на общем собрании коммуны, где за вопросами организации и нормирования труда просидели с 7 до 12 ночи. Это самый больной вопрос.

14/I

Ходила по деревне подписывать газеты и журналы. Из 10 дворов ни один не подписался, но зато в каждом доме беседовала с женщинами и о затруднениях в хозяйстве страны, и о колхозах, о женском вопросе и т. д. Просят еще заходить. Вечером были на собрании по контрактации молока со Стальбергом. К контрактации в этой деревне относятся с опаской, в других деревнях куда храбрее.

15/I

Помогала немного хозяйкам на кухне. Помогала также секретарю Комсоячейки 21 составить отчет о проделанной работе для Райкома. Лоопер 22 просил уделять больше внимания и помощи коммуне, говорит, что про нас в этом отношении идет худая слава в райкоме. Пред. коммуны хотела взвалить на нас всю тех. работу, культпросвет. и политпросвет. работу, но когда мы от первой отказались, т. к. без нее не знаем [как] сделать, а она редко дома бывает. Видно, это ей не понравилось.

16/I

Искала музыканта для спортивного выступления ко дню Ленина. Нашла. Для этой же цели писала целый день лозунги. Вечером было заседание ред. коллегии, после чего стали писать газету. «Напечатать» газету поручили мне. «ПЕЧАТАЛА» 23до 1 часа ночи.

Да вчера один 15-летний парень подал заявление о принятии его в Комсомол. Это результат наших бесед и индивидуальной обработки с моей стороны.

17/I

ПЕЧАТАЛА газеты весь день и вечер. Отрывалась для репетиции со школьниками и вечером часа на 2–3 на время беседы ближних крестьян о вовлечении их в коммуну, около часу с членами беседовали о партийных вопросах. Непростительно горячился и принципиальничал Стальберг с предом коммуны на собрании в присутствии крестьян по вопросам организации и уставов в коммунах и колхозах. Я выступила, чтобы смягчить остроту между ними, но все же у крестьян осталось нехорошее впечатление от их полемики и колкостей друг другу.

18/I

Целый день писала газету. Вечером были в бане и кино.

19/I

Готовилась днем, а вечером делал доклад о 9-м января и революции 1905 г. Присутствовало 13–15 чел. (в соседней дер. свадьба).

Ходила по деревне по подписке газет, не подписываются, т. к. много неграмотных и малограмотных семей, а грамотные и читающие выписывают периодическую литературу через молочную артель (преимущественно журнал «Новая деревня»).

В беседах с крестьянами очень остро всплывает вопрос школы, т. е. вопрос обучения детей на русском языке. Большинство населения хочет, чтобы дети обучались на русском языке, а в школах преподают на финском. Говорили и на собраниях, но учительницы боятся приниматься за хлопоты и сомневаются за их успех, т. к. были случаи, когда родители отсылали своих детей в дальние деревни только потому, что там обучали по-русски, но РИК издал приказ о водворении детей в школу их родной деревни, где преподают по-фински. У многих крестьян такое настроение: раз дети, оканчивающие школу, не умеют по-русски, то нечего их и учить (пассивное сопротивление), и уже дальше учиться детей не посылают, да их и не берут, т. к. в средних школах по большей части обучают по-русски. Все население здесь больше понимает по-русски, чем родн. язык.

По-моему, тоже неправильно насильственно «национализировать» и этим тормозить развитие и обучение детей, учитывая обрусение населения (близость влияния Ленинграда), их желание и важность – большая в изучении <русского> и практическое применение русского язы.

Где причина? В РИКе или окрОНО24?

20/I

Помогала на кухне.

21/I

Собирала свои манатки, в 2 часа пошли на станцию.

22/I

На пленуме райкома отчитывались о проделанной работе.

РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 24. Д. 349в. Л. 1–11.

А. СТАЛЬБЕРГ

Волосово 19/XII – 29

Приехали в 5:30. Попали в Дом крестьянина, но оказалось, что здесь только столовая, а ночлежку мы прошли мимо. Возвратились. Благодаря командировкам, дали нам комнаты. Даниловой – отдельно, а мне, Пялль 25 и Лаубе – другую (две кровати на троих). Сходили в кино, посмотрели «Пата и Паташона» (пустышка).

В столовой получили на 4-х 400 гр. колбасы и кусочек хлеба. Сахару дали кусочек.

Собрались вместе, беседовали о предстоящей работе. Чувствуется «слепота» о предстоящей работе, но настроения бодрые.

(Еще в вагоне задел нас за нервы вагоновожатый: он спросил билеты, билеты все были и т. Пялль, и я сказал, что мы ожидаем их коллективно. Он ответил: «Коллектив вас не накормит». «Да как еще накормит», – ответила Ламбакахар).

Сейчас час. 11, лягу спать. В 9 чай и… 26 в райком.

20/XII

Живем в Доме кр-на. В 12 часов пошли в райком и РИК. Ждали немного агитпропа, беседовали о задании и получили назначение в коммуну «Пюринде» – дер. Раболово. Из РИКа получили справки на предмет питания. Надо в 6 час. утра сесть на поезд, поехать обратно до Елизаветино, а оттуда – в коммуну. Кроме политпросвет. работы, надо в коммуне по планам РИКа добиться укрупнения: дворов до 20, едоков до 70, пашни до 5027, валовой продукц. до 20028, зерна и трав до 495 29 и др. Колич. лошадей <до> 8, коров 10.

Это наши контрольн. цифры.

Ходили в ПО 30 – беседовали по их линии, искали агронома, но не нашли <дома> его. Узнали, что в Раболово бедн. 9, кулаков нет. В <другой (?) дер> дер. Ознаково 2 кулака.

Пообедали хорошо. Почитали немножко. Живем в «Эстонии». Вокруг эстонцы, эстонцы31.

Населения в районе 30 т[ысяч], а коммунистов 150 ч. В <напра> коммуне 2 чл. ВКП, 3 кандидата.

Вечером был в клубе на вечере вопросов и ответов «о новом законе по соц. страхованию». Клуб был холодный, о чем упрекнул и докладчик из города. Вопросов было много. Мы задавали вопросы. На один мой вопрос, об охвате учащихся в смысле соцстраха, ответил сидящий за спиной старичок, что «да придут на экскурсию да сломают ногу». Я ответил ему: «Они и за машиной работают».

Хотел лечь, чтобы проснуться в 6 ч. утра и поехать в Елизаветино, как заходит Данилова: «Ребята, у нас пожар», т. е. Дом кр-на загорел[ся], но скоро ликвидировали. Лег спать.

21/XII

Раболово. Коммуна «Пюринде» («Стремление»). Членов коммуны 32 чел. Детей 6, от 2 нед. до 6 лет. Коммуна бедная. Сейчас только 3 коровы дойных и 3 лошади. Есть кое-какой с[ельско]х[озяйственный] инвентарь. Организовалась комм[уна] в апреле с. г. из неимущих, главн. обр. из батраков. Население ноне не втягивается в ком[му]ну именно потому, что коммуна так бедная. Втягиваются только неимущие. Слыхал, что отпущен им кредит в 2500 руб. на приобр. коров – главный источник дохода. Скоро будет работать мастерская.

Часов в ½8 утра приехали на ст. Елизаветино, а в коммуну пришли часов в 2–3 дня. 8 верст пешком с вещами, в грязи. «Адская» работа.

Сходили в баню (суббота). Ужинали в общей столовой. Беседовали с председателем коммуны (женщина-финка Васке), а также беседовал с двумя деревенск. мужчинами в своей комнате на антирелигиозную тему (превращение воды в вино, как сделать нерукотворную икону, о «лодырях» бедняках и т. п.). Узнал, что в дер. Ознаково больш. мужчин неверующие, и что женщины не придут даже на лекцию.

Был в красном уголке коммуны, где было молодежи чел. 15, а взр[ослых] шт. 5. Большинство ушли на репетицию, часть – взрослые люди – были чем-то заняты. Попытался завязать частную беседу, что не совсем удалось. Составил тезисы для доклада.

22/XII

Проснулись часов 10. Проснулись хотя по звонку, но на «кофе» успели только к концу (будем точнее). Часов в 12 были в дер. Ознаково, но оказалось, что здесь только член с[ель]с[овета], а с[ель]с[овет] в дер. Смольково – верст 9. Пошли туда. Успели как раз на заседание пленума с[ель]с[овета]. «Отчеты членов с[ель]с[овета] финансовому ударнику» (выплата всяких недоимок, перевыборы председателя (болен, работал 6 лет). <Ничего парень>. Было 5 кандидатур, оставили только двоих. Большинством прошел б[ез]п[артийный] бедняк, который работал уже 1 мес. секретарем. Другой кандидат был чл. партии. Первое впечатление от него хорошее, и жаль, что прошел не он. Я не был с ним знаком. Был председатель РИКа на заседании.

По вопросу «отчетн. кампания с[ель]с[овета] (начинается с 15/I – 30) разбили с[ель]с[овет] на участки, назначили докладчиков. Отчет РИКа будет в д. Ознаково (близко к нам). Первый «опытный» отчет будет в д. Смольково.

Голодали весь день. Обедали и ужинали часов в 6 веч. В клубе коммуны была постановка. Было от ближайш. деревень чел. 60–70. Больше молодежь. До пьесы делал докладчик «Как возникло Роджество». Были аплодисм. и стучали ногами.

Пьеса ставилась хорошая, но прескверно. Если еще ставят, добьюсь абсолютного улучшения игры. Некоторые моменты я и в эту игру внес.

Завтра составляем производств. план нашей работы, ибо уже познакомились с обстановкой и сделали начало работы. Практических перспектив пока не вижу, за исключением улучшения работы в коммуне.

Завтра вечером предполагаю сделать в красном уголке доклад «О недостатках индивидуального хоз-ва и преимуществах колхозов, коммун». Коснусь также недостатков в ком-не, как-то: распределение труда, рац. использование и т. д.

Почитаю еще немного, потом – спать. Я решил сегодня разбить с Даниловой труд так33. Беседы проводим оба по всем вопросам. Собрания все (кроме женских) по коллективизации буду проводить я, т. е. мои доклады. Также о Ноябрьск. пленуме, весенн. пос[евной] камп. и все полит. вопросы и отчасти – антирелигиозные. Она – главное по антирелиг.[вопросам], все те же вопросы, только среди женщин.

23/XII

Днем подготовка, беседа о задачах коммуны в мастерской коммуны (3 чел.), составление плана работы с 23 [по] 31 декабря. План написали и для красн. уголка, и для с[ель]совета. Плана без изменений, конечно, не провести, но часть, несомненно, проведем.

Вечером Данилова участвовала на заседании совета кра. уголка «о проведении рождества», а я сдал доклад «О Ноябрьском пленуме ЦК». Присутствовали членов коммуны 7 чел., из деревни – 5. После доклада была живая беседа по некоторым пунктам доклада, а особенно о колхозах. Вечером приехал пред. коммуны, беседовал с ней, брал у нее некоторые книги. Читали, затопил печку (часа 2 – дрова сырые) и лег спать.

24/XII

Подготовка по вопросам колхозов и антирегилиозн. [пропаганды]. Данилова подготовилась к женскому собранию. В час дня сделал доклад-беседу «О колхозах» со школьниками дер[евни]34. Их 20 чел. – на экскурсии в коммуне. Были вопросы: «Кто будет хозяин колхоза?», «Как с многодетными?», «Куда пойдет кулак?», «Как учиться бедному (средства)?» и др. Осмотрели коммуну. Часть учеников не пришла. Канун рождества, а <дети> … поночует здесь (классовая борьба в школе).

Вечером к красном уголке выступления школьников (песни, пляски, чтение стенгазеты) и доклад «Недостатки индивид. хоз-ва, и почему мы за колхоз». Присутствовало 17 чел., 15 подлинных крестьян-стариков. Протокол предлагал написать, но как-то этого не хотели. Остались сомневаемого мнения, т. е. ни против, ни за: «Как-то все это новое».

Ура!! Величайшая победа! В рождественскую субботу после бани слушают внимательно доклад о коллективизации (говорили, правда, энергично), а завтра, 25 декабря, придут (уверен) на антирелигиозный доклад! Уверен, что этими 15 стариками я овладел, хотя не по линии «колхоза». Первый доклад!

25/XII

Топил печь, подготовился. Ходил определять живой вес коров. Беседовал с двумя членами коммуны. Один из них рассказал много об организации колхоза в дер. Низковицы, и как там партиец Янсон под напором коммуны отказался от вхождения в коммуну и организовал лжеколхоз. Землеустроили 19 дворов, а в колхоз записались 9, в том числе 5 побогаче, а 4 бедн. и батрака. Батраки и комсомолец Падур хотели «сложить все», а Янсон обещал дать «1½ коровы». Теперь <батраки> бедняки обижены, они хотят придти в коммуну. В их числе т. Падур, имеющий 3 коровы и т. д. Все 4 дв[ора], входящие в коммуну, имеют 2 кор., 4 лош., 28 д[есятин] земли и т. д.

Вечером доклад на антирелиг. тему. Доклад и вопросы (беседа) продлились часа 3. Правда, не совсем по теме все. Присутствовало 23 чел. Просили: «Когда еще что будет?» Не ответил на 1 вопрос, а вопросов была уйма разных и сложных.

Сразу после завтрака отправились в дер. Весикпола35. Сделал доклад о выгодах коллективизации. До доклада были о колхозах какие угодно толки. После доклада дело здорово изменилось <И когда> Выступали крестьяне и за колхозы, а выгоды признали почти все (кулаков и лишенцев, конечно, не было). И когда поставили вопрос: «Пойдешь ты?» – некоторые <признали> сказали: «Ничего против не имею». Одна «крикунья» женщина кричала, что «хочу полного равноправия – коммуны», но я понял, что это лишь потому, что о колхозе нечего было возражать. Просили еще придти.

Присутствовало 28 чел., из них 8 женщин. Вопросов было среднее количество (шт. 15, протокол мне пошлют). Это не наш с[ель]с[овет] и далеко – 8 верст. Туда больше не пойду. Там в другой деревушке уже организуются. Будем работать в деревнях своего с[ель]с[овета], начиная с бедноты. В Раболове уже провели собр. по об… потому что все середняки. Пора по бедня[кам].

На вопрос: «Куда денем кулака» ответил коммунистически, и… 36 никто не сказал ни слова (!). Вернулись вечером.

27/XII

Топил печку. Читал книги. Пошли на заседание совета коммуны, что продлилось очень долго. Говорили больше всего о распределении работ, о нормах работы, о принятии новых членов и др. вопросы. Поужинали (скверно, конечно) и пошли на собрание коммуны.

После собрания беседовал с кандидатами и комсомольцами, о том, что вы ничего не делаете, вас не видно, и что мы одни здесь, как сиротинушки. Что надо нам собраться, поговорить, и что надо бы вас немного подготовить к вступлению в партию. Писал письмо тов. Эйнбауму (секретарь канд. группы). Он в городе. Писал повестку о том, что собрание в Ознакове будет 30 с. м. в 6 ч. веч.

28/XII

Читал газеты. Составил план доклада «О работе среди молодежи» и вопросы для беседы вечером с кандидатами и комсомольцами. Надо их подготовить, а то в районе всего 150 чл. партии!

Ходили в баню. Беседовал с Даниловой о том, что ей надо сделать.

Беседа – подготовка партийцев и комсомольцев. Присутств. 5+5 беспартийных.

Голова болит. Угорел.

29

Топил печку. Подготовился к антирелигиозному докладу. Послал повестку в Ознаково о том, что 30-го там собрание о коллективизации.

Вечером постановка – пьеса коммуны в дер. Войти 37 (о коммуне). До спектакля мой доклад «Рождество и религия вообще». Было молодежи 89 чел. Вопросов не задавали. Встретил там нашего Лужкина. Побеседовали. Звал его к себе (4–5 верст). У нас больше литературы. Он сказал, что т. Сиестонен 38 живет там, и что он говорит крестьянам о колхозах, а сам приходит все к выводу, что ничего «не выходит» (!).

30/XII – 29

Днем беседа с 7 бедняками, 4 из которых хотят вступить в коммуну. Колхоз, где они членами, их не удовлетворяет. По этому поводу я думаю послать в РК.

Вечером собрание «О выгоде колхоза». Присутствовало 30 человек. Большинство выступали против.

31/XII

Пешком до станции Елизаветино (8–9 км) и на поезде в райком.

1/I – 30

В райкоме. Беседовал о перевыборах председателя в дер. Смольково, о члене РИКа и о перспективах коммуны в райЗО. Хотел получить литературу ко дню смерти Ленина, но ничего не получил. Обещали прислать. Взял списки бедноты.

2/I – 30

Приехал из райкома. В 10 час. в коммуне. Написал в Вруду т. Штрику 39 и Егиоя40. Даниловой нет дома. Она отправилась в Клопицкую коммуну проверять договор по соц. соревнованию. Там Пялль и Лаубе. Узнаем про их работу!

Предложил Даниловой организовать кружок безбожников, создав ядро из коммунаров. Написал заметку в «Крестьянск. правду» – о «царстве» Янсона.

Вечером беседа по вопросам рационализации труда и научной ее организации. Присутствовали 10 чел. – коммунары. После была произвольная беседа о земле, солнце и т. д.

Получил письмо от Лаубе.

Обсуждение по вопросам работы с тов. Эйнбаум, который приехал из города. Собрание кандид. группы об очередн. камп. с[ель]с[овета] и посевной кампании, намечение пунктов проведения бедняцких собраний и намечение докладчиков. О работе в политшколе.

Осмотрели хлев и купленный скот. Решили, что завтра надо идти на собрание колхоза Низковицы, чтобы выявить суть раскола.

Вечером антирелигиозная читка и активные обсуждения. Присутств. 12 человек.

4/I

Весь день в Низковице на собрании организованного колхоза. Писать о том не буду – будет очень много. Добились конкретного постановления собрания по вопросу содействия бедноте, старались исправить ошибки внутри колхоза, но если беднота не удовлетворится, поставим вопрос о создании коммуны из разложившихся.

Вечером созвал бедняцкое собр. Раболово, но явились лишь 6 чел. из 10. Правда, было 4 женщины. Конкретного мнения об организации крупного колхоза из 3-х деревень не добились41. Одна женщина все же сказала: «Вступила бы в <колхоз> коммуну, но беспокоюсь, как с детьми». Один был мнения, что «чем крупнее колхоз, тем он сильнее» – но его связывает еще его «грунт»42.

5/I

Днем составлял тезисы и подготовился к бедняцким собраниям по вопросам весенней посевн. камп. и отчетн. камп. с[ель]с[овета]. Вечером было в клубе кино «Два друга, модель и подруга» и журнал о конгр. КИМа43.

Читал громко надписи кино. После кино известил некоторых гр[аждан], что 7/I беседа по антирелигиозн. вопросам.

6/I

Днем подготовился, читал газеты, книги. Написал письмо в Ленинград. Вечером должно было быть собрание бедноты (коллективизация). Собрались 3 чел. (!). Рождество. Доклад не состоялся.

Вечером беседа с членом совета коммуны о недостатках председателя, о ее чрезмерно частых выездах и т. д. И о перевыборах совета коммуны.

7/I

Предполагалось идти в с[ель]с[овет], но ввиду того, что празднуют рождество, не пошли. Не собрать там бедноту, да и с[ель]с[овет] закрыт. Пойдем завтра. Читал. Вечером был свободен и поэтому принял участие в читке «О сотворении мира и законах природы», которую проводила Данилова. Присутствовало 15 человек. Антирелигиозных читок будет проводиться цикл. Нами выявлены две батрачки, служащие без договоров.

8/I

Пешком в Смолково, в с[ель]с[овет]. В работе с[ель]с[овета] есть ряд недочетов. Состав середняцкий. Один крепк. середняк. Только один партиец, против которого нападают и т. д. Беднота не организована, класс. борьба замазана и т. д.

Провел бедняцкое собрание. Присутств. 14 челов. Был отчет с[ель]с[овета] и о посев. камп. Отводы депутатов нужны, но их не добились. «Все хорошо». Перспектива расширения посевов есть. В обратном пути спорил с кандидат. ВКП(б) – коммунарами о их недостатках. Просили сделать доклад о коллективизации в этой деревне совместно с другими дер[евнями].

9/I

Составил план работы 9 [по] 24 с. м. согласно полученных в с[ель]с[овете] данных. Проводил занятия политкружка. Присутств. 2 канд. партии, 2 комс., 3 б.парт. Проработал правый уклон и его корни. Прошла беседа оживленно. Была молодежь, но удрали.

10/I

Читал выступление т. Сталина на конф. аграрников-марксистов, о посев. кампании и контрольные цифры. Вечером думал провести беседу об отчетной камп. советов, но сказали, что будет репетиция, а она не состоялась. Читал о девятом января, о Ленине и 9 января. РК литературы обещал послать, а нет еще.

11/I

Подготовка, баня. В 2 ч. отправился в дер. Фьюнатово. Хотел провести бедняцкое собрание с вопросами: отчет с[ель]с[овета] и посев. камп., но это срывали, ибо собралась вся деревня, как мужчины, так и женщины, чел. 70. Провели общ. собр. с вопросами о лесозаготовках (были тов.), и я сделал доклад о колхозах. Демонстративно против обоих вопросов, демонстративно собираются уходить и т. д. Более зажиточной массой заглушают бедноту. Их 55/13. А земельн. неровность от 1½ дес. – 30!

12/I

Днем общее собр. гр-н. Сделал маленький доклад о весенн. посевн. кампании. Присутствие чел. 50. Постановили: 100% очистка семян, 100% выполнение агроминимума, своевременная доставка семян нуждающимся и т. д.

После собрания была громкая читка с объяснениями «О происхождении жизни и человека». Присутств. 30 чел.

После этого беседа по разным вопросам, а главное – по вопр. коллективизации. Чувствуется «шатание» ряда людей.

Данилова пошла в Алексеевку. Бедн[яцкое] собрание.

Написал письмо Штрику.

13/I

Днем созвал в Фьюнатове собрание бедноты, успели лишь с горем пополам пок[он]чить первый вопрос, вопрос о контрактации молока, как начали прибывать люди на общее собрание. Другие вопросы (посев. камп., чистка аппарата) отложили. (Путаница местных организаций). На бедн. собр. присутств. 9 чел. из 13.

Был там на общем собрании. Провели вопрос контрактации всей деревни, а также устройства прием. пункта там.

Вечером бурное длинное собрание коммуны.

14/I

Прорабатывал пьесу «Гнилые корни» 44и выписал одну роль. После обеда пошли на общее собрание граждан (Ознаково, Раболово, Колодцы). Проводили собрание м[олочной] артели по контрактации молока и др. вопр. Читал «Н.К. Крупская о Ленине».

15/I

Звали в Смольково на собрание, но не пошел. Там есть 2 практиканта. Приехали Лоопер и Пялль. Беседовал с ними. Вечером готовил карикатуры для стенгазеты.

16/I

Работали весь день над стенгазетой.

17/I

Стенгазета. Собрание части более бедных гр[аждан] из Раболово и грунтов о вступлении в коммуну или о создании колхоза. Один сулился записаться в мае (!). Присутств. совместно с коммунарами 20 чел. Вечером провели беседу «О партии». Присутств. 15 чел. Кандид. и ВЛКСМ – 7 чел.

Был спор с пред. Ком-ны Васке и др. Я сказал: «Середняк боится, что бедняк вложит меньше, но ведь бедноте помогают кооп. фонды бедноты, но ведь кредиты гос-ва колхозу – это суть кредиты в первую очередь бедноте». Они против.

Васке и др. <указывают> говорят, что «Новый устав колхоза говорит об обобществлении всех средств произ-ва, всего скота и инвентаря. Останется хозяину котел и быт» (!).

Она говорит, что т-ва СОЗ 45 упрощены. Николаев возражал против того, когда я говорил, что «устав – это рамка, но в границах этой рамки мы, организуя колхоз, многое изменим».

О новом уставе я сказал на собрании, что «я его не читал, но уверен, что вы читали, но не поняли».

Данилова пошла за двумя, но … на собрании.

Одним словом, собрание было курам на смех. Васке и Николаев <(более умеренно)> начали опровергать мой доклад, а я им ответил достаточно четко. Не кандидат и комсомолка, так, по крайней мере, беднейшие кр-не поддерживали меня, т. е. поняли лучше их.

18/I

Весь день работа со стенгазетой.

19/I

Было отчетн. собрание в Смолькове. Весь день был там (8 верст).

20

Доделал стенгазету. Составил отчет о практике.

<Вечером <беседа со> собрание чл. Ком-ны «О учебе, чистоте и работе среди населения>

21

Собрали манатки и отправились на станцию (8 верст).

РГАСПИ. Ф. 529. Оп. 24. Д. 349в. Л. 206–217.

 

1 Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. 2-е изд. М., 2008. С. 61.

2 Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления. М., 2010.

3 Слезин А.А., Якимов К.А. Общественные настроения крестьян поколения «революционного перелома» на рубеже 1920–1930-х гг. // Научный диалог. 2022. № 8. Т. 11. С. 453–469; Вязинкин А.Ю., Якимов К.А. Крестьянский пессимизм в период коллективизации 1920–1930-х гг.: антисоветская риторика поколения «революционного перелома» // Вестник архивиста. 2023. № 3. 753–764.

4 Зверков Е.А. Коллективизация как форма провокации преступности (на материалах Центрального Черноземья) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2022. № 6. С. 84–91.

5 Кедров Н.Г. Лапти сталинизма. Политическое сознание крестьянства Русского Севера в 1930-е годы. М., 2013. С. 13.

6 Панин Е.В. Роль производственной практики в обучении студентов коммунистических вузов в 1920-е гг. (на примере Коммунистического университета национальных меньшинств Запада) // Электронный журнал «Вестник МГОУ». URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/747/744 (дата обращения: 14.09.2023).

7 Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928–1933 гг.). М., 2000. С. 100.

8 Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ). Ф. 529. Оп. 24. Д. 140. Л. 2.

9 Там же. Д. 283. Л. 5.

10 Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2008. С. 9.

11 Халфин И. Автобиография большевизма: между спасением и падением. М., 2023; Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи. 3-е изд. М., 2023.

12 В 1929 г. – деревня, административный центр Волосовского района Ленинградской области.

13 Дуэт датских комиков Х. Мадсена и К. Шенстрема, известных в ряде стран, в том числе в СССР, как Пат и Паташон. Замечание Даниловой, назвавшей ленту бессодержательной, весьма характерно для молодого коммуниста, для которого кино имело прикладное значение в деле воспитания народных масс. Примечательно, что другой практикант, Стальберг, также счел нужным отметить идейную пустоту картины (см. ниже).

14 Заведующий избой-читальней.

15 Данное свидетельство красноречиво отражает состояние культурной работы в деревенской глубинке и основные препятствия к ее осуществлению: острую нехватку кадров и плохую связанность территории страны даже внутри одного региона. Такие сведения позволяют судить о существенной неравномерности протекания культурной революции в разных регионах России и СССР.

16 Районный исполнительный комитет.

17 Отточие автора.

18 Лаубе Иван, учащийся эстонского сектора ЛО КУНМЗ.

19 Отточие автора.

20 В 1929 г. правительство ввело пятидневную рабочую неделю.

21 Деревенская ячейка ВЛКСМ.

22 А. Лоопер – заведующий партийной практикой ЛО КУНМЗ.

23 Написано крупными печатными буквами.

24 Окружной отдел народного образования.

25 Пялль Вольдемар, учащийся эстонского сектора ЛО КУНМЗ, рабочий, член ВКП(б).

26 Отточие автора.

27 Гектаров.

28 Пудов.

29 Пудов.

30 Политический отдел.

31 Записи Стальберга характеризует эмоциональность, свидетельствующая о бойком и порой даже крутом нраве. Косвенно это подтверждают отдельные сообщения Даниловой (как, например, ее упоминание о «непростительно горячившемся» товарище в полемике с председателем коммуны). В этом отношении дневники позволяют увидеть некоторые различия в подходах к работе, отношениях с людьми, понимании практикантами своих задач.

32 В тексте оставлен пропуск, видимо, для последующего вписания числа человек.

33 Согласно сложившемуся порядку, в группе практикантов назначался староста, который по завершении командировки обобщал данные, представленные товарищами, готовил и представлял руководству университета отчет о проделанной работе. Он же обеспечивал взаимодействие группы с райкомом. Трудно при этом утверждать о существовании между студентами формальной субординации. В отношении Стальберга и Даниловой таковые не прослеживаются. Инициативность Стальберга в распределении обязанностей можно скорее объяснить качествами его характера – большей, чем у Даниловой, пылкостью, задором и норовистостью, что хорошо просматривается в записях обоих авторов.

34 В тексте пропуск, вероятно, для последующего вписывания названия деревни.

35 Вероятно, приведена неверная либо устаревная форма названия.

36 Отточие автора.

37 Вероятно, приведена неверная либо устаревная форма названия.

38 Сиестонен Андрей Исакович, учащийся ЛО КУНМЗ.

39 Штрик Рихард, учащийся эстонского сектора ЛО КУНМЗ.

40 Егиоя Паулина Николаевна, учащаяся эстонского сектора ЛО КУНМЗ, 1904 года рождения, крестьянка.

41 На полях справа – знак вопроса.

42 Эстонское название хутора (krunt).

43 Коммунистический интернационал молодежи.

44 Пьеса И.И. Персонова «Гнилые корни: пьеса из деревенской жизни в 3 действиях».

45 Товарищество по совместной обработке земли – простейшая форма производственной сельскохозяйственной кооперации. Была распространена до начала сплошной коллективизации.

×

作者简介

Nikita Tikhomirov

Russian State University for the Humanities

编辑信件的主要联系方式.
Email: tihomirov_n@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2808-3763

кандидат исторических наук, доцент

俄罗斯联邦, Moscow

参考

  1. Ficpatrik Sh. Povsednevnyj stalinizm. Social’naja istorija Sovetskoj Rossii v 30-e gody: gorod [Ordinary life in extraordinary times: Soviet Russia in the 1930s]. 2nd ed. Moskva, 2008. (In Russ.)
  2. Ficpatrik Sh. Stalinskie krest’jane. Social’naja istorija Sovetskoj Rossii v 30-e gody: derevnja [Stalin’s peasants. Resistance and survival in the Russian village after collectivization]. 2-e izd. Moskva, 2008. (In Russ.)
  3. Halfin I. Avtobiografija bol’shevizma: mezhdu spaseniem i padeniem [The Autobiography of Bolshevism: Between Salvation and Fall]. Moskva, 2023. (In Russ.)
  4. Hellbeck J. Revoljucija ot pervogo lica: dnevniki stalinskoj jepohi [Revolution on my mind]. 3-e izd. Moskva, 2023. (In Russ.)
  5. Ivnickij N.A. Repressivnaja politika sovetskoj vlasti v derevne [Repressive policy of the Soviet government in the countryside] (1928–1933 gg.). Moskva, 2000. (In Russ.)
  6. Kedrov N.G. Lapti stalinizma. Politicheskoe soznanie krest’janstva Russkogo Severa v 1930-e gody [Bast shoes of Stalinism. Political Consciousness of the Peasantry of the Russian North in the 1930s]. Moskva, 2013. (In Russ.)
  7. Panin E.V. Rol‘ proizvodstvennoj praktiki v obuchenii studentov kommunisticheskih vuzov v 1920-e gg. (na primere Kommunisticheskogo universiteta nacional’nyh men’shinstv Zapada) [The role of industrial practice in teaching students of Communist universities in the 1920s. (on the example of the Communist University of National Minorities of the West)] // Elektronnyj zhurnal “Vestnik MGOU” [The electronic journal “Bulletin of Moscow State University”]. URL: https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/747/744 (access date: 14.09.2023). (In Russ.)
  8. Slezin A.A., Yakimov K.A. Obshchestvennye nastroeniya krest’yan pokoleniya “revolyutsionnogo pereloma” na rubezhe 1920–1930-kh gg. [The public mood of the peasants of the “revolutionary turning point”generation at the turn of the 1920s-1930s] // Nauchnyj dialog [Scientific dialogue ]. 2022. Vol. 11. № 8. S. 453–469. (In Russ.)
  9. Viazinkin A. Yu., Yakimov, K.A. Krest’yanskii pessimizm v period kollektivizatsii 1920–1930-kh gg.: antisovetskaya ritorika pokoleniya “revolyutsionnogo pereloma” [Peasant Pessimism in the Days of Collectivization (1920s-1930s): Anti-Soviet Rhetoric of the “Revolutionary Turning Point” Generation] // Vestnik arhivista [Herald of the Arhivist]. 2023. № 3. S. 753–764. (In Russ.)
  10. Viola L. Krest’janskij bunt v jepohu Stalina: kollektivizacija i kul’tura krest’janskogo soprotivlenija [Peasant rebels under Stalin: Collectivization and the culture of peasant resistance]. Moskva, 2010. (In Russ.)
  11. Zverkov E.A. Kollektivizatsiya kak forma provokatsii prestupnosti (na materialakh Tsentral’nogo Chernozem’ya) [Collectivization as a form of provocation of crime (based on the materials of the Central Chernozem region)] // Vestnik NII gumanitarnyh nayk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya [Bulletin of the Research Institute of the Humanities by the Government of the Republic of Mordovia]. 2022. № 6. S. 84–91. (In Russ.)

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».