Edvard Beneš in American Diplomatic Correspondence, 1945–1948

封面

如何引用文章

全文:

详细

The second president of Czechoslovakia Edvard Beneš was one of the most prominent but ambiguous politicians of the first half of the twentieth century. His name is associated with the Sudeten Crisis and the Munich Agreement of 1938, the struggle for Czechoslovak independence during the Second World War, alliance with Moscow and the communist’s takeover in 1948. The purpose of the article is to look at Beneš in a new way, the perception of him by American diplomats in the last years of his life, during the period of acute internal political struggle in Czechoslovakia and the emerging geopolitical confrontation between Moscow and Washington. The study is based on diplomatic correspondence and papers of the American ambassador to Prague Laurence Steinhardt, which reveal some new aspects of Beneš’ personality, the history of Czechoslovakia, and US foreign policy in 1945-1948. It is concluded that there was a close and frank relationship between the American diplomats and Beneš. The Czechoslovak president had a reputation as a experienced politician, pragmatist, supporter of Western orientation and an opponent of communism. However, his vision of political issues and forecasts of further development often turned out to be erroneous. His support of closer relations with the USSR and radical reforms caused discontent from the US diplomacy. Nevertheless, Beneš was associated with democratic traditions and the desire to maintain good relations with the United States. The embassy hoped that his authority and popularity would help to prevent the Communists from seizing power in Czechoslovakia. The crisis that broke out in February 1948 and the indecisive actions of Beneš came as a surprise to the State Department. They caused misunderstanding and dissatisfaction of Ambassador Steinhardt. American diplomats considered Beneš’ actions to be explained by his poor health and enormous pressure from the communist Prime Minister Klement Gottwald.

全文:

Второго президента Чехословацкой республики Эдварда Бенеша (1884–1948) можно отнести к одним из наиболее выдающихся и вместе с тем неоднозначно оцениваемых политиков первой половины ХХ в. С его именем связаны Судетский кризис и Мюнхенское соглашение 1938 г., борьба за независимость Чехословакии в годы Второй мировой войны, сближение с Москвой и установление коммунистического режима. Деятельность Бенеша неоднократно привлекала внимание историков. Вместе с тем посвященная ему российская историография прежде всего сосредоточена на вопросах предвоенного кризиса и ключевых моментах истории ЧСР1. Ее особенностью является взгляд на этого политического деятеля в контексте советско-чехословацких отношений и внешней политики СССР. Чешские историки более детально исследовали различные аспекты деятельности Бенеша, включая его роль в послевоенных политических событиях в Чехословацкой республике2.

В данной статье предлагается рассмотреть фигуру Бенеша в новом ключе — через призму его восприятия со стороны американской дипломатии в последние годы нахождения у власти (1945–1948). Это время пришлось на период острой политической борьбы в ЧСР, происходившей на фоне зарождавшегося геополитического противостояния между СССР и США. Вашингтон активно пересматривал свою роль в международных отношениях, включаясь в борьбу за влияние в Европе и мире, вырабатывая стратегию продвижения демократии и сдерживания коммунизма. Чехословакия оказалась втянутой в эти процессы. Во многом благодаря Бенешу, выступавшему за поддержание политического компромисса, сочетание социализма и демократии, сохранение близких отношений и с Востоком, и с Западом, в ЧСР позже других стран Центральной и Восточной Европы произошло утверждение просоветского коммунистического режима.

На основе обращения к комплексу опубликованных и неопубликованных документов Государственного департамента США и материалов личного архива посла в Праге Л. Штейнгардта3 предлагается проанализировать, как сотрудники американского внешнеполитического ведомства оценивали деятельность Бенеша в этот сложный исторический период, связывали ли с ним надежды на сохранение демократии и сопротивление советскому влиянию, пытались ли оказывать ему поддержку, как оценивали эффективность его действий в период политического кризиса 1948 г. Подобная проблема ранее не являлась предметом отдельного изучения. Статья позволяет раскрыть новые аспекты личности Бенеша, истории ЧСР и внешней политики США в период зарождения холодной войны.

К окончанию Второй мировой войны Э. Бенеш был одним из наиболее известных европейских политических деятелей. Вместе с Т.Г. Масариком он участвовал в создании Чехословацкой республики. Затем на протяжении семнадцати лет возглавлял Министерство иностранных дел, а в 1935 г. был избран главой государства. После подписания Мюнхенского соглашения Бенеш подал в отставку и последующие шесть лет провел в эмиграции. В марте 1939 г., когда началась германская оккупация чешских земель, он читал лекции о демократии в качестве приглашенного профессора Чикагского университета. Именно в Америке Бенеш начал работу по организации органов сопротивления, опираясь на местные чешские и словацкие общины4.

В 1940 г. в Великобритании он сформировал чехословацкое правительство в изгнании5. Получив признание Вашингтона, в мае 1943 г. Бенеш совершил официальный визит в Америку, где был принят с подобающими главе государства почестями. В своих заявлениях и публикациях чехословацкий лидер представлял себя прагматиком, придерживавшимся западной модели демократии, но намеревавшимся развивать близкие отношения с Москвой. Уступки Кремлю, такие как подписание советско-чехословацкого договора о дружбе в декабре 1943 г. и последующее согласие на включение в состав правительства коммунистов, Бенеш объяснял своим американским собеседникам тактическими соображениями — необходимостью добиться невмешательства Москвы во внутренние дела ЧСР до восстановления в ней демократических порядков и получить дополнительную защиту от возрождения германской угрозы6.

В результате прошедших под руководством Бенеша в Москве в марте 1945 г. переговоров было сформировано коалиционное чехословацкое правительство Национального фронта, включавшее представителей шести чешских и словацких партий. Впервые в его состав вошли коммунисты, получившие несколько важных министерских постов. Временной резиденцией правительства ненадолго стал находившийся на освобожденной Красной армией территории ЧСР словацкий город Кошице7.

Вскоре после окончания военных действий, 16 мая 1945 г., Бенеш во главе правительственной делегации вернулся в Прагу и вновь занял президентскую резиденцию в пражском Граде. Его полномочия главы чехословацкого государства базировались на признании держав-победительниц, отрицании законности Мюнхенского соглашения и последовавшей за ним отставки. Согласно положениям Конституции 1920 г., президент избирался Национальным собранием на семь лет, имел право созыва и роспуска парламента, назначения и увольнения премьер-министра и членов правительства, мог налагать отлагательное вето на законопроекты, являлся верховным главнокомандующим, не нес ответственности за исполнение своих обязанностей8. До образования временного парламента осенью 1945 г. полномочия Бенеша были еще шире: он применял практику издания декретов, которые имели силу законов, но нуждались в последующем утверждении высшим представительным органом власти.

Политическая система послевоенной Чехословакии была построена на основе баланса между умеренными (национальные социалисты, католики, словацкие демократы) и леворадикальными (чешские и словацкие коммунисты, социал-демократы) политическими партиями, составлявшими коалицию Национального фронта. Первые были ориентированы на восстановление демократии, сохранение близких отношений с Западом и умеренные социалистические реформы. Вторые ратовали за расширение связей с СССР и заимствование советского опыта государственного управления9. В данных условиях президенту принадлежала роль посредника, отвечавшего за поддержание политического компромисса и законных демократических процедур, основанная на его огромном политическом авторитете и популярности.

ОТНОШЕНИЕ К БЕНЕШУ АМЕРИКАНСКИХ ДИПЛОМАТОВ В ПРАГЕ

Американские дипломаты получили возможность прибыть в ЧСР лишь в конце мая 1945 г. Первые полтора месяца работой посольства США в качестве временного поверенного в делах руководил А. Клифорт (осенью он вернулся в Америку). Посол Л. Штейнгардт прибыл в Прагу в середине июля. Его заместителем на протяжении последующих трех лет являлся Дж. Брюинс, служивший в ЧСР до войны и отвечавший за связь с чехословацким эмигрантским правительством в Лондоне. В госдепартаменте отношения с Прагой курировал Центральноевропейский отдел10.

Наиболее активно американские дипломаты контактировали с Бенешем в 1945 г. За семь месяцев в дипломатической переписке упоминается как минимум о двенадцати встречах Клифорта и Штейнгардта с президентом: две были посвящены их официальному представлению (Клифорта — 30 мая, Штейнгардта — 20 июля), три были связаны с сопровождением высокопоставленных американских гостей (генералов Э. Хармона, Дж. Паттона, Д. Эйзенхауэра), несколько — совместному присутствию на различных мероприятиях. Трижды (14 сентября, 31 октября, 23 декабря) Штейнгардт отправлял в госдепартамент отчеты о личных беседах с Бенешем. В 1946 г. посол сообщал о двух подобных встречах (2 июля и 20 декабря). В 1947 г. состоялся лишь один содержательный разговор американского посла с президентом (20 ноября). В 1948 г. Штейнгардт смог лично посетить Бенеша один раз (28 мая).

Причинами такого неравномерного характера личных контактов могли быть постепенное снижение политического влияния Бенеша (по крайней мере, с точки зрения главы дипломатической миссии США), ухудшение его здоровья и периодическое отсутствие американского посла в ЧСР. Если в 1945 г. Штейнгардт постоянно находился в Чехословакии, то в 1946 г. он несколько раз выезжал в отпуск; в 1947 г. посол отсутствовал в совокупности более трех месяцев (в январе — марте и августе — сентябре); в 1948 г. дважды покидал ЧСР (в январе — феврале и июле — августе)11.

В американской дипломатической документации имя Бенеша фигурировало прежде всего в связи с ключевыми политическими событиями, изложением его взглядов и прогнозов. Личные характеристики президента встречались редко — к этому времени в госдепартаменте уже имелось сложившееся мнение о чехословацком лидере. В 1947–1948 гг. Штейнгардт также периодически докладывал о состоянии здоровья Бенеша.

Наиболее позитивные, даже восторженные отзывы о Бенеше оставил Клифорт. Прибыв в ЧСР вскоре после освобождения, он был поражен огромной популярностью чехословацкого президента среди соотечественников. Дипломат писал, что не помнил ничего подобного, хотя лично видел, как приветствовали Ленина в России после революции, Гитлера в Германии, Муссолини в Риме, Черчилля в Лондоне. По словам Клифорта, Бенеша воспринимали как выдающегося человека, «великую надежду» на скорейшее восстановление страны. Американский дипломат замечал, что, несмотря на присутствие в стране советских войск, Бенеш не только не попал в зависимость от Москвы, но был способен добиваться значительных уступок с ее стороны, противостоять советскому давлению и восстанавливать тесные отношения с Западом12.

Впечатления Штейнгардта, ранее служившего послом в СССР и Турции, от встречи с Бенешем были более нейтральными. После вручения верительных грамот и небольшой личной беседы дипломат отметил в отчете для госдепартамента, что президент выглядел «здоровым и крепким», пребывал в прекрасном настроении, демонстрировал оптимизм и был решительно настроен на скорейшее восстановление ЧСР. По мнению Штейнгардта, Бенеш намеревался противодействовать «чрезмерному революционному радикализму некоторых членов правительства» и попыткам распространения коммунизма. Правда, чехословацкий лидер не решался высказываться об этом прямо в официальной обстановке. «У меня создалось впечатление, что он хотел поговорить со мной наедине с большей откровенностью о вещах, которые мы не обсуждали», — заметил Штейнгард.

Тем не менее в 1945 г. Бенеш подписал ряд декретов, инициировавших проведение радикальных мероприятий. В их числе были конфискация собственности у некоторых категорий населения, высылка из страны судетских немцев, национализация крупных предприятий13. В беседах со Штейнгардтом Бенеш представлял свои действия как вынужденный шаг. Так, декреты о национализации, под которые подпадали и некоторые компании с американским участием, он изображал как уступку левым радикалам — по его мнению, только переход к ограниченному государственному социализму мог предотвратить угрозу установления коммунизма14. Бенеш полагал, что программа масштабной национализации была обречена на провал и в перспективе должна была доказать ошибочность радикальных реформ и ослабить популярность коммунистов15. При этом президент неоднократно заявлял о своей приверженности демократическим принципам16.

Отдельной проблемой, интенсивно обсуждавшейся по дипломатическим каналам во второй половине 1945 г., был вывод из ЧСР оккупационных войск. Большая часть страны была освобождена частями Красной армии, которые оставались на территории республики. Армия США занимала небольшую территорию в Западной Богемии. Американское военное командование стремилось как можно скорее эвакуировать свои войска из ЧСР, но Штейнгардт и госдепартамент рассматривали такой шаг как уступку Москве и выступали за хотя бы временное и частичное сохранение американского контингента17.

Бенеш не только разделял эту точку зрения, но и лично (неофициально) просил американцев не выводить свои силы в одностороннем порядке, опасаясь, что это могло сыграть на руку коммунистам18. Президент сообщал американскому послу о предпринимавшихся им усилиях по сокращению контингента Красной армии, но полагал, что против этого были настроены прежде всего советские генералы. Бенеш предлагал американскому руководству напрямую обратиться к И.В. Сталину с предложением об одновременном выводе обоих контингентов19. Эта позиция была поддержана госдепартаментом и передана президенту Г. Трумэну. Итогом стало прямое обращение последнего к советскому лидеру и принятие решения об эвакуации армий СССР и США из Чехословакии к декабрю 1945 г.20

В конце октября в Праге начало работу Временное национальное собрание. Оно утвердило президентские декреты и подтвердило полномочия Бенеша. Но его политическое влияние стало сокращаться. В разговорах со Штейнгардтом президент признавал, что не смог ослабить влияния коммунистов в правительстве, хотя полагал, что они теряли популярность в народе и могли рассчитывать на поддержку не более четверти населения21. Посол разделял эту точку зрения22.

Однако эти оценки оказались ошибочными. На первых послевоенных парламентских выборах в мае 1946 г., носивших, по словам Штейнгардта, честный и демократический характер, чешские и словацкие коммунисты смогли получить голоса 38% избирателей, опередив остальные политические партии. Вскоре был сформирован новый правительственный кабинет во главе с лидером чехословацкой Коммунистической партии К. Готвальдом. Бенеш по этому поводу вынужден был признать перед Штейнгардтом, что смог добиться уступки коммунистами лишь одного министерского портфеля и поста председателя парламента (поставив это себе в заслугу)23.

Следующая личная встреча Бенеша со Штейнгардтом состоялась в декабре 1946 г. Поскольку она проходила в неофициальной обстановке, президент позволил себе довольно резкие и откровенные высказывания о многих членах правительства. Известного своими просоветскими взглядами З. Фирлингера (лидера социал-демократов, вице-премьера, бывшего посла в Москве и предыдущего главу правительства) он считал «поверхностным, ненадежным, хитрым и невежественным». Крайне негативно Бенеш отозвался о трех коммунистах: министре информации В. Копецком («грубоватый, бесхитростный, необразованный и полностью лишенный хороших манер»), министре труда и социального обеспечения З. Неедлы («неприятный старик»), министре сельского хозяйства Ю. Дюрише («молодой, неопытный и опасный демагог»). При этом Бенеш не давал никаких отрицательных характеристик Готвальду и рассчитывал, что тот заменит упомянутых деятелей другими кандидатами24.

Вместе с тем президент позитивно оценил заместителя министра иностранных дел В. Клементиса, министра финансов Я. Доланского, министра внутренних дел В. Носека, назвав их «хорошими патриотами» — все трое также являлись коммунистами. Кроме того, Бенеш с удовлетворением сообщил, что смог нейтрализовать деятельность армейской разведки, «созданной и в значительной степени укомплектованной советским НКВД» и занимавшейся «шпионажем, запугиванием, разоблачениями и незаконными арестами»25.

Остальная часть этой беседы была посвящена преимущественно внешнеполитическим вопросам. К этому времени в американо-чехословацких отношениях назрели серьезные проблемы. Вашингтон безуспешно пытался добиться от Праги выплаты компенсаций пострадавшим при национализации американским гражданам и компаниям. Чехословацкие власти оттягивали решение этого вопроса и пытались связать его с получением крупных американских кредитов. Штейнгардт в ответ указывал на огромные объемы предоставленной ранее экономической помощи, обвинял чехов в неблагодарности и выражал недовольство антиамериканской пропагандой в чехословацкой левой прессе26. В США также были недовольны активной поддержкой правительством ЧСР внешнеполитических инициатив СССР.

Тем не менее госдепартамент занимал осторожную позицию в отношении Праги. В подготовленном весной 1946 г. Центральноевропейским отделом обзоре отношений с ЧСР констатировалось, что главной целью США являлась поддержка чехословацкого народа в создании сильного и жизнеспособного государства, способного защитить себя от внешнего вмешательства в его внутренние дела. Бенеш в нем был охарактеризован как сторонник политической линии, основанной на демократической и умеренной политике и традициях дружбы с западными государствами. По мнению авторов документа, усилия США должны были заключаться в укреплении позиций чехословацкого президента, поощрении прозападных влияний и демократических процедур в ЧСР. Но конкретные предложения сводились к активизации пропаганды и сотрудничества в культурной сфере. При этом сближение Праги с Москвой специалисты госдепартамента объясняли боязнью перед восстановлением Германии27.

В американских общественных кругах отношение к ЧСР к этому времени было неоднозначным. Газета New York Times изображала ее как страну с хрупкой политической системой, застрявшей между Востоком и Западом и находившейся под угрозой захвата власти коммунистами28. Согласно сообщениям чехословацкого посла в Вашингтоне Ю. Славика, все чаще ЧСР воспринимали как сателлита Москвы, хотя симпатии к ней продолжали сохраняться29. Штейнгардт в переписке с госдепартаментом пытался опровергнуть подобную точку зрения и отказывался списывать Чехословакию со счетов, пока в ней сохранялись остатки демократии. Вместе с тем американский посол рекомендовал Вашингтону занять более жесткую позицию в отношении Праги, чтобы ослабить влияние левых сил и продемонстрировать ошибочность их действий30.

Этот призыв получил поддержку руководства госдепартамента в августе 1946 г., когда во время Парижской конференции чехословацкая делегация в присутствии госсекретаря США Дж. Бирнса поддержала аплодисментами антиамериканскую риторику заместителя министра иностранных дел СССР А.Я. Вышинского. Бирнс немедленно отдал распоряжение остановить выделение кредитов Чехословакии31. Штейнгардту было поручено неофициально сообщить министру иностранных дел ЧСР Я. Масарику (считавшемуся близким к Бенешу прозападным политиком), что в Вашингтоне ожидали получения «конкретных доказательств дружбы» со стороны Праги и «некоторой переориентации» ее внешней политики32.

Бенеш во время встречи со Штейнгардтом признался, что публичное заявление об остановке выделения кредитов стало для него большим потрясением. Он настаивал, что поддержка Москвы носила вынужденный характер, поскольку Чехословакия полностью зависела от «доброй воли» СССР. По мнению президента, голосования на международных конференциях не имели большого смысла. В обмен на поддержку Праги Москва воздерживалась от вмешательства во внутренние дела ЧСР. Бенеш полагал, что в долгосрочной перспективе это должно было способствовать ослаблению советского влияния и укреплению демократии в его стране33.

Бирнс посчитал такие объяснения неубедительными. В ответном послании Штейнгардту госсекретарь указывал, что правительство США придавало большое значение участию в международных конференциях ради поддержания мира и международной безопасности. По мнению Бирнса, Прага должна была демонстрировать большую независимость в своей внешней политике34.

В январе 1947 г. Штейнгардт отправился в Вашингтон для консультаций и пробыл там до конца марта. В столице США он прочитал лекцию о Чехословакии перед специалистами по международным отношениям, назвав ее «западным аванпостом за железным занавесом»35. Заменявший в это время посла в Праге Брюинс в своих сообщениях госдепартаменту констатировал сохранение прежнего внешнеполитического курса Праги. Он повторял тезис, что причиной поддержки всеми партиями и политическими деятелями страны, включая Бенеша, союзных отношений с Москвой была боязнь возрождения сильной и агрессивной Германии. Изменить это могло лишь «общее ослабление напряженности между Востоком и Западом» и устранение немецкой угрозы36.

Летом 1947 г. чехословацкая зависимость от СССР стала еще более очевидной. 5 июня новый госсекретарь США Д. Маршалл анонсировал программу широкомасштабной помощи Европе. Для ее обсуждения было решено созвать конференцию в Париже. Первоначально чехословацкое правительство единогласно приняло направленное ему приглашение. Но после состоявшейся вскоре поездки чехословацкой делегации во главе с Готвальдом в СССР Прага резко изменила свое решение и отказалась от участия37.

Штейнгардт первоначально увидел в этом хитрый ход Бенеша: одобрив поездку правительственной делегации в Москву и предвидя советский запрет на участие в Плане Маршалла, тот якобы хотел продемонстрировать населению чрезмерную зависимость Готвальда от СССР и вызвать недовольство действиями коммунистов38. Но вскоре стало понятно, что он выдавал желаемое за действительное. Хотя откровенное подчинение советскому диктату вызвало шок и панику в умеренных партиях, ситуация быстро успокоилась 39. Штейнгардт вынужден был констатировать, что данные события еще раз доказали зависимость чехословацкой внешней политики от СССР40.

Осенью политическая ситуация в ЧСР начала обостряться. В сентябре коммунисты развернули мощную атаку на словацкую Демократическую партию. В данных условиях Бенеш впервые решился на прямое вмешательство и конфронтацию с Готвальдом. Согласно сообщениям американского посольства, президент выразил главе правительства свое недовольство, обвинил коммунистов в разрушении Национального фронта и политической дестабилизации. Более того, Бенеш прямо заявил о своей готовности сопротивляться уничтожению других партий, как это произошло в соседних странах, и отказе покидать страну в случае попытки коммунистов захватить власть41.

20 ноября во время встречи со Штейнгардтом Бенеш сообщил послу об успешном разрешении кризиса — нападки коммунистов удалось отбить, «баланс в правительстве был восстановлен». В дополнение к этому Фирлингер был смещен с поста председателя Социал-демократической партии. Президент полагал, что страна прошла «поворотный момент», повторения подобных событий в скором времени не предвиделось, а сопротивление коммунистам со стороны других партий должно было увеличиться. По словам Штейнгардта, Бенеш высказался о коммунистах более враждебно, чем раньше, и подчеркнул свое стремление сохранить дружеские отношения с США42.

К тому времени физическое состояние президента стало вызывать серьезную обеспокоенность. 8 апреля 1947 г. Штейнгардт впервые сообщил в госдепартамент, что Бенеш страдал от диабета и находился под постоянным медицинским наблюдением43. Осенью посол докладывал, что болезнь носила более серьезный характер: у Бенеша наблюдались атеросклероз, диабет, простатит, высокое давление. Из-за этого он не мог нормально спать и быстро утомлялся, а летом перенес инсульт. Врачи были обеспокоены его состоянием и настаивали на длительном отдыхе44.

Но во время встречи 20 ноября, продолжавшейся более часа, Бенеш выглядел гораздо лучше, чем ожидал посол. Периодически его речь замедлялась, он слегка приволакивал ногу, но не демонстрировал признаков слабости. По заключению дипломата, здоровье президента существенно улучшилось, его жизнь была вне опасности45.

На основании этой информации Штейнгардт, выехавший в США в декабре 1947 г., вновь выразил в Вашингтоне оптимистичное мнение относительно развития политической ситуации в ЧСР46. В посольстве полагали, что умеренные силы могли рассчитывать на поддержку Бенеша, его авторитет и огромную популярность. Как заключалось в сообщении Брюинса от 22 декабря, несмотря на проблемы со здоровьем, президент оставался дееспособным, его интеллектуальные способности не пострадали47.

Чтобы успокоить американцев, в январе супруга Бенеша Гана обратилась с просьбой о личной встрече с женой Штейнгардта. В состоявшейся беседе она отрицала, что у президента был диабет, не упоминала о простатите и атеросклерозе, летнее недомогание объясняла солнечным ударом и обострением старой детской болезни. Госпожа Бенешова выражала уверенность, что здоровье ее супруга должно было улучшиться, если бы он мог отдохнуть от своих обязанностей хотя бы пару месяцев. Помимо этого, жена президента выражала уверенность, что на предстоящих в следующем году выборах поддержка коммунистов сократится на 5–10%, и новый премьер-министр может быть представителем другой партии. Эта информация совпадала с оценками самого Штейнгардта48.

ФЕВРАЛЬСКИЙ КРИЗИС

Однако эти ожидания и прогнозы вновь оказались ошибочными. В феврале 1948 г. в Праге разразился острый политический кризис. Поводом стали действия находившегося под контролем коммунистов Министерства внутренних дел. Лидеры умеренных партий обвинили его руководство во вмешательстве в политические процессы и попытались добиться проведения расследования. Поскольку Готвальд оказывал этому противодействие, 20 февраля 12 министров от умеренных партий подали президенту заявления об отставке. Они рассчитывали увлечь за собой социал-демократов, после чего должен был состояться роспуск кабинета и формирование нового правительства на непартийной основе. Однако 14 из 26 министров остались на своих местах. Это позволило Готвальду потребовать у Бенеша сохранить действующее правительство, заменив выбывших членов другими кандидатурами по его выбору49.

Штейнгардт вернулся в Прагу 19 февраля. На протяжении последующих дней американский посол регулярно и подробно информировал госдепартамент о развитии событий. Ключевая роль в развязке кризиса принадлежала Бенешу, но его роль в инициировании отставок и последующие намерения были неизвестны50. У посла не имелось возможности лично встретиться с президентом. Было ясно, что Бенеш не хотел идти на поводу ни у одной из сторон. Штейнгардт полагал, что благодаря авторитету и личной популярности он мог сопротивляться давлению Готвальда, несмотря на организованные коммунистами многотысячные демонстрации51. Президент пытался найти компромисс, выступая как против формирования исключительно коммунистического правительства, так и против правительства без коммунистов. Бенеш добивался от премьер-министра, чтобы тот договорился с недовольными членами правительства. Отставки последних он считал недостаточными для роспуска кабинета52.

Развязка наступила 25 февраля. Днем американские дипломаты известили госдепартамент, что президент, судя по всему, согласился с требованиями Готвальда и вскоре должен был сделать публичное заявление. Вечером Министерство информации ЧСР обнародовало данные о новом составе правительства и огласило послание Бенеша к Готвальду. В нем президент выражал надежду на сохранение демократических процедур и коалиции Национального фронта. Но ожидавшегося радиовыступления Бенеша не последовало, что заставляло сомневаться в законности объявленных изменений53.

Штейнгардт до последнего надеялся на благоприятное разрешение кризиса и призывал госсекретаря выступить с резким заявлением, которое могло усилить позиции чехословацкого президента. По мнению посла, тот находился под сильным давлением коммунистов54. Тогда же появились первые слухи о скорой отставке и эмиграции Бенеша55. Только 26 февраля после беседы с генеральным секретарем МИДа А. Гейдрихом Штейнгардт сообщил в Вашингтон: «Больше нет сомнений, что Бенеш принял отставку двенадцати министров и неохотно согласился на формирование нового правительства»56. Вскоре США, Великобритания и Франция в совместном заявлении осудили установление в ЧСР однопартийной диктатуры и уничтожение демократии57.

В последующие дни и месяцы Штейнгард пытался разобраться в причинах кризиса и подробностях его развития. Гейдрих, Масарик и глава президентской канцелярии Я. Смутны утверждали в разговорах с послом, что Бенеш не был заранее проинформирован о намерении министров уйти в отставку. Он пошел на уступки Готвальду под сильнейшим давлением: тот грозил началом кровопролития и советской интервенцией. Учитывая плохое физическое состояние Бенеша, было удивительно, что он сопротивлялся так долго, замечал Штейнгардт. Масарик в разговоре с послом заявлял, что президент мог просто не пережить прошедшую неделю. По мнению министра, он был совершенно сломлен58.

Собеседники посла сообщали, что первоначально Бенеш собирался уйти в отставку, но решил остаться, чтобы противодействовать коммунистам. Он не намеревался сотрудничать с новым правительством и хотел доставить ему как можно больше проблем. При этом Бенеш учитывал возможность, что его могли насильно отстранить от власти, обвинить в предательстве и подвергнуть преследованию. Несмотря на грозящую опасность, он не собирался покидать ЧСР59.

10 марта произошла еще одна трагедия. Рано утром стало известно о смерти Масарика, выбросившегося из окна своей квартиры60. В одном из первых сообщений, отправленных в связи с этим событием в Вашингтон, Штейнгардт заключал, что министра мог подтолкнуть на этот шаг состоявшийся накануне разговор с президентом. Бенеш якобы просто не смог предложить своему близкому другу и сподвижнику «план или курс действий», который позволил бы тому сохранить самоуважение и объяснить необходимость оставаться в составе правительства61.

Постепенно Штейнгардт начал выражать критические оценки действий Бенеша в период кризиса. В сообщении госдепартаменту от 12 марта он заметил, что президенту следовало действовать более решительно и обратиться за поддержкой к армии. Но он пошел на уступки, опасаясь кровопролития и угрозы советской интервенции, а также сомневаясь в лояльности вооруженных сил и рассчитывая со временем изменить ситуацию62.

В конце апреля в пространном освещении причин чехословацкого кризиса Штейнгардт пришел к выводу, что решение двенадцати министров об отставке было принято при поддержке и согласии Бенеша. В дальнейшем президент проявил неоправданную слабость и поддался на угрозы Готвальда. По мнению посла, Бенеш ошибся, опасаясь введения советских войск, поскольку никаких доказательств существования подобной угрозы в реальности не было63.

ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

На протяжении следующих после кризиса месяцев коммунисты укрепляли свою власть в ЧСР. Шла масштабная чистка государственных учреждений и политических партий. Оппозиционные политики массово покидали страну или подвергались преследованиям. Трансформацию должны были закрепить состоявшееся 9 мая принятие новой Конституции и проведение в начале июня парламентских выборов с единым списком кандидатов.

Все это время президент находился в своей резиденции в Сезимово Усти. По информации Штейнгардта, он пребывал под «самым тщательным наблюдением» службы безопасности и был огражден от посетителей64. В стране продолжали ходить слухи о его скорой отставке65. По мнению Штейнгардта, Бенеш оставался на посту, чтобы не передавать власть Готвальду или Фирлингеру и осуществлять «сдерживающее влияние» на правительство в ожидании изменения международной обстановки66. Согласно сумевшему навестить президента в середине марта «надежному информатору» американского посольства, Бенеш надеялся, что коммунисты не продержатся у власти слишком долго и полагал, что будущее Чехословакии полностью зависело от отношений между Советским Союзом и США67.

В марте в государственный департамент обратился бывший посол ЧСР в Вашингтоне Ю. Славик (после кризиса он ушел в отставку) с просьбой переправить в Прагу дипломатической почтой через американское посольство личное обращение к Бенешу с призывом к скорейшей отставке. Передать адресату его должен был верный человек, имевший доступ к президенту. Штейнгардт отреагировал на это скептически. Он сообщил в Вашингтон, что посольство находилось под тщательным наблюдением и перехват письма грозил волной обвинений в поддержке со стороны США чехословацких «реакционеров». Кроме того, по мнению посла, письмо не оказало бы никакого влияния на действия президента, поскольку он получал аналогичные обращения от многих близких людей68. Тем не менее госдепартамент одобрил эту операцию, чтобы продемонстрировать поддержку усилий чехословацких эмигрантов. Письмо было переправлено в посольство в апреле с инструкцией Штейнгардту поступать по собственному усмотрению. 21 мая Штейнгардт сообщил в госдепартамент, что никакой реакции на него не последовало69.

Информация о состоянии Бенеша в это время носила обрывочный характер. Побывавший в апреле в Праге чехословацкий посол в СССР О. Горак сообщил своему американскому коллеге в Москве У. Смиту, что имел двухчасовую беседу с Бенешем. По его словам, президент выглядел «умственно и морально сильным», не намеревался добровольно уходить в отставку, осуждал установленную коммунистическую диктатуру и выражал твердое намерение не подписывать Конституцию70. Штейнгардт подверг сомнению это свидетельство. По его информации, Бенеш находился в крайне плохом физическом состоянии. Его первое за несколько месяцев публичное выступление по случаю 600-летия Карлова университета продолжалось всего три минуты. При этом президент едва мог членораздельно выговаривать слова и выглядел очень плохо71.

Глава президентской канцелярии Смутны в разговоре со Штейнгардтом также утверждал, что президент не собирался подписывать Конституцию и, наконец, принял решение об отставке. По просьбе Готвальда она была отложена на месяц — до подведения итогов парламентских выборов. Смутны впервые признал, что президент был «очень болен»72. Тем не менее в конце мая американский посол информировал госдепартамент, что коммунисты все еще надеялись убедить Бенеша утвердить Конституцию и были готовы сместить президента по состоянию здоровья в случае его отказа уйти в отставку73.

28 мая Штейнгардт наконец смог нанести личный визит Бенешу по случаю его дня рождения в качестве дуайена дипломатического корпуса. Информация о плачевном состоянии его здоровья полностью подтвердилась. Бенеш с трудом мог разговаривать, хотя сохранял ясность мышления. Он осудил захват власти коммунистами, критически отозвался об организованных ими выборах, подтвердил свое намерение не подписывать Конституцию и скорую отставку. При этом президент не верил, что «нынешние условия» в Чехословакии могли сохраниться на длительное время74.

7 июня было официально объявлено о сложении Бенешем своих полномочий75. На следующий день было опубликовано его письмо Готвальду и ответное заявление премьер-министра. В последнем подчеркивался вклад Бенеша в «великую борьбу чешского народа за свободу и независимость прогрессивного и социалистически справедливого государства», упоминалась его позитивная роль в налаживании дружеских отношений с СССР и в недавних февральских событиях76. Через три месяца, 3 сентября стало известно о смерти Бенеша. 8 сентября состоялись торжественные похороны, на которых присутствовал и представитель американского посольства77.

14 сентября, за несколько дней до окончательного отъезда из ЧСР, Штейнгардт встретился с Ганой Бенешовой. Супруга президента призналась, что последние полгода они прожили в постоянном страхе перед отправкой в СССР. По ее словам, Эдвард был глубоко разочарован действиями советского руководства78.

Подводя итог, можно заключить, что отношение к Бенешу со стороны американских дипломатов находилось под общим влиянием политической обстановки. Изначально они полагались на его репутацию политического прагматика, сторонника сохранения западной ориентации и противника чрезмерного сближения с СССР. После восстановления независимости ЧСР в госдепартаменте рассчитывали на поддержку президентом умеренных сил и демократических порядков. Бенеш неоднократно заверял своих американских собеседников в приверженности этим взглядам и преуменьшал влияние коммунистов на чехословацкое общество. Репутация опытного политика, близкий и откровенный характер общения не могли не вызывать доверия к его точке зрения. Но зачастую прогнозы Бенеша оказывались слишком оптимистичными. Ожидавшийся им провал национализации и экономических реформ, падение влияние левых сил, вера в благие намерения Москвы оказались ошибочными. Бенеш не смог спрогнозировать наступления февральского кризиса. Надежды на его сдерживающее влияние в отношении действий коммунистов также не оправдались. Следование советскому курсу во внешней политике вызывало непонимание и недовольство в Вашингтоне. При этом США не намеревались оказывать открытой и активной поддержки Бенешу. Разразившийся в феврале 1948 г. кризис и действия президента стали неожиданностью для американцев. Оправданием его нерешительности, с точки зрения посла Штейнгардта, не могло служить даже ухудшавшееся состояние здоровья. Тем не менее до конца жизни Бенеш пользовался симпатиями и сочувствием американских дипломатов. Его отставка и смерть завершили очередной период чехословацкой истории, открыв дорогу нескольким десятилетиям коммунистического правления и сделав невозможным такое же тесное взаимодействие представителей США с новыми руководителями ЧСР.

 

1 Из работ общего характера, посвященных Бенешу, можно упомянуть лишь следующие: Орлик И.И. Эдуард Бенеш: годы побед и поражений // Новая и новейшая история. 2008. № 5. С. 145–161; Марьина В.В. Второй президент Чехословакии Эдвард Бенеш: политик и человек. 1884–1948. М., 2013.

2 Например, см.: Taborsky E. President Edvard Beneš. Between East and West 1938–1948. Stanford, 1981; Kaplan K. Pravda o Československu 1945–1948. Praha, 1990; Kaplan K. Poslední rok prezidenta. Edvard Beneš v roce 1948. Praha, 1993; Hanzal J. Edvard Beneš. Praha,1994.

3 US National Archives and Records Administration (далее — NARA). Record groups (далее — RG) 59, 84; Laurence A. Steinhardt papers (далее — LASP). Library of Congress. Manuscript Division; Foreign relations of the United States (далее — FRUS). 1945. Vol. IV. Washington, 1968; FRUS. 1946. Vol. VI. Washington, 1969; FRUS. 1947. Vol. III. Washington, 1972; FRUS. 1947. Vol. IV. Washington, 1972; FRUS. 1948. Vol. IV. Washington, 1974.

4 Юнгблюд В.Т., Зорин А.В. Чешские и словацкие организации в США в годы Второй мировой войны // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 76. С. 89–92.

5 Это произошло после принятия в марте 1940 г. Чехословацким национальным комитетом и Государственным Советом (состоявшими из эмигрировавших в Великобританию чешских и словацких политических деятелей) декларации о непрерывности правового существования ЧСР. Однако признание данного статуса со стороны государств антигитлеровской коалиции произошло не сразу. Подробнее см.: Зорин А.В. Проблема признания США чехословацкого правительства в изгнании в годы Второй мировой войны // Славяноведение. 2017. № 3. С. 30–43.

6 Юнгблюд В.Т., Зорин А.В. Советско-чехословацкое сближение в 1943–1945 гг.: взгляд из США // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 179.

7 Об оценках этих событий со стороны американских дипломатов подробнее см.: Yungblyud V.T., Zorin A.V. The problem of returning of American diplomats to liberated Czechoslovak Republic // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 4. С. 1289–1302.

8 Конституции зарубежных стран. Т. 2. Средние и малые европейские страны. М.; Ленинград, 1936. С. 16–27.

9 Данное описание можно считать условным, отражающим прежде всего восприятие ситуации со стороны американских дипломатов. Подробнее см. Зорин А.В. Политические партии Чехословакии глазами американских дипломатов, 1945–1948 годы // Россия и Америка в XXI веке. 2018. № 4. URL: URL: http://rusus.jes.su/s207054760000068–1–1 (дата обращения: 30.10.2023). О политической ситуации в ЧСР см.: Чехия и Словакия в XX веке: очерки истории. Кн. 2. М., 2005. С. 10–26.

10 Yungblyud V.T., Zorin A.V. Op. cit.

11 Зорин А.В., Юнгблюд В.Т. Повседневная жизнь американского посольства в Чехословакии в 1945–1948 гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 6 (104). URL: https://history.jes.su/s207987840016048–1–1/ (дата обращения: 30.03.2022).

12 Caffery to the Secretary of State. June 3, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 455; Klieforth to the Secretary of State. June 8, 1945 // Ibid. P. 457; Klieforth to the Secretary of State. June 16, 1945 // NARA. RG 59. 860F.001/6–1645.

13 Марьина В.В. Указ. соч. С. 398–400.

14 Steinhardt to the Secretary of State. October 31, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 503.

15 Steinhardt to the Secretary of State. October 28, 1945 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.5034/10–2845.

16 Steinhardt to the Secretary of State. December18, 1945 // Ibid. 860F.001/12–1845; Steinhardt to the Secretary of State. October 30, 1946 // Ibid. 860F.00/10–3046; Steinhardt to the Secretary of State. October 31, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 503.

17 Зорин А.В. Проблема вывода американской армии из Чехословакии в 1945 г. // Новая и новейшая история. 2018. № 3. С. 47–61.

18 Klieforth to the Secretary of State. June 24, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 464; Steinhardt to the Secretary of State. August 2, 1945 // Ibid. P. 481.

19 Steinhardt to the Secretary of State. September 14, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 490.

20 Steinhardt to the Secretary of State. November 8, 1945 // Ibid. P. 507.

21 Steinhardt to the Secretary of State. July 27, 19451945 // NARA. RG 84. US Embassy in Prague. Classified General Records, 1945–1957. Box 3.

22 Steinhardt to Williamson. May 1, 1946 // LASP. Box 95.

23 Steinhardt to the Secretary of State. July 2, 1946 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/7–246.

24 Steinhardt to the Secretary of State. October 31, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 503; Steinhardt to the Secretary of State. December 23, 1946 // Ibid. 1946. Vol. VI. P. 238–241.

25 Steinhardt to the Secretary of State. October 31, 1945 // FRUS. 1945. Vol. IV. P. 503; Steinhardt to the Secretary of State. December 23, 1946 // Ibid. 1946. Vol. VI. P. 238–241.

26 Зорин А.В. Дилеммы финансовой политики США в Восточной Европе, 1945–1948 гг.: опыт ЧСР // Вестник МГИМО-Университета. 2020. Т. 13. № 1. С. 56–81.

27 Czechoslovakia. Policy and information statement // NARA. RG 59. General Records, Czechoslovakia, 1946–1953. Entry 1173A. Box 1.

28 Velvyslanectví ČSR ve Washingtoně do MZV. 22. května 1946; 29. května 1946 // Archiv Ministerstva zahraničních věcí České republiky. Politické zprávy 1918–1977: Washington 1945–1946.

29 Velvyslanectví ČSR ve Washingtoně do MZV. 22. juna 1946 // Archiv Ministerstva zahraničních věcí České republiky. Politické zprávy 1918–1977: Washington 1945–1946.

30 Steinhardt to Williamson. July 29, 1946 // LASP. Box 95.

31 Byrnes to Clayton. August 30, 1946 // FRUS. 1946. Vol. VI. P. 216.

32 Riddleberger to Steinhardt. October 3, 1946 // LASP. Box 50.

33 Steinhardt to the Secretary of State. December 23, 1946 // FRUS. 1946. Vol. VI. P. 238–241.

34 Byrnes to Praha. December 23, 1946 // NARA. RG 59.CDF 1945–1949. 860F.00/12–2346.

35 Czechoslovakia — western outpost behind the Iron Curtain // LASP. Box 67.

36 Bruins to the Secretary of State. March 13, 1947 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/3–1347; Steinhardt to the Secretary of State. May 23, 1947 // Ibid. 860F.00/5–2347.

37 Позиция чехословацкого правительства определялась стремление к сохранению дружественных отношений с СССР, руководство которого выступило резко против принятия Прагой приглашения на конференцию. Подробнее см.: Наринский М.М. Советский Союз, Чехословакия и план Маршалла // Февраль 1948. Москва и Прага: взгляд через полвека. М., 1998. С. 67–83.

38 Steinhardt to the Secretary of State. July 10, 1947 // FRUS. 1947. Vol. III. P. 317.

39 Steinhardt to the Secretary of State. July 18, 1947 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/7–1847.

40 Steinhardt to the Secretary of State. July 22, 1947 // FRUS. 1947. Vol. IV. P. 223–226.

41 Yost to the Secretary of State. September 15, 1947 // Ibid. P. 231.

42 Фирлингер возглавлял левое, близкое к коммунистам, крыло в Социал-демократической партии и был известен своими просоветскими взглядами. Его отставка воспринималась как свидетельство изменения настроений в рядах этой партии, вызванное недовольством чрезмерным сближением с коммунистами и возникавшей угрозой потери политической самостоятельности. Это создавало предпосылки для усиления позиций некоммунистических сил. Steinhardt to the Secretary of State. November 24, 1947 // Ibid. P. 248.

43 Steinhardt to the Secretary of State. April 8, 1947 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/4–847.

44 Steinhardt to the Secretary of State. September 22, 1947 // Ibid. 860F.001/9–2247; Steinhardt to the Secretary of State. October 27, 1947 // Ibid. 860F.001/10–2747.

45 Steinhardt to the Secretary of State. November 24, 1947 // FRUS. 1947. Vol. IV. P. 248.

46 The current situation in Czechoslovakia. December 15, 1947 // LASP. Box 67.

47 Bruins to the Secretary of State. December 22, 1947 // FRUS. 1947. Vol. IV. P. 255.

48 Bruins to the Secretary of State. January 28, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.001/1–2848.

49 Чехия и Словакия в XX веке. С. 66–73.

50 Подробнее хронология событий и мотивы действий Бенеша в период кризиса исследованы в чешской историографии. Например, см.: Kaplan K. Poslední rok prezidenta.

51 Steinhardt to the Secretary of State. February 21, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/2–2148.

52 Steinhardt to the Secretary of State. February 22, 1948 // Ibidem.

53 Steinhardt to the Secretary of State. February 25, 1948 // Ibid. 860F.00/2–2548.

54 Steinhardt to the Secretary of State. February 26, 1948 // FRUS. 1948. Vol. IV. P. 738–741.

55 Vincent to the Secretary of State. February 25, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/2–2548.

56 Steinhardt to the Secretary of State. February 26, 1948 // Ibid. 860F.001Benes/2–2648.

57 FRUS. 1948. Vol. IV. P. 738.

58 Steinhardt to the Secretary of State. February 27, 1948 // FRUS. 1948. Vol. IV. P. 741; Steinhardt to the Secretary of State. February 27, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/2–2748; Steinhardt to the Secretary of State. March 3, 1948 // Ibid. 860F.00/3–348.

59 Steinhardt to the Secretary of State. February 27, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/2–2748.

60 Steinhardt to the Secretary of State. March 10, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/3–1048.

61 Steinhardt to the Secretary of State. March 10, 1948 // FRUS. 1948. Vol. IV. P. 743; Steinhardt to the Secretary of State. March 11, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.032/3–1148.

62 Steinhardt to the Secretary of State. March 12, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/3–1248.

63 Steinhardt to the Secretary of State. April 30, 1948 // FRUS. 1948. Vol. IV. P. 747–754.

64 Steinhardt to the Secretary of State. April 15, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.001/4–1748.

65 Memorandum of Conversation. March 30, 1948 // Ibid. 860F.00/3–3048.

66 Steinhardt to the Secretary of State. April 2, 1948 // Ibid. 860F.00Benes/4–248.

67 Steinhardt to the Secretary of State. April 19, 1948 // Ibid. 860F.001Benes/4–1948.

68 Memorandum of Conversation. March 23, 1948 // Ibid. 860F.00/3–2348; Vedeler to Steinhardt. April 5, 1948 // LASP. Box 57; Steinhardt to the Secretary of State. April 15, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.001/4–1748.

69 Vedeler to Steinhardt. April 28, 1948 // LASP. Box 57; Steinhardt to Vedeler. May 21, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/5–2148.

70 Smith to the Secretary of State. April 20, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.00/4–2048.

71 Steinhardt to the Secretary of State. April 23, 1948 // Ibid. 860F.00/4–2348.

72 Steinhardt to the Secretary of State. May 13, 1948 // Ibid. 860F.001Benes/5–1348.

73 Steinhardt to Vedeler. May 21, 1948 // Ibid. 860F.00/5–2148; Steinhardt to the Secretary of State. May 21, 1948 // Ibidem; Steinhardt to the Secretary of State. May 25, 1948 // Ibid. 001Benes/5–2748.

74 Steinhardt to the Secretary of State. May 29, 1948 // FRUS. 1948. Vol. IV. P. 754–755.

75 Steinhardt to the Secretary of State. June 7, 1948 // NARA. RG 59. CDF 1945–1949. 860F.001Benes/6–748.

76 Steinhardt to the Secretary of State. June 8, 1948 // Ibid. 860F.001Benes/6–848.

77 Steinhardt to the Secretary of State. September 14, 1948 // Ibid. 860F.001Benes/9–1448.

78 Steinhardt to the Secretary of State. September 15, 1948 // Ibid. 860F.001Benes/9–1548.

×

作者简介

A. Zorin

Vyatka State University

编辑信件的主要联系方式.
Email: arzor@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-3238-9036
Scopus 作者 ID: 57195672370
Researcher ID: W-1762-2018

доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политических наук

俄罗斯联邦, Kirov

参考

  1. Chekhiya i Slovakiya v XX veke: ocherki istorii [Czechia and Slovakia in the Twentieth Century: Essays on History]: v 2 knigakh. Kniga 2. Moskva, 2005. (In Russ.)
  2. Konstitucii zarubezhnyh stran. Tom 2. Srednie i malye evropejskie strany [Constitutions of foreign countries. Vol. 2. Medium and small European countries]. Moskva; Leningrad, 1936. (In Russ.)
  3. Mar’ina V.V. Vtoroj prezident Chekhoslovakii Edvard Benesh: politik i chelovek [The Second President of Czechoslovakia Edvard Beneš: Politician and Man]. 1884–1948. Moskva, 2013. (In Russ.)
  4. Narinskij M.M. Sovetskij Soyuz, Chexoslovakiya i plan Marshalla [The Soviet Union, Czechoslovakia and the Marshall Plan] // Fevral` 1948. Moskva i Praga: Vzglyad cherez polveka [February 1948. Moscow and Prague: A look through half a century]. Moskva, 1998. S. 67–83. (In Russ.)
  5. Orlik I.I. Eduard Benesh: gody pobed i porazhenij [Eduard Benesh: years of victories and defeats] // Novaya i Novejshaya Istoriya [Modern and Contemporary History]. 2008. № 5. S. 145–161. (In Russ.)
  6. Yungblyud V.T., Zorin A.V. Cheshskie i slovackie organizacii v SShA v gody Vtoroj mirovoj vojny [Czech and Slovak organizations in the USA during World War II] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Tomsk State University Journal of History]. 2022. № 76. S. 89–99. (In Russ.)
  7. Yungblyud V.T., Zorin A.V. Sovetsko-chekhoslovackoe sblizhenie v 1943–1945 gg.: vzglyad iz SShA [Soviet-Czechoslovak rapprochement in 1943–1945: a view from the USA] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal of History]. 2017. № 425. S. 178–184. (In Russ.)
  8. Zorin A.V. Dilemmy finansovoj politiki SShA v Vostochnoj Evrope, 1945–1948 gg.: opyt CSR [The dilemma of US financial policy in Eastern Europe, 1945–1948: the experience of the CSR] // Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO review of international relations]. 2020. Vol. 13. № 1. S. 56–81. (In Russ.)
  9. Zorin A.V. Politicheskie partii Chexoslovakii glazami amerikanskix diplomatov, 1945–1948 gody [Political parties of Czechoslovakia through the eyes of American diplomats, 1945–1948] // Rossiya i Amerika v XXI veke [Russia and America in the 21st centiry]. 2018. № 4. URL: http://rusus.jes.su/s207054760000068–1–1 (access date: 30.10.2023). (In Russ.)
  10. Zorin A.V. Problema priznaniya SShA chexoslovaczkogo pravitel`stva v izgnanii v gody Vtoroj mirovoj vojny [The problem of US recognition of the Czechoslovak government in exile during World War II] // Slavyanovedenie [Slavic Studies]. 2017. № 3. S. 30–43. (In Russ.)
  11. Zorin A.V. Problema vyvoda amerikanskoi armii iz Chekhoslovakii v 1945 g. [Withdrawal of the US Army from Czechoslovakia in 1945] // Novaya i Novejshaya Istoriya [Modern and Contemporary History]. 2018. № 3. S. 47–61. (In Russ.)
  12. Zorin A.V., Yungblyud V.T. Povsednevnaya zhizn’ amerikanskogo posol’stva v CHekhoslovakii v 1945—1948 gg. [Daily life of the American embassy in Czechoslovakia in 1945–1948] // Elektronnyj nauchno-obrazovatel’nyj zhurnal “Istoriya” [Electronic scientific and educational Journal “History”]. 2021. Vol. 12. № 6 (104). URL: https://history.jes.su/s207987840016048-1-1/ (access date: 30.03.2022). (In Russ.)
  13. Foreign Relations of the United States, 1946. Vol. VI. Eastern Europe; The Soviet Union. Washington, 1969.
  14. Foreign Relations of the United States, 1947. Vol. III. The British Commonwealth; Europe. Washington, 1972.
  15. Foreign Relations of the United States, 1947. Vol. IV. Eastern Europe; The Soviet Union. Washington, 1972.
  16. Foreign Relations of the United States, 1948. Vol. IV. Eastern Europe; The Soviet Union. Washington, 1974.
  17. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers, 1945. Vol. IV. Europe. Washington, 1968.
  18. Hanzal J. Edvard Beneš. Praha, 1994.
  19. Kaplan K. Poslední rok prezidenta. Edvard Beneš v roce 1948. Praha, 1993.
  20. Kaplan K. Pravda o Československu 1945–1948. Praha, 1990.
  21. Taborsky E. President Edvard Beneš. Between East and West 1938–1948. Stanford, 1981.
  22. Yungblyud V.T., Zorin A.V. The problem of returning of American diplomats in liberated Czechoslovak Republic // Vestnik of Saint Petersburg University. History. Vol. 63. Iss. 4. Sankt-Peterburg, 2018. P. 1289–1302.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».