№ 6 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Теория и методология истории

«Политическая анатомия» и идея общественного богатства от Уильяма Петти до Адама Смита

Репина Л.П.

Аннотация

В статье предпринимается попытка решить три взаимосвязанные задачи. Во-первых, предлагая новое прочтение ключевых текстов, принадлежащих ведущим британским мыслителям и представителям разных направлений экономической мысли XVII столетия, автор исследует зарождение теории трудовой стоимости в интеллектуальном контексте научной революции XVII в. и под влиянием ее идеолога Фрэнсиса Бэкона. Во-вторых, в предлагаемой статье ставится вопрос о том, в какой именно форме получила свое первоначальное воплощение идея труда как источника и основы общественного богатства, высказанная ирландским землевладельцем Уильямом Петти (автором «Политической анатомии Ирландии», «Трактате об Ирландии» и других статистических трудов), активным критиком господствовавшей в то время доктрины меркантилизма и одним из основоположников английской политической экономии, а также «искусства чисел» – количественных методов экономической и демографической статистики, в своей первой экономической работе «Трактат о налогах и сборах», увидевшей свет в 1662 г. В-третьих, экономические идеи и предложения Уильяма Петти и его единомышленников рассматриваются как неотъемлемая составная часть их политических воззрений и представления об «общественной пользе» и практическом значении научных знаний для совершенствования государственного управления. Особое внимание в статье уделено связи экономических взглядов Уильяма Петти и клойнского епископа, крупнейшего философа своего времени Джорджа Беркли с оценкой перспектив развития и будущего устройства Ирландии, а также с предложениями об объединении двух и даже всех трех королевств (Англии, Ирландии и Шотландии).
Новая и новейшая история. 2023;(6):5-17
pages 5-17 views

Джеймс Харрингтон и его восприятие истории – от нарратива к теории

Козлов Д.В.

Аннотация

В статье прослеживается эволюция взглядов на исторический процесс известного английского политического деятеля и философа XVII в. Джеймса Харрингтона на основе анализа ряда текстов самого Харрингтона и его оппонентов. При этом теоретические подходы к истории рассматриваются в широком контексте изменения отношения к этой науке в Европе в период Ренессанса и раннего Нового времени. В работах Харрингтона можно найти сочетание традиционных взглядов, в соответствии с которыми история являлась набором фактов о прошлом человечества, призванных обосновать правильность политических позиций автора, и новых, связанных с осознанием глубоких различий между прошлым и настоящим, и невозможности прямого переноса исторических моделей социального и государственного устройства в современные реалии. Автор рассматривает ряд дискуссий Харрингтона с другими мыслителями, посвященных анализу разных исторических событий и явлений, в частности политических моделей античной Спарты и Древнего Израиля, а также влияние этих дискуссий на сложный процесс выработки отношения философа и его оппонентов к различным типам государственного правления. Харрингтон смог найти новые подходы к анализу причин Гражданской войны в Англии в XVII в., а предлагаемые им интерпретации динамики развития общества во многом связаны с его видением взаимодействия экономических условий (баланса земельной собственности) и форм политической власти (монархия, аристократия, республика). Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что Харрингтон в своих исторических подходах интересным и оригинальным образом сочетает простое описание фактов и стремление к созданию и развитию политической теории, претендующей на анализ динамики исторических событий и на выработку различных позиций, связанных с республиканской традицией.
Новая и новейшая история. 2023;(6):18-33
pages 18-33 views

Новое время

Легитимация великого князя Петра Федоровича как герцога Гольштейн-Готторпского в Священной Римской империи

Петрова М.А.

Аннотация

В статье, основанной на неопубликованных материалах Архива внешней политики Российской империи, рассматриваются три связанных между собой сюжета. Первый касается признания в 1745 г. великого князя Петра Федоровича как герцога Гольштейн-Готторпского совершеннолетним на год раньше 18-летия в связи с его переходом в православие и опасениями, что изменение вероисповедания может стать препятствием для вступления во владение герцогством. Второй сюжет посвящен переговорам о предоставлении Гольштейн-Готторпу индивидуального голоса в Коллегии князей рейхстага Священной Римской империи. Переговоры велись с перерывами в течение почти двух десятилетий и не увенчались успехом из-за противоречий между Гольштейн-Готторпом и курфюршеством Брауншвейг-Люнебург, которым владел британский король. Третий сюжет связан с получением инвеституры на владение герцогством, от которой Петр Федорович фактически отказался из-за нежелания императрицы Елизаветы Петровны, чтобы представитель цесаревича участвовал в традиционном церемониале, предусматривавшем коленопреклонение перед императором. Однако отказ не помешал великому князю утвердить свой статус в Священной Римской империи и не поставил под сомнение его право на владение герцогством.
Новая и новейшая история. 2023;(6):34-48
pages 34-48 views

Понятие «общественное благо» в реформаторских проектах Екатерины II

Плавинская Н.Ю.

Аннотация

Общественное благо было одним из ключевых понятий политического дискурса Просвещения, хотя его содержание ускользало от точных дефиниций, теряясь между «общим благом», трактуемым с христианской и моральной точек зрения, и «общими интересами», лежащими в основе общественного договора. Большинство философов и писателей XVIII столетия рассматривали его как поле деятельности суверена, как государев долг, и лишь Монтескье связал его не с образом идеализированной монархии, а с размышлениями о республиканском устройстве государства, трансформировав идею общественного блага в принцип коллективной добродетели, которая является основой единства граждан и сферой их коллективной ответственности. Общественное благо оказалось и одним из важнейших понятий в законодательном лексиконе Екатерины II, наряду с понятиями Отечество и патриотизм, с которыми оно было тесно связано. Императрица активно внедряла его в российский политический дискурс. Однако проведенный в данной статье анализ преамбул законов, сопровождавших ее административные, экономические или образовательные реформы позволяет увидеть, что в ее интерпретации общественное благо систематически отождествлялось с личными интересами государыни и легко смешивалось с интересами государственными. Можно утверждать, что Екатерина II, называвшая себя ученицей Монтескье, не усвоила предложенный автором подход «Духа законов», который рассматривал общественное благо как политическую добродетель и сферу коллективной ответственности граждан, и осталась в рамках старой парадигмы, трактующей общественное благо как долг государя и как благодеяние, которое он оказывает своим подданным.
Новая и новейшая история. 2023;(6):49-60
pages 49-60 views

Российское посольство в Брюсселе о политике Леопольда I в период австро-итало-французской войны 1859 года

Хорошева А.О.

Аннотация

По окончании Крымской войны 1853–1856 гг. оказавшаяся в изоляции Российская империя искала способы восстановления утраченных геополитических позиций. В сложившейся ситуации Санкт-Петербург рассматривал Брюссель как удобное место получения информации о положении дел в Европе. Кроме того, учитывая активную внешнеполитическую деятельность короля Бельгии, Россия испытывала определенный интерес к Леопольду I и рассчитывала на его посредничество в выстраивании отношений с Великобританией и налаживании связей с Наполеоном III, который рассматривался Александром II как потенциальный союзник. Однако Леопольд I, несмотря на улучшение отношений Бельгии с Францией в период Крымской войны, опасался внешнеполитических амбиций и аннексионистских планов французского императора. В статье автор ставит задачу проанализировать документы посольства России в Брюсселе с целью исследования деятельности Леопольда I на международной арене в период Австро-итало-французской войны 1859 г. Изучение депеш отечественных посланников, хранящихся в фондах Архива внешней политики Российской империи и впервые вводимых в научный оборот, показывает, что король Бельгии с подозрением отнесся к русско-французскому сближению, и, активно выступая за союз Англии, Пруссии и Австрии, в ходе конфликта поддержал последнюю, что не могло не отразиться негативным образом на его отношениях с Россией. Проведенные исследования позволяют существенно дополнить политический портрет Леопольда I, а также открыть новые страницы в истории как российско-бельгийских взаимоотношений, так и дипломатических переговоров между европейскими государствами в период итальянского кризиса 1859 г.
Новая и новейшая история. 2023;(6):61-76
pages 61-76 views

Рождение Третьей республики во Франции глазами русского дипломата (сентябрь 1870 года – май 1871 года)

Черкасов П.П.

Аннотация

Официальный Санкт-Петербург был хорошо осведомлен о развитии ситуации во Франции, которая привела к падению Второй империи и провозглашению 4 сентября 1870 г. Третьей республики. Основным источником такой информации для императора Александра II и канцлера А.М. Горчакова был Григорий Николаевич Окунев, временный поверенный в делах России во Франции. Ему довелось быть свидетелем двух важнейших исторических событий – падения Второй империи и рождения Третьей республики. Его обширная корреспонденция из Парижа, а затем из Бордо, Тура и Версаля, куда вынуждено было перемещаться республиканское правительство, легла в основу настоящего исследования. До сих пор этот ценный источник не привлекал заслуженного внимания специалистов по истории Франции и франко-российских отношений. Между тем депеши и телеграммы Окунева, хранящиеся в Архиве внешней политики Российской империи, представляют большой интерес. Речь идет о свидетельствах очевидца, который по горячим следам пытался осмыслить процесс становления Третьей республики. Информация Окунева в определенной степени влияла на выработку отношения Российской империи к молодой Французской республике. Хронологические рамки статьи охватывают период от Революции 4 сентября 1870 г. до избрания Национального собрания, формирования правительства А. Тьера (февраль 1871 г.) и последующего заключения Франкфуртского мира (10 мая 1871 г.), который завершил франко-германскую войну. В статье анализируется взгляд российской дипломатии на революцию 4 сентября 1871 г. и рождение Третьей республики во Франции, объясняются причины, по которым официальный Санкт-Петербург признал Французскую республику, хотя и не был уверен в ее устойчивости.
Новая и новейшая история. 2023;(6):77-94
pages 77-94 views

XX век

«Записка» консула в Басре К.В. Иванова: постановка вопроса об изучении Востока в российском МИД начала XX века

Ларин А.Б.

Аннотация

Вопросы накопления, упорядочения, систематизации и практической имплементации колониального знания, «знания о Востоке» стояли в повестке дня перед различными ведомствами Российской империи, вырабатывавшими собственные пути их разрешения. Существенные усилия в этом направлении были предприняты военными кругами, однако и в Министерстве иностранных дел хорошо осознавали данную задачу, что видно из осуществленного накануне и в годы Первой мировой войны издания двух выпусков «Материалов по изучению Востока», содержавших не только фактографические работы, но и рефлексию чинов МИД над данной проблемой. Она нашла свое отражение в редакционных предисловиях и в особенности в программной работе консула К.В. Иванова, содержащей развернутую программу конкретных мероприятий, направленных на обеспечение прочной связи знания и власти, обеспечения реализации политических интересов России в регионах Ближнего и Среднего Востока. С точки зрения консула Иванова, правильная постановка задачи по сбору сведений о регионе, согласование деятельности различных российских институтов и учреждений, обеспечение должной роли консульств (которым он придавал первостепенное значение в решении данной задачи) позволило бы, во-первых, сделать политику России более целесообразной, а во-вторых, добиваться решения поставленных задач меньшими силами с «использованием местных условий». Существенное значение придавалось необходимости восприятия удачных практик российского военного министерства, а также британского опыта деятельности в регионе. «Записка» Иванова представляет собой интересный и яркий образчик размышлений сотрудника МИД по поводу проблемы усовершенствования подходов к решению политических задач государства. Документ этот выдержан в духе ориенталистского дискурса, подразумевающего идеи неравенства, превосходства, необходимости обладания экспертным знанием для управления и доминирования, переустройства и обустройства неевропейских регионов в интересах господствующей державы.
Новая и новейшая история. 2023;(6):95-108
pages 95-108 views

Противодействие ФБР немецким и японским националистическим организациям в США (1941‒1945)

Левин Я.А.

Аннотация

В современных исследованиях по истории США во Второй мировой войне востребованным является изучение противодействия американских спецслужб и, в частности, Федерального бюро расследований (ФБР) различным организациям немецкой и японской диаспор. Обращение к традиционным методам исторических исследований, компаративистике и принципам историзма позволит более точно проследить процесс ужесточения контрразведывательной работы ФБР и вовлеченности общественных организаций в разведывательную деятельность противника. Трансляция националистических идей различными сообществами немцев и японцев под эгидой их правительств достаточно быстро приковала к себе внимание Бюро, находящегося в процессе закрепления своих полномочий главной контрразведывательной службы США. Вместе с тем проводимые ведомством Джона Эдгара Гувера расследования и состоявшиеся по итогам этих расследований судебные процессы часто имели откровенно политическую окраску и все сильнее закрепляли в нем начала политического сыска. Данная практика и ее реализация наталкивались на жесткое противоречие между правовыми нормами Америки, провозглашавшей «демократические ценности», и потребностями укрепления внутренней безопасности государства и общества в условиях военного времени. Все эти процессы, а также связанные с ними нюансы и сложности, рассмотрены на конкретных примерах работы федеральных агентов против пронемецких и прояпонских организаций в период 1941–1945 гг.
Новая и новейшая история. 2023;(6):109-121
pages 109-121 views

Женевская конференция 1954 года: кто выиграл?

Шубин А.В.

Аннотация

В статье анализируется Женевская конференция 1954 г., посвященная урегулированию конфликтов в Корее и Индокитае. Несмотря на разделение участников конференции на два лагеря, мотивы делегаций в каждом из них различались. Если для советской дипломатии во главе с министром иностранных дел В.М. Молотовым было важно получить результат, в целом укрепляющий миротворческую политику ранней разрядки, то дипломатия КНР во главе с Чжоу Эньлаем решала более конкретные задачи создания буферов на северном и южном флангах противостояния с США и их союзниками. В результате советская дипломатия двигалась в фарватере китайской, и реализовался вариант раздела Вьетнама, впервые предложенный именно КНР, а урегулирование корейского конфликта было заморожено. При этом судьба Кореи демонстрировала участникам, что надежды на объединение Вьетнама в ближайшее время иллюзорны, но вьетнамское руководство все же согласилось на этот вариант. Несмотря на то, что ДРВ и КНДР, как и их антагонисты, играли роль младших партнеров, представители «великих держав» считались с их позицией. Взвесив недостатки и преимущества раздела Вьетнама, руководство ДРВ поддержало его. КНР и СССР также добились дальнейшего улучшения отношений с Великобританией и Францией, которые на конференции пошли на некоторую изоляцию более непримиримой дипломатии США. В итоге Женевская конференция 1954 г. стала одним из главных успехов «ранней разрядки», хотя и не смогла создать условий для долгосрочного мира в Индокитае.
Новая и новейшая история. 2023;(6):122-135
pages 122-135 views

Берлин – Куба: взаимосвязь кризисов холодной войны в стратегических оценках сверхдержав (1961–1962)

Магадеев И.Э.

Аннотация

Цель статьи – выявить реальные и потенциальные взаимосвязи между Берлинским и Карибским кризисами в стратегических оценках руководства СССР и США в 1961–1962 гг. В оценках современников (государственных деятелей, дипломатов, военных и разведчиков двух сверхдержав) кризисы, происходившие по обе стороны Атлантики, не были разрозненными явлениями, а находились в своеобразном «сопряжении». Источниковую базу работы составили опубликованные и архивные документы, зафиксировавшие вариативные оценки советским и американским руководством Берлинского и Карибского кризисов. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что в стратегических оценках руководства сверхдержав в 1961–1962 гг. Берлинский и Карибский кризисы были связаны друг с другом многочисленными нитями. Кремль, настроенный в отношении берлинской ситуации максимально решительно до августа 1961 г., затем использовал «берлинский вопрос» для камуфлирования собственных приготовлений на Кубе. Для Белого дома строительство Берлинской стены не явилось столь выраженным рубежом в развитии кризиса, как для Кремля. В 1961–1962 гг. в Вашингтоне опасались, что СССР не оставил намерений тем или иным образом выдавить западные войска из Берлина; на протяжении долгого времени «кубинский вопрос» рассматривался американскими аналитиками через призму берлинского, а не наоборот. «Перекличка» между кризисами отмечалась в стратегических оценках руководства сверхдержав, что влияло на оценки и действия СССР и США на пике холодной войны.
Новая и новейшая история. 2023;(6):136-150
pages 136-150 views

Чилийская революция и СССР: взгляд на Сальвадора Альенде из кабинетов ЦК КПСС

Щелчков А.А.

Аннотация

Чилийская революция, начало которой ознаменовалось приходом к власти С. Альенде в 1970 г., драматически завершившаяся военным переворотом и гибелью чилийского президента 11 сентября 1973 г., является одним из самых знаменательных событий латиноамериканской истории ХХ в. Эта революция имела огромный международный резонанс, в частности в левом политическом лагере, вызвав настороженность в странах реального социализма, прежде всего в СССР, и надежды среди европейских левых, веривших в успех дела социализма в условиях свободы, демократии и политического плюрализма. Фигура Альенде олицетворяла принципы «чилийского пути к социализму», верности демократии и свободе. Президент Альенде оказался в центре внимания всех мировых держав, в том числе и СССР, с особым вниманием взиравшем на социалистический эксперимент в самой удаленной от него стране Латинской Америки. Для Москвы идеи, политическая практика и личностные характеристики чилийского лидера имели большое значение в определении как государственной, так и партийно-политической политики в отношении чилийского эксперимента. Эта позиция не высказывалась публично, но имела значительное влияние на принятие решений в Москве. Данный текст, опираясь на документы ЦК КПСС, претендует на раскрытие эволюции отношения к С. Альенде советского партийно-государственного аппарата.
Новая и новейшая история. 2023;(6):151-164
pages 151-164 views

Современная история

Королевство Саудовская Аравия: к определению модели арабской государственности

Наумкин В.В., Кузнецов В.А.

Аннотация

Целью статьи является выделение ключевых особенностей формирования политической системы Саудовской Аравии в пространственно-историческом измерении. Несмотря на существование ряда работ по истории королевства, проблема эволюции его политической модели, особенно в ее территориальных аспектах, до сих пор еще не рассматривалась. В статье исследование генезиса и специфических черт саудовской политической системы, которая является одной из моделей государственности, сформировавшейся в арабском мире в ХХ в. и оказавшейся в кризисе во втором–третьем десятилетиях XXI в., основывается на гибридной историко-политологической методологии, позволяющей проследить генезис и эволюцию политической системы в длительной ретроспективе. Источниковую базу исторической части исследования составили документы советских дипломатов и дипломатические документы Королевства Саудовская Аравия, в которых описываются шаги правителя Ибн Сауда по формированию институтов политической власти королевства и его административно-территориального устройства. На основании этих документов в политологической части статьи авторы приходят к выводу о существовании трех групп элементов саудовской политической модели – универсальной, присущей самым разным государственным образованиям, арабо-мусульманской, соотносящейся с соответствующей политической культурой, и аравийской, характерной для арабских монархий Персидского залива и для Йемена.
Новая и новейшая история. 2023;(6):165-179
pages 165-179 views

Сомалийский региональный штат Эфиопии. История и перспективы развития

Иванова Л.В.

Аннотация

Сомалийский региональный штат Эфиопии (Огаден) с 1994 г. уже на протяжении почти трех десятилетий демонстрирует возможность решения «вечных» пограничных проблем между двумя государствами, заявляющими права на одну территорию. В статье приводится экскурс в историческое прошлое Огадена и анализируются проблемы, связанные с существованием Сомалийского штата в составе Эфиопской федерации. Непростые взаимоотношения между этим регионом и современным эфиопским государством свидетельствуют о том, что этнический федерализм при отсутствии развитых демократических механизмов порождает целый ряд противоречий между различными народами, которые в условиях федеративной системы получают право или, по крайней мере, надежду на законное представительство в органах центральной власти. В нашей стране интерес исследователей к Огадену ограничивался периодом холодной войны, когда Эфиопия и Сомали пытались разрешить территориальные конфликты насильственным путем, при военной поддержке СССР обеих сторон. В настоящее время бóльшую актуальность представляют темы, связанные с изучением эффективности функционирования федеративной системы в Эфиопии, как способа решения проблем межэтнического взаимодействия. Данная статья является одной из первых в отечественной африканистике попыток определить современные проблемы этого региона с целью их более детального последующего изучения.
Новая и новейшая история. 2023;(6):180-192
pages 180-192 views

Публикации

De officio boni regis Aphorismus. К публикации рукописи Юрия Крижанича «Политика»

Юсим М.А.

Аннотация

Жизнь и творчество Юрия Крижанича (ок. 1618–1683), хорватского писателя-энциклопедиста, католического священника и пропагандиста славянской идеи, не обделены вниманием как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Едва ли не наибольшей популярностью в его обширном творческом наследии пользуется трактат «Беседы о правлении» (Razgowory ob wvladatelystwu), известный в литературе под условным названием «Политика». Его текст, написанный частью на изобретенном автором «всеславянском» языке, частью на латыни, впервые был опубликован в 1859–1860 гг. П.А. Бессоновым не полностью (три пятых), а в 1965 г. вышло в свет переиздание первой трети рукописи с переводом на русский язык. В отечественной литературе оно рассматривается сегодня как публикация завершенного трактата, хотя на протяжении полутораста лет не прекращались попытки ввести в научный оборот неизданную часть рукописи, хранящейся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), в виде цитат и отрывков с переводом. Не до конца проясненным остается также вопрос о целостности сочинения: является ли оно незавершенным единым трактатом или совокупностью черновиков разной тематики. В данной статье рассматривается и впервые публикуется текст и перевод латинской главки «Об обязанностях доброго царя», предваряющей всю рукопись и сохранившейся только в фотокопии. Этот отрывок в сжатой форме, в виде комментариев к истории библейского царя Соломона, воспроизводит главные идеи Ю. Крижанича относительно принципов доброго правления. Он иллюстрирует неоднозначность взглядов автора (неприязнь к чужеземцам, идеализация самодержавия, вместе с тем радикальная критика тирании), а также проливает свет на замысел всего произведения.
Новая и новейшая история. 2023;(6):193-205
pages 193-205 views

Рецензии

Еще раз о неудавшихся революциях и реформах ([Не] законченные революции и реформы: политическая практика и историческая реальность (опыт США и Европы). М., 2022)

Любин В.П.

Аннотация

       
Новая и новейшая история. 2023;(6):206-209
pages 206-209 views

Новое слово в историческом анализе феномена нации в постколониальных странах Азии и Африки (Д.М. Бондаренко. Постколониальные нации в историко-культурном контексте. М., 2022)

Прокопенко Л.Я.

Аннотация

     
Новая и новейшая история. 2023;(6):209-211
pages 209-211 views

Научная жизнь

«Искусство управления»: империи и империализм в истории и современности (дискурсы и практики)

Гуськов Е.А., Баринова Е.П.

Аннотация

      
Новая и новейшая история. 2023;(6):212-215
pages 212-215 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».