BRICS: the formation of a common external cultural policy
- Autores: Bogoliubova N.M.1, Nikolaeva Y.V.1
-
Afiliações:
- Saint-Petersburg State University
- Edição: Nº 1 (2024)
- Páginas: 96-110
- Seção: Culture
- URL: https://bakhtiniada.ru/0044-748X/article/view/255651
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0044748X0029115-5
- ID: 255651
Citar
Texto integral
Resumo
Palavras-chave
Texto integral
Культура является одной из фундаментальных основ жизни как отдельно взятого человека, так и государства в целом. Как несиловой метод внешней политики, культура позволяет выстроить диалог между государствами, лучше узнать и понять ценности друг друга. Использование культуры в качестве инструмента международных отношений расширяет возможности государств в достижении собственных национальных интересов. Это — серьезное конкурентное преимущество, поскольку культура и культурные связи способны сглаживать межнациональные конфликты, гармонизировать международный климат, объединять людей [1, с. 25]. Цель данного исследования — определить целесообразность, предпосылки и перспективы выработки единой внешней культурной политики BRICS. Сегодня многие государства для усиления своего влияния в мире активно используют культурные программы, международное образование и другие инструменты культурного сотрудничества. В связи с самостоятельной ролью культуры возникло понятие «внешняя культурная политика», которую можно определить как «комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством на внешнем уровне для продвижения национальной культуры и языка за рубежом, для создания благоприятной внешнеполитической конъюнктуры, способствующей более эффективной реализации внешнеполитического курса» [1, с. 25]. В ходе написания данной статьи были использованы методы, отражающие междисциплинарный характер науки о международных отношениях, внешней культурной политики и международном культурном сотрудничестве. Авторы опирались на признанные универсальными для человечества критерии, отраженные в Декларациях ЮНЕСКО в области принципов международного культурного сотрудничества [2] и сохранения культурного разнообразия [3]. Применялись также методы анализа и синтеза, позволившие оценить современное культурное сотрудничество государств BRICS в качестве основы для формирующейся внешней культурной политики объединения. Нормативно-правовые принципы сотрудничества рассмотрены на основе контент-анализа, а деятельность институтов BRICS — с применением институционального и функционального методов. Проблема формирования внешней культурной политики BRICS пока не нашла должного отражения в научных исследованиях, хотя роль культуры в межгосударственном объединении была проанализирована в трудах российских ученых О.Н.Богатыревой, Д.М.Ковбы, К.М.Табаринцевой-Романовой [4; 5], в научных работах дипломата, специалиста-международника А.В.Будаева [6], директора научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» О.Н.Астафьевой и директора Института педагогики, психологии и философии образования Н.Е.Судаковой [7]. При разной оценке современного культурного сотрудничества в рамках BRICS авторы едины во мнении, что культурные связи — важное, динамично развивающееся направление взаимодействия, играющее самостоятельную интеграционную роль в объединении. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ BRICS В рамках межправительственных встреч не раз подчеркивалось особое значение культуры при построении крепких отношений внутри объединения. В чем видится целесообразность выработки общей внешней культурной политики для стран, входящих в BRICS? Здесь следует отметить два аспекта: международный и национальный. Во-первых, общая внешняя культурная политика может помочь улучшить отношения внутри объединения, а также укрепить имидж каждого члена BRICS и организации в целом. Положительный имидж помогает надежнее фиксировать политические и экономические успехи и является дополнительным фактором повышения конкурентоспособности. Что касается национального аспекта, то, во-первых, площадка BRICS предоставляет любому государству-члену дополнительные возможности для реализации собственных национальных интересов в области внешней культурной деятельности благодаря авторитету, финансовым и организационным ресурсам BRICS. Страны-участницы могут осуществлять экспорт и популяризацию национальной культуры не только самостоятельно, но и в рамках международных объединений или организаций, членами которых они являются. Ярким примером служит Франция, которая активно использует возможности ЮНЕСКО, Международной организации франкофонии, Международного олимпийского комитета и других структур для поддержания интереса к французскому языку в мире. Кроме того, единая внешняя культурная политика позволит всем государствам BRICS сообща продвигать свои национальные культурные ценности и достижения, популяризировать их во всем мире и таким образом успешно противостоять другим странам, проводящим агрессивную политику культурной экспансии. Наконец, культура играет немаловажную роль и в решении социально-экономических задач, поскольку она способствует вовлечению в общие культурные программы различных слоев населения. Таким образом, общая внешняя культурная политика вполне может стать фактором интеграции и сближения, консолидации государств и людей на международном и национальном уровнях, дополнительным стимулом развития и укрепления позиций BRICS международной организации и каждого ее члена. Полагаем, что формирование внешней культурной политики BRICS станет импульсом к развитию нормативно-правового творчества государств— членов организации, особенно тех, у которых пока нет документов, посвященных национальной концепции внешней культурной политики, а также будет способствовать развитию практических инициатив, что, в свою очередь, обогатит национальные традиции стран-членов новыми идеями и оригинальными подходами к развитию международного культурного сотрудничества. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН BRICS И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Большую роль в формировании внешней культурной политики играют нормативно-правовые и институциональные аспекты. Стоит вспомнить, что объединение BRICS задумывалось прежде всего как организация экономического и политического сотрудничества. Однако спустя почти десять лет стало очевидно, что культурное взаимодействие может способствовать более глубокой интеграции стран BRICS, а культурные связи также являются ценным ресурсом организации. Одним из первых институтов сотрудничества стал Центр культуры народов BRICS, созданный в 2014 г. с целью укрепления взаимодействия стран «пятерки» и совместного продвижения ценностей стран-членов. Однако сегодня основным институтом в области культурного сотрудничества являются совещания министров культуры. Первое такое совещание состоялось в июне 2015 г. в Москве. На нем обсуждались состояние и перспективы развития сотрудничества в области искусства, культуры и наследия в рамках BRICS. По итогам встречи был одобрен проект соглашения о сотрудничестве в сфере культуры, в котором многостороннее культурное взаимодействие рассматривалось как самостоятельное и важное направление. Подчеркивалась приверженность ценностям BRICS в духе открытости, инклюзивности, равенства и уважения культурного многообразия [8]. На встрече министров культуры обсуждалось создание единой нормативноправовой базы культурного сотрудничества. Вопросы культурного взаимодействия нашли отражение и в Уфимской декларации, принятой на VII cаммите BRICS (Уфа, 9 июля 2015 г.). Стороны отметили, что «культурное разнообразие есть источник развития, а культурные обмены и сотрудничество способствуют взаимопониманию» [9], и выразили готовность всемерно поощрять прямые контакты стран в сфере культуры и искусства. Тенденция к институциональному оформлению культурного сотрудничества стран BRICS наметилась на очередной встрече министров культуры в Тяньцзине в 2017 г. Результатом встречи стало учреждение четырех международных культурных ассоциаций: детских и юношеских театров BRICS, музеев, библиотек, художественных музеев и национальных галерей государств, входящих в объединение. Учредители заявили о намерении налаживать сотрудничество в проведении выставок, обменов опытом, подготовке специалистов. Было принято решение о создании веб-портала, который способствовал бы продвижению сотрудничества в защите, сохранении и восстановлении культурного наследия. Без преувеличения новаторским можно назвать предложение, направленное на создание и развитие «цифрового музея» пяти стран. Борьба с незаконной торговлей и перемещением культурных ценностей, в том числе путем усиления контроля за их импортом и экспортом, была признана одним из важнейших направлений совместной работы. С нашей точки зрения, эти шаги можно рассматривать как будущую институциональную основу общей внешней культурной политики BRICS. Существенным шагом на пути формирования общей внешней культурной политики BRICS стало подписание в 2018 г. так называемой Декларации Маропенга, содержащей призыв к дальнейшему развитию культурного сотрудничества и созданию в рамках BRICS культурного партнерства. В документе выделены основные направления культурного диалога и отмечено, что кинематограф, мультипликация, культурное наследие, креативные индустрии являются наиболее важными аспектами культурных связей государств — членов объединения. Была высказана идея о том, что именно культурные связи служат прочным фундаментом для политического и экономического сотрудничества. Впоследствии к числу приоритетных направлений культурного сотрудничества стран BRICS были также отнесены музейное и библиотечное дело, контакты в музыкальной сфере с акцентом на фольклорную музыку, сотрудничество в области физической культуры и спорта. В мае 2022 г. министры культуры стран BRICS в режиме видеоконференции подписали План действий, направленный на реализацию Соглашения о сотрудничестве в сфере культуры на 2022—2026 гг. Перспективными направлениями сотрудничества были названы вопросы сохранения и популяризации культурного наследия, сотрудничество в сфере креативных индустрий и сотрудничество в цифровом пространстве. Было принято решение, что заседания рабочей группы по культуре станут регулярными. Также были отмечены определенные успехи культурного взаимодействия стран BRICS [10]. В принятых документах уже намечены контуры общей внешней культурной политики BRICS, закреплены приоритетные направления и ответственные институты. Можно отметить, что культурное сотрудничество стран BRICS сегодня опирается на прочную институциональную и солидную нормативно-правовую базу, которая постоянно дополняется новыми документами, отражающими возрастающий интерес к данному направлению. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН BRICS, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Своеобразие межгосударственного объединения BRICS диктует особенное внимание к выбору направлений и форм культурного сотрудничества, которые могли бы представить всю полноту и уникальность разнообразных культурных традиций стран — участниц объединения, способствовать углублению диалога в культурно-гуманитарной сфере и развитию равноценного сотрудничества. Среди всего многообразия направлений культурных связей стран BRICS можно выделить те, которые наиболее интенсивно осуществляются внутри объединения и отвечают интересам всех стран-участниц. Так, особое внимание уделяется развитию взаимодействия в сфере образования. Сегодня все участники организации осознают острую потребность в установлении более тесных связей в области образования и в укреплении интеллектуального, научно-технического сотрудничества, которое невозможно без подготовки соответствующих кадров. Научно-технический прогресс диктует необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, и совершенно очевидно, что практически ни одно современное государство решить эту задачу самостоятельно не в состоянии. И эта задача связана преимущественно с сотрудничеством в рамках высшего образования, которое играет основополагающую роль в передаче и использовании знаний и в перспективе может стать одной из основ общей внешней культурной политики BRICS. Для стран BRICS образовательные связи имеют особое значение еще и потому, что в организацию входят государства, обладающие уникальными ресурсами и мощным потенциалом развития сферы науки и образования. Наглядным примером многостороннего сотрудничества в образовательной сфере стал новый формат Сетевого университета BRICS, открытого в 2016 г. Идею его создания министры образования обсудили еще в ноябре 2013 г. в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО [11]. Концепция Сетевого университета BRICS «Сотрудничество в целях развития. Сетевое взаимодействие вузов BRICS в подготовке кадров для инновационной экономики» была принята в мае 2014 г. на третьей международной конференции «пятерки». В 2015 г. были запущены пилотные программы магистратуры, а в 2016 г. Сетевой университет BRICS принял первых студентов. Руководство университета осуществляет ректорат из 11 человек — представители всех стран организации. Учредители документально подтверждают признание дипломов выпускников всеми государствами BRICS. Большое внимание в ходе подготовки будущих специалистов уделяется мобильности студентов. Предполагается, что студенты могут начать обучение на родине, а завершить его и получить диплом в любой из стран BRICS [12]. Становление университета пришлось на сложное время эпидемии коронавируса и жесткой санкционной политики против России, введенной после начала СВО в 2022 г. Возможно, не все планы реализовались. Однако само открытие университета и расширение образовательной деятельности показывает, что проект состоялся, и ценность такого сотрудничества понимают все страны BRICS. Динамично развивающимся направлением сотрудничества стран BRICS являются контакты в сфере искусств. Эта сфера сложна и многообразна, но с уверенностью можно сказать, что одной из наиболее востребованных ее форм стали фестивали, в которые включены такие мероприятия, как встречи, мастер-классы, выставки, конференции и т.п. Фестивали интересны всем, кто в них участвует, и, как правило, они проходят в праздничной обстановке, что создает особую атмосферу творческих смотров и привлекает к ним внимание. Неслучайно первым многосторонним культурным проектом BRICS стал кинофестиваль. Идею его проведения впервые озвучил еще в июле 2015 г. премьер-министр Индии Нарендра Моди, который предложил устроить киносмотр на форуме BRICS в Уфе. Главы всех государств, входящих в объединение, поддержали эту идею, и сегодня кинофестиваль проводится на регулярной основе в странах, председательствующих в BRICS. Первый кинофестиваль прошел в столице Индии Дели в 2016 г., затем — в Чэнду в Китае (2017 г.), в Дурбане в ЮАР (2018 г.), в Нитероe в Бразилии (2019 г.), на Гоа в Индии (2021 г.). В 2020 г. фестиваль снова был проведен в России (с 1 по 7 октября) в рамках Московского международного кинофестиваля [13]. Примечательно, что общей темой московского кинофестиваля 2020 г. стало «Кино стран BRICS — альтернативы Голливуду», которую одобрили кинематографисты стран — участниц объединения. Организаторы отметили, что «в программе 5-го Кинофестиваля стран BRICS демонстрируются фильмы, отражающие культурное, жанровое и тематическое разнообразие, присущее кинематографическим школам этих стран» [14]. Участники кинофестиваля обсудили сотрудничество между кинематографистами, а также острые проблемы, возникающие в мире современного кино, стремились найти пути их решения. Для российского кинематографа знаковым стал фестиваль 2022 г., проходивший в Шанхае, на котором российский режиссер Алексей Пиманов получил награду «Лучший режиссер» за фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин», рассказывающий об игре футбольного клуба «Динамо» на Бри- танских островах в ноябре 1945 г. [15]. Различных наград были удостоены картины и режиссеры всех государств BRICS. Кинофестиваль стран BRICS постепенно становится популярным и за пределами объединения; в первую очередь интерес к нему проявляют некоторые страны Латинской и Карибской Америки. В декабре 2020 г. во время проведения конференции, посвященной роли BRICS в мире, состоялся первый онлайн-кинофестиваль BRICS в Перу, во время которого были показаны лучшие фильмы стран «пятерки», в том числе «Время первых» российского кинопроизводства. Накануне в посольстве России в Лиме была организована фотовыставка «BRICS 2020 в объективе фотокамеры», посвященная основным этапам истории объединения и его ключевым событиям. Кинофестиваль стран BRICS имеет не очень долгую историю, однако уже пользуется заслуженным авторитетом у кинематографистов из стран организации. Он стал не только дополнением к политическим встречам лидеров объединения, но и ожидаемым культурным событием, которое доказывает, что без культурного сотрудничества будущее объединения невозможно. Министр культуры РФ О.Б.Любимова отметила особую роль фестиваля в культурном диалоге стран BRICS [10]. Россия как признанная театральная держава выступила также с инициативой проведения международного фестиваля театральных школ стран BRICS, и эту идею поддержали все государства объединения. С 2017 г. фестиваль проводится ежегодно, а организаторы предлагают участникам и зрителям погрузиться в разные периоды истории мирового театра. В рамках подготовки фестиваля каждый год выбирается пьеса мирового классика, которая призвана объединить театральные коллективы стран BRICS. Так, в 2017 г. это была трагедия У.Шекспира «Ромео и Джульетта», в 2018 г. — комедия К.Гольдони «Слуга двух господ», в 2019 г.— трагедия Софокла «Царь Эдип», 2020 г. — пьеса Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». В 2021 г. фестиваль был посвящен творчеству Ф.М. Достоевского, а в 2022 г. была выбрана комедия Ж.-Б. Мольера «Тартюф». В дни фестиваля зрители могут посмотреть разные сцены из спектаклей, которые подготовили театральные делегации из стран BRICS, а в заключительный день можно было увидеть удивительное действо — постановку, сотканную из разных театральных традиций и национальных версий. Фрагменты спектакля идут на национальных языках, но при этом понятны зрителю без перевода. Такой оригинальный формат получил название «Играем вместе!» и стал новым уникальным театральным явлением, не имеющим аналогов в истории театра. Подобный подход получил высокую оценку и был удостоен гранта Президента России В.В.Путина как особо значимый проект в области культуры и искусства. Фестивальные формы культурного сотрудничества стран BRICS постоянно развиваются. Сейчас, например, обсуждается возобновление традиции проведения широкомасштабного фестиваля, на котором будут представлены культурные традиции стран-участниц во всем их многообразии. Оригинальным форматом сотрудничества стран BRICS являются медиафорумы, которые регулярно проводятся между представителями стран-участниц, начиная с 2017 г. Развитие сотрудничества в сфере медиа приобретает сегодня приоритетное значение, так как именно правдивая информация и реальный объ- ективный взгляд на политические события могут способствовать объединению участников организации и принятию правильных решений. Первый медиафорум прошел в Пекине в 2017 г. В нем участвовали 27 информационных агентств, телеканалов, газет и других СМИ Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. На церемонии открытия глава отдела пропаганды центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) Лю Цибао отметил, что «контакты между медиа являются важной основой для дружбы, доверия и взаимного культурного обмена между странами» [16]. Медиафорумы стали проводиться ежегодно, и на каждой встрече участники обсуждали актуальные проблемы, объединяющие всех представителей стран BRICS. Например, главной темой медиафорума 2021 г. стало «Формирование консенсуса BRICS, продвижение глобального развития». Форумы 2021 г. (ЮАР) и 2022 г. (Китай) имели важное значение с точки зрения разработки общей информационной политики BRICS, поскольку на них обсуждались вопросы формирования единой международной редакции стран «пятерки». В 2017 г. было создано телевидение BRICS. Сегодня телевещание осуществляется в круглосуточном формате на четырех языках: русском, английском, китайском и португальском и охватывает внушительную аудиторию — 31 млн человек. За свою небольшую историю канал достиг определенных успехов. В период эпидемии коронавируса, например, был запущен проект «BRICS против COVID-19», цель которого заключалась в борьбе с «пандемией дезинформации» и волной фейковых новостей, которые мировое сообщество переживает в последнее время. На канале создана международная библиотека цифрового видеоконтента, включающая коллекцию телесериалов, художественные и документальные фильмы, телешоу, веб-сериалы и т.д. Так, в 2020 г. было запущено шоу о путешествиях «Контрольный список». Международная сеть TV BRICS постоянно расширяется за счет установления партнерских отношений с ведущими медиакомпаниями, информационными агентствами и СМИ разных стран. Так, в 2023 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между TV BRICS и цифровым изданием Ahora San Juan из Аргентины, руководитель которого заявил, что ставит целью знакомить аргентинцев не только с экономикой, но и с культурой и общественной жизнью стран альянса. Поскольку TV BRICS акцентирует внимание на развитии отношений со странами Латинской Америки, Аргентина в этом плане является для него приоритетным направлением. Среди партнеров TV BRICS — латиноамериканская сеть TeleSUR, одно из старейших кубинских информационных агентств Prensa Latina, аргентинское цифровое издание BRICS Lаt, новостной канал Аргентины Extra! и другие. Партнерство способствует расширению новостного контента обеих сторон, повышению объективности в освещении мировых событий, сближению аудиторий и обмену мнениями. Представляется, что в перспективе телевидение BRICS, обладающее обширной аудиторией и значительными информационными возможностями, станет одним из инструментов реализации общей внешней культурной политики объединения. Потенциал культурно-гуманитарного взаимодействия стран BRICS весьма значителен, но многое еще не реализовано. Одним из наиболее перспективных направлений можно назвать сотрудничество в области спорта. В 2020 г. на первой встрече министров спорта стран BRICS была выражена заинтересованность в развитии этого направления. Был учрежден международный спортивный комитет BRICS, который отвечает за создание условий для общения спортсменов из стран организации, проведение мастерклассов, семинаров, спортивных игр. Для России указанное выше направление имеет особенное значение. В нынешней ситуации, когда страна лишена возможности принимать участие в Олимпийских играх, встречи со спортсменами Индии, Бразилии, Китая, ЮАР позволят российским спортсменам поддерживать профессиональную форму. Сегодня принято решение провести Спортивные игры BRICS в июне 2024 г. на 12 спортивных объектах Казани. В программу соревнований будет включено 22 вида спорта с учетом предложений государств — участниц объединения. Соревнования призваны популяризировать и национальные виды спорта, которые раскрывают черты характера, менталитет народов стран, входящих в BRICS. За развитие спортивных связей внутри объединения отвечает Международный спортивный комитет BRICS, члены которого подчеркивают, что комитет открыт к сотрудничеству не только с федерациями членов «пятерки», но и с федерациями дружественных стран. В Спортивных играх BRICS могут принимать участие все, кто готов действовать в открытом формате. Подобный подход может обогатить и культурную программу Игр. Так, участие Бразилии и Аргентины способно привлечь внимание болельщиков к футбольным состязаниям. Спортивное сотрудничество — это важное культурно-гуманитарное направление взаимодействия стран BRICS, обладающее огромным потенциалом. Сегодня совершенно ясно, что спорт и спортивные контакты позволят странам-участникам решать многочисленные социальные, гуманитарные, политические, экономические проблемы и будут способствовать объединению всех государств, входящих в BRICS. Неслучайно многие современные организации (Международная организация Франкофонии, Содружество наций, Содружество Независимых Государств и другие) уделяют большое внимание уделяют спортивным мероприятиям. Поскольку совокупное население государств BRICS составляет 3,23 млрд человек, можно утверждать, что значение не только спортивных игр, но и всех культурных событий организации объективно носит глобальный характер. Рассмотренные примеры показывают, что к настоящему времени в рамках BRICS на постоянной основе реализуется достаточное количество культурных мероприятий, в которых страны-члены действуют сообща, продвигают общие культурные достижения и ценности. Вполне очевидно, что эти мероприятия и проекты могут стать объединяющей основой для выработки общей внешней культурной политики BRICS. Однако, несмотря на успешное многостороннее культурное сотрудничество, говорить сегодня о формировании общей внешней культурной политики преждевременно, так как существуют определенные препятствия и проблемы, тормозящие этот процесс. ПРОБЛЕМЫ ВЫРАБОТКИ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СТРАН BRICS На наш взгляд, среди наиболее серьезных проблем, препятствующих выработке общей внешней культурной политики стран BRICS, нужно отметить следующие. При всем внимании к культурному компоненту, взаимодействие стран BRICS в большей степени ориентировано на решение политических и экономических задач. Именно они лежат в основе деятельности объединения, а культура рассматривается лишь как часть общей стратегии, а не как самодостаточный вектор. Вторая проблема заключается в недостатке внешнего измерения культурной политики BRICS: проекты, в первую очередь, реализуются на уровне самих стран-участниц, а не на уровне взаимодействия стран «пятерки» с третьими странами. Третья трудность — существенные культурно-религиозные, социально-экономические различия стран, входящих в объединение, различия в уровне жизни их граждан. Это порождает большие сложности в выборе общих идей, направлений и форм внешней культурной политики, которые соответствовали бы национальным интересам всех стран-членов. Четвертая проблема — отсутствие национальных концепций внешней культурной политики у части стран BRICS. Из всех государств, входящих в объединение, только у России есть собственная документально оформленная концепцией внешней культурной политики (гуманитарная политика РФ за рубежом) [17]. В Китае существует концепция культурной «мягкой силы», изложенная в речах государственных лидеров и документах съездов Коммунистической партии [18]. В Бразилии для обозначения внешнеполитической деятельности в сфере культуры используются термины «культурно-образовательная дипломатия» [19] и «внешняя культурная политика» [20]. Индия и ЮАР активно реализуют культурную дипломатию, но при этом не имеют соответствующего концептуального документа в данной сфере. Тем не менее выработать общую внешнюю культурную политику BRICS можно на основе идеи о том, что культура объединяет. Тезис о единстве стран, которое достигается через культурное многообразие, демонстрируемое странами «пятерки», может стать визитной карточкой объединения. Продвижение культурного, языкового, религиозного разнообразия стран BRICS во имя процветания граждан, живущих в этих странах, соответствует национальным интересам всех государств-участниц. В своем выступлении на саммите BRICS в Йоханнесбурге 23 августа 2023 г. президент России В.В.Путин отметил, что культура — ценный капитал организации. Он назвал культурное и цивилизационное многообразие одной из опор нового многополярного миропорядка и рассказал о важности сохранения национальных культур [21]. Базовые направления, которые могут стать основой внешней культурной политики BRICS, это — культура, искусство, образование, воспитание, мораль, нравственность, ценностные ориентиры человека, развитие культурной индустрии [22]. Совместные усилия стран BRICS по выявлению, охране, популяризации объектов культурного наследия и их включению в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, создание единого портала, посвященного объектам всемирного наследия стран BRICS, — все эти направления также актуальны для государств, входящих в объединение. Чтобы начать работу над выработкой общей внешней культурной политикой, «пятерке» необходимо выработать стратегию, где были бы четко сформулированы общие цели, обозначены общие институты, которые будут работать над развитием культурных связей организации с третьими странами, а также определить источники финансирования и программу практической реализации разноплановых задач. Опыт различных международных организаций показывает, что вопросы культуры в их деятельности играют важную, а иногда и определяющую роль. Страны BRICS объединяют, прежде всего, амбициозные экономические цели, но и задачи культурного содержания нередко включаются в ее повестку. В религиозном и культурном плане Россия, Бразилия, Китай, Индия и ЮАР очень разные и благодаря самобытным традициям представляют собой уникальную модель мира. Это придает культурному сотрудничеству стран BRICS особый универсальный характер, демонстрирует богатство и разнообразие культур мира. В рамках объединения главная проблема состоит в том, чтобы каждая страна имела возможность продемонстрировать свои успехи и достижения в сфере культуры, раскрыть свой потенциал. Решение этой проблемы связано с активизацией культурного диалога, выбором оптимальных форм сотрудничества, которые соответствуют современным подходам. Эти задачи, с нашей точки зрения, уже успешно решаются государствами «пятерки». Что касается выработки и последующей практической реализации общей внешней культурной политики, то этот процесс пока еще находится в стадии обсуждения. Он нуждается как в концептуализации, так и в поиске эффективных практических проектов, которые могли бы сочетать в себе интересы всех членов BRICS и быть привлекательными для третьих стран. Удачной формой взаимодействия, на наш взгляд, может стать проект «Культурные столицы стран BRICS». Подобный формат сотрудничества уже реализуется в Евросоюзе («Культурная столица Европы»»), СНГ («Культурные столицы Содружества»), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) («Культурная и туристическая столица ШОС»). Обычно такие проекты осуществляются в формате многожанрового фестиваля и способствуют развитию туризма и культурных связей того или оного города. В таких городах могут проводиться яркие культурные события, раскрывающие потенциал и особенности культуры всей страны. Проект предполагает перекрестный культурный обмен и способствует более глубокому знакомству с культурными традициями городов-участников. В качестве практических способов осуществления общей внешней культурной политики можно рассматривать и проведение перекрестных годов культур стран BRICS. Подобный формат прекрасно показал себя в практике многих государств (Франция, Россия, Испания, Китай и др.), но может быть использован и международными организациями. Это позволит объединить различные направления культурных связей и привлечь к культурному диалогу широкую аудиторию. Еще одним способом углубления культурных связей и разработки общей внешней культурной политики может стать создание культурного форума стран BRICS, который будет пространством диалога и в широком смысле межкультурного общения. Однако не стоит забывать, что культурное взаимодействие может осуществляться не только в рамках официальных мероприятий BRICS, но и по инициативе общественных организаций и граждан стран, входящих в объединение. И подобный опыт уже есть. В 2020 г. состоялись заседания рабочей группы «Международный культурный обмен» Гражданского форума BRICS, который проходил в России. Представители общественных организаций «пятерки», действующих в области культуры и просвещения, разработали конкретные рекомендации и предложения по развитию гуманитарного сотрудничества. К ним относятся создание Фонда продвижения совместных проектов на аудиовизуальном рынке, в сфере средств массовой информации, телевидения и Интернета, продвижение выставок кинематографического и аудиовизуального контента с участием известных представителей культурной индустрии стран — участниц альянса; формирование международного объединения общественных молодежных организаций в формате «Модели BRICS» по аналогии с «Моделью ООН»; проведение ежегодной литературной ярмарки и создание литературной премии BRICS; организация «Библиотечного диалога стран BRICS»; проект «Культурный туризм BRICS», в рамках реализации которого необходимо рассмотреть возможность налаживания прямого сообщения между странами, упростить получение виз для граждан стран альянса, открыть школы гидов со знаниями языков и проработать туристические маршруты; проведение спортивных мероприятий BRICS и т.д. Сейчас BRICS находится на этапе постепенного формирования нормативно-правовых основ культурного взаимодействия и его институционального оформления. Появляются новые культурные проекты, в которых участвуют все страны объединения. Говорить о сложившейся внешней культурной политике организации пока рано, хотя для ее оформления, по нашему мнению, существуют все необходимые условия. Однако для того, чтобы такая политика стала реальность, необходимо развивать многосторонний культурный обмен, изучать культурные традиции и достижения стран, входящих в организацию, искать и гармонизировать общие темы, выявлять общие проблемы, которые могут объединить всех участников и будут способствовать формированию концептуальных основ внешней культурной политики. Необходимы дальнейшая последовательная институционализация внешней культурной политики, создание организаций, фондов и т.п., которые на практике занимались бы развитием культурно-гуманитарного сотрудничества. В условиях расширения BRICS, отчетливо наметившегося на саммите, проходившем в Йоханнесбурге 22-24 августа 2023 г., вопросы культурного сотрудничества стран-членов не только не отойдут на второй план, но, с нашей точки зрения, приобретут новое звучание, так как при наличии огромных различий между государствами, входящими в объединение, именно культура способна стать объединяющим фактором. Поэтому и во- прос о выработке общей внешней культурной политики не исчезнет из повестки дня, а станет еще более актуальным. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что культурное сотрудничество, являющееся основой общей внешней культурной политики, может стать стимулом для углубления сотрудничества государств, входящих в BRICS, и будет способствовать формированию позитивного международного имиджа организации, который, в свою очередь, превратится в серьезный экономический и политический капитал и для каждой страны BRICS, и для объединения в целом. Полагаем, что выработка общей внешней культурной политики BRICS значительно ускорит решение перечисленных выше задач.Sobre autores
Natalia Bogoliubova
Saint-Petersburg State University
Email: bogoliubovanm@gmail.com
ORCID ID: 0000-0002-3647-748X
PhD of History, Ass. Professor Saint Petersburg, Russian Federation
Yulia Nikolaeva
Saint-Petersburg State University
Email: j.nikolaeva@spbu.ru
ORCID ID: 0000-0003-2474-9019
PhD of History, Ass. Professor Saint Petersburg, Russian Federation
Bibliografia
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Выработка определения внешней культурной политики в современном научном дискурсе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота. Тамбов, 2012, № 4 (18): в 2-х ч. Ч. I, сс. 25-27 [Bogolyubova N.M., Nikolaeva YU.V. Vyrabotka opredeleniya vneshnej kul'turnoj politiki v sovremennom nauchnom diskurse [Development of the definition of foreign cultural policy in modern scientific discourse]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Gramota. Tambov, 2012, N 4 (18): in 2 parts. Part 1, pp. 25-27 (In Russ.).
- Declaration of principles of cultural cooperation. 04 November 1966. Available at: https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/declaration-principles-international-cultural-cooperation (accessed: 12.30.2022).
- UNESCO Universal Declaration on Cultural Diversity. 02 November 2001. Available at: https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/unesco-universal-declaration-cultural-diversity (accessed: 30.12.2022).
- Богатырева О.Н., Ковба Д.М., Табаринцева-Романова К.М. Межцивилизационный диалог как инструмент гуманитарной дипломатии стран БРИКС. Дискурс-Пи, 2022. Т. 19, № 3, сс. 101-121 [Bogaty`reva O.N., Kovba D.M., Tabarinczeva-Romanova K.M. Mezhczivilizaczionny`j dialog kak instrument gumanitarnoj diplomatii stran BRIKS [Intercivilizational dialogue as a tool of humanitarian diplomacy of the BRICS countries]. DiskursPi, 2022. T. 19, N 3, рр. 101-121 (In Russ.).
- Табаринцева-Романова К.М. Развитие внешней культурной политики ЕС после Лиссабонского договора. Современная Европа, М., 2017, № 4, сс. 98-108 [TabarinczevaRomanova K.M. Razvitie vneshnej kul`turnoj politiki ES posle Lissabonskogo dogovora [Development of the EU's foreign cultural policy after the Lisbon Treaty]. Sovremennaya Evropa, Moscow, 2017, N 4, рр. 98-108 (In Russ.).
- Будаев А.В. БРИКС. Формирование стратегии “Мягкой силы”. Международная жизнь, 2015, № 13, сс. 57-68 [Budaev A.V. BRIKS. Formirovanie strategii “Myagkoj sily` [Formation of a “Soft power" strategy]. Mezhdunarodnaya zhizn`, 2015, № 13, рр. 57-68 (In Russ.).
- Астафьева О.Н., Судакова Н.Е. Культурные императивы в век глобализации: инклюзия в перспективе культурной политики БРИКС. Век глобализации, 2019, № 4 (32), сс. 26-39 [Astaf`eva O.N., Sudakova N.E. Kul`turnye imperativy v vek globalizaczii: inklyuziya v perspektive kul`turnoj politiki BRIKS [Cultural Imperatives in the Age of Globalization: Inclusion in the Perspective of BRICS Cultural Policy]. Vek globalizaczii, 2019, vypusk №4 (32), рр. 26-39 (In Russ.).
- Правительство Российской Федерации. Распоряжение 2 июля 2015 года N 1268-р «О подписании Соглашения между правительствами государств членов БРИКС о сотрудничестве в области культуры» [Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie 2 iyulya 2015 goda N 1268-r «O podpisanii Soglasheniya mezhdu pravitel'stvami gosudarstv chlenov BRIKS o sotrudnichestve v oblasti kul'tury» [The Government of the Russian Federation. Order No. 1268-r of July 2, 2015 "On signing an Agreement between the Governments of the BRICS Member States on cooperation in the field of culture" (In Russ.)] Available at: https://docs.cntd.ru/document/420286688 (accessed 25.07.2022).
- Уфимская декларация VII cаммита БРИКС (Уфа 9 июля 2015 г.) [Ufimskaya deklaraciya VII cammita BRIKS (Ufa 9 iyulya 2015 g.) [Ufa Declaration of the VII BRICS Summit (Ufa, July 9, 2015) (In Russ.)] Available at: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7JRB1HgePZrMP2w5.pdf (accessed 15.07.2022).
- Страны БРИКС расширяют культурное сотрудничество [Strany BRIKS rasshiryayut kul'turnoe sotrudnichestvo [BRICS countries expand cultural cooperation (In Russ.)] Available at: https://culture.gov.ru/press/news/strany_briks_rasshiryayut_kulturnoe_sotrudnichestvo/ (accessed 23.07.2022).
- BRICS education ministers discuss knowledge exchanges… Fifth BRICS summit. Available at https://www.sanews.gov.za/south-africa/brics-education-ministers-discuss-knowledge-exchanges (accessed 25.07.2022)
- Университет БРИКС [Universitet BRIKS [BRICS University (In Russ.)] Available at: https://unibrics.ru/preimushchestva/ (accessed 18.07.2022).
- Кинофестиваль стран БРИКС проходит в рамках ММКФ [Kinofestival' stran BRIKS prohodit v ramkah MMKF [The BRICS Film Festival takes place within the framework of the MIFF (In Russ.)]. Available at: https://worldpodium.ru/news/kinofestival-stran-briks-prohodit-v-ramkah-mmkf (accessed 25.06.2023).
- Московский Международный кинофестиваль [Moskovskij Mezhdunarodnyj kinofestival' [Moscow International Film Festival (In Russ.)]. Available at: http://www.moscowfilmfestival.ru/brics/ (accessed 23.06.2023).
- Алексей Пиманов стал лучшим режиссером на кинофестивале стран БРИКС [Aleksej Pimanov stal luchshim rezhisserom na kinofestivale stran BRIKS [Alexey Pimanov became the best director at the BRICS Film Festival (In Russ.)]. Available at: https://ria.ru/20220808/festival-1808037015.html (accessed 16.06.2023).
- Первый медиафорум стран-участниц БРИКС стартовал в Пекине [Pervyj mediaforum stran-uchastnic BRIKS startoval v Pekine [The first media forum of the BRICS member countries started in Beijing (In Russ.)] Available at: https://iz.ru/603788/2017-6-08/pervyi-mediaforum-stran-uchastnitc-briks-startoval-v-pekine (accessed 23.06.2023).
- Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом (2022) [Koncepcija gumanitarnoj politiki Rossijskoj Federacii za rubezhom (2022) [Concept of humanitarian policy of the Russian Federation abroad (2022) (In Russ.)]. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1829856/ (accessed 14.05.2023).
- Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК 15 октября 2007 г. [Doklad Hu Czin'tao na XVII s"ezde KPK 15 oktyabrya 2007 g. [Hu Jintao's report at the XVII CPC Congress on October 15, 2007 (In Russ.)]. Available at: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (accessed 23.07.2022).
- Diplomacia Cultural e Educacional. Available at: https://www.gov.br/mre/pt-br/assuntos/cultura-e-educacao/diplomacia-cultural-1 (accessed 03.07.2023).
- Política externa e cultura no Brasil um debate incipiente. Available at: http://ogusmao.com/2013/11/14/politica-externae-cultura-no-brasil-um-debate-incipiente/ (accessed 03.09.2021).
- Путин пригласил страны БРИКС на культурный форум в Петербурге [Putin priglasil strany BRIKS na kul'turnyj forum v Peterburge [Putin invited the BRICS countries to the cultural forum in St. Petersburg (In Russ.)] Available at: https://www.gazeta.ru/cul-ture/news/2023/08/23/21131168.shtml (accessed 03.09.2021).
- Вторая конференция «Культура БРИКС О будущем» [Vtoraya konferenciya «Kul'tura BRIKS O budushchem» [The second conference "BRICS Culture About the Future (In Russ.)] Available at: https://kinouroki.org/tpost/euxu8curp1-vtoraya-konferentsiya-kultura-brikso-bu (accessed 23.06.2023)
- Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурное сотрудничество в рамках БРИКС. В поисках нового формата сотрудничества. Межкультурный диалог в современном мире: материалы IХ конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 16.04.2021. Скифия-принт. СанктПетербург, 2021, сс. 17-22 [Bogolyubova N.M., Nikolaeva YU.V. Kul'turnoe sotrudnichestvo v ramkah BRIKSb V poiskah novogo formata sotrudnichestv [Cultural cooperation within the framework of BRICS. In search of a new format of cooperation]. Mezhkul'turnyj dialog v sovremennom mire: materialy IХ konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 16.04.2021. Skifiya-print. Sankt-Peterburg, 2021, рр. 17-22 (In Russ.).
Arquivos suplementares
