Адсорбция пропана (c3h8) на микропористом активном угле, полученном на основе полимерного прекурсора
- 作者: Прибылов А.А.1, Гринченко А.Е.1, Фомкин А.А.1, Школин А.В.1, Меньщиков И.Е.1
-
隶属关系:
- ФГБУН Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
- 期: 卷 60, 编号 4 (2024)
- 页面: 389-395
- 栏目: ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦАХ
- URL: https://bakhtiniada.ru/0044-1856/article/view/271527
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0044185624040067
- EDN: https://elibrary.ru/LZJGLV
- ID: 271527
如何引用文章
全文:
详细
Исследована адсорбция пропана на высокоактивном микропористом углеродном адсорбенте ФАС-097 с объемом микропор 0.97 см3/г при температурах 303.0, 313.0, 323.0, 333.0 К и давлениях до ~1 МПа. Максимальные величины адсорбции пропана достигает ~12 ммоль/г. По экспериментальным данным рассчитаны изостеры и дифференциальные мольные изостерические теплоты адсорбции пропана, их зависимость от величины адсорбции и температуры. В широкой области начальных заполнений микропор адсорбента, до ~ 5 ммоль/г, теплота адсорбции практически постоянна и составляет ~ 30 кДж/моль. При величинах адсорбции пропана, около 12 ммоль/г, теплота падает до ~ 20–22 кДж/моль.
全文:
ВВЕДЕНИЕ
Использование природного газа привлекательно в энергетике из-за высоких энергетических и экологических показателей, а также пониженного углеродного следа.
Поэтому он стал одним из наиболее востребованных и распространенных топливных ресурсов современной энергетической отрасли. В тоже время, низкая объемная энергетическая производительность природного газа по сравнению с жидкими углеводородами, получаемыми из нефти, или с природным углем, приводит к необходимости разработки специальных методов, обеспечивающим высокую плотность в единице объема, например в сжиженном (СПГ) [1], компримированном (КПГ) или адсорбированном (АПГ) состояниях [2].
В технологии СПГ хранение газа осуществляется при криогенных температурах (-196оС) и атмосферном давлении. При этом используются технически сложные криогенные резервуары и специальные системы регазификации. Этот способ наиболее эффективен при хранении и транспортировке газа в сверхбольших объемах и не выгоден в сферах малого потребления газа. Сама технология СПГ является энергозатратной, но обеспечивает логистическую выгодность.
В технологии КПГ газ хранится в сжатом состоянии (до 25 МПа) и общепромышленных температурах. Несмотря на техническую простоту, этот способ является в значительной мере энергозатратным, требует тяжелых металлоемких сосудов высокого давления и сопряжен с высокой пожаро- и взрывоопасностью.
Технология адсорбированного природного газа (АПГ) является альтернативным решением проблем хранения и транспортировки газа, получившем развитие в последнее десятилетие [3, 4].
Физическая адсорбции газов в высокопористых материалах, позволяет существенно повысить удельный объем газа в системе хранения. При этом в зависимости от свойства системы “адсорбент-адсорбат” давление в системе может быть значительно снижено, по сравнению с технологией КПГ, что позволяет понизить энергозатраты. Кроме этого, дополнительным преимуществом АПГ является повышенная пожаро- взрывобезопасность системы хранения, так как газ находится в порах в высоко диспергированном связанном состоянии.
В состав природного газа может входить до 5–7% об. органических примесей С2+, в том числе этан, пропан, бутан и др. [5]. Сгорание природного газа с таким составом приводит к понижению теплотворной способности газа по сравнению с теплотой сгорания метана. Сгорание же чистого метана улучшает энергетику процесса, и уменьшает углеродный след, что особенно важно для крупных потребителей. Поэтому извлечение из природного газа углеводородов С2+ важно и актуально, поскольку кроме выше перечисленных причин, получаемые легкие углеводороды могут быть использованы для получения широко востребованных полимерных материалов - полиэтилена, полипропилена и продуктов переработки бутана.
В результате многочисленных исследований адсорбции и селективного разделения компонентов природного газа показано, что наиболее активными к адсорбции углеводородов являются углеродные микропористые адсорбенты с высоким объемом микропор [6, 7], обладающие достаточно высокой механической прочностью, а также циклической, временной и температурной стабильностью. В соответствии с Теорией объемного заполнения микропор Дубинина [8] адсорбционная активность адсорбента зависит от удельного объема микропор W0 и характеристической энергии адсорбции сорбируемого газа Е. Поэтому в работе исследована адсорбция пропана (C3H8) на новом микропористом углеродном адсорбенте с высоким объемом микропор.
ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Адсорбент
В работе использовали микропористый углеродный адсорбент ФАС-097, полученный из полимерного прекурсора фурфурола [9]. Сферических гранулы сорбента получались в результате жидкостного формования сополимера фурфурола с эпоксидной смолой. Активация гранулята осуществляется смесью водяного пара и углекислого газа при температурах до 900оС. Гранулы адсорбента имеют сферическую форму (0.5–2мм) и обладают высокой прочностью (>90%). Насыпная плотностью адсорбента составляла dадс= 0.300 г/см3.
Структурно-энергетические характеристики (СЭХ) адсорбента ФАС-097 определяли по изотерме адсорбции азота (рис. 1) при температуре 77 К, измеренной на установке Autosorb iQ фирмы Quantachrome Intsruments (США).
Рис. 1. Изотерма адсорбции азота (N2) на адсорбенте ФАС-097 при температуре 77 К. Светлые значки – адсорбция; зачерненные – десорбция.
Перед измерениями адсорбент регенерировали в вакууме при температуре 250оС и давлении 0.001Па. Как следует из рис.1 изотерма адсорбции-десорбции азота при 77К в начальной области заполнения микропор обратима, но при высоких заполнениях имеет петлю гистерезиса, свидетельствующую о наличии в структуре адсорбента мезопор. Результаты определения СЭХ адсорбента по Теории объемного заполнения микропор Дубинина (ТОЗМ) [8] и БЭТ [10] представлены в табл. 1.
Таблица 1. Структурно-энергетические характеристики микропористого углеродного адсорбента ФАС-097 по ТОЗМ
Удельный объем микропор, W0, см3/г | 0.97 |
Характеристическая энергия адсорбции по азоту, E, кДж/моль | 4.8 |
Характеристическая энергия адсорбции по стандартному пару бензолу, E0, кДж/моль | 14.6 |
Эффективная ширина микропор, Х0, нм | 1.64 |
Удельная поверхность адсорбента по БЭТ, SБЭТ, м2/г | 2190 |
Удельная поверхность мезопор, Sme, м2/г | 84 |
Удельный объем мезопор, Wme, см3/г | 0.87 |
Предельный адсорбционный объем, Ws, см3/г | 1.84 |
Плотность адсорбента по гелию, VHe , г/см3 | 2.0 |
Пересчет на бензол осуществляли с использованием коэффициента подобия βN2 = Е/Е0 = 0.33; эффективную полуширину (радиус) микропор определяли по ТОЗМ, х0 = 12/Е0 (нм) [11].
Результаты более тонкого анализа микропористой структуры с использованием теории функционала плотности (метод QSDFT, равновесная модель для смешанных щелевидных и цилиндрических пор), представлены на рис 2. Для расчета использовалось программное обеспечение фирмы Quantachrome Intsruments (США).
Рис. 2. Распределение объема микропор W по размерам адсорбента ФАС-097. Символы – расчет по методу QSDFT. Сплошные линии – аппроксимация.
Как следует из рис. 2, в структуре адсорбента ФАС-097 имеются несколько максимумов: узкий максимум при 0.8 нм и широкий (1.3–1.8) нм, попадающих в интервал оптимальных структур по ТОЗМ при Х0 = 1.64 нм. Такого рода структура адсорбента создает возможность для эффективной сорбции пропана в системах разделения и аккумулированания. Распределение мезопор по размерам определяли методом BJH. Результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Распределение объема мезопор V по размерам D, адсорбента ФАС-097. Символы – расчет по методу BJH. Сплошные линии – аппроксимация.
Как следует из рис. 3 в пористой структуре адсорбента имеется выраженный максимум распределения мезопор по размерам при ~30–40 нм. Наличие мезопор в структуре адсорбента позволяет обеспечить хорошую кинетику адсорбции – десорбции пропана. Как следует из табл. 1, ФАС-097 обладает высоким значением объема микропор, W0 = 0.97см3/г, отвечающих за адсорбцию, превышающим данный показатель для большинства применяемых в промышленности углеродных адсорбентов различного происхождения [12].
Адсорбат
В работе использовали пропан (C3H8) чистотой 99.999%. По [13] пропан имеет следующие характеристики: нормальная температура кипения T0 = 231.08K; критическая температура Tс = 369.99K; критическое давление pс = 42.64 бар; критическая плотность 225кг/м3; молекулярная масса µ = 44.094;
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ АДСОРБЦИИ
Адсорбцию пропана измеряли объемно-весовым методом [14] при давлениях 0.01–1 МПа и температурах 303, 313, 323, 333 К как абсолютную величину, по изменению массы ампулы с адсорбентом при заполнении пропаном.
a = (ma – mg)/mo , (3)
где ma – масса газа в измерительной системе; mg – масса газа в газовой фазе, вне адсорбента; mo – масса регенерированного адсорбента. Погрешности измерений адсорбции составляла ±4·10–4 г с доверительной вероятностью 0.95. Абсолютную адсорбцию пропана определяли как полное содержание адсорбата в порах; объем адсорбента с микропорами рассчитали с учетом объема, определенного по гелию и объема микропор, определенного по ТОЗМ (табл. 1).
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Изотермы адсорбции пропана
На рис. 4. представлены изотермы адсорбции пропана на углеродном адсорбенте ФАС-097 при температурах 303, 313, 323 и 333 К.
Рис. 4. Изотермы адсорбции пропана (С3Н8) на микропористом углеродном адсорбенте ФАС-097 при температурах Т, К: 1 – 303.0, 2 – 313.0, 3 – 323.0, 4 – 333.0. Сплошные линии - аппроксимация с помощью уравнения (1), символы – экспериментальные данные.
Как следует из рис. 4, адсорбция пропана на адсорбенте ФАС-097 растет с ростом давления и падает с ростом температуры, отсутствуют скачкообразные изменения, характерные для фазовых переходов. В области давлений до 0.1 МПа подъем изотерм наиболее крутой. В этой области происходит наиболее интенсивное заполнение микропор, и адсорбция пропана при температуре 303 К достигает значения ~12 ммоль/г (53 мас.%), а при температуре 333 К, около ~9 ммоль/г (~44 мас.%). При дальнейшем заполнении рост адсорбции замедляется, и проявляется тенденция к насыщению.
Для аппроксимации экспериментальных данных использовали уравнение Бакаева [15], полученное методом статистической термодинамики, для ячеечной модели:
(1)
К0, К1, К2 … Кn – константы связанные с межмолекулярными взаимодействиями адсорбат-адсорбент и адсорбат-адсорбат. При Р→0 уравнение переходит в уравнение Генри а = К0К1 Р =Кг Р. Константы уравнения (1) представлены в табл. 2.
Таблица 2. Константы уравнения (1) в α – Р координатах. Адсорбция, α, ммоль/г; давление, Р, МПа
Константы (1) | 303 К | 313 К | 323 К | 333 К |
K0 | 5,65 | 5,21 | 4,94 | 4,9 |
K1 | 99 | 80,9 | 62,5 | 47,8 |
K2 | 490 | 350 | 233 | 131 |
K3 | 310 | 250 | 190 | 83 |
КГ | 559.35 | 421.49 | 306.88 | 234.22 |
Термодинамика адсорбции
Энергетика адсорбционного процесса отражает особенности взаимодействий “адсорбент-адсорбат” и межмолекулярных взаимодействий в адсорбате. По определению [16], дифференциальная мольная изостерическая теплота адсорбции qst является разностью мольной энтальпии газовой фазы hg и дифференциальной мольной изостерической энтальпии адсорбционной системы Hl
qst = hg – H1. (2)
Дифференциальную мольную изостерическую теплоту адсорбции рассчитывали по уравнению [16, 17]:
, (3)
где P – давление; T – температура; R – универсальная газовая постоянная; Z = pvg /RT – коэффициент сжимаемости равновесной газовой фазы при давлении p, температуре Т, удельном объеме газовой фазы vg; R – универсальная газовая постоянная; V(а) – объем адсорбента с микропорами.
Из (3) следует, что дифференциальная мольная изостерическая теплота адсорбции зависит от наклона изостер адсорбции (d(lnp)/d(1/T))a , интенсивности изотермической (dV(a)/da)T и изостерической деформации системы (dV(a)/dТ)а, неидеальности газовой фазы (Z ≠ 1), удельного объема равновесной газовой фазы vg(р,Т) , а также от крутизны наклона изотермы адсорбции (dP/da)T.
По оценкам [18] относительная адсорбционная деформация адсорбентов при адсорбции не превосходит 1%. Вклады интенсивностей адсорбционной и температурной деформации углеродных адсорбентов также малы. Поэтому расчет теплоты адсорбции пропана на адсорбенте проводили по уравнению:
. (4)
Для расчета теплоты адсорбции важно рассчитать температурную зависимость адсорбции по изостерам адсорбции.
Изостеры адсорбции
По экспериментальным данным изотерм адсорбции пропана на адсорбенте ФАС-097 построены изостеры адсорбции (рис. 5) в координатах lnP ÷ f(1/T)а.
Рис. 5. Изостеры адсорбции полного содержания пропана в ФАС1 при четырех температурах в зависимости от величины адсорбции а, ммоль/г: 1 – 1.0; 2 – 2.0; 3 – 3.0; 4 – 4.0; 5 – 5.0; 6 – 6.0; 7 – 7.0; 8 – 8.0; 9 – 9.0; 10 – 10.0; 11 – 11.0; 12 – 12.0. Сплошные линии – линейная аппроксимация, символы – экспериментальные данные.
Как следует из рис. 5 изостеры адсорбции хорошо аппроксимируются линейными функциями во всем интервале температур. Линейность изостер часто встречающееся свойство при адсорбции газов и паров на микропористых адсорбентах [19–21]. Свойство линейности изостер адсорбции характеризует особое, нанодиспергированное состояние (НДС) адсорбата в микропорах. При этом на энергетику межмолекулярного взаимодействия адсорбированных молекул с адсорбентом накладывается энергетика взаимодействия адсорбированных молекул, существенно из меняющем свойства адсорбированного вещества.
Дифференциальная мольная изостерическая теплота адсорбции
Рассчитанные по (4) зависимости дифференциальной мольной изостерической теплоты адсорбции пропана на адсорбенте ФАС-097 от величины адсорбции и температуры представлены на рис. 6.
Рис. 6. Изостерические теплоты адсорбции пропана в угле ФАС-097 при температурах Т, К: 1 – 303.0, 2 – 313.0; 3 – 323.0; 4 – 333.0. Сплошные линии – аппроксимация, символы – эксперимент.
Как следует из рис. 6, в широкой начальной области заполнений микропор, до ~5 ммоль/г теплота адсорбции пропана на ФАС-097 близка к постоянству ~30 кДж/моль, и не зависит от температуры. При больших величинах адсорбции (~12 ммоль/г), в зависимости от температуры, теплота адсорбции падает до ~22 при 303К и до ~17 кДж/моль при 333К. Такой ход кривых теплоты адсорбции вероятно является следствием особенностей пористой структуры адсорбента – ее бимодальностью. В этом смысле в области адсорбции до ~5 ммоль/г теплота адсорбции пропана относится к первой моде пористой структуры адсорбента ФАС-097, а дальнейшая адсорбция обусловлена адсорбцией во второй моде, в более широких порах. Здесь наблюдается изменение темпа падения теплоты адсорбции, которое может свидетельствовать об образовании адсорбционных ассоциатов пропана в микропорах. Наконец, при самых высоких величинах адсорбции, больше ~11 ммоль/г, происходит резкое падение теплоты адсорбции пропана. С молекулярной точки зрения само падение теплоты адсорбции при высоких заполнениях, обычно связывают с нарастанием энергии отталкивания между молекулами в адсорбате на малых расстояниях [22].
Дифференциальная мольная энтропия адсорбции пропана
Дифференциальную мольную изостерическую энтропию адсорбции системы рассчитывали относительно энтропии равновесной газовой фазы, используя (5).
. (5)
Результаты расчета энтропии адсорбции пропана на активном угле ФАС-097 представлены на рис. 7.
Рис. 7. Зависимость дифференциальной мольной изостерической энтропии адсорбции пропана на активном угле ФАС-097 при температурах, К: 1 – 303.0; 2–313.0; 3 – 323.0; 4 – 333.0.
Как следует из рисунка 7, в области заполнения объема микропор до ~5 ммоль/г происходит резкое уменьшение энтропии системы за счет адсорбции молекул на высокоэнергетических центрах адсорбции преимущественно в микропорах 1-й моды. В области заполнений микропор больше 5 ммоль/г, после “полной отработки” высокоэнергетических адсорбционных центров, в микропорах 1-й моды, снижение замедляется и наблюдается уполаживание зависимости Sad от a в интервале 5–10 ммоль/г, что может быть связано с образование адсорбционных ассоциатов пропана в микропорах. В области самых высоких заполнений микропор, при а > 10–11 ммоль/г энтропия адсорбционной системы резко возрастает. Это явление в [23, 24] объясняется изменением структуры ассоциатов в микропорах, обусловленного проявлением комплекса энергетических взаимодействий “адсорбат-адсорбент” и “адсорбат-адсорбат” на малых расстояниях при высоких заполнениях микропор.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Работа выполнена в соответствии с государственным заданием Минобрнауки РФ, тема № 122011300053–8 и планом Научного совета РАН по физической химии, тема № 24–03–460 – 01.
作者简介
А. Прибылов
ФГБУН Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
Email: s-grinchenko@mail.ru
俄罗斯联邦, Ленинский проспект, 31, стр. 4, Москва, 119071
А. Гринченко
ФГБУН Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
编辑信件的主要联系方式.
Email: s-grinchenko@mail.ru
俄罗斯联邦, Ленинский проспект, 31, стр. 4, Москва, 119071
А. Фомкин
ФГБУН Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
Email: s-grinchenko@mail.ru
俄罗斯联邦, Ленинский проспект, 31, стр. 4, Москва, 119071
А. Школин
ФГБУН Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
Email: s-grinchenko@mail.ru
俄罗斯联邦, Ленинский проспект, 31, стр. 4, Москва, 119071
И. Меньщиков
ФГБУН Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН
Email: s-grinchenko@mail.ru
俄罗斯联邦, Ленинский проспект, 31, стр. 4, Москва, 119071
参考
- Бармин И.В., Кунис И.Д. Сжиженный природный газ. Вчера, сегодня, завтра. / М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
- Фомкин А. А., Прибылов А. А., Ткачев А. Г. и др. // Физикохимия поверхности и защита материалов, 2020, том 56, № 1. С. 3–7.
- Kumar K.V., Preuss K., Titirici M.M., Rodríguez-Reinoso F. // Chem. Rev. 2017. V. 117. I. 3. P. 1796–1825.
- “Использование природного газа на транспорте”, Международный газовый союз: заседание исследовательской группы 1–4.02.2010 г., Осака (Япония) // Транспорт на альтернативном топливе. 2010. Т. 14. № 2. C. 4–8.
- Григорьева Н.Г., Жагфаров В.Г., Овсянников Е.М. // NeftegazRU 2023. № 10. С.16–21.
- Кельцев Н.В. Основы адсорбционной техники. / М.: Изд. Химия. 1976.
- Фомкин A.A., Прибылов A.A., Школин A.В. И др. // Известия АН. Серия химическая 2019. Т. 68. № 10. 1838–1842.
- Дубинин М.М. Адсорбция и пористость / М.: ВАХЗ. 1972.
- ВТР 6–16–28–1473–92. Производство гемосорбента углеродного ФАС. Электросталь. ЭХМЗ.1992.28.
- Грег С., Синг К. Адсорбция, удельная поверхность, пористость / М.: Изд. Мир, 1970. 408 с.
- Дубинин М.М. Углеродные адсорбенты и их применение в промышленности / 1983. М.: Изд. Наука. 1983. С. 100–115.
- Мухин В.М., Тарасов А.В., Клушин В.Н. Активные угли России / М.: Изд. Металлургия, 2000.
- Варгафтик Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей / М.: Изд. Наука. 1972.
- Прибылов А. А., Калашников С. М., Серпинский В. В. // Изв. АН СССР. Сер. хим. 1990. № 6. С. 1233–1238.
- Бакаев В.А. // Докл. АН СССР. 1966. Т. 167. С. 369–372.
- Бакаев В.А. // Изв. АН СССР, Сер. хим. 1971. № 2. С. 2648–2453.
- Fomkin A.A. // Adsorption. 2005. V. 11. Т. 4. № 3. 425–436.
- Школин А.В. / Дисс. канд. хим. наук. ИФХЭ РАН. 2008.
- Яковлев В.Ю., Фомкин А.А., Твардовский А.В., Синицын В.А. // Изв. Академии наук. Сер. хим. 2005. № 6. С. 1331–1335.
- Меньщиков И.Е., Фомкин А.А., Цивадзе А.Ю. и др. // Физикохимия поверхности и защита материалов. 2015. Т. 51. № 4. С. 345–345.
- Школин А.В., Фомкин А.А., Яковлев В.Ю. // Изв.Академии наук. Сер.хим., 2007, № 3, С. 380–385.
- Бакаев В.А. Молекулярная теория физической адсорбции. / Дисс. ... докт. физ. мат. наук. М.: ИФХ АН СССР. 1989. С.351.
- Фомкин А.А., Серпинский В.В., Фидлер К. // Изв. АН СССР. Сер.хим. 1982. № 6. С.1207–1214.
- Анучин К.М., Фомкин А.А., Коротыч А.П., Толмачев А.М. //Физикохимия поверхности и защита материалов, 2014. Т. 50. № 2. С. 156–160.
补充文件
