4-ацетилимидазолы ― новый тип полифункциональных антидетонационных присадок к моторным топливам

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Исследование посвящено поиску новых антидетонационных присадок к моторным топливам. Впервые в качестве присадок были использованы 4-ацетилимидазолы, сочетающие в себе оксигенатный и азотсодержащий структурные фрагменты, характерные для октанповышающих соединений. Установлено, что исследуемые соединения обладают достаточно высокими октановыми числами смешения по исследовательскому методу (ОЧИ), близкими к показателю для N-метиланилина и превышающими таковые для N-содержащих гетероциклов и карбонильных соединений, что можно объяснить внутримолекулярным синергетическим эффектом двух октанповышающих структурных фрагментов в молекуле 4-ацетилимидазола. Показано, что добавка 4-ацетилимидазолов в количестве 0.15 мас. % к тяжелому риформату позволяет без дополнительных энергетических затрат повысить его ОЧИ до 1.5 единиц и получить на его основе автомобильный бензин марки АИ-100-К5. Более высокая удельная теплота сгорания исследуемых 4-ацетилимидазолов по сравнению с таковой для известных октанповышающих присадок (диметилкетона, метил-трет-бутилового эфира, N-метиланилина) обеспечит высокую энергоэффективность топлива и снижение его расхода. Показано, что 4-ацетилимидазолы могут являться перспективными полифункциональными присадками к автомобильному бензину для улучшения его экологических и эксплуатационных характеристик.

Texto integral

В настоящее время в нефтеперерабатывающей промышленности для улучшения экологических и эксплуатационных свойств автомобильных бензинов используют большое количество синтетических присадок и добавок к моторным топливам: многофункциональных, антидетонационных, моющих, антиокислительных и др. Многофункциональные присадки обычно представляют собой смесь различных по направленности свойств соединений. Наиболее распространенными являются оксигенатные присадки к автобензинам: спирты, ацетали, простые и сложные эфиры [1–5]. Действие оксигенатов в первую очередь направлено на увеличение полноты сгорания топлива, а их термодинамические характеристики обеспечивают детонационную стойкость за счет оптимизации коэффициента распределения детонационной стойкости бензина. После запрета на применение в качестве антидетонационной присадки к моторным топливам N-метиланилина внимание исследователей было направлено на создание композиций на основе ароматических аминов и азотсодержащих гетероциклов [6–10]. В этих работах обнаружены антидетонационные свойства соединений ряда бензимидазола, пиперидина и азепана, добавка которых в бензин ~1.0% резко снижает количество вредных выхлопных газов, дает повышение октановых чисел при низких оборотах и не приводит к большому расходу бензина. Механизм действия азотсодержащих присадок к топливам заключается в том, что присадка замедляет предпламенные реакции в камере сгорания, что приводит к увеличению детонационной стойкости моторных топлив [8]. Более того, азотсодержащие соединения обладают антикоррозионными свойствами и могут использоваться как ингибиторы коррозии в топливах [10]. В связи с вышесказанным, очевидной становится актуальность создания полифункциональных присадок для моторных топлив на базе одного соединения, наличие в молекуле которого двух и более фрагментов, способных априори улучшать различные эксплуатационные характеристики топлив, несомненно, является перспективной задачей не только молекулярного дизайна, но и изучения комплементарности разных по действию функциональных групп и фрагментов одной молекулы на эксплуатационные характеристики автобензинов.

Цель настоящей работы – поиск новых антидетонационных присадок к моторным топливам.

Для достижения поставленной цели синтезированы производные 4-ацетилимидазола и проведена оценка их влияния на эксплуатационные и экологические свойства моторных топлив и их компонентов.

Экспериментальная часть

Спектры ЯМР 1Н и 13С записаны при температуре 20–22°С на приборе Bruker-DPX-400 с рабочей частотой 400.13 и 100.62 МГц (CША), растворители ― CDCl3 либо ДМСО-d6. Масс-спектры регистрировали на приборе Shimadzu GCMS-QP5050A (США) с прямым вводом образца в ионный источник и ионизацией электронами (ИЭ, 70 эВ). Элементный анализ выполняли на анализаторе Flash EA 1112 Series.

Исследование углеводородного состава проводили методом капиллярной газовой хроматографии по ГОСТ 527141 на приборе Agilent 6890 на капиллярной колонке НР-1 длиной 100 м и внутренним диаметром 0.25 мм с нанесенной неподвижной фазой (100% метилсиликон), предколонка ― полая капиллярная колонка (внутренний диаметр 0.25 мм, длина от 1 до 4 м из кварцевого стекла в составе 5% фенила и 95% диметилполисилоксана), температуру колонок изменяли со скоростью 5°C/мин от 5 до 50°C, затем со скоростью 1.5°C/мин до 200°C, пламенно-ионизационный детектор, температура детектора ― 250 °C, газ-носитель ― гелий.

1,5-Диметил-2-фенил-4-ацетилимидазол () и 5-метил-2-фенил-1H – 4-ацетил-имидазол () (далее ― 4-ацетилимидазолы) были синтезированы нами исходя из 3-(гидроксиимино)пентан-2,4-диона и бензиламина по методике [11].

 

 

В работе использовали коммерчески доступные реагенты и растворители зарубежного и отечественного производства. Ход реакций получения соединений , б по методу [11] контролировали методом ТСХ (реактивы Merck Silicagel 60 F254, Германия), проявление УФ светом 365 и 254 нм.

1,5-Диметил-2-фенил-4-ацетилимидазол (1а): Т. пл. 200–202°С. Спектр ЯМР 1H (CDCl3), δ, м. д.: 7.52–7.55 м (2H), 7.47–7.37 м (3H), 3.51 с (3H), 2.56 с (3H), 2.55 с (3H). Спектр ЯМР 13C (CDCl3), δ, м. д.: 196.52, 146.64 (2Сгетероцикла), 136.70, 135.80, 130.24, 129.24, 129.15, 128.72 (6Сароматич), 31.64 (СН3), 27.54 (СН3), 10.64 (СН3). Масс-спектр ИЭ m/z: 214 [M]+• (100%), 213 [M–H]+ (66.96%), 199 [M–СН3]+ (97.65%). Найдено, %: С 72.87; Н 6.59; N 13.07. С13H14N2O. Вычислено, %: С 72.61; Н 6.62; N 12.97.

5-Метил-2-фенил-1H-4-ацетил-имидазол (1б): Т. пл. 124–125°С. Спектр ЯМР 1H (ДМСО-d6),: δ, м. д.: 12.84 с (1H), 7.80–7.90 м (2H), 7.43–7.49 м (2H), 7.34–7.40 м (1H), 2.51 с (3H), 2.46 с (3H). Спектр ЯМР 13C (ДМСО-d6), δ, м. д.: 195.15, 144.02 (2Сгетероцикла), 137.22, 135.36, 129.18, 125.50 (6Сароматич), 27.56 (СН3), 11.74 (СН3). Масс-спектр ИЭ m/z: 200 [M]+• (60%), 185 (100%) [M–CH3]+, 130 (27%). Найдено, %: С 71.98; Н 6.04; N 13.99. С12H12N2O. Вычислено, %: С 71.06; Н 6.07; N 13.59.

Октановое число исследовательским методом (ОЧИ) определяли по ГОСТ 8226-20152. В качестве стандартного одноцилиндрового двигателя использовали установки отечественного производства типа УИТ-85. ОЧИ смешения [12] рассчитывали по формуле:

 

ОЧИсм=ОЧИбаза+добавкаОЧИбазыωбазыωдобавки .

 

где ОЧИсм ― ОЧ смешения добавки; ОЧИбаза+добавка – ОЧ, определенное по исследовательскому методу базовой основы; ОЧИбазы – ОЧ базовой основы; ωбазы – массовая доля базовой основы; ωдобавки – массовая доля добавки.

Отбор проб нефтепродуктов осуществляли согласно требованиям ГОСТ 2517-20123.

Результаты и их обсуждение

Оценка влияния синтезированных 4-ацетилимидазолов (, б) на октановое число (ОЧ) проводилась на базовом топливе (БТ), в качестве которого была выбрана базовая основа автомобильного бензина экологического класса К5 марки АИ-92-К5 (табл. 1, 2), а также на тяжелом риформате – продукте фракционирования катализата процесса риформинга (табл. 2) [13].

 

Таблица 1. Компонентный состав базового топлива (БТ)

№ п/п

Наименование компонента

Массовая доля компонента, мас. %

1

Тяжелый риформат

33.9

2

Изомеризат легкой прямогонной нафты

35.5

3

Рафинат фракции углеводородов С4

3.8

4

Фракция НК-130°С защелоченная

26.8

 

Таблица 2. Углеводородный состав* базового топлива, автомобильного бензина АИ-92-К5 и тяжелого риформата, мас. %

№ п/п

Продукт

н-парафины

изо-парафины

олефины

нафтены

арены

оксигенаты

неидентифицированные

1

Базовое

топливо

15.85

36.87

0.79

2.98

43.17

0.34

2

АИ-92-К5

13.59

37.25

0.84

3.32

41.38

3.22

0.40

3

Тяжелый риформат

5.44

16.96

0.21

3.40

73.74

0.25

* углеводородный состав определен методом капиллярной газовой хроматографии.

 

Сочетание в молекулах , б карбонильной группы и азотсодержащего гетероцикла позволило предположить наличие не только антидетонационной активности исследуемых соединений, но и внутримолекулярного синергетического эффекта оксигенатной и азотсодержащей функций. Действительно, добавление 1.0 мас. %. соединения в базовую основу бензина АИ-92-К5 обеспечивает прирост ОЧИ на 1.6 ед. (табл. 3, опыт 3). Использование соединения в качестве добавки в количестве 2.0 мас. % позволило повысить ОЧ топлива на 2.7 ед., что значительно превышает результаты при использовании в качестве добавки ацетона, пиперидина (табл. 3, опыты 4–6) и сравнимо с результатом действия N-метиланилина (табл. 3, опыты 4, 7). Рассчитанное на основании полученных данных ОЧИ смешения для соединения сопоставимо с таковым для N-метиланилина [14, 15] и превышает данный показатель для кетонов и азотсодержащих гетероциклов (табл. 3).

 

Таблица 3. Антидетонационные характеристики (ед.) исследуемых образцов топлив1

№ опыта

Образец

ОЧИ, ед.

Прирост ОЧИ относительно АИ-92-К5, ед.

Прирост ОЧИ относительно БТ, ед

ОЧИ смешения, ед.

1

АИ-92-К5

92.2

1.0

2

Базовое топливо (БТ)

91.2

 

3

БТ + 1.0 мас. % соед.

92.8

0.6

1.6

251.2

4

БТ + 2.0 мас. % соед.

93.9

1.7

2.7

361.2

5

БТ + 1.0 мас. % ацетона

92.3

0.1

1.1

201.2

6

БТ + 1.0 мас. %, присадка – N-содержащий гетероцикл [10]

92.7

0.5

1.5

241.2

7

БТ + 1.0 мас. %, N-метиланилина

94.2

2.0

3.0

391 [14, 15]

Примечание: 1представленные в табл. 3 значения октановых чисел получены по результатам трех измерений.

 

Тяжелый риформат является одним из основных высокооктановых компонентов автомобильного бензина, и получается в процессе фракционирования катализата процесса риформинга бензиновых фракций. Технологический поток тяжелого риформата характеризуется высоким содержанием ароматических углеводородов и имеет исследовательское октановое число 98.5 ед. Однако для выпуска автомобильного бензина марки АИ-100-К5 необходим тяжелый риформат с ОЧИ не менее 99.5. Ранее нами было показано, что использование известных антидетонационных добавок для повышения ОЧ тяжелого риформата не дает необходимого результата, а требуется корректировка технологического режима процесса каталитического риформинга [13]. Нами установлено, что добавка к тяжелому риформату соединений , б в количестве 0.15 мас. % обеспечивает высокий прирост ОЧИ на 1.4–1.5 ед., позволяя получить тяжелый риформат заданного качества (табл. 4, опыты 2, 3), использование которого при компаундировании моторных топлив дает возможность производить автомобильный бензин марки АИ-100-К5 требуемого качества.

 

Таблица 4. Октановые числа1 тяжелого риформата при вовлечении 4-ацетилимидазолов (1а, б) в количестве 0.15 мас. %

№ опыта

Присадка

ОЧИ, ед.

Прирост ОЧИ, ед.

1

Без присадки

98.5

2

99.9

1.4

3

100.0

1.5

Примечание: 1представленные в табл. 4 значения октановых чисел получены по результатам трех измерений.

 

Не менее важный эксплуатационный показатель двигателя – расход топлива, на который оказывает значительное влияние его теплота сгорания. Для синтезированных гетероциклов 1а, б была рассчитана их удельная теплота сгорания [16] и проведено сравнение данной технической характеристики с таковой для известных присадок ряда оксигенатов (рис. 1, столбики а, б, в) и монометиланилина (рис. 1, столбик г). Установлено, что расчетная теплота сгорания 4-ацетилимидазолов , б, сочетающих в молекуле оксигенатную и азотсодержащую функцию, почти в два раза больше (рис. 1, столбики д, е), чем у оксигенатов и N-метиланилина. Следовательно, добавка 4-ацетилимидазолов повышает энергоэффективность топлива и снижает его расход по сравнению с этими показателями для автобензинов с добавкой самых известных антидетонационных присадок.

 

Рис. 1. Удельная теплота сгорания соединений, применяемых в качестве октанповышающих добавок в моторные топлива.

 

Таким образом, исследованные 4-ацетилимидазолы характеризуются достаточно высокими ОЧ смешения по исследовательскому методу, высокой удельной теплотой сгорания и могут являться перспективными полифункциональными присадками к автомобильному бензину для улучшения его экологических и эксплуатационных характеристик.

Финансирование

Синтез 4-ацетилимидазолов выполнен при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Научно-образовательного центра уровня “Байкал” (номер госзадания FZZS-2024-0001).

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

 

1 ГОСТ Р 52714-2018. Бензины автомобильные. Определение индивидуального и углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии. М.: Стандартинформ, 2007. С. 23.

2 ГОСТ 8226. Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа. М.: Стандартинформ, 2016. С. 32.

3 ГОСТ 2517-2012. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб. М.: Стандартинформ, 2014. С. 31.

×

Sobre autores

Екатерина Ковалева

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Autor responsável pela correspondência
Email: K0valevaEB@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-7996-9812

аспирант

Rússia, 664074, Иркутск

Светлана Дьячкова

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Email: K0valevaEB@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-6091-3077

д.х.н., профессор

Rússia, 664074, Иркутск

Анна Ганина

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Email: K0valevaEB@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-9140-9431

к.т.н.

Rússia, 664074, Иркутск

Андрей Львов

Иркутский национальный исследовательский технический университет; Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН

Email: K0valevaEB@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0003-2951-2651

д.х.н.

Rússia, 664074, Иркутск; 664033, Иркутск

Андрей Степанов

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Email: K0valevaEB@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0001-5478-0485

аспирант

Rússia, 664074, Иркутск

Bibliografia

  1. Брагинский О.Б. Альтернативные моторные топлива: мировые тенденции и выбор для России // Российский химический журн. 2008. Т. 52. № 6. С. 137–146.
  2. Максимов А.Л., Нехаев А.И., Рамазанов Д.Н. Простые эфиры и ацетали – перспективные продукты нефтехимии из возобновляемого сырья // Нефтехимия. 2015. Т. 55. № 1. С. 3–24. https://doi.org/10.7868/S0028242115010104 [Maksimov A.L., Nekhaev A.I., Ramazanov D.N. Ethers and acetals, promising petrochemicals from renewable sources // Petrol. Chemistry. 2015. V. 55. № 1. P. 3–24. https://doi.org/10.1134/S0965544115010107].
  3. Опарина Л.А., Колыванов Н.А., Гусарова Н.К., Сапрыгина В.Н. Оксигенатные добавки к топливу на основе возобновляемого сырья // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2018. Т. 8. № 1. С. 19–34. https://doi.org/10.21285/2227-2925-2018-8-1-19-34
  4. Abou-Rachid H. Bonneviot L., Xu G., Kaliaguine S. On the correlation between kinetic rate constants in the auto-ignition process of some oxygenates and their cetane number: a quantum chemical study // J. Molecular Structure: Theochem. 2003. V. 621. I. 3. P. 293–304. https://doi.org/10.1016/S0166-1280(02)00676-0
  5. Опарина Л.А., Колыванов Н.А., Ганина А.А., Дьячкова С.Г. Арилбутилацетали – октаноповышающие оксигенатные добавки к моторным топливам // Нефтехимия. 2020. Т. 60. № 1. С. 148–153. https://doi.org/10.31857/S0028242120010104 [Oparina L.A., Kolyvanov N.A., Ganina A.A., D’yachkova S.G. Aryl butyl acetals as oxygenate octane-enhancing additives for motor fuels. Petrol. Chemistry. 2020. V. 60. № 1. P. 134–139. https://doi.org/10.1134/S0965544120010107]
  6. Куртбеков Н.А. Синтез и технология перспективных антидетонаторов на основе 2-замещенных бензазолов // Автореферат диссертации. Узбекский гос. технологический университет. Ташкент, 2000. https://tekhnosfera.com/sintez-i-tehnologiya-perspektivnyh-antidetonatorov-na-osnove-2-zameschennyh-benzazolov (дата обращения 20.11.2023).
  7. Мин Жин, Жангью Ю., Янкин Ксиа. Электрохимическое и спектроэлектрохимическое исследование анилина в органической среде и механизма его антидетонационного действия // Электрохимия. 2006. Т. 43. № 9. С. 1071–1076.
  8. Скобелев В.Н., Беляков А.В., Хотунцова С.В. К механизму действия аминов как присадок, увеличивающих детонационную стойкость моторных топлив // Химия и химическая технология – органический синтез и биотехнология. 2013. № 19 (45). С. 071–074.
  9. Тургунов И.И., Нуркулов Ф.Н., Джалилов А.Т. Получение азотсодержащих органических присадок повышающих октановое число бензина // Universum: технические науки. 2021. № 11-4 (9). С. 83–86. https://doi.org/10.32743/UniTech.2021.92.11.12652
  10. Али Рана, Филип Сорин Василе. Патент GB № WO2017/137519 AI. 17.08.2017. PCT/EP2017/052931 dated 09.02.2017.
  11. Veronese A.C., Cavicchioni G., Servadio G., Vecchiati G. An efficient and mild synthesis of highly substituted imidazoles // J. Heterocyclic Chem. 1980. V. 17. P. 1723–1724.
  12. Ковалева Е.Б., Ганина А.А., Дьячкова С.Г., Артемьева Ж.Н., Гершпигель Т.Н. Патент № RU 2793147 C2. 29.03.20023 Бюл. № 10. Заявка № 2021124081 от 11.08.2021.
  13. Ковалева Е.Б., Дьячкова С.Г., Ганина А.А., Артемьева Ж.Н., Кузора И.Е., Гершпигель Т.Н., Коваленко М.В. Оптимизация технологии каталитического риформинга с целью получения бензина марки АИ-100-К5 // Химия в интересах устойчивого развития. 2024. Т. 32. № 1. С. 52–60. https://doi.org/10.15372/KhUR2024530 [Kovaleva E.B., Dyachkova S.G., Ganina A.A., Artemyeva Zh.N., Kuzora I.E., Hershpigel T.N., Kovalenko M.V. Optimisation of Catalytic Reforming Technology to Obtain AI-100-K5 Gasoline. Chemistry for Sustainable Development. 2024. V. 32. № 1. P. 50–58. https://doi.org/10.15372/CSD202453]
  14. Электронный ресурс http://prisadka.com/n-metilanilin-mma-monometilanilin/ (дата обращения 15.11.2023)
  15. Капустин В.М. Технология производства автомобильных бензинов. М.: Химия, 2015. С. 256.
  16. Перельман В.И. Краткий справочник химика: Справочник. М.: Химия, 1965. С. 620.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. Specific heat of combustion of compounds used as octane-boosting additives in motor fuels.

Baixar (276KB)
3. Fig. 1

Baixar (39KB)

Declaração de direitos autorais © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».