Простые алкиловые эфиры глицерина как компоненты дизельных топлив

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Исследование посвящено характеризации простых алкиловых эфиров глицерина с низшими спиртами (метиловым и этиловым) в качестве компонентов (био)дизельных смесей. Синтезированные диметиловые (ДМЭГ) и диэтиловые (ДЭЭГ) эфиры глицерина охарактеризованы как чистые вещества по основным физическим свойствам. В качестве базовых топлив были использованы дизельные фракции нефтяного происхождения (B0 и В1 как аналоги летнего и зимнего топлив), а также рапсовый биодизель В100. По основным показателям качества топлив (плотность, вязкость, низкотемпературные свойства, температура вспышки, фракционный состав, окислительная стабильность) были исследованы три серии смесей: 1) смеси ДМЭГ/ДЭЭГ с В0 и В1 (5 и 10 мас. %); 2) смеси ДМЭГ/ДЭЭГ с В100 (5–40 мас. %); 3) смеси В0 и В1 с содержанием возобновляемого компонента 20 мас. %, где в составе последнего содержание эфиров менялось от 0 до 50%. Охарактеризовано повышение плотности и вязкости смесей и улучшение низкотемпературных свойств при добавлении эфира, что определяет возможность применения этих соединений в качестве компонентов дизельных топлив[1].

[1] Дополнительные материалы доступны в электронном виде по DOI статьи: 10.31857/S0028242124060088.

Full Text

Последние годы явили биотопливному рынку новые технологии и новые типы технологий, включая производство синтетического изопарафинового топлива (HVO) из жирового сырья. Вместе с тем, несмотря на интенсивное развитие, биотопливо на основе метиловых эфиров жирных кислот (FAME) остается одним из основных компонентов, вовлекаемых в состав дизельных топлив. Сложившаяся ситуация сохранилась в том числе на фоне обновления европейской директивы о возобновляемых источниках энергии (European Renewable Energy Directive), обозначившей нежелательность использования пищевых масел для производства топлива: на смену маслам пищевого качества пришли использованные растительные масла и другие богатые жиром отходы; при переходе к этим биотопливам III поколения основным источником сырья должны стать триглицериды, культивируемые посредством микроводорослей. Таким образом, традиционная структура производства, предполагающая трансэтерификацию триглицеридного сырья и образование побочного глицерина, имеет все шансы сохраниться в дальнейшем — наряду с проблемой утилизации биоглицерина. Как следствие, пути превращения биоглицерина в компонент топлива по-прежнему привлекают к себе значительное внимание в силу следующих причин: 1) побочный глицерин не является пищевым ресурсом, что относит биотопливный компонент на его основе к категории “advanced” (продвинутый); 2) перенасыщенный рынок глицерина предопределяет избыточное предложение и, следовательно, низкую стоимость и широкую доступность; 3) экономическая эффективность реализации глицерина влияет на общую рентабельность биодизельного производства; 4) производимый в количествах, пропорциональных количеству главного продукта, глицерин требует утилизации адекватного масштаба.

Разработанные за последние годы пути превращения глицерина в липофильные производные (простые и сложные эфиры, кетали, ацетали) суммированы в недавних обзорах [1–3]. Среди простых эфиров глицерина большое количество работ посвящены трет-бутиловым эфирам (ТБЭГ), получаемым в реакциях с изобутиленом или трет-бутиловым спиртом: эти соединения рассматривались в качестве потенциальных добавок к дизельному топливу [4], причинами чего являются главным образом высокая липофильность этих соединений и относительно простой синтез.

Основными источниками изобутилена традиционно являются процессы каталитического крекинга нефтяных фракций, пиролиза и дегидрирования изобутана, что определяет невозобновляемую природу этого соединения. Тем не менее новый виток интереса к ТБЭГ сопряжен с возможностью переработки частиц целлюлозы бытовых твердых отходов с получением изобутилена [5] (дегидратацией возобновляемого изобутанола), что открывает возможность к полностью возобновляемым ТБЭГ. Известно, что эти соединения в качестве добавок положительно влияют на свойства биодизельного топлива (в частности, на его низкотемпературные свойства) [4], а также улучшают характеристику выхлопа [6]; в составе бензинов добавки ТБЭГ повышают октановое число и способствуют стабилизации этанолсодержащих бензинов от расслоения при пониженных температурах [7–9]. Эфирам с иными алкильными заместителями к сегодняшнему дню было уделено значительно меньшее внимание. Влияние эфиров с заместителями C3–C5 на свойства бензинов и дизельных топлив описано в ряде работ [10, 11]; применительно к эфирам с низшими спиртами объем доступной информации ограничивается несколькими работами, не позволяющими сформировать целостной картины.

В работе Pinto et al. [12] описан синтез этиловых эфиров глицерина и их влияние на низкотемпературные свойства биодизельного топлива (без характеризации влияния на прочие свойства). Работа Chang et al. [13] постулирует возможность применения метиловых эфиров в качестве добавок к дизельным топливам, описывая лишь базовые физические свойства этих соединений и способ их синтеза. Несколько больше информации приведено в работе [14], сообщающей, помимо закономерностей сверхкритического синтеза, о действии добавок эфиров на некоторые свойства биодизельного топлива.

Сведения о действии добавок производных глицерина на свойства чистого биодизельного топлива тем не менее имеют ограниченное значение: основная часть биодизельного топлива используется для добавления в топливо нефтяного происхождения. Таким образом, более целесообразным представляется исследование влияния добавок на основе глицерина при их совместном с биодизельным топливом вовлечении в нефтяное топливо.

Метанол и этанол, используемые для получения метиловых (FAME) и этиловых (FAEE) жирных кислот соответственно, могут быть попутно применены и для синтеза компонентов топлива на основе глицерина [15–20]. Поскольку глицерин образуется в количестве около 10 мас. % в расчете на биодизельное топливо, при его количественном превращении в диметиловые (диэтиловые эфиры) на каждую тонну топлива может быть получено 130 (160) кг эфирной добавки. На основании предыдущих работ можно предположить, что эфирная добавка будет улучшать низкотемпературные свойства биодизеля, что может быть особенно актуально для зимних периодов в регионах с холодным климатом. В таком случае целесообразно применять эфирную добавку к биодизельному топливу только в зимний период. При шестимесячной продолжительности этого периода максимальное содержание добавки в биодизельном топливе может составлять 260/320 кг/т биодизеля для ДМЭГ/ДЭЭГ, что составляет 20.6/24.2 мас. % соответственно. Таким образом, воздействие эфирных добавок на свойства топлива следует рассматривать в концентрациях по меньшей мере до 20 мас. %. Предлагаемая концепция отражена на рис. 1: получаемый в качестве отхода глицерин превращается в эфирную добавку, используемую для улучшения низкотемпературных свойств смесей, содержащих биодизель в зимний период/холодном климате. Предлагаемая схема может рассматриваться как разновидность “glycerol-free” получение биодизеля. Обычно в таких случаях в качестве реагентов предлагают использовать метилацетат (получение триацетата вместо глицерина) или диметилкарбонат (получение глицеринкарбоната) [21]; в данном случае задача решается при помощи метанола или этанола. Следует отметить, что возможность извлечения добавленной стоимости из побочного глицерина напрямую воздействует на экономические показатели биодизельного производства, вследствие чего возможность получения ценных продуктов на его основе может положительно отразиться на доступности возобновляемых топлив.

 

Рис. 1. Блок-схема процесса переработки масложирового сырья с получением метилового эфира жирных кислот (МЭЖК) и эфиров глицерина.

 

Цель настоящей работы — описание воздействия добавок диметиловых и диэтиловых эфиров глицерина на основные свойства (био)дизельных смесей. В исследовании были сформулированы следующие задачи:

  • получение синтетических образцов эфиров глицерина;
  • описание влияния добавок эфиров на плотность, вязкость и низкотемпературные свойства исходного биодизеля;
  • описание влияния добавок эфиров на основные свойства исходного дизельного топлива нефтяного происхождения;
  • описание влияния добавок эфиров на основные свойства смеси биодизеля и дизельного топлива нефтяного происхождения (трехкомпонентная смесь).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Реагенты. Материалы, использованные в препаративных синтезах простых эфиров глицерина, перечислены в табл. 1. Коммерчески доступные реагенты были использованы без дополнительной очистки.

 

Таблица 1. Реагенты и катализаторы, использованные в исследовании

Наименование

Чистота

Производитель

Метанол

> 99%

Carl Roth, Германия

Этанол

96%, абсолютированный

Глицерин

ч. д. а.

Компонент-Реактив, Москва, Россия

Натрий

NaOH

Эпихлоргидрин

98%

Аbcr, Germany

Amberlyst 36 wet (ионообменная смола)

Rohm&Haas, Chauny, France

 

Синтез алкиловых эфиров глицерина

Детальное описание синтетических методик было приведено ранее авторами в работе [22].

Синтез 1,3-диэтиловых эфиров глицерина (ДЭЭГ). В двугорлую круглодонную колбу, оснащенную обратным холодильником, делительной воронкой и магнитной мешалкой, загрузили этиловый спирт (902.9 г, 20 моль), после чего добавляли металлический натрий (143.8 г, 6.3 моль) в виде тонких сплюснутых стружек. После полного растворения натрия колбу нагревали до 45–50°C и по каплям через капельную воронку добавляли эпихлоргидрин (133.0 г, 1.4 моль). По мере введения эпихлоргидрина реакцию продолжали в течение 1 ч при перемешивании. По окончании реакции реакционную смесь отфильтровывали для отделения образовавшегося NaCl; непрореагировавший этанол отделяли от растворенного NaCl на роторном испарителе (остаточное давление 20 мм рт. ст., температура бани 80–90°C). Образовавшуюся смесь воды, этанола и эфиров разделяли вакуумной ректификацией (остаточное давление 20 мм рт. ст., флегмовое число 3–4) с получением изомерной смеси ДЭЭГ в кубе колонны. Основной компонент смеси — 1,3-диэтиловый эфир глицерина.

Получен 1,3-диэтоксипропан-2-ол, 178 г, 86%; Ткип. = 192–195°C. Обнаружено (%): C – 56.64; H – 10.85. Рассчитано для C7H16O3 (%): C – 56.73; H – 10.88. Согласно данным ГХ-ПИД, содержание целевого соединения в смеси составило 98.6%. Масс-спектр ионизации электронами полученного вещества совпал с масс-спектром, представленным в базе данных NIST 20.

Синтез 1,3-диметиловых эфиров глицерина (ДМЭГ). В двугорлую круглодонную колбу, оснащенную обратным холодильником, капельной воронкой и магнитной мешалкой, поместили метанол (2082.6 г, 65 моль) и гидроксид натрия (244 г, 6.3 моль). После полного растворения щелочи колбу нагрели до 45–50°C и по каплям через капельную воронку добавили эпихлоргидрин (413.3 г, 4.4 моль). По мере введения эпихлоргидрина реакция продолжалась в течение 1 часа при перемешивании. По окончании реакции реакционную смесь отфильтровали для отделения образовавшегося NaCl; метанол и ДМЭГ отделили с помощью роторного испарителя (остаточное давление 20 мм рт. ст., температура бани 70–80°C). Полученную смесь ДМЭГ и метанола отделяли вакуумной ректификацией (остаточное давление 20 мм рт. ст., флегмовое число 3–4) с получением изомерной смеси диметиловых эфиров глицерина (423 г). Основным компонентом смеси был 1,3-диметиловый эфир глицерина.

Получен 1,3-диметоксипропан-2-ол, 423 г, 81%. Ткип. = 164–167 °C. Обнаружено, %; С — 50.07; H — 10.12. Рассчитано для C5H12O3 (%): C — 49.98; H — 10.07. Согласно данным ГХ-ПИД, содержание целевого соединения в смеси составило 99.2%. Масс-спектр ионизации электронами полученного вещества совпал с масс-спектром, представленным в базе данных NIST 20.

Анализ изомерного состава и чистоты проводили с помощью ГХ-ПИД прибор Кристаллюкс-4000М, капиллярная колонка ГХ Supelco Nukol (30 × 0.25 × 0.25), газ-носитель гелий (приложение А).

Базовые топлива

В качестве моделей нефтяного дизельного топлива использовались летнее базовое топливо B0 и зимнее базовое топливо B1. Обе фракции представляли собой гидроочищенные дизельные фракции без присадок, отобранные на нефтеперерабатывающих заводах России. Исходный биодизель B100 был приобретен у ООО “Биодизель” (Омск, Россия). Базовые топлива B0, B1 и B100 были охарактеризованы по основным свойствам в ходе исследования (см. раздел “Результаты и их обсуждение”).

Методы определения свойств дизельных топлив. Методы, использованные для определения свойств рассматриваемых дизельных топлив, приведены в табл. 2.

 

Таблица 2. Методы определения показателей качества дизельных смесей

Свойства

Метод испытания

Воспроизводимость метода (единицы)

Оборудование

Плотность

ASTM D4052

±1.2 кг/м3

Вибрационный плотномер ВИП-2МР, Термэкс, Россия

Вязкость

ASTM D445

≈0.02 мм2

Капиллярный вискозиметр ВПЖ-٤, Термэкс, Россия

Фракционный состав

ASTM D86

±٥°C

АРНП-ПХП, Промхимприбор, Россия

Окислительные свойства

ISO 12205

±12.9 мг/м3

Термостат LT-830, ЛОИП, Россия

Предельная температура фильтруемости (ПТФ)

EN116

±1°C

ПТФ-ЛАБ-12, ЛОИП, Россия

Температура помутнения (Тпом.)

ASTM D6749

±1°C

ТПЗ-ЛАБ-12, ЛОИП, Россия

Температура застывания (Тзаст.)

ASTM D7683

±1°C

Смазывающая способность

ISO 12156–1

±63 μm

HFRR, PCS Instruments, Великобритания

Температура вспышки (Твсп.)

ISO 2719

±2.9°C

ТВЗ-ЛАБ-12, ЛОИП, Россия

Теплотворная способность

ASTM D4809

±100 кДж/кг

Калориметр бомбовый IKA C200, IKA, Германия

Испытания на медной пластинке

ISO 2160

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Добавки эфиров глицерина и базовые топлива

Основные свойства образцов диэфиров, использованных в качестве добавок, представлены в табл. 3. По температуре кипения диэфиры глицерина соответствуют интервалу кипения дизельных топлив. Вязкости эфиров также имеют тот же порядок, что и типичные вязкости дизельных топлив. Высокая массовая доля кислорода (32–40 мас. %) определяет значение плотности, значительно более высокое по сравнению с углеводородным топливом. С позиции температур плавления, имеющих очень низкие значения (ниже –100 °C), можно рассчитывать на определенное улучшение низкотемпературных свойств топлива при добавлении эфиров в топливо. В то же время, помимо собственной температуры плавления, добавки способны растворять парафин или солюбилизировать микрокристаллы, образующиеся при охлаждении топлива, что связано с низкотемпературными свойствами топлива. В целом измеренные нами основные свойства эфирных добавок хорошо соотносятся с ранее описанными Chang [13] и Leal-Duaso [23].

 

Таблица 3. Основные физические свойства эфиров (описаны нами в работе [22])

Наименование добавки

Мол. масса

Ткип., °C

Тпл., °C

Плотность при 20°C, кг м–3

Кинематическая вязкость при 20°C, мм2 с–1

Доля кислорода, мас. %

ДМЭГ

120

164–167

–114

1021.8

4.15

39.95

ДЭЭГ

148

192–195

–105

950.3

4.16

32.39

 

Для приготовления топливных смесей были использованы два основных базовых топлива. Если первым базовым топливом, не содержащим биодизельного компонента (B0), была гидроочищенная фракция летнего дизельного топлива, полученная из нефти, то в качестве второго компонента был использован образец биодизельного топлива, полученного на основе рапсового масла (см. жирнокислотный состав в табл. B.1, приложение B). В качестве дополнительного компонента для отдельных исследований низкотемпературных свойств была использована гидроочищенная фракция зимнего дизельного топлива B1 (табл. C.1, приложение C).

Смеси биодизельного топлива и эфиров. Для смесей типа [биодизель + эфирная добавка] была оценена зависимость плотности, кинематической вязкости, ПТФ, температуры помутнения и замерзания смеси от состава топлива. Все эти показатели в первую очередь характеризуют низкотемпературные свойства. Оценка расширенного перечня свойств в соответствии с ГОСТ 53605-2009 для смесей такого типа нецелесообразна, поскольку соответствующие стандарту смеси должны содержать не менее 96.5 мас. % метиловых эфиров жирных кислот. Поскольку плотность самих эфирных добавок значительно превышает плотность базового топлива B100 (889 кг/м3), с увеличением концентрации эфира наблюдалось линейное возрастание плотности. Плотность товарных дизельных топлив нормирована действующими стандартами (например, 820–845 кг/м3 для летних топлив по ГОСТ 32511-2013), поэтому при вовлечении добавок на основе производных глицерина их повышенная плотность должна быть учтена во избежание получения продукта, не отвечающего спецификации. Вязкость топлива также заметно снижалась с увеличением доли эфирной добавки (табл. 4), при этом характер зависимости был нелинейным. Более низкая вязкость топлива благоприятнее сказывается на процессе впрыска топлива, обеспечивая образование высокодисперсных капель. С учетом того, что вовлечение FAME в состав топлив обычно сопровождается повышением вязкости топлива, низкие собственные значения вязкости эфиров глицерина могут считаться положительными качествами этих потенциальных добавок [24].

 

Таблица 4. Зависимость плотности и вязкости топлива B100 (FAME) от количества добавок ДМЭГ/ДЭЭГ

Содержание эфира в B100, мас. %

Плотность при 20°C, кг/м3

Вязкость при 40°C, мм2

ДМЭГ

ДЭЭГ

ДМЭГ

ДЭЭГ

0

889.5

5.410

5

895.1

892.1

4.966

5.184

10

899.7

894.5

4.749

4.791

15

905.0

896.7

4.402

4.645

20

910.3

900.0

4.081

4.304

40

933.9

911.8

3.353

3.570

 

Добавление эфиров глицерина к биодизельному топливу сопровождалось улучшением низкотемпературных свойств (табл. 5): ранее о способности смесей этиловых эфиров глицерина снижать Tпом. и Тзаст. топлива FAME, полученных из соевых бобов и таллового масла, сообщалось в работе Pinto et al. [12]. Снижение с увеличением концентраций добавки наблюдалось по всем трем показателям (ПТФ, Тпом. и Тзаст.) для всех концентраций. Вместе с тем изменение показателей хотя и детектировалось четко, выходя за рамки сходимости метода, но имело относительно небольшую величину. Наибольший инкремент в изменении свойств наблюдался при добавлении 40 мас. % ДЭЭГ: ПТФ снизилось с –6.0 до –8.5°C, Тпом. — с 1.0 до –3.5°C, Тзаст. — с –4.0 до –7.5°C. Между действием метилового и этилового диэфиров существенной разницы не наблюдалось.

 

Таблица 5. Действие добавок ДМЭГ и ДЭЭГ на низкотемпературные свойства базового топлива FAME B100

Содержание эфира в B100, мас. ом

ПТФ, °C

Тп., °C

Тзаст., °C

ДМЭГ

0

–6

1

–4

5

–7

–1

–4

10

–7

–1

–6

15

–9

–2

–6

20

–8

–3

–6

40

–8

–3

–7

ДЭЭГ

0

–6

1

–4

5

–8

–1

–4

10

–7

–1

–4

15

–10

–2

–4

20

–9

–2

–6

40

–9

–4

–8

 

Полученные данные по влиянию добавок на низкотемпературные свойства могут быть сопоставлены с литературными. Так, в работе Pinto et al. [12] смесь, состоящая из 65% моноэтилового, 19% диэтилового и 16% триэтилового эфира глицерина, вовлекалась в состав биодизельного топлива в количестве 0.5–1.0 об. %. Снижение Тпом. и Тзаст. при этом составляло 4–5°C, что значительно выше наблюдаемых нами инкрементов. Вместе с тем полученные нами данные по метиловым эфирам соотносятся с данными работы [14]: добавление смеси метиловых эфиров в количествах 3–10 об. % вызывало снижение Тпом. на 1.5°C. Наблюдаемое нами действие добавок эфиров на низкотемпературные свойства топлива B100 также было близким к описанному Melero et al. [4] для трет-бутиловых эфиров глицерина. Следует также отметить, что для биодизельных смесей B100 ни одно из низкотемпературных свойств (ПТФ, Тпом., Тзаст.) не определяется стандартом ГОСТ 53605-2009.

Смеси дизельного топлива нефтяного происхождения и эфиров. Получаемые на основе биоглицерина эфиры могут выступать как самостоятельные добавки дизельного топлива без совместного вовлечения с биодизельным компонентом на основе FAME. Теоретически в этом случае использование таких добавок способно составить некоторую конкуренцию вовлечению FAME, поскольку в этом случае также решается задача получения дизельного топлива с содержанием возобновляемого компонента. При этом можно ожидать, что низкие температуры застывания эфиров обеспечат отсутствие негативного влияния на низкотемпературные свойства формулируемого дизельного топлива по сравнению с типично наблюдаемым при добавлении FAME (особенно богатого эфирами насыщенных жирных кислот).

При добавлении эфиров к базовому топливу B0 в целом наблюдался тот же характер изменения основных свойств, что и для биодизеля (табл. 6). Плотность топлива возрастает, причем для смеси с добавкой 10% ДМЭГ превышает максимально допустимое значение (845 кг/м3 в соответствии со стандартом ГОСТ 32511-2013). Вязкость топлива снижается с повышением концентрации добавки, оставаясь при этом внутри диапазона нормативных значений. Добавки эфиров в общем снижают среднюю температуру кипения топлива без существенного изменения кривой дистилляции; схожий характер был ранее описан для добавок трет-бутиловых эфиров глицерина в дизельные топлива [25]. Коррелирующий с фракционным составом показатель “температура вспышки” также меняется в сторону снижения, имеющего максимальное значение в 16°C для смеси B0 c 10 мас. % ДМЭГ. Как по показателям фракционного состава, так и по кинематической вязкости все исследованные образцы отвечали нормативам стандарта ГОСТ 32511-2013.

 

Таблица 6. Действие добавок ДМЭГ и ДЭЭГ на основные свойства летнего дизельного топлива B0

Смесь

B0 (исходное летнее дизельное топливо)

5 мас. % ДМЭГ

10 мас. % ДМЭГ

5 мас. % ДЭЭГ

10 мас. % ДЭЭГ

Плотность при 20°C, кг/м3

835.1

840.6

846.6

838.4

843.2

Вязкость при ٤0°C, мм2

3.255

2.986

2.893

3.064

2.954

ПТФ, °C

–5.0

–5.0

–7.0

–6.0

–5.0

Тпом., °C

–1.5

–1.5

2.5

–1.5

–0.5

Тзаст., °C

–8.0

–9.0

–9.0

–9.0

–9.0

Твсп., °C

77

59

61

71

69

Фракционный состав, % об./°C

     

Тн.к.

191

153

147

175

172

T10

228

195

179

210

200

T50

277

274

270

274

270

T90

336

335

334

335

333

T95

352

352

351

352

350

Смазывающая способность, мкм

492

385

352

345

309

 

Поскольку исходная фракция B0 является гидроочищенной (содержание серы менее 5 мг/кг) и одновременно не содержит противоизносных присадок, ее показатель смазывающей способности (492 мкм) превышает максимально допустимое значение (460 мкм). Введение эфиров глицерина в состав топлива сопровождается улучшением смазывающей способности. Например, для смеси [B0 + 10% ДЭЭГ] средний диаметр пятна износа составлял 309 мкм, что отвечает нормативному значению даже с учетом воспроизводимости метода, причем обе эфирные добавки обеспечивали примерно одинаковое улучшение смазывающей способности. Ранее для родственных кислородсодержащих соединений класса эфиров подобный эффект был описан нами для ди-трет-бутиловых эфиров глицерина [26]; некоторое улучшение смазывающей способности наблюдалось также для диалкиловых эфиров [27].

Действие добавок эфиров на низкотемпературные свойства топлива В0 имеет неоднозначный характер. С одной стороны, по показателям ПТФ и Тзаст. для всех смесей топлива B0 с эфирами наблюдается незначительное уменьшение на 1–2°C; с другой — наблюдается определенное повышение Тпом., наиболее выраженное для топлива с добавкой 10 мас. % ДМЭГ, для которого увеличение температуры помутнения составило 4°C (табл. 6). Ввиду малого значения инкрементов были проведены дополнительные измерения с использованием зимнего базового топлива B1 (табл. 7). Было установлено, что изменение ПТФ при введении в состав топливных смесей эфиров глицерина также характеризуется незначительным снижением (1–2°C). При этом в случае зимнего топлива улучшение температуры застывания имеет более высокую величину: например, снижение на 8°C достигается уже при добавлении 5 мас. % ДЭЭГ. В отношении температуры помутнения были получены неожиданные результаты, резко различающиеся для двух добавок. Так, добавление в топливо ДЭЭГ не вызывает практически никакого изменения показателя Тпом., в то время как добавление ДМЭГ приводит к смесям, имеющим температуру помутнения в интервале 13–15°C. По всей видимости, для этих смесей наблюдаемый эффект вызван относительно высокой гидрофильностью диметиловых эфиров глицерина, неограниченно смешивающихся с водой. Такие производные глицерина, как золькеталь или моно-трет-бутиловый эфир, также имеют ограниченную смешиваемость с дизельными топливами [25, 28]. В этом случае причины помутнения заключаются в снижении растворимости эфира в дизельном топливе при снижении температуры; на точку помутнения также должно действовать содержание воды в смеси (подобно этанолсодержащим бензинам). В самом деле, при внесении в пробу [B1 + 5 мас. % ДМЭГ] объемом 10 мл микрокапли воды объемом ≈ 1 мкл проба моментально помутнела при комнатной температуре. Очевидно, гидрофильность диэтиловых эфиров глицерина существенно ниже по сравнению с диметиловыми: в их случае при внесении в топливную смесь микрокапли воды помутнения не наблюдалось. Таким образом, отрицательное влияние добавок диметиловых эфиров глицерина на температуру помутнения дизельных топлив объясняется их ограниченной смешиваемостью с углеводородами.

 

Таблица 6. Действие добавок ДМЭГ и ДЭЭГ на основные свойства летнего дизельного топлива B0

Смесь

B0 (исходное летнее дизельное топливо)

5 мас. % ДМЭГ

10 мас. % ДМЭГ

5 мас. % ДЭЭГ

10 мас. % ДЭЭГ

Плотность при 20°C, кг/м3

835.1

840.6

846.6

838.4

843.2

Вязкость при ٤0°C, мм2

3.255

2.986

2.893

3.064

2.954

ПТФ, °C

–5.0

–5.0

–7.0

–6.0

–5.0

Тпом., °C

–1.5

–1.5

2.5

–1.5

–0.5

Тзаст., °C

–8.0

–9.0

–9.0

–9.0

–9.0

Твсп., °C

77

59

61

71

69

Фракционный состав, % об./°C

     

Тн.к.

191

153

147

175

172

T10

228

195

179

210

200

T50

277

274

270

274

270

T90

336

335

334

335

333

T95

352

352

351

352

350

Смазывающая способность, мкм

492

385

352

345

309

 

Таблица 7. Действие добавок ДМЭГ и ДЭЭГ на низкотемпературные свойства зимнего дизельного топлива B1

Смесь

B1

5 мас. % ДМЭГ

10 мас. % ДМЭГ

5 мас. % ДЭЭГ

10 мас. % ДЭЭГ

ПТФ, °C

–25

–27

–26

–26

–27

Тп., °C

–20

15

13

–20

–21

Тз., °C

–40

–44

–46

–48

–49

 

Проблема гетерогенизации этанолсодержащих бензинов [29] при понижении температуры и повышении содержания воды в смеси. Как правило, эта проблема решается совместным вовлечением этанола в бензин с другими соединениями (обычно, спиртами жирного ряда — пропиловыми, бутиловыми и т. д.), которые играют роль сорастворителя. По всей видимости, в данном случае вовлечение диметиловых эфиров глицерина в дизельные топлива также должно сопровождаться наличием третьего компонента, гидрофильность которого занимает промежуточное положение между углеводородным дизельным топливом и добавкой. Наиболее очевидным компонентом такого рода является биодизельное топливо на основе FAME. По остальным рассмотренным свойствам добавление в петродизель 5–10 мас. % добавок на основе эфиров глицерина приводило к улучшению большинства свойств либо не вызывала явного ухудшения качества.

Трехкомпонентные смеси. Свойства трехкомпонентных смесей, приготовленных путем добавления в дизельное топливо нефтяного происхождения как биодизеля (FAME), так и эфирных добавок, представлены в табл. 8. Выбранные здесь составы смесей симулируют задачу составления топлива с содержанием возобновляемого компонента 20 мас. % при варьировании состава последнего.

 

Таблица 8. Воздействие добавок ДМЭГ и ДЭЭГ на основные свойства трехкомпонентных смесей с биодизелем B100 и летним дизелем B0

Смесь

B0

B20/0

ДМЭГ

ДЭЭГ

B18/2

B16/4

B12/8

B10/10

B18/2

B16/4

B12/8

B10/10

Плотность при 20°C, кг/м3

835.1

845.5

847.2

848.6

853.2

853.5

846.3

847.1

848.2

848.4

Вязкость при 40°C, мм2

3.255

3.588

3.450

3.256

3.120

2.619

3.432

3.366

3.158

3.069

ПТФ, °C

–5.0

–4.0

–4.0

–4.0

–4.0

–8.0

–4.0

–3.5

–4.0

–8.0

Тп., °C

–1.5

–1.5

–0.5

0.0

0.5

0.0

–0.5

–0.5

0.5

0.5

Тз., °C

–8.0

–7.0

–9.0

–10.0

–10.5

–9.0

–9.5

–10.5

–10.0

–9.0

Твсп., °C

77

80

72

68

64

62

76

75

72

71

Окислительная стабильность, г/м3

<1

17.0

15.5

Фракционный состав, % об./°C

          

Тн.к.

191

180

168

152

144

139

155

157

162

163

T10

228

232

217

202

184

179

220

215

205

201

T50

277

292

289

285

279

275

287

285

279

276

T90

336

248

347

345

343

338

348

346

342

339

T95

352

360

359

360

358

353

360

360

356

353

 

Для ряда показателей характер изменения был полностью аналогичен описанному и обсужденному выше для смесей типа [эфирная добавка + петродизель] (плотность, вязкость, температура вспышки, фракционный состав). В отношении вязкости следует заметить, что повышение содержания эфирной добавки в смеси “компенсирует” повышение вязкости, неизбежное при добавлении FAME к углеводородному топливу.

Действие добавок эфира на низкотемпературные свойства имеет иной характер. Так, добавление эфиров в количестве 2–8 мас. % при соответствующем содержании биодизельного компонента в 12–18 мас. % практически не имеет влияния на ПТФ (изменение в пределах 1.5°C), вызывает небольшое ухудшение Тпом. (до 2°C) и снижает Тзаст. на 2.0–3.5°C. При увеличении содержания эфирной добавки до 10% (смеси В10/10) к эффекту добавляется резкое снижение ПТФ на 4°C (в обоих случаях с –4.0 до –8.0°C). Это позволяет заключить, что введение ДМЭГ в топливо вместе с FAME позволяет компенсировать тенденцию этой добавки к помутнению в результате ограниченной растворимости в петродизеле. Для трехкомпонентных смесей, содержащих ДЭЭГ, изменение показателя Тпом. было незначительным (порядка 1°C).

Так же, как и в случае с двухкомпонентными смесями типа [эфир глицерина + петродизеля], нами были проведены дополнительные измерения низкотемпературных свойств трехкомпонентных смесей на основе базового зимнего дизельного топлива B1 (табл. 9). По всем трем показателям, характеризующим низкотемпературные свойства, введение эфиров глицерина в смеси нефтяного и биодизельного топлива имеет нейтральный или положительный эффект. Например, по показателю ПТФ значимых изменений не наблюдалось для всех рассмотренных составов (интересно, что этот показатель был на 3°C ниже для смеси В20/0 по сравнению с базовым топливом В1).

 

Таблица 9. Воздействие добавок ДМЭГ и ДЭЭГ на низкотемпературные свойства трехкомпонентных смесей биодизеля B100 и зимнего дизельного топлива B1

Смесь

Исходное топливо B1

B20/0

ДМЭГ

ДЭЭГ

B16/4

B10/10

B16/4

B10/10

ПТФ, °C

–25

–28

–28

–27

–28

–29

Тп., °C

–20

–15

–19

–17

–17

–15

Тз., °C

–0

–25

–25

–29

–26

–31

 

По двум другим показателям низкотемпературных свойств (Тпом. и Тзаст.) добавление биодизеля к углеводородной фракции ухудшало ее свойства: наблюдалось снижение Тпом. и Тзаст. на 5 и 15°C соответственно. Введение в состав эфирных добавок позволяло скомпенсировать это ухудшение низкотемпературных свойств. Так, при добавлении 20% В100 была получена смесь с Тпом. = –15 °C, в то время как добавление 16% В100 и 4% ДМЭГ вело к смеси с Тпом. = –19°C. Для других смесей величина этого эффекта была меньше, но ни для одного из исследованных образцов не было зарегистрировано обратной тенденции: лишь образец В10/10 с добавкой ДЭЭГ показывал нулевое изменение Тпом. относительно образца В20/0. Влияние эфирной добавки на величину Тпом. было минимально (изменение в пределах 1°C) при ее количестве, равном 4% (смеси состава В16/4, табл. 9). При увеличении количества добавки до 10% (смеси состава В10/10) наблюдалось заметное снижение Тпом. относительно смесей В20/0, составившее 4–6°C. Таким образом, именно в трехкомпонентных смесях на основе зимнего дизельного топлива добавки метиловых и этиловых эфиров глицерина оказывают наиболее эффективное действие, не вызывая ухудшения ни одного из показателей, характеризующих низкотемпературные свойства, и позволяя скомпенсировать их ухудшение, обусловленное введением биодизельного компонента в углеводородную фракцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучено влияние добавок диметилового и диэтилового эфиров глицерина (1,3-диметоксипропан-2-ол — ДМЭГ; 1,3-диэтоксипропан-2-ол — ДЭЭГ) на основные свойства дизельных топлив различного состава. При вовлечении эфиров глицерина в состав рапсового биодизельного топлива (исходный FAME) в концентрациях 5–40 мас. % наблюдалось аддитивное повышение плотности, снижение вязкости и улучшение низкотемпературных свойств (ПТФ, Тпом. и Тзаст.) на 2–3°C. Добавление 5–10 мас. % эфиров глицерина к дизельной фракции нефтяного происхождения также сопровождалось изменением плотности, вязкости и других показателей качества; при этом изменение низкотемпературных свойств имело неоднозначный характер: снижению ПТФ и Тзаст. отвечало соразмерное повышение Тпом.. Добавление 5%-ной эфирной добавки к нефтяному дизельному топливу не сопровождалось заметным ухудшением качества топлива и выходом его за рамки требований стандартов. Наконец, эфиры глицерина были рассмотрены как составляющие трехкомпонентных смесей типа [эфир + FAME + дизель]. Замещение части биодизельного компонента эфирной добавкой позволяет добиться некоторого улучшения низкотемпературных свойств (главным образом, показателя Тзаст.), а также снижения вязкости топлива. Полученные данные по трехкомпонентным смесям (наилучшие показатели ПТФ и вязкости были представлены в смесях B10/10 для ДМЭГ и ДЭЭГ) позволяют заключить, что характер влияния эфирных добавок на качество топлива не является препятствием для их применения наряду с биодизельным топливом.

Влияние добавок диметиловых эфиров глицерина на цетановое число дизельных топлив было описано ранее [13]: согласно литературным данным, ЦЧ для ДМЭГ составляет 58 единиц (что близко к типичным значениям ЦЧ для биодизельного топлива на основе МЭЖК), в то время как согласно ГОСТ Р 32511-2013 для товарного топлива ЦЧ должно составлять не менее 51 единицы. Таким образом, при вовлечении диэфиров глицерина в состав дизельных топлив в количествах до 10 об. % следует ожидать минимальных изменений цетанового числа, существенно не меняющих воспламеняемости смеси.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы благодарят Ю. И. Порукову и Р. С. Борисова (ИНХС РАН) за проведение ГХ-ПИД и ГХ-МС анализов. Экспериментальные работы по исследованию свойств бензиновых смесей проводились с использованием аппаратуры кафедры “Технология переработки нефти” Государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-13-00252, https://rscf.ru/project/22-13-00252.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

В. М. Капустин является членом редколлегии журнала “Нефтехимия”, остальные авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

×

About the authors

Владимир Александрович Лаврентьев

Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН

Author for correspondence.
Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0002-4394-6950
Russian Federation, Москва, 119991

Мадина Утимуратовна Султанова

Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0003-1588-3486
Russian Federation, Москва, 119991

Джамалутдин Нажмутдинович Рамазанов

Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0002-6281-8858

к. х. н.

Russian Federation, Москва, 119991

Вадим Олегович Самойлов

Институт нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0003-2455-8765

к. х. н.

Russian Federation, Москва, 119991

Татьяна Игоревна Столоногова

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0001-5286-8985
Russian Federation, Москва, 119991

Юлия Викторовна Кожевникова

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0009-0002-9555-6601
Russian Federation, Москва, 119991

Елена Александровна Чернышева

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0002-3212-3748

к. х. н.

Russian Federation, Москва, 119991

Владимир Михайлович Капустин

Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Email: lavrentev@ips.ac.ru
ORCID iD: 0000-0003-1814-5171

д. т. н.

Russian Federation, Москва, 119991

References

  1. Sedghi R., Shahbeik H., Rastegari H., Rafiee S., Peng W., Nizami A.-S. et al. Turning biodiesel glycerol into oxygenated fuel additives and their effects on the behavior of internal combustion engines: A comprehensive systematic review // Renew Sustain Energy Rev. 2022. V. 167. ID112805. https://doi.org/10.1016/j.rser.2022.112805
  2. Kaur J., Sarma A.K., Jha M.K., Gera P. Valorisation of crude glycerol to value-added products: Perspectives of process technology, economics and environmental issues // Biotechnol Reports. 2020. V. 27. ID e00487. https://doi.org/10.1016/j.btre.2020.e00487
  3. Olson A.L., Tunér M., Verhelst S. A concise review of glycerol derivatives for use as fuel additives // Heliyon. 2023. V. 9. № 1. ID e13041. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13041
  4. Melero J.A., Vicente G., Morales G., Paniagua M., Bustamante J. Oxygenated compounds derived from glycerol for biodiesel formulation: Influence on EN14214 quality parameters // Fuel. 2010. V. 89. № 8. P. 2011–2018. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2010.03.042
  5. Kowalski Z., Kulczycka J., Verhé R., Desender L., De Clercq G., Makara A., Generowicz N., Harazin P. Second-generation biofuel production from the organic fraction of municipal solid waste // Front Energy Res. 2022. V. 10. Р. 5143–5144. https://doi.org/10.3389/fenrg.2022.919415
  6. Shravan T. Synthesis of Glycerol Based Fuel Additives to Reduce NOx Emissions from Diesel Engines Operated on Diesel and Biodiesel fuels by SNCR // Diss. Ph D. TU-Braunschweig, Germany. 2010
  7. Samoilov V.O., Borisov R.S., Stolonogova T.I., Zarezin D.P., Maximov A.L., Bermeshev M.V., Chernysheva E.A., Kapustin V.M. Glycerol to renewable fuel oxygenates. Part II: Gasoline-blending characteristics of glycerol and glycol derivatives with C3–C4 alkyl(idene) substituents // Fuel. 2020. V. 280. ID118585. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2020.118585
  8. Samoilov V.O., Stolonogova T.I., Ramazanov D.N., Tyurina E.V., Lavrent’ev V.A., Porukova Y.I., Chernysheva E.A., Kapustin V.M. tert-Butyl ethers of renewable diols as oxygenated additives for motor gasoline. part I: glycerol and propylene glycol ethers // Petrol. Chemistry. 2023. V. 63. № 4. P. 428–436. https://doi.org/10.1134/S0965544123010061
  9. Bozkurt Ö.D., Yılmaz F., Bağlar N., Çelebi S., Uzun A. Compatibility of di- and tri-tert-butyl glycerol ethers with gasoline // Fuel. 2019. V. 255. ID115767. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2019.115767
  10. Saengarun C., Petsom A., Tungasmita D.N. Etherification of glycerol with propylene or 1-butene for fuel additives // Sci World J. 2017. V. 2017. P. 1–11. https://doi.org/10.1155/2017/4089036
  11. Ikizer B., Oktar N., Dogu T. Etherification of glycerol with C4 and C5 reactive olefins // Fuel Process Technol. 2015. V. 138. P. 570–577. https://doi.org/10.1016/j.fuproc.2015.06.039
  12. Pinto B.P., de Lyra J.T., Nascimento J.A.C., Mota C.J.A. Ethers of glycerol and ethanol as bioadditives for biodiesel // Fuel. 2016. V. 168. P. 76–80. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2015.11.052
  13. Chang J.-S., Lee Y.-D., Chou L.C.-S., Ling T.-R., Chou T.-C. Methylation of glycerol with dimethyl sulfate to produce a new oxygenate additive for diesels // Ind Eng Chem Res. 2012. V. 51. № 2. P. 655–661. https://doi.org/10.1021/ie201612t
  14. Sakdasri W., Ngamprasertsith S., Saengsuk P., Sawangkeaw R. Supercritical reaction between methanol and glycerol: The effects of reaction products on biodiesel properties // Energy Convers Manag X. 2021. V. 12. ID100145. https://doi.org/10.1016/j.ecmx.2021.100145
  15. Veiga P.M., Gomes A.C.L., Veloso C.O., Henriques C.A. Acid zeolites for glycerol etherification with ethyl alcohol: Catalytic activity and catalyst properties // Appl Catal A Gen. 2017. V. 548. P. 2–15. https://doi.org/10.1016/j.apcata.2017.06.042
  16. Lemos C.O.T., Rade L.L., Barrozo M.A. de S., Cardozo-Filho L., Hori C.E. Study of glycerol etherification with ethanol in fixed bed reactor under high pressure // Fuel Process Technol. 2018. V. 178. P. 1–6. https://doi.org/10.1016/j.fuproc.2018.05.015
  17. Melero J.A., Vicente G., Paniagua M., Morales G., Muñoz P. Etherification of biodiesel-derived glycerol with ethanol for fuel formulation over sulfonic modified catalysts // Bioresour Technol. 2012. V. 103. № 1. P. 142–151. https://doi.org/10.1016/j.biortech.2011.09.105
  18. Jia G., Zhang Y., Liu L., Li Y., Lv B. Gas-phase catalytic dehydration of glycerol with methanol to methyl glyceryl ethers over phosphotungstic acid supported on alumina // ACS Omega. 2021. V. 6. № 44. P. 29370–29379. https://doi.org/10.1021/acsomega.1c02891
  19. Yuan Z., Xia S., Chen P., Hou Z., Zheng X. Etherification of biodiesel-based glycerol with bioethanol over tungstophosphoric acid to synthesize glyceryl ethers // Energy & Fuels. 2011. V. 25. № 7. P. 3186–3191. https://doi.org/10.1021/ef200366q
  20. Pariente S., Tanchoux N., Fajula F. Etherification of glycerol with ethanol over solid acid catalysts // Green Chem. 2009. V. 11. № 8. ID1256. https://doi.org/10.1039/b905405g
  21. Ang G.T., Tan K.T., Lee K.T. Recent development and economic analysis of glycerol-free processes via supercritical fluid transesterification for biodiesel production // Renew Sustain Energy Rev. 2014. V. 31. P. 61–70. https://doi.org/10.1016/j.rser.2013.11.004
  22. Samoilov V., Lavrentev V., Sultanova M., Ramazanov D., Kozhevnikov A., Shandryuk G., et al. Methyl and ethyl ethers of glycerol as potential green low-melting technical fluids // molecules. 2023. V. 28. № 22. ID7483. https://doi.org/10.3390/molecules28227483
  23. Leal-Duaso A., Pérez P., Mayoral J.A., García J.I., Pires E. Glycerol-derived solvents: synthesis and properties of symmetric glyceryl diethers // ACS Sustain Chem Eng. 2019. V. 7. № 15. P. 13004–13014. https://doi.org/10.1021/acssuschemeng.9b02105
  24. Pandey R.K., Rehman A., Sarviya R.M. Impact of alternative fuel properties on fuel spray behavior and atomization // Renew Sustain Energy Rev. 2012. V. 16. № 3. P. 1762–1778. https://doi.org/10.1016/j.rser.2011.11.010
  25. Burger J.L., Baibourine E., Bruno T.J. Comparison of diesel fuel oxygenate additives to the compositionexplicit distillation curve method. part 4: alcohols, aldehydes, hydroxy ethers, and esters of butanoic acid // Energy & Fuels. 2012. V. 26. № 2. P. 1114–1123. https://doi.org/10.1021/ef2016655
  26. Samoilov V.O., Ramazanov D.N., Nekhaev A.I., Maximov A.L., Bagdasarov L.N. Heterogeneous catalytic conversion of glycerol to oxygenated fuel additives // Fuel. 2016. V. 172. P. 310–319. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2016.01.024
  27. Anastopoulos G., Lois E., Zannikos F., Kalligeros S., Teas C. The tribological behavior of alkyl ethers and alcohols in low sulfur automotive diesel // Fuel. 2002. V. 81. № 8. P. 1017–1024. https://doi.org/10.1016/S0016-2361(02)00013-3
  28. Lin C.-Y., Tsai S.-M. Emission characteristics of a diesel engine fueled with nanoemulsions of continuous diesel dispersed with solketal droplets // J. Environ Sci Heal Part A. 2020. V. 55. № 3. P. 224–229. https://doi.org/10.1080/10934529.2019.1682366
  29. Johansen T., Schramm J. Low-Temperature Miscibility of Ethanol-Gasoline-Water Blends in Flex Fuel Applications // Energy Sources. Part A. Recover Util Environ Eff. 2009. V. 31. № 18. P. 1634–1645. https://doi.org/10.1080/15567030903021897

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Appendix
Download (442KB)
3. Fig. 1. Block diagram of oil and fat raw material processing process with production of fatty acid methyl ester (FAME) and glycerol esters.

Download (62KB)

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».